Научная статья на тему 'Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект)'

Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / СПОРТ / УРОВНИ / ТИПЫ / TIME / EXPERIENCE / SPORTS / LEVELS / TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Собянин Федор Иванович, Никифоров Юрий Борисович, Михель Светлана Викторовна

Рассмотрены некоторые аспекты переживания времени в спортивной деятельности. Актуальность данного исследования определяется увеличением уровня переживания времени среди всего населения, что в совокупности с переживаниями времени, которое происходит в спорте, представляет собой проблему для подготовки спортсменов с психолого-педагогической точки зрения. Описанные в работе данные получены в результате анализа и обобщения специальной литературы, педагогического наблюдения за спортсменами, анализа телетрансляций соревнований по разным видам спорта. Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета, Армавирского государственного педагогического университета. Установлено, что проблема переживания времени в спорте фактически еще малоизучена и главным образом касается вопросов психологической подготовки спортсменов к ответственным спортивным соревнованиям. Проведенное исследование позволило выявить типы переживания спортивного времени в зависимости от направленности на объект и причины переживания, уровни напряженности переживания времени в спортивной деятельности, а также некоторые факторы, которые определяют особенности переживания времени спортсменами на тренировках и во время спортивных соревнований. При рассмотрении указанных вопросов учитывалось, что переживание времени имеет общежизненные особенности, которые могут становиться фоном для специфических переживаний времени, возникающих в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Данные исследования развивают представления о переживании времени в спорте, что имеет как теоретическое, так и практическое применение. Перспективы исследования в данном направлении обширные, они могут пересекаться с проблемами социологии, педагогики, психологии, философии спорта и некоторых других областей знания. В частности, определенный интерес представляют, например, изучение гендерных особенностей переживания времени в спорте, изменения возрастной динамики переживания времени спортсменами, типологические характеристики при переживании времени в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Собянин Федор Иванович, Никифоров Юрий Борисович, Михель Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time experience in sports (psychological and pedagogical aspect)

We consider some aspects of time experience in sports activity. The relevance of this study is determined by the increase in the level of time experience among the entire population, which together with the time experiences that occurs in sports, is a problem for the athletes preparation from a psychological and pedagogical point of view. The data described in the work are obtained as a result of analysis and generalization of special literature, pedagogical observation of athletes, analysis of TV broadcasts of competitions in different sports. The study was conducted in 2017-2018 on the basis of the Belgorod National Research University, Armavir State Pedagogical University. We established that the problem of time experiencing in sports is actually still little studied and mainly concerns the issues of psychological athletes’ preparation for responsible sports competitions. The study reveal the types of sports time experience depending on the focus on the object and the causes of the experience, the levels of tension of time experience in sports activities, as well as some factors that determine the characteristics of the experience of time by athletes in training and during sports competitions. When considering these issues, it was taken into account that the time experience has life-like features that can become the background for specific experiences of time arising in the training and competitive activities of athletes. These studies develop ideas about the time experience in sports, which has both theoretical and practical application. Prospects of research in this direction are extensive, they may overlap with the problems of sociology, pedagogy, psychology, philosophy of sports and some other areas of knowledge. In particular, a certain interest is, for example, the study of gender features of the time experience in sports, changes in the age dynamics of the time experience by athletes, typological characteristics of the time experience in sports.

Текст научной работы на тему «Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект)»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-179-90-97 УДК 37+796.03

Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект)

Федор Иванович СОБЯНИН1, Юрий Борисович НИКИФОРОВ2, Светлана Викторовна МИХЕЛЬ2'3

1ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» 308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7316-8355, e-mail: [email protected] 2ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» 352900, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1979-0124, e-mail: [email protected] 3ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6305-6103, e-mail: [email protected]

Time experience in sports (psychological and pedagogical aspect)

Fedor I. SOBYANIN1' Yuriy B. NIKIFOROV2, Svetlana V. MIKHEL2'3

:Belgorod National Research University 85 Pobedy St., Belgorod 308015, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7316-8355, e-mail: [email protected]

2Armavir State Pedagogical University 159 Rosa Luxemburg St., Armavir 352900, Krasnodar Territory, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1979-0124, e-mail: [email protected] 3ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6305-6103, e-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты переживания времени в спортивной деятельности. Актуальность данного исследования определяется увеличением уровня переживания времени среди всего населения, что в совокупности с переживаниями времени, которое происходит в спорте, представляет собой проблему для подготовки спортсменов с психолого-педагогической точки зрения. Описанные в работе данные получены в результате анализа и обобщения специальной литературы, педагогического наблюдения за спортсменами, анализа телетрансляций соревнований по разным видам спорта. Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета, Армавирского государственного педагогического университета. Установлено, что проблема переживания времени в спорте фактически еще малоизучена и главным образом касается вопросов психологической подготовки спортсменов к ответственным спортивным соревнованиям. Проведенное исследование позволило выявить типы переживания спортивного времени в зависимости от направленности на объект и причины переживания, уровни напряженности переживания времени в спортивной деятельности, а также некоторые факторы, которые определяют особенности переживания времени спортсменами на тренировках и во время спортивных соревнований. При рассмотрении указанных вопросов учитывалось, что переживание времени имеет общежизненные особенности, которые могут становиться фоном для специфических переживаний времени, возникающих в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Данные исследования развивают представления о переживании времени в спорте, что имеет как теоретическое, так и практическое применение. Перспективы исследования в данном направлении обширные, они могут пересекаться с проблемами социологии, педагогики, психологии, философии спорта и некоторых других областей знания. В частности, определенный интерес представляют, например, изучение гендерных особенностей переживания времени в спорте, изменения возрастной динамики переживания времени спортсменами, типологические характеристики при переживании времени в спорте. Ключевые слова: время; переживание; спорт; уровни; типы

90

© Собянин Ф.И., Никифоров Ю.Б., Михель С.В., 2019

Для цитирования: Собянин Ф.И., Никифоров Ю.Б., Михель С.В. Переживание времени в спорте (психолого-педагогический аспект) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 179. С. 90-97. DOI 10.20310/1810-0201-201924-179-90-97

Abstract. We consider some aspects of time experience in sports activity. The relevance of this study is determined by the increase in the level of time experience among the entire population, which together with the time experiences that occurs in sports, is a problem for the athletes preparation from a psychological and pedagogical point of view. The data described in the work are obtained as a result of analysis and generalization of special literature, pedagogical observation of athletes, analysis of TV broadcasts of competitions in different sports. The study was conducted in 2017-2018 on the basis of the Belgorod National Research University, Armavir State Pedagogical University. We established that the problem of time experiencing in sports is actually still little studied and mainly concerns the issues of psychological athletes' preparation for responsible sports competitions. The study reveal the types of sports time experience depending on the focus on the object and the causes of the experience, the levels of tension of time experience in sports activities, as well as some factors that determine the characteristics of the experience of time by athletes in training and during sports competitions. When considering these issues, it was taken into account that the time experience has life-like features that can become the background for specific experiences of time arising in the training and competitive activities of athletes. These studies develop ideas about the time experience in sports, which has both theoretical and practical application. Prospects of research in this direction are extensive, they may overlap with the problems of sociology, pedagogy, psychology, philosophy of sports and some other areas of knowledge. In particular, a certain interest is, for example, the study of gender features of the time experience in sports, changes in the age dynamics of the time experience by athletes, typological characteristics of the time experience in sports. Keywords: time; experience; sports; levels; types

For citation: Sobyanin F.I., Nikiforov Y.B., Mikhel S.V. Perezhivaniye vremeni v sporte (psikho-logo-pedagogicheskiy aspekt) [Time experience in sports (psychological and pedagogical aspect)].

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 179, pp. 90-97. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-179-90-97 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Спорт как реальное явление существует во времени и пространстве. Причем время в спорте - категория весьма конкретная, динамичная и напряженная. Обычно время в спорте понимается с точки зрения сугубо практической: например, как главный показатель соревнований в видах спорта, где победитель определяется по наименьшему времени преодоления дистанции, как продолжительность физической нагрузки или отдыха после выполнения упражнения, как временной указатель намеченных действий в режиме дня, программе соревнований и т. д.

Спортивное время сочетается в деятельности спортсмена с общим временем жизнедеятельности, включающем в себя также рабочее время, учебное, свободное время, которые между собой могут сочетаться гармонично, а могут вступать в противоречивое взаимодействие.

Разновидности настоящего времени спортсменов переживаются на фоне социальной неустроенности, политической и экономической нестабильности и напряженности в обществе. Эта социальная напряженность и увеличивающаяся ограниченность времени, скоротечность, темп современной жизни могут негативно сказываться на личности спортсмена, его подготовленности и в итоге на спортивных результатах.

Целесообразное, рациональное распределение времени, его адекватное переживание позволяет спортсменам сэкономить свои силы, правильно их прикладывать и восстанавливать. Однако вопрос о том, как распределять и переживать время в спорте, в специальной литературе фактически малоизучен, что и определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования - выявить особенности переживания времени в спорте, в частности, его типы, уровни и факторы, опреде-

ляющие особенности переживания времени спортсменами.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Описанные в работе данные получены в результате анализа и обобщения специальной литературы (127 источников), наблюдения за спортсменами (56 наблюдений), анализа телетрансляций соревнований по разным видам спорта (28 российских и международных соревнований). Исследование проводилось в течение 2017-2018 гг. на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета и Армавирского государственного педагогического университета.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что «переживание времени» как научная проблема в большей степени разрабатывается в психологии, истории и философии. Так, например, исследуются вопросы переживания времени в студенческом возрасте, восприятия времени у пожилых людей и некоторые другие аспекты [1-10].

Что касается спортивной тематики, то в ней на передний план обычно выступают конкретные параметры времени, имеющие значение, прежде всего, для освоения техники физических упражнений (продолжительность упражнения, пространственно-временные, временные характеристики техники), либо реализации методики развития физических качеств (количество времени, затрачиваемое на реализацию повторного, переменного, равномерного и прочих методов развития физических качеств спортсмена). Кроме того, время используется как необходимый параметр в планировании, например, многолетней, годичной спортивной подготовки. Вместе с тем вопрос о переживании времени спортсменами, если и рассматривается с научной позиции, то только в связи с участием в соревнованиях, предсоревновательной подготовкой, поведением во время соревнований для того, чтобы сохранить нервно-психическую энергию и не «перегореть» перед стартом во время «стартовой лихорадки».

Поэтому более широкий диапазон изучения переживания времени в спорте остается малоизученной областью, требующей специального исследования.

По данным проведенного нами исследования удалось установить, что по своей направленности можно выделять три основных типа переживания времени в спорте: негативное, позитивное, нейтральное. Нейтральное переживание характеризуется тем, что в нем нет выраженной направленности в негативном или позитивном направлении. В связи с этим нет необходимости коррекции острого переживания времени, и оно не становится фактором, препятствующим учебно-тренировочному процессу, участию в соревнованиях, но одновременно служит адекватным фоном для функционирования субъекта в спорте.

Кроме того, по силе, степени напряженности следует дифференцировать основные уровни переживания времени (табл. 1).

На низком уровне переживание времени имеет воздействие на психику спортсмена по силе ниже, чем на ординарном уровне (табл. 1). Такой уровень чаще отмечается в восстановительном периоде годичного цикла тренировки либо в промежутки, когда спортсмен отдыхает и восстанавливается после физической нагрузки относительно непродолжительное время. Бывают и вынужденные периоды, когда, например, спортсмен получил травму либо находится в ситуации относительного покоя (сидит на скамейке запасных, по каким-либо причинам не может участвовать в соревнованиях, тренировках и др.).

Ординарный уровень переживания времени наблюдается обычно достаточно продолжительно, когда спортсмен в тонусе, готов и способен выполнять намеченную нагрузку, вполне справляется с планом подготовки и чувствует себя достаточно уверенно, даже если была получена незначительная травма или на него повлиял какой-либо фактор, который не вывел его из равновесия и он с ним способен справиться. С учетом особенностей, например, типа высшей нервной деятельности, у некоторых спортсменов даже в привычной обстановке может быть пониженный или повышенный уровень переживания времени, что также не всегда способствует успешному учебно-тренировочному процессу. Следовательно, необходимы сис-

тематические психолого-педагогические воздействия на спортсмена, позволяющие ему войти в нормальное рабочее состояние и обеспечить готовность к эффективной деятельности спортсмена.

Повышенный уровень переживания времени существенно может повлиять на психическое и физическое состояние спортсмена. Еще сильнее данное переживание может отмечаться, если действующий фактор отличается новизной и спортсмен не может к нему быстро адаптироваться или сопротивляться ему. В таком положении тренер должен обратить внимание на поведение спортсмена и проанализировать его состояние, найти и реализовать средства и способы снижения уровня переживания до необходимой нормы, позволяющей полноценно продолжить занятия избранным видом спорта.

Один из ведущих факторов, имеющий большое значение для уровня переживания времени спортсменом, - это его спортивная

мотивация. Она является своеобразным катализатором проявлений субъективного отношения спортсмена ко всему, что происходит в его спортивной карьере. От него зависит характер переживания, направленность и уровень напряженности переживания времени.

Переживание времени в спорте имеет разную продолжительность (табл. 2).

Виды переживания времени по продолжительности можно считать условными, и их можно рассматривать и выделять иначе, но вместе с тем они существенно различаются между собой, поскольку ориентированы на определенный тренировочный фрагмент, период годичного цикла тренировки и многолетней подготовки спортсмена.

Наиболее скоротечно оперативное переживание времени - его максимальная продолжительность до суток (табл. 2). Оно быстрее забывается, хотя бывает разным по направленности и силе переживаний.

Таблица 1

Основные уровни переживания времени в спорте

№ п/п

Уровни напряженности переживания времени в спорте

Характеристика уровня переживания времени

Период переживания времени

Низкий

Отличается относительным спокойствием спортсмена, сниженным или нормальным уровнем тревожности, размеренностью в поведении

Во время отдыха, восстановления после напряженных тренировок (в восстановительном микроцикле), сборов, соревнований, после окончания соревновательного периода годичного цикла тренировок (восстановительный переходный период)_

Ординарный

Отличается рабочим тонусом, активностью в пределах нормы, нормальным привычным уровнем тревожности_

Во время учебно-тренировочного процесса в ходе подготовительного и соревновательного периодов годичного цикла тренировки

Повышенный

Отличается напряжением выше, чем на ординарном уровне, ростом и большой изменчивостью уровня тревожности, доходящей до максимума_

В подготовительном, но чаще в соревновательном периоде годичного цикла тренировки, а также возможны фрагменты в восстановительном периоде как исключение

1

2

3

Таблица 2

Продолжительность переживания времени в спорте

№ п/п Вид переживания времени по продолжительности Характеристика временного отрезка

1 Оперативное Короткий промежуток времени (секунды, минуты, часы, сутки)

2 Текущее Свыше суток, неделя, месяц

3 Этапное В разные этапы годичной тренировки в соответствии с распределением их по продолжительности в подготовительном, соревновательном и переходном периодах

4 Перманентное Все время, которое спортсмен занимается спортом

Текущее переживание времени длится от суток до месяца. В нем перемешиваются все переживания, которые связаны не только с занятиями спортом, но и обусловленные другими видами деятельности действующего спортсмена.

Этапное переживание обусловлено главной направленностью тренировочного процесса и соревнований на каждом отдельно взятом этапе подготовки в годичном цикле.

Перманентное переживание времени -это преобладающее, главное переживание времени спортсменом на протяжении всей его спортивной жизнедеятельности.

Факторы, определяющие переживание времени, бывают субъективные (зависят от личности спортсмена) и объективные (внешние факторы, не зависящие от личности спортсмена и его влияния). Субъективными факторами являются переживания спортивной деятельности, которые обусловлены особенностями реакции конкретной личности на все события в спорте, основанными на индивидуальности спортсмена, его своеобразии, непохожести на всех других (особенности переживания времени перед ответственными соревнованиями, переживание личной неудачи в спорте, переживание за выступление своей команды и др.). Объективные факторы действуют извне, могут быть уже ожидаемыми, предсказуемыми, а могут быть совершенно случайными, неожиданными (например, участие в крупнейших соревнованиях уже хорошо известных основных соперников или неожиданное появление на таких соревнованиях новых, никому не известных, но очень сильных конкурентов, перенос соревнований из-за погодных условий, технических неполадок, агрессивное поведение болельщиков и т. д.).

В спорте, как и в любом другом виде деятельности, актуальна проблема синхронности со временем. Например, тренер и спортсмен могут идти «в ногу со временем», то есть одновременно с современным состоянием спортивной подготовки, уровнем спортивных достижений, уровнем научно-технического прогресса. Вместе с тем они могут отставать от современного времени, потому что не учитывают современные тенденции, развивающиеся в данном виде спорта, или даже обгонять его (если, например, применять самые передовые средства и методы

тренировки, еще не известные широкой публике). Разумеется, что целесообразнее в спорте идти либо синхронно (одновременно) с современным состоянием спорта, либо идти с некоторым опережением по времени своих основных соперников, сложившихся традиционных технологий спортивной подготовки.

Исследование также показывает, что переживание времени в спорте обусловлено двумя основными группами факторов, влияющих на этот процесс. Первая группа факторов - это типичные жизненные ситуации, например, в семье, школе, среде знакомых и близких людей, вузе и т. д. Данные факторы воздействуют на состояние спортсмена сильнее в тех случаях, когда они наиболее близки самым актуальным жизненным потребностям конкретного человека.

Вторая группа факторов отражает специфику спортивной деятельности: состояние готовности спортсмена к соревнованиям, напряженность соревновательной борьбы, спортивные конфликты, травмы в ходе тренировок или соревнований и др. Данные факторы воздействуют автономно или в комплексе, отличаются по силе влияния, направленности, продолжительности переживания времени. Они также должны быть в зоне внимания тренера или спортивного психолога.

В зависимости от количественного состава можно различать переживание времени персональное, групповое и массовое. Персональное переживание, прежде всего, субъективно и замыкается в рамках отдельного спортсмена. Сила и значимость переживания времени здесь проявляется в радикальных моментах спортивной карьеры: в моменты наивысшего спортивного достижения, переживания успеха, славы и, наоборот, в моменты поражения, проигрыша, неудачи в спорте.

В персональном переживании времени спортсменом важно понимать, в какой фазе спортивной карьеры он находится и в какой временной период лучше всего уйти из спорта, чтобы не было напрасных разочарований. Это переживание связано с адаптацией к жизни после завершения спортивной карьеры. При этом перспективными остаются только два направления деятельности: 1) оставаться в спорте в каком-либо качестве и посвятить ему все оставшееся время своей жизни; 2) уйти в сферу другой деятельности, не связанной со спортом. Данный период иногда

бывает очень болезненным, и к нему необходимо специально подготовиться.

Групповое переживание времени в спорте относится к переживанию, единому для определенной социальной группы людей (например, переживания за спортивную команду). Это могут быть спортсмены, тренеры, их смешанные группы, а также другие функционеры спорта. Не обязательно такие переживания связаны с непосредственной тренировочно-соревновательной деятельностью. Причинами переживания могут быть экономические вопросы в спортивном клубе, изменения штатного расписания, реструктуризация организации, открытие или закрытие спортивного клуба, федерации.

Массовые переживания времени обычно относятся к очень крупным спортивным событиям: чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм. Ценностью таких переживаний являются временное консолидирование, интеграция болельщиков и спортсменов, обострение национальных чувств, подъем патриотизма благодаря успехам спортсменов своей страны.

По данным педагогических наблюдений и анализа телетрансляций спортивных соревнований особенно выразительно групповое и массовое переживание времени происходит при переходе (либо неудаче) в следующий этап соревнований, попадании в финал и победе в соревнованиях.

В данной работе нет возможности раскрыть все многочисленные аспекты проблемы переживания времени в спорте. Вместе с тем вполне очевидно, что данная проблематика имеет большую перспективу и актуальность в ближайшем будущем. Среди перспективных вопросов, помимо указанных в статье, вопрос о качестве, насыщенности переживания времени в спорте, ценности спортивного времени, осознания этой ценности. Интересен вопрос о масштабности времени от мгновения до эпохи, столетия, тысячелетия и характеристике временного масштаба (например, футбольная эпоха Л. Яшина, Пеле, В. Лобановского). Также представляют научный интерес связь спортивной эпохи с социально-историческим временем и их взаимовлияние, вопрос о критериях и социальных требованиях к спортсмену, являю-

щемуся «героем нашего времени», и т. д. Изучение этих и других вопросов позволит расширить представление о спорте, его современном состоянии, выйти на новые теоретические концепции спорта и психолого-педагогические технологии.

ВЫВОДЫ

1. Проблематика переживания времени в спорте является актуальной и пока еще мало разработанной как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Вместе с тем ее исследование имеет как теоретическое, так и практико-методическое значение.

2. Определено, что по типу переживание времени может быть нейтральным, позитивным и негативным. Спортсменам следует избегать негативного переживания времени. Все типы переживания времени в спорте имеют свое значение для успешности учебно-тренировочного и соревновательного процессов, поэтому необходимо наблюдать за спортсменом, чтобы определять тип его переживания времени и при необходимости корректировать содержание подготовки спортсмена.

3. Выявлены уровни переживания времени спортсменами. Низкий и ординарный уровни в большей степени соответствуют оптимальной динамике тренировочной работы спортсмена, а повышенный уровень переживания времени соответствует эмоционально-психологическому подъему во время соревнования.

4. По продолжительности переживание времени может подразделяться на оперативное, текущее, этапное и перманентное. Оно детерминировано событиями, факторами, которые беспокоят спортсменов на протяжении разных временных отрезков. Величина воздействия и значение этих факторов определяют продолжительность переживания времени спортсменами.

5. Выявлены группы типичных жизненных факторов и специфических спортивных факторов, воздействующих на процесс переживания времени спортсменами, которые могут оказывать существенное влияние на поведение спортсмена, его спортивную мотивацию и конечный спортивный результат.

Список литературы

1. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности переживания психологических проблем девиант-ными подростками // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 129-138.

2. Гречко П.К. Человек. К вопросу о проектировании себя // Вопросы социальной теории. 2016. Т. 8. № 1-2. С. 25-34.

3. Деревянко Ю.П. Смысложизненные ориентации студентов с разной структурой переживания времени // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Белгород, 2011. № 6 (101). С. 355-359.

4. Карпенко А. С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопросы философии. 2017. № 9.

5. Кудрина Ю.В. Развитие научных знаний в России в период царствования императора Александра III // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 5. С. 467-473.

6. Лебедева Е.В., Сурнина О.Е. Особенности субъективных временных шкал у пожилых людей от 60 до 80 лет // Валеология. 2003. № 1. С. 64-69.

7. Мишина Г.А., Тарасова А.Д. Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 9.

8. Berger U., KeshetH., Gilboa-Schechtman E. Self-evaluations in social anxiety: The combined role of explicit and implicit social-rank // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 104. P. 368-373.

9. Cutrin O., Gomez-Fraguela J.A., Maneiro L., Sobral J. Effects of parenting practices through deviant peers on nonviolent and violent antisocial behaviours in middle- and late-adolescence // The European Journal of Psychology Applied to Legal Context. 2017. № 9 (2). P. 75-82.

10. Petry N., Bickel W., Amett M. Shortened time horizons and insensitivity to future consequences in heroin addicts // Addiction. 1998. № 93 (5). P. 729-738.

References

1. Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. Osobennosti perezhivaniya psikhologicheskikh problem deviantnymi podrostkami [Features of experiencing psychological problems in deviant adolescents]. Natsional'nyy psik-hologicheskiy zhurnal - National Psychological Journal, 2017, no. 4 (28), pp. 129-138. (In Russian).

2. Grechko P.K. Chelovek. K voprosu o proyektirovanii sebya [A man. To the self-projecting]. Voprosy sot-sial'noy teorii [Problems of Social Theory], 2016, vol. 8, no. 1-2, pp. 25-34. (In Russian).

3. Derevyanko Y.P. Smyslozhiznennyye oriyentatsii studentov s raznoy strukturoy perezhivaniya vremeni [Features of valuable and sense formations of students with different structure of time experience]. Nauch-nyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Scientific Bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, 2011, no. 6 (101), pp. 355-359. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Karpenko A.S. Logika, determinizm i fenomen proshlogo [Logic, determinism and phenomenon of past]. Voprosy filosofii - Problems of Philosophy, 2017, no. 9. (In Russian).

5. Kudrina Y.V. Razvitiye nauchnykh znaniy v Rossii v period tsarstvovaniya imperatora Aleksandra III [Science knowledge development in Russia during Emperor Alexander the Third reign]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Science], 2017, vol. 87, no. 5, pp. 467-473. (In Russian).

6. Lebedeva E.V., Surnina O.E. Osobennosti subyektivnykh vremennykh shkal u pozhilykh lyudey ot 60 do 80 let [Peculiarities of individual time scales among elderly people aged 60-80]. Valeologiya - Journal of Health and Life Sciences, 2003, no. 1, pp. 64-69. (In Russian).

7. Mishina G.A., Tarasova A.D. Proshloye, nastoyashcheye i budushcheye detey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya v predstavlenii ikh roditeley [Past, present and future of children with learning disabilities in the parental representation]. Psikhologicheskiye issledovaniya - Psychological Studies, 2018, vol. 11, no. 60, p. 9. (In Russian).

8. Berger U., Keshet H., Gilboa-Schechtman E. Self-evaluations in social anxiety: The combined role of explicit and implicit social-rank. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 104, pp. 368-373.

9. Cutrin O., Gomez-Fraguela J.A., Maneiro L., Sobral J. Effects of parenting practices through deviant peers on nonviolent and violent antisocial behaviours in middle- and late-adolescence. The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 2017, no. 9 (2), pp. 75-82.

10. Petry N., Bickel W., Amett M. Shortened time horizons and insensitivity to future consequences in heroin addicts. Addiction, 1998, no. 93 (5), pp. 729-738.

Информация об авторах

Собянин Федор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры. Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: общая концепция статьи, редактирование текста статьи.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7316-8355

Никифоров Юрий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин. Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Краснодарский край, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: идея, написание части текста.

ORCID: https://orcid. org/0000-0002-1979-0124

Михель Светлана Викторовна, аспирант, кафедра физической культуры и медико-биологических дисциплин. Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Краснодарский край, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: анализ литературы, телетрансляций соревнований, наблюдение за спортсменами, написание текста статьи.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6305-6103

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Собянин Федор Иванович

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 20.10.2018 г.

Поступила после рецензирования 26.11.2018 г.

Принята к публикации 15.01.2019 г.

Information about the authors

Fedor I Sobyanin, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Theory and Methods of Physical Education Department. Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Contribution: main study conception, manuscript text editing.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7316-8355

Yuriy B. Nikiforov, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Physical Education and Biomedical Disciplines Department. Armavir State Pedagogical University, Armavir, Krasnodar Territory, Russian Federation. E-mail: [email protected] Contribution: idea, part of text drafting. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1979-0124

Svetlana V. Mikhel, Post-Graduate Student, Physical Education and Biomedical Disciplines Department. Armavir State Pedagogical University, Armavir, Krasnodar Territory, Russian Federation. E-mail: [email protected] Contribution: literature, competition streams analysis, observation over sportsmen.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6305-6103

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Fedor I. Sobyanin

E-mail: [email protected]

Received 20 October 2018 Reviewed 26 November 2018 Accepted for press 15 January 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.