ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 Юридические науки Выпуск 4(26)
III. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 34.096
ПЕРЕДА ЧА ЭНЕРГИИ МЕСТНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ:
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Ю.С. Асессоров
Ассистент кафедры микропроцессорных средств автоматизации
Пермский государственный национальный исследовательский политехнический университет
614990, г. Пермь, Комсомольский просп., 29
Е-mail: [email protected]
А.В. Асессорова
Ассистент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
614990, г.Пермь, ул. Сибирская, 24
Е-mail: [email protected]
Введение: современная стратегия Российской Федерации в области энергетики имеет главной целью достижение эффективного использования энергетических ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является строительство местного объекта генерации электроэнергии. Цель: рассмотреть правовой режим учета потребления и генерации энергии объекта распределенной генерации. Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов познания, ведущую роль среди которых для целей данного исследования играют формально-догматический и системный методы. Результаты: проанализирован нормативно-правовой корпус РФ в аспекте ведения учета электроэнергии объекта распределенной генерации. Выводы: купля-продажа электроэнергии, генерируемой-потребляемой объектом распределенной генерации осуществляется на розничном рынке электроэнергии. К технологическому присоединению объектов распределенной генерации не предъявляется особых требований, присоединение осуществляется в общем порядке.
Ключевые слова: электроэнергетика; энергетическое право; учет и распределение электроэнергии,
распределенная генерация
Введение
В настоящий момент энергоэффективность и энергосбережение являются приоритетными направлениями развития науки, технологии и техники в Российской Федерации. Необходимо отметить, что, согласно указу Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»», критически важно развитие технологий создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии [6]. В рамках планирования стратегического инновационного развития
© Асессоров Ю.С., Асессорова А.В., 2014
Российской Федерации на период до 2020 года была поставлена задача развития высокотехнологичной энергетики, которая получила отражение в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года». Реализация этой задачи наиболее оптимальным образом достигается через формирование устойчивых региональных энергетических систем на основе экономически эффективного сочетания использования местных и привозных источников энергии, оптимального режима работы региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры. Это возможно лишь с использованием распределенной генерации электроэнергии, которая будет высоко интегрирована в интеллектуальные системообразующие и распределительные электрические
сети нового поколения, имеющие в своем составе большую часть активных узлов, оснащенных большим числом измерительных каналов, исполнительных органов, позволяющих управлять системой электроснабжения в режиме реального времени.
Режимы работы объектов распределенной генерации
Источниками электрической и тепловой энергии в распределенной генерации могут быть различные преобразователи на основе возобновляемых и невозобновляе-мых источников энергии, располагающиеся в непосредственной близости от потребителей.
Распределенная генерация для узла нагрузки может быть единственным источником энергии, тогда вся нагрузка абонента ложится на этот автономный объект распределенной генерации. Присоединение к внешним сетям не осуществляется.
Распределенная генерация для узла нагрузки может быть вспомогательным источником энергии, тогда потребитель запи-тывается от объекта распределенной генерации, работающего синхронно внешней сети. Локальная генерация, в отношении электроснабжения нагрузки, может использоваться в различных режимах: а) работа распределенной генерации на постоянной мощности для покрытия минимальной нагрузки объекта, остальная часть потребности объекта в мощности берется из внешней энергосети; б) работа распределенной генерации на переменную мощность, для минимизации, или же полного устранения, потребления электрической энергии из внешней сети; в) работа распределенной генерации на постоянной мощности для покрытия полупиковой мощности нагрузки, при этом часть времени, в часы минимума нагрузки, электроэнергия будет передаваться в сеть, и часть времени, в часы максимума нагрузки, электроэнергия будет потребляться из внешней сети.
Распределенная генерация для узла нагрузки может быть основным источником энергии, когда мощности локальной генераций достаточно для покрытия пиковой мощности нагрузки, тогда избытки вырабатываемой мощности постоянно передаются во внешнюю сеть.
Последние режимы и вызывают наибольшее количество вопросов, как в техническом, так и в правовом «поле». Например, вопросы управления режимами генерации-потребления электрической энергии и вопросы учета этой электроэнергии.
Нормальный режим работы электроэнергетической системы характеризуется установившимся режимом, который определяется одновременностью процессов генерирования и потребления одного и того же количества электрической мощности. В любой момент установившегося режима электроэнергетической системы суммарная мощность, вырабатываемая генераторами электростанций, должна быть равна суммарной потребляемой мощности и мощности потерь в этот же момент времени. Такое соотношение вырабатываемой и потребляемой мощностей называется балансом активной мощности [1, с. 4].
Таким образом, в случае невозможности точного регулирования локального объекта распределенной генерации на мощность, соответствующую текущей мощности собственного узла нагрузки возникает небаланс мощности, который ведет к потреблению электроэнергии из внешней сети или к выдаче ее во внешнюю сеть. Это может превращать субъект рынка электрической энергии из потребителя в поставщика и наоборот, ведет к необходимости ведения финансовых расчетов за покупку и продажу электроэнергии.
Правовой режим выработки и потребления энергии объектами распределенной генерации
Объекты распределенной генерации не являются объектом специального нормативно-правового регулирования - нормы, регламентирующие ее деятельность, содержатся в различных нормативно-правовых актах различной отраслевой принадлежности. Интересующим нас аспектом этого регулирования является учет потребления и генерации электрической энергии, объектами распределенной генерации.
Федеральный закон «Об электроэнергетике» (от 26 марта 2003 г. №35-Ф3) указывает в ст. 6, что принципами государственной политики в области электроэнер-
гетики являются, в том числе, принцип «свободы экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии», «использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии», и «обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики» [5]. В этом же законе содержатся основные принципы регламентации доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электроэнергии (ст. 26). В частности, п. 1 допускает, что возможно «технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам». Порядок технологического присоединения для этих иных лиц, судя по всему, такой же, как и для сетевых организаций. Этот порядок обозначен в указанном законе, а также ему посвящено отдельное постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям». В этом постановлении и «Правилах технологического присоединения энергопринима-ющих устройств потребителей электриче-
ской энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» такие различные объекты как энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, объекты по производству электрической энергии, и объекты электросетевого хозяйства, объединены в понятие «энергоприни-мающие устройства» [4], что не совсем верно с технической точки зрения, однако позволяет сделать вывод о едином порядке регулирования их деятельности в отношении технологического присоединения. Следует отметить, что объекты распределенной генерации могут выполнять все эти функции в различные периоды своей работы.
«Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861) в п. 3 закрепляют принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Важно отметить, что в п. 5 Правил установлена возможность присоединения энергоприни-мающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, и объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций. Такой способ назван «опосредованный присоединением к электрической сети» и означает, что потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии. Важным является и п. 6 Правил, который устанавливает, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, «вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объек-
тов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии», в таком случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций, для которых предусмотрен отдельный порядок заключения договоров о передаче электрической энергии (п. 34-42 Правил). Интересно при этом, что не признается услугой по передаче электрической энергии деятельность потребителя (производителя) электрической энергии, использующего электрическую энергию при предоставлении ему жилых и нежилых помещений в аренду, в наем и (или) эксплуатацию (п. 7).
«Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861) в п. 3 закрепляют обязанность сетевой организации по выполнению в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятий по технологическому присоединению при наличии технической возможности технологического присоединения. Утверждается, что любые лица «имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям» (п. 4). В целом порядок технологического присоединения состоит из следующих этапов: сначала субъект, желающий осуществить технологическое присоединение, подает заявку в сетевую организацию; затем сетевая организация обязана заключить с ним договор о технологическом присоединении (причем если сетевая организация необоснованно отказывает или уклоняется от заключения договора, то предусмотрена возможность обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взысканию убытков, причиненным таким необоснованным отказом или уклонением); затем получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов
заявителя; далее осуществления мероприятий по собственно фактическому присоединению к сети, и составление акта о присоединении. Среди прочих документов и сведений, которые входят в пакет заявки, находим наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, с указанием соответствующего вида договора в отношении энергопринимающих устройств (подп. «л» п. 9). После заключения договора о присоединении заявитель вправе самостоятельно направить необходимые для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, документы с приложением копии заключенного договора в адрес соответствующего субъекта розничного рынка, с которым намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (п. 9 (1). При этом уже в п. 15 указано, что если заявитель намеревается заключать договоры купли-продажи электроэнергии, то «сетевой организацией в адрес заявителя направляется заполненный и подписанный в двух экземплярах проект договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, неотъемлемой частью которого после завершения процедуры технологического присоединения являются установленные документами о технологическом присоединении условия из числа существенных условий договора на оказание услуг по передаче электрической энергии».
Представляется необходимым отметить, что понятие услуги по передаче электрической энергии не тождественно понятию поставки (подачи) электрической энергии. Последняя имеется в виду в качестве предмета договора энергоснабжения, которому посвящен §6 главы 30 Гражданского кодекса РФ.
Терминологическая некогерентность является характерным признаком анализируемых законодательных норм в сфере электроэнергетики. Ранее в законодательстве существовала дифференциация катего-
рий «производство», «передача электрической энергии» и «распределение электрической энергии», что с технической точки зрения в общем виде соответствовало процессам, происходящим в электроэнергетических системах. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. №49) утвердило «Основные направления реформирования электроэнергетики российской федерации», где в п. 1 [2] приводятся следующие определения:
• «производство энергии (генерация)» - коммерческая деятельность организаций, независимо от организационно-правовой формы, по производству и продаже (поставке) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи (поставки) потребителям;
• «передача электрической энергии (мощности)» - оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка электроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи;
• «распределение электрической энергии (мощности)» - оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового и розничных рынков услуг по поставке электрической энергии (мощности) потребителям по электрическим сетям;
• «сбыт энергии (мощности)» - продажа конечным потребителям, в том числе на основании договоров энергоснабжения, электрической энергии (мощности) производителями электрической энергии (мощности), получающими ее от собственных генерирующих источников, и сбытовыми компаниями.
Смысловое единство этих понятий является неустойчивым. Производство следовало бы отделять от понятий поставка, продажа, так как это различные процессы в техническом плане. И, напротив, понятия «передача электроэнергии» и «распределе-
ние электроэнергии» технически равнозначны, с одной особенностью, что в «передачу» исключительно включены процессы по магистральным линиям электропередачи, которые являются линиями высоких (110330 кВ) и сверхвысоких напряжений (выше 330 кВ). Что, видимо, подразумевает что «распределение» относится к передаче ЭЭ по электрическим сетям средних (6-35 кВ) и низких напряжений (до 1000 В).
Следует отметить, что в постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» потребление электроэнергии в техническом плане никак не отражено в данной классификации. Указана лишь роль поставщика электрической энергии в момент ее продажи потребителям. Таким образом возникает некоторая однобокость изложения ролей при производстве-передаче-потреблении электроэнергии.
Более конкретизированное описание возможных ролей объектов распределенной генерации появилось лишь в постановлении Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 11.08.2014) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», которое раскрывает порядок функционирования розничного рынка электрической энергии, к которому, в большинстве случаев, как имеющие мощность менее 25 МВА, относятся объекты распределенной генерации [2, 5]. В данном постановлении в подп. 5 ст. 2 дается определение «потребитель с блок-станцией», которому и соответствует рассматриваемый объект - распределенная генерация. В подп. 7 ст. 1 к производителю электрической энергии на розничном рынке также «приравнивается потребитель с блок-станцией, продающий на розничном рынке электрическую энергию, произведенную на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), в пределах объемов продажи, определяемых в соответствии с настоящим документом, в случае если на объект по производству электрической энергии (мощности) не распространяется требование о реализации этой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке...»
Выводы
Для повышения энергоэффективности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации возможно применение местных электростанций. Современные тенденции организации местных электростанций представляется в виде распределенной генерации - множества электростанций малой мощности, приближенных к узлам нагрузки. В большинстве случаев электростанция и узел нагрузки, принадлежащие одному собственнику, имеет одну точку общего присоединения к внешней энергосистеме, что позволяет говорить о них как об одном субъекте электроэнергетики. Данный субъект может вести как потребление, так и выдачу электрической энергии во внешнюю энергосистему.
В виду относительно малой мощности субъектов электроэнергетики распределенной генерации и узлов нагрузки купля-продажа электрической энергии осуществляется на розничном рынке электрической энергии и мощности.
Проанализировав правовой режим учета выработки и потребления электрической энергии объекта распределенной генерации можно сделать вывод, что технологическое присоединение объектов распределенной генерации к сетям осуществляется в общем порядке. Договор электроснабжения, включающий учет, и, соответственно, финансовый расчет, потребления и выработки электроэнергии с сетевой компанией заключается в общем порядке.
В связи с отмеченными аспектами можно сделать вывод о том, что актуальное определение услуг по передаче электрической энергии, данное в ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике», как «комплекса организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями», является не вполне технически точным.
К настоящему моменту «законодательно не отчерчен круг субъектов в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии» [8, с. 156], и представляется
возможным говорить о, во-первых, принципиальной допустимости генерации электрической энергии в сеть объектом распределенной генерации, во-вторых, о едином порядке правового регулирования передачи электрической энергии объектов распределенной генерации с остальными производящими энергию субъектами.
Библиографический список
1. ГОСТ 21027-75. Системы энергетические. Термины и определения. М.: Стан-дартинформ, 2005. 6 с.
2. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 11 июля 2001 г. №526 (ред. от 20.03.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №29, ст. 3032.
3. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии: постановление Правительства Рос. Федерации от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 11.08.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. №23, ст. 3008.
4. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.08.2014): постановление Правительства Рос. Федерации от 27 дек. 2004 г. №861 (ред. от 31.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004, №52, ч. 2, ст. 5525.
5. Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.08.2014): постановление Правительства Рос. Федерации от 27 дек. 2010 г. №1172 (ред. от 23.08.2014) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. №14, ст. 1916.
6. Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий): распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2012 г. №1273-р // Собрание законодательства РФ. 30.07.2012 №31, ст. 4403, п. 34.
7. Об электроэнергетике: Федер. закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. №13, ст. 1177.
8. Яковлева С.Б. Правовой статус субъектов договора оказания услуг по передаче электрической энергии // Актуальные проблемы рос. права. 2012. №2. С. 148156.
References
1. GOST 21027-75. Sistemy energeticheskie. Terminy i opredeleniya [GOST 21027-75. Power systems. Terms and definitions]. M.: Standartinform, 2005. 6 s. (In Russ).
2. O reformirovanii elektroenergetiki Ros-siyskoy Federatsii: postanovlenie Pravi-tel'stva Ros. Federatsii ot 11 iyulya 2001 g. №526 (red. ot 20.03.2013) [About reforming of power industry of the Russian Federation: the resolution of the government of the Russian Federation of July 11, 2001 No. 526 (edition of 20.03.2013)] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii - Russian Federation Code. 2001. №29, st. 3032. (In Russ).
3. O funktsionirovanii roznichnykh rynkov elektricheskoy energii, polnom i (ili) chas-tichnom ogranichenii rezhima potrebleniya elektricheskoy energii: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 4 maya
2012 g. №442 (red. ot 11.08.2014) [About functioning of the retail markets of electric energy, full and (or) partial restriction of the mode of consumption of electric energy: resolution of the government of Dews. Federations of May 4, 2012 No. 442 (edition of 11.08.2014)] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii - Russian Federation Code. 2012. №23, st. 3008. (In Russ).
4. Ob utverzhdenii Pravil nediskriminatsion-nogo dostupa k uslugam po peredache elektricheskoy energii i okazaniya etikh uslug, Pravil nediskriminatsionnogo dostu-pa k uslugam po operativno-dispetcherskomu upravleniyu v elektroen-ergetike i okazaniya etikh uslug, Pravil nediskriminatsionnogo dostupa k uslugam administratora torgovoy sistemy optovogo rynka i okazaniya etikh uslug i Pravil tekhnologicheskogo prisoedineniya ener-goprinimayushchikh ustroystv potrebiteley elektricheskoy energii, ob"ektov po pro-izvodstvu elektricheskoy energii, a takzhe ob"ektov elektrosetevogo khozyaystva, prinadlezhashchikh setevym organi-zatsiyam i inym litsam, k elektricheskim setyam (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.08.2014): postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 27 dek. 2004 g. №861 (red. ot 31.07.2014) [About the approval of Rules of non-discriminatory access to services in transfer of electric energy and rendering these services, Rules of non-discriminatory access to services in supervisory control in power industry and rendering these services, Rules of non-discriminatory access to services of Trading System Administrator of the wholesale market and rendering these services and Rules of technological connection of the power accepting devices of consumers of electric energy, objects on production of electric energy, and also the objects of elec-tronetwork economy belonging to the network organizations and other persons to electric networks (with amendment and additional, BCTyn. in force from 05.08.2014): the resolution of the government of the Russian Federation of December 27, 2004 No. 861 (an edition of 31.07.2014)] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii - Russian
Federation Code. 2004, №52, ch. 2, st. 5525. (In Russ).
5. Ob utverzhdenii Pravil optovogo rynka el-ektricheskoy energii i moshchnosti i o vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii po voprosam organizatsii funktsionirovaniya optovogo rynka elektricheskoy energii i moshchnosti (s izm. i dop., vstup. v silu s 29.08.2014): postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 27 dek. 2010 g. №1172 (red. ot 23.08.2014) [About the approval of Rules of the wholesale market of electric energy and power and about modification of some acts of the Government of the Russian Federation concerning the organization of functioning of the wholesale market of electric energy and power (with changes and additions, I came into force from 29.08.2014): the resolution of the government of the Russian Federation from 27 Dec. 2010 No. 1172 (edition of 23.08.2014)] // Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii - Russian Federation Code. 2011. №14, st. 1916. (In Russ).
6. Ob utverzhdenii perechnya tekhnologiy, imeyushchikh vazhnoe sotsial'no-ekonomicheskoe znachenie ili vazhnoe znachenie dlya oborony strany i bezopas-
ENERGY TRANSFER OF LOCAL
nosti gosudarstva (kriticheskikh tekhnologiy): rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 14 iyulya 2012 g. №1273-r [About the approval of the list of the technologies having important social and economic value or importance for defense of the country and safety of the state (critical technologies): the order of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 1273-r] // Sobranie za-konodatel'stva RF - Collection of the legislation of the Russian Federation 30.07.2012 №31, st. 4403, p. 34. (In Russ).
7. Ob elektroenergetike: Feder. zakon ot 26 marta 2003 g. №35-FZ (red. ot 21.07.2014) [About power industry: The federal law of March 26, 2003 No. 35-FZ (edition of 21.07.2014)] // Sobr. za-konodatel'stva Ros. Federatsii - Russian Federation Code 2003. №13, st. 1177. (In Russ).
8. Yakovleva S.B. Pravovoy status sub"ektov dogovora okazaniya uslug po peredache elektricheskoy energii [Legal status of subjects of the contract of rendering services in transfer of electric energy] // Aktual'nye problemy ros. prava - Actual problems of Russian law. 2012. №2. S. 148-156. (In Russ).
WER PLANT: LEGAL ASPECTS
Y.S. Asessorov
Perm State National Polytechnic University 29, Komsomolskiy ave., Perm, 614990 E-mail: [email protected]
A.V. Asessorova
Perm State Humanitarian-Pedagogical University 24, Siberian st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]
Introductions: Modern Strategy of the Russian Federation in the field of energy has the main purpose of achieving efficient use of energy resources. The construction of local power plants is one way to accomplish this purpose. Purpose: the examining of legal regime of accounting of energy generation and energy consumption of distributed energy resources. Methods: The methodological basis of the research is a set of methods of cognition: universal, general science and privates science. Leading role for the purposes of this research are formal dogmatic and systematic methods. Results: The legislation of the Russian Federation is analyzed in terms of accounting energy flows of distributed electricity resources. Conclusion: Purchase and sale of electricity generated
and consumption of power plants distributed energy resources is carried out in the retail electricity market. By technological connection of distributed generation is not subject to special requirements, accession shall be effected in the general procedure.
Keywords: electrical power system, energy law, distributed energy resources, accounting of electricity transmission,
electricity market
Информация для цитирования:
Асессоров Ю.С., Асессорова А.В. Передача энергии местной электростанцией: правовой аспект // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 85-93.
Asessorov Y.S., Asessorova A. V. Peredacha energii mestnoy elektrostantsiey: pravovoy aspekt [Energy transfer of local power plant: legal aspects] // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ju-ridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №4(26). Pp. 85-93. (In Russ).