Научная статья на тему 'Педагогико-эргономические и медико-психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды'

Педагогико-эргономические и медико-психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / INFORMATION-COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич, Граб Валентина Петровна

В статье представлены материалы, характеризующие основные условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич, Граб Валентина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL-ERGONOMIC AND MEDICAL-PSYCHOLOGICAL OPERATING CONDITIONS OF THE HI-TECH HEALTH SAVING INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

In article the materials characterizing the main operating conditions of the hi-tech health saving information and education environment are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогико-эргономические и медико-психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды»

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Мухаметзянов Искандар Шамилевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор медицинских наук, профессор, [email protected]

Граб Валентина Петровна,

Московский институт электронной техники, доцент кафедры, кандидат технических наук, доцент, [email protected]

ПЕДАГОГИКО-ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье представлены материалы, характеризующие основные условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей

информационно-образовательной среды.

Ключевые слова:

дистанционное обучение; здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования; информационно-коммуникационная

предметная среда.

Само понятие высокотехнологичной информационно-образовательной среды применительно к педагогической практике выходит за традиционные рамки философской трактовки и имеет определенные специфические черты, обуславливаемые интеграцией в традиционную образовательную среду средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это, в свою очередь, изменяет все традиционные связи между компонентами среды и участниками образовательного процесса. Субъектами образовательного пространства являются обучающий и обучаемый, а сам процесс обучения ведется с использованием интерактивного средства обучения, размещенного, как правило, в Интернете. Особенностью деятельности в рамках такой среды является то, что без адекватного материально-технического обеспечения и методического сопровождения реализация процесса обучения не представляется возможной. Обучение выходит за рамки исключительно учебного заведения и реализуется там, где это наиболее удобно для учащегося.

Использование высокотехнологичной информационно-

образовательной среды позволяет повысить мотивацию обучаемых и обучающихся в области использования средств ИКТ, развить навыки

70

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

участников педагогического процесса по применению средств ИКТ в профессиональной деятельности. В нашем исследовании мы рассмотрим две крупные группы условий функционирования такой среды - это педагогикоэргономические и медико-психологические условия.

Педагогико-эргономические условия функционирования

высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-

образовательной среды

Современная образовательная среда учащегося интегрирует в себе не только элементы образовательной среды учебного заведения. В нее активно включаются, в рамках электронного и дистанционного образования, как элементы места пребывания или проживания учащегося, так и интерактивные распределенные образовательные ресурсы. Элементы образовательной среды в рамках учебного заведения регламентируются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Вместе с тем, до настоящего времени, число учебных заведений, соответствующих этим требованиям, крайне незначительно. Не менее значимо и то, что с включением в действующую редакцию Закона «Об образовании» электронного и дистанционного образования подзаконная нормативная база, регламентирующая его, так и не сформирована.

При распространении традиционной системы обучения за пределы учебного заведения, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения потребитель образовательной услуги вправе рассчитывать на ведение образовательной деятельности в условиях, не оказывающих негативного влияние на состояние его здоровья. В этих условиях эргономический подход позволяет достигать поставленных целей обучения в оптимальных условиях, с наименьшими затратами на организацию образовательной среды, с использование средств обучения самого обучаемого. Но это, в свою очередь, требует и формирования у него компетенций в части: проектирования, создания и деятельности в рамках распределенной информационно-образовательной среды; отбора содержания обучения; профилактики неблагоприятных функциональных состояний и сохранению собственного здоровья.

Основным условием функционирования высокотехнологичной информационно-образовательной среды является ее эгрономичность, а с учетом образовательного характера - педагогико-эргономический аспект. В условиях прогрессивного снижения здоровья учащихся данная среда просто не может не быть здоровьесберегающей. Исходя из этого, приоритетным условием функционирования такой среды является ее оптимальность, включающая в себя критерии точности, надежности, производительности, а с учетом анализа в условиях образования, необходимо также добавить безопасность для здоровья участников педагогического процесса, критерии интенсивности и напряженности обучения, эмоциональное воздействие на них. В процессе обучения все элементы образовательной среды влияют как

71

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

на самого обучаемого, так и на процесс обучения. Кроме того, сами обучаемые изменяют элементы образовательной среды с учетом своих индивидуальных потребностей. В этой связи педагогико-эргономические условия включают в себя возможность адаптации элементов образовательной среды под личностные потребности и возможности участников педагогического процесса. Приоритетом становится обеспечение процесса интерактивного взаимодействия в рамках триады «обучающий - средство обучение - обучаемый». Вместе с тем, в рамках современной образовательной среды не полностью прописаны все элементы данного взаимодействия. Например, до настоящего времени не определены на нормативном уровне: место электронного и дистанционного образования в рамках современной системы образования, особенности организации образовательного процесса; сами условия взаимодействия; требования к участникам интерактивного взаимодействия; требования к качеству интерактивного средства обучения и контроля знаний; реализация функций воспитания и просвещения в рамках электронного обучения; параметры организации образовательной среды вне учебного заведения; критерии качества обучения; управление возникающими в данной динамичной и личностно-ориентированной системе изменениями, как с позиции образовательной среды, так и с позиции участников обучения.

Эффективность процесса обучения определяется сформированностью педагогико-эргономических условий для приоритетных компонентов образовательной среды, определяющих зависимость эффективности процесса обучения от эргономической организации удаленного рабочего места, предназначенного для выполнения задач обучения. В таком случае условия функционирования включают в себя совокупность объектов, процессов, отношений, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогической системы.

Педагогическая компонента условий включает в себя соответствие дидактической системы электронного обучения общим целям и задачам образования, отбор содержания образования и форм его представления с учетом требований эргономики, интеграции в образовательные ресурсы здоровьесберегающих технологий с ориентацией их на сохранение и (или) развитие здоровья обучаемых.

Эргономическая компонента включает в себя организацию образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС, соответствие средств обучения требованиям электронного образования, использование их с учетом особенностей применения у разных возрастных групп и разного уровня личного здоровья обучаемых; организация обучения с учетом физиологически и психологически обоснованного расписание занятий вне учебного заведения, формирование у учащихся навыков организации безопасного рабочего места вне учебного заведения, формирование эргономической предметной среды и т.д.

72

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Медицинские и психологические условия функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-

образовательной среды

В части медицинских условий можно выделить две основные группы. Первая определяются безопасностью образовательной среды. Вторая обусловлена негативными для здоровья пользователя условиями организации, обеспечения и реализации обучения.

В части безопасности образовательной среды необходимо исходить из того, что согласно ст. 28 п.6 Закона «Об образовании» образовательная организация обязана «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации». Кроме того, в Законе прямо указано, что образовательное учреждение отвечает за «создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения» (п.19, ст. 32. «Компетенция и ответственность образовательного

учреждения»). Согласно этой же статье учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Исходя из этого, основные медицинские условия нормируются действующим законодательством. Но, необходимо отметить и то, что нормируется только та часть образовательной среды, которая локализована в рамках образовательного учреждения. Если брать во внимание часть образовательной среды вне учреждения, то необходимо отметить, что ни по одному из действующих критериев безопасности такой образовательной среды нормирования не существует.

Необходимо учитывать, что безопасность жизнедеятельности это:

• физиология труда и рациональные условия жизнедеятельности;

• особенности психологического состояния человека в чрезвычайных ситуациях;

• анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов,

• среды обитания;

• методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов,

• правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Поэтому, когда мы говорим об условиях функционирования образовательной среды и ведению обучения в рамках ФГОС необходимо признать, что в большей части, с учетом деятельности учащегося в высокотехнологичной информационно-образовательной среде, данный процесс фактически не контролируем. Современные информационные и

73

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

коммуникационные технологии фактически вывели обучение за рамки учебного заведения. Бурное развитие мобильного интернета, электронного и дистанционного образования изменяют традиционные подходы и требует формирования у учащегося не только потребности в организации здоровьесберегающего обучения, но и компетенций в организации безопасного рабочего места вне учебного заведения.

В связи с переходом к Информационному обществу и внедрением инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов. Современное состояние информационного пространства Интернета можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников.

К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:

• доступность, неподконтрольность, неограниченный объем

поступления циркулирующей информации к школьникам;

• наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребенка;

• наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;

• наличие в информационной среде информации манипулятивного

характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их

возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

Воплощение в жизнь национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к сети Интернет позволило учителям и школьникам получить огромные возможности приобретения новых, актуальных знаний, доступа к разнообразным медиахранилищам, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому, необходимому для дальнейшего полноценного существования в информационном обществе.

Особая роль в решении данной задачи отводится учителям, преподавателям информатики, специалистам в области компьютерных технологий. На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания информатики и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и в совершенстве владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ-насыщенной среде.

74

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Учитель должен знать о:

• негативных формах и способах воздействия ИКТ;

• методах защиты;

• правилах и нормах сетевого этикета;

• видах отклоняющегося, зависимого поведения школьников;

• методах работы по их предупреждению и устранению.

Вместе с тем, в рамках рассматриваемой проблематики необходимо отметить, что нормирование существует исключительно применительно к образовательному учреждению, без учета того, что элементами информационного образовательного пространства является не только оно, но и место проживания или пребывания учащегося. Применительно к двум последним нормирования на уровне закона не существует.

Дополнительным условием, обеспечивающим безопасность обучения в рамках высокотехнологичной информационно-образовательной среды являются современные средства обучения. Необходимо отметить, что данные средства, в отличие от традиционных, также не нормируются по содержанию и формам представления. В настоящее время действующие нормативы распространяются на электронную продукцию массового производства. Электронные учебники, разрабатываемые педагогами, как правило, существующим нормативам не отвечают.

Современная педагогическая продукция, представленная в

электронном виде (сетевой электронный ресурс, электронные издания образовательного назначения, электронные учебники, прикладные программные средства и системы автоматизации и управления технологическими процессами в образовании и пр.) не подвергается психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-

эргономической, технико-технологической экспертизе. Это приводит к использованию некачественной электронной педагогической продукции (ЭПП), применение которой может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью молодого человека.

В части психологических условий доминантой становится творчество. Это обусловлено тем, что образовательная среда выходит за рамки учебного заведения и возникает необходимость в переосмыслении, как самого процесса обучения, так и его обеспечения. В этих условиях значительно возрастает роль навыков самоконтроля, позитивного разрешения конфликтов, межличностной коммуникации в виртуальном пространстве. Деятельность в такой среде предусматривает адаптацию образовательной нагрузки под личностные особенности учащегося и в интерактивном режиме. Данный режим ограничивает коммуникацию с другими обучающими, что может негативно сказаться на эмоционально - психологическом климате в учебном коллективе.

Непременным условием успешной деятельности субъектов информационной образовательной среды в части формирования позитивного эмоционально-психологического климата в рамках рассматриваемого

75

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

пространства является наличие профессионально подготовленного управленческого персонала, распределения зон ответственности педагогов и родителей в рамках образовательного пространства, наличия единой методики формирования безопасной здоровьесберегающей информационной образовательной среды, как в рамках учебного заведения, так и вне него.

Обеспечение безопасности - одно из важнейших требований, которое должны выполнять все, везде и всегда. Безопасность характеризуется не отсутствием риска вообще, а только отсутствием недопустимого риска. Стандарты определяют допустимый риск как «оптимальный баланс между безопасностью и требованиями, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга».

Стандартизация, метрология и оценка соответствия (сертификация) являются инструментами обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг. Сертификация и оценка соответствия определяют уровень безопасности и качества продукции и, следовательно, являются важнейшими инструментами при создании условий функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-

образовательной среды.

Сертификация педагогической продукции

Одним из наиболее действенных способов подтверждения качества продукции установленным требованиям, как показывает мировая практика, является оценка ее качества и сертификация. С этой целью в Центре информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (ранее ФГБНУ

«Институт информатизации образования Российской академии образования») создан орган по сертификации педагогической продукции, представленной в электронном виде - Система добровольной сертификации «Аппаратно-программные и информационные комплексы образовательного назначения» (СДС «Апикон»).

Кроме того, при Центре информатизации образования при активном участии региональных структур формируются испытательные лаборатории, которым делегируется право проводить экспертизу педагогической продукции, представленной в электронном виде.

Испытательные лаборатории функционирует в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025:2009 «Общие требования к компетентности испытательных и

калибровочных лабораторий», «Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №602), «Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним» (утвержденны Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 октября 2012 г. №682).

76

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

На настоящий момент проводится анализ требований международных и отечественных стандартов по безопасности и качеству для оценивания качества, сертификации педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ, включающий: СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.2.282110, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.7.II66-02, , СанПиН 2.4.7.1166-02, ГОСТ 7.0.3-2006, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17.025-2009, ГОСТ Р ИСО/ МЭК 17.021-2012 , BS 77991:2005, DIN V 19250, DIN V VDE 0801, IEC 61508, ANSI/ISA S84.01, руководящие документы IEC 61511, ГОСТ Р 51898-2002, ISO 10218 и т.д.

Состав оцениваемых единичных и комплексных показателей при проведении сертификации определен с учетом специфики педагогической продукции в соответствии с технически условиями, разработанными в СДС «АПИКОН». Обоснованы и разработаны единые математические модели на основе квалиметрического подхода к интегральной оценке показателей качества педагогической продукции. Сформированы группы показателей для определения характеристик каждого вида педагогической продукции, определены значения коэффициентов весомости для каждого показателя и групп показателей.

Оценивание качества производится в соответствии с требованиями, касающимися качества любого вида педагогической продукции, включающими в себя:

• назначение продукции;

• требования безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• требования, установленные регламентирующими органами и государственными стандартами.

Использование педагогической продукции в учебном процессе требует проведения определенных работ по выбору и применению только тех видов продукции, которая отвечает психолого-педагогическим, содержательнометодическим, дизайн-эргономическим, технико-технологическим

требованиям к продукции образовательного назначения.

Методами оценки характеристик являются:

а) визуальный;

б) экспертный;

в) инструментально-тестовый.

Производится оценивание:

• характеристик, значения которых определяются экспертным путем (определение наличия, непосредственный подсчет, оценка результатов работы программы),

• характеристик, значения которых определяются с помощью тестов и не являются статистическими оценками,

• характеристик, значения которых являются статистическими оценками.

Визуальным методом получают оценку исследуемой характеристики

продукции путем визуальной фиксации факта ее наличия в заданной форме.

77

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Экспертный метод обеспечивает оценку экспертом реализации исследуемой функции при ее выполнении. При этом используется описание функции в эксплуатационной документации и контрольные варианты для демонстрации выполнения этой функции. Экспертный метод распространяется на процедуры, устанавливающие использование средств измерений (СИ) при окончательной интерпретации результатов оценки экспертом.

Инструментально-тестовый метод основан на использовании

технических СИ и тестовых программных средств для прямой оценки значений характеристик. Он позволяет в автоматизированном или автоматическом режиме оценить значения характеристик. Технические СИ должны быть стандартизованы и поверены в установленном порядке. Предпочтение следует отдавать аттестованным в установленном порядке тестовым программным средствам (ПС).

При оценке характеристик педагогической продукции должны применяться, как правило, все методы. В протоколе испытаний должно быть указано, каким методом получена оценка соответствующей характеристики педагогической продукции. При проверке значений конкретных

характеристик, например видеомониторов, необходимо использовать методы, указанные в таблице 1, а для прикладных программных средств (ППС) - в таблице 2.

Таблица 1

Методы проверки значений характеристик видеомониторов_______

№ п/п Оцениваемые характеристики Метод оценки

1 Характеристики идентификации Визуальный - путем проверки наличия и содержания по каждому пункту требований

2 Функции обработки данных Экспертный - по каждому пункту требований с помощью тестового ПС задается несколько различных наборов данных и режимов работы видеомониторов, результаты оцениваются по содержимому экрана

3 Характеристики информационной совместимости Экспертный: 1) путем проверки наличия в эксплуатационных документах перечня операционных систем, 2) по результатам определения операционной системой характеристик видеомонитора после его подключения к компьютеру.

4 Характеристики безопасности, целостности и сохранности видеомонитора Визуальный - путем непосредственной проверки наличия сертификата, гигиенического заключения, указаний режимов хранения, эксплуатации и утилизации в эксплуатационных документах.

5 Характеристики интерфейса пользователя Экспертный - непосредственно проверяется наличие всех возможностей интерфейса.

78

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Таблица 2

Методы оценки характеристик прикладных программных средств

№ п/п Оцениваемые характеристики Метод оценки

1 Характеристики идентификации Визуальный - путем проверки наличия и содержания по каждому пункту требований

2 Характеристики функционального назначения Экспертный - по каждому нормативных правовых документов задаются определенные наборы входных данных, результаты оцениваются по содержимому экрана и выходных форм на бумажном носителе

3 Функции обработки данных Экспертный - по каждому пункту требований задается несколько различных наборов данных, результаты оцениваются по содержимому экрана

4 Характеристики информационной совместимости Экспертный: 1) путем проверки наличия в ЭД описания форматов файлов обмена, описания допустимых характеристик вычислительных средств, 2) путем проверки наличия словарей при вводе данных

5 Характеристики целостности и сохранности программ и данных Экспертный - путем непосредственной проверки возможности архивирования данных по команде администратора и автоматически через заданные промежутки времени

6 Характеристики интерфейса пользователя Экспертный - непосредственно проверяется наличие всех перечисленных в настоящем документе возможностей интерфейса

7 Системные характеристики Экспертный: 1) путем проверки возможности одновременной работы не менее чем на 5 рабочих местах, 2) .путем определения времени реакции по приложению «Дата и время», работающему одновременно с компонентами ППС

Сертификация продукции проводится в соответствии с алгоритмом проведения работ, представленном на рисунке 1

79

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

/Назначение приказом руководителя ОСП экспертной комиссии для проведения работ по сертификации продукции

Руководитель ОСП

-V---------------------------

/ Разработка программа работ по сертификации продукции

Главный эксперт

/Утверждение программы работ по сертификации продукции

Руководитель ОСП

/Доведения до сведения руководителя Заявителя программы работ по сертификациу родукции, согласование с Заявителем состава комиссии

/ Разработка и согласование программы и методики сертификации продукции

Заязигеп>, глэвшй эксперт

/Проведение работ по сертификации продукции

/Анализ и оценки показателей (характеристик) разрабатываемой (производимой) продукции (рассмотрение следующих материалов)

и

Глввный эксперт, эксперты

*:* требования к разработке (производству) продукции или техническое задание (технические условия), содержащие эти требования;

*> учтенный комплект технической документации на продукцию;

❖ результаты испытанийотдельныхсоставныхчастей, блокови узлов продукции;

❖ расчеты надежности, стойкости, прочности и т,п. всего изделия, его важнейших составных частей, блоков и узлов.

Рис. 1. Алгоритм сертификация продукции (начало)

80

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

v'l юдготовка й направление заявителю проекта договора ofr инспекционном контроле (при наличии в схеме сертификации) и проект Соглашджя о применении Знака соответствия

Руководитель ОСП, персонал ОСП

/Подписание договора об инспекционном контроле и Соглашения о применении Знака с оответствия

Заявитель

/Регистрация сертифицированной продукции и выдача заявителю сертификата соответствия______________________________________

Рис. 1. Алгоритм сертификация продукции (окончание)

При проведении оценивания качества и безопасности педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ и ее сертификации руководствуются, в первую очередь, положениями следующих нормативных докуметнов: BS OHSAS 18001 Occupational health and safety management systems. Requirements (Системы менеджмента безопасности труда и здоровья. Требования); ISO 10377:2013 «Безопасность потребительской продукции. Руководящие указания для поставщиков»; ISO 15408 Information technology -Security techniques -Evaluation criteria for IT security (Информационная технология. Критерии оценки для безопасности информационной технологии); IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus - Safety requirements (Аудио, видео и подобная электронная аппаратура. Требования безопасности); EN 50088 Safety of electric toys (Безопасность электрических игрушек).

81

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Литература

1. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Межгосударственный стандарт. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [портал]. URL: http://www.docs.cntd.ru/document/gost-iso-9000-2011.htm (дата обращения: 15.06.2015).

2. ГОСТ ^О 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования.

Межгосударственный стандарт. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [портал].

URL: http://www. http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9001-2011.htm (дата обращения: 15.06.2015).

3. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности

испытательных и калибровочных лабораторий. Межгосударственный стандарт. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и

нормативно-технической документации: [портал].

URL: http://www.docs.cntd.ru/document/gost-iso-mek-17025-2009.htm (дата

обращения: 15.06.2015).

4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 69 с.

82

Управление образованием: теория и практика

2015 №2 (18)

Muxametzyanov Iskandar Shamilevich,

The Federal State Budgetary Scientific Institution

«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Medicine, Professor, [email protected]

Grab Valentina Petrovna,

The Moscow Institute of Electronic Equipment,

the Associate professor, Candidate of Technics, Assistant professor,

[email protected]

PEDAGOGICAL-ERGONOMIC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AND MEDICAL-PSYCHOLOGICAL OPERATING CONDITIONS OF THE HI-TECH HEALTH SAVING INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

Annotation

In article the materials characterizing the main operating conditions of the hi-tech health saving information and education environment are presented.

Keywords:

distance learning; health saving technologies in the conditions of informatization of education; information-communication subject environment.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.