Научная статья на тему 'Перечитывая некоторые страницы протоколов заседаний кафедры библиотековедения'

Перечитывая некоторые страницы протоколов заседаний кафедры библиотековедения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LIBRARIANSHIP / ЗАСЕДАНИЕ КАФЕДРЫ / THE CHAIR MEETING / ПОВЕСТКА ДНЯ / AGENDA / АРХИВ КАФЕДРЫ / CHAIR'S ARCHIVES / TEACHER'S SPEECHES / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPTION / SYLLABUS / УЧЕБНИК / TEXTBOOK / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПРОГРАММА КУРСА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соков Петр Сергеевич

В статье на основе архивных документов кафедры библиотековедения (протоколы 2-х заседаний 1988 и 1992 годов) воссоздан ход обсуждения 4-го издания учебника К. И. Абрамова «История библиотечного дела в России» и учебной программы курса «История библиотечного дела в России и за рубежом» (составитель проф. К. И Абрамов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The course of the discussion of the fourth edition of the textbook The history of the librarianship in Russia by K. I. Abramov and the syllabus The history of the librarianship in Russia and abroad (compiler prof. K. I. Abramov) is reconstructed in the article based on the archives documents of the chair of the librarianship (records of two meetings 1988 and 1992).

Текст научной работы на тему «Перечитывая некоторые страницы протоколов заседаний кафедры библиотековедения»

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

П. С. Соков

ПЕРЕЧИТЫВАЯ НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ КАФЕДРЫ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

В статье на основе архивных документов кафедры библиотековедения (протоколы 2-х заседаний 1988 и 1992 годов) воссоздан ход обсуждения 4-го издания учебника К. И. Абрамова «История библиотечного дела в России» и учебной программы курса «История библиотечного дела в России и за рубежом» (составитель проф. К. И Абрамов). Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, заседание кафедры, повестка дня, архив кафедры, выступления преподавателей, концепция, программа курса, учебник.

The course of the discussion of the fourth edition of the textbook "The history of the librarianship in Russia" by K. I. Abramov and the syllabus "The history of the librarianship in Russia and abroad" (compiler - prof. K. I. Abramov) is reconstructed in the article based on the archives documents of the chair of the librarianship (records of two meetings 1988 and 1992). Keywords: librarianship, the chair meeting, agenda, chair's archives, teacher's speeches, conception, syllabus, textbook.

Меня сегодня - как директора музея истории университета — больше всего привлекает анализ и состояние архивных документов музея, в частности — кафедры библиотековедения, и других подразделений вуза. Музейные фонды постепенно пополняются и, должен сказать, не лежат «мёртвым» грузом. Фондами музея активно пользуются студенты, аспиранты и преподаватели. Так, одна из студенток вечернего факультета использовала архив профессора Н. Н. Щербы для написания о нём дипломного исследования. (Кстати, после защиты, работа поступила в музей.) Другая студентка, обучающаяся на факультете СКД (специализация — про-дюсирование), получила необходимые материалы о 60-летии факультета для разработки специального сценария его празднования. Выполняется большое число различных справок.

В фонды музея поступил ряд ценных документов от вдовы Константина Ивановича Абрамова — Елены Гавриловны Абрамовой. Среди них: копии стенограмм семинара ректоров вузов культуры от 27 ноября 1976 года, расширенного совещания в МК РСФСР с привлечением библиотечных работников с мест по вопросу «Современные проблемы совершенствования и перспективы развития высшего библиотечного образования» от 4 декабря 1975 года, заседа-

ния Учёного совета МГИК «Перспективы совершенствования высшего библио-течно-библиографического образования в стране» от 27 января 1979 года, стенограмма выступления Константина Ивановича Абрамова на Научно-методическом совете (секция библиотечного образования) при Управлении учебных заведений МК РСФСР от 12 марта 1979 года и рекомендации, принятые на этой же секции.

Этими документами сразу же заинтересовались преподаватели факультета информационных ресурсов, в частности профессора Галина Александровна Иванова, Владимир Иванович Терёшин.

Мне бы хотелось поблагодарить Елену Гавриловну Абрамову за эти документы.

Что же касается вопросов заявленной темы, то, на мой взгляд, она представляется очень интересной. Прежде всего надо сказать, что на кафедре своевременно оформляется необходимая документация, в частности протоколы заседаний кафедры. Они представляют особую ценность.

Всегда подробные, насыщенные и информационные. Большая заслуга в этом принадлежит бывшему заведующему кафедрой профессору К. И. Абрамову, нынешнему — профессору А. М. Мазурицкому и секретарям — доцентам Раисе Леонидовне Ведениной (работала

Библиотечно-информационная деятельность

долгие годы) и нынешнему — Тамаре Александровне Барковой.

Заседания кафедры, которые проходили под руководством К. И. Абрамова, это поистине великолепная школа для всего профессорско-преподавательского состава кафедры и особенно аспирантов, будущих учёных, педагогов, Школа педагогики и воспитания — с большой буквы.

Как правило, любое заседание кафедры открывалось вступительным словом заведующего кафедрой. Повестки заседаний кафедры всегда были насыщенными, посвящались не только текущим задачам работы кафедры. На них также определялись перспективы, обсуждались актуальные проблемы развития библиотечной теории, научно-исследовательской работы. Много времени занимало обсуждение готовящихся учебников, учебных пособий, лекций и программ, других материалов.

Мне хочется остановиться на анализе всего трёх протоколов заседаний кафедры. Все они взаимосвязаны между собой. Так, 19 февраля 1988 года обсуждалось четвертое издание учебника К. И. Абрамова «История библиотечного дела в России».

Для справки необходимо сказать отдельно, что от первого обсуждения четвертого издания учебника в 1988 году и до окончательного его выхода в свет прошло 13-14 лет: 1 часть вышла в 2000 году, 2 часть - в 2001 году. Несмотря на то, что Константин Иванович вносил соответствующие изменения и дополнения в учебник, материал, увидев свет, сразу же потребовал незамедлительной переработки. Ведь многие моменты не попали в это издание, это особенно касается статистических материалов.

В обсуждении учебника участвовали преподаватели тогда ещё всех трех учебно-методических комиссий кафедры: библиотечного обслуживания -проф. М. Я. Дворкина (она была тогда членом кафедры, а ныне работает в РГБ), теории и истории библиотечного

дела и библиотековедения (профессора А. М. Мазурицкий, Н. В. Бобылёва, Л. И. Сальникова, П. С. Соков, В. В. Скворцов) и др.

Обсуждение концепции развития истории библиотечного дела после 1917 года проходило с участием преподавателей кафедры документных ресурсов и документационного управления (профессоров Ю. Н. Столярова, В. И. Терё-шина), преподавателей кафедры библиотековедения, при обсуждении выступило 6 человек. Все они участвовали и в общей дискуссии. Это профессора А. Я. Айзенберг, А. Е. Шапошников, П. С. Соков, Н. В. Бобылёва, А. М. Мазу-рицкий, Е. А. Набатникова. Приняла участие в обсуждении и гостья из Киева профессор Ада Сергеевна Чачко.

15 мая 1992 года проходило заседание кафедры с повесткой дня: «Обсуждение программы "История библиотечного дела в России и за рубежом", подготовленной К. И. Абрамовым».

Как обычно Константин Иванович Абрамов очень чётко и обстоятельно изложил своё видение, свой макет программы курса. Он вычленил несколько основных направлений переработки программы.

Первое - показать действительную картину библиотечного дела; второе -переосмысление периодизации, то есть вновь возвратились к проблемам периодизации.

Профессор А. Е. Шапошников в своём выступлении одобрил представленный проект варианта программы, её основное содержание. Он также отметил, что с большим интересом её прочитал. Предложил включить в неё дополнительно 2 темы семинарских занятий: «Библиотечное дело в начале ХХ века (1900-1917 годы)» и «Библиотечное дело в условиях военного коммунизма (1918-1920 годы)», а также дополнительно темы лекций «Библиотеки в годы НЭПа (1920-1925 годы)», «Библиотеки в годы свёртывания НЭПа и укрепления административно-командной системы».

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ март-апрель 2 (34) 2010 г.

Неординарно выступила профессор кафедры Н. В. Бобылёва. Она отметила необходимость наличия в программе ис-торико-методологического раздела. «Многое здесь соприкасается с библиотековедением», — подчеркнула она. В то же время отметила, что нужно сказать о насильственной ленинизации библиотечного дела. Библиотечное дело фактически превращено в политическую науку. Заужен блок создания библиотек — государственные, научные, специальные. Подмяли частные библиотеки, библиотеки Рабоче-крестьянской Красной армии.

А. М. Мазурицкий отметил своевременность подготовленной программы. Предложил включить в неё тему «Библиотечное дело в России в годы Первой мировой войны», показать библиотечные связи с бывшими союзными республиками.

Доктор педагогических наук, профессор Т. Ф. Каратыгина также одобрила программу. Подчеркнула роль фактографического раскрытия материалов. Отметила необходимость усиления оценочных моментов.

Большинство высказанных критических замечаний участников заседания в адрес учебника, программы курса было реализовано К. И. Абрамовым в его дальнейшей практической и научно-исследовательской работе.

В учебник была введена в качестве первой главы «Методологические основы истории библиотечного дела», а во все главы — специальные параграфы о международных связях библиотек, начиная с древности. Это, разумеется, не дублирование с курсом «История библиотечного дела за рубежом», а настоятельная необходимость времени.

Самое трудное и сложное заключалось в ликвидации «белых» пятен, фигур умолчания. Мы, наконец, больше

узнаём нового о видных библиотековедах Г. К. Дерман, В. А. Штейне, В. Е. Васильченко и многих других.

Нашли отражение в учебнике и негативные моменты, сдерживавшие работу библиотек и библиотечных учреждений (чистка библиотек, ликвидация спецхранов и др.). Кроме того, включены материалы об общественных организациях библиотек, объединениях научно-технических библиотек, естественнонаучных, Ассоциации научных библиотек, Всероссийской ассоциации сельскохозяйственных библиотек, Российской библиотечной ассоциации и др.

Появились в учебнике сведения о вновь созданных и открытых библиотеках: библиотека администрации Президента, Парламентская библиотека, материалы Парламентских слушаний в Совете Федерации о библиотечном деле (24 апреля 1998 года).

Обновлён список рекомендуемой литературы. В него включена вновь вышедшая литература по многим темам, разделам курса, дополнительная литература.

Последнее издание учебника получилось великолепным, интересным и очень компактным, поистине уникальным учебником. Это, по существу, совершенно новый вариант учебника, который послужит и будет служить не одному поколению студентов, преподавателей, аспирантов, библиотекарей-практиков.

Только очень жаль, что впоследствии тираж учебника оказался очень небольшим и фактически уже требуется переиздание учебника, особенно его второй части, повествующей о развитии библиотечного дела в России после 1917 года. Например, в фондах научной библиотеки нашего университета второй части учебника оказалось буквально единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.