УДК 368.914
PENSION REFORM IN RUSSIA: A DECENT OLD AGE OR
POVERTY
Miloenko Elena Vasilievna, the assistant professor of "Tyumen Agrarian University of
Northern Trans-Urals", Tyumen
Abstract: In the article, the author analyzes the problems and prospects of the new pension reform in Russia, formation of future pension citizens since 2015, the activities of non-state pension funds.
Keywords: pension reform, the storage and the insurance part of the pension, retirement age, pension fund.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ДОСТОЙНАЯ СТАРОСТЬ ИЛИ БЕДНОСТЬ
Милоенко Елена Васильевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского, учета, финансов и аудита, ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», Тюмень, Россия
Аннотация: В статье автор анализирует проблемы и перспективы новой пенсионной реформы в России, порядок формирования будущей пенсии граждан с 2015 года, деятельность негосударственных пенсионных фондов.
Ключевые слова: пенсионная реформа, накопительная и страховая часть пенсии, пенсионный возраст, негосударственный пенсионный фонд.
В 2015 году Правительство России планирует провести пенсионную реформу, главной целью которой является обеспечение гражданам России достойного и стабильного финансового обеспечения после достижения пенсионного возраста. Поэтому в 2013 году каждый гражданин должен сделать выбор принципа формирования своей будущей пенсии: распределительная или накопительная через негосударственные пенсионные фонды.
Страховая часть трудовой пенсии существует в рамках распределительной пенсионной системы: на счету застрахованного лица формируются пенсионные права, а поступившие средства направляются на выплату пенсий современным пенсионерам. Накопительная часть трудовой пенсии предназначена для индивидуального накопления, средства учитываются на личном пенсионном счете и могут быть направлены исключительно на пенсионные выплаты застрахованному лицу (владельцу пенсионного счета) или его правопреемникам.
Хотя основная цель пенсионной реформы 2015 года представляется нам очевидной - жесткая экономия бюджетных средств, направляемых в Пенсионный фонд России для выплаты пенсий современным пенсионерам. Так, например, с 2014 года отменяются информационные письма из Пенсионного фонда, что позволит ежегодно экономить 1 млрд. рублей. Также реформа предусматривает постепенное уменьшение до ноля федеральных трансфертов из бюджета, поэтому останется примерно 46-52% от нынешнего уровня пенсий. То есть в реальном выражении, по оценке экспертов, пенсии уменьшатся в два раза.
Проект бюджета Пенсионного фонда на 2013 год был сформирован по доходам в сумме 6 трлн. 343,3 млрд. рублей и по расходам в сумме 6 трлн. 088,7 млрд. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по доходам в сумме 5 трлн. 761,5 млрд. рублей и по расходам в сумме 5 трлн. 821,9 млрд. рублей. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составила в 2013 году 2 трлн. 960 млрд. рублей, из бюджетов субъектов РФ - 5 трлн. 551,3 млрд. рублей.
В 2014 году расходы бюджета фонда составят 6 трлн. 722,39 млрд. рублей, в 2015 году - 7 трлн. 431,53 млрд. рублей. Доходы в
2014 году утверждены на уровне 6 трлн. 894,72 млрд. рублей, в
2015 году- 7 трлн. 787,42 млрд. рублей. Предельный объем профицита бюджета фонда на 2014 год утвержден в сумме 172,3 млрд. рублей, в 2015 году - 355,9 млрд. рублей [2] .
Также в 2013 году размер средней трудовой пенсии составил 10,3 тыс. рублей, социальной пенсии - более 6 тыс. рублей. В 2014 году же изменится принцип расчета прожиточного минимума для пенсионеров, что приведет к повышению размера социальной пенсии. Социальную пенсию в 2014 году повысят на 15,2%, а трудовые пенсии - почти на 9%. По прогнозам средний размер трудовой пенсии в России в 2014 году достигнет 11, 14 тыс. руб., а к 2016 году пенсии планируется довести до 13,2 тыс. рублей в месяц.
Все эти мероприятия планируется финансировать за счет работающего населения России, путем обнуления накопительной части трудовой пенсии «молчунов» с 6% до 0 %. Сейчас за каждого работающего гражданина моложе 1967 года рождения работодатель перечисляет в Пенсионный фонд страховые взносы в размере 22%, из них 6% идет на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Перераспределение тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии произойдет с 2014 года. Для исключения необхо-
димости каждому застрахованному лицу оформлять свой выбор тарифа заявлением, предусмотрены варианты тарифов, которые будут применяться с 2014 года по умолчанию. Тариф 6% сохранится у тех граждан, которые ранее, путем подачи заявления в Пенсионный фонд, выбрали негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Тариф 0% будет формироваться у тех граждан, которые останутся «молчунами».
Таким образом, у каждого из нас в 2013 году есть выбор: активно управлять своей накопительной частью, формируя ее в негосударственном пенсионном фонде или оставить ее в государственном Пенсионном фонде в пользу нынешних пенсионеров с надеждой на «светлое будущее и достойную старость».
Деятельность НПФ полностью прозрачна и включает: аккумулирование пенсионных взносов; дополнение системы государственного пенсионного обеспечения граждан; размещение пенсионных резервов; учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Для обеспечения сохранности будущей пенсии граждан НПФ предложено до 2016 года пройти процедуру преобразования из некоммерческих организаций в акционерные общества, а также проверку Центрального банка и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений. На время этих процедур новые пенсионные накопления граждан будут переданы в управление Пенсионного фонда, в 2014 году будут направляться в распределительную пенсионную систему. НПФ их не получат в свое управление на протяжении 1-2 лет, что значительно нарушает права участников негосударственных фондов (потеря доходности пенсионных накоплений).
В соответствии с новой пенсионной реформой для получения пенсии гражданам с 2015 года нужно: достигнуть пенсионного возраста; иметь трудовой стаж как минимум 15 лет (на сегодня минимальный трудовой стаж составляет 5 лет); накопить 30 баллов пенсионных коэффициентов, перечисляя полный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд (без накопительной части) в течение 15 лет с двух МРОТ или в течение 30 лет - с одного МРОТ. При стаже менее 15 лет будет выплачиваться социальная пенсия: женщинам в 60 лет, а мужчинам - в 65 лет.
Рассчитать будущую пенсию любой гражданин России может, используя пенсионный калькулятор, представленный на сайте Минтруда. Новая пенсионная формула должна вступить в силу с 1 января 2015 года, одной из главных ее составляющих будет размер уплаченных страховых взносов, стаж работы, время выхода на пен-
сию. Трудовая пенсия будет состоять из трех компонентов: фиксированной выплаты (2013 году - 3610 рублей), страховой и накопительной частей.
Страховая часть будет рассчитываться по сумме баллов, умноженных на стоимость этих баллов. Фактически пенсию можно посчитать умножением суммы личных коэффициентов за всю трудовую деятельность человека на коэффициент его возраста, а также на стоимость одного пенсионного коэффициента, который будет устанавливаться на законодательном уровне (в 2015 году - 64 рублей за балл).
Премиальные баллы (повышающие коэффициенты) будут начисляться за каждый дополнительный год работы только в случае, если гражданин по достижении пенсионного возраста не стал обращаться за пенсией. Если человек отложит выход на пенсию на пять лет, то страховая часть пенсия будет увеличена в 1,45 раза, на восемь лет - в 2 раза. Например, если мужчина пойдет на пенсию в 70 лет, то его пенсия будет больше в 2,3 раза. Старые пенсионные права, полученные до 2015 года, будут рассчитываться по старой формуле, а затем будут переведены в баллы.
С принятием новой пенсионной формулы средняя пенсия в России, как ожидается, к 2030 году составит 2,5 прожиточных минимума пенсионера. Хотя оценка пенсионной реформы экспертами негативна, ведь на приемлемый уровень пенсии могут рассчитывать только граждане, с уровнем дохода не менее 40-45 тыс. руб. в месяц, со стажем работы более 35-40 лет. Такой размер дохода имеют только 20% экономического активного населения, 80% граждан России останутся с минимальной пенсией, влача жалкое существование после достижения пенсионного возраста.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. в ред. 30.12.2008) // Российская газета. -2009. - № 7 - от 21 января.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 03 декабря 2012 г. № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Российская газета. - 2012. - № 283 - от 07 декабря.
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-Ф3(в ред. от 23.07.2013) // Российская газета. - 2001. - № 247 - от 20 декабря.
4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Российская газета. - 2001. - № 247 - от 20 декабря.
5. Федеральный закон «О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-Ф3(в ред. от 02.07.2013) // Российская газета. - 2001. - № 247 - от 20 декабря.
6. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-Ф3 (в ред. от 05.04.2013) // Российская газета. - 1996. - № 68 - от 10 апреля.
7. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 г. №75-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Российская газета. - 1998. - № 90 - от 13 мая.