ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ОПЫТ, ИЛИ О НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лемещенко Петр Сергеевич
доктор экономических наук, профессор. Белорусский государственный университет заведующий кафедрой институциональной и теоретической экономики, г. Минск, Республика Беларусь. E-mail: liamp@bsu.by
Аннотация. На сегодняшний день в экономическом образовании все острее звучат вопросы: что преподавать, как систематизировать разрозненные знания минимизируя при этом «информационный шум». Осмысливая причины научно-образовательного кризиса, автор исследует значение теоретической экономики в современных образовательных и коммуникативных условиях, предлагает свое видение стратегии университетского экономического образования.
Ключевые слова: экономическое образование; экономикс; научно-информационный образовательный кризис; несерийное новое знание; политэкономия; институциональная теория
Код УДК: 330.101
Annotation. A number of problems in economic education are getting acute nowadays. Among them we can mention the following ones. What is to be taught? How can the disembodied knowledge be systemized with a low level of «information noise»? Studying the causes of research and educational crisis, the author explores the significance of theoretical economy in the current educational and communicative conditions and offers his vision of the strategy of university economic education.
Keywords: economic education; economics, scientific and informative educational crisis; custom-built new knowledge; political economy; institutional theory
И написал трехлетним своим трудом и назвал его «Книга о скудости и богатстве», имеющая объяснение, отчего существует напрасная скудость и отчего множится богатство. И притом изложил свое мнение, а как истребить из народа неправду и неисправности, как насадить правду и во всяких делах исправление, и как бы водрузить любовь и беспечное житие народное. И. Т. Посошков
Осознанное включение институтов в научную теорию заставит представителей общественных наук, и в частности экономической науки, критически взглянуть на поведенческие модели, лежащие в основе этих дисциплин. Д. Норт
То, что сегодня преподается в большинстве университетов под маркой экономической теории на деле является ее отрицанием. Л. Мизес
Экономическая наука подобна общественному благу, за которое никто не хочет платить, но результатами пользуются все, даже если и не осознают этого.
Постановка проблемы.
На рынке труда как-то обозначила себя проблема «перепроизводства» экономистов. Но это далеко не так. Есть действительно избыток людей с дипломами «экономиста». Но настоятельно на всех уровнях хозяйствования не хватает экономистов, отвечающих современным требованиям. Подтверждением тому может служить наша крайне противоречивая, если сказать спокойно, хозяйственная практика.
Конец ХХ начало ХХ1 века с его стремительными событиями, охватившими не только республики бывшего СССР, но и весь мир в целом, в очередной раз испытывают на профессиональную зрелость и прочность всю науку в целом, экономическую науку в частности и, естественно, все структурные учебные подразделения. Отдавая дань глубокого уважения методике преподавания в целом и «экономической теории» в частности, поиску новых технологий в системе образования, все же нельзя не отметить того важного обстоятельства, что сегодня вопрос «как подать материал?» вторичен по отношению к вопросу «что преподавать?». Иначе говоря, какие бы ни делались усилия в области совершенствования форм, методов и приемов преподавания, они не принесут желаемых результатов в смысле формирования адекватного научного экономического мышления, если выдвигаемая политико-экономическая мысль будет сомнительна, а само знание абстрактно и размыто, фрагментарно и логически противоречиво, практически не применимо и которое к тому же никак нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Современная же образовательная реформа, как и некоторые прошлые, мало затрагивает содержательные изменения учебных планов и программ дисциплин. Среди множества проблем, которые всегда сопровождают реформы системы образования, нынешняя, т.е. современная столкнулась с необходимостью преодоления более фундаментального и более общего кризиса, чем, например, кризис экономически или политический. Определить его можно как научно-информационный образовательный кризис. Именно он лежит в основе того, что еще ранее правильно назвали системным кризисом, не определив его суть. Проявлений этого кризиса много, но одно из них это парадокс «джунглей». Смысл данного явления заключается в том, что возрастающий массив методологически не связанной информации не только не обеспечивает целостного системного знания, но и вообще снижает познавательный эффект о сложном современном мире. Желание больше узнать о мир-системе, если использовать терминологию Ф. Броделя и если предположить, что такая задача действительно ставится современной наукой, обусловливают всего лишь накопление информации «на всякий случай». Эффект «информационного шума» дезориентирует накапливающего (не познающего) информацию субъекта между истинной и ложью, сущностью и явлением, добром и злом, нравственностью и пошлостью, историческим реальным бытием и явной ложью, вымыслом. Применительно к нашему предмету обсуждения данная научная проблема вылилась в то, что критерии формирования будущего «человеческого капитала» оказались достаточно размытыми, а, следовательно, и во многом неопределенными и даже спекулятивными в условиях перехода образовательных учреждений на коммерческие принципы. Главным аргументом при формировании учебных планов является аргумент: так делается в вузах Запада. Однако при этом не принимается
во внимание несколько важных обстоятельств. Во-первых, в силу специфики отрасли изучить научно-образовательную систему во всем объеме значительно сложнее, чем, например, тот же «реальный» сектор экономики, картина которого особенно у нас в странах бывшего социализма воссоздается крайне поверхностной и однобокой. Во-вторых, сейчас западные высшие учебные заведения очень разные по своему качественному составу. Обычно же для ориентира представляют опыт вузов, занимающих в образовательном рейтинге далеко не первые места даже не их первых трех сотен. К тому же там коммерческое начало, особенно в сфере экономико-социальных специальностей при значимом уровне безработицы, также проявляет себя в полной мере. В-третьих, пользуясь «подражательным методом» в составлении учебных программ по экономическим специальностям, пора бы уже обратить серьезное внимание не на их внешние атрибуты, а на выбор стратегии и содержания экономического образования, отвечающих новому веку и тысячелетию. Дело в том, что в западных странах также настойчиво ищут пути преодоления научно-образовательного кризиса в целом, в котором экономическая наука и, естественно, образование занимают далеко не последнее место. И, кстати, те страны, преодолеют обнаружившие у себя пределы к развитию и росту, которые первыми разрешат этот кризис в очередном витке научно-информационного цикла. Ресурсы и производственные технологии при всех существующих даже сейчас ограничениях все же купить дешевле и легче, чем рассчитывать на то, что кто-то может поделиться за плату или бесперспективными научно-образовательными технологиями. К тому же эта «передача» и внедрение не носит механического товарно-денежного или благотворительного акта. Это сложнейший социально-психологический и организационный процесс, на наш взгляд, не нашедший еще должного описания и научного обобщения. Дж. Кейнс, осознавая трудности замены старых идей или теорий новыми, писал: «Для того чтобы изгнать из круга представлений очевидное, нужна гораздо большая власть, чем для того, чтобы ввести в сознание рядовых людей нечто малопонятное и отдаленное» [1, с. 493]. Наконец, в век массового прагматизма, хаоса и неопределенности (И. Пригожин, И. Стенгерс) следует обратить внимание на возрастающее значение теоретического знания и, таким образом, актуализировать значение обобщенных, цельных и идеальных конструкций науки об экономике. В критических точках эволюции хозяйственных систем именно это знание является наиболее востребованным, и именно оно новыми методологическими подходами и агрегированными обобщениями закладывает основы для последующего этапа социально-экономического развития. Иначе говоря, новое полученное знание, информация дают импульс и направление для преодоления очередного циклического витка реальных хозяйственных процессов.
Уровень образования в целом должен опережать текущие потребности в квалифицированной рабочей силе. Высшее образование имеет еще более долгосрочный период. Сложившееся экономическое образование в республике воспроизводит специалистов даже не текущего, а вчерашнего дня. Более правильно сказать, что оно не концептуально и размыто, о чем свидетельствуют учебные планы и программы. Об этом также свидетельствует текущий рынок труда, на котором статистика устойчиво фиксирует избыток экономистов. Но так может показаться на первый взгляд, поскольку новые и перспективные отрасли, предприятия и фирмы остро нуждаются в экономистах нового поколения. Объективно этого требуют новые техника, технологии и вытекающие отсюда адекватные производственные отношения, их формы, структура и уровень мотивации. Что же касается специалистов политико-экономического профиля, институциональной и эволюционной экономики, стратегического развития 4 прикладной микроэкономики и макрорегулирования, то потребность в них лишь только начала обозначать себя, да и то в неявном виде. Если действительно признать образование как главный вид, сектор по производству социального, институционального и человеческого капиталов, то вполне реально подсчитать чего недополучает экономика Беларуси, России, других стран, которые «не задают» тон в формировании институтов мышления. Выскажу для себя, в том числе, неутешительное
соображение. Сегодня слабость России и других стран выражается в том, что здесь не стимулируется и не воспроизводится самостоятельного политико-экономичекого мышления, без которого никак не выстроишь верной стратегии развития страны. Как политики, так и менеджеры, население больше имеет поверхностной информации о жизни «там», нежели более или менее адекватное знает о том, что действительно происходит у себя в стране.
Теоретическая экономика в современных образовательных и коммуникативных условиях активно проявляет себя через экономическое образование и воспитание. Именно последние, кроме внешней среды, естественно, определяют уровень рациональности и механизм экономического поведения. С этой точки зрения очень важно определить для каждой исторической эпохи содержание и методики преподавания, как теории, так и всех экономических дисциплин1. Экономический образ мышления, сформированный в определенной содержательной теоретической традиции, позволяет современникам не только мыслить однозначно выверенными понятиями, но и практично действовать, сообразуясь с устоявшимися представлениями о нормах и правилах экономического поведения. Это в конечном итоге приводит к снижению трансакционных издержек и, следовательно, определенным позитивным результатам.
Обосновывали необходимость и ход нынешней системной реформы люди с определенной политико-экономической подготовкой и мировоззрением. Как известно, им помогали те, которые сегодня попадают в разряд участников Вашингтонского консенсуса. Механизм реформ, равно как и сами реформы спонтанно формировали люди, получившие также в прошлом в вузах некую политико-экономическую подготовку. Конечно, на последнюю оказывают существенное влияние сама личность с ее потенциальными возможностями к усвоению теоретического знания, профессиональная деятельность и другие индивидуальные факторы. Однако неопровержимым фактом остается то, что прошлое экономическое знание и подготовка на менеджеров, политиков, советников, помощников, рядовых граждан прямо влияют на результаты текущей реформы. Именно здесь закладывается кризис, который потом исправляется усилиями того населения страны.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств на смену прежним курсам политэкономии капитализма и социализма буквально во все наши высшие учебные заведения пришел «экономикс», получивший лишь на первый взгляд несколько нейтральную интерпретацию - «экономическая теория». И хотя преподавание в некотором смысле облегчалось из-за стройности и вековой отработанности инструментария «экономикс», все же оторванность теории от жизни еще более углубилась по сравнению с прошлым. «То, что сегодня преподается в большинстве университетов под маркой экономической теории, - писал в свое время Л. Мизес, - на деле является ее отрицанием» [2, с. 221]. Из-за своей узкофункциональной направленности, динамизма переходных процессов, а также в силу многих других специфических особенностей, весьма остро дает о себе знать неадекватное отражение текущей объективной реальности и отсутствие какого-то ни было действительно научного прогноза на будущее. Существенный хаос и неопределенность поведения являются также следствием разных уровней экономической подготовки субъектов хозяйствования, научной среды, политиков, менеджеров, потребителей.
Безусловно, познавательный эффект от использования традиционного «экономикс» зависит и от глубины понимания в целом всей его философии возникновения, традиций исследований, содержания, ограничений и допущений нашими и зарубежными аналитиками. Беда многих отечественных экономистов, преподавателей экономической теории в вузах состоит в механическом восприятии «Экономикса» первого его начального уровня, т.е. арифметики экономики.
1 Фактор активного распространения влияния экономического образования через включение теории в учебные планы на экономический рост и развитие еще не исследовался. Хотя напомним, что в теории Д. Норта способ получения и передачи знания выступает главным компонентом для объяснения экономического роста и развития страны. Можно сказать иначе. Экономическое образование в широком смысле слова закладывало и закладывает основы институционального цикла развития, охватывающего все другие известные циклы.
Также не способствуют формированию научного экономического мышления и учебные программы, авторы которых, не желая терять «завоеванные позиции» и одновременно боясь быть ретроградами в глазах своих коллег, общественности, включают в них абсолютно случайные и разнородные по своей философской основе темы, не имеющие целостности и законченнойсмысловой нагрузки. Итак, сегодня редко кто себя не считает экономистом. Но вот какой портрет профессионального экономиста представил Дж. Кейнс: «Талантливые или просто компетентные экономисты являются самой редкой породой. Предмет легок, но малочисленные те, кто добиваются в нем успеха. Парадокс находит свое объяснение в том факте, что ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигать уровня совершенства в нескольких различных направлениях и обладать способностями, которые редко соединяются вместе. Он должен быть математиком, историком, государственным человеком, философом... Он должен понимать язык символов и выражать свои мысли в ясных терминах. Он должен рассматривать особенное с точки зрения общего и подходить к абстрактному и конкретному в одном и том же движении. Он должен изучать настоящее в свете прошлого, имея в виду будущее. Ему не должна быть чужда никакая часть в природе человека и его институтов. Он должен стремиться непременно к цели практической и полностью бескорыстной, быть отрешенным и неподкупным, как художники, но иногда столь же практичным, как политический деятель» [3, с. 12].
Начало ХХ1 века с его стремительными событиями, охватившими не только республику, но и весь мир в целом, в очередной раз испытывают на профессиональную зрелость и прочность всю науку в целом, экономическую науку в частности и, естественно, все структурные учебные подразделения. Прежде всего, можно отметить циклический характер развития экономической науки подобно динамике реальной экономике при несовпадении фаз цикла одной и другой сфер деятельности. Но, уже начиная с 60-х годов нынешнего столетия в силу онтологических и гносеологических причин возникает устойчивое обособление теории экономики от хозяйственной жизни. Каждая из них, замыкающаяся на особых сферах деятельности и имеющие своих носителей, начали развиваться по своим внутренним законам. Нарушился принцип единства экономической науки и хозяйственной практики, когда первая перестала в полной мере освещать будущие, а последняя, сложив с себя роль критерия истины, все больше и больше выдвигала перед человечеством актуальные глобальные проблемы. В этих условиях принятие на вооружение многими государствами ортодоксальной теории, исключившей из своего объекта анализа эти глобальные проблемы и поставившего вместо этого в центр всех своих исследований интересы и цели финансовых институтов, еще больше обострило ряд этих проблем, заложив мину под реальный сектор экономики и общую макроэкономическую стабильность всей мировой экономики. Таким образом, нам в нынешней реальной ситуации не следует замыкаться только на внутренних проблемах стран, имеющих явленческий, поверхностный характер. Нынешняя ситуация не вписывается в понятие «кризис». Можно говорить цикле, своеобразие которого состоит в том, что поставлено под сомнение необходимость и возможность существования традиционной основы общества с его целями, стремлением, моралью, устоявшимися экономическими принципами, мотивацией, научными критериями. И эти положения должны быть исходными, стартовыми в формировании университетского экономического мышления.
Очередной цикл социально-экономического развития с его современными проблемами подвел к тому, что исходным условием следующего его этапа выступает институциональная среда, а человек с его характеристиками приобретает доминирующие черты из всей совокупности используемых факторов производства, как для экономического роста, так и общественно-экономического прогресса в целом. Из этого вытекает то, что учебно-образовательные, воспитательные, научные и другие социальные, социально-коммуникативные учреждения также приобретают статус первичных, основополагающих институтов среди иных прочих. Напомним, что «фирма», «предприятие» почти два прошлых столетия, как на практике, так и в теории
выступали главной организационной формой и аналитической единицей. Следовательно, научно-образовательная реформа в современных условиях должна носить не производный, а первичный характер, занимая и в экономической политике центральное место. Возникшие многочисленные проблемы в республике при скромных экономических показателях не позволяют нам это признать и действовать в стратегически верном направлении.
Скорее из соображений престижа, моды, нежели целесообразной осознанной рациональности, в республике почти завершилось переименование институтов и даже академий в университеты. Однако называться и быть университетом - это далеко не одно и то же. Обращение к учебным планам подтверждает во многих случаях, что происходит даже отход от того, что можно назвать университетским образованием. В том числе такая же ситуация, если не сказать хуже, происходит в образовании экономическом. Специфика экономической науки позволяет не отличать зерна от плевел. Часто чей-то «здравый смысл», о котором А. Эйнштейн говорил как о предрассудках, накопленных к восемнадцати годам, не позволяет видеть действительно рационального зерна, важного и необходимого в экономическом образовании текущего столетия.
Стратегия университетского экономического образования не является раз и навсегда установленным стандартом и выстраивается исходя из следующего: а) тенденций развития и требований практики (мира и республики); б) уровня и закономерностей развития экономической науки; в) «конкурентных преимуществ» того или иного учебного заведения, его целей и задач. Ориентация на креативные свойства личности - главный отличительный признак такого университетского экономического образования. К сожалению, в разряд «опытных» университетов, с которых пытаются «писать общеобразовательные стандарты», как правило, попадают учебные заведения далеко не университетского уровня, хотя такими и называются. Таким образом, эти положения должны быть исходными, стартовыми в формировании университетского экономического мышления, когда теория (экономическая) преподается не как набор ограниченных абстрактных инструментов, а скорее как метод, методология. Последнее обстоятельство подводит не только к необходимости получения достоверной информации об экономической реальности, но и позволяет быть первопроходцем в познании ситуации, что для преодоления конкуренции является главным пунктом, основным конкурентоспособным началом.
Сегодня схема университетской подготовки должна принципиально измениться, где первое место должны занять научные исследования преподавателей, активно вовлекающих сюда в ходе учебного процесса и студентов. Это ориентирует на получение несерийного нового знания, которое в процессе преподавания в других высших учебных заведениях получит распространение и тиражирование. Такого рода знания необходимы для анализа законов и закономерностей, развития, а также принципов функционирования системы. Вопросы изменения этой системы, ее «наладки» и корректировки возможны лишь для тех, кто получает ориентир и необходимые знания, подготовку в плане развития творческого созидательного начала.
Надо учесть то обстоятельство, что теория экономики в своих классических образцах всегда органично впитывала все богатства философии, идей естествознания, знания о технике и технологии, социологии, права, политики. В этом смысле только университеты и могут обеспечить такой учебный процесс, который основан на действительно научных исследованиях, дающих системное, «живое» знание, поскольку только здесь существует пласт фундаментальной науки, представленной факультетами естествознания. С тиражированием же экономического знания вполне могут справиться и другие высшие учебные заведения, выполняющие свои, хотя и более узкие, но очень важные задачи по подготовке кадров узкотехнического профиля.
Выдвигая на первую ступень научное исследование, необходимо учебному процессу придать действительно научный характер. На практике произошло полное смешение объекта исследования, преданы забвению методология и требования, предъявляемые к построению идеальных
теоретических конструкций и моделей. Мало кто себя утруждает поиском аргументации и доказательности выдвигаемых положений, выводов. Это же передается и в вузы, которые призваны готовить новое поколение экономистов. Естественно, рассчитывать на экономический успех при неверном мышлении вряд ли можно. Ведь значение идей экономистов, мыслителей от политики и и когда они правы, и когда ошибаются, как справедливо отмечают классики, гораздо влиятельнее, чем принято думать. И это влияние распространяется через мышление, экономическое воспитание и все то, что определяет человеческое поведение, его мотивацию и стимулы.
Экономическое образование должно строиться на базе современных достижений всего богатства экономической науки. Анализ учебных планов, программ по экономическим дисциплинам показывает, что произошла экспансия неоклассической теории экономики, которая просто механически заменила марксизм в его советском теоретическом и практическом варианте исполнения. Учебники и учебные пособия, которые заполнили прилавки магазинов, очень однообразны и в лучшем случае для иллюстрации иногда содержат «местную статистику». В этих пособиях абсолютно отсутствуют исторический и институциональный контекст, какие-нибудь проблемы и противоречия, существующие в самой теории, что побуждает читающих делать догматически жесткие и безапелляционные выводы. Нет также сведений ни в исторической, ни в логической последовательности о возникновении тех или иных категорий, моделей и инструментов исследования. Таким образом, не будет большим преувеличением охарактеризовать складывающуюся ситуацию в белорусском экономическом образовании как смену одной схоластической теории - ортодоксального марксизма на другую - ортодоксию неоклассики. Учитывая сложную структуру и нелинейность развития современной хозяйственной практики, наработки теории, а также важность получения выпускниками учебных заведений действительно фундаментального экономического образования, представляется, что программы, как и учебные планы, должны содержать следующие блоки уже разработанных наукой проблем с соответствующим категориально-понятийным наполнением.
1. Общеэкономические категории и законы устройства экономики, общества, природы. По сути - это категории классической политэкономии, дополненные новым состоянием экономической реальности - установлением мир-экономики.
2. Теория институтов и институциональных изменений формирует и формулирует более реальные установки, нормы и правила (формальные и неформальные), которые предопределяют поведения индивидов, фирм, государства.
3. Инструментарий и закономерности поведения экономических агентов на внутрифирменном уровне, т. е. микроэкономика. Даже в пунктах 2 и 3 мы выходим уже за пределы того, что привычно стало трактоваться как «рынок» или «теория рыночного хозяйства». Этот срез для эффективного анализа должен быть дополнен реальными хозяйственными формами (Маркс, Милль) или «экономическими порядками» (Ойкен), а не представлять лишь функциональные принципы и связи.
4. Основные принципы и законы оптимального функционирования экономики при условии заданных ресурсов на международном, национальном, региональном, межотраслевом и отраслевом уровнях. Речь здесь идет не просто о макроэкономике, а о «новой макроэкономике», книги которой появились уже в середине 80-х гг.
5. Инструменты и правила построения прогнозов, планов, отражающих будущую перспективу и стратегию развития экономики. Этот блок должен отражать теоретические конструкции и модели, к которым необходимо стремиться, выбирая соответствующий и способ достижения намеченных прогнозов.
6. Теории социально-экономического развития, отражающие кроме всего прочего, проблемы экономической динамики, конъюнктуры, роста, а также институциональные закономерности
устройства и проектирования общества.
7. Закономерности выработки, принятия решений, формирования экономической политики и ее реализации на различных уровнях хозяйствования.
Пункты 4-7 попадают в то, что сегодня называют новой политической экономией или социальной экономией.
8. Прикладная и экспериментальная экономика.
9. Мир-система может быть охвачена не просто международной экономикой с ее известной философией, а геоэкономикой, метаэкономикой или глобальной политэкономией.
10. Блок истории логики экономического анализа, методологии и инструментария экономических исследований, заключающий предмет фундаментальной теории.
Вот примерно те области знания, которые необходимо усвоить будущим выпускникам учебных заведений. Они отражают различные и сложные стороны, уровни реально функционирующей системы, которая в современных условиях нуждается в корректировке для достижения целей устойчивого развития и прогресса.
Но поскольку хозяйственная практика требует специалистов разного уровня подготовки и квалификации, то у тех, кто будут работать в отраслях, производящих серийную продукцию, должно быть сформировано и адекватное экономическое мышление, имеющее прикладной технико-экономический аспект. Те же специалисты, использование которых предполагается в отраслях, где генерируется творчество и создается продукция высоких технологий, должны иметь, естественно, и креативное экономическое знание, выходящее за пределы определенного устойчивого набора принципов, схем и моделей. Сфера подготовки научных работников и специалистов по государственному управлению отличается, в свою очередь, и получаемым широким многофакторным знанием по «устройству» системы, умению ее регулировать, поддерживая в состоянии не только оптимального функционирования, но и тенденции к развитию. Безусловно, при таком подходе к экономическому знанию должны отличаться и методики.
Чтобы не быть голословным, ниже приведем свой вариант такой программы, которая, на наш взгляд, отвечает выше представленным требованиям [Приложение 1]. Конечно, это примерная программа. Но по этой программе коллективом кафедры теоретической и институциональной экономики БГУ написано учебное пособие Экономика. Университетский курс: Учебное пособие / Под ред. П. С. Лемещенко, С. В. Лукина [4]. Мы понимаем, что его качество оценит читатель, правда, читатель подготовленный. Но скажем так, что экономика - крайне сложная сфера науки и практики и поэтому всякое упрощение и сокращение даст именно примитивное представление о политико-экономических процессах. Отличить же истинное, сущностное знание от явленческого крайне сложно. К тому же заблуждаться людям более привычно и не требует интеллектуального напряжения.
Таким образом, целью данного курса является ознакомление студентов классических гуманитарных университетских специальностей с законами социально-экономического и институционального развития, принципами функционирования и условиями поведения на мировом, региональном, национальном и фирменном уровнях хозяйствования, субъективной человеческой деятельности. Активное развитие информационно-коммуниктивного сектора и новых технологий выдвигают более масштабные задачи по освоению будущими специалистами новых, нетрадиционных знаний в области информационной и институциональной экономики, экономики общественного сектора и глобальной политэкономии. В широком смысле слова классические и неоклассические традиции, составляющие стержень данной программы, и написанного пособия дополняются современными научными достижениями не только в области экономии, но и
переработанной философии хозяйства, социологии, политологии и другого знания.
Выполнение данной программы предполагает не только освоение теоретических знаний в области экономической теории, но и получение студентами соответствующих умений и навыков практического анализа реальной экономической действительности с пониманием ее устройства и управления на различных уровнях хозяйствования. Для этого планируются лекции, практические и семинарские занятия, написание рефератов и других письменных работ, самостоятельная работа студентов. Кстати, активность студентов и их установка на соответствующий уровень рациональности - это крайне необходимая часть работы.
Распределение учебного материала дисциплины зависит о количества учебных часов, представляемых факультетом для той или иной специальности. Формы контроля: промежуточное тестирование, написание рефератов и самостоятельных работ (см. темы), зачет, экзамен.
Новые методики образовательного процесса также имеют иную парадигму, смысл которой состоит в активизации обучения экономическому знанию. Интерактивное обучение предлагает такой выбор форм и методов, которые бы позволяли студентам не запоминать новые схемы и модели, а вооружать методологией и методиками, дающих приращение к имеющемуся знанию. Заметим также, что широко применяемое тестирование обучающихся по экономическим дисциплинам, вполне уместно для «натаскивания» в хорошем смысле слова студентов-учащихся, будущая профессия которых предполагает тиражирование продукции, где необходимо твердое и безошибочное знание. Однако способность к творческому нестандартному мышлению, раскрытие потенциальных возможностей логического мышления полученных знаний в нестандартных ситуациях, несомненно, должны осуществляться творческими формами контроля, диапазон которых достаточно широк, частично известен, но почему-то предается забвению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кейнс Дж.М. Избранные произведения: пер. с англ. / Дж.М. Кейнс; [предисл., с. 5-24, сост. А.Г. Худокормова; имен. указ., коммент. Ю.Н. Калашнова]. - М.: Экономика, 1993. - 540 с.
2. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Людвиг фон Мизес; [А.В. Куряев, пер. на рус. яз.]. - М.: Экономика, 2000. - 875 с.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. / А. Маршалл. - М.: Прогресс.Универс, 1993. - Т. 1. - 415 с.
4. Экономика: университетский курс: учебное пособие / [П.С. Лемещенко и др.]; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. - Мн.: Книжный дом, 2007. - 703 с.
Приложение 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС «ЭКОНОМИКА»
Часть I. Раздел 1. Политико-экономические основания хозяйственной системы
Тема 1. Экономика как наука
Возникновение научного экономического знания. Эмпирическое и научное знание об экономике. Экономическое явление и экономический факт.
Предмет экономической науки: классическая политэкономия. Особенности предмета экономической теории. Политэкономия и естествознание. Политэкономия и другие гуманитарные науки: философия, история, социология, статистика.
Специфика процедуры научного экономического открытия. Роль эксперимента в теории. Структура общего экономического знания: фундаментальная теория и другие области экономического знания.
Методология и методы науки об экономике. Общенаучные методы. Идеографические и номотетические методы. Метод абстрагирования. Метод единства логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному, статистические методы. Компаративистика. Структурно-морфологический метод. Метод институционально-эволюционной экономики.
Рационально и иррациональное в экономическом анализе. Математические методы в экономике. Роль компьютерных методов и технологий в исследовании экономики.
Язык экономической науки. Понятия, категории, законы. Графическая интерпретация экономического знания. Позитивная и нормативная экономическая теория. Функции теории экономики.
Политическая экономия и экономическая политика: классическая взаимосвязь. Аналитическая экономика. Экономические законы и законы права. Политэкономия, юриспруденция, политология, социология, история и другие науки в экономическом анализе. Экономика и естествознание.
Тема 2. Общеэкономические принципы и условия хозяйственной деятельности
Понятие «экономики». Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы. Законы неограниченных потребностей и ограниченных ресурсов. Классификация потребностей и ресурсов. Производительные силы и производственные отношения.
Разделение труда и проблема выбора в экономике. Центральные проблемы любой экономической системы. Ограничения в экономике: ресурсные и институциональные. Кривая производственных и социальных возможностей. Издержки. Альтернативные издержки.
Структура экономики: техническая, технологическая, отраслевая, продуктовая. Система производственных отношений.
Воспроизводство и его характеристики. Непрерывность экономического процесса. Производство, распределение, обмен, потребление. Понятие кругооборота.
Результаты производства. Продукт, доход, богатство. Политико-экономическое значение эффективности. Измерение эффективности. Феномен денег в экономике.
Эволюция экономики.
Антиэкономика. Параэкономика и гетероэкономика.
Тема 3. Модели хозяйствования
Идеальные типы хозяйств (В. Ойкен). Индивидуальное и общественное хозяйство. Понятие экономического порядка. Роль институциональных факторов в организации и функционировании экономики.
Натуральное хозяйство: содержание и исторический экскурс. Виды натурального хозяйства. Причины и условия разложения натурального хозяйства. Домохозяйство.
Меновое (товарное) хозяйство. Основные категории товарного хозяйства. Труд и товар, частный труд и общественный труд, конкретный труд и абстрактный труд, потребительная стоимость и стоимость. Цена.
Хозяйственные формы организации: кооперация, мануфактура, фабрика.
Рыночная (капиталистическая) модель организации экономики.
Плановая модель: теория, практика, проблемы.
Смешанная многоукладная экономическая модель хозяйствования: исторические реалии, проблемы теории и будущее постэкономической формации.
Экономика семьи и ее принципы хозяйствования. Экономика человека.
Хозяйственная система и теория хозяйства.
Основные политико-экономические проблемы в XXI веке.
Часть II. Раздел 2. Экономическая теория рыночного хозяйства Тема 4. Общая характеристика рыночной экономики
Понятие, философская основа и структура рынка. Рынки товаров и услуг, труда и капиталов. Рыночная инфраструктура.
Условия возникновения и эволюция рыночной системы хозяйствования.
Основные принципы и проблемы рыночной экономики.
Субъекты рынка: домашние хозяйства, фирмы и правительство. Кругооборот продуктов, ресурсов и доходов в современной рыночной экономике.
Товар и его основные характеристики. Полезность и экономическая ценность товара. Понятия общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Взаимосвязь предельной полезности и цены товара.
Часть III. Раздел 3. Институциональная экономика Тема 5. Введение в экономическую теорию институтов
Модели человека в экономической теории. «Мэйнстрим» экономической теории и институционализм. Предмет и особенности институциональной экономики. Сфера приложения институциональной теории.
Понятие института и его значение для экономики. Институциональная система. Формальные и неформальные институты.
Методология и уровни институционального анализа.
Структура институциональной экономической теории.
Основные категории экономики институтов: норма, правило, собственность, идеология, контракт.
Собственность как категория институциональной экономической теории. «Пучок прав» собственности. Экономика семьи в интерпретации Г. Беккера.
Трансакционные издержки и теорема Коуза. Причины и виды трансакционных издержек. Динамика трансакционных издержек и проблема их минимизации. Оценка практики приватизации с точки зрения теории трансакционных издержек и прав собственности.
Роль теории экономической информации в снижении трансакционных издержек.
Тема 6. Экономическая теория государства и национальной экономической политики
Государство как институт: общая характеристика. Конституция экономики и политико-правовые ограничения хозяйственной деятельности.
Институциональный капитал и институциональное равновесие.
Кривая институциональных возможностей.
Государство и его стратегические функции.
Экономическая политика: содержание, структура, инструменты и формы. Основные модели экономической политики (Я. Тинберген и М. Фриш).
Формирование экономической политики. Проблема общественного выбора и парадокс голосования (теорема К. Эрроу о невозможности). Политический цикл. Фактор времени в экономической политике.
Международные институты и национальная экономическая политика: проблема ограниченного суверенитета в принятии решений.
Тема 7. Экономика организации (фирмы): институциональный аспект
Природа фирмы. Структура фирмы. Внутренние и внешние ограничения фирмы. Трансакционные операции и сделки фирмы.
Контракт и его роль в функционировании фирмы. Виды контрактов и их выбор в реализации стратегии фирмы.
Организационная структура фирмы. Принципал - агент: их взаимоотношения. Граница между институтом и организацией. Типология экономических организаций. Модели корпоративного управления. Специфика конкуренции в корпоративном управлении. Баланс фирмы как источник информации о структуре и деятельности фирмы.
Спецификация прав собственности и проблема выбора эффективного управления. Процедура исследования рынков для фирмы.
Часть IV. Раздел 4. Законы поведения, функционирования и анализа рыночной экономики.
Микроэкономика
Тема 8. Механизм функционирования рынка. Теория спроса и предложения
Спрос на товар и факторы, его определяющие. Функция спроса и кривая спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Величина спроса и объем спроса.
Потребительские предпочтения. Бюджетные ограничения. Основные задачи теории потребительского выбора. Кардиналистская концепция равновесия потребителя. Ординалистская концепция равновесия потребителя. Кривая безразличия и ее свойства. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения.
Бюджетная линия. Экономический смысл наклона бюджетной линии.
Индивидуальный и рыночный спрос.
Предложение товара и факторы, его определяющие. Функция предложения и кривая предложения. Величина предложения и объем предложения.
Рыночное равновесие. Механизм достижения рыночного равновесия. Рыночная цена и ее функции. Излишек продавца и излишек покупателя. Рыночное равновесие и эффективность экономики.
Понятие эластичности в экономике. Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность). Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Эластичность предложения.
Тема 9. Теория фирмы
Понятия фирмы и отрасли. Функции фирмы. Стратегические и тактические цели фирм.
Организационно-правовые формы фирм: единоличное владение, партнерство, корпорация. Малый, средний и крупный бизнес.
Производственная функция. Общий (совокупный), средний и предельный продукт фирмы. Законы убывающей и возрастающей отдачи факторов производства.
Изокванта и изокоста. Предельная норма технологического замещения. Проблема комбинации факторов производства, минимизирующей издержки.
Краткосрочный и долгосрочный периоды в поведении фирмы.
Тема 10. Издержки и доходы фирмы
Понятие издержек. Явные и неявные издержки. Экономические (альтернативные) издержки.
Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки, их динамика.
Издержки производства в долгосрочном периоде. Кривые долгосрочных средних и предельных издержек. Эффект масштаба.
Доходы фирмы. Общая, средняя и предельная выручка. Прибыль как главная цель предпринимательской деятельности. Измерение прибыли. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
Тема 11. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции
Совершенно конкурентные отрасли и рынки.
Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Условие максимизации прибыли. Решение фирмы об объеме предложения. Решение фирмы о прекращении выпуска.
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Оптимальный объем предложения. Долгосрочная кривая предложения фирмы.
Равновесие отрасли. Рыночная долгосрочная кривая предложения.
Тема 12. Рынок при несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция,
олигополия, монополия
Предпосылки возникновения и основные признаки монополии. Несовершенно конкурентные рынки. Модели несовершенной конкуренции: абсолютная монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония. Организационные формы монополии: ринг, картель, пул, синдикат, трест, конгломерат.
Ценообразование в условиях монополии. Оптимальный выпуск при абсолютной монополии. Монопольная власть и монопольная прибыль. Краткосрочное и долгосрочное равновесие монополиста.
Экономические последствия и социальные издержки монополии. Ценовая дискриминация.
Основные варианты поведения олигополии: картель, тайный сговор, лидерство в ценах. Решения о выпуске и ценах при олигополии.
Дифференциация продуктов как основа монополистической конкуренции. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Отличия монополистической и совершенной конкуренции.
Неценовая конкуренция, ее формы и виды. Измерение степени монополизации рынка: индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана и др.
Государственная антимонопольная политика. Антитрестовская политика. Регулирование естественной монополии.
Тема 13. Рынки факторов производства
Рынок труда: сущность явления. Спрос и предложение на рынке труда. Предельный продукт труда. Решение о найме работника. Предложение труда отдельным работником.
Рынок труда при совершенной конкуренции. Равновесие на рынке и труда и механизм его восстановления.
Рынок труда при несовершенной конкуренции. Монопсония на рынке труда. Профсоюзы и их роль на рынке труда. Двусторонняя монополия.
Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Основные формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы.
Рынок капитала. Сущность явления. Нематериальные формы капитала. Виды капитала. Всеобщая формула капитала. Движение капитала. Кругооборот и оборот капитала. Время и скорость оборота капитала. Износ капитала. Формы износа. Амортизация. Накопление и инвестиции. Спрос и предложение на рынке капитала. Формы предложения капитала. Торговля, продажа в кредит, аренда, лизинг, факторинг, франчайзинг.
Сущность ссудного процента. Ставка (норма) процента. Факторы, влияющие на величину ставки процента. Номинальная и реальная ставка процента. Равновесие на рынке капитала.
Рынок земли и природных ресурсов. Понятие экономической ренты. Дифференциальная рента. Цена земли. Цены на природные ресурсы.
Институциональный капитал и его значение для благосостояния.
Раздел 5. Макроэкономика, или законы функционирования рыночной системы Тема 14. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические цели и показатели
Понятие макроэкономики и основные цели макроэкономики. Истоки и агрегированные величины в макроэкономике. Макроэкономические модели и макроэкономическая политика. Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов. Система макроэкономических пропорций.
Макроэкономические результаты: разноплановость явления.
Понятие и способы измерения валового национального продукта. Измерение ВНП по доходам от использования факторов производства. Измерение ВНП по расходам.
Номинальный и реальный ВНП. Проблемы подсчета ВНП. «Теневая экономика». Дефлятор ВНП. Индекс потребительских цен.
Чистый национальный продукт, национальный доход и личный располагаемый доход.
Тема 15. Совокупный спрос и совокупное предложение в макроэкономической модели
Основные подходы к макроэкономическому анализу. Совокупный спрос и его компоненты. Структура совокупного предложения. Общая характеристика равновесия совокупного спроса и предложения. Равновесие и стабильность в макроэкономике.
Кейнсианская макроэкономическая модель. Функция спроса в кейнсианской модели. Совокупное потребление и функция потребления. Предельная склонность к потреблению.
Совокупные сбережения и функция сбережений. Предельная склонность к сбережению. Сбережения и инвестиции. Влияние инвестиций на объем национального производства. Взаимосвязь инвестиций и ставки процента. Экспортно-импортные операции и их влияние на макроэкономические результаты.
Равновесный объем национального производства. Полная занятость факторов производства.
Эффект мультипликатора. Мультипликатор инвестиций. Акселератор.
Тема 16. Деньги, денежный рынок и его особенности функционирования
Понятие ликвидности. Возникновение и природа денег. Функции и виды денег. Теории денег.
Законы денежного обращения. Банковская система и финансовые институты как система. Центральный банк и его функции.
Денежный рынок и его равновесие. Спрос на деньги и его факторы. Предпочтение ликвидности.
Предложение денег. Факторы, определяющие денежную массу. Основные денежные агрегаты. Денежный мультипликатор.
Равновесие денежного рынка. Влияние общего уровня цен, дохода, ставки процента на уровень выпуска. «Ликвидная ловушка».
Основные инструменты монетарной политики.
Тема 17. Инфляция: сущность, механизм, причины, последствия
Хозяйственная деятельность, меновое хозяйство, деньги, бумажные деньги и инфляция.
Сущность и причины инфляции. Виды и типы инфляции. Подавленная и открытая инфляция. Измерение инфляции. Умеренная и галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Стагфляция.
Критическая точка инфляции. Основные инструменты стабилизации денежного обращения: девальвация и ревальвация, деноминация, нуллификация.
Источники инфляции. Инфляция спроса. Инфляционные ожидания. Инфляция предложения. Спираль «зарплата-цены».
Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Последствия инфляции.
Антиинфляционная политика.
Тема 18. Занятость и безработица
Постановка проблемы. Классический подход к явлению безработицы. Занятость в теории К. Маркса.
Неоклассический и кейнсианский подходы к определению занятости и безработицы. Формы безработицы и ее норма. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Современные проблемы занятости.
Содержание и эффективность национальных программ занятости.
Часть V. Раздел 6. Экономика общественного сектора Тема 19. Общественный сектор в современной многоукладной экономике
Понятие и структура общественного сектора. Масштабы и динамика общественного сектора в различных странах. Факторы, определяющие динамику развития общественного сектора. Общественный сектор в системе национальных счетов.
Понятие общественного блага и его основные свойства. Провалы рынка и внешние эффекты (позитивные и негативные).
Доходы населения и проблемы распределения в рыночной экономике. Кривая Лоренца. Проблема неравенства доходов. Оптимум по Парето.
Общественный сектор с позиций теории экономики благосостояния. Государственное предпринимательство.
Роль общественного сектора в отношениях распределения. Трансферты. Ценообразование в общественном секторе. Ассиметрия информации в рыночной системе.
Рыночное равновесие и его особенности в общественном секторе. Роль государства в экономической деятельности общественного сектора.
Тема 20. Основы организации бюджетной системы
Государственный бюджет как экономическое явление. Структура государственного бюджета. Государственные внебюджетные фонды. Подходы к формированию бюджетной политики.
Налоги и налоговый механизм в формировании государственного бюджета. Виды налогов и их значение для бюджетной политики.
Понятие налогового бремени, его распределение и перемещение. Роль эластичности спроса и предложения в распределении налогового бремени. Размещение налогов на конкурентном и монопольном рынках. Налоговый мультипликатор.
Оптимальное налогообложение и бюджетное планирование. Сбалансированность бюджетной системы.
Государственный долг. Внутренний и внешний долг, их экономические последствия для стран в целом и для граждан.
Государственные закупки товаров и услуг. Механизмы трансфертов. Оценка эффективности общественных расходов.
Бюджетный федерализм. Организация внебюджетных отношений.
Государственное прогнозирование и планирование экономической деятельности.
Раздел 7. Экономическая динамика и развитие Тема 21. Теория экономического развития
Понятие экономической эволюции. Источники, направления, этапы и основные показатели национального развития страны. Роль технических, экономических и институциональных факторов в экономическом развитии.
Экономический рост: содержание и основные параметры. «За» и «против» экономического роста. Типы экономического роста. Источники и факторы экономического роста.
Модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модель Самуэльсона-Хикса. Модель Р. Солоу и «золотое» правило накопления. Э. Деннисон об экономическом росте. Динамические межотраслевые модели.
Экономический цикл. Экономический цикл и его фазы. Теоретические объяснения колебаний конъюнктуры. «Длинные волны» в экономике.
Институциональные циклы развития общества. Д. Норт и «новая экономическая история».
Экономическое развитие и экономический рост: проблема стратегических приоритетов в долгосрочном и краткосрочном периодах.
Часть VI. Раздел 8. Мировая экономика и глобальная политэкономия
Тема 22. Международная экономика и современные мирохозяйственные тенденции
Понятие мирового хозяйства. Мировое хозяйство и его структура. Этапы эволюции мирового хозяйства. Мировой рынок и мировые цены. Формы международных экономических связей. Международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства. Международные институты и их наднациональное значение.
Международная торговля. Теории международной торговли. Теория сравнительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
Сущность и разновидности торговой политики. Протекционизм. Свободная торговля (фритредерство).
Инструменты торговой политики. Тарифные ограничения. Таможенная пошлина. Последствия введения тарифов для страны-экспортера и страны-импортера. Классификация таможенных тарифов: адвалорные, специфические и комбинированные; автономные и конвенционные.
Нетарифные ограничения: количественные ограничения, «добровольное» ограничение экспорта, квотирование и лицензирование. Методы «скрытого протекционизма».
Финансовые инструменты торговой политики: налоги, субсидии. Демпинг.
Международная валютно-финансовая система. Платежный баланс страны. Счет текущих операций. Счет движения капитала. Официальные резервы. Положительное и отрицательное сальдо платежного баланса. Корректировка и финансирование платежного баланса.
Понятие международной валютной системы. Различия национальной и международной валютной системы.
Эволюция международной валютно-финансовой системы. Система «золотого стандарта». Золотовалютная система. Современная валютная система.
Понятие и основные виды обменного курса. Номинальный и реальный обменный курс. Прямая и обратная котировка. Основные режимы обменного курса. Фиксированный курс. Плавающий курс. Управляемое плавание.
Сущность глобализации и регионализации экономики. Основные проявления и формы глобализации.
Структура современного мирового хозяйства в аспекте глобальных проблем и процессов. Группы стран по степени экономического развития. Особенности экономики развивающихся стран. Тенденции постиндустриализма.
Транснациональные и межнациональные компании. Международная торговля, финансовый мир, компьютерные технологии и особенности национального экономического развития.
Геоэкономика. Международное разделение труда и глобалистика. Структурные изменения в мировом хозяйстве. Мир-экономика и национальные хозяйственные системы.
Часть VII. Раздел 9. Прикладная экономика: проблемы переходных стран
Тема 23. Переходная экономика
Переходная экономика - особенность предмета.
Общая характеристика условий, предшествующих радикальной политико-экономической трансформации социально-экономических систем социалистических государств.
Сравнительный анализ моделей переходной экономики.
Институциональные изменения в переходных экономиках. Изменения норм поведения хозяйствующих агентов. Трансформация властных отношений. Изменения собственности. Приватизация и разгосударствление. Теорема Коуза в оценке прав собственности в странах с переходными системами.
Технологические и структурные сдвиги в реформируемых государствах.
Специфика конкуренции и монополии. Формирование рыночной инфраструктуры. Особенности становления национальных капиталов.
Политико-экономические, социальные, институциональные проблемы перехода к эффективным экономическим моделям: опыт теории и реальной практики.
Часть VIII. Раздел 10. Возникновение, становление и развитие научных знаний об экономике Тема 24. Основные вехи эволюции экономических доктрин
Экономическое сознание и его формы. Зарождение экономических знаний. Возникновение и развитие экономической науки. Меркантилизм. Физиократы. Классическая школа. Марксизм и его место в структуре экономического знания.
Эволюция современных течений экономической мысли. Неоклассицизм. Кейнсианство и неокейнсианство. Неоклассический синтез.
Институционализм. Новый и неоинституционализм. Теории индустриализма. Новая политэкономия.
Развитие советской экономической науки: некоторые итоги и выводы, основные проблемы. Белорусская экономическая наука.
Российская экономическая наука и ее место в мировой экономической науке.
Экономическая наука переходного периода.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
1. Проблемы предмета и анализа эволюции экономической мысли.
2. Экономическая мысль Древнего Востока.
3. Экономические воззрения раннего рабовладельческого общества в Древней Греции.
4. Экономические концепции рабовладельческого Рима.
5. Экономическая мысль востока и западной Европы эпохи феодализма.
6. Идея экономического развитая России в период феодализма.
7. Социальные утопии западноевропейского средневековья.
8. Предпосылки становления и развития меркантилизма.
9. Возникновение классической школы.
10. Общая характеристика идей физиократов.
11. Английская буржуазная классическая политическая экономия.
а) Учение А. Смита (включая современный аспект актуальности).
б) Учение Д. Рикардо (включая современный аспект актуальности).
12. Возникновение мелкобуржуазной политической экономии (Сисмонди-Прудон).
13.Трактовка основных категорий в работах Ж.Б. Сэя и Т. Мальтуса.
14.Дж. Ст. Милль как экономист.
15. Концепции Ф. Бастиа и Ч. Кэри, Н. Сениора и Ф. Листа.
16. Возникновение исторической школы - В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд.
17. Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
18. Политико-экономические идеи в России во второй половине 19 века.
19. Формирование марксистской политической экономии в 40-е годы 19 века.
20. Экономическая теория марксизма.
21. Новая историческая школа в Германии: Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Брентано.
22. Возникновение маржинализма: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Н. Визер, У. Джевонс.
23. А.Маршалл и его экономическая теория.
24. Экономические воззрения Дж.Б. Кларка: теория предельной производительности.
25. Математическая школа и развитие математических методов анализа экономики.
26. Марксизм после К. Маркса.
27. Оценка экономических идей в работах В.И. Ленина.
28. Советская экономическая мысль в 20-годы.
29. Институционализм: возникновение и развитие. 35. Кейнсианская система идей.
31. Послевоенная эволюция основных направлений западной экономической мысли.
32. Экономические проблемы политэкономии социализма.
33. Теории международных экономических отношений.
34. Концепции экономики развивающихся стран.
35. Теории прогнозирования, программирования и макроэкономического планирования.
36. Конец 20 века и отражение его проблем в экономической науке.
37. Неокейнсианство и посткейнсианство.
38. Теория и политика монетаризма.
39. Экономические идеи в социал-демократическом движении.
40. Проблемы теории и практики хозяйствования в РБ.
41. Рыночный механизм достижения равновесия.
42. Формы и последствия первоначального накопления капитала.
43. Коэффициенты эластичности в экономическом анализе.
44. Оценка и прогнозирование последствий изменения рыночных условий.
45. Проблемы контроля государства над ценами.
45. Становление и эволюция теории поведения потребления.
47. Эффект дохода и эффект замещения.
48. Проблема выбора в условиях неопределенности.
49. Инструменты анализа теории производства.
50. Производственная функция: экономический смысл.
51. Издержки в краткосрочном и долговременном периоде.
52. Оптимизация объемов производства в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.
53. Долговременное конкурентное равновесие.
54. Основные признаки и формы монополии.
55. Ценообразование в условиях монополии.
Журнал «Теоретическая экономика» №6, 2011 www.theoreticaleconomy.info
56. Монополистическая конкуренция: содержание и проблема ценообразования.
57. Капитальные вложения, время и рынки капитала.
58. Справедливость и эффективность производства.
59. Общественные блага и внерыночные воздействия.
60. Макроэкономика: предмет и инструменты исследования.
61. Макроэкономические показатели эффективности.
62. Динамика структуры ВНП и национального дохода.
63. Динамика ВНП и личного располагаемого дохода.
64. Уровень цен и ВНП.
65. Макроэкономическое равновесие: оценка позиций.
66. Факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие.
67. Инвестиционная политика РБ на современном этапе.
68. Государственная политика и мультипликатор государственных доходов.
69. Влияние экспорта и импорта на макроэкономическое равновесие.
70. Социальная политика государства: цели, задачи, механизм и последствия.
71. Налоги: содержание и функции.
72. Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы.
73. Некоторые проблемы налоговой политики РБ.
74. Механизм фискальной политики.
75. Место и роль денег в национальной экономике.
76. Теория монетаризма.
77. Банковская система и другие финансовые институты.
78. Антиинфляционная политика.
79. Причины и последствия циклического развития.
80. Экономический рост: содержание и факторы.
81. Платежный баланс и дефицит государственного бюджета.
82. Валютный рынок: современный аспект.
83. Причины и последствия безработицы.
84. Воспроизводство: качественные и количественные характеристики.
85. Р. Солоу и «золотое правило» накопления.
86. Институциональная структура экономики.
87. Макроэкономика генераций развития.
88. Эволюционная экономика, или почему и как развиваются социально-экономические системы.
89. Теория прав собственности: практический аспект.
90. Экономика Беларуси, России в контексте глобализации политико-экономический процессов. Журнал «Теоретическая экономика» №6, 2011 www.theoreticaleconomy.info
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алле М. Экономика как наука: [сборник] / Морис Алле; [сост., пер. с фр., предисл., с. 5-26, И.А. Егорова]. - М.: Науч.-изд. центр «Наука для о-ва», Изд. центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 1995. - 165 с.
2. Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / А.В. Аникин. - М.: Политиздат, 1979. - 367 с.
3. Переходная экономика: закономерности, модели, перспективы / под ред. А.В. Бузгалина. - М.: ТОО «Экон. демокр.», 1995. - 223 с.
4. Бункина М.К. Макроэкономика: (основы экономической политики): учебное пособие / М. К. Бункина, В.А. Семенов. - М.: ДИС, 1996. - 320 с.
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: [пер. с англ.] / Марк Блауг. - М.: Акад. нар. хоз-ва, Дело, 1994. - 687 с.
6. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества: пер. с англ. / Дж.К. Гэлбрейт; под общ. ред. Н.Н. Иноземцева, А.Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1979. - 406 с.
7. Долан Э.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: [пер. с англ.] / Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. - М.: Худож. лит.; Л.: Ленингр. отд-ние, 1991. - 446 с.
8. История экономических учений (современный этап): учебник для студентов экономических специальностей / [под общ. ред. А.Г. Худокормова]. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 732 с.
9. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. / Д.М.Кейнс. - М.: Прогресс, 1978. - 494 с.
10.Каратаев Н.К. История экономических учений: от возникновения марксизма до Великой Октябрьской Революции: курс лекций / Н.К. Каратаев, М. Н. Рындина. - М.: Соцэкгиз, 1961. -743 с.
11.Кочетов Э.Г. Геоэкономика: (освоение мирового экономического пространства): учебник по курсу «Мировая экономика» для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Э.Г. Кочетов. - М.: БЕК, 1999. - 461 с.
12.Лемещенко П.С. Теоретическая экономика: структура, классические традиции и новые тенденции / П.С. Лемещенко. - Мн.: БГУ, 2001. - 299 с.
13.Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник: пер. с англ.: в 2 т. / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. - М.: Республика, 1992.
14.Маркс К. Капитал. Критика полититической экономии: [перевод] / Карл Маркс. - М.: Политиздат, 1973. - Т. 1-3.
15.Маршалл А. Принципы политической экономии: пер. с англ. / А. Маршалл, общ. ред. С.М. Никитина. - М.: Прогресс, 1983. - 415 с. - (ЭМЗ. Экономическая мысль Запада.), (Для науч. б-к).
16.Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс: [учебник] / Н. Грегори Мэнкью; [пер. с англ. В. Кузин и др.]. - 2-е изд., сокр. - СПб.: Питер, 2000. - 493 с.
17.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по финансово-экономическим специальностям / Р.М. Нуреев. - 2-е изд., изм. -М.: Норма, 2007. -560 с.
18.Осипов Ю.М. Теория хозяйства: начала высшей экономики: учебник: в 3 т. / Ю.М. Осипов; по концепции д. чл. акад. гуманит. наук и Рос. акад. естеств. наук, д-ра экон. наук, проф. Ю.М. Осипова. - М.: Моск. ун-т, 1998.
19.Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / А.Н. Олейник. - М.: Вопросы экономики, ИНФРА-М, 2000. - 415 с.
20.Ойкен В. Основные принципы экономической политики / Вальтер Ойкен; пер. с нем. Л.А. Козлова, Ю.И. Куколева; общ. ред. Л.И. Цедилина, К. Херрманн-Пиллата. - М.: Прогресс : Универс, 1995. - 493 с.
21.Очерки политической экономии / Т.И. Адамович [и др.]; под общ. ред. П.С. Лемещенко. -Мн.: БГУ, 1999. - 426 с.
22.Основы экономической теории: схемы, диаграммы, таблицы / [Л.Н. Давыденко и др.]. - Мн.: Вышэйшая школа, 1991. - 209 с.
23.Портер М. Конкуренция = On Competition: учебное пособие: пер. с англ. / Майкл Портер; под ред. Я.В. Заблоцкого. - СПб.: ИД «Вильямс», 2000. - 496 с.
24.Слоушк катэгорый эканамiчнай тэорьп / С.Я. Янчанка [i шш.]; навук. рэд. С.Я. Янчанка, П.Г. Ншценка; НАН Беларуа, 1н-т эканомт. - Мн., 1999. - 287 с.
25.Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011: статистический сборник. - Мн. Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2011. - 634 с.
26.Самуэльсон П.Э. Экономика: пер. с англ. / П.Э. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. - 680 с.
27.Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: пер. с англ. / Б. Селигмен; общ. ред. и вступит. статья акад. А.М. Румянцева [и др.]. - М.: Прогресс, 1968. - 600 с.
28.Современная политическая экономия: учебное пособие / Т.И. Адамович [и др.]; под общ. ред. П.С. Лемещенко. - Мн.: Книжный дом: Мисанта, 2005. - 469 с.
29.Современная экономика: лекц. курс: многоуровневое учебное пособие, учебное пособие для студентов вузов / [О. Германова и др.]; науч. ред. О.Ю. Мамедов. - 3-е изд., доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 543 с.
30.Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение: учебник для вузов для использования в учебном процессе студентами вузов, обучающимися по экономическим специальностям / Роберт Х. Франк; пер. с англ. В.Н. Калгин [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 694 с.
31.Экономика: университетский курс: учебное пособие / [П.С. Лемещенко и др.]; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. - Мн.: Книжный дом, 2007. - 703 с.
32.Экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Юристъ, 2001. - 894 с.
33.Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: учебник для вузов / Л.И. Якобсон. - М.: Наука, 1995. - 275 с.
34.Янченко С.Е. Ступени развития рынка: генетический код капитализма / С.Е. Янченко. - Мн.: ПП «МЕТ», 1995. - 128 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аникин А.В. Желтый дьявол. Золото и капитализм / Андрей Аникин. - М.: Прогресс, 1984. -288 с.
2. Бернал Дж. Наука в истории общества: пер. с англ. / Дж. Бернал. - М.: Иностр. лит., 1956. -735 с.
3. История политической экономии социализма / Г.Е. Лапшина [и др.]; научные редакторы: Д.К. Трифонов, Л.Д. Широкорат. - 2-е изд., перераб., доп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 606 с.
4. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования: пер. с англ.: [в 3 ч.] / Л. Йохансен; общ. ред. пер. В.С. Дадаяна. - М.: Прогресс, 1982. - Ч. 2. - 471 с.
5. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала») : [перевод] / К. Маркс; Ин-т истории партии при ЦК КП Казахстана, фил. Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. -Алма-Ата: Казахстан, 1986. - Ч. 1. - 474 с.
6. Новая постиндустриальная волна на западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - 631 с.
7. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма: в 2 т. / А. Пезенти; пер. с итал. под общ. ред. А.Г. Милейковского [и др.]. - М.: Прогресс, 1976.
8. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? / Рауль Пребиш; [сокр. пер. с исп. под ред. и с предисл. В.В. Вольского, И.К. Шереметьева]. - М.: ИЛА, 1992. - 337 с.
9. Современная буржуазная экономическая мысль: критика теории и методологии / редкол.: В.С. Афанасьев [и др.]; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, Каф. полит. экономии. - М.: Мысль, 1986. - 266 с.
10.Янченко С.Е. Промышленный капитализм: (политико-экономический очерк) / С.Е. Янченко; Ин-т экономики НАН Беларуси, БГУ. - Мн., 2000. - 191 с.