М. В. Зеленов
Перестройка аппарата ЦК ВКП(б) в 1946 г., в июле 1948 и октябре 1952 г.: структура, кадры и функции (источники для изучения)
Зеленов Михаил Владимирович,
доктор исторических
наук, профессор,
Волго-Вятская
академия
государственной
службы,
Нижний Новгород. [email protected]
В партийных Уставах понятие «аппарат ЦК» до 1986 г. отсутствовало, говорилось только об «аппарате Секретариата ЦК». Между тем, «аппарат ЦК» стал складываться с 1919 г., и к 1922 г. вызрел и как партийное явление, и как термин, который использовался в отчетах Центральной ревизионной комиссии (далее — ЦРК) и Управления делами (далее — УД) ЦК. Современному читателю зачастую трудно провести границу между терминами «Секретариат ЦК» и «аппарат ЦК», тем более что во многих внутрипартийных текстах эти понятия смешивались. Однако разграничение провести можно и нужно. В постановлениях Политбюро ЦК использовались термины «Секретариат ЦК» для обозначения уставного подраздела ЦК с определенными уставными функциями, объединяющем секретарей ЦК, наделенными определенными Политбюро функциями. Термин «аппарат ЦК» в постановлениях Политбюро использовался в смысле организационной структуры Секретариата (отделы, Управления и т. п.), наделяемой Политбюро теми или иными функциями вместе с руководящим и техническим кадровым составом. Однако в ежемесячных отчетах УД ЦК термин «аппарат ЦК» рассматривался в более широком значении — как комплекс определенных структур ЦК, выходящих за рамки Секретариата (например, Особый сектор Политбюро, Комиссия партийного контроля, Центральная ревизионная комиссия, ряд других Комиссий Политбюро ЦК), а также состав рабочих и служащих подразделений ЦК. Термин «аппарат ЦК» далее используется в аппаратном значении (так, как он использовался в отчетах УД ЦК).
На сегодняшний день о структуре и внутренней трансформации аппарата ЦК КПСС известно очень мало. Этот тезис верен и для выбранного периода. Поэтому встает закономерный вопрос: каким образом изменялся аппарат ЦК КПСС, когда и почему менялась его структура, кадровый состав, функции?
© М. В. Зеленов, 2011
В традиции ЦК существовал особый способ периодизации: от съезда к съезду. Такой способ периодизации не всегда оправдан для историка, который выявляет сущностные сдвиги в развитии какого-то явления, структуры. В данном случае этот метод периодизации отчасти применим: с февраля 1934 по 1939 г. (с XVII по XVIII съезды партии) аппарат ЦК строился по производственно-отраслевому принципу, в марте 1939 г. был введен функциональный принцип строения аппарата, в марте 1946 (Пленум, сыгравший роль съезда) и августе 1946 г. — реформа функций Оргбюро и Секретариата ЦК и устранение производственных отделов; в июле 1948 г. — производственно-отраслевой принцип строения аппарата восстановлен, в октябре 1952 г. (XIX съезд) — вновь введен функциональный принцип строения аппарата. Сразу после смерти И. В. Сталина, в марте 1953 г. аппарат ЦК был реформирован и преобразовывался до середины 1954 г.
Структуру отделов ЦК за 1948-1952 гг. можно узнать, прежде всего, по приложениям к постановлениям Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК, утверждавших структуру и штатное расписание отделов. Это не относится к структуре УД, Комиссии партийного контроля (далее — КПК), ЦРК, Техсекретариата ЦК и Особого сектора, так как с 1939 г. Секретариат не утверждал структуру и структурные изменения этих подразделений ЦК. Структуру УД, Техсекретариата и КПК можно узнать по отчетам УД. Функции отделов утверждались или отдельными постановлениями руководящих органов ЦК, или же подразумевались «сами собой». Весь списочный состав аппарата ЦК доступен по одному не привлекавшемуся ранее историками источнику — ведомостям на получение зарплаты. В Российском государственном архиве социально-политической истории остались отчеты УД ЦК и бухгалтерские документы за 1939-1955 гг., что позволяет делать выводы о структуре и кадрах аппарата ЦК в этот период1.
Мы знаем, что был рабочий аппарат ЦК (отделы Секретариата и другие структуры). Мы не знаем, почему этот аппарат менялся, и каким образом. Предположим, что трансформация аппарата связана с той политической борьбой, которая проявилась в послевоенных органах власти и управления. На сегодняшний день в историографии (Р. Пихоя, О. Хлевнюк, Й. Горлицкий и др.) прослеживается линия противостояния Г. М. Маленкова (в союзе с Л. П. Берия) и А. А. Жданова (в союзе с А. А. Кузнецовым) в борьбе за власть. И действительно, И. В. Сталин приближал к себе то одного, то другого. Допустим, что «влияние», «руководство» и «борьба» проявлялись в кадровом составе аппарата ЦК, так как политика делается людьми и через людей.
Изучение выбранного объекта и решение поставленной проблемы возможно на реконструктивном уровне, а изложение фактических данных в хронологической последовательности даст возможность сгруппировать, связать различные события и предложить внутреннюю периодизацию административных и политических трансформаций2.
Для изучения политической борьбы (а это другой объект, которого мы не касаемся) нужна совершенно другая методика (или методология) исследования, другие источники, а также другой терминологический аппарат. Для отработки гипотезы о влиянии политической борьбы между Маленковым и Ждановым на аппарат ЦК должна быть другая методика,
так как инструментарий для замеров «степени влияния» секретарей ЦК на аппарат у историков отсутствует. В изучаемых документах могут встретиться 2 разных фактических пласта: предложения о реформе аппарата (с развернутым обоснованием того или иного Секретаря ЦК), или же такие кадровые перестановки, которые непосредственно связаны с именем партийного лидера.
В Уставе, принятом на Двенадцатой Всероссийской конференции РКП(б) в 1922 г., зафиксировано, что ЦК образует «для текущей работы организационного и исполнительного характера — Секретариат»3. Эта формулировка дублировалась в Уставах, принятых в 1925, 1934, 1939 гг. Структура Секретариата Уставом 1939 г. была определена так: «Для практической работы по осуществлению партийных решений в ЦК ВКП(б) существуют следующие управления и отделы: «а) Управление кадров (далее — УК. — М. З.), б) Управление пропаганды и агитации (далее — УПА. — М. З.), в) Организационно-инструкторский отдел, г) Сельскохозяйственный отдел, д) Отдел школ»4. Конечно, за годы войны структура Секретариата изменилась. Главные структурные изменения состояли в создании Транспортного отдела и отдела внешней политики (далее — ОВП).
По свидетельству Г. В. Шумейко, в 1939 г. влияние Л. М. Кагановича в аппарате ЦК было снижено, пересмотр работы аппарата поручался Жданову и Маленкову5. В состав Секретариата ЦК вошли И. В. Сталин, А. А. Андреев, А. А. Жданов и Г. М. Маленков. Состав Секретариата важен для нас по той причине, что отделы ЦК подчинялись напрямую именно ему. Проведенная централизация управления сопровождалась пересмотром номенклатурных работников как в партийных, так и в государственных органах власти и управления.
Коротко функции и структуру аппарата ЦК можно описать следующим образом. Первый блок задач был направлен на обслуживание ЦК ВКП(б): хозяйственные функции ЦК выполняло УД (1938-1959 гг. — Д. В. Крупин), делопроизводственные функции ЦК выполняли Техсекретари-ат Оргбюро (1938-1953 гг. — Д. В. Крупин) для обслуживания нужд Оргбюро и Секретариата ЦК, и Особый сектор (1934-1953 гг. — А. Н. Поскребышев) для обслуживания нужд Политбюро.
Вторая структурная часть аппарата реализовывала руководящие функции по отношению ко всем низовым партийным организациям. Это КПК (1939-1952 гг. — А. А. Андреев) и организационно-инструкторский отдел (1942-1946 гг. — М. А. Шамберг).
Третья структурная часть аппарата выполняла руководящие функции по отношению к государственным (советским) административным и хозяйственным органам. Это Управление кадров (1939-1946 гг. — Г. М. Маленков; в Управлении было 45 отделов), сельскохозяйственный отдел (с 1939 по 1946 гг. заведующего отделом не было), транспортный отдел (1942-1946 гг. — П. В. Голубев). Эти же функции выполняли Бюро ЦК по Молдавии и по Литве, Латвии, Эстонии (с 1944 до 1947 гг.).
Сферу идеологии курировало УПА (1940-1946 гг. — Г. Ф. Александров) и отдел школ (1943-1946 гг. — Н. Н. Яковлев).
Внешнеполитическую функцию ЦК вместо Коминтерна с 1944 г. реализовывал отдел международной информации, преобразованный в ОВП (1944-1946 гг. — Г. М. Димитров).
В ходе войны состав отделов и секторов Управлений менялся, как менялся и кадровый состав, и количество сотрудников. Например, в октябре 1939 г. в аппарате было 1417 человек, в феврале 1940 г. — 1637 человек, в декабре 1940 г. — 1346 человек. В 1941 г. с началом войны прошло резкое сокращение аппарата, численность которого стала восстанавливаться в начале 1943 г.: в январе 1942 г. — 338 сотрудников, в мае 1943 г. — 1030 человек, в июне 1944 г. — 1490 человек, а в декабре 1944 г. количество работников превысило довоенные показатели (1785 человек на конец месяца). В мае 1945 г. в аппарате было 1857 человек, а к началу реформы в августе 1946 г. — 1963 человека.
Внедрение «молодых» кадров в руководящие органы партии было инициировано Сталиным на Пленуме 18 марта 1946 г., сыгравшем роль съезда партии: были выбран новый состав Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК. Только три человека — Сталин, Жданов и Маленков — вошли во все высшие органы партии — Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК. Из него «выпал» А. А. Андреев, но появились первые секретари Московского (Г. М. Попов) и Ленинградского (А. А. Кузнецов) комитетов партии. Тогда же был обсужден и состав нового правительства — Совета Министров СССР с реорганизацией его аппарата.
13 апреля 1946 г. на заседании Политбюро по докладу Маленкова функции Секретариата были изменены: на него возложено «распределение руководящих партийных, советских и хозяйственных кадров». Председательствование на заседаниях Секретариата поручалось А. А. Кузнецову, назначенному вместо Маленкова начальником УК. Заведующим ОВП назначен М. А. Суслов, заведующим организационно-инструкторским отделом — Н. С. Патоличев, первый секретарь Челябинского обкома партии. Одновременно с этим производственные отделы — Сельскохозяйственный и Транспортный — были ликвидированы6. И сразу, уже с апреля, кадровый состав аппарата стал стремительно меняться: увольнялись заведующие секторами, инструкторы, часть сотрудников направлялась на учебу в Высшую партийную школу или Академию общественных наук при ЦК ВКП(б).
Кажется, что контроль над отделами ЦК был передан из рук Маленкова в руки Кузнецова и Патоличева. 6 мая 1946 г. после проведения опроса Пленум ЦК вывел его из состава Секретариата ЦК (и избрал секретарем Патоличева). Исследователи послевоенного СССР считают, что таким образом к власти в аппарате ЦК пришла ленинградская группа (Жданов и Кузнецов).
Однако такая трактовка «политики» хотя и возможна, как любая трактовка, но не учитывает того, что Маленков стал руководить Оргбюро, решая вопросы «руководства работой ЦК компартий союзных республик». Если уж говорить о поражении Маленкова, то нужно упомянуть, что Патоличев пришел на место М. А. Шамберга, который с 1936 г. был помощником Г. М. Маленкова (а сын Шамберга был женат на дочери Маленкова)7. Однако Шамберг остался заведующим отделом. Кроме того, первоначально Маленков предполагал председательствование и на
Оргбюро, и на Секретариате ЦК8, но его активность в этом направлении немного утихомирил Сталин, а вовсе не Жданов или Кузнецов (что следует из того, что проект постановления с выраженными в нем претензиями Маленкова пришлось переписывать после того, как проект был рассмотрен Сталиным). Так что вслед за перемещением Маленкова произошло и перемещение центра влияния на аппарат из Секретариата в Оргбюро. И сделано это руками Жданова.
Определение нового статуса и функций Секретариата было завершено постановлением (подготовлено Ждановым и направлено Сталину кроме него всеми секретарями ЦК — Кузнецовым, Патоличевым, Поповым) Политбюро 2 августа 1946 г.9 Оргбюро было названо «директивным органом ЦК ВКП(б) по партийной и партийно-организационной работе». Секретариат определен «постоянно действующим рабочим органом ЦК. Главной задачей Секретариата ЦК является подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению Оргбюро, и проверка исполнения решений Политбюро и Оргбюро ЦК. Секретариат организует через соответствующие управления и отделы ЦК исполнение решений ЦК. Секретариат ведет также работу по распределению руководящих партийных, советских и хозяйственных кадров». Однако этим Секретариат занимался и ранее, вероятно, это первое озвученное в постановлении Политбюро признание функции Секретариата ЦК. А далее следует впервые резкое понижение его статуса: «В соответствии с изложенным характером работы Секретариат не имеет регулярных заседаний и собирается по мере необходимости. Секретариат ЦК не имеет своего плана работы, а руководствуется планом работы Оргбюро и решениями Политбюро». Отдел школ был включен в состав УПА. Отдел международной информации официально был преобразован в ОВП. Оргинструкторский отдел был реорганизован в Управление по проверке партийных органов (Н. С. Патоличев).
Задачи Секретариата и Оргбюро были определены тем же постановлением 2 августа: «укрепление наших местных парторганов» и «улучшение работы печати, в первую очередь газет».
Нам кажется, что таким образом руководство отделами ЦК формально, а самое главное — реально переместилось в Оргбюро, возглавляемое Маленковым. Члены Секретариата являлись одновременно членами Оргбюро, но только двое руководили Управлениями — Кузнецов и Патоличев. А другие руководители подразделений аппарата ЦК были членами Оргбюро: Г. Ф. Александров (начальник УПА до 1947 г.), В. М. Андрианов (зам. начальника Управления по проверке 1946-1947 гг.), М. А. Суслов (заведующий ОВП в 1946-1947 гг. и Начальник Управления по проверке в 1947 г., начальник УПА с 1947 г.), Н. Н. Шаталин (инспектор ЦК и, должно быть, фигура Маленкова).
Следует сформулировать основные изменения в руководстве аппаратом ЦК в 1946 г. таким образом: повышен статус начальников управлений и заведующих отделами: все они (кроме Крупина и Поскребышева) стали членами Оргбюро и почти все (кроме Г. Ф. Александрова) стали членами Секретариата ЦК. А в 1939-1946 гг. только Маленков и Андреев были в составе руководящих органов ЦК.
В период с августа 1946 по 1948 гг. кадровый состав аппарата значительно изменился: многие заведующие секторами почти всех отделов ЦК были заменены новыми, поменялись и заведующие и заместители заведующих отделами. В определенной степени это нормальный процесс обновления кадров, хотя в период реформ ротация кадров приобретает не административно-технический, а политический характер. Указание брать на работу в аппарат «молодых работников с мест» прозвучало у Сталина не раз.
Состав аппарата ЦК в 1946-1948 гг. был расширен за счет включения в него ЦРК. В октябре 1947 г. была осуществлена реформа делопроизводства ЦК, затронувшая перестройку структур Технического Секретариата Оргбюро (далее — ТСОБ) и УД. Если уж говорить о влиянии секретарей ЦК на аппарат, то можно рассмотреть судьбы сотрудников их Секретариатов. Так, у Жданова было 4 секретаря. В. Г. Падюков с 1936 г. был секретарем у Маленкова, а в 1949 г. некоторое время будет заместителем заведующего группой контролеров во второй части ТСОБ. А. А. Петухов с декабря 1947 по апрель 1950 гг. станет заместителем заведующего ТСОБ. Помощник Жданова А. Н. Кузнецов 1948-1949 гг. будет заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации (далее — ОПА). Референт-докладчик Жданова А. С. Беляков станет сотрудником ОПА, а в 1950-1952 гг. будет заведующим подотделом Внешнеполитической комиссии.
В Секретариате Кузнецова было уже не семь человек, а только четыре, двое из которых будут уволены весной 1949 г., М. А. Котенков с апреля 1948 г. станет заместителем заведующего общей частью ТСОБ, а с 1952 г. — заведующим второй частью ТСОБ; Г. В. Дьяконов в 1949 г. станет заместителем заведующего Секретариатом ОПА, а с 1952 г. — заведующим Техсекрета-риатом Комиссии по идеологическим вопросам. Если бы аппаратные работники были «людьми Кузнецова» или «людьми Жданова», то вряд ли бы они занимали такие важные должности после политической смерти их покровителей.
Секретариат М. А. Суслова стоял из трех человек, которые потом продолжали с ним работать долгое время.
Во втором блоке доминировали изменения, связанные с работой Управления по проверке партийных органов (214 человек). 14 августа Секретариат утвердил структуру управления и план его работы на 3 месяца, а 10 сентября 1946 г. Секретариат провел первые кадровые назначения: заведующим Отделом партийной информации назначен второй секретарь Краснодарского Крайкома И. И. Поздняк, заведующим отделом единого партбилета и партийного хозяйства — Г. Ф. Юдин (он возглавлял это подразделение с 1938 г., двое заместителей — И. Е. Гаврюшин и Е. А. Растопчина-Рубанчикова, имели большой опыт работы), заведующим группой оперативного контроля по текущим вопросам местных партийных органов — В. А. Го-лышев. Отдел партийной информации стал состоять их территориальных секторов (областей Урала, областей Поволжья и т. п.), двое заместителей (В. С. Якушев и Т. М. Чертов) были аппаратными работниками, третий (Д. И. Собенин) взят из Свердловского горкома ВКП(б). В состав отдела по организационно-уставным вопросам входили секторы по организационным воп-
росам, по уставным вопросам, по советским и общественным организациям, по учету состава ВКП(б) и партийной статистики. Здесь также один заместитель заведующего (М. А. Шамберга) был аппаратчиком (Я. Г. Радченко), другой (И. Т. Виноградов) взят из Молотовского обкома. Появилась важная должность «инспектор ЦК» (15 человек), и вместо ответственных организаторов (47 человек) — информаторы (39 человек), «инспектор Управления» (1 человек), и увеличилось количество инструкторов (с 24 до 34 человек).
27 февраля 1947 г. постановлением Политбюро Н. Патоличев был переброшен на Украину. В тот же день заместителя Патоличева С. Д. Игнатьева отправили в Белоруссию (вместо него взят член ЦК Н. М. Пегов из Приморского Крайкома). Управление по проверке возглавил М. А. Суслов (до 17 сентября 1947 г.). 24 мая Патоличев был выведен из состава Секретариата, а Суслов —избран. 19 марта 1947 г. члены Оргбюро А. Жданов, Г. Маленков и Л. Мехлис (двое первых — члены Политбюро) провели через Оргбюро постановление «Об инспекторах ЦК», которым за инспектором Управления закреплялась или союзная республика, или же группа краев и областей СССР (постановление утверждено Политбюро 24 марта 1947 г.). Этим перечеркивалось постановление Политбюро 2 августа 1946 г., которым было установлено, что «инспекторы ЦК ВКП(б) не закрепляются за отдельными областями, краями и республиками и проводят работу по обследованию партийных органов каждый раз по поручению ЦК ВКП(б)». А кроме того, данный факт говорит о несамостоятельности Суслова на занимаемом посту.
В КПК вдвое сократилось количество заместителей председателя КПК и ответственных контролеров, незначительно выросло количество помощников члена Партколлегии.
В третьем блоке — УК (718 человек) под руководством Кузнецова. Заместителями у Маленкова еще с 1939 г. работали люди, в руках которых находился весь партийный аппарат в годы войны. Трое из них были уволены: Н. Н. Шаталин, Ф. М. Бутов и Б. С. Ревский. Трое — А. К. Ко-котушкин, В. Д. Никитин и Е. Е. Андреев — остались у Кузнецова. Трех приняли на работу в 1946 г. — генерал-майора Н. М. Миронова, А. Н. Ларионова из Ярославского обкома (он был уволен в мае 1947.) и А. С. Павленко (уволен в марте 1947 г.). Отметим, что последний в списках аппарата ЦК за 1946 г. не проходит. Количество отделов было сокращено с 32 (в июле 1946 г.) до 27 (в январе 1947 г.), а к концу 1947 г. — до 24. При этом количество заместителей заведующих отделами возросло более чем в 2 раза, соотношение «инспекторов Управления» (до реформы — «ответственные организаторы») и «инспекторов отделов» (до реформы — «инструкторы») в августе 1946 и декабре 1947 г. осталось примерно таким же: 67/64 и 259/239.
В четвертом блоке — УПА (25 подразделений, 323 человека) под контролем Жданова. Заведующим УПА был Г. Ф. Александров, которого сняли 17 сентября 1947 г. Вместо Александрова заведующим был назначен М. А. Суслов (при сохранении кураторства со стороны Жданова). Его заместителями были Д. Г. Шепилов (пришедший вместе с Сусловым в сентябре 1947) и старые заместители — с 1945 г. А. М. Еголин и Г. Ф. Птушкин. 19 ноября 1947 г. Сек-
ретариатом ЦК утверждена новая структура УПА: 10 отделов, инспекторская группа (4 человека), газеты «Культура и жизнь» и Институт Маркса — Энгельса — Ленина. Отделы: партийной пропаганды, агитационно-массовой работы, центральных газет, местных газет (разделен на территориальные секторы), издательств, науки, школ (отчасти территориальные секторы), художественной литературы, искусств, культурно-просветительных учреждений. Из последнего отдела в феврале 1948 г. были выделены отделы кинематографии, радиовещания и радиофикации. Некоторые заведующие отделами находились в этой должности еще с 1945 г. и даже с 1942 г. (Н. Н. Яковлев, Г. И. Владыкин, С. Г. Суворов, С. М. Ковалев, М. А. Харламов, М. А. Морозов, И. И. Цветков, П. И. Лебедев, В. П. Степанов), другие получили должность заведующего только в 1946 г. (В. А. Куроедов из Горького, К. Ф. Калашников из Приморья, аппаратчики с 1944 г. В. С. Фомичев и П. И. Климов). В 1947 г. заведующим отделом стал секретарь ЦК ВЛКСМ О. П. Мишакова. Количество инструкторов сократилось примерно на 10 человек, но выросло количество консультантов.
В пятом блоке — ОВП (126 человек) — кардинальные изменения не выявлены. Увеличилось число секторов; выросло количество референтов, вдвое сократился штат редакторов. Отделом руководил Суслов, одновременно он был начальником и УПА, что концентрировало в его руках большую власть. Его заместителями были Л. С. Баранов, и с 1947 г. — В. В. Мошетов. Б. Н. Пономарев, бывший заместитель у Димитрова, был переведен в 1946 г. в Совинформбюро. Следует напомнить также об огромном интересе Сталина к внешней политике, послевоенному разделу мира на зоны влияния.
Партийная реформа 1946 г. шла на фоне реформы государственных органов власти и управления. Основная идея преобразований аппарата состояла в перенесении акцента на новое для аппарата ЦК направление. Вместо должности ответственных организаторов в нем была выделена должность инспекторов, которые должны были проверять работу партийных и государственных органов на местах.
Во второй декаде декабря 1947 г. в аппарате заместителя председателя СНК СССР В. М. Молотова рассматривались варианты реформы прохождения службы в органах государственного управления, а именно — восстановления дореволюционной системы чинов и персональных званий (подготовлен проект Указа Президиума ВС СССР о введении персональных званий для служащих органов государственного управления — младший советник, советник, старший советник, государственный советник и действительный государственный советник). Это было вызвано тем, что существовала неразбериха в порядке награждения, оплате, присвоении званий и т. п. в Министерствах и ведомствах СССР.
Мы не исключаем, что именно тогда встал вопрос и о соотношении условий работы государственных и партийных работников. Может быть, именно поэтому «Сводка по личному составу аппарата ЦК ВКП(б)» появилась не только 1 декабря, но и 13 декабря 1947 г. (что бывает в исключительных случаях). Хотя в таком радикальном виде реформа не была осуществлена,
отдельные ее элементы были реализованы позднее: 5 ноября 1948 г. Секретариат ЦК и Политбюро постановили приравнять должностные оклады и временное денежное довольствие аппарата Совета Министров СССР и аппарата ЦК ВКП(б).
10 мая 1948 г. Секретариат ЦК принял решение о сокращении штатов. Руководителям подразделений было дано задание представить проекты реформы Управлений. Во главе штатной комиссии был бывший заместитель Маленкова по УК, а в мае 1948 г. — инспектор ЦК Н. Н. Шаталин. По проекту, направленному Кузнецову его заместителем Е. Е. Андреевым 10 июня, УК должно было сократить 80 сотрудников (из 672 человек), одновременно планировалось незначительно увеличить количество отделов и упразднить почти все секторы, переведя 44 заведующих секторами на инспекторские должности в отдел кадров партийных организаций и отдел кадров советских органов (и часть — в государственный аппарат). Думается, что такая реформа могла бы привести к хаосу (деление на секторы всегда было структурообразующим принципом аппарата ЦК). В КПК планировалось небольшое увеличение числа контролеров и помощников членов Партколлегии. С мая по начало июля шли кадровые перемещения, а также некоторая перестройка отделов ЦК. Реформа не затрагивала аппарат по существу, и оказалась незаконченной.
Вероятнее всего, до 1 июля Жданов готовил проект постановления Политбюро о реорганизации Секретариата ЦК. Прежде всего, Жданов критиковал Кузнецова как руководителя УК ЦК: «сосредоточение распределения кадров под руководством одного секретаря в одном Управлении кадров не оправдывает себя», что сказалось на системе подбора и распределения кадров в министерствах и ведомствах. Он также предлагал изменить функции Секретариата «в деле подбора кадров и проверки исполнения решений партии и правительства». Более того, Жданов предполагал изменить функции и состав секретарей ЦК: их должно было быть 12, каждый из них должен был курировать подбор кадров и исполнение постановлений центра в той или иной сфере управления10. Такой проект ставил под сомнение тезис о существовании единой «ленинградской группы».
1 июля 1948 г. по результатам опроса Политбюро «Ввиду расширения работы ЦК» ввело в состав Секретариата ЦК Г. М. Маленкова и председателя СНК БССР П. К. Пономаренко. Согласно воспоминаниям последнего, назначение Маленкова было связано с болезнью Жданова, который был вскоре отправлен на лечение11. На следующий день Жданов провел последнее в своей жизни заседание Секретариата и передал Маленкову все дела.
10 июля Политбюро приняло постановление «О реорганизации аппарата ЦК ВКП(б)»12. Во-первых, были изменены функции аппарата ЦК: «Считать основными задачами отделов подбор кадров по соответствующим отраслям и проверку исполнения решений ЦК и Правительства». Важно, что государственные комитеты, Министерства, ведомства и другие институты были закреплены за каждым отделом ЦК отдельным документом. Сразу после июля 1948 г. шло уточнение номенклатуры ЦК в Министерствах и ведомствах, менялся кадровый состав высшего и среднего эшелона государственного управления.
Менялся статус Секретариата: установлены регулярные заседания Секретариата раз в неделю по пятницам. Кроме этого, функциональный принцип строении аппарата заменялся производственно-отраслевым: функции подбора и распределения кадров были переданы из ликвидированного УК всем отделам (в связи с чем в них образовывался сектор учета кадров), организационно почти полностью восстанавливался довоенный облик аппарата ЦК (1934-1939 гг.). УК в 1948 г. было заменено:
а) отделом тяжелой промышленности (73 человека, в 1948 г. им руководил С. Б. Задиончен-ко, до мая 1950 г. заведующего не было, затем — В. И. Алексеев);
б) отделом легкой промышленности (56 человек, Н. М. Пегов);
в) машиностроительным отделом (63 человека, в 1948 г. — В. М. Чураев, с мая 1950 г. — И. Д. Сербин, в 1952 г. — В. С. Пузанов);
г) отделом транспорта (46 человек, в 1948-1951 гг. — Г. А. Чумаченко, затем А. Л. Дер-
бов);
д) административным отделом (80 человек, в 1948-1949 гг. — Е. Е. Андреев, с 1950 г. — Г. П. Громов и В. Е. Макаров);
е) планово-финансово-торговым отделом (далее — ПФТО; 35 человек, в 1948-1950 гг. — С. В. Сазонов, затем Н. Н. Шаталин);
ж) сельскохозяйственным отделом (65 человек, в 1948-1953 гг. — А. И. Козлов).
В 1948 г. к этим отделам добавлен был Центральный архив материалов о кадрах (25 человек, Б. С. Ревский). Управление по проверке партийных органов в 1948 г. заменено Отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов (далее — ОППКО; 303 человека). В 19481949 гг. его возглавлял Б. Н. Черноусов, в 1950 г. отделом руководил Г. П. Громов, с 1951 г. — С. Д. Игнатьев, а с 1952 г. — Н. М. Пегов.
УПА было заменено ОПА (300 человек, в 1948-1950 гг. — Д. Т. Шепилов, в 1950-1952 гг. — М. А. Суслов).
ОВП был преобразован в отдел внешних сношений (далее — ОВС; 145 человек).
Наконец, в июле 1948 г. утверждались новые заведующие отделами, а секретари ЦК осуществляли «общее руководство» отделами: Жданов — ОПА, Маленков — ОППКО и сель-хозотделом, Суслов — ОВС (бывший ОВП, которым остался руководить тот же Суслов), Кузнецов — отделом машиностроения и административным отделом, Пономаренко — транспортным отделом и ПФТО.
Реформу проводил Маленков (именно ему, а не другим секретарям ЦК направлялись проекты переустройства отделов). Кажется интересным, что внешне структура аппарата 1934-1939 гг. была почти полностью восстановлена в 1948 г. В этом просматривается отказ Сталина от политики и кадров военных лет.
К 1 октября 1948 г. штатный состав нового аппарата ЦК был в основном укомплектован, структура и штаты отделов утверждены Политбюро, Оргбюро и Секретариатом ЦК. В КПК было
144 человек, в УД — 179 человек (без учета некоторых внутренних структур), в Техсекретариа-те ЦК — 169 человек, Особом секторе — 68 человек.
В ноябре было принято решение о новых ставках для сотрудников аппарата ЦК. До реформы 120 заведующих секторами и 85 заместителей заведующих секторами получали по 1800 руб., 43 заведующих отделами — 2000 руб. После реформы 81 заведующий секторами получал по 2500 руб., 31 заместитель заведующих отделом — по 3500 руб., и 10 заведующих отделами — по 4500 руб. Должность «информатор Управления» при инспекторе Управления или отдела ушла в прошлое, впрочем, как и еще около 10 должностей. На первый план вместо инспектора вышел инструктор отдела.
В 1949 г. произошли серьезные изменения в составе Секретариата ЦК. 31 августа
1948 г. скончался Жданов, а 28 января 1949 г. из секретарей ЦК был выведен Кузнецов (ленинградская группа, если и была, то ушла в небытие). Трудно утверждать, но можно предположить, что именно с этим событием связано исчезновение заведующих в тех отделах, которые он курировал. В Административном отделе с марта 1949 по февраль 1950 г. заведующего не было (Е. Е. Андреев в начале марта назначен уполномоченным ЦК ВКП(б) по кадрам в Государственном плановом комитете при Совете Министров СССР, его заместителя Н. М. Миронова уволили в феврале 1949 г.). В отделе машиностроения заведующего не было с 23 декабря 1948 по апрель 1950 г. — В. М. Чураев отправился на старую должность 1-го секретаря Харьковского областного комитета партии, а его заместителя В. Д. Павлова утвердили только инструктором отдела.
Правда, была упразднена должность заведующего и в отделе, который курировал Маленков: с 15 марта 1949 по май 1950 г. заведующего ОППКО не было, Б. Н. Черноусов был назначен председателем Совета Министров РСФСР. С октября 1948 до апреля 1950 г. не было заведующего и у отдела тяжелой промышленности. 1 марта 1951 г. было принято постановление Секретариата ЦК «о создании в отделе территориальных секторов для более конкретного наблюдения за деятельностью партийных организаций».
Значительные изменения в аппарате ЦК связаны со сферой внешней политики и положением В. М. Молотова. 12 марта 1949 г. постановлением Политбюро ЦК (ПБ 67/281) была создана Внешнеполитическая комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) «по вопросам внешней политики и связи с иностранными компартиями и другими рабочими организациями» — Внешнеполитическая комиссия ЦК ВКП(б). Наблюдение за ее работой поручалось только что снятому с поста министра иностранных дел В. М. Молотову. В распоряжение комиссии из Секретариата ЦК ВКП(б) был передан аппарат ОВС. 18 апреля 1949 г. Политбюро утвердило состав комиссии: председатель Комиссии — В. Г. Григорьян, первый заместитель заведующего — Б. Н. Пономарев, заместители — А. А. Смирнов, Я. И. Ломакин. В составе Комиссии находились отдел информации о деятельности компартий, отдел пропаганды на заграницу, отдел общественных организаций, отдел связи, состоящий из территориальных подотделов (по странам).
В мае 1949 г. было принято решение ликвидировать Бюро по выездам за границу и въезду в СССР при Комитете информации, а его аппарат «обратить на комплектование аппарата Комиссии по выездам за границу при ЦК ВКП(б)». Комитет информации (первоначально при Совете Министров СССР) осуществлял политическую, военную и научно-техническую разведку, в феврале 1949 г. был переведен в состав МИДа, поэтому после П. В. Федотова руководителем стал Молотов. Решением Политбюро от 26 мая 1949 г. на Комиссию возлагались широкие полномочия по осуществлению контроля за выездом советских граждан и политэмигрантов из СССР по службе и частным делам и въездом в СССР лиц по частным делам. Председателем Комиссии утвержден М. А. Суслов, заместителем председателя — А. М. Иванов, секретарем комиссии — Ф. И. Конкин.
В апреле 1949 г. был создан отдел кадров дипломатических и внешнеторговых органов (далее — ОКДВТО) ЦК ВКП(б). Ему был передан аппарат подотделов дипломатических и внешнеторговых органов и сектор учета бывшего ОВС ЦК ВКП(б). До мая 1950 г. во главе ОКДВТО заведующего не было, его функции выполнял первый заместитель заведующего ОКДВТО, бывший заместитель заведующего ОВС Ф. И. Бараненков. В составе отдела были Сектор кадров дипломатических органов, Сектор кадров внешнеторговых органов, Сектор кадров Главсовза-гранимущества и Сектор кадров Советской Военной Администрации в Германии (СВАГ).
Одновременно с реформой аппарата ЦК Г. Попов был выведен из Секретариата 16 декабря
1949 г. (вместо него Сталин ввел Н. С. Хрущева). Во главе аппарата ЦК до октября 1952 г. оставались Сталин и Маленков, а также Суслов и Пономаренко. О роли Хрущева в аппарате в этот период можно только догадываться, поскольку именно Маленков курировал все изменения, связанные со структурами и кадрами отделов ЦК.
30 декабря 1950 г. постановлением Политбюро ЦК (ПБ 79/462г) ОПА был разделен на 4 самостоятельных отдела: ОПА, Отдел Школ (П. В. Зимин), Отдел художественной литературы (В. С. Кружков) и Отдел науки и ВУЗ (Ю. А. Жданов), который в середине 1952 г. был разделен на 3 отдела: 1) Отдел естественных и технических наук и высших учебных заведений (Ю. А. Жданов); 2) Отдел философских и правовых наук и высших учебных заведений (Д. И. Чесноков); 3) Отдел экономических и исторических наук и высших учебных заведений (А. М. Румянцев).
XIX съезд партии принял важные решения для аппарата ЦК. Во-первых, вместо Политбюро создавался Президиум ЦК (и Бюро Президиума — Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Ворошилов, Каганович, Хрущев, Сабуров и Первухин), кадровый состав которого по сравнению с предыдущим составом Политбюро был сильно изменен. Инициатива введения новых управленцев среднего звена в состав высшей политической элиты приписывается Сталину, правда, Хрущев считал, что он один не мог сделать выбор между кандидатами по той причине, что лично их не знал, не был с ними знаком. Был изменен и состав Секретариата ЦК (то есть состав непосредственных руководителей аппарата ЦК). С декабря 1949 до октября 1952 г. Секретарями ЦК были И. В. Сталин, Г. М. Маленков, М. А. Суслов, П. К. Пономаренко, первый секретарь Московского комитета Н. С. Хрущев. Теперь кроме них секретарями стали первый секретарь Челябинского об-
ластного комитета ВКП(б) А. Б. Аристов (вместо Маленкова стал осуществлять контроль за всеми партийными организациями), первый секретарь ЦК КП(б) Молдавии Л. И. Брежнев (подбор кадров по военным ведомствам), первый секретарь Краснодарского Краевого комитета ВКП(б) Н. Г. Игнатов, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлов (вместо Суслова стал курировать отдел школ и ОПА), а также бывший аппаратчик, заведующий ОППКО Н. М. Пегов (курировал распределение кадров по партийным и государственным органам). Можно было бы считать это понижением роли Маленкова, если бы не тот факт, что постановление готовил сам Маленков по поручению Сталина.
Кроме того, на XIX съезде КПСС по докладу члена Политбюро ЦК Н. С. Хрущева был изменен Устав партии: а) были по-новому определены задачи Секретариата ЦК (ЦК организует «для руководства текущей работой, главным образом по организации и проверки исполнения решений партии и подбору кадров — Секретариат»)13; б) сняты ограничения по его организации. Отныне Секретариат мог, не нарушая Устав, менять и количество отделов, и их задачи.
Рассмотрим изменения, которые произошли в аппарате ЦК в период с октября 1952 по март 1953 г. Председательствование на Секретариате было возложено уже не только на Маленкова, но и на Пегова и Суслова.
1) Контроль над делопроизводством и функционированием аппарата ЦК. Центральный архив материалов о кадрах остался в прежнем виде (все время его существования до апреля 1953 г. заведующим был Б. С. Ревский). Управление делами ЦК не изменилось, его возглавлял, как и прежде, Д. В. Крупин. Он же, по традиции 1930-х гг., возглавлял и Техсекретариат Оргбюро, который стал стремительно меняться. Вместо 38 ответственных работников уже в октябре 1952 г. появилось 45 руководителей, а в декабре — 56. А 22 ноября произошло кардинальное изменение: Техсекретариат был преобразован в Общий отдел Секретариата ЦК КПСС. Заместителями Крупина оставались А. И. Алтаева и Г. А. Крюков. Алтаева продолжала возглавлять Первую часть Общего отдела (бывшую протокольную часть). Вторую часть (бывшую Общую) стал возглавлять М. А. Котенков. Третью часть (бывшую контрольно-архивную) продолжал возглавлять И. Я. Шахов. Организованный 1-й сектор несколько дней возглавляла А. К. Копысова, которая вскоре была заменена. Изменение Техсекретариата, в том числе кадровое — не рядовое событие в системе аппарата ЦК, поскольку через него осуществлялась вся связь аппарата с внешним миром, утверждались все помощники и секретари секретарей ЦК. Думается, что Маленков пытался усилить (сохранить) свои позиции в аппарате через ТСОБ.
Как известно, при Президиуме ЦК был создан ряд комиссий (просуществовавших до смерти Сталина), которые стали частью аппарата ЦК (то есть рабочий аппарат комиссий стал получать зарплату в ЦК). Однако с изменением статуса этих комиссий в аппарате происходили важные перемены: с января 1953 г. Комиссия по внешним делам стала называться «1 сектор Общего отдела», Комиссия по вопросам обороны «2 сектор Общего отдела», Комиссия по идеологическим вопросам — «3 сектор Общего отдела». Можно допустить рискованный тезис, что аппарат
Комиссий, в которые входили члены и кандидаты в члены Президиума ЦК, стал более зависим от Общего отдела Секретариата ЦК, чем от Президиума ЦК.
Обслуживающий Политбюро Особый сектор (непосредственно подчинялся И. В. Сталину, как и руководитель Особого сектора А. Н. Поскребышев) внешне не изменился. По всем отчетам УД ЦК эта структура оставалась неизменной до марта 1953, хотя в литературе упоминается, что он стал называться «секретариат Бюро Президиума ЦК». Заместителями Поскребышева были В. Н. Чернуха и Л. А. Логинов. Руководители структур Особого сектора оставались на своих местах вплоть до 1953 г. Однако с ноября 1952 г. в штатной структуре появляется загадочная запись: «Зам. Зав. Отделами ЦК». Нигде не указано, в каких отделах они были заместителями заведующих. Двое указаны в штатном расписании. Это А. А. Федин и Б. А. Двинский. Первый абсолютно не известен ни историкам, ни аппарату ЦК, а последний хорошо известен и аппаратчикам, и историкам: в 1930-1934 гг. он был заместителем заведующего Секретным отделом, а в 1934-1937 гг. — заместителем заведующего Особым сектором ЦК, то есть заместителем Поскребышева. Он являлся секретарем Сталина, готовившим многие его рукописи к публикации. Думаю, что взять этого человека на работу в аппарат в этот период мог только Сталин. Ведь Особый сектор подчинялся напрямую только ему. При этом тонкость ситуации состоит в том, что с 1950 по 1952 г. Двинский был заместителем председателя Бюро по сельскому хозяйству и заготовкам при Совете Министров СССР. Председателем же был Маленков. Тогда версия Микояна, что Сталин проявлял недовольство Поскребышевым, находит такое подтверждение.
Пока можно сказать, что в этом блоке отделов шло какое-то внутреннее движение, которое могло отражать борьбу за власть в партии и государстве.
2) Контроль над распределением партийных кадров по партийной структуре. Комиссия партийного контроля в октябре 1952 г. была преобразована в Комитет ПК. Возглавлявший до съезда эту структуру А. А. Андреев не вошел в состав президиума ЦК, не был избран (назначен) на пост председателя Центральной Контрольной Комиссии. Однако, по спискам личного состава 1952 г. председателя Центральной Контрольной Комиссии не было вовсе, было 3 заместителя: 2 бывших — М. Ф. Шкирятов и И. А. Ягодкин, а также новый — П. Т. Комаров, заместитель министра заготовок СССР.
Съезд избрал Центральную ревизионную комиссию, которую возглавил П. Г. Москатов (он был ее членом и делал отчетный доклад от имени комиссии на съезде).
ОППКО после Н. М. Пегова возглавил А. Б. Аристов, но с декабря 1952 по апрель 1953 г. не возглавлял никто, сразу после съезда исчез и первый заместитель заведующего ОППКО. 31 января 1953 г. по постановлению Секретариата ЦК КПСС (СТ 9/346г) сектора партийной информации, профсоюзных органов, комсомольских органов, подготовки и переподготовки партийных и советских работников преобразованы в подотделы. То, что важнейший отдел, ведающий распределением партийной элиты и контролем над всеми парторганизациями СССР, остался без
заведующего, означало, что контроль над этими процессами перешел напрямую одному из секретарей ЦК.
3) Контроль над распределением кадров в советских и хозяйственных органах. 27 октября
1952 г. по постановлению Бюро Президиума ЦК (БП 1/1)14 был образован Отдел по руководству делом подбора и распределения кадров во всех партийных, общественных и государственных органах. Его возглавил Н. М. Пегов, заместителями стали Н. Н. Шаталин (бывший заведующий ПФТО), генерал-лейтенант В. В. Золотухин, в 1950-1952 гг. начальник политуправления Московского ВО. С ноября 1952 г. был уже сформирован кадровый состав отдела (4 заместителя, 10 инспекторов, секретариат). Структура утверждена Бюро Президиума ЦК ВКП(б) 26 января 1953 г. (БП 7/224): инспекторский подотдел, подотдел распределения кадров, окончивших учебные заведения и подотдел учета руководящих кадров.
27 октября 1952 г. по постановлению Бюро Президиума ЦК (БП 1/1) Отделы тяжелой промышленности (Алексеев), легкой промышленности (без заведующего), машиностроения (Пузанов) и транспортный отдел (Дедов) объединялись в Промышленно-транспортный отдел ЦК КПСС. Между тем, от принятия решения до его реализации прошло несколько месяцев. Несмотря на это решение, указанные отделы не были расформированы, они продолжали действовать, как и прежде. Только 27 декабря 1952 г. структура Промышленно-транспортного отдела была утверждена секретариатом ЦК ВКП(б). Однако заведующий так и не был назначен. Заместителями с ноября 1952 г. стали И. И. Кузьмин — заместитель председателя Бюро Совета Министров СССР (Маленкова) по сельскому хозяйству и заготовкам, и С. А. Аристов, который в 1942-1946 гг. являлся заместителем заведующего транспортным отделом ЦК ВКП(б), а с августа 1946 по ноябрь 1952 гг. работал в секретариате заместителем председателя Совета Министров СССР.
Структура двух других важных отделов (Административного и ПФТО) осталась без изменений, а вот руководство было изменено. Административный отдел (отвечающий за кадры в МВД, МГБ, органах юстиции и прокуратуре, армии и флоте, в здравоохранении и социальном обеспечении) вместо Громова возглавил его заместитель генерал-лейтенант Н. В. Егоров. ПФТО (в ведении отдела находились Центральное статистическое Управление СССР, Министерство финансов, Министерство торговли, Госснаб СССР, Гостехника СССР, Госплан СССР, Центросоюз, Госбанк, спецбанки, Министерство государственных и материальных резервов СССР, Министерство продовольственных резервов, Главное управление государственных материальных резервов при Совете Министров СССР) остался без руководства до апреля 1953 г.
Структура сельскохозяйственного отдела также осталась без изменений, на месте остался и его руководитель — Козлов, у которого с середины ноября 1952 г. появился новый заместитель — Я. Е. Пензин.
Кадровые и структурные перестановки говорят не только об усилении влияния Маленкова в аппарате ЦК, но и о растерянности той группы политиков, которая хотела занять лидирую-
щие позиции, но не занимала их по каким-то причинам (ряд отделов оказался без формального руководства).
4) Контроль над сферой идеологии и культуры.
ОПА вместо М. А. Суслова с 27 октября 1952 г. возглавил первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н. А. Михайлов. В октябре был уволен заместитель заведующего отделом Л. А. Слепов. Структура этого отдела была изменена 26 января 1953 г. (БП 7/224): вместо 15 секторов было организовано 7 подотделов (пропаганды марксизма-ленинизма; газет и журналов; издательств, бумаги и полиграфии; агитационно-массовой работы; радиовещания и радиофикации; физкультуры и спорта; кино). Новым стал подотдел кино (сектор кинематографии раньше существовал в отделе художественной литературы и искусства).
Отдел школ вместо П. В. Зимина с 27 октября 1952 г. возглавил первый секретарь Вологодского обкома ВКП(б) В. Н. Дербинов. В декабре был уволен заместитель заведующего отделом П. И. Климов. 31 декабря 1952 г. была утверждена новая структура отдела (СТ 4/453г): вместо территориальных секторов образованы подотделы: инструкторский, учебной литературы, педагогических учебных заведений и научных учреждений (последний существовал и ранее).
Отдел художественной литературы и искусства (В. С. Кружков), а также три других идеологических отдела (Жданов, Чесноков и А. М. Румянцев) не подверглись какой-либо видимой трансформации. Только А. М. Румянцев стал числиться не как заведующий отделом экономических и исторических наук и высших учебных заведений, а как председатель Комиссии Президиума ЦК «По идеологическим вопросам (по идеологическим вопросам в теоретических, партийно-политических и литературно-художественных журналах)» (это — точное название комиссии по отчетам УД).
Пока ничего нельзя сказать о взаимоотношении этой Комиссии Президиума ЦК и идеологических отделов Секретариата ЦК — нет данных. Можно только констатировать актуализацию интереса к этой теме И. В. Сталина и нового руководства Президиума и Секретариата ЦК.
5) Контроль над внешней политикой.
К октябрю 1952 г. в аппарате ЦК вопросы формирования внешней политики иконтро-ля над реализующими ее органами и организациями осуществляли три структуры. 27 октября 1952 г. постановлением Бюро Президиума ЦК КПСС (П 1/Щ Внешнеполитическая комиссия была переименована в Комиссию ЦК по связям с иностранными компартиями15. Однако по отчетам она числилась по-старому — Внешнеполитическая комиссия, или же просто — Комиссия. Возглавлял ее, как и раньше, В. Г. Григорьян. Вероятно, это как-то изменило функции Комиссии. Прежде, в 1949 г., ей поручалось не только «осуществление по поручению ЦК связей с компартиями зарубежных стран, изучение руководящих кадров компартий, а также других деятелей рабочего движения и представление в ЦК своевременной и проверенной информации о деятельности компартий»16, но и «осуществление контроля за деятельностью советских организаций и учреждений, ведающими вопросами культуры и искусства, в их внешних сноше-
ниях (Министерство кинематографии СССР, Комитет по делам искусств при Совмине СССР, Комитет по делам физкультуры и спорта при Совмине СССР)».
Комиссия по выездам за границу проходит по отчетам ЦК без видимых изменений. Изменений в руководстве не было выявлено, кроме увольнения секретаря Комиссии Ф. И. Конкина 13 января 1953 г.
ОКДВТО продолжал возглавлять Бараненков. Структура отдела не менялась.
Количество работников аппарата ЦК с января по декабрь 1952 г. возросло с 2279 до 2526 человек.
В день смерти Сталина, 5 марта 1953 г. на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, СМ СССР и Президиума ВС СССР произошло перераспределение власти в партии и государстве. Вместо И. В. Сталина председателем СМ СССР стал Г. М. Маленков. Однако на Пленуме ЦК КПСС 14 марта
1953 г. Маленков отказался должности секретаря ЦК, хотя стал председательствовать на заседаниях Президиума ЦК. Здесь мы встречаемся или с неизвестной нам политической игрой, или же Маленков сам отдал власть, не зная, что с ней делать. Он был хороший исполнитель воли Сталина, но не являлся самостоятельным стратегом. Руководство Секретариатом ЦК и председательствование на его заседаниях было возложено на Н. С. Хрущева. Сразу после этого аппарат ЦК КПСС был в очередной раз кардинально изменен.
Подведем некоторые итоги.
Костяком аппарата ЦК являлся Секретариат ЦК, существующий «для текущей работы организационного и исполнительного характера». Отделы были созданы в 1939 г. «для практической работы по осуществлению партийных решений». Эти определения были закреплены в Уставе партии.
Задачи, вставшие перед страной после окончания войны, — прежде всего, восстановление народного хозяйства, — диктовали обновление управленческого аппарата. На фоне перестройки государственных органов власти и управления в 1946 г. прошла реформа функций Секретариата ЦК: 1) «распределение руководящих партийных, советских и хозяйственных кадров», 2) «укрепление наших местных парторганов» и 3) «улучшение работы печати, в первую очередь газет». Задачей отделов стало «исполнение решений ЦК». Эти функции аппарата были оформлены структурно: существовали УК, Управление по проверке парторганов и УПА. Внутри этих «функциональных управлений» находились отделы, построенные по производственно-отраслевому принципу (например, кадров электростанций, партийной информации, издательств). Поэтому главной фигурой становится инспектор (вместо ответственного организатора), который должен был проверять работу партийных и государственных органов на местах. По спискам сотрудников аппарата нельзя не отметить значительную смену заведующих отделами и их заместителей. Но ротация проведена таким образом, что была обновлена примерно половина руководства.
Инициатором реформы выступил И. В. Сталин. Статус Секретариата был понижен, когда его возглавлял Кузнецов. Контроль над отделами переместился в Оргбюро, которым руководил
Маленков. Вероятно, только на этом уровне можно говорить о какой-то борьбе между секретарями ЦК, но к трансформации аппарата это относится мало. Вероятнее всего, значение «борьбы» преувеличено.
Кажется, что вдруг (инициативные документы нами не найдены), весной 1948 г. начинается реформа отделов Секретариата ЦК, которая, скорее всего (можно только предполагать), привела бы к хаосу в управлении, поскольку планировалась ликвидация секторов (а это — структурообразующий элемент аппарата ЦК). В Секретариат направляется Маленков. Статусное положение Секретариата ЦК было повышено, а основными задачами отделов по предложению Жданова становятся «подбор кадров по соответствующим отраслям и проверка исполнения решений ЦК и Правительства». Была пересмотрена номенклатура ЦК, за каждым отделом закреплены номенклатурные должности в государственных органах управления. В связи с этим функции подбора кадров по отраслям производства были возвращены всем отделам (УК ликвидировано). А поскольку их было к этому времени около 40, то они были объединены, укрупнены. Секретариат отныне строится по производственно-отраслевому принципу, так же, как в 1934-1939 гг. Можно связать это с экономической необходимостью и положением дел в народном хозяйстве страны. На первый план вместо инспектора вышел инструктор отдела. В 1949 г. очевидно усиление внешнеполитической функции аппарата ЦК и развитие структур, ориентированных на контроль за кадрами, связанными с любыми контактами с иностранцами.
Сталин меняет всех заведующих отделами и отдает секретарям ЦК ту или иную сферу деятельности отделов для личного контроля. Скорее всего, именно на этом уровне можно говорить о какой-то борьбе за расширение или уменьшение полномочий того или иного секретаря ЦК. Вероятно, Сталин смотрел на них свысока и наблюдал за их поведением. Но говорить о влиянии этой борьбы на аппарат можно, только привлекая дополнительные источники.
Если говорить о «победителях» в той политической борьбе, то ими оказались не связанные ни с какими отделами ЦК Хрущев и Пономаренко, а также ориентированный на внешнюю политику Суслов. «Политическими долгожителями» стали те, кто не принимал явного участия в политической борьбе того периода.
Неугасаемое стремление Сталина «насытить» аппарат ЦК молодыми людьми, которые переняли бы опыт людей старшего поколения по управлению партией и кадрами, стало реализовываться наиболее активно в 1952 г. Председательствование на Секретариате перешло к Маленкову, Пегову и Суслову. Секретариат мог собираться не только по графику, но и по мере необходимости. Оргбюро как структура перестало существовать. Были по-новому определены задачи Секретариата ЦК (ЦК формировал «для руководства текущей работой, главным образом по организации и проверки исполнения решений партии и подбору кадров — Секретариат»). Более важным структурным изменением аппарата ЦК следует назвать разрастание структур, находящихся за рамками Секретариата — Комиссии Политбюро. Основные отделы (ОППКО, Отдел по подбору
и распределению, ОПА) как и прежде возглавляли члены Секретариата. Из всех членов Секретариата ЦК, избранного в 1952 г., пережили смерть Сталина на этой должности только Суслов и Хрущев. В Секретариат на несколько лет в 1955-1957 гг. вернулись Аристов, Брежнев и Игнатов.
Постоянное изменение структуры аппарата управления (при сохранении основных управленческих звеньев и при сохранении основных функций) говорит о гибкости созданного аппарата и о его приспособляемости к нуждам времени. С 1966 по 1982 г. аппарат ЦК почти не менялся. Структура отделов оставалась практически незыблемой.
Действительно, мы можем связать трансформацию аппарата ЦК с политической борьбой членов руководящих органов партии. Эта взаимосвязь работает на уровне курирования секретарем ЦК того или иного отдела. Должности заведующего (и заместителя заведующего) отделом ЦК являлись, безусловно, политическими, и их замещение зависело от секретаря ЦК. Но даже на этом уровне проследить противостояние Маленкова (в союзе с Берия) и Жданова (в союзе с Кузнецовым) в борьбе за власть трудно. Должность заведующего сектором являлась более административно-технической, но трудно определить, каким образом и в какой степени секретарь ЦК мог втянуть этих людей в борьбу за власть . Основная категория работников аппарата ЦК — консультанты и инструкторы — являлись, как правило, хорошими специалистами в той или иной области. Их назначение (как и всех сотрудников) проходило через Секретариат, и представлял их к назначению не Секретарь ЦК, а заведующий отделом... Более того, поиски не дали ответа на вопрос об инициаторах реформ аппарата ЦК в 1948 и 1952 гг. Исполнителем перестройки аппарата в 1948-1952 гг., несомненно, был Маленков. А вот инициатором, вероятно, Сталин.
Возможно, что в исследуемый период имела место какая-то борьба между секретарями ЦК. Однако сделать вывод о влиянии этой борьбы на устройство партийного аппарата на основании изученных документов весьма сложно. Для доказательства иного тезиса нужно детально рассматривать биографии всех участников процесса, выявлять скрытые связи и зависимости. Был только один человек, который мог увязать воедино функции, структуру и кадры — это Сталин. Он мог позволить даже политическую борьбу в рамках аппарата и аппаратную борьбу в сфере политики.
1 См.: Зеленов М. В. Источниковедческие проблемы делопроизводства ЦК ВКП(б) в 1946-1952 гг. и некоторые варианты их решения (привлечение финансовой отчетности) // Актуальные проблемы социальной коммуникации: Материалы первой международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2010. С. 368-370.
2 См.: Зеленов М. В. Аппарат ЦК ВКП(б) — КПСС в 1939-1948 гг.: общая характеристика // Актуальные проблемы отечественной истории и современной модернизации России. Нижний Новгород, 2010. С. 79-93. — Изложение доклада М. В. Зеленова «Аппарат ЦК КПСС в 1953-1955: источники изучения, кадры и структура» см.: Шуньгина Е. Международный коллоквиум «Партийные и государственные организации в СССР в 1953-1985 годы — новые источники и новые
темы» (Москва, 8-9 апреля 2008 г.) // НЛО. 2008. № 93 // http://magazines.russ.ru/nLo/2008/93/sch39.htmL (дата обращения: 08.09.2010).
3 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 9-е изд., испр. и доп. Т. 2. М., 1983. С. 577.
4 Там же. Т. 7. М., 1985. С. 99.
5 Шумейко Г. В. Из летописи Старой площади. Исторический опыт. М., 1996. С. 51, 121.
6 Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 / Сост. О. В. Хлевнюк, Й. Горлицкий, Л. П. Кошелева
и др. М., 2002. С. 32-33.
7 Г. Шумейко, работавший в УПА с 1939 г., вспоминал: «О М. А. Шамберге я знал только то, что тот был наиболее опытным в вопросах организационно-партийной работы, что в аппарате ЦК он в свое время выполнял роль наставника Г. М. Маленкова» // Цит. по: Шумейко Г. В. Из летописи Старой площади... С. 154.
8 Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. С. 33. Примеч. 1.
9 Там же. С. 34-36.
10 Там же. С. 59-60.
11 Там же. С. 58-59. Примеч.1.
12 Там же. С. 60-61.
13 Там же. Т. 8. М., 1985. С. 293. — Ср. эту формулировку с решением Политбюро, которым проводилась реформа аппарата ЦК 1948 г.: «В целях улучшения работы аппарата ЦК ВКП(б) по подбору кадров и проведению в жизнь партийных решений...» // Цит. по: Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945-1953. М., 2002. С. 61.
14 Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. С. 92.
15 Там же. С. 98.
16 Там же. С. 75. Примеч. 1.