Научная статья на тему 'Пенсионное обеспечение в Швейцарии'

Пенсионное обеспечение в Швейцарии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3136
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЯ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бровчак С. В.

В статье отмечается, что за последние годы пенсионная система в РФ претерпела изменения не менее трех раз. Это свидетельствует о том, что новая пенсионная система находится в стадии становления. Швейцарская пенсионная модель представляет собой устоявшуюся финансовую и социальную систему и может служить примером для реформирования российской пенсионной модели, о чем в статье сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсионное обеспечение в Швейцарии»

Зарубежный опыт

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ШВЕЙЦАРИИ

С. В. БРОВЧАК, кандидат экономических наук, исполнительный директор НПФ «Участие» Е-mail: [email protected]

(ВОЗ), средняя продолжительность жизни мужчин составляет 79 лет, женщин — 84 года. Продолжительность жизни в Швейцарии на 5—7 лет выше, чем в других западноевропейских странах. Средняя продолжительность здоровой жизни мужчин составляет 71 год, женщин — 75 лет (табл. 1).

Система социальной защиты населения Швейцарии находится на высоком уровне развития. Помимо системы пенсионного обеспечения действует система обязательного медицинского страхования, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, добровольное страхование от несчастных случаев, обязательное страхование от безработицы, страхование детских пособий.

Пенсионеры составляют 16 % населения Швейцарии, но к 2050 г. их будет уже 58 %. Пенсионная система Швейцарии дает возможность в среднем получать при выходе на пенсию не менее 58 % от уровня средней заработной платы. При этом 38 % от уровня заработной платы составляет государственная пенсия, а 20 % — обязательная частная пенсия. К примеру, в Греции уровень замещения равен 96 %, Италии — 94 %, Люксембурге - 90 %, Южной Корее - 88 %, США -

Таблица 1

Ряд показателей системы здравоохранения в некоторых странах мира

Страна Численность населения, млн чел. Продолжительность жизни (мужчин/ женщин) Продолжительность здоровой жизни (мужчин/женщин) Вероятность смерти в возрасте 15—60 лет (мужчин/женщин — на 1 тыс. чел.) Общие расходы на здравоохранение, % от ВНП

Швейцария 7,5 79/84 71/75 80/47 11,3

Россия 141,8 60,5/73,2 53/64 432/158 5,2

Великобритания 60,5 77/81 69/72 98/61 8,4

Франция 61,9 77,5/84,6 69/75 124/54 11,2

США 302,8 75/80 67/71 137/80 15,3

Канада 32,6 78/83 70/74 89/55 10,0

Испания 43,9 78/84 70/75 105/44 8,1

Германия 82,6 77/82 67/71 106/55 10,4

Италия 58,9 78,6/84,3 71/75 83/44 8,9

Япония 127,9 79/86 72/78 89/44 7,9

Источник: по данным ВОЗ.

В статье отмечается, что за последние годы пенсионная система в РФ претерпела изменения не менее трех раз. Это свидетельствует о том, что новая пенсионная система находится в стадии становления. Швейцарская пенсионная модель представляет собой устоявшуюся финансовую и социальную систему и может в отдельных частях служить примером для реформирования российской пенсионной модели, о чем в статье сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: пенсионное страхование, инвестиционная деятельность, демография, экономика.

Швейцария — конфедеративное государство, состоящее из 26 кантонов, обладающих определенной степенью финансовой и юридической самостоятельности. Столица — Берн. Валовой национальный продукт страны равен 508 млрд швейцарских франков, на душу населения приходится более 56 тыс. долл. Это один из самых высоких показателей в мире. Инфляция в среднем не превышает 1,8 %.

Население Швейцарии составляет 7,5 млн чел., из них трудоспособное население — 4,6 млн чел. По данным Всемирной организации здравоохранения

82 %. Минимальный уровень замещения характерен для Германии — 54 %, Франции — 52 %, Чехии — 50 %, Австралии — 44 %, Мексики — 37 %.

Пенсионная система Швейцарии состоит из трех частей. Женщины в швейцарской пенсионной системе выходят на пенсию в 64 года, а мужчины в 65 лет. Первый уровень представляет собой государственную распределительную пенсионную систему. Пенсия из этой системы выплачивается всем проживающим и работающим на территории Швейцарии лицам. Законодательно этот вид пенсионного обеспечения введен в 1946 г., но его нормативная база модернизирована в 2000—2003 гг.

Пенсия назначается по одному из трех пенсионных оснований: по старости, потери кормильца или инвалидности.

Взнос на формирование пенсионного обеспечения первого уровня со стороны физического лица составляет 5,05 % (на страхование пенсии по старости направляется 4,2 %, на страхование пенсии по инвалидности — 0,7 %, на страхование пенсии по потере дохода при прохождении военной службы — 0,15 %) от уровня заработной платы наемных работников. Аналогичную сумму платит работодатель. В случае если человек не работает по каким-либо причинам, его ежегодный взнос в пенсионную систему первого уровня должен составлять 425 швейцарских франков.

Если пенсионер продолжает работать после получения пенсионных оснований, то он обязан продолжать осуществлять взносы в пенсионную систему первого уровня, но только если его зарплата превышает 1 400 швейцарских франков в мес. Имеется возможность досрочного выхода на пенсию — раньше на два года. При этом пенсия сокращается на 6,8 % в год.

Разведенные пенсионеры получают такую же пенсию, как и женатые. Минимальная пенсия первого уровня составляет 1 140 швейцарских франков, максимальная — 2 280.

Взносы на формирование первого уровня пенсионного обеспечения работодатель должен отчислять ежемесячно. Возможны и поквартальные взносы, если на предприятии работает немного работников, а их годовая зарплата не превышает 200 000 швейцарских франков.

Для самозанятых граждан размер налога на формирование первого уровня пенсионного обеспечения составляет 9,5 % от доходов. При этом из-под налога выводятся доходы, полученные на инвестированный в дело капитал. Граждане, не имеющие постоянного дохода, обязаны делать взнос не менее 460 швейцарских франков в год.

Иностранные граждане, формировавшие швейцарскую пенсию, при выезде за границу теряют право на ее получение, но могут при определенных

условиях единовременно забрать свои взносы, если выплата пенсии еще не началась.

Первый уровень управляется так называемой компенсационной кассой.

Второй уровень пенсионного обеспечения представляет собой накопительную пенсионную систему с обязательными взносами со стороны работающего населения с годовой заработной платой менее 19 890 швейцарских франков. Взнос на формирование пенсионного обеспечения второго уровня составляет от 3,9 до 10 % от уровня заработной платы в зависимости от пола и возрастной группы как для наемных работников, так и для работодателей. Для граждан с большей заработной платой взнос составляет от 7 до 18 % в зависимости от пола и возрастной группы.

Самозанятые лица делают взносы на формирование второго уровня пенсионного обеспечения по собственному усмотрению.

Формирование второго уровня пенсионного обеспечения происходит через так называемые сберегательные кассы. Выбирает кассу работодатель. Работник при переходе на другую работу может переводить свои накопления в сберегательную кассу, которую выбрал новый работодатель.

Взносы во второй уровень пенсионного обеспечения в Швейцарии не обязателен для представителей независимых профессий. Формирование пенсионных накоплений возможно для них в рамках третьего уровня.

Второй уровень управляется пенсионными кассами.

Первый и второй уровни в совокупности гарантируют размер пенсии в 60 % от уровня последней заработной платы.

Имеется возможность перевода средств пенсионных накоплений с пенсионного счета на специальный счет в банке, специальный счет в страховой компании.

Управлением вторым уровнем профессионального пенсионного обеспечения занимаются негосударственные пенсионные фонды, третьим индивидуальным уровнем — страховые компании, банки и инвестиционные компании. Государственные затраты на пенсионную систему составляют 6,7 % валового национального продукта, частные — 5,5 %.

Накопительные пенсионные программы, так же, как в Греции, Венгрии и Польше, являются программами с установленным размером пенсионных взносов. В таких странах, как Франция, Финляндия и Норвегия, пенсионные программы являются программами с установленным размером пенсионных выплат.

При взносах на формирование пенсии третьего уровня установлен не облагаемый налогом уровень в 6 365 швейцарских франках, а для свободно занятых

профессий — на уровне более 31 824 швейцарских франков (или 20 % заработка). В случае, если свободно занятое застрахованное лицо переходит на наемную работу, сумма пенсионных накоплений третьего уровня может быть переведена на финансирование второго пенсионного уровня. Формирование третьего уровня пенсионного обеспечения возможно только в пенсионном банковском фонде или в страховой компании. Выплаты пенсии третьего уровня подпадают под налогообложение. Основанием для выплаты пенсии третьего уровня является достижение пенсионного возраста, инвалидность или кончина.

64 % взносов в пенсионную систему Швейцарии осуществляет работодатель, 36 % — сами работники.

Возможен и ранний выход на пенсию, но не более чем на 5 лет.

Обращаться за назначением пенсии необходимо за месяц до получения пенсионных оснований.

У Швейцарии подписано соглашение с 40 странами о возможности получения швейцарской пенсии гражданами этих стран, если они работали и платили налоги на территории Швейцарии. Практически 80 % активов накопительных пенсионных программ сосредоточено в негосударственных пенсионных фондах, 20 % — в страховых компаниях. Прирост участников пенсионных фондов составляет менее одного процента в год.

Активы пенсионных фондов Швейцарии составляют, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 151,9 % размера валового национального продукта. Это самый высокий показатель среди стран ОЭСР (средний показатель составляет 111 %).

В активах швейцарских пенсионных фондов 20 % составляют акции, 40 % — облигации и векселя, 7 % — наличность, 33 % — другие финансовые инструменты. Таким образом, швейцарские пенсионные фонды ограничены в покупке рисковых инвестиционных активов. Например, в Ирландии в рамках пенсионных программ в акции можно вкладывать до 72,1 % пенсионных активов, во Франции — 64,5 %, в Новой Зеландии — 59,9 %, в Норвегии — 59,6 %, в Швеции — 57,1 %.

В Швейцарии только 8 % пенсионных активов возможно инвестировать в иностранные активы. В других странах эти показатели резко различаются. В Нидерландах в иностранные ценные бумаги можно инвестировать 82 % пенсионных активов, в Португалии — 45 %, Канаде - 32 %, Польше - 2 %, Корее - 1 %.

Средняя доходность швейцарских пенсионных программ составляет 7 % годовых на растущем рынке при средней доходности по странам ОЭСР в 4 % годовых. Все пенсионные программы являются программами с установленным размером пенсионных взносов (табл. 2).

Таблица 2

Количество пенсионных фондов в ряде стран ОЭСР в 2007 г.

Страна Пенсионные фонды, ед.

Австралия 366 567

Канада 5 036

Швейцария 2 667

Мексика 1 373

Испания 1 353

Нидерланды 713

Италия 418

Бельгия 258

Португалия 224

Германия 178

Финляндия 120

Норвегия 109

Турция 108

Венгрия 87

Исландия 38

Словакия 33

Австрия 20

Польша 20

Чехия 10

Греция 3

Источник: по данным ОЭСР.

Количество пенсионных фондов в Швейцарии является одним из показателей, красноречиво характеризующих состояние пенсионной системы в целом. С общим количеством населения менее, чем в Московском регионе, Швейцария располагает количеством пенсионных фондов в десять раз большим, чем в Российской Федерации. Это говорит, прежде всего, о развитости рынка.

Показатель среднего размера счета в швейцарских пенсионных фондах тоже наглядно и положительно характеризует развитость системы пенсионных накоплений в Швейцарии (табл. 3). Для примера, в Российской Федерации этот показатель равняется в среднем 49,5 тыс. руб., или 1 650 долл.

Размер активов швейцарских пенсионных фондов составляет 119,4 % от размера ВВП, уступая только Исландии и Нидерландам (134,0 и 132,2 % соответственно).

Опыт швейцарской пенсионной системы интересен и для Российской Федерации, хотя за последнее время российская пенсионная модель прогрессирует, активно перенимая западный опыт.

Во-первых, необходимо отметить отсутствие деления государственной пенсионной программы на базовую и страховую часть. Присутствуют более понятные распределительная и накопительные части.

Во-вторых, представляется оправданным швейцарский опыт деления ответственности за вносы в пенсионную систему между работодателем и работниками.

Таблица 3

средний размер счета в пенсионных фондах ряда стран ОЭср в 2007 г., долл.

страна средний размер счета

Канада 169 914

Норвегия 139 206

Швейцария 135 620

Португалия 104 676

Исландия 100 461

Нидерланды 72 377

Финляндия 68 655

Бельгия 41 153

Люксембург 39 466

Австрия 36 777

Новая Зеландия 25 887

Германия 22 230

Италия 20 260

Испания 10 427

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Польша 3 874

Турция 3 092

Мексика 2 742

Чехия 2 080

Словакия 1 325

Источник: по данным ОЭСР.

и Российской Федерации одинаков, но пенсионные накопления в Швейцарии больше. Причина — высокий уровень благосостояния населения, в том числе уровень заработной платы, который через налоги формирует размер пенсии. Увеличение пенсии возможно при увеличении общего уровня заработной платы.

В целом, необходимо признать, что принципиальное отличие швейцарской пенсионной системы от российской только в одном—наличии устойчивой системы пенсионных накоплений. Указанная система характерна для развитых и стабильных экономик (табл. 4).

Учитывая швейцарский опыт пенсионного обеспечения, необходимо отметить, что для создания стабильной системы пенсионных накоплений проведения одной пенсионной реформы недостаточно. Важно завершить реформирование экономики и финансовой сферы в частности. Только в этом случае социальные программы будут стабильны по своему финансовому наполнению.

Также важную роль для стабильности пенсионной системы играет демографическая ситуация в стране. Превосходство рождаемости над убытком населения, пополняемость трудоспособного населения важны для любой пенсионной системы.

Таблица 4

сравнительные характеристики российской и швейцарской пенсионных систем

Показатель Российская Федерация Швейцария

Уровни пенсионного обеспечения Негосударственное пенсионное обеспечение. Накопительная часть трудовой пенсии. Страховая часть трудовой пенсии. Базовая часть трудовой пенсии Третий добровольный уровень пенсионного обеспечения. Второй накопительный уровень пенсионного обеспечения. Первый распределительный уровень пенсионного обеспечения

Размер взносов в пенсионную систему 20 % - с 2005 г., 26 % - с 2011 г. Взнос уплачивается работодателем 14—20,1 %. Взнос уплачивается работником и работодателем

Тип пенсионных схем DB/DC DB/DC

Размер активов накопительных пенсионных программ 536,9 млрд руб. 606,4 млрд швейцарских франков

Затраты на пенсионное обеспечение, % к ВВП 6 7,9

Население, старше пенсионного возраста, % 18 16

Возраст выхода на пенсию Мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет Мужчины — 65 лет, женщины — 64 года

В-третьих, система дополнительного пенсионного обеспечения является официальным третьим уровнем пенсионной системы. В российской пенсионной системе дополнительная пенсия рассматривается как некий отдельный от основной пенсионной системы процесс.

В-четвертых, заслуживает внимания возможность досрочного выхода на пенсию при потере в размере получаемой пенсии. Такая возможность предоставляется в большинстве пенсионных систем.

В-пятых, обращает на себя внимание тот факт, что размер социального пенсионного налога в Швейцарии

В целом, изучение швейцарского пенсионного опыта интересно и полезно для пенсионной реформы в Российской Федерации.

Список литературы

1. OECD. Pension Markets in Focus. October 2009. Issue 6.

2. Assurance socials: sejour en Suisse et depart.

3. Les assurances socials au quotidian/ Un guide a l' intention des PME. Edition: 01.5.2009. Edite par l' Office Federal des assurances socials en collaboration avec l' office federal de la sante publique (OFSP) et le secretariat d' etat a l' economie (SECO).

финансы и кредит

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.