ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
УДК 616—053.2 (091)
ПЕДИАТРИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ КГМУ—70 ЛЕТ
Н.Х. Амиров, В.Ю. Альбицкий, И. В. Клюшкин
Истоки педиатрии начинаются из глубины веков, а научная педиатрия в России получает развитие со второй половины XIX века. Организация же целостной системы по охране материнства и детства (ОМД) в нашей стране произошла лишь в советский период. Создание эффективной государственной системы ОМД явилось одним из выдающихся достижений отечественной медицины и здравоохранения в XX столетии. Она позволила сохранить миллионы детских жизней. Ее главные организационные принципы - функционирование специализированной педиатрической службы, ярко выраженная профилактическая направленность, подготовка педиатров на специальных факультетах медицинского вуза— не потеряли своей актуальности и должны, по нашему глубокому убеждению, сохраняться и творчески развиваться, адаптируясь к современным условиям.
В 20-е годы прошлого века создается сеть специальных учреждений - женских и детских консультаций, домов ребенка и детских домов, яслей. На этом фоне остро возникает проблема нехватки медицинских кадров для работы в системе ОМД. В связи с этим Советское правительство в 1930 г. принимает решение об открытии в ряде медицинских институтов, в том числе Казанском, факультетов охраны материнства и младенчества.
Выбор Казани для подготовки педиатров, конечно же, не был случайным. В старом университетском городе были сильны педиатрические традиции. С 1875 г. на медицинском факультете функционировала кафедра педиатрии во главе с проф. Н.А. Толмачевым. В последующем, с 1893 по 1911 г., кафедру возглавлял выдающийся ученый П.М. Аргутинский-Долгоруков, который считается основоположником казанской педиатрической школы. Он воспитал плеяду талантливых детских врачей - ученых и практиков, из которых профессора В.К.Меньшиков, АФ.Агафонов, Е.М.Лепс-кий приобрели всероссийскую известность и вошли в когорту выдающихся деятелей казанской медицинской школы.
Во исполнение директивы правительства и в целях ускорения подготовки
педиатрических кадров в декабре 1932 г. на лечебном факультете Казанского медицинского института выделяется группа из 25 студентов в так называемое отделение охраны материнства и младенчества, которое в 1933 г. переименовывается в педиатрический факультет. Студенты углубленно изучают детские болезни, и на следующий год им вручаются дипломы врачей-педиатров. Первым деканом, а по существу, основателем факультета стал Ефим Моисеевич Лепский. Из-за отсутствия клинической базы по его предложению и с согласия руководства Казанского ГИДУВа для подготовки врачей-педиатров стали использовать детскую клинику Института усовершенствования врачей. Под руководством проф. Е.М. Лепского создается специальная кафедра детских болезней педиатрического факультета. Так, 70 лет назад началась история педиатрического факультета КГМУ.
В 30-е годы для слушателей нового факультета создаются кафедры детских инфекций (зав.—проф. А.Ф. Агафонов), терапии (проф. В.И. Катеров), хирургии (И.В. Домрачев), курс детской хирургии (доц. В.М. Новиков). С расширением факультета на кафедре детских болезней стали получать подготовку студенты 3— 5-го курсов по пропедевтике, факультетской и госпитальной педиатрии. Практические занятия здееь проводили ассистенты Е.П. Кревер и Г.А. Хаин-Макарова. В 1938 г. на факультете создается вторая педиатрическая кафедра -пропедевтики детских болезней, которую возглавила талантливая ученица Е.М. Лепского доцент Е.П. Кревер.
Под руководством Е.М. Лепского на кафедре детских болезней педиатрического факультета разворачивается интенсивная научная работа. Профессором и его учениками изучается крайне актуальная для того времени проблема авитаминозов и гиповитаминозов. Результаты исследований нашли отражение в классических монографиях Е.М. Лепско-го “Рахит и тетания рахитиков” (2 издания, 1941, 1945), “Авитаминозы и гиповитаминозы” (совместно с Р.И. Лепс-кой, 1944, 1948).
Таким образом, в предвоенные годы, которые можно считать временем ста-
новления педиатрического факультета, он сформировался как самостоятельное научно-педагогическое подразделение медицинского института, твердо встал на ноги. В этот период был подготовлен 221 врач-педиатр.
В годы Великой отечественной войны факультет подготовил 367 врачей. В 1942 г. после подготовки по сокращенной программе на фронт отправились 96 выпускников факультета. В 1944 г. выпуска врачей не было. В послевоенное время кафедра детских болезней педиатрического факультета подразделяется на две — факультетской (1949 г.; зав.—доц. Е.П. Кре-вер) и госпитальной (1952 г.; зав.— Е.Н.Короваев) педиатрии. В 50—70-е годы XX столетия педиатрические кафедры КГМИ возглавили известные ученые, профессора Г.А. Макарова (пропедевтическую клинику), К.А. Святкина (факультетскую), А.Х. Хамиду ллина (госпитальную), Н.П. Кудрявцева (детских инфекций), М.Р. Рокицкий (детской хирургии). Это время можно образно назвать “серебряным веком” казанской педиатрической школы. Названные профессора подготовили педагогические кадры, которые в настоящее время возглавляют кафедры педиатрического профиля в КГМУ и ряде других российских медицинских вузов. Так, ученики К.А. Святкиной руководят кафедрами в КГМУ (проф. В.П. Булатов), КГМА (проф. С.В. Мальцев), в Ивановской медицинской академии (проф. А.И.Рыв-кин), ученики А.Х. Хамидуллиной — в КГМУ (профессора Л.К.Фазлеева, А.Г. Шамова, А.П. Пигалов), в КГМА (проф. А.В. Кузнецова), в Чувашском университете (проф.М.В. Краснов, Т.И. Петрова), ученики Н.П. Кудрявцевой - в КГМУ ( профессора Н.А. Романова, А.Д. Царегородцев ), ученики М.Р. Рокицкого - в КГМУ ( профессора А. А. Ахунзянов, П.Н. Гребнев), в Чувашском университете (проф. А.А. Акинфи-ев). Широкую известность в стране и признание у педиатрической общественности получили труды проф. К.А. Святкиной, посвященные рахиту, проф. А.Х.Хамидуллиной - реактивности детского организма в норме и патологии, проф. М.Р. Рокицкого - хирургическим заболеваниям легких у детей. С 1945 по 1980 г. на факультете было подготовлено 2106 врачей-педиатров.
В 1982 г. произошла реорганизация педиатрических кафедр: вместо трех классических - пропедевтической, факультетской и госпитальной -вновь была
создана единая кафедра детских болезней педиатрического факультета во главе с проф. Н.А. Романовой, которая вскоре была разделена на кафедры детских болезней № 1 и № 2. Их возглавили представители третьего (нынешнего) поколения казанских профессоров-педиатров О.И. Пикуза и В.П. Булатов. В 1986 г. был открыт курс, преобразованный в 1989 г. в кафедру поликлинической педиатрии (зав.—проф. В.П. Пигалов). Таким образом создавалась современная учебная инфраструктура педиатрического факультета.
Анализируя 70-летнюю историю педиатрического факультета, мы не можем не отдать должное его деканам. Благодаря их стараниям и энергичной деятельности подготовка кадров педиатров всегда удовлетворяла самым строгим запросам практического здравоохранения. Назовем имена только тех, кто возглавлял факультет более 10 лет: проф. Г.И. Забусов (1946—1956), проф. К.А. Святкина (1956—1966), доц. В.А. Валитов (1971—1986), проф. О.И. Пикуза (1989— 2000).
Что же представляет собой педиатрический факультет КГМУ в настоящее время?
На 18 кафедрах факультета трудятся 160 преподавателей, из них 31 доктор наук, 27 профессоров, 34 доцента, 48 кандидатов наук. На факультете работают 5 заслуженных деятелей науки Республики Татарстан, 4 заслуженных врача РФ, 6 заслуженных врачей РТ.
На факультете обучаются 860 студентов. Клинические кафедры размещены в 4 крупных многопрофильных больницах и 10 детских поликлиниках. Ведущей клинической базой является Детская республиканская клиническая больница, где студенты знакомятся и осваивают современнейшие медицинские технологии по диагностике и лечению детских заболеваний.
На факультете внимание профессорско-преподавательского состава традиционно сосредоточено на учебно-методической работе. За последние пять лет издано 86 учебно-методических пособий, из них 16 на федеральном уровне. Министерство здравоохранения РФ рекомендовало для студентов медицинских вузов учебники профессоров факультета Г.М. Харина “Судебная медицина” и Ю.А. Челышева “Гистология”.
Положительные результаты достигнуты и в науке. За пять лет сотрудниками факультета защищено 9 докторских и 51
кандидатская диссертация, запланировано 49 кандидатских, издано 13 монографий, опубликовано более 500 журнальных статей. Основным научным направлением кафедры педиатрии № 1 является изучение новых индикаторных систем оценки резервов здоровья у детей, педиатрии №2 - диагностика, клиника, лечение гастроэнтерологических заболеваний, физиология и патология детей периода новорожденности, поликлинической педиатрии — распространенность важнейших детских болезней, биологии и генетики — межклеточные отношения и вопросы мутагенеза и антимутагенеза, гистологии — проблемы нейротрофического контроля и регуляции пластичности нейронов, внутренних болезней № 2 — проблемы ИБС, артериальной гипертензии, общей хирургии — совершенствование диагностики и лечения острой хирургической патологии брюшной полости и забрю-шинного пространства, оториноларингологии - совершенствование диагностики и лечения нарушений воздухопроводной и голосовой функций гортани, неврологии и нейрохирургии - пороки развития нервной системы, судебной медицины - судебно-медицинская оценка морфологических проявлений репа-ративной регенерации кожи после механических и термических повреждений.
За 70 лет на педиатрическом факультете подготовлено около трех тысяч вра-чей-педиатров. Среди них много выдающихся деятелей науки и практики -это директор научного центра здоровья детей РАМН, академик РАМН А.А. Баранов, ректор КГМУ, чл.-корр. РАМН, заслуженный деятель науки РФ и РТ Н.Х. Амиров, директор НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ проф. А.Д. Царе-городцев, заместитель министра здравоохранения РТ, канд. мед. наук Л.А. Никольская, главный врач Детской республиканской больницы МЗ РТ, канд. мед. наук Е.В.Карпухин и многие другие.
Факультету в XXI веке предстоит решать немало сложных задач. Накопившиеся в ходе социально-экономического кризиса и реформирования общества в 90-е годы прошлого века проблемы в состоянии здоровья детского населения России и Татарстана требуют для их реализации неординарные подходы и колоссальное напряжение интеллектуальных и материальных сил. Но педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета с оптимизмом смотрит в будущее, ибо его история, славные традиции, весомый научный и педагогический потенциал -залог новых достижений и побед.
Поступила 28.12.02.
УДК 616—053. 2 - 089. 8 (91)
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
А.А. Ахунзянов
Кафедра детской хирургии с курсом ПДО (зав. - проф. А.А. Ахунзянов) Казанского государственного медицинского университета
В год 70-летия педиатрического факультета Казанского государственного медицинского университета трудно отказаться от сравнительной оценки прошлого и настоящего детской хирургии г. Казани и Республики Татарстан. Первые операции детям в Казани, как и вообще в России, выполнялись хирургами общего профиля в клиниках, руководимых видными казанскими хирургами — профессорами Н.А. Геркеном, А.В. Вишневским, Н.В. Соколовым, И.В. Домрачевым, С.М. Алексеевым и многими другими.
В 1935 г. был открыт доцентский курс детской хирургии, который возглавили сначала доц. Н.Г. Новиков (1935—1936), а затем проф. И.Ф. Харитонов (1937—1961).
В те годы под руководством этого блестящего хирурга, талантливого ученого и педагога, а также заведующего первым детским хирургическим отделением ТАССР на 35 коек успешно развивается хирургия пороков развития, включая челюстно-лицевую и нейрохирургию. Предметом его особого интереса была детская урология. Им воспитаны десятки детских хирургов, в том числе преподаватели (Л.Г. Сафина, М.Г. Стекольщикова, К.И. Яковлева, Л.Г. Баязитов, А.А. Ахунзянов и др.).
С 1961 г. курс детской хирургии возглавил доц. П.Н. Булатов. Он был прекрасным хирургом, лектором, автором научных работ в различных областях детской хирургии. Среди разработок того времени