соотвественно). При этом темыденег и популярности занимают последние позиции в выявленной иерархии интересов (15,7% и 28,7% соответственно). Косвенным образом, это может указывать на то, что подростков с более и менее осмысленным будущим не очень много среди пользователей социальных сетей. Обращает на себя внимание и то, что осмысленность будущего носит в определенной мере прагматический характер у наших подростков: деньги и популярность.
Далее. Осмысленность жизни наиболее низка у тех, кто ищет в социальных сетях контент на темы жизни и смерти (р=17,6) как по сравнению с теми, кто ни разу не выбрал эту тему(р=20,6) и теми, кто выбрал другие темы.Это, в целом, ожидаемо: именно он внутри предложенной на выбор тематики семантически отражает поиски смысла жизни.
Что касается тем любви и юмора, то эти темы, по-видимому, нейтральны по отношению к проблеме смысла жизни и выбирающие их подростки либо безразличны к данной проблеме, либо психологически защищаются от нее путем обращения к контенту с эмоционально возбуждающим содержанием. Хотя, если сравнить средние показатели осмысленности будущего выбравших эти темы подростков, то они будут все же ниже, чем у выбравших темы денег и популярности (р=19,5 и р=19,7 против р=20,3 и р=20,7 соответственно), но выше, чем у выбравших тему жизни и смерти (р=17,6) подростков.При всем при этом темы любви и юмораоказались у нас самыми популярными (70,3% и 43,3% соответственно).
Таким образом, мы делаем вывод о том, что осмысленность подростками своего будущего влияет на их выбор тематики контента в социальных сетях. Мы осознаем ограниченность полученных данных заданным для выбора спектром тем и шкалой для оценки осмысленности будущего. В будущем представляются перспективными исследования влияния осмысленности жизни на выбор подростками контента в социальных сетяхпри помощи более широкого спектра тем и методик.
Литература
1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизенных ориентаций (СЖО). М.: «Смысл», 1992. -
16с.
2. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.
УДК 37.025
ПЕРЕОЦЕНКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК КАК ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ
Паатова Мария Эдуардовна - доктор педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет»; Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье перестройка в ценностно-смысловой сфере личности подростка с девиантным поведением рассматривается в качестве единственного залога его реабилитации, а, значит, и формирования его социально-личностной жизнеспособности.
Ключевые слова: жизнеспособность, девиантные подростки, смысложизненные установки, социально-личностная жизнеспособность.
REASSESSMENT OF MEANING-LIFE ATTITUDES AS A DETERMINANT OF THE FORMATION OF VIABILITY OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR
Paatova Maria Eduardovna-doctor of pedagogical Sciences , associate Professor , Federal state budgetary educational institution of higher education «Adygea state University»; Maykop, 208 Pervomayskaya street,e-mail: [email protected]
Abstract.
In the article, the perestroika in the value -semantic sphere of the personality of a teenager with deviant behavior is considered as the only guarantee of his rehabilitation, and, therefore, the formation of his social and personal viability.
Key words: viability, deviant adolescents, meaning- based attitudes, social and personal viability.
Большинство исследователей отмечают, что для ценностных ориентаций подростков, находящихся в условиях социальной изоляции, характерно отсутствие содержательной ориентации на жизнь после выпуска из учреждения. Подростки фактически не имеют дальнейших жизненных планов и перспектив (Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак, В.Ф. Пирожков и др.), более того, несовершеннолетние, оказавшиеся в условиях ограничения свободы, достаточно быстро обмениваются криминальным опытом, стремятся максимально соответствовать «ожиданиям криминальной среды» и субкультуры преступного сообщества (Ю.А. Алферов, Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, В.Е. Эминов, В.Ф.Пирожков и др.). В результате существующая система исправления и перевоспитания несовершеннолетних вместо ресоциализации инициирует десоциализацию личности (В.Т. Волов, В.В. Волов и др.). В связи с этим возникает потребность в формировании у подрастающего поколения устойчивости к негативным влияниям социума (Фельдштейн, 2003).
Жизнеспособность - важнейшая индивидуально-личностная характеристика человека -представляет собой способность человека управлять собственными ресурсами (здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами) и строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях, преодолевать серьезные проблемы, восстанавливаться, развиваться и ставить перед собой новые цели (А.И. Лактионова, А.В. Махнач и др.). Некоторые исследователи (Л.Г. Дикая, А.И. Лактионова, А.В. Махнач, А.А. Нестерова, Е.А. Рыльская др.) рассматривают жизнеспособность как личностное качество, характеризующее субъектность человека по отношению к собственной жизни. Другие исследователи (М.П. Гурьянова, Ю.В. Науменко и др.) рассматривают жизнеспособность как свойство личности, проявляющееся в созидательной деятельности, активной работе по разумному и бережному преобразованию самого себя и окружающей среды.
Социально-личностная жизнеспособность предполагает поведение, ориентированное на здоровый образ жизни, на обретение духовно-нравственных ценностей, как в условиях повседневной реальности, так и в трудных жизненных ситуациях [5]. С позиции педагогического целеполагания, формирование социально-личностной жизнеспособности индивида требует от него индивидуального ответа на экзистенциональный вопрос: «Что означает жить, выживать и развиваться?». Сущность процесса формирования социально-личностной жизнеспособности видится нами в воспитании ответственного отношения человека к собственной жизнедеятельности, формировании созидателя, творца собственной судьбы, человека мысли и действия [1].
Опираясь на исследования, посвященные феномену «жизнеспособность», мы сформулировали авторское понимание сущности социально-личностной жизнеспособности как интегративного личностного качества, характеризующего готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по
собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению [7].
Анализ научной литературы позволил выделить следующую структуру социально-личностной жизнеспособности:
- системообразующий компонент - экзистенциональный- включает в себя социально ориентированные и позитивно развивающие личность смысложизненные установки;
- соподчиненные ему интегрированные компоненты - эмоционально-поведенческий (позитивное отношение к другим людям и к себе; принятие социально-культурных норм, ценностей, законов и готовность пересматривать в соответствии с ними смысл своего существования) и мотивационно-волевой (устойчивая и осознанная мотивация к длительным усилиям по изменению себя для достижения личного благополучия в соответствии с осознанными и принятыми существующими социально-культурными ценностями и нормами) [7].
Необходимо отметить, что перестройка в ценностно-смысловой сфере личности подростка с девиантным поведением является единственным залогом его реабилитации, а значит, и формирования его социально-личностной жизнеспособности. Именно поэтому при определении структуры социально-личностной жизнеспособности нами был выделен системообразующий компонент - экзистенциальный - включающий в себя социально-ориентированные и позитивно развивающие личность смысложизненные установки. При выделении данного компонента мы опирались на исследования Д.А. Леонтьева, который рассматривая понятие «смысложизненные ориентации», конкретизирует ту деятельность, которая способна корректировать направленность личности, содействовать ей в мобилизации жизненных ресурсов [3].
Основной идеей экзистенциального подхода к воспитанию является выделение идеальной цели - формирование человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенционального выбора, осознающего смысл жизни и реализующего себя в соответствии с этим выбором [9]. Экзистенциональный анализ исходит из того, что жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей. При этом выделяются три категории ценностей: ценности «созидания» (реализующиеся в продуктивных творческих действиях), «переживания», «отношения» (реализующиеся в позиции, занимаемой человеком) ценностно-смысловых отношений к себе, другим людям, к миру, которые реализуются в соответствующем характере социального поведения и деятельности человека.
Изменения в экзистенциональном компоненте, подкрепленные соответствующими изменениями в эмоционально-поведенческом и мотивационно-волевом, приводят к системным изменениям в социально-личностной жизнеспособности как целостности. Следовательно, в основе девиантного поведения подростков лежат системные нарушения в развитии их социально-личностной жизнеспособности, проявляющиеся в отсутствии способности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах. Социально-личностную жизнеспособность мы рассматриваем как личностный ресурс, способствующий возвращению подростка в социум и успешную дальнейшую социализацию [8].
При работе с девиантными подростками на этапе переоценки смысложизненных установок - решается задача формирования у подростков-девиантов социально ориентированных и позитивно развивающих личность смысложизненных установок.
А.М. Новиков считает, что сущностью процесса воспитания является формирование у детей, подростков и молодежи ценностных ориентаций как избирательного отношения к материальным и духовным ценностям, выражающихся в их поведении и деятельности. А.М. Новиков рассматривает систему ценностных ориентаций личности как некоторую «ось сознания, обеспечивающую ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности» [6].
Ценностные ориентации являются одной из главных, «глобальных» характеристик личности, а их развитие - основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества.
По мнению М.П. Гурьяновой, «основной вектор поступков и деяний, которые человек совершает, проходя жизненный путь, определяет именно смысл жизни» [1, с.18]. И.В. Ульянова отмечает, что «структура смысложизненных ориентаций обучающихся каузальна, трехэлементна: «ценности жизни» ((абсолютные) (Жизнь, Здоровье,) «цели жизни» (будущее, переживаемое личностью на основе уверенности самостоятельно осуществлять жизненный выбор с ориентацией на смыслообразы), «ориентации» (обусловленный знаниями процесс самостоятельной деятельности учащихся (самовоспитания, самообучения, саморазвития в условиях воспитания, обучения, развития) по достижению целей, освоению социоэкзистенциальных ролей на уровне Я-концептов: Я-сын (дочь), Я-ученик (ученица), Я-друг (подруга), Я-гражданин)»[10].
В основе девиантного (общественно опасного) поведения подростков лежат ложные смысложизненные установки, не позволяющие им позитивно самореализоваться и достичь благополучия (физического, психического, социального и духовного).
Результатом работы с подростками на данном этапе должны стать следующие изменения в структуре социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов: 1) в экзистенциональном компоненте -социально-ориентированные смысложизненные установки при оценке большинства событий будут играть определяющую роль; 2) в эмоционально-поведенческом компоненте - в большинстве ситуаций начнет проявляться: а) позитивная критичность к себе и своей жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам; б) способность уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств и в соответствии с социально-ориентированными смысложизненными установками; 3) в мотивационно-волевом компоненте - появится желание по изменению себя для достижения личного благополучия в соответствии с осознанными и принятыми существующими социально-культурными ценностями и нормами.
Главным воспитательным результатом мы считаем позицию подростка как систему его доминирующих ценностно-смысловых отношений к себе, другим людям, к миру. Позиция реализуется в соответствующем характере социального поведения и деятельности человека.
Литература
1. Гурьянова, М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. - М.: Пед. общество России, 2005. - 48 с.
2. Лактионова, А.И. Факторы жизнеспособности девиантных подростков / А.И. Лактионова, А.В. Махнач // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, № 6. - С. 39-47.
3. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е изд., испр. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
4. Махнач, А.В. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34, № 5. - С. 69-84.
5. Науменко, Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования. // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 5 (14). - С. 115-146.
6. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Изд. Центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
7. Паатова М.Э. Педагогическая модель процесса формирования социально-личностной жизнеспособности / М.Э. Паатова, Ю.В. Науменко // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17. вып. 2. - С. 229-236.
8. Паатова, М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности
девиантных подростков в процессе социально-педагогической реабилитации: теоретико-методологические основы: монография. - М., 2017. - 135 с.
9. Рожков, М.И. Экзистенциальный подход к организации воспитательного процесса // Известия ВГПУ. - 2005. - № 1. - С. 35-38.
10. Ульянова, И.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ульянова Ирина Валентиновна. - Владимир, 2012. - 401 с.
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ «КРУГА ЧТЕНИЯ» НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Бушмина Анастасия Андреевна - студентка магистратуры, Московский педагогический государственный университет, Факультет педагогики и психологии; Москва, Малый Сухаревский пер., 6, e-mail [email protected]
Аннотация.
Настоящая статья рассматривает влияние «круга чтения» на формирование смысловой сферы личности. Данная работа описывает «круг чтения» как личностный феномен, объясняет взаимосвязь «круга чтения» с личностными характеристиками, а также анализирует влияние «круга чтения» на смысложизненные ориентации и смысловую сферу личности.
Ключевые слова: «круг чтения», личностные характеристики, смысложизненные ориентации
INFLUENCE OF THE "CIRCLE OF READING" ON THE FORMATION OF THE SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY
Bushmina Anastasiya Andreevna - master student, Moscow state pedagogical University, Faculty of pedagogy and psychology; Moscow, the Malyy Suharevsky per., 6, e-mail [email protected]
Abstract.
This article examines the influence of the «circle of reading» on the formation of the semantic sphere of personality. This work describes the «circle of reading» as a personal phenomenon, explains the relationship between the «circle of reading» and personal characteristics, and analyzes the influence of the «circle of reading» on life-sense orientations and the semantic sphere of personality.
Keywords: «circle of reading», personal characteristics, life-sense orientations
Значительное снижение интереса к чтению, незаинтересованность в освоении школьной программы по литературе - распространенный стереотип о современной молодежи. Такой вывод базируется на результатах проведенных исследований, которые демонстрируют неосведомленность в авторах классической мировой литературы, незнание