Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД ОТ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВ МОЛОКАНСКОГО УЧЕНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ, КАК СОХРАНЕНИЯ ОБЩИНЫ'

ПЕРЕХОД ОТ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВ МОЛОКАНСКОГО УЧЕНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ, КАК СОХРАНЕНИЯ ОБЩИНЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молокане / молоканство / духоборы / духоборчество / Армения / молоканская община / религия / Molokans / Molokanism / Doukhobors / Doukhoborism / Armenia / Molokan communities / religion

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елена А. Шуваева

Молоканство и духоборчество — два нетрадиционных религиозных течения, возникшие на фоне Раскола в Русской Православной церкви в 1650-х-1660-х гг. из-за реформы патриарха Никона и причисляемые к сектам. За период своего становления они претерпели много перипетий и изменений: гонения, высылка на границы Империи и в Закавказье, адаптация к новым условиям жизни и трудности этнизации. В наши дни молоканские общины живут гораздо консолидированнее, чем духоборческие, и их учение распространено более широко. Чем же обусловлено «долгожительство» молоканского учения в отличие от духоборческого? Скорее всего, тем, что молокане, являясь в основной своей массе неграмотными в XIX веке, перешли от устной традиции передачи основ учения, песен и псалмов к письменной, отдавали детей в школы хотя бы для начального образования, чтобы они могли читать и писать. Некоторые из молокан начали вести родовые книги, чтобы сохранить историю рода. Духоборцы же отрицали необходимость всяких книг и придерживались традиции устно передавать основные положения своего вероучения из поколения в поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITION FROM THE ORAL TRADITION OF TRANSMITTING THE BASICS OF MOLOKAN TEACHINGS TO THE WRITTEN ONE AS A PRESERVATION OF THE COMMUNITY

Molokanism and Doukhoborism are two non-traditional religious movements that arose against the background of the Schism in the Russian Orthodox Church in the 1650s-1660s. due to the reform of Patriarch Nikon and classified as sects, during the period of their formation they underwent many vicissitudes and changes: persecution, deportation to the borders of the Empire and Transcaucasia, adaptation to new living conditions and the difficulties of ethnicization. Nowadays, the Molokan communities live more consolidated than the Dukhobor ones, and their teachings are more widespread.What is the reason for the "longevity" of theMolokan teachings, as opposed to the Dukhobor teachings? Most likely, theMolokans, being mostly illiterate in the 19th century, moved from an oral tradition of transmitting the basics of teaching, songs and psalms to a written one, sending their children to schools at least for primary education. Some of the Molokans began to keep family books to preserve the history of the family. The Dukhobors, on the other hand, denied the need for any books and adhered to the tradition of orally transmitting the main provisions of their faith from generation to generation.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД ОТ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВ МОЛОКАНСКОГО УЧЕНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ, КАК СОХРАНЕНИЯ ОБЩИНЫ»

DOI: 10.24412/2470-1262-2024-1-105-110

УДК (UDC) 397.4

Elena A. Shuvaeva, Russian-Armenian University (RAU), Ijevan Branch of Yerevan State University,

Yerevan, Armenia

Елена А. Шуваева, Российско-армянский Университет (РАУ), Иджеванский филиала Ереванского Государственного Уиверситет,

Yerevan, Armenia

For citation: Shuvaeva Elena A. (2024) The Transition From the Oral Tradition of transmitting the basics of Molokan Teachings to the

Written one as a Preservation of the Community. Cross-Cultural Studies: Education and Science, Vol.9, Issue 1 (2024), 105-110 (in USA)

Manuscript received: 06/02/2024 Accepted for publication: 25/03/2024 The author has read and approved the final manuscript. CC BY 4.0

ПЕРЕХОД ОТ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВ МОЛОКАНСКОГО УЧЕНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ, КАК СОХРАНЕНИЯ ОБЩИНЫ

THE TRANSITION FROM THE ORAL TRADITION OF TRANSMITTING THE BASICS OF MOLOKAN TEACHINGS TO THE

WRITTEN ONE AS A PRESERVATION OF THE COMMUNITY

Abstract:

Molokanism and Doukhoborism are two non-traditional religious movements that arose against the background of the Schism in the Russian Orthodox Church in the 1650s-1660s. due to the reform of Patriarch Nikon and classified as sects, during the period of their formation they underwent many vicissitudes and changes: persecution, deportation to the borders of the Empire and Transcaucasia, adaptation to new living conditions and the difficulties of ethnicization.

Nowadays, the Molokan communities live more consolidated than the Dukhobor ones, and their teachings are more widespread. What is the reason for the "longevity" of the Molokan teachings, as opposed to the Dukhobor teachings?

Most likely, the Molokans, being mostly illiterate in the 19th century, moved from an oral tradition of transmitting the basics of teaching, songs and psalms to a written one, sending their children to schools at least for primary education.

Some of the Molokans began to keep family books to preserve the history of the family. The Dukhobors, on the other hand, denied the need for any books and adhered to the tradition of orally transmitting the main provisions of their faith from generation to generation.

Keywords: Molokans, Molokanism, Doukhobors, Doukhoborism, Armenia, Molokan communities, religion

Аннотация:

Молоканство и духоборчество — два нетрадиционных религиозных течения, возникшие на фоне Раскола в Русской Православной церкви в 1650-х-1660-х гг. из-за реформы патриарха Никона и причисляемые к сектам. За период своего становления они претерпели много перипетий и изменений: гонения, высылка на границы Империи и в Закавказье, адаптация к новым условиям жизни и трудности этнизации.

В наши дни молоканские общины живут гораздо консолидированнее, чем духоборческие, и их учение распространено более широко. Чем же обусловлено «долгожительство» молоканского учения в отличие от духоборческого? Скорее всего, тем, что молокане, являясь в основной своей массе неграмотными в XIX веке, перешли от устной традиции передачи основ учения, песен и псалмов к письменной, отдавали детей в школы хотя бы для начального образования, чтобы они могли читать и писать.

Некоторые из молокан начали вести родовые книги, чтобы сохранить историю рода. Духоборцы же отрицали необходимость всяких книг и придерживались традиции устно передавать основные положения своего вероучения из поколения в поколение.

Ключевые слова: молокане, молоканство, духоборы, духоборчество, Армения, молоканская община, религия

Введение

Религия, как один из социальных институтов, и собственная интерпретация Евангельских текстов сыграли большую роль в консолидации молокан — отщепенцев от Русской Православной церкви. Предпосылкой к своеобразному вероотступничеству послужили реформы патриарха Никона в 1650-х-1660-х гг., когда было принято решение изменить древнее церковное предание и ввести в Русскую церковь новые обряды, чины, богослужебные тексты и другие новшества без согласования с Собором. Ориентиром, по настоянию Никона, должна была служить Греческая церковь, которая, по мнению противников реформы, давно перестала быть благочестивой. Таким образом, новведения привели церковь к расколу на старообрядческую и господствующую.

Ошибочно духовных христиан (молокан) относят к старообрядцам, хотя их религиозное течение и общность сформировались именно на фоне раскола, способствовавшего зарождению учения. В частности, есть упоминания о том, что у истоков молоканства стоят представитель реформационного движения Матвей Башкин и один из православных вольнодумцев XVI века, глава еретического течения Феодосий Косой.

Молоканство и духоборчество — родственные друг другу верования, скорее всего, вышли из одного источника и разрозненно бродили в русском обществе, пока не появились лидеры и не обобщили учения в некую систему и уклад, в основе которых главную консолидирующую роль играют, конечно, религия, молитвенные центры и духовная литература.

Методы

Основателем молоканского учения считается крестьянин из Тамбовской губернии — Семён Уклеин, хотя некоторые источники утверждают, что на начальном этапе отступничества от православия он был духоборцем. На раннем формировании течения сторонников молоканского вероисповедания в народе называли и «иконоборцами», и «щельниками», и «духовщиной», а также «фармазонами» (от слова «франмасон») и «духовными христианами». Важно отметить, что молокане называют себя «истинно духовными христианами», а, вот, духоборы, учение которых несколько отличается от молоканства, просто «духовными христианами».

У Уклеина было много последователей. Он славился как знаток Святого писания и красноречивый проповедник. Он «выдавал себя за богопросвещённого пророка, стал учить, что в своих верованиях нужно руководствоваться только одною Библией, и о чём

в ней не сказано определённо, тому не верить» [1, с. 264]. Стараниями Уклеина молоканское учение превратилось в определённую систему и, в отличие от духоборства, на раннем этапе было изложено на бумаге.

Чтобы изолировать сектантов от православного, правильно ориентированного населения, начиная со второй половины XVIII века молокан и духоборов, по указу императора Александра I, выселяют в степи Мелитопольского уезда Таврической губернии вдоль реки Молочные Воды (согласно одной из версий, молокан стали называть молоканами по названию этой реки; по другой — из-за того, что в установленные церковью постные дни они употребляют в пищу молоко — распространенный продукт в крестьянской среде). Но, несмотря на общую «судьбу» и некую общность вероисповедания, молокане и духоборы всё-таки старались селиться отдельно друг от друга.

С приходом на престол Николая I в 1825 году положение «отщепенцев» от Русской Православной церкви осложнилось экономическими санкциями и разными притеснениями. В 1835 году император приказывает переписать всех руководителей молоканского течения Тамбовской губернии, чтобы сослать их в Закавказье под строгим надзором полиции.

В Армении молоканские поселения появились в конце 1820-х — начале 1840 годов, когда сюда были сосланы молокане из Тамбовской губернии, затем из Саратовской [2]. За ними последовали вольные переселенцы, веря в пророчество, что второе пришествие Христа должно было произойти в 1836 году в районе горы Арарат.

Среди молокан в начале XIX века ходили по рукам рукописи с заглавием «Основание вероисповедания духовных христиан», написанные очень безграмотно, но структурированно. Уклад включал в себя 15 глав: 1. О вере. 2. О священстве Христа. 3. О знамении. 4. О крещении. 5. Об исповедании. 6. О причастии. 7. О церкви. 8. О молениях. 9. Об иконах. 10. О рождении младенцев. 11. О браке. 12. О царе. 13. О постах. 14. О погребении умерших. 15. О воскресении мёртвых.

В более поздних изданиях, например, в «Учении духовных христиан», изданном в 1903 году в Женеве, можно увидеть дополнения к вышеперечисленным главам: о податях, о судах, о наказаниях, о войне, об обязанностях духовного христианина и др. [3].

Существует несколько изданий «Молитвенника и обрядов духовных христиан» (молокан) М. С. Калмыкова [4], в котором собраны обряды, основанные на вере духовных христиан, молитвы, таинства и песни.

Отдельно стоит выделить «Молитвенникъ или Обрядъ Богослужения, Хриспанъ Молоканъ Духовныхъ-Прыгуновъ» (составленъ вождемъ Сюнскаго народа М.Г. Рудометкинымъ, въ Монастырскихъ заключешяхъ въ перюд 1858-1877 гг.) и репринтное и дополненное издание «Сионского песенника Столетнего периода Христианской религии Молокан Духовных Прыгунов».

Молокане отрицают церковь и настоятелей — в качестве «посредников» между Богом и человеком, но их верование основано на Библии, как у православных христиан. Отвергают необходимость священнической иерархии, клира, не совершают крестного знамения и не носят крестов. Не признают видимых икон, не почитают святых и мощи. Согласно Евангелию от Иоанна (4:23), молокане поклоняются Богу только «в духе и истине». Они не принимают учение церкви о трёх лицах в Божестве: Бог один и неразделён, считают молокане. «Своё нелепое (!) учение греко-российская церковь основывает преимущественно на словах, сказанных божественным Спасителем Его ученикам: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. XXVIII, 19). Мы же понимаем это место Священного Писания так, что Иисус повелел Своим ученикам научить все народы истинному богопознанию и указать им Бога во всём существующего и в себе самом пребывающего, «да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. XV, 28), а потому название Отец, Сын, Дух Святой, суть не более как

названия Бога различные только по той области, в которой мы его созерцаем, а созерцать Его Единого мы можем по преимуществу 1) как Творца Неба и Земли, 2) как Жизнь и Душу мира и 3) как Истинного Духа, каким он открывается нам в нашей вере к Нему, ибо стинное понятие о Боге есть понятие о Нем как о Духе, ибо в Духе Бог является как Единый и Нераздельный» [1, с. 267].

На протяжении истории молоканства последовали делились на разные течения, но в наше время сохранились два толка — постоянные и духовные (или прыгуны, как они себя называют). Молокане-прыгуны, массово проживающие в армянском селе Фиолетово (старое название — Никитино) также с особым почтением относятся к Максиму Гавриловичу Рудомёткину, автору книги «Дух и жизнь», которого называют «вождём Сионского народа». В 1852 году во время службы с ним случилось необъяснимое трясение тела, которое он объяснил схождением благодати Святого Духа. Он объявил себя пророком и начал проповедовать. Большинство духовных молокан Эриванской губернии сделались его последователями и начали себя называть прыгунами-максимистами.

Рудомёткин внёс некоторый раздор в молоканской общине. «Часть молокан не последовала за сторонниками Рудомёткина и осталась верна первоначальному учению Уклеина, основанному на так называемой «разумно-толкуемой книжности». Эти члены молоканской секты стали именоваться «постоянными», то есть умеренными группами, — пишет исследователь темы Иван Семёнов. — Но учение Рудомёткина осталось. Его подлинные рукописи были доставлены из России в Америку, где в 1915 году в Лос-Анджелесе были изданы отдельной книгой «Дух и жизнь», куда также были включены и толкования других видных молоканских проповедников. Книга впоследствии там же издавалась дважды — в 1929 и 1947 годах» [5, с. 30].

Чтение и пение Псалмов и Духовных стихов в молоканской среде имеют особое значение. Более тысячи Псалмов передавались из уст в уста, пока в 1930 году в Лос-Анджелесе, где образовалась большая молоканская община, не был издан «Сионский песенник столетнего периода христианской религии молокан — духовных прыгунов». Эта книга считается священной книгой наряду с Евангелием. В 2000-х Песенник несколько раз переиздавался с дополнением современных песен в Краснодарском крае, где также массово проживают молокане.

В «Песеннике» собраны рифмованные сюжеты Священного Писания, но аллегорического толкования. Например, молокане, отвергая таинство крещения, под словом «вода» подразумевают учение Иисуса Христа и ту «живую воду», о которой говорится у Иоанна (Иоанн, 7:38).

Английский путешественник и член Географического общества Г.Ф.Б. Линч в конце XIX века побывал в Армении и написал книгу «Армения: путевые очерки», где также описывает встречи с молоканами и духоборами: «Бог обитает в живых объектах своей любви... Я говорил с одним стариком, пленившим меня своим симпатичным голосом и манерами, о религиозных верованиях молокан. Они почитают Моисея и пророков и Св. Евангелие, но исповедуют свою религию по-своему. Пение псалмов, по-видимому, служит главным внешним выражением их религиозных чувств. Детей не крестят, но приносят их в молельню, читают главу из Евангелия в присутствии ребёнка и публично объявляют его имя. Подобной же церемонией освящается брачный союз» [6].

Писатель Борис Пильняк в 1931 году совершил путешествие в США, где познакомился с общиной духовных христиан-прыгунов. По итогам поездки он написал модернистский травелог «О'кей: Американский роман». Писатель побывал на Собрании молокан. В руках у него оказывается первое издание «Сионского песенника», которое открывается словами: «Содержание песен и напевы разделялись на унывные, торжественные и средние. Будучи пропеваемы соответственно обстоятельствам жизни: при страдании, печальном положении, с коленопреклонением, воздетыми руками и

слезным плачем; а при благополучии — радостном настроении торжественные, с духовной пляской, попросту: бесформенным прыганием. Такие песнопения дают подкрепления плачущим и утешения торжествующим. Когда в собрании плачут, молятся, благодарят, славят своего господа, песнопения с прославлением святых, крайняя степень восторженного возбуждения, доходящая до исступления, до самозабвения, вызывает духовный пляс» [7, с. 487].

Традиционно в молоканском доме в Фиолетово в красном углу на столе лежат Библия и Песенник, у некоторых ещё и книга Рудомёткина «Дух и жизнь». К книгам относятся с уважением, читают аккуратно и всегда возвращают на место. Красный угол украшает полотенце-рушник с вышивкой «Отец. Сын. Святой Дух», которое в обычном русском доме служит убранством для иконы, но не у молокан.

Молокане коллективно исполняют песни во время Собрания и Спевок в специальном доме. У молокан существует чин «общего моления» и чины молений на частные случаи — на дни рождения, сватовство, брак, наречение имени ребенку, кончина и др.

Большинство Псалмов и Песен они знают наизусть, но в доме, где проходят Собрания, в большом количестве имеются Библия и Песенник.

В Песеннике тексты расположены от самых старых до новейших. Ранние представлены в русской дореформенной орфографии конца XIX — начала XX века.

Песенник даёт представление о мировоззрении молокан, онтологической истинности их учения, отношении к Православию, религиозном рвении и носит поучительный (душеспасительный) характер. Духовные песни призывают быть выше земной суеты, повседневности, мелочности, привязанности к земным и временным вещам и событиям. И только тогда, возможно, в душе зажжётся свет истинной любви.

Основные темы — поиск Царства Божьего, бегство от мира, святая жизнь, скитание, тяжёлая земная жизнь, польза учения, скорбь, страдание за веру, обуздание плоти и т.п.

Молокане отдаются песне вдохновенно, будто бы погружаясь в медитативное состояние. В их исполнении чувствуется искренняя любовь к Богу.

Духовные песни во время Собрания перемежаются чаепитием и угощением с вознесением благодарности Богу. Братская трапеза, как называют застолье во время собрания молокане, «не имеет никакого таинственного значения, мы просто едим, чтобы насытиться, благодаря Бога за те яства, которые Он даёт нам; эта трапеза не является частью богослужения, — она может вовсе и не быть» [1, с. 277].

На Собрании также обсуждаются «дела насущные» общины — трудоустройство, состояние села, нравественное поведение жителей и др.

Духовное воспитание и жизненные принципы в молоканской общине прививаются детям с младенчества. В этом духовные христиане видят залог сохранения традиций и общины в целом. Молоканские семьи — многодетные. Традиционно воспитательных учреждений для детей дошкольного возраста в молоканских селениях нет. Мужчины и женщины много работают, поэтому воспитанием детей занимается вся община. Коллективизм присущ также относительно важных событий — молокане сообща отмечают помолвки, свадьбы, провожают в последний путь покинувших мир земной; наблюдается взаимопомощь и поддержка в любом деле.

Важно отметить, что в первых молоканских поселениях последователи учения выступали с просьбами открыть школы для обучения детей. Таким образом в некоторых сёлах появились начальные школы с тремя классами образования, для дальнейшего получения образования необходмо было ехать в ближайший город, что было проблематично.

В наши дни в Армении существует лишь одна государственная русская школа, которая в 2024 году отметит своё 55-летие, и находится она в молоканском селе

Фиолетово. В XIX-ом и начале XX века сельская школа находилась в разное время в разных домах.

Выводы

Таким образом, молокане, воспитывая детей в полном соответствии со своими религиозными и социально-этическими взглядами, стремятся сохранить и укрепить основы своего учения и общинный уклад жизни. Важную роль в воспитании подрастающего поколения играют духовное просвещение и воспитание. С младенчества прививается уважительное отношение к старшим, традициям общинной жизни, собраниям и религиозным источникам. Книги в доме молокан — Библия, Песенник, Молитвенники и др. — исключительно религиозные. Что касается учебной литературы, то молокане редко приобретают подобные книги и пользуются теми, что предоставляются школой.

References:

1. Butkevich T.I. Russian sects and their rumors. - M.: Tsentrpoligraf, 2018. - 559 p.

2. Shuvaeva E.A. Armenian Molokans: a modern ethnographic portrait. [electronic resource]. - 2023. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7armyanskie-molokane-sovremennyy-etnograficheskiy-portret //Date of access: 02.20.2024

3. Team of authors. The teaching of spiritual Christians. - M.: Book on demand, 2013. -104 p. Reprint edition based on the 1903 edition.

4. Kalmykov M.S. Prayer book and rituals of spiritual Christians (Molokans). - M.: Book on demand, 2013 - 114 p. Reprint edition based on the 1906 edition.

5. Semenov I.Ya. History of the Transcaucasian Molokans and Doukhobors. - Yerevan: Author's edition, 2001. - 124 p.

6. Lynch G.F. B. Armenia: Travel Essays and Studies / Transl. from English E. Dzhunkovsky: in 2 volumes. - Gift edition of the original of 1910.

7. Pilnyak B. A. Selected works. - M.: Fiction, 1976. - 702 p.

Information about the author:

Elena Alekseevna Shuvaeva (Armenia, Russia) - Works at the Russian Center of Science

and Culture in Yerevan. Works as Deputy Chairperson at the Association of Veterans of the

Republic of Armenia. Teaches Russian literature at Yerevan State University (Ijevan Branch).

Member of the Writers Union of Armenia and the Writers Union of Russia.

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-7759-7306

https://www.researchgate.net/profile/Elena-Suvaeva

Acknowledgements: The author expresses gratitude to the reviewers. Author's contribution: The work is solely that of the author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.