С. Т. Посохова, А. В. Жуков
ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И СМЫСЛ ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема смысла носит междисциплинарный характер, она рассматривается в психологии, философии, культурологии, лингвистике и художественной литературе. Психологи заметно расширили спектр определений и трактовок понятия «смысл». Именно психологии мы обязаны выделением разных форм и видов смыслов, их включением в разноуровневые психологические структуры [10, 12]. К психическим формам, содержащим смысл, относят эмоции, чувства, мотивы и действия в отношении к источнику порождения. Смысл как отражение жизненных отношений субъекта представляет собой единицу анализа деятельности, а эмоции — компонент смысла, играющий важную роль в его формировании и трансформации [3]. Анализ психологических исследований и философских взглядов позволил нам выделить пять уровней системы личностных смыслов: уровень биологически обусловленных смыслов, смыслы, обусловленные потребностями, устойчивые личностные образования, смысложизненные отношения человека, металичностные смыслы.
Рассмотрим первый из них — уровень биологически обусловленных смыслов. Философы натуралистической ориентации считают, что сущность человека заключается в том, что он — существо изначально биологическое, инстинктивное. Биологическая, инстинктивная природа, данная от рождения, определяет жизнедеятельность человека [18]. Смыслы первого уровня возникают на базе ощущений и обусловливают реагирование организма на физическое воздействие окружающей среды. Биологические смыслы сформированы природой всего живого. Они считаются базовыми для возникновения потребностей и мотивов [16]. Человек унаследовал от предков генетически закрепленные влечения к сохранению своей жизни в виде пищевого и защитного инстинктов, к продолжению рода в виде полового и родительского инстинктов, к деятельности и осуществлению заложенных в организме возможностей, к общению с себе подобными.
На втором уровне смыслы отражают потребностную сферу личности. Это образования, которые слабо осознаются и отражают отношение мотива к цели. В качестве целей, мотивирующих это отношение, выступают желания, элементы предметного мира и ограничения социального окружения. Смыслы здесь носят ситуативный характер, поскольку отражают удовлетворение потребностей, и локализуются либо в «настоящем», либо в «недалеком будущем». Основная функция смыслов этого уровня — адаптация индивида к окружающим условиям социальной действительности.
Смыслы третьего уровня — это устойчивые личностные образования, опосредующие всю жизнедеятельность человека. Человек, обладающий смыслами этого уровня, имеет достаточно сформированную «Я-концепцию», осмысленно относится к своим способностям, социальным ролям, другим людям и миру в целом. Он способен строить долгосрочные планы, основанные на осмысленном отношении к личностному опыту и объективной действительности.
© С. Т. Посохова, А. В. Жуков, 2010
Многие авторы отмечают уникальность смысла жизни. Например, А. Адлер говорит, что не существует абсолютного смысла жизни. Смыслов может быть столько же, сколько людей, и ни один из них нельзя признать ложным [1]. При этом человеку присущ не один, а целый ряд различающихся смыслов, имеющих иерархическую организацию [24]. Смысл жизни каждого человека уникален, однако существуют и смысловые универсалии, обобщенные типичные смыслы [20]. На основе анализа исследований, проведенных разными авторами, мы выделили несколько групп смыслов: бессмысленность, поиск смысла, занятие каким-либо делом, творчество, семья, материальное благополучие, гедонизм, альтруизм, самоактуализация, деструктивные смыслы и антисмыслы. В дальнейшем потребуется более четкая дифференциация указанных смыслов.
Четвертый уровень системы личностных смыслов отражает смысложизненные отношения человека и характеризует зрелую личность. Созревание личности включает в себя переход от зависимого и подчиненного положения к самостоятельности и равенству, к пониманию своей ответственности. Важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от краткосрочных целей к поведению, которое опирается на накопленный опыт и определяется отдаленными задачами. Смысл жизни зрелой личности — это уже не комплекс отдельных отношений к себе, другим, миру, а целостное восприятие человеком своей жизни как значимости. Здесь смысл — не только будущее, но и оценка достигнутого по существенным для личности критериям, и переживание жизни в процессе ее осуществления. Он включает в себя прошлое, настоящее и будущее, подкрепляется полученными благами и удовлетворенностью строительством жизни [2]. Личностные смыслы на этом уровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности. Отношение человека к себе, его «Я-концепция» определяются идентификацией себя как субъекта жизни, которую человек принимает и за которую несет ответственность [16].
К пятому уровню можно отнести металичностные смыслы. В этом случае жизнь воспринимается через поиск объективной истины, наличие которой предполагает общее условие осмысленности. В частности, в религии роль объективной истины играет Бог как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума [19]. Смысл веры в Бога состоит в субъективном ощущении его сущности каждой конкретной личностью, стремящейся к ненасильственному духовному объединению со всеми людьми единой идеей создания добра и справедливого взаимного сосуществования. Религиозная вера ценна тем, что как бы плохо в жизни ни приходилось, цель жизни у верующего находится за ее пределами, в царствии Божием. И сколько трудностей ни выпало бы на долю человека, смысл жизни не утрачивается. При трудностях и невзгодах вера защищает человека от переживаний бессмысленности существования, которые возникают у живущих ради самой жизни или успеха [9, 13].
Существуют разнообразные источники смысла жизни. С точки зрения Д. А. Леонтьева, смысловая сфера личности формируется и развивается благодаря, прежде всего, смене ведущего типа деятельности [12]. Можно считать общепризнанной истинность тезиса о важности роли общения в процессах формирования как отдельной личности, так и любых человеческих общностей — от малых социальных групп до наций и государств [11, 15]. Общению принадлежит важная роль в формировании смыслов. В ходе общения коммуниканты овеществляют смыслы, то есть воплощают смыслы в содержание коммуникационного сообщения с помощью знаковых систем [17].
Наиболее мощным источником смыслов жизни признаются культура и социальные ценности. Вопрос об источниках смысла жизни К. Юнг решает, вводя понятия архетипа
и символа. Для К. Юнга формами придания смысла служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности. Придавая смысл чему-то, человек пользуется языковыми матрицами, происходящими от первоначальных образов [23].
Отдельно необходимо выделить искусство как источник смысла жизни. Художественное произведение — это мир, преломленный через личность творца, которая присутствует в структуре самого произведения, в структуре созданных им художественных образов. Чтобы встать на точку зрения автора, необходимо отказаться от своей, принять эстетическое отношение к произведению. Только отказавшись от восприятия произведения через призму своих смыслов, человек может обогатить собственные смыслы теми, которые заложены в произведении автором, воплощены как в элементах художественного текста, так и в закономерностях его структурной организации [12].
Анализ психологических исследований, направленных на изучение смыслов жизни, позволяет выделить иерархию основных источников: родители и семья, собственный жизненный опыт, литературное и поэтическое творчество, друзья и сверстники, учителя и школьные предметы, средства массовой информации. На протяжении жизни ее смысл меняется: у молодых он связан преимущественно с будущим, в старости — с прошлым. При этом даже в последнем случае смысл жизни может изменяться [4].
Формирование смысловой сферы личности связано с возрастными особенностями, в частности с возрастными кризисами. Изучение возрастных кризисов началось в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При исследовании периодизации развития детей он рассматривал стабильные периоды развития и скачкообразные изменения личности ребенка. Скачкообразное развитие определялось как кризис. Главный смысл этого кризиса — позитивные изменения личности [5].
Сторонник теории, основанной на врожденном стремлении личности к развитию, Э. Эриксон, отмечал, что возрастные противоречия являются следствием кризиса. Стремление к самоидентичности положено в основу периодизации развития. Желание быть самим собой для себя и других представляет собой движущую силу развития. Противоречие между представлением о себе и представлением себя в глазах других обусловливает кризисы и направления развития на каждой возрастной ступени. Потеря противоречия приводит к утрате стимула движения. Выделяя восемь стадий психосоциального развития личности, Э. Эриксон считал, что каждая из них сопровождается кризисом. Подобный кризис возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств [22].
В отличие от возрастных кризисов, личностные практически не имеют временной характеристики и обусловлены главным образом событиями, имеющими критический характер для психологической целостности личности. Личностные кризисы включают в себя травматический кризис и кризисы утраты. Например, травматический кризис может переживаться непосредственно самими потерпевшими, а также членами их семей, свидетелями, спасателями, персоналом больницы [14]. Наиболее часто причинами травмирующих обстоятельств оказываются массовые бедствия природного и техногенного происхождения. К утратам относят смерть близкого или потерю человека, любимого животного. У детей перечень утрат включает в себя длительные разлуки, расставание с близким человеком, прежде всего с матерью. Утрата может быть соци-
ального характера (потеря учебы или работы), психического или физического (утрата здоровья, способностей или возможностей).
Последствия травматических кризисов и кризисов утраты разнообразны и разнонаправленны. Так, выделяют различные нарушения, к которым приводят кризисные ситуации:
— психопатологические последствия: стрессовое расстройство, социально приемлемые варианты психопатологического развития личности (невротические, психические и психосоматические расстройства), социально негативные варианты психопатологического развития личности (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
— изменения в структуре личности: помехи в проявлении ценных сторон личности, в самореализации, в построении адекватных самооценок;
— изменение взаимодействия с окружающими людьми: изменение роли человека в группе, семье и обществе, прерывание отношений между людьми, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей человека от других людей;
— соматические заболевания; нарушения в эмоциональной сфере.
Существует мнение, что кризис является расстройством именно смысловой сферы
личности, которое включает в себя трансформацию смысла жизни, утрату или ощущение отсутствия смысла деятельности, формирование ощущения бессмысленности, образование антисмыслов. В свою очередь, трансформация смысловой сферы личности может приводить к дезадаптации, которая проявляется в социально не одобряемых формах поведения [8].
Фундаментальной мотивационной силой у людей, по мнению В.Франкла, обладает стремление к смыслу [20]. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Если стремление к смыслу фрустрированно, возникает состояние экзистенциального вакуума, характеризующегося субъективными переживаниями апатии, скуки и пустоты. Экзистенциальный вакуум порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания, агрессия и т. п.
Основываясь на результатах исследований, мы можем сказать, что ценностносмысловая сфера лиц, злоупотребляющих наркотиками, алкоголем, лиц с девиантным и делинквентным поведением значительно отличается от ценностно-смысловой сферы здоровых молодых людей. Отмечено, что у подростков с девиантным поведением недостаточно сформированы представления о будущем. Им присуще «растянутое настоящее», они не умеют контролировать собственное время, осознают пространство как хаос [6, 21]. В ценностно-смысловой сфере наркозависимых преобладают ценности, связанные с потребительским подходом к жизни.
С целью изучения взаимосвязей смысла жизни и переживания кризисных ситуаций подростками нами было проведено специальное исследование. Основываясь на работах отечественных и зарубежных авторов, а также на личном опыте консультирования подростков, мы предположили, что кризисные ситуации вызывают трансформацию смысла жизни. Особенности переживания кризисных ситуаций, как и осмысленность жизни, обусловливаются полом подростков.
В нашем исследовании участвовали 246 подростков в возрасте 14-16 лет, учащиеся старших классов, из них 122 девушки и 126 юношей.
Для изучения кризисных ситуаций, переживаемых подростками, предварительно проводилось пилотажное исследование. На основании его результатов был создан опросник для определения кризисных ситуаций. В него были включены 25 ситуаций, связанных со здоровьем, утратами, взаимодействием с окружающими, нарушением эко-
логии и личностными проблемами, которые воспринимались подростками как кризисные.
Для исследования смысла жизни нами была создана специальная методика, состоящая из пословиц, поговорок и афоризмов, отражающих смысл жизни человека. Методика описывает 11 жизненных смыслов, содержащихся в 22 высказываниях. Каждый смысл отражает определенную сторону жизни человека. Были выделены следующие смыслы: «добродетельность», «здоровье», «ценность знания», «желание оставить след после себя», «устойчивый и счастливый брак», «счастье», «знание и учение», «жизнь здесь и сейчас», «деньги», «реальный взгляд на вещи», «принятие конечности жизни» [7].
Результаты исследования позволили выявить как общие, так и специфические особенности переживания кризисных ситуаций девушками и юношами. Подчеркнем, что независимо от пола подростки переживали все указанные в списке кризисные ситуации, при этом девушки и юноши — практически одинаковое количество ситуаций, оцениваемых ими как кризисные (девушки — 10, 62 ± 4, 92 кризисных ситуаций, а юноши — 10,03 ± 5,17, различия статистически недостоверны). Кроме того, девушки и юноши в одинаковой степени (в пределах десятибалльной шкалы) переживали кризисы, затрагивающие витальные ценности и подавление достоинства, кризисы неопределенности и кризисы, затрагивающие самоценность.
В группе девушек и юношей общие признаки имеют также взаимосвязи выраженности переживания кризисных ситуаций: достаточно плотную структуру (196 статистически достоверных корреляций в группе девушек и 208 — в группе юношей) и наличие одинаковых системообразующих показателей. К их числу относятся чувство вины из-за совершенных поступков, плохая успеваемость и снижение самоценности как субъективно переживаемые кризисы. Общие признаки выраженности переживания кризисных ситуаций и их структурной организации, вероятно, связаны с психологическими особенностями подросткового возраста и значимостью ведущей для этого возраста учебной деятельности.
Наряду с общими признаками обнаруживаются и специфические различия, связанные с полом. Так, у девушек общий показатель силы переживания кризисных ситуаций более высок по сравнению с аналогичным показателем юношей: 5, 69±1, 84 и 4, 94±1, 74 балла соответственно (различия статистически достоверны при р < 0,01). Наиболее заметны различия в переживании кризисных ситуаций, связанных с общением, межличностным взаимодействием, в частности с переживанием одиночества, коммуникативных барьеров, разрушения стереотипов, смерти любимого животного (различия между группами статистически достоверны при p < 0,05). В структуре взаимосвязей переживаний кризисных ситуаций наиболее интегрированным оказался показатель переживания одиночества. Чем сильнее девушки переживают одиночество, тем более выраженно переживаются ими кризисы социального взаимодействия, а также кризисы, затрагивающие самоценность и витальные ценности, в частности здоровье.
Кроме того, в группе девушек существенную роль в переживании кризисных ситуаций играет возраст. Чем старше девушки, тем сильнее они переживают некоторые витальные кризисы, кризисы социального взаимодействия и плохую успеваемость. Возможно, с возрастом, в связи с расширением жизненного опыта, повышается чувствительность к негативным событиям, которая позволяет оценивать большинство из них в качестве кризисных.
Другая картина взаимосвязей обнаружена в группе юношей. В частности, наиболее интегрированным показателем у юношей можно считать сниженную самоценность.
Как оказалось, чем сильнее переживается юношами снижение самоценности, тем более выражено переживание некоторых кризисов социального взаимодействия и кризисов, затрагивающих витальные ценности, а также ситуаций неловкости, плохой успеваемости и чувства вины из-за совершенных поступков.
Выявленные содержательные и структурные различия явно демонстрируют значимые для девушек и юношей жизненные ситуации. В подростковом возрасте коммуникация представляет собой наиболее важную сферу. Однако для девушек эта сфера приобретает особое значение, что заставляет их остро переживать отсутствие контактов и собственные коммуникативные барьеры, неумение общаться и разрешать конфликты. Для юношей в этом возрасте более значимым становится самоутверждение. По этой причине повышается чувствительность к ситуациям, связанным с ущемлением достоинства, что в результате приводит к снижению ценности собственного «Я».
Нами были выявлены также как общие, так и специфические особенности ориентации девушек и юношей на смыслы жизни. Как оказалось, девушки и юноши не различаются в отношении общей осмысленности жизни. Видимо, они живут практически в одинаковом смысловом пространстве и в одинаковой степени видят смысл в здоровье, знании, счастливом и устойчивом браке, учебе, деньгах, жизни здесь и сейчас. Они в одинаковой степени реалистично воспринимают мир и хотят оставить след после себя.
Результаты корреляционного анализа позволяют говорить об одинаковой смысловой зрелости подростков обоего пола, поскольку структура показателей смысла жизни девушек и юношей включает в себя общие признаки, обладает примерно одинаковой степенью интегрированности и идентичным системообразующим показателем. В обеих группах обнаружено практически одинаковое число корреляций: 39 в группе девушек и 42 в группе юношей. Интегрирует смысловую структуру обеих групп общий показатель осмысленности жизни. Чем более значимы для девушек и юношей разные смыслы, тем выше общая осмысленность жизни. Чем менее осмысленно они живут, тем менее значимы для них конкретные смыслы жизни. Полученные результаты во многом согласуются с идеей Д. А. Леонтьева, который подчеркивает важность общей осмысленности жизни, положенной в основу методики смысложизненных ориентаций
(СЖО).
Различия проявились лишь в том, что девушки, по сравнению с юношами, в большей степени ориентируются на добродетельность (76, 51 ± 18, 44% и 71, 82± 18,14%, при Р < 0,01) и счастье (81, 71 ± 15, 92% и 74, 81 ± 19,13%, при р < 0,01). В меньшей степени они склонны принимать конечность жизни (73, 19 ± 29, 38% и 82, 22 ± 26, 38%, при р < 0,05). Выявленные различия, с нашей точки зрения, обусловлены высокой эмоциональной чувствительностью девушек и гендерными стереотипами, ориентирующими на формирование у девушек добродетельности. Возможно, женская функция рождения ребенка и сохранения новой жизни мешает принимать конечность собственной жизни.
При достаточно большом сходстве смысловых структур в группах девушек и юношей отмечается и своеобразие каждой из них. Так, в группе девушек обращают на себя внимание показатели, практически не взаимодействующие или слабо взаимодействующие с изучаемыми смыслами. К ним относятся счастливый и устойчивый брак, а также деньги, рассматриваемые в качестве показателей смысла жизни. Их относительная автономность связана с тем, что, осознавая значимость брака, девушки не имеют реального собственного опыта семейных отношений. Видимо, поэтому брак может иметь определенную свободу в общем смысловом пространстве. Автономность смысла денег, предположительно, обусловлена подростковым возрастом, в котором финансовую под-
держку девушки получают главным образом от родителей и при незначительном собственном опыте материального обеспечения. Нельзя исключать и влияния гендерного стереотипа: девушки ориентированы на поиски материально обеспеченного спутника жизни, что можно рассматривать косвенным выражением важности денег, их жизненным смыслом.
Одна из задач исследования заключалась в выявлении взаимосвязи смыслов жизни и силы переживания кризиса. Результаты корреляционного анализа подтвердили идею о единстве проявлений смысла жизни и субъективного переживания кризисных ситуаций, которое обнаруживается независимо от пола подростков. В то же время выявилось явное влияние пола на интеграцию смыслов жизни и силы переживания кризисов. В группе девушек выявлены 26 статистически значимые корреляции между переживаемыми кризисами и смыслами жизни, среди которых трудно выделить системообразующие показатели. Вектор корреляции указывает на то, что чем более осмысленна жизнь девушек, тем менее они переживают кризисные ситуации. Возможно обратное — чем сильнее девушками переживаются кризисные ситуации, тем менее значимы для них разные смыслы жизни. Такое соотношение может говорить о том, что постоянная рефлексия происходящих событий, свойственная девушкам, расширяет смысловое пространство, которое при определенных условиях превращается в ресурс переживания кризиса и минимизирует переживания.
В группе юношей выявлено 25 статистически достоверных взаимосвязей между переживаемыми кризисами и смыслами жизни, что аналогично показателям, полученным в группе девушек. Наиболее интегрированными оказались показатели смысла знания, реалистичности и следа в жизни. Следует отметить, что у девушек в кризисных ситуациях в большей степени участвуют эмоционально-прагматические смыслы, а у юношей — реалистично-деятельностные. Для юношей высокий уровень информированности может стать источником переживания самых разных кризисов, включая страх смерти, переживание неловкости и неуспеваемости в школе. Важно и обратное: выраженность переживания широкого спектра разнообразных кризисных ситуаций сочетается с повышением значимости знаний, которые могут выступать в данном случае отражением жизненного опыта.
На основании результатов факторного анализа можно заключить, что структура смысложизненных и кризисных показателей девушек и юношей имеет общие признаки и в то же время некоторые различия. К общим признакам относятся невысокая интегрированность смыслов жизни и переживаний кризисных ситуаций и наличие одинаковых факторов «кризисные переживания», «осмысленность жизни» и «совладающее поведение».
Факторный анализ также показал, что смысловая сфера более значима для девушек. Это утверждение основывается на содержании выделенных трех факторов, характеризующих различные стороны смысла жизни: «общая осмысленность жизни», «смысложизненная ориентация на здоровье» и «смысложизненная ориентация на брак». Самостоятельное существование этих факторов можно объяснить наличием социальных и биологических стереотипов, ориентирующих девушек и женщин на самореализацию, прежде всего, в семейной жизни, где главной является роль матери. Здоровье женщине в первую очередь необходимо для рождения детей. Видимо, данная бессознательная ориентация отразилась в результатах нашего исследования.
Таким образом, нами установлено, что независимо от пола подростки переживают множество различных кризисных ситуаций. Ими в одинаковой степени переживаются кризисы, затрагивающие витальные ценности, кризисы, связанные с подавлением
достоинства, кризисы неопределенности, кризисы, затрагивающие самоценность, кризисы утраты и некоторые кризисы социального взаимодействия.
Наряду с этим подростки в возрасте 15-17 лет формируют довольно широкий спектр собственных смысловых ориентиров, которые отражают общекультурные смыслы. Девушки и юноши не различаются по степени осмысления жизни и видят смысл в одних и тех же сторонах жизни. Подростки обоего пола в одинаковой степени видят смысл в здоровье, знании, счастливом и устойчивом браке, учебе, деньгах, жизни здесь и сейчас. Для них смысл жизни заключается в реалистичном видении мира и желании оставить след после себя. Полученные данные позволяют говорить об одинаковом смысловом пространстве подростков разного пола.
Различия между девушками и юношами выразились, прежде всего, в силе, иерархии и структуре переживания кризисных ситуаций. В среднем девушки сильнее переживают кризисные ситуации по сравнению с юношами. Наиболее заметны различия в переживании кризисных ситуаций, связанных с общением.
Литература
1. Adler A. What life should mean to you. London, 1980. 300 p.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
3. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003. 296 с.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М., 1980. 287 с.
5. Выготский Л. С. Проблемы возрастной переодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123.
6. Жарков Г. В. Противоправное поведение как игра - новые подходы к взаимодействию и коррекции поведения подростков-девиантов // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, возвращение в жизнь: Материалы всероссийской науч.-практ. конференции. М., 1998. С. 116-117.
7. Жуков А. В. Изменение смысложизненных ориентаций подростков под влиянием личностного кризиса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 28(63): В 2 ч. Аспирантские тетради. Ч. II. Педагогика и психология, теория и методика обучения: научный журнал. СПб., 2008. С. 77-82.
8. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. 288 с.
9. Колесов Д. Проблемы бытия личности // Развитие личности. 2003. № 1. С. 47-76.
10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999. 287 с.
11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 389 с.
12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М., 2003. 487 с.
13. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 100-111.
14. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005. 315 с.
15. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2003. 616 с.
16. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово, 2002. 186 с.
17. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976. 263 с.
18. Социальная философия: Учебник / под ред. И. А. Гобозова. М., 2003. 528 с.
19. Франк С. Л. Смысл жизни. М., 2004. 157 с.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М., 1990. 368 с.
21. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / под науч. ред. Л. М. Шипи-цыной и Е. И. Казаковой. СПб., 1999. 128 с.
22. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. 420 с.
23. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 304 с.
24. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. с англ. Т. С. Драбкиной. М., 2005. 576 с.
Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.