Научная статья на тему 'Переработка нефти Семеновского месторождения Республики Крым на импульсно-волновом реакторе «Ярус». Ч. 1. Получение топлив'

Переработка нефти Семеновского месторождения Республики Крым на импульсно-волновом реакторе «Ярус». Ч. 1. Получение топлив Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1280
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД / OIL REFINERY / СЕМЕНОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ НЕФТИ / SEMENOVSKOE OIL FIELD / ВОЛНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WAVE TECHNOLOGIES / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / DIESEL FUEL / МАЛОВЯЗКОЕ СУДОВОЕ ТОПЛИВО / LOW-VISCOUS MARINE FUEL

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Яруллин Р. С., Угловский С. Е., Зарифянова М. З., Вафина С. Д.

В статье показано современное состояние нефтеперерабатывающей отрасли Республики Крым. Подробно рассмотрены применяемые технологии переработки крымской нефти, перечень получаемых товарных нефтепродуктов, инфраструктура и перспективы развития нефтеперерабатывающих заводов в Джанкое, в селах Суворовское и Карьерное Сакского района полуострова Крым. Комбинация различных способов воздействия (термических, гидродинамических, электромагнитных, акустических) в реакторе «ЯРУС» позволяет использовать реактор в процессе переработки крымской нефти Семеновского месторождения с получением дизельных и маловязких судовых топлив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Яруллин Р. С., Угловский С. Е., Зарифянова М. З., Вафина С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переработка нефти Семеновского месторождения Республики Крым на импульсно-волновом реакторе «Ярус». Ч. 1. Получение топлив»

УДК 665. 6(075.8)

Р. С. Яруллин, С. Е. Угловский, М. З. Зарифянова, С. Д. Вафина

ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ СЕМЕНОВСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

НА ИМПУЛЬСНО-ВОЛНОВОМ РЕАКТОРЕ «ЯРУС». Ч. 1. ПОЛУЧЕНИЕ ТОПЛИВ

Ключевые слова: Крым, нефтеперерабатывающий завод, Семеновское месторождение нефти, волновые технологии, дизельное топливо, маловязкое судовое топливо.

В статье показано современное состояние нефтеперерабатывающей отрасли Республики Крым. Подробно рассмотрены применяемые технологии переработки крымской нефти, перечень получаемых товарных нефтепродуктов, инфраструктура и перспективы развития нефтеперерабатывающих заводов в Джанкое, в селах Суворовское и Карьерное Сакского района полуострова Крым. Комбинация различных способов воздействия (термических, гидродинамических, электромагнитных, акустических) в реакторе «ЯРУС» позволяет использовать реактор в процессе переработки крымской нефти Семеновского месторождения с получением дизельных и маловязких судовых топлив.

Key words: Crimea, oil refinery, Semenovskoe oilfield, wave technologies, diesel fuel, low-viscous marine fuel.

In the article the current state of oil refining industry of the Republic of Crimea is shown. The applied refining technologies of Crimean oil, the list of produced commercial oil products, infrastructure and perspectives of development of oil refineries in Dzhankoy, in Suvorovskoe and Careernoe villages of Saki region of the Crimea Peninsula are considered in details. A combination of different methods of treatment (thermal, hydrodynamic, electromagnetic, acoustic) in the "YARUS" reactor allows to use the reactor in the process of the Crimean oil of the Semenovskoe oil field refining to produce diesel and low-viscous marine fuels.

Введение

Воссоединение Крыма с Россией поставило задачу организации полной энергетической самодостаточности региона [1]. Собственных запасов нефти и газа в Крыму хватит, чтобы вновь образованный федеральный округ России мог существовать автономно. Углеводородные ресурсы полуострова представлены в основном морскими газовыми месторождениями. Ресурсы газа акваторий Крыма составляют около 2 трлн. м , нефти - 435 млн. т [2].

На шельфе Черного и Азовского морей и в сухопутной части Крыма ГУП РК «Черноморнефтегаз» разрабатывает два газоконденсатных (Голицынское и Штормовое), семь газовых (Архангельское, Стрелковое, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское и Одесское) и одно нефтяное (Семеновское) месторождения [3]. Всего на балансе нефтегазодобывающей компании находятся семнадцать месторождений, из которых: одиннадцать - газовые, четыре - газоконденсатные и два - нефтяные. Запасы составляют 78,2 млрд. м3 газа, 34,9 млн. т нефти и 2,0 млн. т газового конденсата. За минувший год добыча природного газа составила около 2 млрд. м3 [4]. На 1,3 % перевыполнены плановые показатели по добыче газового конденсата и нефти.

Общая потребность полуострова Крым в нефтепродуктах, по разным оценкам, составляет от 0,8-1,0 млн. т/год [5]. Минэнерго оценивает в 200 тыс. т бензина и 800 тыс. т дизельного топлива в год. Другие источники дают потребность в дизельном топливе в 300 тыс. т с оговоркой, что данная цифра без учета поставок военным.

Собственных крупных современных экологически чистых нефтегазоперерабатывающих заводов на территории Крыма нет. На сегодняшний день в регионе существует несколько частных мини-НПЗ,

например, в Джанкойском районе [6], в селах Суворовское и Карьерное Сакского района [7, 8].

Нефтеперерабатывающий завод в Джанкое расположен на земельном участке площадью 1,7 га [6]. Предприятие работающее - объем переработки нефти составляет 150 т/сут или 4,5 тыс. т в месяц. Переработка нефти осуществляется атмосферным способом с использованием насадочных колонн. Готовая продукция, вып3ускаемая на пре3дприятии за сутки: бензин - 150 м ; мазут - 150 м ; печное топливо -350 м3. На территории завода имеется железнодорожная ветка с эстакадой на 3 вагона (есть возможность расширения до 8 вагонов). Форма собственности: частное предприятие. Завод выставлен на продажу за 1,5 млн. $.

Действующий в селе Суворовское нефтегазопере-рабатывающий завод «Крым» занимает земельный участок площадью 11,46 га [7]. Сырьем служит газовый конденсат или нефть крымских месторождений, отработанные нефтепродукты или их смеси. Производство готовой продукции составляет 120 м /сут: бензино-лигроиновая фракция, лигроино-газойлевая фракция, топочный мазут. Переработка сырья проводится на фракционирующей установке ФУСПИ-20 М с вакуумным блоком и пропускной способностью 150 м /сут. Технологическая схема фракционирования сырья включает в себя блок нагрева и отпарки легких углеводородов с одновременной их ректификацией и конденсацией, а также емкости, раздаточные колонки, насосы для нефтепродуктов и охлаждающей воды. Для охлаждения паров в холодильниках и конденсаторах имеется система оборотного водоснабжения, состоящая из бассейна объемом 1000 м3 и артезианской скважины с расходом воды 8 м3/ч. Сырье на установку и готовая продукция потребителям поставляются железнодорожным или автомобильным транспортом. Также очень важ-

но отметить, что НГПЗ «Крым» расположен недалеко от побережья Черного моря с портовой инфраструктурой. Это делает возможным доставку и переработку нефти с последующим экспортом готовой продукции при минимальных транспортных затратах.

В настоящее время производственные мощности завода позволяют перерабатывать сырье до 130 т/сут (4,0 тыс. т в месяц). Существует возможность увеличения производительности завода до 8,0 тыс. т в месяц одним из следующих способов: переоборудование существующей вакуумной колонны в атмосферную колонну с модернизацией обвязки; строительство второй параллельной производственной линии. Однако из-за отсутствия достаточного размера оборотных средств для закупки сырья, производственные мощности НГПЗ «Крым» задействованы не в полном объеме.

Потенциальными покупателями продукции завода являются: предприятия, имеющие разрешение на доработку фракций в бензин различных марок и дизельное топливо; предприятия, использующие мазут в производстве асфальта, битума, рубероида, а также в отоплении.

Продукция НГПЗ «Крым» используется в качестве сырья на недалеко расположенном заводе по производству асфальта. В настоящее время в Крыму строится автомотогоночный трек, для которого планируется закупать выпускаемую на заводе бензино-лигроиновую фракцию.

Форма собственности НГПЗ «Крым»: частное предприятие. Завод выставлен на продажу за 3,5 млн. $.

Мощность переработки нефти на мини-НПЗ в селе Карьерное Сакского района составляет 3,5-4,0 тыс. т в месяц, возможна переработка сырья от газового конденсата до тяжелых нефтей [8]. Для переработки нефти используются две атмосферные колонны насадочного типа и вакуумная колонна. Мощность переработки нефти можно увеличить до 6,0 тыс. т в месяц, добавив в технологическую схему еще одну атмосферную колонну, что позволит полностью загрузить вакуумную колонну. Готовой продукцией завода являются светлые и темные нефтепродукты. Для приема сырья и отгрузки готовой продукции есть железнодорожная ветка с возможностью подачи одновременно двадцати четырех цистерн. Форма собственности: частное предприятие. Завод выставлен на продажу за 3 млн. $.

Единственным нефтяным месторождением в Крыму, находящимся в промышленной эксплуатации, является Семеновское месторождение, расположенное на суше Керченского полуострова. Семеновское (встречаются также названия Акташское, Белокаменское) нефтяное месторождение было открыто в начале 50-х годов XX века, залежи которого находятся на глубине нескольких сот метров в песках, песчаниках и известняках чокракского и кара-ганского горизонтов. Семеновская нефть не содержит бензиновой фракции, относится к типу тяжелой и малоценной [9]. В начале 60-х годов из скважин, находящихся в Казантипской котловине, сочилась нефть, которую собирали и использовали для местных нужд. Запасы нефти Семеновского месторож-

дения незначительны, его доля в топливно-энергетическом балансе Крыма практически незаметна.

В 2005 г. в 23 км к югу от Керченского полуострова на глубине 30 м было открыто первое морское Субботинское месторождение нефти в Крыму. Максимальная добыча нефти на нем составит 440 тыс. т/год, прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 70 млн. т [10].

Сегодня ГУП РК «Черноморнефтегаз» добывает на Семеновском месторождении небольшие объемы нефти (600-700 т в месяц). Вся добываемая нефть направляется на переработку на крымские нефтеперерабатывающие заводы, где из нее вырабатываются мазут для нужд крымских ТЭЦ, судовое маловязкое топливо для нужд самого «Черноморнефтегаза» и горючее для флота.

Экспериментальная часть и обсуждение результатов

Для исследования была привезена крымская нефть Семеновского месторождения (горизонт V, скважина № 13), физико-химические показатели которой представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Физико-химические показатели нефти Семеновского месторождения Республики Крым*

п/п Показатели Значения

1 Плотность при 20 °С, г/см3 0,9115

2 Вязкость, мм2/с 43,47

3 Фракционный состав, % об.:

200 °С - начало кипения 0

210 °С 2

220 °С 5

230 °С 8

240 °С 11,5

250 °С 15

260 °С 19

270 °С 23

280 °С 27,5

290 °С 32

300 °С 36

305 °С - конец кипения 38

остаток в колбе 61

остаток и потери 62

4 Температура вспышки в

открытом тигле, °С 89

5 Температура воспламенения, °С 102

6 Зола, % 0,006

7 Механические примеси, % 0,027

8 Массовая доля воды, % 12,5

* - Анализ нефти проводился в лаборатории по физико-химическим анализам Крымского республиканского предприятия «Черноморнефтегаз»

Для интенсификации процессов переработки крымской нефти был использован импульсно-волновой реактор «ЯРУС», в котором обрабатываемая среда находится в ионизированном состоянии, одновременно в виде пара, жидкости и плазмы [1114]. В реакторе «ЯРУС» нефть подвергается термическому, гидродинамическому, электромагнитному

и акустическому воздействию, под действием которых происходят деструктивные процессы с образованием низкомолекулярных углеводородов.

В реакторе «ЯРУС» при различных частотных режимах воздействия на нефть были получены следующие фракции:

1. Образец «1 Р» - пределы выкипания фракции 90-310 °С, плотность при 20 °С р20 = 857 кг/м3, выход на нефть 12,9 % мас. или 13,7 % об.

2. Образец «2 Р» - пределы выкипания фракции 160-325 °С, плотность при 20 °С р20 = 872 кг/м3, выход на нефть 17,8 % мас. или 18,6 % об.

3. Образец «3 Р» - пределы выкипания фракции 180-360 °С, плотность при 20 °С р20 = 890 кг/м3, выход на нефть 17,8 % мас. или 18,2 % об.

4. Образец «4 Р» - пределы выкипания фракции 215-390 °С, плотность при 20 °С р20 = 904 кг/м3, выход на нефть 17,7 % мас. или 17,9 % об.

5. Образец «5 Р» - плотность при 20 °С р20 = 907 кг/м , выход на нефть 4,0 % мас. или 4,1% об.

В таблице 2 приведены значения плотностей основных нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив и масел.

Таблица 2 - Плотность нефтепродуктов

тельной разгонки на более узкие фракции. Однако при переработке нефти в реакторе «ЯРУС» удается получить темные фракции, выкипающие выше 350 °С, без использования вакуума.

Нефтепродукты Плотность при 20 °С, г/см

Авиационный бензин 0,73-0,75

Автомобильный бензин 0,71-0,76

Топливо для реактивных двигателей 0,76-0,84

Дизельное топливо 0,83-0,93

Моторное масло 0,88-0,94

Мазут 0,92-0,99

Нефть 0,74-0,97

По данным таблицы 2 полученные образцы «1 Р-5 Р» по плотности можно отнести к разрядам «дизельное топливо» и «моторное масло».

На современных нефтеперерабатывающих заводах при атмосферной перегонке нефти с применением четкой ректификации получают светлые фракции, выкипающие до 350 °С, название которым присвоено в зависимости от направления их дальнейшего использования [15]: н.к.-140 °С - бензиновая фракция; 140-180 °С - лигроиновая фракция (тяжелая нафта); 140-220 °С - лигроино-керосиновая фракция; 180-240 °С - керосиновая фракция; 180350 °С - дизельная фракция; 220-350 °С - легкий или атмосферный газойль; 240-350 °С - соляровый дистиллят; выше 350 °С - мазут (остаточное котельное топливо). При перегонке нефти ее природный химический состав не изменяется.

На рис. 1 представлены кривые разгонки нефти Семеновского месторождения Республики Крым и образцов «1 Р-4 Р», полученных в результате им-пульсно-волнового воздействия на нефть.

В реакторе «ЯРУС» разгонка нефти проводится при атмосферном давлении и температуре не выше 300 °С без четкой ректификации, поэтому фракции получаются с широким температурным интервалом выкипания, что потребует в дальнейшем дополни-

Рис. 1 - Кривые разгонки нефти Семеновского месторождения и нефтяных дистиллятов, полученных при разных режимах работы реактора «ЯРУС»: - образцы «1 Р-4 Р»;---нефть

При импульсно-волновом воздействии на нефть происходит изменение ее химического состава, в реакторе протекает крекинг высокомолекулярных углеводородов с образованием дополнительного количества светлых фракций.

Как видно из таблицы 1 и рис. 1 семеновская нефть начинает кипеть при 200 °С, в ней отсутствуют бензиновая и лигроиновая фракции. Содержание в нефти керосиновой фракции 200-240 °С составляет 12 % об. (выход на исходную нефть получается примерно 110 кг/т), на соляровый дистиллят 240350 °С приходится 46 % об. (выход на нефть 430 кг/т), трансформаторный дистиллят 350-400 °С составляет 21 % об. (выход на нефть 198 кг/т).

В составе образца «1 Р» на бензиновую фракцию 90-140 °С приходится 2,5 % об. (выход на нефть 3 кг/т), содержание лигроиновой фракции 140-180 °С составляет 10 % об. (выход на нефть 12 кг/т), керосиновой фракции 180-240 °С содержится 51 % об. (выход на нефть 61 кг/т), на соляровый дистиллят 240-310 °С приходится 36,5 % об. (выход на нефть 47 кг/т). В реакторе протекают деструктивные процессы, которые приводят к образованию легких углеводородов, отсутствующих в исходной нефти. В составе образца «1 Р» содержится 20 % вновь образованной бензино-лигроиновой фракции 90-200 °С.

Образец «2 Р» содержит 2 % об. лигроиновой фракции 160-180 °С (выход 4 кг/т нефти), на керосиновую фракцию 180-240 °С приходится 33 % об. (выход 54 кг/т нефти), остальное приходится на соляровый дистиллят 240-325 °С (выход 113 кг/т нефти). Содержание вновь образованных легких углеводородов, образующих лигроиновую фракцию 160200 °С, составляет 4 %.

Образец «3 Р» содержит 4 % об. керосиновой фракции 180-240 °С (выход на нефть 7 кг/т), остальное приходится на соляровый дистиллят 240-360 °С (выход на нефть 165 кг/т). Содержание вновь образованных легких углеводородов, образующих лиг-роиновую фракцию 180-200 °С, составляет 1,5 %.

В составе образца «4 Р» на керосиновую фракцию 215-240 °С приходится 2 % об. (выход на нефть 4 кг/т), солярового дистиллята 240-350 °С содержится 76 % об. (выход на нефть 127 кг/т), хвост темной фракции 350-390 °С представляет собой трансформаторный дистиллят с содержанием 22 % об. (выход на нефть 37 кг/т).

После переработки нефти в импульсно-волновом реакторе «ЯРУС» выход светлых фракций 90-350 °С увеличился с 58 % до 65 %.

Образцы «4 Р» и «5 Р» в своем составе содержат темные фракции и представляют собой легкую и

среднюю масляные фракции (трансформаторный и машинные дистилляты). Данные фракции могут быть использованы в качестве сырья для получения смазочных материалов.

Физико-химические показатели образцов «1 Р-4 Р» сравнивались с эксплуатационными характеристиками дизельного топлива марки ДТ-Л-40-К2, приобретенного на АЗС (табл. 3) [16, 17].

Таблица 3 - Сравнительный анализ физико-химических показателей различных образцов нефтяных дистиллятов, полученных при обработке нефти Семеновского месторождения в реакторе «ЯРУС»

№ п/п Показатели Образец «1 Р» Образец «2 Р» Образец «3 Р» Образец «4 Р» Дизельное топливо Норма по ГОСТ

ДТ-Л-40-К2 305-2013

1 Плотность при 15 °С, не более

кг/м3 861 876 894 908 844 843,4 (З); 863,4 (Л, Е)

2 Фракционный состав

пределы перегонки, °С: начало кипения 92 160 180 215 154 не норм.

10 % отгон 186 219 258 289 209 не норм.

50 % отгон 225 253 287 319 270 не выше 280 °С

90 % отгон 291 307 340 372 332 не норм.

95 % отгон 305 319 350 382 344 не выше 360 °С

3 Вязкость кинематическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при 20 °С, мм2/с 3,24 5,06 9,60 22,60 4,50 3,0-6,0

4 Температура вспышки

в закрытом тигле, °С 32 64 90 110 60 не ниже 40

5 Цетановое число:

расчетное 39 42 49 — 42 не менее 45

экспериментальное * 48 50 53 — 47

6 Цетановый индекс ** 31 36 38 — 50 не менее 46

* - определение проводилось на экспресс-анализаторе «Октан-ИМ»;

** - цетановый индекс по ГОСТ 305-2013 не нормируется, значение указано по ГОСТ Р 52368-2005

Цетановое число дизельного топлива ДТ-Л-40-К2 и исследуемых образцов «1 Р-4 Р» оценивалось нелегитимным методом на экспресс-анализаторе «Октан-ИМ», основанном на измерении диэлектрической проницаемости топлива. Приблизительный

расчет цетанового числа осуществлялся по относи-

20

тельной плотности р4 и кинематической вязкости нефтепродуктов при 20 °С [13]. Цетановый индекс рассчитывался исходя из относительной плотности

15

р-15 и 50 %-ной точки перегонки нефтяных дистиллятов [18].

Анализируя данные таблицы 3 видим, что образец «1 Р» по плотности при 15 °С, по кинематической вязкости при 20 °С, по фракционному составу, по цетановому числу соответствует дизельному топливу марки «летнее» или «межсезонное». Однако образец «1 Р» имеет несколько заниженные значения температуры вспышки в закрытом тигле и цета-нового индекса, что свидетельствует об избыточном количестве в составе топлива легких углеводородов и низкой точки 50 %-ного отгона.

Образцы «2 Р-4 Р» не выдерживают верхнего ограничения по плотности для дизельного топлива.

Однако образец «2 Р» по кинематической вязкости при 20 °С, по температуре вспышки в закрытом тигле, по фракционному составу, по цетановому числу соответствует дизельному топливу.

Образцы «2 Р» и «3 Р» можно отнести к маловязкому судовому топливу, качественные характеристики которых сравнивались со стандартными показателями ТУ 38.101567-87 (табл. 4) [19].

Судовое маловязкое топливо используется вместо дизельного топлива в энергетических установках, генерирующих электроэнергию на судах. Компонентами маловязкого судового топлива являются негидроочищенные прямогонные атмосферные и вакуумные дистилляты, легкие и тяжелые газойли каталитического и термического крекинга, коксования. Образцы «2 Р» и «3 Р» по всем показателям, представленным в таблице 4, соответствуют маловязкому судовому топливу.

Образец «4 Р» может быть использован в качестве масла для судовых газовых турбин (верхнее ограничение по плотности при 20 °С не более 905 кг/м3, верхнее ограничение по кинематической вязкости при 20 °С не более 30 мм2/с). Масло для судовых

газовых турбин изготовляется из трансформаторного масла с добавлением противозадирной и антиокислительной присадок, предназначено для смазывания и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин.

Таблица 4 - Сравнительный анализ характеристик образцов «2 Р» и «3 Р» с показателями маловязкого судового топлива по ТУ 38.101567-87

№ п/п Показатели Образец «2 Р» Образец «3 Р» Норма по ТУ 38.10156787

1 Плотность при не более

20 °С, кг/м3 872 890 890

2 Вязкость: условная не более

при 20 °С, °ВУ 1,39 1,82 2,0

соответствующая

ей кинематическая не более

при 20 °С, мм2/с 5,06 9,6 11,4

3 Цетановое число * 50 53 не менее 40

4 Температура вспышки в закры- не ниже

том тигле, °С 64 90 62

* - определение проводилось на экспресс-анализаторе

«Октан-ИМ»

Заключение

1. В процессе переработки нефти Семеновского месторождения Республики Крым на импульсно-волновом реакторе «ЯРУС» при разных режимах воздействия полей на сырье были получены пять образцов нефтяных дистиллятов: образец «1 Р» -фракция 90-310 °С, образец «2 Р» - фракция 160325 °С, образец «3 Р» - фракция 180-360 °С, образец «4 Р» - фракция 215-390 °С, образец «5 Р».

2. Импульсно-волновой реактор «ЯРУС» представляет собой компактный реактор с пропускной способностью по сырью 180 кг/ч и потребляемой электрической мощностью 25 кВт [11]. Разгонка нефти проводится при атмосферном давлении и температуре не выше 300 °С без четкой ректификации. Фракции получаются с широким температурным интервалом выкипания, что потребует в дальнейшем дополнительной разгонки на более узкие фракции. Однако при переработке нефти в реакторе «ЯРУС» удается получить темные фракции, выкипающие выше 350 °С, без использования вакуума.

3. При импульсно-волновом воздействии на нефть происходит изменение ее химического состава, в реакторе «ЯРУС» протекают деструктивные процессы с образованием дополнительного количества легких углеводородов. Выход светлых фракций увеличился с 58 % до 65 %. Например, выход дизельной фракции 200-350 °С из семеновской нефти равен примерно 540 кг/т. После переработки в реакторе «ЯРУС» выход светлых фракций 90-350 °С составил 594 кг/т нефти, из них на бензиновую фракцию приходится 3 кг/т, на лигроиновую фрак-

цию - 16 кг/т, на керосиновую фракцию - 126 кг/т, на соляровый дистиллят - 452 кг/т.

4. Образцы дистиллятов «1 Р-5 Р» могут быть использованы для нужд Крымского региона. По физико-химическим показателям образец «1 Р» близок к качественным характеристикам дизельного топлива, образцы «2 Р» и «3 Р» соответствуют маловязкому судовому топливу, образец «4 Р» может быть применен в качестве судового газотурбинного масла. Образцы «4 Р» и «5 Р» представляют собой трансформаторный и машинный дистилляты и могут быть использованы в качестве базовых масел для получения смазочных материалов.

5. Преимуществами переработки нефти в реакторе «ЯРУС» являются следующие показатели: 1) установка по габаритным размерам компактная, существует возможность размещения в транспортном контейнере и передвижения железнодорожным или морским путем; 2) разгонка нефти проводится при атмосферном давлении и температуре не выше 300 °С, темные фракции получаются без использования вакуума; 3) переработка сырой нефти осуществляется в одну стадию без системы оборотного водоснабжения; 4) не требуются высокие затраты тепловой энергии и обширного парка технологического оборудования; 5) существует возможность переработки нефти непосредственно на месте ее добычи; 6) установка может применяться на малых месторождениях с небольшими объемами добычи нефти.

Литература

1. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (с изм. и доп.);

2. О. Виноградова, Нефтегазовая вертикаль,8, 4-7, (2014) [Электронный ресурс]:

http://www.ngv.ru/pdf_files/10022.pdf - Режим доступа, свободный;

3. Крым: «Черноморнефтегаз», газовые месторождения и инфраструктура /Электронный журнал «Вокруг газа», материалы 25.03.2014/[Электронный ресурс]: http://www.trubagaz.ru - Режим доступа, свободный;

4. «Черноморнефтегаз» выполняет показатели по добыче углеводородов [Электронный ресурс]: http://gas.crimea.ru/index.php/ru/novosti/press-relizy - Режим доступа, свободный;

5. ООО «Нефтегаз Крыма» сможет занять свою нишу в обеспечение топливом восточной части полуострова Крым [Электронный ресурс]: http://www.нефтегаз-крыма.рф/market/market-today/ - Режим доступа, свободный;

6. Нефтеперерабатывающий завод в Джанкое [Электронный ресурс]:

http://realty.mycrimea.su/djankoi/industrial/oil/ - Режим доступа, свободный;

7. Нефтегазоперерабатывающий завод «Крым» в Сакском районе [Электронный ресурс]:

http://realty.mycrimea.su/saki/industrial/oil/ - Режим доступа, свободный;

8. Мини НПЗ Сакский район с. Карьерное АР Крым [Электронный ресурс]:

http://marinel.taraon.ru/company/introduce/ - Режим доступа, свободный;

9. Казантипское и Акташское нефтяные месторождения [Электронный ресурс]:

М1р://а11егЬ'ауе1.гаМе%г.рЬр?111=1453 - Режим доступа, свободный;

10. О перспективах нефтегазовой добычи Крыма [Электронный ресурс]: http://www.odnako.org/b1ogs/o-регерекЙуаЬ-пеЙ^а70Уоу-(1оЫсЫ-кпта/ - Режим доступа, свободный;

11. Р.С. Яруллин, С.Е. Угловский, М.З. Зарифянова, С.Д. Вафина, Вестник технологического университета, 18, 14, 50-53 (2015);

12. Р.С. Яруллин, С.Е. Угловский, М.З. Зарифянова, С.Д. Вафина, Вестник технологического университета, 18, 18, 127-129 (2015);

13. Р.С. Яруллин, С.Е. Угловский, М.З. Зарифянова, С.Д. Вафина, Вестник технологического университета, 18, 21, 53-57 (2015);

14. Р.С. Яруллин, С.Е. Угловский, М.З. Зарифянова, С.Д. Вафина, Вестник технологического университета, 19, 3, 60-66 (2016);

15. М.З. Зарифянова, Т.Л. Пучкова, А.В. Шарифуллин. Химия и технология вторичных процессов переработки нефти. Изд-во КНИТУ, Казань, 2015. 156 с.;

16. ГОСТ 305-2013. Топливо дизельное. Технические условия;

17. ГОСТ Р 52368-2005. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия;

18. ГОСТ 27768-88. Топливо дизельное. Определение цетанового индекса расчетным методом;

19. ТУ 38.101567-87 Топливо судовое маловязкое. Технические условия.

© Р. С. Яруллин - д-р хим. наук, профессор кафедры технологии синтетического каучука КНИТУ, генеральный директор ОАО «Татнефтехимишест-холдинг» [email protected]; С. Е. Угловский - генеральный директор ООО «НПО «Кинематика» в составе НТЦ ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» [email protected]; М. З. Зарифянова - д-р техн. наук, профессор кафедры общей химической технологии КНИТУ-КХТИ, ведущий научный сотрудник кафедры реактивных двигателей и энергоустановок КНИТУ-КАИ [email protected]; С. Д. Вафина - соискатель кафедры общей химической технологии КНИТУ, химик-исследователь ООО «Мастер Кемикалз» [email protected].

© R. S. Yarullin - Doctor of Chemical Sciences, Professor at the Department of Synthetic Rubber Technology Kazan National Research Technological University, General Director of JSC "Tatneftekhiminvest-holding" [email protected]; S. E. Uglovsky - General Director of LLC "NPO "Kinematics" in the center of JSC "Tatneftekhiminvest-holding" [email protected]; M. Z. Zarifyanova - Doctor of Technical Sciences, Professor at the Department of General Chemical Technology Kazan National Research Technological University, Leading Researcher at the Department of Jet Engines and Power Plants Kazan National Research Technical University [email protected]; S. D. Vafina - Applicant at the Department of General Chemical Technology Kazan National Research Technological University, chemist-researcher LLC "Master Chemicals Nalco Champion" [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.