Филологические науки
«ПЕРЕПЛЕТЕНО»: ИДЕЯ ПАНКОГЕРЕНТНОСТИ МИРА В ОДНОИМЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ OXXXYMIRON'A
Клочан А.Н.,
студент 4 курса филологического факультета, Кубанский государственный университет,
г. Краснодар.
Научный руководитель: Свитенко Н.В.,
кан.фил.наук, доцент кафедры истории русской литературы и
критики,
Кубанский государственный университет,
г. Краснодар.
Аннотация: В данной статье предпринята попытка интерпретации композиции «Переплетено» русского рэп-исполнителя Охххуткоп'а с точки зрения когерентности и панкогерентности мира.
Ключевые слова: панкогерентность, рэп-поэзия, Oxxxymiron, «Переплетено».
Summary: This article attempts to interpret of the composition " Interlacing" Russian rap artist Oxxxymiron in terms of coherence and pankogerentnost of the world.
Keywords: pankogerentnost, rap poetry, Oxxxymiron, " Interlacing".
Для начала стоит сказать несколько слов о феномене Мирона Федорова, известного под псевдонимом Oxxxymiron. Это русский автор, исполнитель, поднявший по звучанию и смысловому наполнению русскую рэп-культуру на совершенно новый уровень, добавив к оригинальному звучанию глубины содержания. Многие его тексты заслуживают детального изучения, так как представляют собой интересную интерпретацию современной картины мира.
В данной статье речь пойдет о панкогерентности, свойственной его творчеству. В упрощенном виде панкогерентность - взаимосвязь всего со всем. Сама по себе эта идея возникает из осмысления единосущностного бытия, через метафору человек генерализует ассоциации и провидит различные связи.
И. Смирнов пишет об это так: «.. .все предметы становятся знаками некоторых всеобщих отношений, многообразными проявлениями мирообъемлющей общности. Все связано со всем, в реальности существует «круговая порука живых сил» [1, с. 13]
В творчестве Oxxxymiron'a особое место занимает его последний альбом «Горгород», построенный по принципу когерентности: все его треки, похожие на новеллы, создают единство и по содержанию, и по форме, это позволяет рассматривать «Горгород» как целостное художественное произведение на стыке литературы и музыки.
Сюжет альбома неоднослоен, подобно текстам постмодернизма, в нем как минимум два кода: для массового и для элитарного слушателя. Первый план тривиален - история в стиле нуар: атмосфера цинизма, разочарования, среди этого хаоса появляется фигура мечтательного писателя Марка, ищущего правду. Власти в лице Мэра, который заботится только о собственном благополучии, противостоит Гуру, познавший систему изнутри и находящийся в оппозиции к ней. Гуру и открыл писателю глаза на реальное положение дел в городе, что и отразилось в произведении Марка «Полигон».
В альбоме также присутствует второй слой, ориентированный на элитарного читателя: Мирон Федоров создает свою реальность, пронизанную мифологическими, литературными и общекультурными образами, прецедентными именами и событиями. Так, мотив «переплетенности» отсылает к мифологическим образам Мойр, плетущих нити человеческих судеб. В тексте альбома присутствуют символы, которые необходимо рассматривать в контексте христианства: библейская «Вавилонская башня» - символ людского тщеславия и гордыни, автор отсылает слушателя к этому образу, чтобы показать истинное положение дел в Горгороде и его перспективу. Символ горы присутствует во многих верованиях, что выводит сюжет на уровень архетипичности ситуации. Этот символ рассматривается как аналог «Мирового Древа», как модель Вселенной, где заложены все элементы, которая объединяет в себе различные сферы бытия. [2, с.34] Таким образом, Мирон Федоров имплицитно выражает универсальность Горгорода.
Принцип панкогерентности мира отражается не только в содержании, но и в форме отдельно взятых треков и всего альбома в целом. Так большинство композиций связаны между собой с помощью записи автоответчика Киры, литературного агента главного героя, присутствием одних и тех же героев (Марк, Алиса, Мэр, Гуру), кочующими от трека к треку образами (башня, гора, наркотик «гор», казнь, власть, народ), развитием единых конфликтов (творца и толпы, власти и народа, истинных и ложных ценностей) и даже интертекстуальностью внутри альбома.
Обратимся конкретно к произведению «Переплетено», в котором наиболее ярко отражен принцип панкогерентности мира. По сюжету Гуру делится с Марком своими воззрениями о том, что в мире все находится во взаимодействии : Все переплетено, море нитей, но Потяни за нить - за ней потянется клубок. Этот мир - веретено, совпадений ноль. [3]
Гуру считает, что Вселенная представляет собой взаимосвязь разрозненных событий, человеческих судеб, поступков и применяет эту теорию к реалиям Горгорода: каждое действе повлечет за собой определенные последствия, которые не являются совпадениями. Эта концепция имеет основу в естествознании - «эффект бабочки»,
обозначающий свойство хаотичных систем непредсказуемо изменяться из-за незначительных влияний.
Человек в этом городе, так или иначе, будет вовлечен во взаимосвязь, будь он нитью, (простым смертным), струной (деятелем искусства) или для битвы тетивой (борцом с режимом).
Гуру призывает не отчаиваться, с фразы: «Все переплетено, но не предопределено!» он начинает внушать Марку, что есть шанс побороть режим. Гуру дает понять, что он до конца жизни будет предан этому делу «мне суждено тут помереть еретиком» [3].
Ваша картина мира - сетка, полотно, текстильная салфетка,
Будто работала ткачиха или швейка. [3]
Этим Гуру показывает, как ограничен народ, чья картина мира логична и ясно выстроена с помощью «ткачих и швей», то есть «СМИ и политиков», хотя реальная картина неидеальна.
Горгород живет по своим законам, не поддающимся житейской логике. Гуру неоднократно намекает на истинные взаимосвязи, определяющие положение вещей: Бездействие закона при содействии икон.
Ведь все переплетено: телек и террор,
С церковью бордель и казино... [3]
Через СМИ и церковь власти управляют сознанием людей, применяя при этом террор. А также речь идет о «терроре сакрального» мифологической основе всех тоталитарных систем: формирование коллективного сознания через навязанные стереотипы.
В контексте размышлений Гуру о механизме Вселенной звучат понятия: «осознанный сон», «флэшбэк» и «дежавю», они касаются человеческого разума и глубин подсознания. Осознанные сны — один из способов сбежать от суровой реальности, тогда как воспоминания (флэшбэки) возвращают тебя в нее. И так раз за разом - отсюда чувство дежавю.
Вот так мы и живём, и так мы и умрём. Удобрим эту гору собой, став её углём,
Недобрым в этом городе рабом ли бунтарём, Это круговорот природы - червяков доест орёл [3].
В этих строках органично переплетаются учения о колесе Сансары и принцип цикличности жизни. Однако Гуру не устраивает такое положение дел, он жаждет изменения системы:
Внедрим полутона в их черно-белое кино
Оттенки и цвета, Левиафан и Бегемот, Ли мэр лишь серый кардинал, а нас тут целый легион! [3] Тем самым он говорит, что в городе полно чудовищ, а Мэр лишь часть этой системы. Кем бы ни был человек по знаку зодиака, он всего лишь индивид, один из винтиков механизма, называемого Горгород.
В конце произведения Гуру минуя экивоки и намеки, говорит, что власть, верхушка Горгорода связана с наркоторговлей и бандитизмом. Покровительство и раздел денег простого народа— привычная схема для Горгорода. Скорее всего, «Гор»- не только наркотик, а условное обозначение того, к чему прибегают отчаявшиеся люди для того, чтобы забыться.
Таким образом, всевозможные аллюзии, реминисценции, случаи интертекстуальности в произведении «Переплетено» служат для репрезентации центральной идеи - панкогерентности мира. Также интересной особенностью альбома «Горгород» является доминанта романтического сознания в его современной версии.
Список использованных источников:
1. Дёринг-Смирнова И. Р., Смирнов И. П. «Исторический авангард» с точки зрения эволюции художественных систем. In: Russian Literature VIII-5. 1980, с.13.
2. Телицин В. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. ЛОКИД-ПРЕСС. 2005. С.34.
3. Федоров М.Я. Текст «Переплетено». URL: http://text-lyrics.ru/o/oxxxymiron/2166-oxxxymiron-perepleteno-text-pesni.html (дата обращения : 25.03.2017)