УДК 35.087.43:316.334.2
Черкасская Г. В.
Пенсия как социально-экономический институт: история и современные тренды
В статье рассмотрена феноменология социально-экономического института пенсии с исторических и современных позиций. Приведены примеры пенсий в исторической перспективе, проанализированы и выявлены необходимые условия для появления пенсий как регулярного дохода. Проанализированы основные показатели современной пенсионной системы в России и других странах, в том числе с учетом проведенных реформ. Определен современный тренд на индивидуализацию пенсий, рассмотрены его причины и последствия для устойчивости национальных пенсионных систем. Сделан вывод о возможности организации современного пенсионного обеспечения в нашей стране не только на принципах солидарности, но и на принципах социальной равноценности труда и соответствующего уравнивания дохода пенсионеров в зависимости от трудового стажа.
Ключевые слова: пенсия, социальная защита, пенсионная система, финансовый капитал.
ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.71.47 Экономика здравоохранения и социального обеспечения.
ВАК: 08.00.05
Cherkasskaya G. V.
Pension as a socio-economic institution: history and current trends
The article considers the phenomenology of pensions from historical and modern viewpoints. Examples of pensions in the historical perspective are given, the necessary conditions for the emergence of pensions as a regular income are analyzed and identified. The main indicators of the modern pension system in Russia and other countries are analyzed, including in view of the reforms carried out. The current trend of individualization of pensions has been determined, its causes and consequences for the stability of national pension systems have been considered. The conclusion was made about the possibility of organizing modern pension provision in our country not only on the principles of solidarity, but also on the principles of social equality of labor and appropriate equalization of income of pensioners depending on the length of service.
Key words: pension, social protection, pension system, financial capital.
JEL classifications: I 38; R 35
© Черкасская Г. В., 2019 © Cherkasskaya G. V., 2019
В современном экономически развитом обществе пенсия интересна всем, поскольку так или иначе, и рано или поздно касается каждого. Если слово «пенсия» знают все, то все и понимают пенсию по разному -как справедливость и несправедливость, как обременение или обязательство, как заслуженный или незаслуженный отдых, как безусловный и достаточный доход или как жалкую подачку, как гарантию социальной свободы и как возможность заниматься чем хочется, как следствие своей или чужой предусмотрительности, как благодарность или насмешку от государства и т. п. Личное отношение к пенсии - своей или чужой - прямо и косвенно влияет на социально-экономическое поведение людей, в том числе должностных лиц. Например, вариативность психологической установки (внутреннее понимание пенсии), по нашему мнению, есть первое условие (не)приятия обязательств, накладываемых той или иной пенсионной системой на гражданина, выступающего лично и как должностное лицо (государственное или негосударственное). В связи с этим научный интерес представляет анализ сущности пенсии как социально-экономического феномена и института с учетом исторических и современных трендов.
Итак, что же такое пенсия? Википедия, открытая энциклопедия (русский вариант), крайне любимая современной молодежью, говорит, что пенсия - это регулярный денежный доход, выплачиваемый лицам, которые достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); имеют инвалидность, потеряли кормильца [17]. Такое определение в целом соответствует отечественному и даже зарубежному законодательству и понятно большинству наших граждан, однако оно не исторично, не системно и не всегда актуально, поскольку в разные времена и в разных странах по-разному осуществляли социальную защиту нетрудоспособных, инвалидов и сирот, в том числе с помощью социальной помощи, социальных пособий, мер и инструментов приз-
рения и попечения. Кроме того, оно не отражает экономической и социальной сущности пенсии.
Однако с экономической точки зрения однозначно одно: пенсия -это вид финансирования жизнеобеспечения индивида в определенной жизненной ситуации или регулярный прижизненный доход какого-то человека. Кто, почему и зачем выплачивает такой доход? Ответы на эти вопросы составляют феноменологию пенсии как социально-экономического института.
В западной цивилизации мы видим множество видов доходов, которые можно назвать пенсионными, выплачиваемых частным или иным образом, поскольку специальные и открытые источники предлагают нам различные исторические примеры пенсионного обеспечения. Например, Гай Юлий Цезарь в массе источников указывается как пер-воплательщик (еще до нашей эры) пенсий военным. В революционной Франции конца XVIII в. сначала были введены пенсии для госслужащих, а уже Наполеон установил пенсии для раненых воинов, а также для солдатских вдов и сирот. В Италии в том же XVIII в. для служащих банка «Монте Дей Паски ди Сиена» была введена профессиональная пенсионная система (для бывших работников банка). С конца XIX в. по всей Европе, включая Россию, постепенно стало вводиться социальное страхование работающих, предлагающее среди прочего и пенсионные выплаты. Значит ли это, что в других цивилизациях, в том числе давно исчезнувших, не было подобия пенсий? Не факт. Тогда необходимо ответить на вопрос о том, какие предпосылки необходимы для появления пенсий в ее современном понимании.
Известно, что проблема содержания неработающих, в том числе старшего возраста, в традиционных обществах с натуральной экономикой всегда решалась в семье: за счет семейных отношений и семейного разделения труда. В крайнем случае - для одиноких - это
делал род, племя или община. Каждое общество решало эти вопросы по-своему: известны и описаны в литературе практики геронтоцида у древних германцев, японцев, народов Севера, когда тех, кто больше не мог приносить пользу, отводили в лес, сбрасывали со скалы, оставляли на стоянке в одиночестве и проч. Об этом обычае в Японии был снят аутентичный фильм «Легенда о Нараяме», который до сих пор производит сильное впечатление на жителей современных мегаполисов. С развитием общества, ростом численности населения, общественных связей, государственного устройства меняется структура разделения труда, выделяются люди и слои населения, непосредственно не участвующие в собственном или групповом жизнеобеспечении путем производства продуктов питания и предметов потребления, но, например, несшие службу по охране и сопровождению органов управления - правителей каких-то территорий и их семей, содержание которых [слуг] осуществлялось их господином и работодателем. Не все из них умирали молодыми, до утраты способности трудиться или, умирая молодым, оставляли родителей, жен и детей, соответственно, возникала необходимость жизнеобеспечения таких лиц вне службы, что реализовывалось через раздачу определенных материальных благ или прав, единовременных или периодических. Этот вид социальной защиты так же, как и многие другие, носил первоначально исключительно натуральную форму - действия (физическая защита, лечение, кормление, призрение) или предметы (жилье/дом, земля, вещи, продукты питания), а лишь какое-то время после появления и распространения денег стал носить преимущественно денежную форму, регулярную или единовременную.
Однако, поскольку расходы на организацию жизнеобеспечения любого человека регулярно повторяемы, то нельзя, по нашему мнению, назвать пенсией единовременное вознаграждение за многолет-
нюю службу, неважно, в натуральной или денежной форме. Такое вознаграждение, как и накопления за всю за жизнь, представляют в общеэкономическом плане некое богатство, которое владельцем может быть просто потрачено на жизнь (за разный период времени) или же вложено в систему общественного производство как инвестиция [капитала], т. е. размещено. Собственно пенсией такое вознаграждение становится только тогда, когда капитал размещен пожизненно и приносит гарантированный регулярный доход (пенсионные выплаты) бенефициару (пенсионеру). В зависимости от распределения ролей при ее организации такая пенсия может носить более или менее индивидуальный/общественный характер. То есть, если размещение капитала и определение условий получения (сроки, суммы, периоды выплат, какие-то социально-статусные условия) сделает какой-то распорядитель, то он и будет являться субъектом ответственности, бенефициар будет получать назначенную выплату (пенсию), а сама пенсия будет носить индивидуально-общественный характер. Но если бенефициар все это сделал самостоятельно, разместив на определенных условиях полученный единовременно капитал, то он сам является субъектом ответственности, и его пенсия, вернее, регулярный доход неработающего, носит индивидуальный характер.
Поэтому мы можем сделать вывод, что в общественно-историческом плане пенсия как социально-экономический институт, формирующий регулярный прижизненный доход неработающего, возникает при совпадении как минимум двух условий - личных отношений, подразумевающих обязательства господина перед слугой (и его семьей) после окончания службы (или смерти господина), и денег как всеобщего эквивалента, способного превращаться в любые возможности жизнеобеспечения (блага, товары, услуги). Третьим (необязательным на первых порах) условием является право или закон,
регулирующий личные отношения работников с работодателем и соответствующие добровольно-договорные личные обязательства вплоть до превращения таких обязательств в общественные и обязательные.
Таким образом, если семья в силу семейно-родственных отношений так или иначе содержит нетрудоспособных членов семьи в натуральной форме (или отвергает, или уничтожает), то пенсионное обеспечение, осуществляемое исключительно в денежной форме, как социально-экономический институт первоначально было связано исключительно с трудовой деятельностью (службой). В этом случае пенсионное обеспечение отдельных лиц или категорий (родственников, слуг, работников и членов их семей) могли осуществлять за счёт собственных средств любые лица и организации, в том числе верховные правители или органы власти государств, которые назначали такие пенсии достаточно произвольно. Интересно, что не только исторически, но и до сих пор государственное пенсионное обеспечение является достаточно сильным стимулом какой-либо профессиональной деятельности, например морской, военной и иной государственной службы. Советские пенсии также использовали подобные принципы изначально (для наиболее верных, важных, значимых людей), хотя позже, в условиях развитого социализма, наше пенсионное обеспечение было уже общим для всего населения и служило мировым примером. Такие пенсионные системы всегда имели перераспределительный (в рамках государственного и квазигосударственного бюджетов) характер фондообразования.
Накопительный характер, наоборот, изначально носило фондообразование самостоятельного пенсионного обеспечения, которое всегда являлось обязанностью самого индивида. Индивид, занимаясь трудовой (по найму) или предпринимательской деятельностью, пони-
мая, что не сможет или не желая работать всю свою жизнь, какую-то часть жизни целенаправленно копил себе некий «капиталец на старость», который затем благополучно проживал, уже не работая, в посттрудоспособном возрасте, и передавая остаток, если был, по наследству. Такой индивидуально накопленный в течение многих лет капитал, как было отмечено выше, играет роль или инвестиций в случае его введения в рыночный оборот, или просто богатства в случае его простого «проедания» без введения в рыночный оборот. В любом случае он [капитал] должен приобретать денежную форму в момент его потребления, соответственно, и такая пенсия не существует в безденежном мире, и, более того, кто-то должен им управлять, чтобы он приносил доход своему владельцу.
Индустриальное общество и индустриальные экономические отношения, поощряемые финансовым капиталом, сделали возможным расцвет и распределительных, и накопительных типов фондообразования.
Однако, по нашему мнению, самостоятельное накопление на пенсионное обеспечение индивидуализирует пенсионное обеспечение в том смысле, что субъектом ответственности и бенефициаром является один человек. Индивидуализация пенсий в таком контексте означает и полную ответственность индивида за свое пенсионное обеспечение (обеспечение пожизненной пенсией) в старости или в случае болезни. Накопительное пенсионное страхование, в том числе обязательное (установленное государством), носит более общественный по сравнению с чистым накоплением характер, поскольку привлекаются специальные организации и фонды, существует специальное законодательство и проч., но в целом не противоречит принципу личной ответственности. Ведь целевое активное индивидуальное страхование или накопление на пенсию возможно только при условии
ведения индивидами, хотя бы некоторое время, самостоятельной экономической деятельности, что может быть доступно не всем индивидам (дети-инвалиды и проч.).
В связи с вышеизложенным пенсия, как вид финансирования жизнеобеспечения индивида, может пониматься как регулярные денежные выплаты, обусловленные объективной или субъективной нетрудоспособностью объекта ответственности, субъектом ответственности бенефициару (пенсионеру). При этом бенефициаром может быть как сам объект ответственности (реальный или потенциальный работник), так и члены его семьи.
Сущность пенсии как социально-экономического института предполагает более распространенное определение - это совокупность условий и отношений в рамках системы общественного производства и потребления, создающая возможность осуществлять из специально формируемых фондов регулярные денежные выплаты, обусловленные объективной или субъективной нетрудоспособностью объекта ответственности, субъектами ответственности разной природы (индивидуальные, групповые, общественные) бенефициарам (пенсионерам).
Исходя из предложенных определений и позиций системного и исторического подходов, мы видим, что конкретную пенсионную систему любого уровня могут характеризовать как минимум две фундаментальные характеристики: тип фондообразования (перераспределение или накопление) и тип ответственности субъекта (индивидуальный или общественный). Остальные характеристики пенсионной системы (бенефициары, сроки, размеры и проч.) будут носить ситуационный характер. При этом основные количественные социально-экономические характеристики национальной пенсионной системы, часто используемые в научном анализе, можно подразделить на лич-
ные и общественные, то есть имеющие значение для конкретного индивида и общества в целом (табл. 1).
Таблица 1
Объективные социально-экономические характеристики национальной пенсионной системы
Общественные Личные
- Размер ВВП/ВНП - Доля пенсионных фондов в ВВП/ВНП - Доля пенсионного капитала в структуре национальной собственности (при наличии) - Средний размер пенсии - Соотношение средних пенсий и заработной платы - Количество пенсионеров; соотношение пенсионеров и работающих - Размер отчислений на пенсии (налоги, взносы) и плательщики - Справедливость пенсионного обеспечения разных социальных и профессиональных групп - Уровень и качество жизни пенсионеров - Продолжительность жизни на пенсии - Возраст выхода на пенсию/необходимый стаж - Виды пенсий - Виды пенсий - Возраст выхода на пенсию - Требуемые характеристики для выхода на пенсию (стаж, уплата взносов, социальный статус) - Продолжительность жизни на пенсии - Размер пенсии реальный - Коэффициент утраченного заработка - Собственные затраты на пенсию - Справедливость размера пенсии при сравнении с понесенными затратами - Уровень и качество жизни пенсионера
По данным показателям можно сравнивать и пенсионную нагрузку в каждой стране, и личную оценку пенсионной системы бенефициарами. Каждый из этих показателей может быть сравним по различным странам и регионам, однако полную объективную картину может дать только сравнительный анализ всей совокупности указанных показателей. Поэтому в открытых источниках мы можем найти множество иллюстративных сравнений пенсий в разных странах, обычно и чаще всего это «очень большие европейские» пенсии (табл. 2, рис. 1) и очень маленькие российские, белорусские и проч.
Таблица 2
Сравнительные характеристики пенсионного обеспечения в РФ и ЕС-28 по данным ОЭСР [16]
Показатели РФ ЕС-28
Заработная плата среднего работника, тыс. р. 391,92 2 343,36
Заработная плата среднего работника тыс., долл. США 6,7 40,0
Государственные расходы на пенсии в процентах от ВВП 8,5 7,9
Продолжительность жизни при рождении 67,9 80,0
Продолжительность жизни в 65 лет 19,3 14,4
Население старше 65 лет в % населения 13,2 16,2
Рис. 1. Актуальные размеры пенсий в странах Евросоюза [14]
Между тем данные по коэффициенту утраченного заработка, возмещаемого пенсией в России, показывают уровень под 30-40 % [14], хотя еще недавно это были менее значимые цифры. Понятно, что мало где в мире наемным работникам возмещается около 100 % и выше утраченного заработка, и неудивительно, что пенсионеры у нас, и не только у нас, продолжают работать, пока есть такая возможность.
Для целей более полного понимания истоков тренда на индивидуализацию пенсий рассмотрим более подробно характеристики национальной пенсионной системы России.
В России основным администратором и фондораспорядителем пенсионной системы в настоящее время является Пенсионный фонд России. Из него, помимо ряда сопутствующих выплат (пособие на погребение, материнский капитал и проч.) выплачивается несколько видов пенсий, в том числе социальные, страховые трудовые, государственные (бывшие ведомственные) и профессиональные, и пенсии, выплачиваемые не за заработный труд, а за социальный статус (инвалид, мать военнослужащего, утративший кормильца, сирота и проч.). Виды пенсий, выплачиваемых из Пенсионного фонда, представлены на информационном слайде ПФР (рис. 2).
Рис. 2. Виды пенсий, выплачиваемых из ПФР [18]
Средние показатели пенсионной системы по региону можно проследить на примере статистических показателей субъекта РФ средней
когорты - Новгородской области, которые представлены на информационном слайде ПФР (рис. 3).
Рис. 3. Информационный слайд отделения ПФР по Новгородской области [18]
Мы видим на слайде примерный региональный стандарт распределения пенсий и пенсионеров: структуру типов пенсий - большая часть по старости, и численность пенсионеров - около трети населения региона.
Соотношение численности населения/работающих/пенсионеров в нашей стране имеет негативную тенденцию - на одного пенсионера приходится всё меньше работающих, тем более официально. Интересно однако, что экспертные прогнозы нулевых годов в части данного соотношения, рассчитанные на темпах роста пенсионеров в советский период (рис. 4), не оправдались: в 2019 г. по данным Росстата, численность пенсионеров в РФ составляет более 46 млн чел. (табл. 3) при общей численности населения 146 млн чел., из них трудоспособных около 70 млн чел.
Рис. 4. Экспертный прогноз соотношения численности трудоспособных граждан
и пенсионеров в России [19]
Таблица 3
Общая численность пенсионеров в РФ по данным Росстата
[8, д. 1, 2, 6, 11]
__по состоянию на 1 января; чел.
Показатели Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Общая численность пенсионеров, тыс. чел. 42367 42837 43327 43797 45182 45709 46071 46480
из них получающие пенсии:
по старости 32982 33451 33950 34422 35555 36004 36336 36710
по инвалидности 2689 2590 2511 2418 2365 2280 2202 2137
по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 1591 1 562 1541 1527 1 608 1628 1 636 1 632
пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей 284 298 302 31 2 332 382 422 443
федеральные государственные гражданские служащие 56 62 67 66 71 68 75 77
Продолжение табл. 3
за выслугу лет 1913 1964 2009 2044 2142 2212 2243 2292
летчики-испытатели 1 1 1 1 1 1 1 1
социальные 2851 2909 2946 3007 3108 3134 3156 3188
Численность пенсионе-
ров, получающих соци-
альные доплаты - всего,
тыс. чел. 5321,2 5412,9 5395,1 5283,3 6032,9 6672,4 6270,5 6408,9
в том числе получающие:
федеральную социальную доплату 2894,1 2950,9 2880,9 2859,1 3712,3 4173,2 3737,4 3802,8
региональную социальную доплату 2427,2 2461,9 2514,2 2424,2 2320,6 2499,2 2533,1 2606,1
Численность получате-
лей негосударственных
пенсий:
всего, тыс. чел. 1537,1 1551,2 1581,7 1556,7 1530,8 1484,4 1526,1 н/д
в процентах от общей
численности пенсионе-
ров, состоящих на учете в системе Пенсионного
фонда Российской Федерации 3,8 3,8 3,8 3,6 3,5 3,4 3,5 н/д
Общая численность пен-
сионеров, приходящаяся на 1000 чел. населения 296,2 298,8 301,6 304,2 308,3 311,4 313,7 316,7
Численность занятых,
приходящихся на одного
пенсионера (в среднем за год), чел. 1,60 1,58 1,56 1,58 1,59 1,57 н/д н/д
Росстатом в общую численность пенсионеров сегодня включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России, судьи, пребывающие в отставке, состоящие на учете в Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации и получающие ежемесячное пожизненное содержание, с 1 января 2017 г. - лица, получающие пенсию в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и
Следственного комитета Российской Федерации. Таким образом, численность пенсионеров по данным ПФР (43 млн) и Росстата (46 млн) различается на 3 млн чел. Часть из них [получающих пенсию] работает официально, однако здесь учтены и те, кто сегодня получает льготную пенсию за особые, вредные и тяжелые условия труда (шахтеры, летчики и проч.) или выслугу лет (педагоги, медработники и проч.), выработав необходимый стаж, но, сохранив общую и даже профессиональную трудоспособность, продолжают работать.
Размеры пенсионного обеспечения представлены в табл. 4.
Таблица 4
Размеры пенсионного обеспечения в РФ по данным Росстата [8, д. 5]
Показатели Годы
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Средний размер
назначенных пенсий,
в среднем за год, р. 8202,9 9040,5 9917,5 10786,0 11986,0 12391,1 12887,0 13360,2
Величина прожиточ-
ного минимума пенсионера, р. 5032 5123 5998 6617 7965 8081 8315 8483
в процентах к предыдущему году 111,3 101,8 107,7 110,3 120,4 101,5 102,9 102,0
Соотношение среднего размера назначенных пенсий, процентов:
с величиной прожи-
точного минимума
пенсионера 163,0 176,5 165,4 163,0 150,5 153,3 155,0 157,5
со средним разме-
ром начисленной за-
работной платы 35,1 33,9 33,3 33,2 35,2 33,8 32,9 30,84)
Реальный размер
назначенных пенсий,
в процентах к предыдущему году 101,2 104,9 102,8 100,9 96,2 96,6 100,3 100,8
По другим достаточно общим параметрам можно охарактеризовать нашу пенсионную систему следующим образом:
• в пенсионной системе РФ осуществляется пенсионное страхование/обеспечение работающих (с образования РФ) и прекративших работать (до образования РФ) граждан, а также инвалидов, в том числе детей;
•в ней сочетаются оба типа фондообразования: перераспределительный (основной), согласно которому взносы за работающих выплачивают как текущие пенсии, и накопительный (в разных формах);
•страховые взносы в ПФР в размере 22 % от заработной платы работника по найму до 1150 тыс. р. в год (свыше 10 %) платит работодатель, самозанятые и ИП платят фиксированные или меньшие взносы с доходов;
•накопительный элемент пенсионной системы, контролируемый ПФР, реализуется двумя путями: через страховые взносы на накопительную часть пенсии на работников моложе 1967 г. рождения (в настоящее время заморожены) и систему дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работником добровольно в ПФР (на сумму до 12 000 р., столько же вносит государство, разрешены и взносы работодателя);
•отдельно в ПФР осуществляется уплата взносов и выплаты по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве (от 0,02 % от ФОТ), а также на профессиональную пенсию отдельных пенсионных групп (летный состав и проч.);
• из 70 млн работоспособных учтено в ПФР как занятые порядка 54 млн чел., остальные - более 20 млн чел. - не работают, работают в неформальной экономике [5] или находятся в «серой/черной зоне»,
т. е. практически не участвуют в финансировании пенсий, выплачиваемых государством;
•около 40 % бюджета Пенсионного фонда в связи с дефицитом покрывается из государственного бюджета.
Таким образом, в нашей стране в силу законодательно установленного принципа солидарности поколений, территорий, отраслей и производств большинство пенсий (трудовых и нетрудовых), получаемых третью населения страны, выплачивается государством путем перераспределения входящих потоков страховых взносов. Соответственно, такие пенсии в нашей стране носят преимущественно общественный характер, поскольку их назначает и выплачивает государство по правилам и нормам, установленным национальным законодательством. Однако одновременно сформированы возможности индивидуального целевого и условно-целевого накопления на пенсионное обеспечение через страховые и накопительные программы банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и систему инвестиционных счетов (фондовый рынок). Поэтому, если рассматривать полную структуру национальной пенсионной системы, основной частью которой является система государственных пенсий, то в нее входят и негосударственные пенсии, выплачиваемые из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), банков или страховых компаний. Их фондообразование [негосударственных пенсий] происходит смешанным образом, поскольку пенсионные взносы, согласно установленным государством правилам, могут вносить и работники, и работодатели, и даже государство (часть взносов на накопительную часть пенсии переданы в НПФ, это около 2 трлн р.).
В связи с этим мы видим, что перераспределение и накопление -это два разных типа формирования пенсионных фондов (пенсионного
фондообразования), которые не противоречат, а дополняют друг друга. Поэтому при введении накопительных элементов в перераспределительную пенсионную систему, когда пенсионное обеспечение продолжает носить в целом общественных характер, говорить об индивидуализации пенсий, по нашему мнению, еще нельзя. Однако постепенное вытеснение и превалирование накопительных элементов над распределительными в национальной и тем более в государственной системе, о чем постоянно говорят разные эксперты, будет говорить об обратном - о тренде индивидуализации пенсий, выражающемся прежде всего в индивидуализации (переносе на индивида) ответственности и рисков пенсионного обеспечения.
Таким образом, хотя накопительные пенсии в господствующей цивилизации существуют как минимум несколько веков, в том числе в системе страхования, но, в связи с тем, что в истории существовало полноценное развитое социалистическое государство (СССР), индивидуализация пенсий не стала в XX в. господствующим направлением пенсионного обеспечения, даже несмотря на некоторую «приватизацию» пенсионной системы [10], а была лишь дополнением к государственным пенсионным системам. Сейчас, в XXI в., положение меняется и это повсеместный упорно навязываемый тренд. Почему?
Как нам представляется, это вопрос субъектности и масштабов.
Как было установлено, в настоящее время в мире пенсия носит характер долговременной периодической, чаще всего ежемесячной, выплаты, назначаемой получателю в случае его нетрудоспособности (неспособности содержать себя трудом), которая наступает по достижении определенного возраста, состояния организма, состояния души или тела (старости) или в связи с каким-то событием - инвалидность, выслуга лет, социальное сиротство (потеря кормильца и т. д.). Наибо-
лее распространенный и всеми разделяемый современный «экономический» подход к формированию пенсионных прав можно описать следующим образом.
Если исходить из потребностей работающего индивида сегодня, то пенсионная система помогает обеспечивать перераспределение его потребления во времени, поскольку, «внося взносы в пенсионный фонд, индивид потребляет сегодня меньше, чем он производит, для того чтобы иметь возможность потреблять в будущем, когда он перестанет работать. В принципе индивид может перенести свое потребление во времени только двумя способами: либо делать запасы существующей продукции, либо приобрести права на потребление будущей продукции. Пенсионное обеспечение является механизмом обмена существующих экономических благ, произведенных индивидом, на его требования к экономическим благам, которые будут произведены в будущем» [13, с. 299], при этом реализация такого обмена имеет лишь два воплощения - резервы и обязательства. То есть в первом случае аккумулируются в натуральной форме финансовые или материальные резервы, которые затем при определённых условиях могут быть использованы на потребление, а во втором - накапливаются обязательства, которые в дальнейшем могут быть конвертированы в определенные финансовые средства и/или материальные блага.
Между тем современное, в отличие от прошлого века, пенсионное обеспечение и/или пенсионное страхование, как отрасль социальной сферы имеет, на наш взгляд, только два критерия своего выделения:
1) конкретный и единственный вид социальной выплаты - пенсия как вид финансирования жизнеобеспечения нетрудоспособных;
2) общий масштаб требуемых ресурсов (по закону больших чисел около трети населения любой страны может относиться к старшему (посттрудоспособному) возрасту).
Вопрос видов пенсий решается по-разному в каждой стране, однако все они не противоречат приведенному выше общему определению пенсий. Масштаб требуемых ресурсов можно проиллюстрировать долей ВВП, которая тратится на содержание пенсионеров по возрасту в разных странах. По известным данным, на пенсии страны Евросоюза тратят в среднем около 8 % своего ВВП (с разбросом от 6 до 14 %), а Россия - около 8-10 % своего ВВП [7]. При этом бюджет ПФР, по официальным данным, составлял в 2018 г. 8 трлн р., а весь бюджет РФ -около 14 трлн р. Это значительные средства, которые сегодня могут контролировать и использовать государства, а могут и некие финансовые структуры (частные фонды и корпорации, в том числе иностранные). Вопрос контроля этих средств обманчиво просто решается в установлении принципов организации национальной пенсионной системы и формировании предпочтений населения.
Отметим далее, что по настойчивым советам международных финансовых организаций/консультантов у нас в прошлом году, хотя и с некоторыми отступлениями, после долгих дискуссий [1; 2; 3] на пять лет был повышен пенсионный возраст: мужчины после переходного периода будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины - в 60. Основная причина реформы - недостаток пенсионных фондов для текущих выплат, основной бонус - повышение текущих пенсий.
В данном случае наша страна - одна из последних, кто уходит от поздних советских стандартов выхода на пенсию, все остальные сделали это давно, многие и без переходного периода. Интересно, что установление запредельного возможностям человека пенсионного
возраста, как и ухудшение условий пенсионного обеспечения, - это давняя мировая традиция власть предержащих. Сейчас это объясняется старением населения, но даже когда вводили пенсионные системы в Германии или Великобритании, они были рассчитаны на людей, чей возраст значительно превышал средний возраст дожития (т. е. пенсия могла назначаться только в 70 лет при средней продолжительности жизни 45 или 50 лет [6, с. 7]). Единодушны в подобных рекомендациях и современные эксперты ОЭСР [4].
При растущей продолжительности жизни люди действительно могут работать больше и дольше. Хорошо это или плохо? Как посмотреть. Есть вопросы к рынку труда, есть вопросы к размерам налогов, взносов, зарплат и пенсий. На большую часть этих вопросов сегодня экономисты ничего не могут ответить, так как очевиден определенный тупик развития индустриальных социально-экономических отношений в постиндустриальной, но по-прежнему многоукладной мировой экономике.
Так что, по нашему мнению, вся современная ситуация с пенсиями -и системы, и их реформы, и даже конкурирующие точки зрения - есть результат ряда научных и обывательских заблуждений насчет социально-экономических отношений и сущности пенсий, которые характерны для господствующей экономической теории и миропорядка. При этом основная и вполне очевидная проблема современного миропорядка - это отсутствие социальной справедливости, порожденной объективными законами природы и здравым смыслом человека, стоит только посмотреть на примерное соотношение частных и государственных капиталов в мире (рис. 5).
Самые богатые люди уэ ВВП стран мира
Размеры капитала 10 миллиардеров и сопоставимые с ними ВВП стран, млрд долларов (2016)
с о
75 | Билл Гейтс ТР Мьянма
67 Амансио Ортега ^ а в Эфиопия ь
бо.а Уорреи Баффетт Люкоембург
50 | Карлои Спим (1( ал Хорватия 49,9
Джефф Ёеэос Белоруссия
Марк Цукеа£ерг ® Тунис 44
43.&НН1 Лзррх Эллисои ^ | Лнтвд
40 Майкл Блумберг ' * Иордания 1 39 ,В
Чарльз Кох Ливия
39,0 | Дэвид Кок кр Гана
Источники. Международный ВйЛьОТныи фонд I 1
Рис. 5. Соотношение капиталов, находящихся в частных руках,
и ВВП отдельных стран
За последние два года люди наверху данного списка несколько раз поменялись местами, но разве это что-то изменило для остальных? Нет. Если столь значительные по мировым меркам ресурсы сосредоточены в руках немногих, имеющих свое мнение на развитие мира и по большому счету неподконтрольных ни национальному, ни мировому сообществу, на что они могут быть направлены? Как знать. Судя по сложившемуся миропорядку, явно не на рост благосостояния всего населения. Недаром основная проблема господствующей экономической теории, очевидная не только советским политэкономам, -подмена научного предмета (реальной экономики - фиктивной) и стремление обосновать финансовый капитализм как высшую ступень социально-экономического развития. Какое значение это имеет для пенсий? Очень важное. Во-первых, именно социально-экономические знания в конечном счете определяют слова и поступки людей, владеющих ресурсами, облеченных государственной и корпоративной властью, осуществляющих в обществе управленческие функции. Более
того, от того, кем они считают всех остальных - равными себе или неравными, прямо зависит и уровень жизни остальных и её срок. Во-вторых, пенсионные фонды в условиях финансового капитализма -это значительная часть финансовой системы, причем не только как суммы денег, сколько как суммы возможностей для управляющих этими деньгами (рабочее место, высокий доход, огромное влияние, контроль за собственностью, низкая ответственность и проч.) [12].
Интересно, что постиндустриальная экономика вполне способна, по нашему мнению, технологически легко и даже безмусорно обеспечить выживание текущей численности населения в достаточно комфортных по разным национальным (за малым исключением) меркам, а численность населения достаточно легко, как показывает история, снижается при росте общего благосостояния и социальном раскрепощении женщин. Так, при новых технологиях производства повсеместно должны были измениться условия труда в сторону уменьшения рабочего времени заработного труда в реальной экономике при сохранении уровня и качества жизни. Люди могли бы освободить время для других, не менее важных вещей, в том числе лично направленного, общественно полезного безвозмездного или вознаграждаемого труда. Что происходит вместо этого? Как мы наблюдаем, растет и продолжительность, и интенсивность труда исполнителей при снижающейся реальной и даже номинальной заработной плате, не говоря о социальных пакетах, зато растет и множится число «исполнительных руководителей» (менеджеров разного уровня) и их доходов и влияния [9; 11].
В связи с этим современный тренд на индивидуализацию пенсий по-прежнему означает просто перенос ответственности за содержание индивида в посттрудоспособном периоде с общества (работодателя, менеджера и государства) на самого индивида в условиях, когда сам
индивид ничего не контролирует и ни на что не влияет (цену необходимых благ, уровень заработных плат, ценность и стоимость денег, контроль за средствами производства или жизненно важными ресурсами и проч.).
Хорошо, что современные национальные пенсионные системы достаточно разнообразны, они могут накапливать и резервы, и обязательства, и даже определять размер выплат удобным для себя в тот или иной момент времени способом. Проблема в том, что современные пенсионные системы мирового образца являются в полной мере продуктом индустриального общества периода расцвета финансового капитализма. Отсюда приоритет и господство заработного труда, понимание сущности заработных плат и пенсий как «заслуживаемого» работником у «хозяина» или откладываемого дохода, отсюда и требования (со стороны работодателей) об индивидуализации пенсионного обеспечения.
Между тем, по нашему мнению, для понимания экономической сущности современных пенсий нужно уяснить некоторые простые истины.
1. В натуральном виде накопить все необходимые блага (продукты питания, товары и услуги) на старость невозможно, а деньгами питаться нельзя.
2. Современные деньги носят условный характер, а их ценность меняется во времени безотносительно трудового вклада каждого человека.
3. Для обмена денег на требуемые для жизни блага нужно, чтобы эти блага кто-то производил примерно в тот же период жизни.
4. Экономика - это условно выделяемая часть системы жизнеобеспечения человечества, и в ней не существует универсальных экономических законов, кроме одного: нет потребления без производства.
Для понимания социальной сущности пенсий тоже нужно уяснить некие простые истины.
1. Общество - целостный организм, люди не выживают в одиночку, от поведения всех и каждого, в том числе трудового и нетрудового, зависит качество жизни в обществе и мире в целом.
2. Старость или нетрудоспособность - это естественное, хотя и временное состояние, поэтому нетрудоспособные будут всегда, а формы их содержания - продукт историко-культурной эволюции конкретного общества.
3. Общественно полезный труд - это не всегда и не только заработный труд, а утрата профессиональной трудоспособности не означает полную утрату трудоспособности общей.
Следовательно, пенсионные обязательства - это не только и не столько дело будущего пенсионера, сколько дело всего общества как производителя и распорядителя всеми необходимыми благами и ресурсами.
По нашему мнению, в современной экономике трудовую пенсию вообще следовало бы рассматривать как безусловный доход гражданина, выплачиваемый государством в случае утраты им профессиональной трудоспособности полностью или частично, и рассчитываемый как среднее значение от возможной к выделению на содержание нетрудоспособных части текущего производимого общественного продукта (ВВП и проч.), но с учетом продолжительности трудовой жизни бенефициара - заработной или вознаграждаемой.
Например, если в РФ женщина всю жизнь (40 лет) проработала санитаркой в государственной больнице или сельхозработником, то ее пенсия по текущим правилам будет практически минимальной в связи с незначительным размером оплаты труда, несмотря на значительный стаж. Значит ли это, что труд санитара в больнице или скотницы на
ферме неважен? По нашему мнению, не значит. Всякий труд важен, если он [был] необходим. В таком контексте правильно было бы ввести в нашу практику пенсионного обеспечения не только принцип солидарности, но и принцип социальной равноценности общественно полезного труда и соответствующего выравнивания дохода пенсионеров в зависимости от трудового стажа, потому что маленькая трудовая пенсия в совокупности со значительным стажем в прямом смысле оскорбляет людей, выходящих на пенсию, создавая негативные эмоции у них самих и не менее негативные ожидания и у их молодых родственников.
Поэтому реформировать нужно не только и не столько пенсионные системы, сколько миропорядок в целом, создавая наряду с постиндустриальной экономикой новую более качественную финансовую архитектуру и более справедливые социально-экономические отношения, в том числе принципы производства и распределения общественного продукта в мировом и национальном масштабах. Тогда, наверное, чьи-то сегодняшние мечты о полноценной жизни на пенсии вне заработного труда станут реальностью для большинства населения.
Список литературы
1. Власов С. А., Мамедли М. О. Сценарный анализ параметров пенсионной системы в контексте устойчивости государственных финансов России // ДЕНЬГИ И КРЕДИТ. - 2017. - № 8. - С. 26-33. - URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/ 26378/vlasov_ mamedli_08_17.pdf
2. Иванова М., Балаев А., Гурвич Е. Повышение пенсионного возраста и рынок труда // Вопросы экономики. - 2017. - № 3. - С. 22-39.
3. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. - 2012. - № 3. - С. 52-79.
4. Панорама пенсионного обеспечения ОЭСР 2014 // ОЭСР, 2014. - URL: http://oecdru.org/zip/9789264222687-sum-ru.pdf
5. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: стат. сб. / Росстат. - M., 2018. - 142 с.
6. Роик В.Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения. Учебное пособие для СПО. - М.: ЮРАЙТ. - 2018. - С. 400.
7. Соцрасходы в ОЭСР ушли на пенсию. Мониторинг мировой экономики // Газета «Коммерсантъ», №12 от 24.01.2019. С. 2. - URL: https://www.kommersant. ru/ doc/3861499
8. Старшее поколение; Федеральная служба государственной статистики. -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ generation/#
9. Черкасская Г. В. Глобальный конфликт современных социально-экономических отношений и его влияние на системную социальную защиту // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: V Международная научно-практическая конференция. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 52-58.
10. Черкасская Г. В. Социально-экономические аспекты приватизации системы пенсионного обеспечения в России в период проведения рыночных реформ: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 1997.
11. Черкасская Г. В. Характеристики сложившегося мирового политико-экономического порядка в контексте выбора направлений социально-экономического развития в XXI веке // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: материалы международной научно-практической конференции: сборник статей. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. -С. 173-183.
12. Черкасская Г. В. Пенсионная система как часть системы жизнеобеспечения: современные аспекты // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: материалы международной научно-практической конференции: сборник статей. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. - С. 33-41.
13. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы: учеб. пособие. - М.: ГУ ВШЭ,
2003.
14. Щербакова Е.М. Пенсионеры и пенсии в ЕС-28 // Демоскоп Weekly. 2018. № 791-792. - URL: http://demoscope.ru/weekly/2018/0791/barom01.php
15. OECD Pensions Outlook 2014, OECD Publishing. doi: 10.1787/9789264222687-en
16. Panorama des pensions 2015: Les indicateurs de l'OCDE et du G20. Fédération de Russie // DOI: https://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2015-73-fr
17. Пенсия: статья // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пенсия.
18. Официальный сайт Пенсионного фонда России. Справочные материалы. -URL: http://www.pfrf.ru/branches/tomsk/news~2018/08/20/164744
19. Прощай, накопительная пенсия. // Комсомольская правда, Омск. - URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/25935/2882689/
References
1. Vlasov S. A., Mamedli M. O. Scenamyj analiz parametrov pensionnoj sistemy v kontekste ustojchivosti gosudarstvennyh finansov Rossii. DEN'GI I KREDIT. 2017. №8. S. 26-33. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/ 26378/vlasov_mamedli_08 _17.pdf
2. Ivanova M., Balaev A., Gurvich E. Povyshenie pensionnogo vozrasta i rynok tru-da. Voprosy ekonomiki. 2017. № 3. PP. 22-39.
3. Kudrin A., Gurvich E. Starenie naseleniya i ugroza byudzhetnogo krizisa. Voprosy ekonomiki. 2012. № 3. PP. 52-79.
4. Panorama pensionnogo obespecheniya OESR 2014. OESR, 2014. URL: http://oecdru.org/zip/9789264222687-sum-ru.pdf
5. Rabochaya sila, zanyatost' i bezrabotica v Rossii (po rezul'tatam vybo-rochnyh obsledovanij rabochej sily). 2018: stat. sb. Mockow: Rosstat Publ., 2018. 142 p.
6. Roik V.D. Social'naya zashchita otdel'nyh kategorij grazhdan. Kachestvo zhizni pozhilogo naseleniya. Uchebnoe posobie dlya SPO. Mockow: YuRAJT Publ., 2018. PP. 400.
7. Socraskhody v OESR ushli na pensiyu. Monitoring mirovoj ekonomiki. Gazeta «Kommersant"», №12 ot 24.01.2019, str. 2. URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 3861499
8. Starshee pokolenie; Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generati on/#
9. Cherkasskaya G.V. Global'nyj konflikt sovremennyh social'no-ekonomicheskih otnoshenij i ego vliyanie na sistemnuyu social'nuyu zashchitu. Problemy i puti social'no-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, region, strana, mir: V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina Publ., 2015. PP. 52-58.
10. Cherkasskaya G.V. Social'no-ekonomicheskie aspekty privatizacii sistemy pensionnogo obespecheniya v Rossii v period provedeniya rynochnyh reform: avtoref-erat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1997.
11. Cherkasskaya G.V. Harakteristiki slozhivshegosya mirovogo politiko-ekonomicheskogo poryadka v kontekste vybora napravlenij social'no-ekonomicheskogo razvitiya v XXI veke . Problemy i puti social'no-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, region, strana, mir: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik statej. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina Publ., 2011. PP. 173-183.
12. Cherkasskaya G.V. Pensionnaya sistema kak chast' sistemy zhizneobespech-eniya: sovremennye aspekty. Problemy i puti social'no-ekonomicheskogo razvitiya: go-rod, region, strana, mir: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: sbornik statej. St. Petersburg: LGU im. A.S. Pushkina Publ., 2019. PP. 33-41.
13. Shishkin S.V. Ekonomika social'noj sfery: ucheb. posobie. Mockow: GU VShE Publ., 2003.
14. Shcherbakova E.M. Pensionery i pensii v ES-28. Demoskop Weekly. 2018. № 791-792. URL: http://demoscope.ru/weekly/2018/0791/barom01.php
15. OECD Pensions Outlook 2014. OECD Publishing. doi: 10.1787/9789264222687-en
16. Panorama des pensions 2015: Les indicateurs de l\'OCDE et du G20. Fédération de Russie. DOI: https://dx.doi.org/10.1787/pension_glance-2015-73-fr
17. Pensiya: stat'ya. Vikipediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Pensiya.
18. Oficial'nyj sajt Pensionnogo fonda Rossii. Spravochnye materia-ly. URL: http://www.pfrf.ru/branches/tomsk/news~2018/08/20/164744
19. Proshchaj, nakopitel'naya pensiya. Komsomol'skaya pravda, Omsk. URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/25935/2882689/