Научная статья на тему 'Переход России к производству высококачественного бензина европейского качества и логистические аспекты его перевозки'

Переход России к производству высококачественного бензина европейского качества и логистические аспекты его перевозки Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЗИН / PETROL / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / ТРАНСПОРТИРОВКА / TRANSPORTATION / КАЧЕСТВО / QUALITY / STANDARDS / STORAGE

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Лазарев И. С., Кабанов А. Н.

Данная статья посвящена проблемам перехода России к производству высококачественного бензина, соответствующего стандартам европейского качества. Рассмотрена обобщенная блок-схема производства бензина. Рассмотрены основные меры по сохранению качества бензина при его транспортировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Лазарев И. С., Кабанов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION OF RUSSIAN PETROL TO EUROPEAN QUALITY STANDARDS. LOGISTICAL ASPECTS OF TRANSPORTATION

This article is devoted to the problems of transition of the Russian petrol to standards of the European quality. The article describes a generalized technology production of gasoline. Also, in this article describes the main steps necessary for preserve the quality of petrol during transportation.

Текст научной работы на тему «Переход России к производству высококачественного бензина европейского качества и логистические аспекты его перевозки»

УДК 658.5.012.1

И.С. Лазарев, А.Н. Кабанов

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д.9 * e-mail: [email protected]

ПЕРЕХОД РОССИИ К ПРОИЗВОДСТВУ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО БЕНЗИНА ЕВРОПЕЙСКОГО КАЧЕСТВА И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕГО ПЕРЕВОЗКИ

Данная статья посвящена проблемам перехода России к производству высококачественного бензина, соответствующего стандартам европейского качества. Рассмотрена обобщенная блок-схема производства бензина. Рассмотрены основные меры по сохранению качества бензина при его транспортировке.

Ключевые слова: Бензин, экологический стандарт, транспортировка, качество

В начале 90х годов экологи европейских стран забили тревогу о высокой концентрации вредных техногенных выбросов в городах. ООН создала комиссию, провела оценку, и заключила, что содержание вредных выбросов велико, и если ничего не предпринять, это может привести к губительным последствиям, в результате был введен экологический стандарт Евро-0.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в 135 городах России уровень загрязнения атмосферы характеризуется как высокий и очень высокий. Особенно плохо обстоит дело в крупных городах - 100% жителей Москвы и Санкт-Петербурга проживают в неблагоприятных условиях. Больше 80% выбросов в атмосферу - выхлопы автотранспорта. Благодаря переходу российских нефтеперерабатывающих заводов на выпуск более качественного топлива удалось стабилизировать экологическую обстановку в стране. Несмотря на ежегодное расширение автопарка, выбросы вредных веществ не увеличиваются с 2005 года. Полный переход на топливо класса 5 (Евро-5) позволит снизить содержание выхлопных газов в воздухе [1].

По срокам введения европейских стандартов Россия отстает от западноевропейских стран примерно на 4-7 лет. В Европе европейский стандарт «Евро-2» был введен ещё в 1995 году, а в России только в 2001, и то это было чисто декларативным актом. Нерациональная структура отечественной нефтепереработки только определяла низкое качество производимых бензинов, и не соответствовало современным зарубежным требованиям. В Европе с начала 2000 года вступил в действие стандарт «Евро-3». В России данный стандарт был введен только с 1 января 2008 года. В 2004-2005 гг. в Европе вводятся более жесткие нормы Евро-4. В России на топливо первоначально планировалось ввести стандарт Евро-4 с 1 января 2010 года, но сроки были перенесены сначала на 2012 год, затем на 2014 год. На сегодняшний день Россия производит бензин, соответствующий только стандартам Евро-4 и Евро-5, поскольку с 30.12.2014 в России запрещено производство бензина Евро-3.

Россия с большим трудом переходила на производство бензина, соответствующего европейским стандартам. Главная причина состоит в

том, что Россия была не готова к инвестициям для строительства новых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и модернизации мощностей уже имеющихся НПЗ. Это, прежде всего, связано с тем, что нефтяным компаниям экспорт бензина не выгоден, а выгодна первичная переработка нефти и её дальнейший экспорт. Так, например, в 2014 году, было экспортировано всего около 4 млн. тонн бензина. Существует несколько причин такого малого объема экспорта: первая причина - отставание качества российского бензина от мировых норм. Вторая причина заключается в том, что в географически близких рынках сбыта наблюдается профицит автобензина. Третья причина - это вывозная пошлина, цена реализации российских нефтепродуктов не позволяла покрыть операционные и транспортные расходы.

В 2011 году вертикально-интегрированные нефтяные компании подписали соглашение, в рамках которого нефтяники обязуются модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов.

Весь бензин, соответствующий стандарту Евро, содержит ограничения по октановому числу, уровню содержания серы, ароматических углеводородов и бензола. Поэтому для производства такого бензина нужна особая технология.

Основными технологическими процессами производства бензинов являются каталитический риформинг и каталитический крекинг. Целевое назначение процесса каталитического крекинга -получение высокооктанового компонента

автобензина с октановым числом по исследовательскому методу свыше 95. Несмотря на ограничения по содержанию ароматических углеводородов, процесс каталитического

риформинга, как и раньше, остается определяющим процессом производства бензинов, так как он является основным источником высокооктановых компонентов [2].

Основная масса высокооктановых бензинов представляет собой смесь преобладающего по объему основного бензина и высокооктановых компонентов (одного или нескольких). В 2013 году на долю каталитического риформинга пришлось 49% и на

долю каталитического крекинга - 23% от общего производства автобензинов.

На рис. 1. представлена обобщенная блок-схема производства высококачественного бензина. Помимо каталитического крекинга и каталитического риформинга нужны процессы алкилирования, изомеризации, синтеза МТБЭ и т.д. Процесс алкилирования необходим для получения алкилатов -высокооктановых компонентов бензина. В качестве сырья для получения алкилатов используется бутан-бутиленовая фракция (ББФ), которая получается в результате процесса каталитического крекинга.

Процесс изомеризации также используется для получения высокооктановых компонентов. Сырьем для процесса служит низкооктановая фракция нефти. Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) используется в качестве добавки для повышения октанового числа. Сырьем для производства МТБЭ являются изобутилен и метанол. Далее полученные компоненты отправляются на установку компаундирования. В результате компаундирования в зависимости от соотношений компонентов получается высококачественный бензин различных марок.

Рис.1 Обобщенная блок-схема производства высококачественного бензина.

Для получения высококачественного бензина необходимо строго соблюдать технологический регламент, а для сохранения его качества необходим строгий контроль качества на всех этапах транспортировки и хранения.

Основные звеньями цепи поставок бензина является: НПЗ, нефтебаза, АЗС. Рассмотрим необходимые меры для сохранения качества бензина. НПЗ

Топливо производится на НПЗ. Нефтепродукты должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011.

Бензин должен отгружаться по трубопроводу в вагоны-цистерны или бензовозы с цистернами. Вагоны-цистерны должны пройти специальную подготовку для пригодности к наливу нефтепродуктов, которая при необходимости включает пропарку. Должен осуществляться двойной контроль качества: сразу при поступлении на нефтебазу перед сливом из железнодорожных цистерн и перед отпуском из резервуаров. В

лабораториях завода должно проводиться исследование бензина на соответствие качества. Каждая отгружаемая партия сопровождается паспортами качества. Все цистерны должны быть опломбированы. Далее в вагонах по железнодорожным путям топливо отправляется на нефтебазы.

Нефтебаза

По прибытии груза на нефтебазу проверяется сопроводительная документация, с цистерн снимаются пломбы. Перед сливом в резервуары хранения должны быть отобраны контрольные пробы для исследования в аккредитованных лабораториях как топлива из цистерны, так и топлива из резервуара, для того чтобы убедиться, что к моменту слива топлива в резервуарах нет топлива другой марки или более низкого качества. Слив топлива

осуществляется через герметичный фильтр, предохраняющий от попадания в резервуар механических примесей. Для каждого вида топлива должен быть отведен отдельный резервуар. АЗС

На нефтебазе топливо из резервуаров хранения перекачивается в бензовозы. Бензовозы, работающие на доставке топлива, соответствуют экологическим стандартам EURO 4 и EURO 5, требованиям

Европейского соглашения о международной дорожной перевозке (ДОПОГ). Цистерны сделаны из нержавеющего алюминиевого сплава, это исключает возможность попадания тяжелых частиц металла в топливо. Цистерны оснащены экологическими коробами (защитными ограждениями заливных горловин), которые исключают возможность разлива нефтепродуктов даже при опрокидывании, а также системой рекуперации паров и дыхательными клапанами с огнепреградителями. Каждая цистерна пломбируется, выписываются

товаросопроводительные документы, и по согласованному маршруту бензовоз движется на АЗС.

По прибытии бензовоза на АЗС в товаросопроводительных документах фиксируется время, проводится сверка фактического количества доставленного топлива с документами. В обязательном порядке берутся пробы каждого вида топлива, которые хранятся на АЗС в течение всего срока реализации топлива. Далее следует слив нефтепродуктов в резервуары на АЗС. Под каждый

вид нефтепродукта должна быть отведена отдельная магистраль и подземный резервуар для исключения возможности смешивания топлива. Так же, в сливных арматурах установлены фильтры очистки. Внутренние поверхности емкостей хранения бензина должны быть защищены от коррозии методом холодного цинкования, что в значительной мере предотвращает выпадение мелких частиц окалины (Бе203) в хранимое моторное топливо.

Из подземных резервуаров нефтепродукты подаются к топливо-раздаточным колонкам. Перед тем как попасть в бак автомобиля топливо проходит через фильтры высокой очистки. Все резервуары, трубопроводы, топливо-раздаточные колонки, системы управления и т.д. должны эксплуатироваться с соблюдением технических норм, а также регулярно проходить техническое обслуживание.

Несмотря на все вышеперечисленные сложности и проблемы, многие заводы в России уже перешли на производство бензина Евро-5.

Лазарев И. С. - студент факультета инженерной химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Кабанов А.Н. - доктор технических наук, профессор кафедры Общей химической технологии РХТУ им Д.И.Менделеева

Литература:

1. Надежда на чистый воздух // rg.ru российская газета 2012. 12 окт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. rg.ru/2012/09/10/euro -5.html

2. Производство автомобильных бензинов // Neftbiz [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.neftbiz.ru/articles.html?nid=54

Lazarev I.S, Kabanov A.N

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: [email protected]

TRANSITION OF RUSSIAN PETROL TO EUROPEAN LOGISTICAL ASPECTS OF TRANSPORTATION.

QUALITY STANDARDS.

Abstract: This article is devoted to the problems of transition of the Russian petrol to standards of the European quality. The article describes a generalized technology production of gasoline. Also, in this article describes the main steps necessary for preserve the quality of petrol during transportation.

Key words: petrol, standards, transportation, quality, storage

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.