AR.
1-
Дос
я. м
ЯГ, F,
ЯГ, F
-у..
-У
. (11)
11. Совокупное влияние всех факторов (Л/?7):
ДЯ7 = АЛл„ + АЛ + ДК + ДЯ +
лр дс тз з тол
+ ДЯ +AR + Дй + AR„« + AK '
а *-осн л« об яр
12. Балансовая взаимосвязь:
Литература:
1. Давыдянц Д.Е. Оценка, анализ и пути повышения эффективности экономики. - Ставрополь : Кавказский край, 2000. - 500 с.
2. Давыдянц Д.Е.,Бичоева Д.С., ГаркавенкоЯ.В. Конкурентоспособность и эффективность хозяйствующего субъекта // KANT. - 2014. - №1 (10). - С. 28-31.
THE PENSION FUND OF RUSSIA: PROBLEMS OF FUNCTIONING A T THE PRESENT STAGE Ivanov Andrey Nikolaevich, PhD of Economics, Associate Professor Bezuglova Margarita Nikolaevrta, PhD of Sociological sciences, Associate Professor Department of Economics, Don State Technical University, Rostov-on-Don
in this article considers essence modern problems of functioning the Pension fond of Russia, describes its theoretical side. Also in article deals directions of development and ways of improvement of the pension provision system.
Keywords: Pension fond of Russia; pension system; problems of pension; provision of the population; pension age; non-state pension provision; insurance pension; social pension.
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В данной статье раскрывается сущность современных проблем функционирования Пенсионного фонда России, описываются его теоретические стороны. Также в статье рассматриваются направления развития и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в России.
Ключевые слова: Пенсионный фонд России; пенсионная система; проблемы пенсионного обеспечения населения; пенсионный возраст; негосударственное пенсионное обеспечение; страховая пенсия; социальная пенсия.
УДК 338.22.021.1 ВАК РФ 08.00.10
© Иванов А.Н., 2018 © Безуглова М.Н., 2018
ИВАНОВ Андрей Николаевич, кандидат экономических наук, доцент
БЕЗУГЛОВА Маргарита Николаевна, кандидат социологических наук, доцент
кафедра Экономика, Донской Государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Одним из самых актуальных вопросов в рамках реформирования российской экономики является пенсионное обеспечение населения. Эффективная пенсионная система - доминирующий фактор социально-экономической безопасности граждан страны. Её главным связывающим звеном выступает Пенсионный фонд РФ (ПФР), от финансовой стабильности которого зависит социальное благосостояние всего населения в целом.
Пенсионный Фонд России назначает и осуществляет выплату страховых пенсий по старости, инвалидности и по причине потери кормильца. По состоянию на 01 января 2017 года ПФР выплачивает пенсии 43 177 млн российским пенсионерам, из которых страховую пенсию получают 39 909 млн и 5 772 млн человек по государственному пенсионному обеспечению.
Проанализировав данные за последние 5 лет, можно сделать вывод о том, что страховая пенсия по старости ежегодно имеет тенденцию к увеличению. К примеру, в 2012 году она составляла 8 876,1 руб., в 2013 году - 9 790,1 руб., в 2014 -10 716,4 руб., в 2015 -11 569,1 руб., в 2016 году - 12 830,4 руб. и в 2017 - 18 172,5 руб. [1 ].
Также можно сказать и об остальных видах пенсии: с каждым годом происходит их прогрессивное увеличение. Это обусловлено ростом потребительских цен за прошедший год и стоимостью индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), что непосредствен-
но влияет на размер страховых пенсий. Говоря о социальных пенсиях, учитываются темпы роста прожиточного минимума пенсионера в РФ (ПМП) за прошедший год. Например, в результате индексаций с 1 апреля 2017 года средние размеры пенсий составляют: страховая пенсия по старости - 13 714 руб.; страховая пенсия по инвалидности - 8 465 руб.; страховая пенсия по случаю потери кормильца - 8 619 руб.; социальная пенсия - 8 774 руб.; социальная пенсия детям-инвалидам - 13 026 руб.; пенсия граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии: 30,3 тыс. руб. и 34,2 тыс. руб. [2].
На сегодняшний день пенсионная система России имеет ряд недостатков: неспособна к адаптации кризисных условий в экономике, опирается на среднеоплачиваемых и низкооплачиваемых работников, базируется на основе страхового принципа, не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и формирует условия для легализации заработных плат [3; 69]. Это в первую очередь говорит о том, что пенсионное обеспечение имеет две главные проблемы - постоянно растущий дефицит бюджета ПФР и низкий уровень пенсионного обеспечения.
На 2017 год дефицит бюджета Пенсионного фонда России спланирован в размере более чем 220 млрд руб., что на 25,8 % превышает данные за прошлый год [4].
В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ от 19.12.2016 г. "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 год и на плановый период 2018-2019 гг." объём дефицита бюджета в 2018 году составит 196,7 млрд руб., а в 2019 году -167,9 млрд руб. [4]. Проанализировав приведённые данные, можно сказать, что деятельность ПФР будет направлена на снижение дефицита бюджета.
Дефицит бюджета ПФР покрывается за счёт средств из федерального бюджета, основными источниками формирования которого являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), выплачиваемые работодателями, самозанятыми гражданами и, в бол ыией степен и, межбюджетн ые тра нсферты. В общих доходах бюджета ПФР размер трансфертов на пенсионные выплаты составляет 45% из федерального бюджета [5; 262]. Проблему постоянно растущего дефицита бюджета ПФР можно решить за счёт человеческого ресурса - времени, т.е. повышая пенсионный возраст. Проведение данной пенсионной реформы крайне необходимо и обуславливает-
ся экономическими и демографическими факторами. Во-первых, экономические факторы несут угрозу пенсионным обязательствам государства перед населением, а во-вторых, демографические факторы повышают пенсионную нагрузку на трудовые ресурсы страны. То есть, за последнее время демографическая ситуация в России характеризуется ростом удельного веса пожилых граждан, означая увеличение продолжительности жизни. Но наряду с этим положительным явлением отмечается невысокий уровень рождаемости населения, что в совокупности приводит к смещению трудоспособных лиц и лиц пенсионного возраста в сторону пенсионеров.
Пенсионный возраст в России является самым низким из числа стран с государственной системой обязательного пенсионного обеспечения, так как пенсионные системы развитых стран уже давно перешли на 65-летниню границу пенсионного возраста [7]. На сегодняшний день возраст выхода на страховую пенсию по старости в РФ составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но 1 января 2017 года пенсионная граница для государственных и муниципальных служащих сдвинулась на полгода вперёд: 55,5 у женщин и 60,5 у мужчин. Однако на этом реформа не останавливается, а предполагает дальнейшее постепенноеувеличение этой самой границы каждый год на 6 месяцев: у женщин до 63 лет и до 65 лет у мужчин. Соответственно пределы данных границ будут достигнуты у женщин в 2032 году, а у мужчин уже в 2026 году. Несмотря на это, Правительство РФ намеренотакжеувеличивать пенсионный возраст обычных граждан, тем не менее, ещё неизвестно до какого уровня проводить повышение [8].
Решение данной проблемы способствует увеличению доходной части ПФР и улучшению пенсионной обеспеченности населения. Но оно может осложнить социальную напряжённость в обществе, которую можно урегулировать только с помощью значительного увеличения размера пенсий.
Ещё одним существенным недостатком деятельности ПФР является низкая пенсионная обеспеченность граждан. В нашей стране уровень жизни населения намного ниже, чем в развитых странах, и финансовые ресурсы не в состоянии полностью обеспечить население до уровня, который рекомендован Международной организацией труда (МОТ). По оценке данной организации, пенсия в 40% от заработной платы может позволить необходимый для жизни уровень [3; 72].
I
LH
s о
LÜ
z
О X
о
rt
■X ■X ■X
174
Многие специалисты видят выход из данной проблемы в увеличении объёма пенсионных взносов за счёт более длительной трудовой активности, то есть непосредственно в повышении пенсионного порога. Для осуществления данного мероприятия предлагается увеличить минимальный страховой стаж и значительно повысить пенсии гражданам, которые по собственному желанию оттягивают свой выход на пенсию. В 2015 году проблему низкого пенсионного обеспечения предложили решить иным образом - предоставлять бонусы за каждый год отсрочивания выхода на пенсию. В результате проведения социологического опроса было выявлено, что всего лишь 20% пенсионеров готовы воспользоваться данным предложением [2].
Наверняка не все граждане знают о том, что вопросом пенсионного обеспечения занимается не только государство, которое заботится о поддержании необходимого размера замещения потерянной заработной платы. Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - система, включающая в себя негосударственные пенсионные фонды, банки, страховые компании, пенсионные программы предприятий БОЮЛ. Вместестем негосударственный сектор выполняет две главные функции: гарантирует социальную стабильность и защищённость лиц пенсионного возраста; формирует средства пенсионных накоплений с целью долгосрочного инвестирования в экономику государства.
Благодаря НПО возможно решение нескольких проблем: повысить размер пенсий для молодого населения и аккумулировать поступление денежных ресурсов на отечественный финансовый рынок. При этом Пенсионный фонд мог бы решать вопрос касательно предоставления социальных выплат лицам пенсионного возраста за счёт собственного бюджета, не мобилизуя средства федерального бюджета.
При этом недостаточная информированность населения о деятельности государственных, а также частных пенсионных фондов приводит к затруднениям в выборе управляющей компании и неэффективному инвестированию пенсий. Также может проявляться недоверие населения к негосударственным структурам. На это существует несколько причин:
- неимение чётких надёжных гарантий;
- высокий риск банкротства, в частности в условиях кризиса;
- НПО не даёт возможность пользования программой населению с низкими доходами;
- продолжение сокращения склонности населения к сбережению [10].
И сходя из да н н ых стати сти ки, процент граждан, у которых аккумулируются пенсионные накопления и при этом доверяющие их частным пенсионным фондам достигает 24% от общего числа [9; 156]. Непосредственно следствием является низкая степень участия граждан в формировании будущей пенсии.
Говоря о главных направлениях развития и совершенствования пенсионного обеспечения России, можно сказать, что необходимо принятие следующих мер:
- повышение доверия как к негосударственному пенсионному обеспечению, так и к самой российской пенсионной системе;
- увеличение уровня пенсий лицам пенсионного возраста, тем самым искоренение бедности старшего поколения;
- проведение активностного подхода к вовлечению населения в пенсионные программы;
- модернизация действующей накопительной части пенсионной системы;
- улучшение ситуации на рынке труда, сокращение безработицы;
- стимулировать увеличение выплат официальных заработных плат.
Данные меры должны улучшить существующий уровень жизни такой категории населения, как пенсионеры, и сформировать перспективу на достойное пенсионное обеспечение ныне трудящихся граждан РФ.
Примечания:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 06.10.17).
2. Пенсионный Фонд РФ, официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. pfrf.ru (дата обращения: 06.10.17).
3. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. -№4. - Том 6. - 2015. - С. 69-74.
4. Федеральный закон от 19.12.2016 № 416-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ d oc_LAW_208991 / (дата об pa ще н ия: 06.10.17).
5. Стецюнич Ю.Н. Организация казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы на примере Управления федерального казначейства по Ленинградской области // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений - 2016. - С. 261-265.
6. Абылова A.M. Яруллин P.P. Пенсионный Фонд России, современные проблемы его функционирования // Инновационная наука. - 2016. - №5-1(17).-С. 13-14.
7. Соловьев А.К. К вопросу о повышении пенсионного возраста // Финансы. - № б - 2015. - С. 58-64.
8. Федеральный закон от 23.05.201 б г. N 143-ФЭ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ соп5_с1ос_1_А\/\/_198199/ (дата обращения: 06.10.17).
9. Галимова И.В., Говорушина Т.К., Маклакова Е.А., Мамаева М.И., Стецюнич Ю.Н., Уварова T.A., Хар-лампиева A.C. Теоретические основы финансовой деятельности : учеб пос.: - СПб.: НИЦ APT, 2015. -220 с.
Ю.Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. - М.: Проспект, 2014. - С. 296.
MODERN APPROACHES ТО THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL OF KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISES
Ikonnikova Irina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Organization of Production, Bauman Moscow State Technical University (branch), Kaluga
The article analyzes the content of existing approaches to former and human capital development OF nm enterprises, including at the present stage. In this study the author was able to highlight the economic, institutional, historical-genetic, difficult to make and information approaches.
Keywords: more capital; NM enterprises; scientific-islets OP-designers and works; innovations.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УДК 331.108
И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВАК РФ 08.00.05
НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье проводится анализ содержания существующих подходов к фор миро- @ Иконникова И. В., 2018 ванию и развитию человеческого капитала наукоемких предприятий, в том числе на современном этапе. В ходе данного исследования автору удалось выделить экономический, институциональный, историко-генетический, комплексно-накопительный и информационный подходы.
Ключевые слова: человеческий капитал; наукоемкие предприятия; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; инновации.
Динамичные изменения, происходящие во всех сферах социо-экономической системы Российской Федерации, усиление рыночной конкуренции между субъектами хозяйствования, глобализация народно-хозяйственного комплекса предопределили актуальность изучения человеческого фактора как главного элемента достижения высокой эффективности деятельности организаций. Действительно, успехи компаний-лидеров в отраслях в развитых странах связаны, прежде всего, с созданием перспективных инновационных механизмов управления человеческими ресурсами на уровне предприятий. При этом в основе их формирования стоит системный стратегический подход к использованию и дальнейшему развитию человеческого потенциала. Ключевыми приоритетами являются гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам производительности и качества трудовой жизни и т.д. При этом основополагающим элементом новой концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, развитие которых нуждается в инвестициях подобно другим видам ресурсов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует множество различных подходов к формированию и развитию человеческого капитала наукоемких предприятий. При всем их многообразии можно сформулировать основополагающий принцип
ИКОННИКОВА Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и организации производства, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (филиал), Калуга