ЖУРНАЛИСТИКА В ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ JOURNALISM IN HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECT
УДК 070
Воронежский государственный технический университет
к. филол. н., доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Скуридина С.А.
Россия, г. Воронеж, +7(920)404-04-48 e-mail: saskuridina@ya.ru
студентка 4 курса направления «Журналистика» Масленникова И.А.
Россия, г. Воронеж, +7(951)861-95-35 e-mail: ir.ir.mi.mi@mail.ru
С.А. Скуриди
Voronezh State Technical University The chair of Russian language and intercultural communication PhD, associate professor Skuridina S.A.
Russia, Voronezh, +7(920)404-04-48 e-mail: saskuridina@ya.ru
The faculty of journalism, fourth-year student Maslennikova I.A.
Russia, Voronezh, +7(951)861-95-35 e-mail: ir.ir.mi.mi@mail.ru
, И.А. Масленникова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ XIX ВЕКА)
В статье рассказывается о возможности использования частных объявлений и рекламы в периодических изданиях в качестве историко-культурологического источника, который отличается объективностью и достоверностью. Спецификой указанных жанров является представление максимального объема информации в минимальном количестве единиц текста. К одной из особенностей частных и рекламных объявлений можно отнести их хронотопность, то есть перед нами некий текст, несущий информацию о пространстве, которое мы можем осмыслить через приметы времени. В основу работы положены рекламные тексты и тексты объявлений различной тематики (экономические, бытовые, брачные, афиши, объявления о выходе книг, о трудоустройстве и т.д.), напечатанные как в столичных, так и в региональных газетах XIX - начала XX вв. Указанный период выбран в связи с возросшей в России ролью периодической печати, превратившейся в своеобразный барометр общественной жизни. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение рекламы позволяет представить социокультурную жизнь общества в более полном объеме: информационная картина, создаваемая объявлениями и рекламой, превращается в картину эпохи, когда печатное слово было единственным средством массовой информации.
Ключевые слова: текст, историко-культурологический источник, периодическая печать, реклама, жанр рекламы, история рекламы, частные объявления, «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Казанский листок», «Брачная газета», «Справочный листок для Нижегородской ярмарки».
Скуридина С. А., Масленникова И. А., 2017
S.A. Skuridina, I.A. Maslennikova
PERIODICAL PRESS AS THE SOURCE OF HISTORICAL AND CULTURAL STUDIES (BASED ON NEWSPAPER ADVERTISEMENTS OF THE 19th CENTURY)
The article concerns the opportunity of using of private announcements and advertisements in periodical press as the source of historical and cultural studies which is characterized by fairness and reliability. The main trait of the genre is maximal volume of information presented in minimal quantity of textual units. Also private announcements are characterized as chronotopical because these texts contain some spatial information which can be comprehended through temporal signs. The research is based on advertisements of various subjects (economical and household ones, marriage announcements, playbills, book release and employment announcements etc.) published in capital and regional newspapers in the 19th century and in the beginning of the 20th century. This period was chosen in connection with the growing importance of Russian periodical press which became a specific 'barometer' of social life. The actuality of the research is determined by the fact that advertisement studies reveal a complete picture of social and cultural life. This informational picture transforms into the picture of the epoch when periodical press was the only source of mass information.
Key words: text, the source of historical and cultural studies, periodical press, advertisement, advertisement genre, the history of advertisement, private announcements, "Moscow gazette", "St.-Petersburg gazette", "Kazan newsletter", "Marriage newspaper", "Informational newsletter for Nizhny Novgorod fair".
Использование печатных источников в работе исследователей разных направлений является обычным фактом, поэтому они не всегда воспрнимаются как специфический исторический источник. Историки и литературоведы постоянно обращаются к журналам и газетам. Периодическая печать является сложным по составу письменным историческим источником, который объединяет в своей структуре различные по происхождению и жанрам материалы, несущие разноплановую информацию. В истории России роль периодической печати возрастает в XIX веке: газеты и журналы становятся своеобразным барометром общественной жизни и, соответственно, важнейшими хранителями исторической и культурологической информации. «Афористическое речение «печать - шестая держава», распространившееся в русском литературном языке со второй половины XIX в., выразительно свидетельствовало о признании современниками огромного значения периодики» [3]. Знаменательны слова Плетнева в письме к С.П. Шевыреву от 9 августа 1846 г.: «Ужели не разделяете вы со мной убеждения, что мы живем в эпоху, в которую последовало что-то равное изобретению письмен и книгопечатания? Это открытие силы повременных изданий. Итак, мыслящему человеку, стремящемуся утвердить в обществе убеждения свои, необходимо обладать каким-нибудь из этих изданий: иначе он принужден будет задушить в себе то, что составляет действительную жизнь его» [5].
Уже в 60-х годах XIX в. в статье «Схоластика XIX века» Д.И. Писарев отмечает: «Развитие русской журналистики с каждым годом становится шире; возникают новые журналы и в короткое время приобретают себе значительный круг читателей; между тем старые журналы продолжают свое существование, и число их подписчиков нисколько не уменьшается. Периодические издания расходятся по всем концам России» [7]. Тем не менее, в дореволюционной России журналы и газеты не рассматривались
как исторический и культурологический источник, хотя уже К.Н. Бестужев-Рюмин выделяет публицистические произведения в особый разряд памятников словесности, которые являются свидетельством «текущих вопросов и практических интересов» [1]. Однако впервые периодические издания как исторические источники были выделены и специально охарактеризованы в 1940 году С.А. Никитиным [6].
Практически каждое периодическое издание дореволюционной России можно рассматривать как полифонический текст в связи с отсутствием каких-либо ограничений в тематике и проблематике, в хронологическом диапазоне материалов, а также в формах выражения: это и исторические статьи, и современные репортажи, и сообщения о каких-либо актуальных событиях, и, конечно же, объявления и реклама.
Реклама, воспринимающаяся нами как факт современности, на самом деле уходит своими корнями в глубокую древность, появившись вслед за возникновением торговых отношений между людьми. Исследователям известны рекламные тексты на древнеегипетском папирусе, а также объявления, выгравированные на медных табличках или написанные на деревянных дощечках в Древней Греции и Древнем Риме. Предприимчивые люди прошлых тысячелетий с помощью объявлений сообщали о продаже рабов, о толковании сновидений и т.д. Несмотря на то, что подобная информация могла просто зачитываться на площади, объявления - это преимущественно письменный жанр, развитию которого способствовало возникновение книгопечатания. Именно появление печатных органов способствовало тому, что мы можем сейчас рассматривать тексты объявлений и рекламы как историко-культурологический источник.
История рекламы в России начинается с Х-Х1 веков, когда русские купцы с целью увеличения продаж прибегали к услугам зазывал, которые ходили по улицам вдоль торговых лавок и во весь голос расхваливали продающиеся товары. Типичными представителями устной рекламы были коробейники, исполнявшие частушки и прибаутки с целью завлечения покупателей мелочей: кружев, лент, бубликов и пряников. История печатной рекламы в России также отмечает неоценимый вклад в свое развитие лубочных картинок, на которых со временем стали появляться рекламные надписи, знакомящие с различной информацией или событиями.
Первые печатные рекламные объявления можно найти в «Ведомостях» Петра Великого, газете начала XVIII века. XIX век стал веком появления многочисленных рекламных объявлений и первых бесплатных рекламных газет. Как верно отмечает А.П. Киселев, «объявление становилось если не единственной, то основной формой информации об экономической и культурной жизни» [4].
Несомненно, главная функция рекламы - информативная, но современными исследователями реклама рассматривается как «источник, отражающий особенности социума, в определенной степени свидетельствующий о ценностях, установках, образе жизни общества» [2], например, из объявления «У купца Якова Далмена на большой улице против Зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повальною ценою, о чем через сие объявляется» (Санкт-Петербургские ведомости, 1737, № 5) можно почерпнуть информацию о том, что было в рационе у обеспеченных людей того времени. Однако подобные тексты имеют важное значение для ученых-
лингвистов, так как позволяют проследить историю слова, ведь устерсы - это устрицы, а цитроны - это лимоны.
«Санкт-Петебургские ведомости», издававшиеся с 1728 года Академией наук, активно печатали коммерческую информацию, которая постепенно оформилась в виде приложения (суплемента): «Торговые и ремесленные слои населения столицы, отечественные и иностранные предприниматели увидели в газете средство для рекламирования своей продукции. Редакция охотно шла им навстречу, преследуя собственный финансовый интерес: тираж газеты был невелик (500-600 экз.), его реализация по 4 коп. за номер не покрывала расходы Академии на издание газеты» [4].
Являлясь социокультурным источником, объявления и реклама в газетах содержат информацию об общественных отношениях того времени, в какое они были опубликованы. В «Московских ведомостях» (№ 15 за 1800 г.) на одной странице соседствуют объявления о продаже хорошо выезжаных лошадей легких пород и объявления о продаже крепостных, что отражает исторический факт того времени - существование в Российской империи крепостного права.
Объявления в газете - обычное явление в России XIX века. Во многих провинциальных городах появляются газеты, содержащие только рекламные сообщения: например, казанский листок объявлений не мог содержать никакой другой информации, кроме объявлений. Издатель сообщал в каждом выпуске «Листка»: «рассылается бесплатно, через особо нанятых рассыльных, во все частные дома, во все присутственные места, в магазины, кафе-рестораны, номера для приезжающих, гостиницы, вагоны и станции конно-железной дороги, во время навигации на все пристани и мимо Казани идущие пароходы, во все прочие подобные общественные места и наклеивается на многих публичных местах города» (Листок объявлений, Казань. 1875. № 1).
Существовали в России и «сезонные» газеты, выход которых зависел от какого-либо события: например, «Справочный листок для Нижегородской ярмарки» печатался ежедневно с 15 июля по 1 сентября, в дни проведения ярмарки.
В газетах размещают резюме или информацию о вакансиях, благодаря чему мы имеем представление о распространенности профессий: по объявлениям искали дворников, поваров, прачек, нянь, кухарок, портних, горничных. «Московские ведомости» 1786 г. содержит текст женского (!) объявления: «Недавно приехавшая мадам Франтуе делает самое лучшее и новомодное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против музыкальной лавки» (Московские ведомости. 1786, 30 декабря). Как видим, женщина - иностранка, объявлений от русских женщин, предлагающих такого рода услуги, мы не встретим еще как минимум полвека, пока не пройдут реформы, в результате которых не только у мужчин, но и у женщин возникнет потребность в самореализации. Большинство женских объявлений этого периода - это информация об обучении, как в Казанском листке за 1875 г.: «Г-жа Ворошилова, живущая в Верхней Федоровской, д. Бергман, желает иметь у себя на дому утренние и вечерние занятия за весьма умеренную плату. Утро от 9-ти до 2-ух часов - готовит девочек в Гимназию в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й классы (по 5 руб. в месяц); вечер - от 4-х до 7 - репетировать с гимназистками всех классов (тоже 5 руб. в месяц). В случае, если желающих окажется довольно много, то помещение для занятий г. Ворошилова будет иметь в самом центре города...» (Казанский листок, 1875, №8). В 1866 году в России появляется первый женский журнал
75
«Женский вестник», редактором и издателем которого была женщина А.Б. Мессарош, а основной темой - положение женщин в обществе.
С именем знаменитого просветителя Н.Н. Новикова связаны новшества, появившиеся в газете «Московские ведомости», выпуск которой был начат в 1756 году под эгидой Московского университета, а структурное оформление газеты было сходным с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Н.Н. Новиков вводит в газету библиографический отдел «О российских книгах», где печатает объявления о новинках, изданных типографией Московского университета и поступивших в продажу в университетскую книжную лавку. Так в XVIII веке было положено начало рекламе книг. XIX век - это век читающего общества, когда издаются произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. В любом рекламном сообщении о выходе новой книги обязательно указывалось ее содержание. Это обусловлено тем, что многие книги печатались частями в периодических изданиях, иногда с перерывами, и читателю нужно было ориентироваться, на каком этапе он находится.
Таким образом, объявления становятся достоверным источником сведений о культурной жизни общества. Распространенным жанром, из которого можно почерпнуть информацию о культурных событиях, является афиша, где не только указывалось название, место и время действия, но и часто содержалась программа предстоящего зрелища: «25 ноября 1875 года буде дан в залах Дворянского собрания Бал-маскарад с аллегри, для увеличения средств Дамского Отделения Императорского Человеколюбивого Общества. Билеты можно получать заблаговременно в кондитерских Маломеркова и Конпонена, а в день Бала в самом Собрании в 6 часов вечера. Цена входа в зал - 1 руб., на хоры - 50 коп.» (Листок объявлений. Казань. 1875. № 4).
Постоянной и очень востребованной рубрикой в газетах были брачные объявления, где как мужчины, так и женщины могли рассказать о своем желании устроить личную жизнь с партнером, подходящим под определенные требования. Кроме описания внешности и характера, в подобных сообщениях указывался размер имеющегося капитала или годовой доход, в связи с чем объявления можно рассматривать как свидетельство того, что в прошлые века брак расценивался многими как выгодная экономическая сделка. В 1906 году начинает выходить «Брачная газета», которая преподносила себя как «единственное и первое в России серьезное литературное издание, ставящее себе целью укреплять высокое значение брака в общественном самосознании и привить новый способ заключения брака путем объявлений» («Брачная газета», 1908).
Брачные объявления, таким образом, являются ярким фактом эмансипации общества того времени, ведь по традициям, сложившимся в русском обществе, женщина не могла себя предлагать, особенно так откровенно - через газетное объявление, а должна была дожидаться мужчину, который ей сам предложит руку и сердце. Тем не менее, вокруг брачных объявлений стала возникать целая индустрия: появляются люди, которые их составляют, так как каждому потенциальному жениху или невесте хотелось в объявлении привлечь внимание читателей именно к своей персоне, представив себя в выгодном свете, а литературными талантами обладали далеко не все. Газеты брачных объявлений были настолько востребованы, что в начале XX века существовали не
только столичные, но и региональные издания, например, «Сибирская брачная газета» и «Одесский брачный листок».
Как видим, частные объявления и рекламные сообщения становятся источником информации обо всех сферах общественной жизни того времени, предоставляя возможность современным исследователям разных отраслей науки узнать об экономическом развитии (поиск работы, размещение вакансий, сообщения банков и других финансовых учреждений), о развитии образования, науки и медицины, о духовных потребностях общества, о семейных взаимоотношениях.Специфика объявления и газетной рекламы заключается в возможности представления максимального объема информации в минимальном количестве единиц текста, в связи с чем информационная картина, создаваемая объявлениями и рекламой, развертывается в картину эпохи.
Библиографический список
1. Бестужев-Рюмин К. Русская история. I. СПб., 1872. С. 119.
2. Грик Н.А. Рекламные объявления в томской губернской газете «Красное знамя» в 1921-1925 гг. и восстановление товарно-денежных отношений // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2016. № 408. С. 66-71.
3. Дмитриев С.С. Источниковедение русской исторической журналистики (постановка темы и проблематика) // Источниковедение отечественной истории: сборник статей 1975. М.: Наука, 1976. С. 272-305.
4. Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). М., 1990. С. 23.
5. Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. Т. I. М. - L, 1936. С. 162.
6. Никитин С.А. Источниковедение истории СССР. XIX век. М.: ОГИЗ, 1940. 228 с.
7. Писарев Д.И. Сочинения в четырех томах. Т. I. М., 1955. С. 97.
References
1. Bestuzhev-Rjumin K. Russian history. I. St.-Petersburg, 1872. P. 119.
2. Grik N.A. Advertisements in Tomsk regional newspaper "Red flag" in 1921-1925 and restoring of market relationships // Bulletin of Tomsk state university. 2016. № 408. P. 66-71.
3. Dmitriev S.S. Source studies of Russian historical journalism (choice of the subject and problems) // Source studies of national history: collection of articles. M., 1976. P. 272305.
4. Kiselev A.P. Russian newspaper: the history of design (1702-1917). M., 1990. P. 23.
5. N.V. Gogol. Materials and studies. Vol. I. Moscow - Leningrad, 1936. P. 162.
6. Nikitin S.A. Source studies of the history of the USSR. The 19th century. M., 1940.
228 p.
7. Pisarev D.I. Compositions in four volumes. Vol. I. M., 1955. P. 97.