Педагогика знаний: адаптация университетских библиотек к требованиям цифрового века
Леденева Юлия Юрьевна,
начальник сектора научной информации и электронной библиотеки ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» E-mail: [email protected]
Статья исследует воспитательную роль университетских библиотек в России в контексте их эволюции и миссии. Освещается, как библиотеки трансформировались из хранителей знания в активных участников образовательного и воспитательного процесса в университете. Обсуждается миссия библиотек в предоставлении доступа к информации и духовного развития граждан. Приводится пример Университета Правительства Москвы, где библиотека выступает важным центром культурного и образовательного воздействия. Также рассматриваются вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются библиотеки, включая необходимость адаптации развитию цифровых технологий и изменениям в образовательной политике России. Особое внимание уделяется важности воспитательной функции библиотек в формировании информационной грамотности, критического мышления и поддержке непрерывного обучения.
Ключевые слова: воспитательная функция библиотек, университетские библиотеки, цифровизация, миссия библиотек, доступ к информации
о
U
со
см
см
Z
298
Библиотеку сегодня можно рассматривать как хранителя духовных ценностей, как стража национальной исторической памяти и как поддержку образовательного процесса - все эти роли тесно связаны с миссией библиотек университетов. Федеральным законом «О библиотечном деле» миссия библиотек в Российской Федерации определена в обеспечении «осуществления прав граждан, общественных ассоциаций, народов и этнических сообществ на свободный доступ к информации, на свободное духовное развитие, на вовлечение в ценности национальной и мировой культуры, а также на участие в культурной, научной и образовательной деятельности» [1]. Советский и российский библиографовед, библиотековед, специалист в области социологии книги, чтения, доктор педагогических наук Н.Е. Добрынина утверждает, что "миссия библиотеки включает в себя два аспекта: глобальный и личностный. На глобальном уровне задача заключается в сохранении наследия цивилизации, а на личностном уровне -в «выращивании Человека в человеке»" [2]. Словарь библиотекаря по менеджменту и маркетингу определяет миссию как «четко сформулированное объединение основных целей организации, которое в документированной форме отражает текущие или стремительные характеристики и целевые ориентиры организации» [3]. А.В. Соколов, советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения и библиографоведения, исследуя миссии библиотек, формулирует следующее: "прикладные функции и миссии связаны друг с другом, но играют разные роли в системе «Библиотека - Общество». Назначение функций - обслуживать клиентов по запросам (клиент-ориентированное обслуживание) или на беззапросной основе. Миссия же предназначена не для обслуживания, а для преобразования (совершенствования) общества в соответствии с определенными идеалами" [4]. Е.В. Лынник и А.В. Чижова в статье "Трансформация деятельности вузовской библиотеки в контексте модернизации российского образования (на примере научной библиотеки кубанского государственного университета)" прямо указывают на особенность вузовских библиотек - неразрывное сочетание функций информационного обеспечения учебного процесса, его научное и учебно-методическое сопровождение и воспитание [5].
Концепция развития вузовских библиотек России, разработанная на период до 2025 г., определяет условия, при которых конкретное воплощение инициатив Концепции, а значит и деятельно-
сти университетских библиотек в целом, будет зависеть от миссии, цели, приоритетов и масштаба деятельности вуза и его учредителя [6].
Таблица 1. Миссия и трансформация библиотек в контексте трансформации высшего образования в России: эволюция подходов
Годы Событие и контекст Миссия и трансформация библиотек
1632 Создание Киево-Могиля академии Осуществление «грамматического учения», появление первых библиотек с духовным содержанием
17241863 Основание первых росси университов и библиотек Просвещение и начало государственной поддержки науки
1802 Реорганизация системы вы образования в России Связь библиотеки с научной и учебной работы учебного заведения
18641917 Реформа образования Александр Содействие просвещению и науке, идея ограничения связи библиотеки с учебным процессом
19171945 Революционные изменения формирование советской си высшего образования Адаптация к новому государственному устройству, поддержка научной мысли
19461991 Развитие советской высшей школы Служение гуманистическим принципам просвещения и развитие научной деятельности
19601980 Активизация научной работы,увеличение научной литературы Развитие библиографической обеспеченности научных дисциплин и улучшение информационной функции
1980-е гг. Негативные тенденции в раз фондов, увеличение спроса информацию, отсутствие новейших технических средств Стремление к улучшению библиотечных процессов, повышение качества услуг, управление ресурсами
19912014 гг. Разрушение советской системы, реформа высшего образования Трансформация миссии "библиотечная деятель как услуга"
20152023 гг. Изменение геополитической обстановки в мире, переосмысление места России в глобальной политике, глобальная цифровая трансформ Переосмысление миссии академической библиотеки, расширение ее функций
Но работа университетской библиотеки не ограничивается только текущими условиями общества или учебного заведения; она отражает различные периоды в поиске человеческого духа. Со времени создания первых университетских библиотек их главная цель была направлена на образование и просвещение масс, воспитание Личности. Развитие науки и техники, цифровизация, экологи-
ческие и культурные сдвиги, а также глобальные кризисы неизбежно влияют на миссию и функции университетских библиотек (табл. 1).
Изучая исторический опыт, можно выделить минимум три основных толкования социального предназначения российских библиотек учреждений высшего образования.
Первое - просветительское, - берущее свои истоки в XIX веке и олицетворяющее воплощение библиотечного гуманизма в рамках индустриального общества. Тогда бесплатные и открытые для всех библиотеки и читальные залы стали эмблемой бескорыстия, социальной ответственности, справедливости, человечности и уважения к культуре, сформировали классическую мировоззренческую основу библиотечной деятельности и характерные черты профессионализма библиотекарей.
Второе толкование - советское - позиционирует библиотеки как инструмент идеологической борьбы и пропаганды. Эта роль библиотек в конечном итоге получила официальное закрепление в виде идеологической и воспитательной функции в советское время.
Третья версия, преобладающая в России сегодня, характеризуется сервисной ориентацией библиотек в условиях рыночной экономики, с акцентом на удовлетворение запросов платежеспособной аудитории. Приоритетом является клиентоо-риентированность, принцип абсолютной правоты клиента и недопустимости влияния на его вкусы. В такой модели социально-педагогическая миссия библиотек отвергается, а информационная функция становится ключевой, призванной обеспечивать комфортные условия для доступа к информации.
Возрастающее число внутренних и международных вызовов ставит перед национальной культурой и ценностями задачу укрепления воспитательного влияния, прежде всего среди молодого поколения, что критически важно для поддержания морально-нравственного уклада общества. В этом контексте библиотеки, хотя и не являются прямыми участниками образовательного процесса, в отличие от школ и вузов, играют значительную роль благодаря своей просветительской миссии. Просвещение неразрывно связано с воспитанием, оно способствует социализации посетителей/читателей/пользователей. Продвижение достоинств и ценностей российского образа жизни является стратегической функцией государственных институтов. Возрождение воспитательной функции библиотеки вуза, где во главу угла ставится приоритет выполнения стратегических задач государственной культурно-воспитательной политики, направленной на защиту, сохранение и укрепление универсальных человеческих ценностей и российской самобытности, в особенности в работе с детьми и молодежью, становится актуальной.
Миссия библиотек, которая в постсоветский период по сути ограничилась услугой предоставления
сз о со "О
1=1 А
—I
О
СЗ т; о т
О от
З
и о со
доступа к печатным и электронным ресурсам, снова трансформировалась в нечто более масштабное. Современные университетские библиотеки принимают на себя роль активных участников образовательного процесса, поддерживают и популяризируют открытую науку, становятся центрами развития информационной грамотности и критического мышления, способствуют личностному развитию своих читателей. Традиционные задачи библиотек - "учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов" [1], по-прежнему являются ключевыми задачами и отражаются в стратегических документах и политике каждой библиотеки. Поддержка научно-исследовательской работы обучающихся также входит в число таких задач. Университетские библиотеки создают интегрированное научное, образовательное, технологическое и информационное пространство, что определено Стратегией развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13.03.2021 Ш08-р (ред. от 15.12.2021).
В новом контексте российской образовательной политики внимание уделяется воспитательному аспекту. Национальный проект «Образование» определяет "воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций" одной из своих задач.
Безусловно, воспитательная функция не осуществляется сама по себе. Она отражена в учебных программах и воплощается через обучение, охватывая духовно-нравственные и психолого-педагогические компоненты. Важнейшую роль в этом играют преподаватели. Но в России библиотеки традиционно занимали ведущие позиции в плане влияния на развитие читателей, идя на равных, а, зачастую, и опережая другие социальные институты.
Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года определяет библиотеку как центр информации, культуры и образования, возлагая на нее воспитательные функции и формирование культурного уровня студентов. Само пространство библиотеки играет значительную роль в сохранении и продвижении духовных и культурных ценностей. Н.В. Семкина в докладе «Научная библиотека как часть воспитательной среды университета» приводит цитату доктора исторических наук, члена РАН, А.И. Уткина: «Для того, чтобы ученик принял безбрежный мир науки, ему нужны прежде всего не биты информации, а человеческий контакт с тем, чье слово, чей общественный подвиг, чье смиренное служение истине и идеалам единственно создают момент катарсиса в душе ученика». И делает вывод ° о том, что «деятельность библиотеки должна быть " направлена, с одной стороны, на обеспечение ос-^ новных условий для образования и научной дея-^ тельности, с другой - на культурное развитие каж-£ дого студента» [7]
Подчеркнем, что воспитательная функция университетских библиотек «зашита» в образовательную и заключается, в том числе, в обучении информационной грамотности, навыкам критического мышления, воспитании потребности и привычки к пожизненном обучению. В подтверждение приведем слова Д.С. Лихачева: «...Кому, как ни библиотекарям противостоять бездуховности, заполонившей наше культурное пространство. » [8].
В политиках и миссиях библиотек университетов функция воспитания часто отражается через несколько ключевых направлений. Вот некоторые из них:
- Позиционирование библиотеки как активного участника образовательного процесса.
- Обучение информационной грамотности, эффективным методам поиска, оценки и использования информации для образовательных, научных, профессиональных целей.
- Способствование культурному и интеллектуальному развитию студентов и преподавателей.
- Формирование у обучающихся и сотрудников понимания об академической честности, о необходимости этического использования информации и противодействия плагиату.
- Содействие развитию навыков критического мышления.
- Содействие привычке к обучению в течение всей жизни.
В осуществлении своей воспитательной функции библиотека университета зависима от внутренних и внешних влияний. Безусловно, первостепенным становится влияние внутренней среды: возможности коллаборации с педагогическим сообществом, достижение взаимопонимания с руководством вуза, заинтересованность организации-учредителя.
Уровень внешних влияний определяется сотрудничеством между библиотеками вузов федерального и городского уровней, с культурными учреждениями, выполняющими схожие функции (публичные библиотеки, музеи и архивы и др.).
Препятствиями в реализации воспитательной роли университетских библиотек являются:
- Неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность университетских библиотек.
- Непонимание места библиотеки в образовательном процессе. Часто мы слышим, что "в интернете все есть".
- Невключение университетских библиотек в федеральные и региональные научные проекты и программы высшего образования является упущенной возможностью и для самих учреждений образования, и для библиотеки.
- Низкое качество и недостаточная актуальность книжных фондов.
- Низкий социальный престиж профессии библиотекаря вуза, отнесение его к обслуживающему персоналу, отсутствие у библиотекаря ста-
туса, сопоставимого с педагогическими работниками учреждения. - Техническое и цифровое оснащение библиотек
по остаточному принципу.
Остановимся на последнем пункте. Цифровые вызовы последних лет повысили восприятие информации как государством, так и обществом как важного для развития страны стратегического ресурса, Это стимулирует признание библиотеки как одного из ведущих источников для удовлетворения потребностей в ней. Лучшие университетские библиотеки действуют не только в рамках университета, но и в интересах всего города, области, активно внедряют новейших информационные технологии, создают электронные каталоги, сервисы по электронной доставке документов, базы электронных изданий, банки данных. Активно расширяется использование нейросетей и искусственного интеллекта (ИИ) в университетских библиотеках: применяются системы рекомендаций, основанные на ИИ, чат-боты для общения с посетителями, внедряются технологии для оцифровки коллекций. Такие инновации возлагают на библиотеки обязанность внедрения в свою практику иных методов работы.
Стремительное развитие и проникновение в библиотечную практику новых информационных технологий дают новые возможности, способствуют развитию новых сервисов. Тем самым библиотеки получают более широкие возможности заявить о своей значимости, а значит и более широко исполнять функцию воспитания. Многочисленные зарубежные и российские исследования показали, что общество получает значительные социальные выгоды от деятельности библиотек. Сотрудники библиотеки способствуют формированию информационной грамотности, использованию нейросетей, учат пользователей критически оценивать информацию в ситуации лавинообразного наращивания объемов ее потребления человеком, искать и использовать ее эффективно.
Особенно важно отметить тенденцию, усиливающуюся в постпандемийный период. В цифровую эпоху, когда интерактивность и персонализация информационного опыта становятся нормой, возникает риск утраты непосредственного человеческого взаимодействия и глубины рефлексии. Библиотеки стремятся предоставить индивидуальные сервисы, оставляют при обслуживании место человеческому общению, личному взаимодействию. В итоге мы стремимся выработать баланс гармоничного сосуществования традиции и инноваций, нового и устоявшегося: цифровизация усиливает и расширяет традиционные функции библиотек и создает новые возможности для образования и воспитания.
Обратимся к опыту библиотеки Университета Правительства Москвы и к одному из инструментов, которые применяют ее сотрудники - книжный клуб.
Библиотека Университета Правительства Москвы - комплексный центр, задача которого за-
ключена не только в выдаче учебной и научной литературы и организации читального и медиа залов, но в создании физического и виртуального пространств для удовлетворения широкого спектра информационных, культурных, коммуникационных запросов студентов и преподавателей.
Одной из задач, поставленных учредителем и руководством вуза, стала задача активизации интереса к чтению обучающихся, в том числе к чтению художественной литературы. Эта задача обусловлена заметным ухудшением ситуации в сфере чтения, в особенной мере чтения художественной литературы, русской и зарубежной классики, играющей ключевую роль в формировании личности. Г.Г. Быстрицкая отмечает, что потеря интереса к чтению отрицательно сказывается на идеалах, морально-этических принципах и различных аспектах нравственности, приводит духовному обеднению личности: "Ученые, педагоги, работники библиотек с тревогой констатируют, что падение интереса к чтению неизменно вызывает крушение идеалов, морально-этических устоев, многих нравственных категорий и понятий, влекущих за собой снижение культуры, духовное оскудение" [9].
Для исполнения этой задачи сотрудники библиотеки используют как традиционные, так и современные подходы, например, выставки зинов (журналов, сделанных самостоятельно). Одной из форм продвижения Продвижение книги и чтения стали книжные клубы (всего их три - для студентов, для сотрудников и для стажеров Правительства Москвы). Помимо обсуждения литературы проводятся интеллектуальные игры, мастер-классы и викторины. Каждое заседание поддерживается онлайн-присутствием через социальные сети.
Книжный клуб оживляет среду университета, соединяя стремление к глубокому пониманию и критическому осмыслению информации с формированием образованной личности, способной к рефлексии, ценящей культурное наследие и готовой к общественному диалогу. Этот симбиоз превращает академическую среду в динамичный организм, который стимулирует как умственное, так и социально-эмоциональное взросление обучающихся.
Книжный клуб - уникальный инструмент взаимодействия с читателями, гармонично сочетающий в себе основные ключевые функции библиотеки, в особенности библиотеки университета. Во-первых, это предоставление доступа к литературе, во-вторых, способ усилить взаимодействие студентов, преподавателей, сотрудников университета в процессе коллективного чтения и анализа текстов, в-третьих, развитие навыков критического мышления, умения аргументировано отстаивать свою позицию и при этом уважительно относиться к мнениям других. В-четвертых, книжный клуб делает библиотеку местом общения, взаимодействия, точкой роста, местом, противополож-
ен о со "О
1=1 А -1 О
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
и
со
ным сложившемуся стереотипу: "Тишина должна быть в библиотеке!".
К. С. Киктева в статье "Книжные клубы: цели и результаты деятельности (анализ российского и зарубежного опыта)" отмечает несколько целей, которые ставят перед собой создатели и модераторы книжных клубов [10]. Это формирование стойкой привычки к чтению как естественного элемента повседневной жизни, развитие критического мышления и умения воспринимать разнообразие мнений. Это в итоге становится ключевым в воспитании сознательного и всесторонне развитого мировоззрения [11].
Кроме того, К.С. Киктева отмечает цели, направленные на социализацию, воспитание чувства принадлежности к сообществу, развитие сплочённости, расширение горизонтов восприятия через знакомство с литературой с учетом исторического контекста, географии авторов, принадлежности их к разным культурам.
Книжный клуб становится не просто дополнением к академической жизни университета, а его неотъемлемой частью, способствующей воспитанию образованной, осознанной и социально активной личности.
Библиотеки высших учебных заведений преображаются, стремятся стать так называемым «третьим местом», где каждый элемент - от книжных полок до цифровых ресурсов, от коллекции интеллектуальных игр до кинопоказов - вносит свой вклад в формирование образованного, критически мыслящего патриота своей страны. Современные условия требуют от библиотекарей большего, чем их традиционные функции, миссия - быть гидами в мире информации, наставниками в процессе образования и кураторами культурного наследия. Библиотеки помогают воздействовать не только на ум, но и на сердце.
В заключение важно отметить, что на всем протяжении существования высшего образования библиотека была и остается неотъемлемой и незаменимой его частью. Миссия библиотеки неотделима от миссии университета, от миссии государства: обучение, образование и воспитание профессионалов, исследователей, ученых немыслимо без знаний, накопленных предыдущими поколениями. Университет как драйвер развития потенциала страны меняется с течением времени, меняются информационные и культурные потребности обучающихся, преподавателей, сотрудников. Это, в свою очередь, влияет на библиотеку, на ее миссию, стимулирует активно реагировать на цифровые и политические вызовы, трансформирующиеся поколенческие ценности. Библиотеке важно постоянно подтверждать свою позицию в вузе, демонстрировать незаменимость в образовательном процессе, в воспитании личности, в формировании нового поколения ученых и профессионалов. Библиотека по-прежнему место исследовательского поиска, живого общения, культурного развития.
Литература
1. О библиотечном деле: Федеральный закон № 78-ФЗ: [принят Государственной думой в редакции 14 апреля 2023 года]. - Текст: электронный - Режим доступа: СПС Консультант-Плюс.
2. Добрынина, Н.Е. Еще раз о социальной роли публичной библиотеки в современной России / Н.Е. Добрынина // Библиотечное дело на пороге XXI века: Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции, Москва, 15-16 апреля 1998 года / Московский государственный университет культуры (Кафедра библиотековедения), Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, Отделение библиотековедения Международной академии информатизации, Библиотечный благотворительный фонд, Государственная центральная научная медицинская библиотека, Российская государственная библиотека. Часть 1. - Москва: Московский государственный университет культуры и искусств, 1998. - С. 33-35. -EDN VXCRHJ.
3. Словарь библиотекаря по менеджменту и маркетингу / сост. К.М. Ключникова. - Москва: ГПНТБ, 1995. - 77 с.
4. Соколов А.В. Информационные функции и гуманистическая миссия российских библиотек: статья / А.В. Соколов // Библиотековедение: научно-практический журнал. - 2013. - № 4. -С. 25-28.
5. Лынник, Е.В. Трансформация деятельности вузовской библиотеки в контексте модернизации российского образования (на примере научной библиотеки кубанского государственного университета) / Е.В. Лынник, А.В. Чижова // Культурная жизнь Юга России. - 2017. - № 4(67). -С. 120-123. - EDN YLVTVI.
6. Шепель М.О. Концепция развития вузовских библиотек. Научная библиотека ТГУ: презентация / М.О. Шепель. - Томск: ТГУ, 2018. -20 с.
7. Семкина Н.В. Научная библиотека как часть воспитательной среды университета: статья / Н.В. Семкина. - Текст: непосредственный // Интеграция науки и практики в профессиональном развитии педагога: материалы всероссийской научно-практической конференции (3-5 февраля 2010 г.) / ред.: С.Н. Лету-та, А.Д. Проскурин. - Оренбург: ОГУ, 2010. -С. 2259-2266.
8. Лихачев Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачев; под общ. ред. Г.А. Дубровской. - Москва: Детская литература, 1991. - 318 с.: ил. -BN5-08-001921-2.
9. Быстрицкая, Г.Г. Мониторинг читательского спроса среди студентов вуза и роль библиотеки в организации учебно-воспитательного процесса / Г.Г. Быстрицкая // Вестник Омского университета. - 2011. - № 3(61). - С. 204207. - EDN OFZDKH.
10. Киктева К.С. Книжные клубы: цели и результаты деятельности (анализ российского и зарубежного опыта): статья / К.С. Киктева. -Текст: непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - Москва: МГПУ, 2022. - № 16 (4). - С. 115-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnye-kluby-tseli-i-rezultaty-deyatelnosti-analiz-rossiysk ogo-i-zarubezhnogo-opyta
PEDAGOGY OF KNOWLEDGE: ADAPTING UNIVERSITY LIBRARIES TO THE REQUIREMENTS OF THE DIGITAL AGE
Ledeneva Yu. Yu.
Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Yu.M. Luzhkov
The author thoroughly explored the educational role of university libraries in Russia in the context of their evolution and mission. It highlights how libraries have transformed from guardians of spiritual values and national historical memory into active participants in the educational process. The discussion includes how the legislatively defined mission of libraries encompasses not only providing access to information but also the spiritual development of citizens. The University of the Moscow Government is cited as an example where the library acts as an important center for cultural and educational influence. The challenges and problems faced by libraries, including adaptation to digital technologies and changes in Russia's educational policy, are also examined. Special attention is given to the importance of the libraries' educational function in fostering information literacy, critical thinking, and support for continuous learning.
Keywords: educational function of libraries, university libraries, dig-italization, mission of libraries, access to information.
References
1. On librarianship: Federal Law No. 78-FZ: [adopted by the State Duma as amended on April 14, 2023]. - Text: electronic - Access mode: SPS ConsultantPlus.
2. Dobrynina, N.E. Once again about the social role of the public library in modern Russia / N.E. Dobrynina // Librarianship on the threshold of the 21st century: Abstracts of reports and messages of the international scientific conference, Moscow, April 15-16, 1998 / Moscow State University of Culture (Department of Library Science), Central Scientific Agricultural Library, Department of Library Science of the International Academy of Informatization, Library Charitable Foundation, State Central Scientific Medical Library, Russian State Library. Part 1. - Moscow: Moscow State University of Culture and Arts, 1998. - P. 3335. - EDN VXCRHJ.
3. Librarian's Dictionary of Management and Marketing / comp. K.M. Klyuchnikova. - Moscow: GPNTB, 1995. - 77 p.
4. Sokolov A.V. Information functions and humanistic mission of Russian libraries: article / A.V. Sokolov // Library science: scientific and practical journal. - 2013. - No. 4. - pp. 25-28.
5. Lynnik, E.V. Transformation of the activities of a university library in the context of modernization of Russian education (on the example of the scientific library of Kuban State University) / E.V. Lynnik, A.V. Chizhova // Cultural life of the South of Russia. - 2017. - No. 4(67). - pp. 120-123. - EDN YLVTVI.
6. Shepel M.O. Concept for the development of university libraries. TSU Scientific Library: presentation / M.O. Shepel. - Tomsk: TSU, 2018. - 20 p.
7. Semkina N.V. Scientific library as part of the educational environment of the university: article / N.V. Semkina. - Text: immediate // Integration of science and practice in the professional development of a teacher: materials of the All-Russian scientific and practical conference (February 3-5, 2010) / ed.: S.N. Letu-ta, A.D. Proskurin. - Orenburg: OSU, 2010. - pp. 2259-2266.
8. Likhachev D.S. Thoughts / D.S. Likhachev; under general ed. G.A. Dubrovskoy. - Moscow: Children's literature, 1991. -318 p.: ill. - ISBN5-08-001921-2.
9. Bystritskaya, G.G. Monitoring reader demand among university students and the role of the library in the organization of the educational process / G.G. Bystritskaya // Bulletin of Omsk University. - 2011. - No. 3(61). - pp. 204-207. - EDN OFZDKH.
10. Kikteva K.S. Book clubs: goals and results of activities (analysis of Russian and foreign experience): article / K.S. Kikteva. - Text: direct // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology. - Moscow: MSPU, 2022. - No. 16 (4). - pp. 115-130. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/knizhnye-kluby-tseli-i-rezultaty-deyatelnosti-analiz-rossiysk ogo-i-zarubezhnogo-opyta