© Коллектив авторов., 2008 УДК614.72+577.4
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ДВИЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА КАК ФАКТОР, ОПРЕДЛЯЮЩИЙ КАЧЕСТВО АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДА
А.А. Ляпкало, А.А. Дементьев, А.М. Цурган
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
В статье приводятся результаты изучения последствий перераспределения потоков движения муниципального городского пассажирского транспорта на качество атмосферного воздуха жилого района в центре города. Работа выполнена по данным сравнительного натурного изучения интенсивности движения транспорта на отдельных элементах транспортно-дорожной сети г. Рязани, расчета эмиссии основных компонентов выхлопных газов и моделирования рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха. Перераспределение поток привело к ухудшению качества атмосферного воздуха по основным загрязняющим веществам.
Загрязнение атмосферного воздуха продолжает оставаться одним из главных факторов риска для здоровья населения [5]. По некоторым данным доля выбросов автотранспорта в общем объеме таковых в крупных промышленных центрах колеблется от 30% до 90% и характеризуется отчетливой тенденцией к росту [1, 2, 6]. По ориентировочным оценкам повышенному риску ущерба здоровью в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом подвержено примерно 10-15 млн. горожан [2].
Нами проводился сравнительный анализ воздействие выбросов транспортных потоков на состояние атмосферного воздуха жилых кварталов прилегающих к участку ул. Есенина между площадью Театральной и ул. Окской (торговый дом «Круиз») до и после перераспределения потоков городского муниципального пассажирского автотранспорта (рис. 1). Организации движения, изучалась по стандартной методике в теплый период года [4]. Оценка транспортных условий проводилась в соответствии рекомендациями Н.Я. Говорущенко [3]. Моделирование приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе при различных метеоусловиях проводился с помощью унифицированной программы "Эколог 3" с учетом влияния застройки.
Ул. Окская
Рис. 1. Схема района исследования.
Вышеназванная реорганизация транспортных потоков муниципального пассажирского транспорта заключалась в переносе конечной остановки для большинства автобусных маршрутов, проходящих через центр города к торговому центру «Круиз», что привело к существенному повышению интенсивности движения по изучаемому нами участку ул. Есенина (таблица 1).
Таблица 1
Средняя интенсивность движения автотранспорта
и структура транспортного потока на участке ул. Есенина ___________между пл. Театральной и ул. Окской___________
Расчетный автомобиль До реорганизации После реорганизации
авт./час % авт./час %
Легковой 1631,1 91,4 1878,0 87,7
Грузовой с бензиновым двигателем 76,6 4,3 122,6 5,7
Грузовой с дизельным двигателем 25,1 1,4 41,3 1,9
Автобус с бензиновым двигателем 18,2 1,0 36,7 1,7
Автобус с дизельным двигателем 33,6 1,9 63,9 3,0
Всего 1783,6 100,0 2142,5 100,0
Из представленных данных следует, что реорганизации потоков муниципального городского пассажирского транспорта привела к увеличению среднего количества автобусов с бензиновым и дизельным двигателями, проходящих по изучаемому участку ул. Есенина, соответственно в 2,0 и 1,9 раза. При этом их доля в общем потоке транспортных средств увеличилась в 1,6 раза и составила 4,7%. В тоже время интенсивность движения других типов транспортных средств увеличилась в 1,2 - 1,6 раза и, по-видимому, была обусловлена общим увеличение транспортного парка в городе. При этом суммарный поток автомобильного транспорта увеличился с 1783,6 до 2142,5 автомобилей в час (в 1,2 раза).
Рост интенсивности движения привел к увеличению эмиссии основных загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух с выхлопными газами (таблица 2).
Таблица 2
Выбросы автотранспорта на участке ул. Есенина
между пл. Театральной и ул. Окской (г/сек)__________________
Выброс СО Углеводороды N02 Сажа 2 О2
Д о реорганизации
Основной 5,54 1,04 1,01 0,003 0,06
Дополнительный (светофор) 4,07 0,64 0,56 0,017 0,15
Дополнительный (ООТ) 0,23 0,03 0,03 0,002 0,005
Всего 9,85 1,71 1,6 0,022 0,215
После реорганизации
Основной 10,64 1,85 1,91 0,014 0,12
Дополнительный (светофор) 10,8 2,08 2,07 0,66 0,72
Дополнительный (ООТ) 0,63 0,09 0,13 0,006 0,01
Всего 22,07 4,02 4,11 0,676 0,85
Валовой выброс сажи характеризовался наиболее выраженной динамикой, он увеличился с 0,022 до 0,676 г/сек, т.е. более чем в 30 раз. Следует отметить, что его увеличение в основном было обусловлено дополнительным выбросом при остановках на запрещающий сигнал светофора, который вырос в 39 раз: с 0,017 до 0,656 г/сек. Наряду с этим наблюдалось увеличение основного выброса и дополнительного выброса сажи на остановках общественного транспорта (ООТ) соответственно в 4,1 и 3 раза до 0,014 и 0,006 г/сек.
На втором месте по увеличению валовой эмиссии стоит диоксид серы, величина его выброса выросла в 4,0 раза и после реорганизации транспортных потоков составила 0,85 г/сек. При этом наблюдалось более интенсивное увеличение дополнительного выброса при остановках транспорта на запрещающий сигнал светофора и на остановках общественного транспорта соответственно в 4,8 и 2 раза до
0,72 и 0,01 г/сек.
Выбросы остальных загрязняющих веществ на изучаемом участке ул. Есенина увеличились в 2,2 - 2,6 раза. Обращает на себя внимание, существенное увеличение дополнительного выброса при остановках на запрещающий сигнал светофора диоксида азота и углеводородов, соответственно в 3,7 и 3,3 раза (до 2,07 г/сек). Наряду с этим на остановках общественного транспорта эмиссия диоксида азота и углеводородов увеличилась в 3,6 раза.
Увеличение транспортного потока и обусловленных им выбросов основных загрязняющих веществ привело к существенному ухудшению качества приземного слоя атмосферного воздуха в изучаемом районе (таблица 3). Рецепторные точки представлены на рисунке 1.
Таблица 3
Расчетные среднесезонные концентрации основных загрязняющих
Рецепторная точка До реорганизации После реорганизации
N02 СО N02 СО
1 5,6 0,5 6,8 0,6
2 5,0 0,5 7,1 0,7
3 4,6 0,4 7,1 0,6
4 6,2 0,5 9,4 0,8
5 2,3 0,2 7,0 0,6
6 1,5 0,1 2,6 0,2
7 5,9 0,6 7,2 0,7
8 8,5 0,9 17,8 1,7
Из представленных данных следует, что среднесезонные концентрации диоксида азота в воздухе рецепторных точек до реорганизации транспортных потоков превышали ПДКс.с. в 1,5 - 8,5 раза. Перераспределение транспортных потоков муниципального пассажирского транспорта и рост автопарка в городе привели к увеличению содержания диоксида азота в зоне дыхания во всех рецепторных точка в 1,2 - 3,4 раза. При этом наибольшее ухудшение качества атмосферного воздуха наблюдалось в пятой и восьмой рецепторных точках, где концентрация диоксида азота выросла соответственно в 3,4 и 2,1 раза и превышала ПДКс.с. в 7 и 17,8 раза. Как и до изменения интенсивности движения на изучаемом участке ул. Есенина наибольшее загрязнение воздуха оксидами азота в результате выбросов автотранспорта
с.с
наблюдалось в четвертой и восьмой рецепторных точках (район торгового дома «Барс»).
До реорганизации транспортных потоков среднесезонные концентрации оксида углерода ни в одной из рецепторных точек не превышали гигиенического норматива. Последующее увеличение интенсивности движения привело к формированию в районе торгового дома «Барс» (р.т.8) среднесезонной концентрации оксида углерода в 1,7 раза превышающей ПДКс.с..
Среднесезонные концентрации в приземном слое атмосферного воздуха диоксида серы, углеводородов и сажи ни в одной из рецепторных точек не превышали ПДК,,.
Таким образом, увеличение интенсивности движения на участке ул. Есенина между площадью Театральной и ул. Окской (торговый дом «Круиз») вследствие реорганизации маршрутов городского муниципального пассажирского транспорта и общего увеличения автопарка в городе привело к существенному дополнительному загрязнению атмосферного воздуха прилегающей территории, что значительно повышает риск ущерба здоровью населения и дает основания для проведения дополнительных исследований по его количественной оценке и разработке комплекса обоснованных мероприятий по его снижению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авалиани С. Л. Оценка вклада выбросов автотранспорта в интегральную характеристику риска загрязнений воздушной среды / С.Л. Авалиани, К.К. Буштуева, М.М. Андрианова, Л.Е. Безпалько // Гигиена и санитария. - 2002. - № 6. -С.21-25.
2. Винокурова М.В. Оценка качества атмосферного воздуха населенных мест расчетным методом в системе социально-гигиенического мониторинга / М.В. Винокурова, М.В. Винокуров, В.Б. Гуревич и соавт. // Гигиена и санитария. - 2004. -№ 5. - С.25-27.
3. Говорущенко Н.Я. Экономия топлива и снижение токсичности на автотранспорте / Н.Я. Говорущенко. - М., 1990.
4. Методика расчетов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. - М.,1997.
5. Онищенко Г. Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения Российской Федерации / Г.Г. Онищенко // Здравоохранение РФ. - 2003. - №1. - С.8 - 11.
6. Онищенко Г.Г. Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи / Г.Г. Онищенко // Гигиена и санитария. -2003. - № 1. - С.3-10.
REDISTRIBUTION OF THE MUNICIPAL PASSENGER TRAFFIC CURRENT AS A FACTOR DETERMINING THE QUALITY OF THE ATMOSPHERIC AIR IN THE CITY
A.A. Lyapkalo, A.A. Dementiev, A.M. Tsurgan.
In the article there are results of impact study influence of redistribution of the municipal passenger traffic current on the quality of the atmospheric air in a residential district in the city centre. The work is done according to the data of a comparative natural study of the traffic intensity in some elements of Ryazan’s road-and-transportation network, calculation of emission of the main components of exhaust gases and modeling of dispersion of polluting substances in the bottom layer of the atmospheric air. Redistribution of the traffic current has caused deterioration in quality of the atmospheric air.