ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 4(16). 2016, 35-44
Иеромонах Антоний (Малинский)
ПЕЛЕНА ЕЛЕНЫ ВОЛОШАНКИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ЕРЕСИ ЖИДОВСТВУЮЩИХ
В статье рассматривается памятник лицевого шитья, датированный XV-XVI вв. Пелена представляет собой вышитое изображение выноса иконы Божией Матери «Одигитрия» (ил. 1). В центре вышита фигура человека, несущего образ. По сторонам от центральной фигуры располагаются участники процессии в 3-4 ряда. Среди участников принято выделять царствующих особ и духовенство. Предположение, сделанное М. В. Щеп-киной, относило шитую пелену к мастерской великой княгини Елены Во-лошанки. Эта атрибуция была воспринята рядом исследователей, оставив нерешенными ряд вопросов. Так, одним из ключевых вопросов истории ереси жидовствующих является вопрос отношения к инакомыслящим невестки великого князя Иоанна III — Елены. Существование пелены, атрибутированной мастерской княгини-еретички, ставит под сомнение слова известного борца с новгородско-московской ересью — преподобного Иосифа Волоцкого, который свидетельствовал о принадлежности супруги покойного князя Иоанна Молодого к антиобщественным явлениям средневековой Руси. Изучение существующей историографии и анализ выводов, сделанных учеными, позволяют убедиться в ошибочности выводов, сделанных М. В. Щепкиной. Убедительные доводы А. С. Преображенского о том, что пелена является произведением, созданным по всем нормам и правилам средневековой иконографии в сербских традициях, позволяют заняться поиском общих для многих стран иконографической темы. Для славянских стран большое значение имел вопрос константинопольского наследия, притом, что данный интерес имел отношение скорее к обрядовой и идеологической стороне, нежели к политической преемственности. Мнение вышеназванного ученого о том, что прототипом шитой пелены могли являться росписи Успенского собора Московского Кремля, представляется в данном случае не совсем точным. Скорее всего, необходимо искать общие иконографические аналоги, которые стали живописным образцом для ряда отечественных произведений искусства. Вероятнее всего памятник, созданный на Руси, был призван занять определенное место среди отечественных идеологем.
Ключевые слова: пелена, Елена Волошанка, жидовствующие, лицевое шитье, Иосиф Волоцкий, Успенский собор.
© иеромонах Антоний (Малинский), 2016
35
Среди источников по истории рубежа XV-XVI вв. имеется памятник лицевого шитья, который, по мнению А. Н. Грабара, отражает события «русской действительности»1. Речь идет о шитой пелене, изображающей ряд лиц, участвующих в процессии крестного хода с иконой Божией Матери «Одигитрия».
На начальном этапе изучения памятника В. Т. Георгиевский2, а вслед за ним Т. А. Александрова-Дольник3, высказывали мнение о принадлежности данного произведения искусства мастерской великой княгини Софии Палеолог.
Изучившая пелену М. В. Щепкина4 уверенно атрибутировала памятник мастерской Елены Волошанки, считая, что на ней изображен крестный ход в день венчания Димитрия-внука 4 апреля 1498 года.
Н. А. Свирин5, Н. А. Казакова и Я. С. Лурье6, Ф. Кемпфер7, А. А. Зимин8, Н. А. Маясова9, Н. Паттерсон-Шевченко10 и А. М. Евсеева11 вслед за М. В. Шепкиной считали изображенное на пелене крестным ходом в день венчания Димитрия. С атрибуцией пелены мастерской Елены Во-лошанки согласился Попов12.
1 Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV-XVI вв.. // ТОДРЛ., 1981. Т. 36.С. 292.
2 Щепкина М. В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века // Труды Государственного исторического музея: Памятники культуры. М., 1954. Вып. 12. С. 8.
3 Там же. Прим. 3.
4 Щепкина М. В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века ...
5 Свирин Н. А. Древнерусское шитье. М., 1963. С. 52-57.
6 Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.; Л.: АН СССР, 1955. С. 167. Прим. 104.
7 Kämpfer F. Das russische Herrscherbild. Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. P. 158, 161-164.
8 Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории. М.: «Мысль», 1982. С. 231.
9 Маясова Н. А. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 200.
10 Паттерсон-Шевченко Н. Служители святой иконы // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. СПб., 1996. С. 137.
11 Евсеева Л. М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. Сб. ст. М., 1999. С. 430-439.
12 Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV-XVI века. М., 1975. С. 74.
Гипотеза, окончательно оформленная М. В. Щепкиной и поддержанная рядом ученых, ставит перед исследователем задачу по решению противоречия исторических источников, свидетельствующих о религиозных взглядах княгини Елены Волошанки.
На рубеже XV-XVI веков идеологической проблемой средневековой Руси явилась ересь «жидовствующих», увлекая за собой представителей двора, ряд общественных деятелей и духовенства. Адепты ереси, по сведениям яркого борца с проявлениями антиобщественной идеологии прп. Иосифа Волоцкого, «бесчестили Саму Деву Богородицу, великого Предтечу Иоанна, святых апостолов, священных святителей, преподобных и богоносных отцов наших»13. Увлеченность идеями новгородско-московских еретиков могла оказаться серьезной угрозой для положения Русской Церкви, так как достигала самых высоких эшелонов власти.
Борьба за чистоту веры осложнялась тем, что адептом ереси была мать наследника престола Димитрия-внука — Елена Волошанка, хотя ряд исследователей считает, что обвинение в ереси было всего лишь поводом для династических перестановок. В частности, такого мнения придерживались Н. И. Костомаров14 и Р. Г. Скрынников. Последний пишет, что для того, чтобы низложить Димитрия и оправдать это решение Иоанн III «призвал на помощь церковных ортодоксов и объявил Елену Волошанку еретичкой. Сын еретички не мог наследовать православный трон» 15.
Обвинение Елены Волошанки в ереси мы находим в Послании прп. Иосифа Волоцкого к архимандриту Митрофану Адронниковскому16. Игумен передает своему адресату слова великого князя Иоанна III, сказанные ему в приватной беседе после опалы, наложенной на сноху и внука.
Вслед за Я. С. Лурье17 мы считаем, что данное свидетельство источника нужно отнести к подлинным. Сомнительно, что при жизни вели-
13 Просветитель или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань: Издание Императорского университета, 31896. С. 37.
14 Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. I. СПб., 1907. С. 294-295.
15 Скрынников Р. Г. Третий Рим. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин». 1994. С. 59.
16 Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. С. 436.
17 Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. С. 212.
кого князя Иоанна III Иосиф Волоцкий мог бы приписывать самодержцу слова, автором которых он не был.
Внимательное изучение рассматриваемого произведения искусства средневековой Руси позволяет отметить, что на пелене изображена икона Божией Матери «Одигитрия», над которой два служителя держат рипиды, на «солнечнике» митрополита Симона изображен Голгофский Крест, в черных одеждах изображено монашествующее духовенство. Жидовствующие выступали иконоборцами, однако на пелене, вышедшей из мастерской «еретички», изображена икона, рипиды были символом ангельского присутствия в богослужениях таинств18, тогда как их действенность также отвергалась еретиками, как отвергались и Крест, и монашество. Атрибуция пелены мастерской Елены Стефановны заставляет сомневаться в словах прп. Иосифа Волоцкого о ее еретичестве.
Постараемся решить имеющееся противоречие. А. С. Петров, изучая традицию изготовления пелен, указал на их основное назначение — подвесная «пелена служила важнейшим дополнением к иконе и, развивая сюжет иконного изображения, становилась частью особого ансамбля»19. Отмечая, что на Руси подвесное шитье можно разделить на две большие группы: к первой группе следует отнести пелены, детально воспроизводящие сам образ; ко второй — пелены, изображающие отличный от иконописного образ. Учитывая сюжетный характер пелены Елены Волошанки, логически следует отнести ее ко второй группе.
Примеры пелен второй группы следующие20. Икона Кирилла Белозерского с житием имела пелену, на которой ни состав, ни порядок житийных клейм не совпадают с живописным образом21. Под чудотворным
18 Фотий, патриарх Константинопольский, писал, что рипиды призваны «не допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте» (Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. IV. М., 1983. С. 105).
19 Петров А. С. Сюжетные изображения на древнерусских пеленах. Роль и назначение шитого образа под иконой // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2007. № 18(44). С. 182.
20 Подробнее: Петров А. С. Сюжетные изображения на древнерусских пеленах. Роль и назначение шитого образа под иконой. С. 182-187.
21 Пелена — ГРМ, инв. № ДРТ-276. Икона — ГРМ, инв. № ДРЖ-2741. Упомянута в: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. С. 47.
образом «Богоматерь Умиление» Спасо-Евфимьевского Суздальского монастыря по праздникам находилась пелена с изображением Богородицы, евангелистов и ангельского чина22. Пелена «Спас Нерукотворный с архангелами Михаилом и Гавриилом» Покровского Суздальского монастыря изображала архангелов, которые отсутствовали на самой ико-не23. Были и более видимые отличия икон и их подвесных пелен. Под образом «Одигитрии» находилась пелена с изображением Покрова Пресвятой Богородицы со святыми24.
Приведенные А. С. Петровым примеры, однако, все указывают на сюжеты пелен, имеющих богослужебное назначение, пригодных для молитвы.
Рассматриваемая пелена — совершенно другого порядка, представляющая скорее сюжетное произведение искусства, созданное для увековечивания изображенного на ней события. Изучившая памятник М. В. Щепкина считала, что пелена — «памятник чисто светского торжества над противниками»25. Вслед за исследователем Н. А. Маясова заметила, что «сюжет пелены дает возможность <.> высказать предположение, что она являлась самостоятельным произведением, украшавшем Дмитриевский придел [Успенского. — и. А.] собора, а не подвешивалась к иконе»26.
Характеристика пелены, как светского произведения, не решает вопроса противоречивости источников, поскольку к той же мастерской исследователи относят другую пелену, изображавшую Усекновение главы Иоанна Предтечи (ил. 2)27, которая представляла собой предмет литур-
22 Тихонравов К. Описная книга Спасо-Еуфимиева монастыря (1660 г.) // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Владимир, 1878. Т. 2. С. 7.
23 Опись Покровского монастыря в Суздале (1597), изд. В. Георгиевский. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927. Прил. 1. С. 6-7. Сейчас пелена хранится во Владимиро-Суздальском музее (инв. № СМ-1045).
24 Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прил.: Опись Иоси-фо-Волоколамского монастыря 1545 (7055) года. С. 2.
25 Щепкина М. В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века... С. 20.
26 Маясова Н. А. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 200.
27 ГИМ, инв. № 15508щ/РБ-6, размер 66x61 (Щепкина М. В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века / Труды ГИМ. Памятники культуры. Вып. 12. М., 1954. С. 20; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Табл. 28).
гического назначения. Содержание мастерской, изготавливавшей предметы литургического назначения, подталкивает исследователя к выводу о неправдоподобности обвинений княгини Елены в еретичестве.
С критикой традиционной версии происхождения пелены выступил А. Н. Грабар, считая, что сделанные М. В. Щепкиной «выводы не вполне обоснованы»28; критика его нашла свое продолжение в работах А. С. Преображенского.
Ученый, изучив гипотезы вышеназванных исследователей, высказал мнение, что «пелену Елены Волошанки» приходится считать русским памятником, предназначавшимся для неизвестного храма, и созданным на рубеже ХУ-ХУ1 столетий, а может быть, несколько позже, в неизвестной, но, судя по высокому уровню шитья и мастерству знаменщика, московской мастерской»29.
По мнению ученого, наиболее близким к изображению пелены иконографическим прототипом является изображения на иконе «Похвала Богоматери, с акафистом» Успенского собора Московского Кремля30. Это утверждение позволяет А. С. Преображенскому толковать пелену, как «памятник, отвечающий определенным нормам средневековой иконографии»31.
Полагаем, что автор рассматриваемого произведения искусства действительно изобразил на шитой пелене торжественную процессию в Субботу акафиста, воспользовавшись имеющимся в распоряжении иконографическим образцом.
Отнеся пелену к произведениям московских мастеров, исследователь подчеркнул ее близость не к валашской, а к «сербской традиции, зафиксированной памятниками первых трех десятилетий ХУ в.»32
Вполне вероятно, что прототипом вышитой пелены были не росписи Успенского собора, а неизвестный сербский памятник, отражавший общеславянский интерес к наследию Константинополя, в том числе его обрядовой жизни. Болгарский переводчик Хроники Константина
28 Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи... С. 292.
29 Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI — начало XVI века. М.: «Северный паломник», 2012. С. 468.
30 Там же. С. 476.
31 Там же. С. 479.
32 Там же. С. 482.
Ил. 2.
Манассии, описывая падение Рима в V веке, называл новым Царьградом не Константинополь, а Тырново33, что свидетельствует об имперском самосознании славянских народов. Вполне вероятно, что московская пелена была частью комплекса символов, указывающих на преемственность Руси, как православной державы. Высказанная гипотеза позволяет отнести рассматриваемый памятник к числу идеологических явлений XVI века, исключив его из числа источников по истории ереси жидов-ствующих, как не имеющий отношения к мастерской Елены Волошанки.
Источники и литература
1. Kämpfer F. Das russische Herrscherbild. Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978.
2. Георгиевский В. Т. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927.
3. Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Прил.: Опись Ио-сифо-Волоколамского монастыря 1545 (7055) года.
4. Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV-XVI вв. // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 289-294.
5. Евсеева Л. М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. Сб. ст. СПб., 1999. С. 430-439.
6. Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории. М.: «Мысль», 1982.
7. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.; Л.: АН СССР. 1955.
8. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. I. СПб., 1907.
9. Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1994.
10. Маясова Н. А. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 189-214.
11. Настольная книга священнослужителя. Т. IV. М., 1983.
12. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1998.
33 Стремоухов Дм. Москва — Третий Рим: источник доктрины / Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 427.
13. Паттерсон-Шевченко Н. Служители святой иконы // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. СПб., 1996. С. 133-144.
14. Петров А. С. Сюжетные изображения на древнерусских пеленах. Роль и назначение шитого образа под иконой // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2007. № 18 (44).
15. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV-XVI века. М., 1975.
16. Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI — начало XVI века. М.: «Северный паломник», 2012.
17. Просветитель или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Казань: Издание Императорского университета, 31896.
18. Свирин Н. А. Древнерусское шитье. М., 1963.
19. Скрынников Р. Г. Третий Рим. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1994.
20. Стремоухов Дм. Москва — Третий Рим: источник доктрины / Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М.: Языки славянской культуры, 2002.
21. Тихонравов К. Описная книга Спасо-Еуфимиева монастыря (1660 г.) // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Владимир, 1878. Т. 2.
22. Щепкина М. В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века / Труды ГИМ. Памятники культуры. Вып. 12. М., 1954.