Научная статья на тему 'Перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория'

Перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2814
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ / РАСЧЕТЫ / ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ / СОПЕРЕВОЗЧИК / ГРУЗ / ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ / ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОПЕРЕВОЗЧИКОВ / СРОК ПЕРЕВОЗКИ / ПЕРЕВАЛКА ГРУЗА / ОПЕРАТОР СМЕШАННОЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Какорина Ольга Константиновна

Основание: На основании норм действующего гражданского и транспортного законодательства в статье исследуются связи между перевозкой груза и перевозкой груза в прямом смешанном сообщении. Рассматриваются такие черты перевозки груза в прямом смешанном сообщении, как усложненный субъектный состав, специфика ее оформления, особенности исчисления срока и произведения расчетов при данном виде перевозок, особая форма ответственности соперевозчиков и др. Методы: При подготовке статьи применены общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и диалектический метод, а также частноправовые, в том числе сравнительно-правовой метод. Новизна и выводы: Впервые рассмотрены признаки перевозки груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовой категории, позволяющие выделить данный вид перевозок в относительно самостоятельную область правового регулирования со своей нормативной правовой базой. Сформулирована авторская дефиниция понятия «перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория». Оригинальность/ценность: Результатом данного исследования является предложенное авторское определение понятия «перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовой категория». Данная дефиниция может быть использована при подготовке проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных перевозках)», приятие которого предусмотрено статьей 788 Гражданского кодекса Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Какорина Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMODAL TRANSPORTATION (MIXED TRAFFIC) AS A CIVIL LAW CATEGORY

Object: According to the Russian civil and transport legislation in this article there are researched nexus between the transportation and the multimodal transportation (mixed traffic). There are examined such traits of the multimodal transportation (mixed traffic) as a difficult subject structure, its specific of the execution, peculiarity of the term’s computation and the multimodal transportation’s (mixed traffic’s) accounts, particular form of the co-carriers liability and etc. Model: Preparing this article, general scientific methods, such as analysis, synthesis, induction, deduction, dialectical method and specific legal methods including comparative legal method are being used. Deductions: For the first time characteristics of the multimodal transportation (mixed traffic) as a civil law category, which allows to allot this kind of transportation as the comparatively independent legal area with own legal base are examined. There is formulated author’s definition of the concept “multimodal transportation (mixed traffic) as a civil law category”. Value: As the result of this research is the offered author’s definition of the concept “multimodal transportation (mixed traffic) as a civil law category”. This definition may be used in preparation of the official project of Federal statute “About multimodal (combined) transportation”, which should be adopted according to the article N 788 of the Civil Code of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория»

Какорина О. К.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

2.11. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Какорина Ольга Константиновна, аспирант кафедры предпринимательского права

Место учебы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

[email protected]

Аннотация: Основание: На основании норм действующего гражданского и транспортного законодательства в статье исследуются связи между перевозкой груза и перевозкой груза в прямом смешанном сообщении. Рассматриваются такие черты перевозки груза в прямом смешанном сообщении, как усложненный субъектный состав, специфика ее оформления, особенности исчисления срока и произведения расчетов при данном виде перевозок, особая форма ответственности соперевозчиков и др.

Методы: При подготовке статьи применены общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и диалектический метод, а также частноправовые, в том числе сравнительно-правовой метод.

Новизна и выводы: Впервые рассмотрены признаки перевозки груза в прямом смешанном сообщении как гражданскоправовой категории, позволяющие выделить данный вид перевозок в относительно самостоятельную область правового регулирования со своей нормативной правовой базой. Сформулирована авторская дефиниция понятия «перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория».

Оригинальность/ценность: Результатом данного исследования является предложенное авторское определение понятия «перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовой категория». Данная дефиниция может быть использована при подготовке проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных перевозках)», приятие которого предусмотрено статьей 788 Гоажданского кодекса Российской Федерации

Ключевые слова: перевозка груза в прямом смешанном сообщении, расчеты, договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, соперевозчик, груз, грузоотправитель, грузополучатель, ответственность соперевозчиков, срок перевозки, перевалка груза, оператор смешанной (комбинированной) перевозки.

MULTIMODAL TRANSPORTATION (MIXED TRAFFIC) AS A CIVIL LAW CATEGORY

Kakorina Olga K., postgraduate student of Entrepreneurial law chair

Study place: the Financial University under the Government of the Russian Federation

[email protected]

Annotation: Object: According to the Russian civil and transport legislation in this article there are researched nexus between the transportation and the multimodal transportation (mixed traffic). There are examined such traits of the multimodal transportation (mixed traffic) as a difficult subject structure, its specific of the execution, peculiarity of the term’s computation and the multimodal transportation’s (mixed traffic’s) accounts, particular form of the co-carriers liability and etc.

Model: Preparing this article, general scientific methods, such as analysis, synthesis, induction, deduction, dialectical method and specific legal methods including comparative legal method are being used.

Deductions: For the first time characteristics of the multimodal transportation (mixed traffic) as a civil law category, which allows to allot this kind of transportation as the comparatively independent legal area with own legal base are examined. There is formulated author’s definition of the concept “multimodal transportation (mixed traffic) as a civil law category".

Value: As the result of this research is the offered author’s definition of the concept “multimodal transportation (mixed traffic) as a civil law category". This definition may be used in preparation of the official project of Federal statute “About multimodal (combined) transportation", which should be adopted according to the article N 788 of the Civil Code of the Russian Federation

Keywords: multimodal transportation (mixed traffic), accounts, multimodal transportation (mixed traffic) contract, co-carrier, cargo, consignor, consignee, liability of the cocarriers, term of transportation, transshipment, multimodal transportation’s (mixed traffic’s) operator

Перевозка груза - это услуга, согласно которой перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению груза в пользу грузоотправителя, а грузоотправитель обязуется оплатить ~ 1 эти действия .

Правоотношениям по перевозке груза присущи следующие признаки: отнесение данной деятельности к разряду услуг, договорной характер обязательства по перевозке груза, а также обязательственно-правовой и эквивалентно-возмездный характер отношений, складывающихся между сторонами данного договора1 2. Эти черты определяют перевозку груза как гражданскоправовую категорию3.

Разновидностью перевозки груза в ее классическом понимании, в котором она представлена в ст. 785 ГК РФ4, является перевозка груза в прямом смешанном сообщении. Ее специфика заключается в том, что она осуществляется несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования груза. Несмотря на эту особенность, нельзя не отметить наличие общих признаков, присущих как обычной перевозке, так и перевозке груза в прямом смешанном сообщении.

Во-первых, они обе относятся к разряду услуг5 и не связаны с созданием новых вещей, предметов6. Тем не менее, при осуществлении любой перевозки, производится важная материальная перемена - перемена места положения груза в пространстве.

Во-вторых, и обычная перевозка груза, и перевозка груза в прямом смешанном сообщении осуществляют-

1 Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. Гражданское право Учебник в 3 томах. Т.2. М.: Проспект, 2010 г. С. 351.

2 См.: Гречуха В. Н. Перевозка как гражданско-правовая категория //Вопросы экономики и права. 2012. № 2. С. 93 - 96.

3 См.: Гречуха В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2013. С. 92-98.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410 (Далее - ГК РФ).

5 Транспортные услуги - платные пассажирские перевозки, грузовые перевозки, если груз не принадлежит владельцу или пользователю транспортного средства (Ст. 3 Модельного закона о транспортной деятельности // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 173 - 199.).

6 См.: Гражданское право: учебник. Т. II, полутом 2 /под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. С. 30.

55

Бизнес в законе

5’2014

ся на основании договора, который является единственным законным основанием, установленным ГК для оформления данных правоотношений (п. 1 ст. 784).

В-третьих, отношения между сторонами договора смешанной перевозки груза так же, как и обычной, носят обязательственно-правовой характер, поскольку субъективное право в этих отношениях заключается в праве грузоотправителя требовать должного поведения от перевозчика - выполнения перевозки. К тому же данные отношения, являются эквивалентновозмездными - за оказанную соперевозчиками услугу грузовладелец уплачивает им вознаграждение7.

Помимо перечисленных признаков, общих для всех типов перевозки груза, перевозка груза в прямом смешанном сообщении имеет и свои отличительные особенности, выделяющие ее в относительно самостоятельную область правового регулирования.

К одной из них относится участие нескольких перевозчиков различных видов транспорта (не менее двух, находящихся в договорных отношениях) в процессе перемещения грузов и их доставки в пункт назначения. В юридической литературе они часто обозначаются термином «соперевозчики»8.

В свою очередь усложненный субъектный состав влияет на другую особенность рассматриваемых отношений -процесс согласования заявки на смешанную перевозку груза. Эта процедура занимает больше времени по сравнению с обычной перевозкой9. Увеличенный временной интервал для рассмотрения данного документа объясняется тем, что заявка согласовывается не только с первым соперевозчиком, но и с организациями других видов транспорта, участвующих в смешанной перевозке10, и перевозка может состояться только при согласии всех соперевозчиков на ее осуществление.

В качестве следующей черты перевозки груза в прямом смешанном сообщении можно выделить выполнение каждым из соперевозчиков своей части перевозки в соответствии со «своей» нормативной базой. Это связано с тем, что отдельным видам транспорта присущи свои технические возможности, поэтому перевозки бывают различные по объему и длительности осуществления.

Отсюда вытекает еще одна особенность: специфика определения срока перевозки груза в прямом смешанном сообщении, который по своей природе является сложным и состоит из законодательно установленных сроков перевозок соответствующими видами транспорта на своих участках. Каждый из видов отличается определенными скоростными характеристиками, поэтому при установлении срока перевозки каким-либо транспортом исходят из расчетов на основании правил исчисления срока доставки грузов, действующих на

7 См.: Гречуха В. Н. Транспортное право. Ч. I. М., 2007. С. 71; Гражданское право: учебник. Т. 2 / под. Ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2003. С. 373.

8 См.: Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 380 -381; Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 1997. С. 383; Гречуха В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2013. С. 504.

9 Заявка на перевозку грузов в смешанном сообщении подается грузоотправителем не менее чем за 15 дней до предполагаемой даты передачи груза (ст. 11 УЖТ). В то время как заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом могут быть поданы за 10 дней до предполагаемой даты передачи груза

10 См.: Гречуха В. Н. Транспортное право России: учебник для ма-

гистров. М.: Юрайт, 2013. С. 505.

56

транспорте этого вида11. Особняком стоит железнодорожный транспорт, где в расчет идет соответствующий, закрепленный в УЖТ РФ12 скоростной режим (это перевозки грузовой или большой скоростью - ст. 14), на котором остановились стороны договора.

В общий срок перевозки груза в прямом смешанном сообщении входит также время, затрачиваемое на перевалку груза, накопление мелких отправок и др. (ч. 4 § 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении13; п. 5. 4., 5.8 Правил исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом).

Специфика определения сроков при этом виде перевозок груза напрямую зависит от следующей особенности, которая относится только к перевозкам с участием внутреннего водного и морского транспорта. Она касается открытия и закрытия навигации в перевалочных пунктах. Часто этот момент становится ключевым для надлежащего исполнения обязательства по доставке груза, так как отгрузка до открытия навигации или после ее закрытия неизбежно приводит к увеличению сроков доставки, и, вследствие этого, к порче некоторых видов грузов.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении обязывают транспортные организации, в ведении которых находятся перевалочные пункты, сообщать своим контрагентам по смешанному сообщению о сроках открытия и закрытия навигации (§ 19). По общему правилу оповещение должно происходить не позднее, чем за 20 дней до наступления соответствующего срока, а в некоторых случаях, не позднее, чем за 45 дней. Кроме того, для целей своевременного информирования всех участников транспортного процесса эти сроки подлежат опубликованию в СМИ.

В качестве еще одной черты перевозки груза в прямом смешанном сообщении можно выделить необходимость обязательной перегрузки груза с одного вида транспорта на другой в ходе осуществления перевозочного процесса. Все это требует специального регулирования отношений, складывающихся между транспортными организациями. Процесс перегрузки называют так же термином «перевалка».

Правовое значение перевалки сложно переоценить, поскольку при передаче груза от одной транспортной организации к другой переходит не только право владения этим грузом, но и ответственность за него. Этот момент фиксируется в передаточной ведомости, как и количество, и состояние передаваемого груза.

Помимо непосредственно процесса перегрузки в пунктах перевалки производится очень важная правовая процедура: оплата соответствующему соперевозчику его части пути. Это напрямую связано со сле-

11 п. 63 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // «Собрание законодательства РФ», 25.04.2011, № 17, ст. 2407; Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27 «Об утверждении правил исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 4, 26.01.2004.

12 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2 (далее - УЖТ РФ).

13 Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Мин-речфлотом РСФСР 17/24.04.1956). Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

Какорина О. К.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

дующей особенностью смешанных перевозок - установлением особого порядка расчетов за нее.

Действующий порядок оплаты перевозки груза, в соответствии с которым с первым перевозчиком рассчитывается грузоотправитель, а со вторым - грузоотправитель или грузополучатель (ст. 76 УЖТ РФ, п. 1, 2 ст. 113 КВВТ РФ14), оставляет открытым вопрос о порядке ее оплаты при участии в перевозочном процессе трех и более перевозчиков15.

Тут мы присоединимся к Гречухе В. Н., который считает, что по аналогии с порядком, установленным в транспортных законах, расчет с третьим и следующими соперевозчиками должен производиться грузоотправителем или грузополучателем16 17 (независимо от количества соперевозчиков, участвующих в смешанной перевозке). Обязанность по произведению окончательных расчетов со сдающей стороной на станции назначения ложится на грузополучателя. Оплата услуг промежуточных соперевозчиков происходит в пунктах перевалки, ее производят грузоотправитель или гру-

17

зополучатель .

Еще одна особенность перевозки в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовой категории выражается в том, что она регулируются различными видами договоров. К ним относится непосредственно договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении (традиционный реальный договор перевозки конкретного груза) и соглашения, заключаемые между соперевозчиками, регламентирующие порядок их работы по организации названных перевозок.

К таким соглашениям относится закрепленное в ГК РФ (ст. 799), а также транспортных законах (п. 2 ст. 112 КВВТ РФ) узловое соглашение, которое определяет порядок организации перевалки груза. Его целевое назначение свидетельствует о неразрывной связи с договором прямой смешанной перевозки груза.

Несмотря на участие в смешанной перевозке нескольких соперевозчиков, она осуществляется по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования - транспортной накладной. Выделим это в качестве следующей особенности изучаемых правоотношений.

Транспортная накладная является не только товаросопроводительным документом, но и письменным доказательством заключения договора перевозки груза и его содержания18. Она применяется на всех видах транспорта (ст. 25 УЖТ РФ; ст. 105 ВК РФ19; ст. 143 КТМ РФ20; ст. 8 УАТГНЭТ РФ21 *; п. 2 ст. 67 КВВТ РФ).

14 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // «Парламентская газета», № 45, 12.03.2001 (далее - КВВТ РФ)

15 См.: Гречуха В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2013. С. 510.

16 Там же.

17 Гречуха В. Н., Какорина О. К. Правовое регулирование расчетов за перевозку груза в прямом смешанном сообщении // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 63-67.

18См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.10.2012 по делу № А43-950/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

19Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // «Российская газета», № 59-60, 26.03.1997.

20Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от

30.04.1999 № 81-ФЗ // «Российская газета», № 85-86, 01-05.05.1999.

21Устав автомобильного транспорта и городского наземного элек-

трического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ// «Российская газе-

та», № 258, 17.11.2007.

Ее подписывают грузоотправитель и первый соперевозчик при заключении договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении в пункте отправления, а так же конечный соперевозчик при выдаче груза в пункте назначения.

В накладной прямого смешанного сообщения также предусмотрено проставление заверительных и календарных штемпелей каждого соперевозчика, участвующего в перевозке. Значение данных отметок состоит в определении момента передачи права владения грузом от одной транспортной организации к другой вместе с ответственностью за его несохранность.

Кроме того, по сравнению с накладными, подтверждающими заключение договора перевозки груза соответствующим видом транспорта, накладная прямого смешанного сообщения, помимо всех сведений о перевозимом грузе, стоимости перевозки, скорости и времени принятия груза к перевозке, имеет дополнительные графы. В них фиксируются сведения о каждом соперевозчике, о времени передачи груза между

22

ними, о перевалочных пунктах и проч. .

Главное требование, которое предъявляется к данному документу, это правильность содержащихся в нем сведений23. Содержание накладной не может быть доказано ничем, кроме как самой накладной. Эта исключительность накладной среди документов, опосредующих исполнение рассматриваемого договора, ставит ее на первое место по своему доказательственному значению в случае возникновения спора24.

Еще одна особенность данного вида перевозок касается появления в международных смешанных перевозках грузов их нового участника - оператора смешанной (комбинированной) перевозки груза25. Его статус регламентирован в Конвенции о международных смешанных перевозках грузов 1980 года26.

Согласно п. 2 ст. 1, оператором смешанной (комбинированной) перевозки груза является любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.

И, хотя в действующем отечественном законодательстве данная правовая фигура пока не нашла своего официального закрепления, упоминание об операторе содержится в официальном проекте Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных)

22 См.: Гречуха В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2013. С. 509.

23 Там же.

24 См.: Брызгалин А.В. Статья 65 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Подборка судебных решений за 2010 год // ООО «Журнал «Налоги и финансовое право». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.09.2012 № Ф03-3737/2012 по делу № А51-15961/2011. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

25 См.: Гречуха В. Н. Международное транспортное право: учебник. М., Юрайт, 2011. С. 363-368.

26«Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов» // Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 370 - 387. Конвенция не вступила в силу на 24.04.2014. Россия не участвует.

57

Бизнес в законе

5’2014

перевозках»27 2007 г. (ст. 21). Что свидетельствует о важной роли данной правовой фигуры в процессе организации и осуществления перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

К очередной особенности также следует отнести ограничения и запреты, которые действуют в отношении смешанных перевозок. Они касаются некоторых видов грузов и способов их транспортирования и отражаются в нормативных документах.

Так, запрещена перевозка грузов наливом в цистернах, а также древесины, следующей по водным путям в плотах (ст. 68 УЖТ РФ). Ограничена перевозка скоропортящихся и опасных грузов.

Транспортные ведомства, организации которых участвуют в перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, утверждают Перечень скоропортящихся, огнеопасных и легкогорючих грузов, которые также не следует принимать к перевозке в прямом смешанном сообщении28 (например, взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества). Принятие к перевозке отдельных грузов, указанных в Перечне допускается лишь при выполнении определенных условий.

Очевидно, что соблюдение всех запретов и ограничений необходимо для сохранности груза и безопасности перевозки в целом. К тому же не каждое транспортное средство может обеспечить выполнение условий, требуемых для перевозки и перевалки особого груза. Поэтому «транспортные организации, участвующие в осуществлении прямых смешанных перевозок должны отвечать требованиям, установленным соответствующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации транспортные и иные технические средства, применяемые при осуществлении прямых смешанных перевозок, подлежат обязательной сертификации» (ст. 6 проекта ФЗ «О прямых смешанных комбинированных перевозках»)29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующей специфической чертой, выделяемой нами, будет особая форма ответственности30 соперевозчиков при ненадлежащем выполнении или невыполнении условий договора смешанной перевозки. Как справедливо отмечает Гречуха В. Н., она заключается в том, что, несмотря на наличие элементов, характерных как для долевой, так и для солидарной ответственности, тем не менее, ни одна из названных категорий в классическом виде неприменима к ответственности соперевозчиков при перевозке груза в прямом

27 Проект Федерального закона о смешанных (комбинированных) перевозках 2007 г. URL: logist.ru/archive/Attachments/ oskp_pr.doc (дата обращения 26.08.2014).

28См.: Приложение № 1 к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. М.: «Транспорт», 1995.

29 Проект Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» // Единый портал раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: [сайт]. URL:

http://regulation.gov.m/project/7806.html?point=view_project&stage=3&sta ge id=3546 (Дата обращения 15.09.2014)

30 См.: Кумалагова Т.Т. Вина как необходимое условие ответственности морского перевозчика // Бизнес в законе. - 2010. - № 5. - С.

141; Микушкин А.Е. Ответственность перевозчика при перевозке грузов: соотношение российского и международного законодательства // Бизнес в законе. - 2009. - № 4. - С. 185.

смешанном сообщении31. Это характеризует данный вид перевозок как один из наиболее сложных в современной транспортной деятельности.

Подводя итог рассмотрению признаков перевозки груза в прямом смешанном сообщении, очевидно, что их содержание и характеристика позволяют нам выделить этот вид перевозок в относительно самостоятельную область правового регулирования со своей нормативной правовой базой. В связи с этим остается актуальным принятие профильного Федерального закона, предусмотренного ст. 788 ГК РФ.

Исходя из вышеперечисленных особенностей, есть основания дать определение перевозки груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовой категории, и предложить данную дефиницию для включения в будущий Федеральный закон «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках».

По нашему мнению, перевозкой груза в прямом смешанном сообщении является услуга, осуществляемая разными видами транспорта на договорной основе, за плату, по единому транспортному документу, которая заключается в перемещении груза от грузоотправителя к грузополучателю через перевалочный пункт.

Список литературы:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов» // Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 370 - 387.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // «Российская газета», № 59-60, 26.03.1997.

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // «Российская газета», № 85-86, 0105.05.1999

5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // «Парламентская газета», № 45, 12.03.2001

6. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, № 2

7. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ// «Российская газета», № 258, 17.11.2007

8. Модельный закон о транспортной деятельности // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41. С. 173 - 199.

9. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении утв. МПС СССР, Минмор-флотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

10. Приложение № 1 к Правилам перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. М.: «Транспорт», 1995.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // «Собрание законодательства РФ», 25.04.2011, № 17, ст. 2407.

12. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 № 27 «Об утверждении правил исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 4, 26.01.2004.

13. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.09.2012 № Ф03-3737/2012 по делу № А51-15961/2011.

31 См.: Гречуха В. Н. К вопросу о гражданско-правовой ответственности перевозчиков в прямом смешанном сообщении // Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: сб. статей. Вып. 1 / под ред. Проф. Г. Ф. Ручкиной. М., 2008. С. 75-76.

58

Какорина О. К.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Документ опубликован не был. Доступ из справочноправовой системы «Консультант плюс».

14. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.10.2012 по делу № А43-950/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

15. Проект Федерального закона о смешанных (комбинированных) перевозках 2007 г. URL: logist.ru/archive/

Attachments/oskp_pr.doc

16. Проект Федерального закона «О прямых смешанных

(комбинированных) перевозках» // Единый портал раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения: [сайт]. URL: http://regulation.gov.ru/project/7806.html?point=view_

project&stage=3&stage_id=3546

17. Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. Гражданское право Учебник в 3 томах. Т.2. М.: Проспект, 2010 г.

18. Брызгалин А.В. Статья 65 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Подборка судебных решений за 2010 год // ООО «Журнал «Налоги и финансовое право». Доступ из справочноправовой системы «Консультант плюс»;

19. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 1997.

20. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997.

21. Гражданское право: учебник. Т. II, полутом 2 /под ред. Е.А. Суханова. М., 2000.

22. Гражданское право: учебник. Т. 2 / под. Ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2003.

23. Гречуха В. Н. К вопросу о гражданско-правовой ответственности перевозчиков в прямом смешанном сообщении // Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: сб. статей. Вып. 1 / под ред. Проф. Г. Ф. Ручки-ной. М., 2008.

23. Гречуха В. Н. Международное транспортное право: учебник. М., Юрайт, 2011.

24. Гречуха В. Н. Перевозка как гражданско-правовая категория //Вопросы экономики и права. 2012. № 2.

25. Гречуха В. Н. Транспортное право. Ч. I. М., 2007.

26. Гречуха В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2013.

27. Гречуха В. Н., Какорина О. К. Правовое регулирование расчетов за перевозку груза в прямом смешанном сообщении // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4.

28. Кумалагова Т.Т. Вина как необходимое условие ответственности морского перевозчика // Бизнес в законе. 2010. № 5.

29. Микушкин А.Е. Ответственность перевозчика при перевозке грузов: соотношение российского и международного законодательства // Бизнес в законе. 2009. № 4.

Reference list:

1. The Convention of United Nations on international multimodal transport of goods", International cha-local law. The collection of documents. M: BECK, 1997. S. 370 - 387.

2. Civil code of the Russian Federation (part two) from 26.01.1996 No. 14-FZ // collected legislation of the Russian Federation", 29.01.1996, No. 5, p 410.

3. The air code of the Russian Federation from 19.03.1997 No. 60-FZ // "Russian newspaper", No. 59-60, 26.03.1997.

4. The merchant shipping code of the Russian Federation dated

30.04.1999 No. 81-FZ // "Russian newspaper", № 85-86, 01-

05.05.1999

5. The internal water transport code of the Russian Federation dated 07.03.2001 No. 24-FZ // "Parliament newspaper", № 45, 12.03.2001

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта кафедры предпринимательского права Финансового университета при Правительстве РФ Какориной О. К. «Перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория»

Статья представляет собой результат исследования актуальной темы: правового регулирования перевозки груза в прямом смешанном сообщении, в рамках которого автором проводится сравнительный анализ признаков перевозки груза в прямом смешанном сообщении и обычной грузовой перевозки, и раскрываются специфические черты перевозки груза в прямом смешанном сообщении как самостоятельной гражданско-правовой категории.

На основе анализа особенностей изучаемого вида перевозок автор разрабатывает дефиницию понятия «перевозка груза в прямом смешанном сообщении», предлагаемую им для включения в профильный Федеральный закон, принятие которого предусмотрено ст. 788 ГК РФ.

При этом все разделы статьи логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены нормами действующего законодательства и ссылками на актуальные научные исследования по данной тематике.

Выводы автора сформулированы ясно, и позволяют судить о существенной новизне рецензируемой научной работы. Научная и практическая значимость статьи прослеживается в обоснованности и конкретности формулировки определения, предлагаемого автором для включения в закон.

Статья О. К. Какориной «Перевозка груза в прямом смешанном сообщении как гражданско-правовая категория» рекомендуется для публикации в открытой печати.

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры предпринимательского права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Гречуха В. Н.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.