Научная статья на тему 'Переход к электронному правительству и национальная специфика: чему учит опыт Китая?'

Переход к электронному правительству и национальная специфика: чему учит опыт Китая? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1488
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / NATIONAL IDENTITY / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дьякова Елена Григорьевна

Проанализирован опыт Китая в сфере перехода к электронному правительству. Показано, что приоритетом при внедрении ИКТ в государственное управление является усиление надзора со стороны центральной власти за региональными властями и поддержание устойчивого экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-Government implementation and national specifity: what can we learn from the experience of China?

China’s experience of egovernment implementation indicates the presence of a number of specific features. The aim of ICT implementation in public administration is to strengthen the supervision of regional authorities by the central government and to maintain sustainable economic development.

Текст научной работы на тему «Переход к электронному правительству и национальная специфика: чему учит опыт Китая?»

ПЕРЕХОД К ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА: ЧЕМУ УЧИТ ОПЫТ КИТАЯ?

Посвящается 25-летию Института Уральского отделения РАН

УДК 363.637

Переход к электронному правительству, т.е. к использованию информационных технологий в государственном управлении, является общемировым процессом. С 2001 года Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (иы DESA) осуществляет мониторинг развития электронного правительства в 192 странах мира.

В основе мониторинга лежит т.н. «пирамида электронного правительства», отражающая основные стадии ее формирования.

Стадия 1. Возникновение «электронного правительства» - появление электронных страниц или официальных сайтов органов власти с минимальным набором официальной информации.

Стадия 2. «Повышенная» - создание архивов, появление ленты новостей, размещение образцов официальных документов.

Стадия 3. «Интерактивная» - отправка налоговых деклараций или заявлений в электронном виде

Стадия 4. «Трансакционная» - переход к оказанию государственных услуг полного цикла в режиме «24 часа в сутки 7 дней в неделю».

Стадия 5. «Сетевое государство» - взаимодействие с фронт-офисом, функционирующим на основе интегрированного бэк-офиса.

Лидеры в сфере перехода к электронному правительству, которым удалось выше всех подняться по ступеням пирамиды, постоянно меняются. Так, лидер 2003 года США в 2012 году оказались на пятом месте.

Россия в 2012 году совершила рывок с 59-й позиции в рейтинге 2010 года на 27-ю позицию. Этот успех объясняется созданием в Российской Федерации «очень солидного и репрезентативного портала государственных услуг со ссылками на все министерства и ведомства и богатым набором технических функций», который обеспечивает точку единого доступа ко всем государственным и муниципальным услугам [14, с. 39].

философии и права

Е.Г. ДЬЯКОВА

В целом в полном соответствии с теорией диффузии инноваций среди лидеров по уровню развития электронного правительства преобладают развитые страны. В 2012 году это были Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Дания и США. Как показал О. Халил, объем валового внутреннего продукта и доход на душу населения являются решающим фактором, влияющим на уровень развития электронных государственных услуг [9, с. 397].

Означает ли это, что опыт стран, где объем ВВП и доход на душу населения ниже европейского и северо-американского, не представляет интереса?

Мы исходим из того, что, хотя мониторинг иы DESA позволяет уравнивать страны с очень разными политическими и управленческими традициями, приводя все разнообразие развития к некоему набору общезначимых стадий и показателей, в его рамках не учитываются социальный и культурный контексты, в которых функционируют управленческие органы, так же, как особенности политического режима.

Между тем управленческие решения, вполне разумные в рамках одной административной традиции, могут оказаться неэффективными и даже контрпродуктивными в рамках другой. (В качестве примера глобальной административной реформы, которая привела к катастрофическим результатам, сошлемся на опыт внедрения «нового государственного менеджмента» в странах Восточной Европы - см. [3]).

К сожалению, при мониторинге электронного правительства эксперты иы DESA неявно исходят из модели, построенной на американском опыте. Эта модель основана на уже упоминавшихся принципах «нового государственного менеджмента» и предполагает перенос в сферу электронного правительства опыта электронной торговли. Этот процесс отражал специфику американской управленческой культуры, которая традици-

онно определяется как «административная слабость при нормативной силе» (центральная власть имеет ограниченные возможности напрямую воздействовать на нижестоящие властные звенья и на бизнес и управляет посредством выдвижения нормативных требований) [8]. Ориентация на американскую модель электронного правительства во многом объясняется тем, что концепция «е-government» выполняет важнейшую идеологическую функцию, выступая как институциональный миф, обеспечивающий устойчивость органов власти путем приведения их деятельности в формальное соответствие с внешними критериями рациональности [4].

В странах, где традиция предполагает административное, а не нормативное воздействие на объекты управления, формирование электронного правительства может базироваться на иных принципах. Особый интерес в этом плане представляет опыт Китая, учитывая, с одной стороны, многовековую уникальную управленческую традицию, а с другой - процесс модернизации системы государственного управления, который осуществляется последние тридцать лет. Хотя в рейтинге развития электронного правительства Китай занимает только 78 место (прежде всего из-за недостаточно высокого уровня развития человеческого капитала, т.е. доли граждан с законченным средним образованием), формирование электронного правительства является одним из приоритетных направлений административной реформы и уже принесло определенные плоды.

Вопрос о том, в какой мере модернизация государственного управления в КНР опирается на традиционные устои, а в какой их преодолевает, является остро дискуссионным. Существуют крайние точки зрения. Так, по мнению Д.С. Воропаева, модернизация управления в Китае ограничивается симу-лятивным дискурсом, не затрагивая основ конфуцианской по своей сути системы государственного управления. В основе этого вывода лежит лингвистический детерминизм («символический характер письменности обусловливает командное место политики в обществе и форму государства» [1, с. 20]). Поэтому модернизация Китая обусловливается вызовом «коллективной потери лица», ограничивается мерами, способствующими увеличению «совокупной мощи» государства, и совершается на собственной цивили-зационной основе посредством конкретно-символического мышления, в соответствии с формулой Дэн Сяопина: «переходить реку, ощупывая камни» ([1, с.12]).

Большинство исследователей китайских управленческих реформ стоят на позициях не лингвистического, а институционального детерминизма, и полагают, что модернизация означает определенный разрыв с тра-

дицией. Это касается как отечественных, так и зарубежных китаеведов. Например, Б.Н. Кузык и М.Л. Титаренко подчеркивают, что установка реформаторов на приоритет экономики означает отход от тысячелетней конфуцианской традиции пренебрежения коммерцией как низкой сферой человеческой деятельности. Они особо отмечают ту роль, которую в трансформации традиционной управленческой модели играют информационно-коммуникационные технологии: они «не только создают возможности для существенной оптимизации функционирования государственного аппарата, для создания так называемого электронного правительства, но и закладывает совершенно новую основу для формирования гражданского общества в Китае» [2, с. 50].

Если посмотреть, как оценивают административные реформы сами китайские исследователи, выяснится, что, по их мнению, «все преобразования осуществляются на путях социализма с китайской спецификой, а если заимствования из западной модели реформирования и происхо[дят], то только с учетом накопленного опыта и учета конкретной ситуации» [5, с. 47]. При этом допускается сосуществование старых и новых структур управления, чтобы не нарушать взаимосвязей внутри системы. Главной целью реформирования объявляется «служение развитию экономики, а вместе с ней - богатству и процветанию всего общества» [5, с. 49].

Анализируя переход к электронному правительству в Китае, мы увидим, что приоритеты расставляются совсем иначе, чем это делается в США и странах Евросоюза. Но сначала немного истории.

Впервые на важность информатизации (в Китае используется советский термин «информатизация», а не западный термин «компьютеризация») для модернизации государственного управления указал Дэн Сяопин еще в 1984 году. В 1992 году в КНР приступили к созданию автоматизированных систем управления (еще один советский термин) в органах власти. В 1997 году были сформулированы 24 основных направления китайской информатизации, включающие планирование, государственное доминирование, единые стандарты, единую архитектуру, связи между органами власти, объединение ресурсов и др.

В итоге целой серии административных перестроек к 1998 году было создано Министерство информационной промышленности, и с января 1999 года стал реализоваться проект «Правительство онлайн» - первый официальный проект в сфере электронного правительства в Китае. Он был направлен на создание электронных баз данных и облегчение доступа к ним представителей бизнеса и граждан.

В 2002 году был опубликован Декрет № 17 Аппарата Государственного Совета КНР, в котором были изложены руководящие принципы формирования электронного правительства. В Декрете было указано на необходимость формирования доступной для граждан базы административной информации и ускорение предоставления такой информации путем создания веб-сайтов и системы электронных сервисов. Однако более важной задачей было названо улучшение системы административного контроля и предоставления бизнес-услуг (так называемые «золотые проекты»: «Золотые налоги», «Золотая таможня», «Золотой финансовый надзор» и т.п.). Как было разъяснено в связи с принятием Декрета № 17, «посредством электронного правительства мы сможем упорядочить функции и зоны ответственности и четко распределить функции между различными подразделениями», а также улучшить взаимодействие между подразделениями, включая обмен информацией, и тем самым обеспечить граждан эффективными и честными услугами. При этом особо подчеркивалось, что переход к электронному правительству предполагает поддержание стабильности, т.е. поиск баланса между открытостью и безопасностью [цит. по 13, с. 15-16]. Размещение он-лайн информации о деятельности региональных органов власти рассматривалось как важный инструмент контроля со стороны вышестоящих органов. Кроме того, в рамках электронного правительства поощрялось создание систем обратной связи, позволяющих гражданам жаловаться на местные власти (еще один инструмент контроля).

Почему приоритетом при формировании электронного правительства оказались контрольные функции? Дело в том, что в процессе административных реформ 80-х - 90-х годов значительная часть полномочий была передана местным властям для того, чтобы способствовать экономическому росту. В результате они обрели немалую независимость. Более того, как отмечают М. Титаренко и Б. Кузык, «для центра становилось] все более затруднительным получение систематической и достоверной информации о положении в регионах» [2, с. 52]. Ситуация усугублялась (и продолжает усугубляться) усиливающимся разрывом между западными (приморскими) регионами, превратившимися в «мировую фабрику», и восточными (внутренними) территориями, практически не затронутыми модернизацией и глобализацией. Конечно, согласование интересов центра и регионов -это политический, а не административный процесс, однако электронное правительство с самого начала рассматривалось как новый и эффективный инструмент контроля за региональными элитами сверху.

К.Т. Лю довольно подробно описал ожидания, связанные с электронным правительством. Оно призвано «повысить административную эффективность, поскольку государственные служащие получат возможность контролировать ежедневные операции и поддерживать требуемый уровень подотчетности, основываясь на функциях, обеспечиваемых новой технологий» [11, с. 89]. Кроме того, переход к электронному правительству должен обеспечить более надежную коммуникацию между центральным правительством и региональными органами власти, что позволит более полно прояснять суть новых политических задач и программ, а также своевременно выявлять социальные проблемы. Более того, руководители из бедных восточных регионов получат доступ к новым идеям и опыту богатых западных регионов, а также смогут рассчитывать на поддержку их руководителей при реализации своих проектов.

Аналогичным образом ожидания, связанные с электронным правительством, были описаны в более ранней работе М. Лянджи, Дж. Чуня и С. Торсона. Они также указали на то, что данная реформа в первую очередь направлена не на улучшение качества государственных услуг, повышение прозрачности и подотчетности (что является целью внедрения электронного правительства в США), а на усиление контроля со стороны центральной власти за региональными властями путем организации постоянного надзора и мониторинга, а в конечном счете - на поддержание устойчивого экономического развития [10, с. 24].

Эта идеология получила дальнейшее развитие. В настоящее время электронное правительство рассматривается в Китае не только как инструмент контроля сверху, но и как инструмент дополнительного контроля снизу, через подачу гражданами жалоб и обращений. Отсюда поощрение консультационной демократии на муниципальном уровне, что и представляет собой китайскую версию «открытого правительства». Идеологической основой для него служит левое неоконфуцианство, развивающее традиционную идею обязанности [просвещенных] подданных открыто критиковать власть, если она уклоняется от правильного пути (подробнее см. [6]).

Та же тенденция - внедрять прежде всего дисциплинирующие аспекты административных технологий - характерна и для использования китайскими властями принципов «нового государственного ме-неджемента» (см. [7]).

Кроме того, следует учитывать, что в процессе реформирования используются скорее общие принципы и направления соответствующей управленческой моде-

ли, чем какая-либо конкретная ее форма, внедренная на Западе.

В целом выстраиваемая в КНР система носит вполне логичный характер и соответствует китайским административным традициям сильного государства с низким уровнем отчуждения граждан от власти (конфуцианство предполагает очень небольшую дистанцию власти от общества). Использование информационных технологий направлено на повышение легитимности власти путем роста ее эффективности, с упором на «порядок, а не демократические идеалы, технократический контроль, а не гражданское участие (кроме низового), управляемость, а не тип режима» [15, с. 311].

В сущности, примерно об этом говорилось и в Отчете иы ЬеБА 2012 года, где указывается, что китайское правительство «предпринимает меры, чтобы повысить качество официального портала путем предоставления всесторонней информации, интегрированных услуг, объединяющих разные сектора и взаимодействия между органами власти и гражданами» [14, с. 25]. Подчеркивается также стремление Китая развивать открытое правительство, т.е. обеспечивать доступ граждан к информации, накопленной органами власти в процессе своей деятельности.

Китайский опыт перехода к электронному правительству показывает ограниченность «модельного» подхода к анализу такого перехода и необходимость изучения социальных и культурных контекстов, в которых он осуществляется. Что касается эффективности электронного правительства в Китае, мы можем только согласиться с мыслью М.Л. Титаренко и Б.Н. Кузыка о том, что «объективная обоснованность восприятия успехов современных китайских реформ как нового этапа расцвета национальной культуры будет видна лишь через сравнительно длительный промежуток времени» [2, с. 395].

В целом еще раз подтверждается сделанный Р. Роузом на основе сравнительного анализа процессов перехода к электронному правительству в восточно-азиатском регионе вывод - для того, чтобы понять, какую роль Интернет играет в государственном управлении, требуется понять, как такое управление осуществлялось без Интернета [12, с. 338], то есть какие ценности, нормы и интересы реализовались в уже сложившихся государственных институтах. Поэтому использование при оценке перехода к электронному правительству деконтекстуализированных моделей, не учитывающих национальную специфику, является по определению ограниченным и не учитывает вполне реальных достижений целого ряда стран.

1. Воропаев, Д.С. Социокультурные основания китайской модели политической модернизации [Текст] / Д.С. Воропаев: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М.: МГУ, 2012. 27 с.

2. Кузык, Б.Н. Китай - Россия 2050: Стратегия саморазвития [Текст] / Б.Н. Кузык, М.Л. Титаренко. М.: Российская Академия наук, 2006. 656 с.

3. Рандма-Лийв, Т. О применимости «западных» теорий государственного управления в посткоммунистических странах [Текст] / Т. Рандма-Лийв // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 73-87.

4. Трахтенберг, А.Д. Электронное правительство: состоится ли «изобретение государства заново»? [Текст] / А.Д. Трахтенберг // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. 2012. Вып. 12. Екатеринбург (в печати).

5. Чуньянь, В. Этапы и содержание трансформации аппарата государственной власти Китая [Текст] / В. Чуньянь // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 2 (77). С. 38-49.

6. Bell, D.A. Reconciling Socialism and Confucianism? Reviving Tradition in China [Text] / D.A. Bell // Dissent, 2010. V. 57, № 1. Pp. 91-99.

7. Christensen, T. Administrative Reform in China's Central Government - How Much "Learning from the West"? [Text] / T. Christensen, D. Lisheng, M. Painter // International Review of Administrative Sciences. 2008. V. 74 (3). Pp. 351-371.

8. Dobbin, F. The Strength of a Weak State: The Rights Revolution and the Rise of Human Resources Management Divisions [Text] / F. Dobbin, J.K. Sutton // American Journal of Sociology, 1998. V. 104, № 2. Pp. 441-476.

9. Khalil, O. E-Government Readiness: Does National Culture Matter? [Text] / O. Khalil // Government Information Quarterly, 2011. V. 28. Pp. 388-399.

10. Lianjie, М. E-Government in China: Bringing Economic Development Through Administrative Reform [Text] / М. Lianjie, J. Chung, S. Thorson // Government Information Quaterly. 2005. V. 22. Pp. 20-37.

11. Liou, K.T. E-Government Development and China's Administrative Reform [Text] / K.T. Liou // International Journal of Public Administration. 2007. V. 31 (1). Pp. 76-95.

12. Rose, R. Governance and the Internet [Text] / R. Rose // Global Change and East Asian Policy Initiatives. New York: Oxford University Press, 2004. Pp. 337-364.

13. Seifert, J.W. Using E-Government to Reinforce Government Citizen Relationships: Comparing Government Reform in the United States and China [Text] / J.W. Seifert, J. Chung // Social Science Computer Review. 2009. V. 27. № 1. Pp. 3-23.

14. UN Department of Economic and Social Affairs. United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People. UN, 2012. 160 p. [Электронный документ]. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/ groups/public/documents/un/unpan048065.pdf. (дата обращения: 25.03.2013).

15. Yang Dali L. Remaking the Chinese Leviathan: Market Transition and the Politics of Governance in China [Text] / L. Dali Yang/ Stanford, CA: Stanford Univ. Press. 2003. 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.