позволила получить аккредитацию в учебном заведении, признанном в 140 странах мира. Международная комиссия высоко оценила содержание и организацию учебного процесса в МАДИ (ГТУ) и признала, что программы подготовки специалистов соответствуют международным требованиям к подготовке магистров по строительным специальностям.
В связи с вхождением российского образования в международное образовательное пространство университет определил следующие направления своей работы на ближайший год:
• создание действенной системы управления качеством, сопоставимой с мировой системой показателей качества, сочетающей предоставление студентам реальных академических свобод с более активным участием в образовательном процессе;
• самостоятельность университета в предоставлении образовательных услуг и потребность общества в квалифицированных специалистах;
• освобождение учебных планов от обязательных аудиторных занятий (не являющихся фундаментом для получения новых знаний) за счет внедрения электронных учебников, методов
дистанционного обучения и информационного обеспечения учебного процесса;
• усиление систематического контроля со стороны преподавателей за обучением студентов;
• создание механизма обновления содержания образования с увеличением доли открытого образования, с реализацией возможности образования по новым специальностям, формам и методам обучения в соответствии с потребностями транспортно-дорожного комплекса страны;
• создание университетского комплекса, объединяющего учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, для мобилизации педагогического сообщества на реализацию системы непрерывного образования;
• интеграция науки и образования за счет расширения сферы научной работы преподавателей, активного привлечения студентов к научным исследованиям, сотрудничества университета с ведущими научно-исследовательскими институтами отрасли и РАН.
Педагогика в инженерном образовании
(Профессор З. САЗОНОВА)
В настоящее время МАДИ корректирует свое место в современной научно-образовательной сфере, устанавливая необходимые контакты с организациями-потребителями своих выпускников различной формы собственности. МАДИ стремится оптимально соединить свои традиционные возможности с новыми потенциями, проявляющимися при рыночной экономике, которая требует от инженера интегра-
ции фундаментальных естественнонаучных знаний и умений выполнять конкретные разработки, обеспечивать их быстрое внедрение в реальную жизнь. В сфере автомобильно-дорожного комплекса появились новые виды инженерной деятельности, требующие смелости в принятии решений, желания и умения напряженно работать, нестандартности мышления, эрудиции и системного подхода. Все это привело к
необходимости инновационных подходов в самой организации образования инженеров. Большая роль здесь принадлежит инженерной педагогике.
Что это такое «Инженерная педаго-гика«?
В своей классической книге «Инженерная педагогика» А.Мелецинек дал очень емкое определение предмета этой молодой науки:
«Предметом инженерной педагогики является все, что направлено на улучшение обучения техническим дисциплинам, и все виды деятельности преподавателя, касающиеся целей, содержания и форм обучения» [1].
В настоящее время инженерная педагогика охватывает всю область теоретического и практического знания, которая определяет педагогическую систему подготовки и повышения квалификации инженеров и закономерности ее развития. Предметная область проектируемого содержания учебного материала относится к техническому образованию, а принципы, методы, процедуры этого процесса - к инженерной педагогике.
Руководство и педагогический коллектив Московского автомобильнодорожного института рассматривают развитие инженерной педагогики в качестве одной из стратегических задач в процессе модернизации автомобильного и дорожного образования.
Историческая справка:1. Международное общество по инженерной педагогике 101Р было основано в 1972 году А. Мелецинеком в г. Клагенфурт (Австрия). За прошедшие тридцать с небольшим лет инженерная педагогика приобрела международную популярность.
2. Новосибирск, 21 февраля 1954 года. Занятие методического семинара Новосибирского инженерно-строительного института по педагогике высшей
школы, теории образования, теории обучения и роли специальных кафедр в воспитании студентов проводит заслуженный деятель науки РСФСР, организатор и первый заведующий кафедрой строительного производства и конструкций МАДИ, профессор, доктор технических наук Иван Гаврилович Иванов-Дятлов. Сохранилась подробная стенограмма выступления на этом занятии Ивана Гавриловича, командированного в Новосибирск Министерством высшего образования СССР. Обращаясь к преподавателям инженерностроительного института, И.Г. Иванов-Дятлов сказал: «Наука - Педагогика высшей школы - существует. Это
- наука об образовании, воспитании и обучении студентов. Мы готовим ин-женеров-строителей, и вправе поставить перед собой вопрос о том, насколько обоснована наша с вами деятельность. Сейчас нам с вами нужны инженеры-творцы, исследователи, организаторы, люди широкого кругозора и огромного творческого размаха. Наши учебные планы, общие и частные методики, вся система образования должны быть построены так, чтобы они давали возможность студенту научиться самостоятельно работать. Второй задачей педагогики является также воспитание - морально-нравственное, эстетическое и физическое ».
Идеи инженерной педагогики были сформулированы в России почти на два десятилетия раньше момента «рождения» ЮЇР. Место рождения этих идей — МАДИ, автор — профессор МАДИ, доктор технических наук Иван Гаврилович Иванов-Дятлов.
Второе российское рождение инженерной педагогики состоялось опять же в нашем институте. На базе МАДИ создан Российский Мониторинговый комитет по инженерной педагогике, задачами которого является психолого-пе-
дагогическая подготовка и повышение квалификации преподавателей технических вузов, формирование международного Регистра преподавателей вузов России, осуществление взаимодействия с Правлением Ю1Р [2]. В 1998 году МАДИ (ГТУ) стал инициатором и одним из организаторов Международного симпозиума по инженерной педагогике. В течение недели Москва гостеприимно принимала приехавших на Симпозиум из разных стран мира преподавателей высших технических заведений. Продуктивная работа международного коллектива коллег способствовала активизации новых исследований в области инженерной педагогики. С этого момента в России началось бурное развитие теоретических аспектов инженерной педагогики и ее практических приложений. Инновационная деятельность коллективов преподавателей различных отечественных вузов в области инженерной педагогики была высоко оценена правительством РФ. Творческому коллективу была вручена Премия Президента РФ.
Для обеспечения системного подхода при решении фундаментальных и прикладных задач инженерной педаго-
гики на базе МАДИ (ГТУ) создан комплекс следующих подразделений: Российский мониторинговый Комитет по инженерной педагогике, Центр инженерной педагогики, кафедра инженерной педагогики, Центр инноваций в инженерном образовании.
Главной задачей Центра инженерной педагогики является организация профессионально-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей инженерных дисциплин.
Центр инноваций инженерного образования координирует инновационные разработки педагогических коллективов различных технических вузов, аккумулирует результаты выполненных исследований и издает сборники трудов, связанных с инновациями в высшей профессиональной школе.
Все эти структуры инженерной педагогики осуществляют системный подход к организации работы, направленной на повышение качества образования студентов МАДИ и поэтапное осуществление гуманизации образовательного процесса.
Гуманизация образования, т.е. переход на личностно-ориентированный характер обучения, невозможна без осво-
ения студентами методологических основ деятельности. В процессе обучения каждый студент является не только объектом целенаправленных педагогических воздействий, но и субъектом своего духовного развития и профессионального становления. Структурными компонентами методологической культуры являются умение ставить цели, проектировать и конструировать собственную деятельность, осуществлять оптимальный выбор индивидуального стиля учебной деятельности, выполнять самоанализ реализации процесса и результатов этой деятельности.
Заведующим кафедрой инженерной педагогики и научным руководителем Центра инноваций в инженерном образовании является член-корреспондент РАО, доктор технических наук, профессор В.М. Жураковский. Основными направлениями учебной деятельности кафедры инженерной педагогики МАДИ является подготовка студентов в области методологии инженерной деятельности и развитие инженерного творчества. Научные интересы коллектива кафедры связаны с вопросами профессионально-педагогической подготовки преподавателей, реализацией междисциплинарных проектов, разработкой технологий организации самостоятельной работы студентов и интеграции учебного процесса.
Коллектив кафедры инженерной педагогики МАДИ придает большое значение такому компоненту педагогики, как духовно-нравственное воспитание студентов - будущих инженеров. Вопросы взаимосвязи духовного возрождения российского народа с процессами формирования новых жизненных установок, чувства ответственности за судьбу страны и ее социальноэкономическое процветание преподаватели кафедры неоднократно обсуждали с большим другом МАДИ - Владыкой Питиримом [3].
С целью обмена опытом и для координации исследований в области инженерной педагогики коллектив преподавателей кафедры инженерной педагогики организовал и уже в течение нескольких лет проводит межвузовский семинар «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании«. Этот семинар стал центром интеграции деятельности педагогов и исследователей, работающих в области инженерной педагогики в столичных и региональных университетах России. В процессе обсуждения, анализа и решения общих проблем развиваются отношения профессионального сотрудничества, результатом которого является новый уровень профессиональной компетентности участников. Регулярно действующий семинар стал популярным не только среди разработчиков инновационных подходов в образовании, но и среди коллектива преподавателей МАДИ, применяющих образовательные новации в своей практической деятельности. Все активнее в работе семинара принимают участие студенты. По существу, семинар стал неформальным органом, интегрирующим как деятельность преподавателей и студентов МАДИ, так и преподавателей различных технических университетов, работающих в области инженерной педагогики.
Литература
1. А. Мелецинек. Инженерная педагогика.
- М.: МАДИ, 1998.
2. А. Мелецинек, В. Приходько, В. Жураков-
ский, И. Федоров. Международное общество по инженерной педагогике // Высшее образование в России. - 2004. - № 3.
3. Лимонова Т. Духовное озарение инже-
нерии // Высшее образование в России.
- 2004. - №2.