Научная статья на тему 'Перекати-кофе'

Перекати-кофе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрей Москаленко

«Каблук» Renault Kangоo изначально задумывался как автомобиль многоцелевого назначения. Самое очевидное занятие для него — служить развозным грузовичком или таксомотором. Однако «Бизнес-журнал» решил проверить в ходе бизнес-тестдрайва, впору ли ему какая-нибудь более редкая специализация — например, «кофейня на колесах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перекати-кофе»

ПЕРЕКАТИ-КОФЕ

АНДРЕЙ

МОСКАЛЕНКО

Автокофейни уже года четыре как начали обживать улицы российских городов. Полученный для испытаний Renault Kangоo II 2014 модельного года «Бизнесжурнал» отправил на «смотрины» одному из первопроходцев этого формата общепита — основателю московской сети мобильных кофеен «Кофельяно» Алексею Федосову. Тот обрадовался автомобилю, как старому знакомому: оказалось, его автопарк, состоящий из десяти бело-красных кофеен на колесах, уже укомплектован Kangoo — правда, предыдущего поколения. Тем интереснее будет сравнивать.

Французский «каблучок» находится на стыке легкового и коммерческого транспорта и выпускается в двух модификациях — грузовой (трех- или четырехдверный кузов) и пассажирской (пятидверный). Как выяснилось, для ко-фемобильного бизнеса многие вещи, на которые принято обращать внимание при выборе коммерческого автомобиля, вообще не имеют значения. Автокофейня — даром что на колесах — больше стоит, чем разъезжает по округе. К тому же «внутренности» автомобиля значения не имеют: салон или грузовой отсек в любом случае подлежат полной переделке.

«Каблук» Renault Kangоo изначально задумывался как автомобиль многоцелевого назначения. Самое очевидное занятие для него — служить развозным грузовичком или таксомотором. Однако «Бизнес-журнал» решил проверить в ходе бизнес-тестдрайва, впору ли ему какая-нибудь более редкая специализация — например, «кофейня на колесах».

БИЗНЕС НА ОБОЧИНЕ

Идея мобильного уличного общепита пришла в Россию с Запада (там эту концепцию называют food truck — от англ. «грузовик со съестным»). Первые мобильные кофейни появились в Москве в 2011 году под брендами «Кофельяно» и Coffee2go. Бизнес оказался рентабельным, быстро окупаемым и масштабируемым. «Такой формат позволяет нам быть ближе к клиентам, — поясняет Алексей Федосов. — Кофемобиль буквально сам «следует» за покупателями.

74 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015

Наша целевая аудитория — люди, которые просто хотят по-быстрому выпить кофе, им некогда засиживаться за столиком в традиционном кафе и не хочется переплачивать за любимый напиток».

Мобильная кофейня хороша тем, что может менять дислокацию в зависимости от потока людей. Обычно за рабочий день она использует две точки. Скажем, с утра паркуется и обслуживает покупателей около бизнес-центра, госучреждения или вуза, а ближе к вечеру перемещается в парк. В выходные кофейня может отправиться поработать на место проведения какого-нибудь массового городского мероприятия.

Затраты у мобильной кофейни куда меньше, чем у стационарной. «Я не трачу денег на продвижение, — начинает перечислять достоинства формата владелец «Кофельяно», — не содержу многочисленного штата обслуживающего персонала — официантов, уборщиц. Обхожусь без помещения. Мне не требуется подключение к электросети и системе водоснабжения, потому что в кофемобиле установлен абсолютно автономный генератор. А стационарные кафе иногда до 70% выручки отдают только за аренду и на коммунальные платежи».

АЛЕКСЕИ

ФЕДОСОВ

ОСНОВАТЕЛЬ СЕТИ МОБИЛЬНЫХ КОФЕЕН «КОФЕЛЬЯНО» (МОСКВА)

В свое время мы выбрали Renault Kangoo как наиболее неприхотливый автомобиль с приемлемой стоимостью владения. Считаю его одной из наиболее удачных коммерческих моделей в своем классе — в том числе и по соотношению цены и качества. За четыре года мы переделали в автокофейни много машин, знаем все их плюсы и минусы. Так, Lada Largus не годится для кофемобильного бизнеса из-за низкого грузового отсека. У Peugeot Partner в новом кузове — большие боковые арки и не годящиеся для крепления нашего навесного оборудования задние двери. Так что по своим характеристикам Renault Kangoo — наиболее подходящий автомобиль для переоборудования в мобильную кофейню.

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015 75

Благодаря малым расходам мобильные кофейни могут держать низкие цены: стаканчик кофе в «Кофельяно» действительно почти в полтора раза дешевле, чем в классическом заведении. В ассортименте представлены еще и десерты. Средний чек достигает 150 рублей. По подсчетам Федосова, за месяц только на одной автоточке любители кофе «на бегу» потребляют минимум 90 кг зерен и 60 бутылей воды по 19 литров. На «расходники» в среднем уходит 35% от выручки. Еще 5% — издержки на обслуживание автомобилей (бензин, текущий ремонт) и 10% — на зарплаты водителей-бариста1.

По словам Алексея Федосова, бизнес удалось очень быстро вывести на оборот в среднем 500-600 тыс. рублей в месяц с одного кофемобиля. Это позволило ему отбить свои вложения уже через полтора года после старта, в то время как средний срок окупаемости обычного кафе составляет примерно пять лет.

Сначала предприниматель приобрел два подержанных Renault Kangоo и стал искать компанию, готовую переоборудовать их под кофейни. Одни просили за свои услуги слишком много, другие недотягивали до нужного Федосову уровня.

Бариста — профессиональный варщик кофе в кофейне.

Проще оказалось открыть собственный мини-цех на базе дружественной авторемонтной мастерской и переделывать автомобили самостоятельно (потом это превратилось в отдельное направление бизнеса). Сейчас Федосов делает автокофейни не только для себя, но и на продажу: таких заказов поступает до трех в месяц — в том числе и в рамках запущенной им недавно франчайзинговой программы.

Автокофейня «под ключ» обходится в сумму от 600 тыс. рублей, из них около 250 тыс. идет на приобретение самого автомобиля (предприниматель по-прежнему предпочитает иметь дело с машинами б/у). «Мы убираем задние сиденья, обшиваем кузов специальными материалами, оснащаем его торговой мебелью, меняем электрику, монтируем новое освещение и устанавливаем необходимое кофейное оборудование, в частности профессиональную итальянскую рожковую кофеварочную машину», — перечисляет владелец «Кофельяно».

После переоборудования в машине остается лишь одно посадочное место — для водителя-бариста, который должен одинаково хорошо уметь водить автомобиль, варить кофе и обслуживать клиентов. На вознаграждении таких универсальных специалистов Федосов старается не экономить и платит им зарплату выше рынка — 60-80 тыс. рублей в месяц в зависимости от уровня продаж. А хорошему бариста кофеманы еще и чаевые оставляют.

76 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015

МЕСТО КОФЕВОДИТЕЛЯ

По сути, у водителя-бариста из «Кофельяно» два рабочих места — за рулем и у «прилавка», роль которого выполняет «корма» автомобиля с раскрытыми дверцами. В разработке «прилавка» и внутренней «начинки» для Kangoo предыдущего поколения Алексей Федосов принимал непосредственное участие, поэтому выросший в размерах салон Kangoo II осматривает с неподдельным интересом. Первое, что сразу «пленило» в кабине нового Kangoo, — его просторность и обилие воздуха: крыша где-то высоко, площадь остекления огромная. Посадка за точеным рулем — комфортная и приятная. Водительское сидение с добротной обивкой — словно мягкое домашнее кресло. Жесткий, но приятный на вид пластик. Материалы отделки, возможно, и недорогие, но ощущения бюджетности не возникает.

Понравился ему Renault и высоким расположением рычага селектора МКПП на специальном приливе на торпедо. Это значит, что при городском движении с постоянными переключениями скоростей не потребуется много времени, чтобы перенести руку от руля к «коробке» и обратно. «Передохнуть» правая рука может на центральном подлокотнике с вещевым отделением, которое кажется бездонным. Столь же глубоки и вместительны бардачок и карманы в панелях дверей. В полке на торпедо с легкостью поместится планшет, а может, и ноутбук. На длинной «антресоли» в водительской зоне можно хранить документацию, инструмент и даже весь набор рабочей формы бариста — фартук, жилетку, нарукавники, головной убор. Во имя максимальной практичности компоновщики из Renault пожертвовали даже солнцезащитным козырьком над местом водителя: убрав зеркало, устроили из него своеобразный органайзер для визиток, пропусков и прочих нужных бумажек.

Все, что находится за водительским креслом, для Алексея Федосова особого значения уже не имело: ведь от этого «внутреннего убранства» после переделки все равно практически ничего не останется. Его интересовал лишь полезный объем. Новое поколение не подкачало: объем Kangoo увеличился до 3,5 куб. метра (было 3). Остался доволен владелец «Кофельяно» и почти квадратным багажным проемом (112 на 109 см) — одним из самых больших в своем классе. И обрадовался наличию у тестового Kangoo несимметричных распашных дверей. Такие «калитки», имеющие систему двухступенчатой фиксации, можно распахнуть на 90 или 180 градусов. Одна створка превращается в рекламный щит с меню и прейскурантом, а вторая — в мини-витрину с круассанами, минералкой и шоколадками.

Заслужило комплимент от Федосова и новое «лицо» француза: миндалевидные «глаза» (фары), мощная «челюсть» (передний бампер) и характерные «уши» (внешние зеркала). Довершает портрет огромный фирменный ромб в центре черной решетки радиатора. «По сравнению с моими «старичками», — говорит предприниматель, — Kangoo II смотрится массивно и как-то более ярко — даже в темном цвете. А будь он кипенно-белым, да еще оформленным в нашем корпоративном стиле, — мимо ни один пешеход не прошел бы, не остановившись!»

За качеством кофе хозяин «Кофельяно» следит весьма пристально — сам ездит по точкам и снимает пробу. «У нас не растворимая ерунда из концентратов, а настоящий зерновой кофе от итальянского обжарщика, — с гордостью подчеркивает Федосов. — Наше зерно довольно дорогое, стоит почти тысячу рублей за килограмм. Но я с самого начала знал, что в этом бизнесе экономить на вкусе нельзя».

КОФЕДВИГАТЕЛЬ

За приятной дегустацией автокофе Алексей Федосов знакомится с характеристиками силовой установки и ходовой части (они для его бизнеса второстепенны). Главное техническое новшество модернизированного Kangоo II в сравнении с предыдущим поколением — наличие в линейке двух новых двигателей, специально адаптированных для пуска при низких температурах в российских условиях: 1,6-литрового бензинового мотора и 1,5-литрового дизеля. Первый — мощнее (102 л. с.) и динамичнее (ускоряется до 100 км/ч за 13 секунд), зато второй — тяговитее (200 Нм против 145) и экономичнее: «по паспорту» расходует в смешанном цикле 5,3 л на 100 км, в то время как бензиновый — 7,9 л. (После тест-драйва сняли показания с бортового компьютера и выяснили, что заявленный производителем расход топлива не сильно отличается от фактического.) В защиту более «прожорливой» бензиновой версии можно сказать, что Kangoo с таким мотором легко «переваривает» топливо марки Аи-92. Оба силовых агрегата идут в сочетании только с 5-ступенчатой «механикой».

АНАТОЛИЙ КАЛИЦЕВ

ДИРЕКТОР ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОДУКТОМ

И ДИСТРИБУЦИЕЙ КОМПАНИИ «RENAULT РОССИЯ»

В пассажирской и грузовой версиях Renault Kangoo существует с 1997 года. Kangoo I — первый компактный коммерческий автомобиль со сдвижными дверями, которые затем стали стандартом в сегменте. В 2011 году началось производство электромобиля Renault Kangoo Z.E., завоевавшего премию International Van of the Year в 2012 году. Год спустя на международном салоне Comtrans в Москве был представлен рестайлинговый Renault Kangoo II, выполненный в новой дизайнерской концепции и оснащенный новым бензиновым и экономичным дизельным двигателями.

С начала продаж в 1997 году во всем мире реализовано более 3,5 млн Kangoo, из них 2,2 млн пришлось на грузовые версии. Наибольшей популярностью машина пользуется в Европе — во Франции, Испании и Германии. В России основные покупатели — логистические и почтовые службы, государственный и агропромышленный сектор, а также малый бизнес и частные предприниматели.

Коммерческую версию Kangoo ценят за невысокую стоимость эксплуатации, внушительный объем и грузоподъемность, которые так важны для бизнеса, а также за комфорт и эргономику, как у легкового автомобиля.

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015 77

ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ

АВТОДЕЛО

В отличие от предшественника, который заваливается в крутых поворотах и «виляет кормой» при резких перестроениях, преемник заходит на вираж гораздо увереннее и цепко держится за траекторию. При необходимости курс можно легко подкорректировать точным, хотя и немного «длинноватым» рулем: лишний раз баранку все же придется перехватить. Инженерам Renault удалось минимизировать и продольные наклоны кузова при торможении «в пол».

Перенастроенная подвеска Kangoo 2014 модельного года лучше сглаживает городские ямы и стыки. При проезде наибо-

лее жестоких дворовых асфальтовых «лежачих полицейских» на скорости в 50 км/ч никаких ударов, шлепков и трясок не наблюдается. Причем это касается как полупустого, так и основательно загруженного автомобиля.

По большому счету, с таким высоким клиренсом (до 178 мм) и энергоемкой подвеской можно было бы смело отправиться даже на покорение легкого бездорожья. Но это уже другая история, другой бизнес-тест-драйв — ведь кофемобили пределов города обычно не покидают. щв

Кстати, кофе у Федосова оказался отменным. ■■

RENAULT KANGOO

ПАССАЖИРСКАЯ ВЕРСИЯ

ГРУЗОВОЙ ФУРГОН

odd

4213 мм

КОЛИЧЕСТВО МЕСТ

5 ЩЖ

2 или 3 ТШ&

МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЁМ ГРУЗОВОГО ПРОСТРАНСТВА (Л)___________

2600

___________МАКСИМАЛЬНАЯ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ (КГ)___________________

в 586 в 744

__________________________МАКСИМАЛЬНАЯ ДЛИНА ЗАГРУЗКИ (М)_____________________

2,5

________________________________ЦЕНА (ПО СОСТОЯНИЮ НА КОНЕЦ МАЯ), РУБ________________

ф от 934 000 ф от 971 000 ф от 844 000 ф от 880 000

_______________________________________КОНКУРЕНТЫ____________________________________

FIAT DOBLO CITROEN BERLINGO PEUGEOT PARTNER

ф от 786 500 ф от 920 000 ф от 943 000

О от 710 050 ф от 846 000 ф от 898 000

3500

78 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ ИЮНЬ-ИЮЛЬ #6-7 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.