Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ПЕДАГОГИКА МЕЧТЫ
Л. С. Пастухова, Г. Г. Малинецкий
(Институт стратегии развития образования РАО, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН; e-mail: gmalin@keldysh.ru)
С позиций теории гуманитарно-технологической революции рассматривается ряд актуальных проблем образования и воспитания. Переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития, от мира машин к миру людей ставит ряд новых педагогических проблем. Расширение образовательного пространства, формирование открытого воспитательного пространства происходит в ходе проектной работы в разновозрастном коллективе, в процессе социального и научно-технического творчества, направленного на решение конкретных проблем своего села, города, России. При этом принципиальную роль играет формирование учениками своего образа будущего, конкретные усилия по воплощению своей мечты. Показано, как эти подходы нашли воплощение в ходе реализации всероссийского проекта «Моя страна - моя Россия» и формирование вокруг него сообщества экспертов, педагогов-новаторов, мотивированной молодежи и их родителей, ориентированных на своё личное, субъектное участие.
Ключевые слова: гуманитарно-технологическая революция, проектная деятельность, расширение образовательного пространства, открытое воспитательное пространство, образ будущего, педагогика мечты, самоорганизация, проект «Моя страна - моя Россия», рефлексия, сборка стратегического субъекта.
Среди нехоженых путей Один путь - мой. Среди невзятых рубежей Один - за мной. В . С . Высоцкий .
В настоящее время мировая цивилизация переживает переломный момент. Она совершает переход от индустриальной к постиндустриальной фазе развития . Автор теории постиндустриального общества Д. Белл характеризует этот важнейший в истории человечества переход следующим образом: «На протяжении большой части человеческой истории реальностью была природа: и в поэзии, и в воображении люди пытались соотнести своё «Я» с окружающим миром . Затем реальностью стала техника, инструменты и предметы, сделанные человеком, однако получившие независимое существование вне его «я», в овеществленном мире . В настоящее время реальность является в первую
очередь социальным миром - не природным, не вещественным, а исключительно человеческим - воспринимаемым через отражение своего «я» в других людях... Человек может быть переделан или освобожден, его поведение - запрограммировано, а сознание - изменено . Ограничители прошлого исчезли вместе с концом эры природы и вещей» [1, с . 633].
Эти изменения происходят очень быстро - на времени жизни одного поколения, что позволяет говорить о гуманитарно-технологической революции [2]. Императивом индустриального развития были стандартизация и взаимозаменяемость, массовые производства, образование, культура, армии, а затем и оружие массового уничтожения . В экономике обычно результат давал эффект масштаба - гигантские заводы, электростанции, магистрали, транснациональные корпорации Экономическая система стремилась использовать подавляющее большинство работоспособного населения . Человек чувствовал себя в мире машин частью, деталью, а то и винтиком, в огромном социально-технологическом механизме Отсюда и представление, что «незаменимых нет»
Этот взгляд отражался на образовании и воспитании Выдающийся педагог А . С . Макаренко писал: «А я чем больше думал, тем больше находил сходство между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей, сложной машине. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука . Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» [3, с . 482-483].
В ходе гуманитарно-технологической революции многое меняется радикально Во главу угла ставится человек Важнейшим критерием успешности государства или цивилизации становится продолжительность и качество активной, здоровой жизни человека и возможность реализовать свой творческий потенциал . В странах-лидерах технологического развития в сфере производства и управления есть место лишь для 1Л населения . Вопрос, чем должны заниматься остальные , чтобы прожить полноценную содержательную жизнь, является одним из важнейших . Ответ на него во многом определит историю XXI в . Стремительно увеличивается разнообразие жизненных траекторий в современном мире - несколько человек или небольшой коллектив в течение нескольких лет может организовать большое производство или даже целую отрасль экономики . С персональными компьютерами получилось именно так . Роль талантливых, активных, умеющих добиваться своих целей людей стремительно возрастает Способность общества
и системы образования найти способных ребят в разных сферах жизнедеятельности, дать им отличное образование и помочь им найти жизненную траекторию, на которой они могут реализовать свой потенциал, становится важнейшим стратегическим ресурсом страны [4]
Естественно, в ходе гуманитарно-технологической революции меняются приоритеты образовательных систем, исходя из тех проблем, которые будет решать общество . Приоритетов не может быть много и следует выделить два важнейших, которые выходят на первый план
Первый - способность к целеполаганию Это качество предполагает способность к осознанию происходящего, к мышлению не только в настоящем, но и в будущем времени, к осмыслению путей к достижению поставленных перед собой целей, к оценке рисков и последствий своих действий Сейчас этого остро не хватает Общество столкнулось с «кризисом целеполагания»
Вторая - это способность к самоорганизации, к поиску единомышленников, готовых работать ради общего дела, к социальной сборке стратегического субъекта . Идея общего, значимого не только для себя, но и для других дела очень важна для нашей цивилизации - мира России . Ф . М . Достоевский, Л . Н . Толстой, А . М . Горький видели в этом одну из главных черт национального характера
К сожалению, процесс атомизации общества, рост индивидуализма, уход интересов в виртуальную реальность привел к бессубъектнос-ти на разных уровнях люди не связывают себя с развитием своего села, города, региона, той организации, в которой работают, с будущим своего Отечества По мнению ряда экспертов, именно отсутствие субъ-ектности является одной из самых серьёзных социальных болезней мира и России [5].
Образование и воспитание детей и молодежи - это работа с людьми будущего Сейчас руководители часто говорят о больших вызовах, ответ на которые требует систематических коллективных усилий, достижения масштабных долговременных целей Проблема состоит в том, чтобы и педагогическое сообщество, и общество подготовило новое поколение к вызовам завтрашнего дня
Мечта и проект «Моя страна - моя Россия»
Разглядели? В тумане алеют предгорья.
Где-то там, за горами, волнуется море.
Горы, море... Но где же оно Лукоморье?
Где оно, Лукоморье, твое Лукоморье?
Л. Мартынов .
Мечта и масштабные проекты, видение будущего играли очень большую роль в развитии нашей страны от представлений о Москве как о третьем Риме, идей построения нового общества до советских
атомного и космического проектов, до сих пор обеспечивающих суверенитет нашей страны и стратегическую стабильность в мире . По словам пионеров космической эры путь нашей страны в космос начался с идеи русского космиста Николая Федорова о том, что в будущем наука будет оживлять всех когда-либо живших людей и сделает их бессмертными . Ведь каждый человек - это вселенная, и за короткий срок своей жизни он осуществил только ничтожную часть своих возможностей . Эта мечта поразила К . Э . Циолковского . Он задумался о том, где же они будут жить и начал писать фантастические романы, а затем выводить формулы и чертить чертежи Эта идея показалась захватывающей выдающемуся популяризатору науки Я . И . Перельману, издавшему в 1904 г . книгу «Занимательный космос» . В 1936 г . был снят художественный фильм «Космический рейс», в котором показывался полет советского человека на Луну в 1944 г . Страна жила будущим . Появлялись группы энтузиастов, в частности, группа по исследованию реактивного движения (ГИРД), стремившегося практически реализовать элементы космического проекта . И когда появилась возможность и необходимость реализовать этот проект, государство решило создать космическую отрасль, и общество, и учёные, и инженерный корпус были к этому готовы .
Следует подчеркнуть, что социальное творчество, «настройка» общества на космические проекты сыграло не меньшую, а, может быть, и большую роль, чем инженерное . Оно позволило выделить и подготовить людей, «болеющих будущим», а также руководство страны к научно-техническому рывку . Космический проект дал не только импульс всему развитию страны - значение полета Гагарина трудно переоценить, но и полностью оправдал вложенные усилия созданием новых технологий
В этом, как и во многих других проектах, обеспечивающих прорывы в разных областях, мы видим одну и ту же причинно-следственную связь . Вначале приходят фантасты, мечтатели, визионеры, грезящие будущим, и определяют возможные цели и ориентиры . Они вдохновляют энтузиастов, которые ищут средства, чтобы воплотить мечту, доказывают возможность её реализовать Из них вырастают профессионалы, способные не только осуществить проект, но и убедить общество и руководителей в его необходимости Опыт работы со студентами убеждает авторов в остром дефиците мечтателей и энтузиастов . Подавляющее большинство молодых людей готовы быть исполнителями того, что им поручают другие, а не мыслят себя творцами Это следствие того, что дома и в школе им не помогли научиться мечтать и не объяснили, как это важно .
Есть ещё один важный для России аспект. У нас огромная страна, регионы, которые сильно отличаются и по степени развития, и по уровню достатка, и по географическим условиям, по решаемым проблемам Однако для того, чтобы у нас была единая, сильная, успешная страна,
нужно, чтобы в каждом её уголке была возможность успешно сложить свою судьбу, воплотить мечты, реализовать свой творческий потенциал Очень важно поскорее преодолеть императив чеховских сестер: «В Москву, в Москву, в Москву!» .
Осознание общественной потребности приводит к выдвижению инициатив, а их реализация - к рождению проектов . Одним из таких проектов, направленных на решение представленных выше проблем, на наш взгляд, может стать конкурс «Моя страна - моя Россия» Его идея была предложена молодыми людьми из 6 регионов страны еще в 2003 г . в Рязани на I Всероссийском семинаре-совещании по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации
Замысел этого молодежного конкурса, который удалось воплотить, состоит в том, чтобы привлечь школьников, студентов, молодых специалистов к формированию образа будущего и всей России, и тех городов и сёл, в которых они живут, с которыми связывают свою судьбу, помочь им научиться мечтать и воплощать свою мечту «Деятельный патриотизм», любовь к своей малой родине, воплощаемая в конкретных делах, которые и воспитывает конкурс, представляются очень важными в настоящее время Это существенно отличает его от других, традиционных педагогических технологий . Часто в конкурсных мероприятиях акцент делается на финансовой стороне дела или на оценке замысла или квалификации команды - «спортивной стороне» Как правило, по итогам конкурсов автору или коллективу, представившему проект, лучший, чем у конкурентов, выделяется сумма денег на его развитие; либо молодым людям предлагается сделать нечто в расчете на «будущие рынки», которые должны сформироваться через 10 лет При этом непонятно, будут ли в это время работать мировые рыночные механизмы и каково будет место России в мировом разделении труда . Конкурсанты оказываются перед вопросами - «Кому это нужно?», «Как практически воплотить замысел?», «Как далее развивать родившуюся идею в своем регионе или на федеральном уровне, как ее тиражировать?» В методологии конкурсных мероприятий проекта «Моя страна - моя Россия» заложена задача - изначально, на старте, подумать над этими вопросами, найти заказчика, целевую группу - получателя результатов проекта и др Это принципиальная разница: когда участники размышляют не над инструментами, а над сутью, над тем, какое важное, интересное и полезное для людей своего города или села дело следует им сделать .
Исходя из теории гуманитарно-технологической революции, на наш взгляд, следует, что за общественными проектами, на поддержку которых, в том числе, направлен конкурс «Моя страна - моя Россия», будущее Роль общественной инициативы, сетевых структур растет, волонтерское движение становится всё более влиятельной общественно-политической силой . Очень важно, чтобы активность таких
сообществ была направлена в конструктивное созидательное русло . Сегодня обществом нельзя эффективно управлять, не опираясь на процессы самоорганизации
За все годы проведения общее количество участников конкурса превысило 90 тыс . человек . В 2019 г . в нем участвовало 34 604 человека из всех регионов Российской Федерации . Было 19 профильных номинаций и организована система повышения квалификации педагогов-наставников конкурсантов . В экспертных комиссиях конкурса участвовало более 600 профильных специалистов из ряда федеральных министерств, научных и образовательных организаций . Такая общественная синергия - молодежи, экспертов из различных отраслей, педагогов и родительского сообщества
Мир России - уникальная цивилизация . В силу географических и климатических особенностей, в ней никогда не будет такого достатка, как во многих других уголках планеты Однако это должно восполняться большими возможностями воплотить свои планы и мечты на этой земле Не случайно по инициативе Президента Российской Федерации была создана платформа «Россия - страна возможностей», в которую, в том числе, вошел и обсуждаемый конкурс
Проектное воспитание - педагогическая рефлексия
Есть педагогическая механика, физика, химия, даже педагогическая геометрия, даже педагогическая метафизика. А . С . Макаренко
Педагогики индустриальной и постиндустриальной фазы развития существенно отличаются Они отражают и социальный строй общества, его ключевые проблемы и противоречия, его цивилизационные особенности Потому стоит сравнить императивы и принципы педагогики А . С . Макаренко, которая оказалась очень эффективной в СССР и в ряде развивающихся стран, проходящих период индустриализации, догоняющей модернизации и нынешние потребности общества Технология А . С . Макаренко успешно работала до 1960-х гг . Одному из авторов этих строк довелось учиться в 62-й школе города уфы, где благодаря усилиям выдающегося педагога, директора школы Я Н левина принципы этой технологии воплощались в новых исторических условиях Он обратился к заводам-шефам, которые построили отличные мастерские, позволяющие производить настоящую, «взрослую» продукцию, нужную этим заводам, а ребятам для этого - осваивать рабочие профессии токарей, фрезеровщиков и др . Ребята получали зарплату за сделанную продукцию, что А С Макаренко считал очень желательным и важным инструментом воспитания . Школьный отряд одним из первых ездил на целину Школа жила жизнью страны, и это создавало приподнятую творческую атмосферу, позволяло добиваться больших
успехов . Как и А . С . Макаренко, Я . Н . Левин работал, по мнению бюрократов от образования, «слишком хорошо», был уволен, но и на новом месте добился прекрасных результатов [6].
Уже в «Педагогической поэме» А . С . Макаренко с гордостью писал о воспитанниках коммуны, делавших фотоаппараты-лейки ФЭД и электродрели, не уступавшие лучшим американским образцам . В эту эпоху страна рвалась в будущее, достижения были очевидны, с каждым годом рос достаток В то же время в колонии был свой закрытый микрокосм, мир, во многом опережавший в своем развитии то, что происходило за его пределами . Описанные колонии были «островами нового», противостоящими старому и побеждавшими его . Они были посланцами того будущего, которое строила страна
При переходе от индустриальной к постиндустриальной фазе образование в мире оказывается в глубоком кризисе . Причины этого - футур-шок, вызванный слишком высоким темпом перемен, «информационное изобилие», наступившее в эпоху интернета, и «кликовое мышление», ставшее нормой в эпоху гаджетов
Автор одного из мировых бестселлеров так описывает перемены, происходящие в образовании в современном мире: «В таком мире ученикам от учителя меньше всего нужна информация Они и так ею перегружены люди нуждаются в умении понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное - соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира . Чему же мы должны учить детей? Многие специалисты в области педагогики утверждают, что школы должны перейти к обучению четырем навыкам: критическому мышлению, информации, сотрудничеству и творчеству Самой важной будет способность приспосабливаться к переменам, учиться новому и сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях ... Таким образом лучший совет, который я могу дать пятнадцатилетнему подростку из морально устаревшей школы где-нибудь в Мексике, Индии или Алабаме звучит так: не слишком полагайтесь на взрослых . Большинство из них желают вам добра, но они просто не понимают этот мир . Если же вы хотите сохранить хотя бы частичный контроль над своей жизнью и будущим мира, вы должны бежать быстрее алгоритмов, быстрее Amazon и государства и познать себя раньше, чем это сделают они . Поэтому не берите с собой лишнего балласта Отбросьте все иллюзии Это очень тяжелый груз» [7, с . 315, 317, 323].
Другими словами, предлагается сознательно порвать связь между поколениями и начать познавать «этот новый дивный мир» с чистого листа
Но такой эксперимент поставили в России . Важным элементом связи с прошлым, связи поколений являются книги . После 1990 г . в России тиражи классики, «серьёзных книг», научной и учебной литературы,
а также научно-популярных журналов (которые выжили) упали примерно в 100 раз . «Необходимость искусства очевидна . Оно дает возможность пройти не пройденной дорогой, пережить не пережитое в реальном мире, дает опыт того, что не случилось То есть искусство - вторая жизнь» - писал выдающийся культуролог Ю . М . Лотман [8]. Судьба литературы и истории в нынешней российской школе незавидна, ведь то «что не сдают в ЕГЭ», как правило, не учится . И это сужает горизонты Результаты этого выдающийся просветитель России С П Капица в свое время оценивал так: «Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов Если и дальше будем двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу . И мы получим страну, которой легче будет править, у которой будет легче высасывать природные богатства . Но будущего у этой страны нет!» [9].
Обращаясь к 16-летнему опыту реализации проекта «Моя страна - моя Россия», который, по сути, выступает сквозной технологией формирования образовательного пространства и одним из путей коллективного формирования образа будущего Это самоорганизация сообщества единомышленников для того, чтобы здесь и теперь воплотить конкретный собственный проект, приближающий это будущее Это расширение образовательного пространства и формирование открытого воспитательного пространства С В Иванова дает такое определение этого понятия: «образовательное пространство - это объектный мир, совокупность имеющихся и образованных объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство» [10] Если у человека есть мечта, идея, проект, то он будет стремиться расширить пространство знаний, умений, навыков, выйти за рамки школьной программы, найти единомышленников, организации, которые могли бы быть полезны в воплощении его замысла И, конечно, в этом ему надо помочь Существенным является и представление об открытом воспитательном пространстве «Коллективным воспитателем» в обсуждаемом проекте выступает все общество, однако не менее важно, что молодежь и такие проекты, в свою очередь, тоже воспитывают общество [11]
Россия в настоящее время отстаивает в мире традиционные ценности . Одна из важнейших среди них - связь поколений, восприятие прошлого, настоящего, будущего в их единстве В этом контексте бесценное достояние - опыт старшего поколения, осуществившего грандиозные советские научно-технические и социальные проекты . Поэтому особенно ценно и важно, что вокруг проекта сложилось сообщество экспертов, педагогов-новаторов, мотивированной молодежи и их родителей,
верящих в будущее России, активно, лично, субъектно участвующих в проектах развития нашего отечества
Очень важно то, что будущее, его проектирование и воплощение этого проекта есть путь к обретению единства российского общества Трудно договориться, рассуждая о прошлом, есть несколько альтернативных картин, которые нелегко согласовать И, как правило, это неконструктивно, потому что прошлое нельзя изменить Гораздо полезнее разобраться, что делать, куда идти, где мы хотим оказаться через 30 или 50 лет, что для этого надо делать сейчас В постиндустриальном мире и политика, и стратегия, и наука, и образование должны строиться «из будущего» . Конечно, по мере движения к этому горизонту проект будущего будет уточняться, меняться, конкретизироваться, но при этом курс надо держать на выбранный ориентир, которым является мечта
В настоящее время идеи теории самоорганизации (синергетики) активно проникают в педагогику [12]. В синергетике показывается, что мир открытых систем (способных к обмену с надсистемой информацией, энергией и т д ) гораздо богаче, интереснее, сложнее и опаснее, чем мир замкнутых систем [13]. Во времена А . С . Макаренко колонии, в которых он работал, в значительной мере были замкнутыми системами - информация, технологии, культура, ценности транслировались в основном вовне Набор возможных жизненных сценариев в значительной степени был определен и связан с периодом стремительной индустриализации, в котором находилась страна
В настоящее время ситуация коренным образом изменилась . Разнообразие жизненных стилей, траекторий, профессий стремительно увеличивается Важным социальным фактором становится виртуальное пространство Человек, который уже видел на экране тысячи смертей, похорон, свадеб может оказаться «искусственно состаренным», предпочитающим виртуальные игры настоящей жизни, решению насущных проблем Кроме того, в течение ряда лет в нашем образовании провозглашалось, что мы хотим выращивать не творцов, а «квалифицированных потребителей» И потребительская психология, императивы общества потребления оказались достаточно широко распространены в российском обществе .
Мы живем в открытой системе Вместо небольшого озерца мы оказались в океане информации, в котором не видно берегов Как и в океане, в этом пространстве должны быть ориентиры, побуждающие предпочесть единственную подлинную реальность виртуальным, активное движение в будущее бездеятельности и конформизму Практика показала, что таким аттрактором в воспитательном пространстве для очень многих людей могут оказаться проекты подобные проекту «Моя страна - моя Россия» Информационный век зачастую дает возможность молодым людям чувствовать себя «гражданами мира» Но с потерей
«корней», часто формируется «оторванность», теряется и целостность В этой части проект «Моя страна - моя Россия» ориентирован на самоорганизацию команд единомышленников, связывающих свою судьбу со своим отечеством и видящих себя людьми, которые со временем возьмут на свои плечи ответственность за его судьбу. Любопытно, когда в 2019 г . проект «Моя страна - моя Россия» открылся для участия соотечественников, которые проживают за рубежом, свои проекты, связанные с развитием российских территорий направили молодые люди из Турции, Хорватии, Армении ... и даже Австралии . Это значит только то, что человек ментально и глубоко связан с малой Родиной
Будущее и мечта должны вернуться в нашу реальность и стать основой для сборки новых стратегических субъектов, готовых работать «вдолгую», ставить большие цели, воспитывать, объединять вокруг себя творцов и людей «длиной воли» . Обсуждаемый проект является одним из отличных инструментом для этого, но должны быть и другие средства
В период научно-технического взлета, как в СССР в 20-30-е и в 5060-е гг в советском обществе была популярна научная фантастика В периоды кризиса, как сейчас, на передний край выходит мистика и фэнтези, видящие будущее в прошлом Традиционно Землю сейчас большинство авторов рассматривают как планету неудачников среди множества миров, а мужчин как слабых, недалеких созданий . И это небезопасно Мы живем в мире самосбывающихся прогнозов и часто приходим именно туда, куда было предсказано . Прогноз, которому доверяют и который стал широко известным, может стать большой силой Однако на будущее мира и России можно смотреть иначе Причем смотреть, опираясь на конкретные научные и инженерные разработки, время которых ещё придет, или на те, которые ещё находятся в работе Это делается в журнале «Сверхновая реальность», пожалуй, единственном отечественном журнале, который систематически и целенаправленно учит молодежь мечтать [14] Интересно, что и сам журнал является «проектом» Ю В Дробышева
Один из блестящих музыкантов, пользуясь современными компьютерными возможностями, решил записать партии всех инструментов в своеобразном «виртуальном оркестре» . Подобно «человеку-оркестру» Ю . В . Дробышев представляет собой «человека-редакцию» и сам занимается всем от вёрстки и оформления до подбора статей и распространения журнала И это ещё одно проявление гуманитарно-технологической революции, - современные технологии позволяют человеку самому воплотить многие масштабные замыслы Локальные действия в новой реальности могут иметь глобальные последствия В этом контексте важно, чтобы молодежь понимала и появившиеся у неё огромные возможности, и свою ответственность за результаты их использования .
От проекта - к жизненной траектории
Посеешь привычку - пожнешь характер.
Посеешь характер - пожнешь судьбу.
Пословица
Займитесь любимым делом и вам не придется работать.
Французская пословица
Главным результатом педагогической деятельности, работы учителя и воспитателя являются судьбы его учеников, их успешная и счастливая жизнь, профессиональная самоорганизация В педагогическом сообществе бытует такая поговорка: «Все дети гениальны, все подростки талантливы, среди подростков есть дельные ребята, и почти все взрослые бездарны» . В чем же дело? На наш взгляд в том, что у одних не было мечты, воплощение которой они бы воспринимали как жизненный успех, у других не было возможности реализовать свою мечту, а третьи не научились радоваться успехам друзей и коллег или, говоря словами выдающегося советского математика А Н Колмогорова, «не научились прощать людям их талант»
Проект и другие технологии, позволяющие заглядывать в будущее, в конечном счете, направлены на то, чтобы научить молодежь «работать с мечтой», чтобы счастливых людей в нашей стране стало больше За 16 лет в конкурсе было много ярких, талантливых проектов Но мы расскажем о двух, направленных на формирование гражданской идентичности, на то, чтобы взять в свои руки судьбу места, в котором живешь В данных случаях - судьбу небольших сел
Видимо, в прошлое ушла недоброй памяти идея «неперспективных деревень» Но чтобы село жило, чтобы у него было будущее, его жители должны видеть смысл в его развитии, вкладывать усилия, чтобы оно стало «перспективным», нужен «патриотизм каждого дня» и не только техника, финансовые вложения, но и социальное творчество
Одним из победителей конкурса стал проект «Дедуровка! Ты - родина моя!» . Ребята из школы села Дедуровка Оренбургского района Оренбургской области решили создать герб, флаг и гимн своего населенного пункта и придать им официальный статус . Это село было основано в 1820 г. переселенцами из Курской губернии . Село многонационально, но его коренными жителями являются украинцы Что должно быть символами малой родины? Что из её прошлого следует взять в будущее? И каким должно быть это будущее? Эти вопросы, поставленные ребятами, неразрывно связаны с их гражданской идентичностью В проекте участвовало 540 человек разного возраста - очень многих сельчан он не оставил равнодушными . Его лидерами были председатель
ученического самоуправления Р . Хисматуллина и Е . Фогель . По мнению Р Хисматуллиной «в ходе реализации проекта пришло осознание, что это не просто проект для себя, для учебы, а для всего нашего села Успех в проекте был в интересах каждого дедуровца . И каждый в итоге старался помочь» По мысли Е Фогеля очень важным и полезным оказался контакт с местными органами власти: «Когда на сессии сельского совета презентовали проект, депутаты задавали много вопросов, вносили свои предложения, а мы - члены команды - должны были отстаивать своё мнение» . Теперь у них есть свой флаг, герб, гимн и молодежь, которая мыслит о своей малой родине не только в прошедшем, но и будущем времени Хорошо, если бы таких сел в России было больше Заметим, что телекоммуникационные возможности уже позволяют жить у себя на родине, рядом со своими родными, близкими и работать в любом уголке земного шара
Ещё одни проект, впоследствии занявший первое место в номинации «Моё село», был предложен М С Кислиной «Лох - это судьба» Лох - это село в Саратовской области В этом проекте были предложены пути его возрождения и развития, включающие восстановление водяной мельницы, создание волонтерского отряда из местных добровольцев, дополнительное образование, позволяющее поднять народные промыслы на более высокий уровень и организовать более широкий сбыт местной продукции Проект прошел все стадии - от замысла до конечной реализации Он вовлек в его реализацию не только автора и его ближайшее окружение, но и сельское сообщество и администрацию села, стал каркасом для развития творческой и граждански ориентированной среды в этом селе
Заслуживают внимание и результаты научно-технического творчества, которые были представлены на конкурс (например, проект «Башня Лидия» молодого ученого из Твери С . Черемных) . Многие их них были посвящены наиболее острым проблемам регионов и оказались предвестниками тех проблем, которые через несколько лет во весь рост встали пред всей Россией, или предвосхитили мировые тренды Многие работы были посвящены перспективным технологиям рециклинга промышленных и бытовых отходов Оригинальные работы были связаны с энергосбережением и альтернативной энергетикой, которые становятся ещё более актуальными в свете происходящих кардинальных сдвигов в мировом энергетическом пространстве Интересные работы были связаны с деревянным домостроением, включая многоэтажное И эта тенденция сейчас становится общемировой .
Отличительной чертой этого конкурса, причиной его растущей популярности является сложившаяся за много лет атмосфера сердечности, душевной теплоты, сотрудничества и коллективизма . В 2016 г . была учреждена Ассоциация выпускников конкурса Люди стремились вновь
и вновь возвращаться к тем контактам, идеям, впечатлениям, которые были во время их участия в конкурсе . Между многими участниками из разных регионов и через много лет поддерживаются деловые, творческие, человеческие связи, что тоже представляется очень важным
В своё время А . С . Макаренко мечтал, что педагогика в скором времени станет точной наукой, такой же, как механика или сопротивление материалов . Так же в 1960-х гг . многие смотрели на психологию, социологию, историю . Большие надежды сейчас возлагаются на теорию самоорганизации или синергетику [15]. Очевидно, что самоорганизация играет ключевую роль и в обучении, и в развитии личности, и в формировании коллектива Однако путь от создающейся теории к практическим рекомендациям пока представляется достаточно большим. Поэтому каждый успешный практический шаг может оказаться важным и полезным. Хочется думать, что опыт «педагогики мечты», воплощенный в проекте «Моя страна - моя Россия», окажется таковым .
Работа поддержана РФФИ (проекты 18-511-00008 и 18-01100567) .
Список литературы
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество . Опыт социального прогнозирования . - М . : Academia, 2004. CLXX, - 788 c.
2. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Россия: XXI век . Стратегия прорыва . Технологии . Образование . Наука . Изд . 2-е . - М . : ЛЕНАНД, 2017. - 304 с . -(Будущая Россия № 26).
3. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - М . : Детгиз, 1955. - 552 с.
4. Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего / Под ред . Иванова В . В . , Малинецкого Г . Г . , Си-ренко С . Н . - М . : ЛЕНАНД, 2018. - 344 с. - (Будущая Россия № 28).
5. Социогуманитарные центры развития. // Под ред. В . Е . Лепского, А. Н. Райкова. - М. : Когито-Центр, 2011 . - 416 с.
6. Левин Я. Н. Педагогическая поэма продолжается . - Екатеринбург: Полиграфист, 2008 - 418 с
7. Харари Ю. Н. 21 урок для XXI века . - М . : Синдбад, 2019 . - 416 с.
8. Лотман Ю. М. О природе искусства // Almamater: Тарту, 1996, № 214. С. 2-3.
9. Капица С. П. Россию превращают в страну дураков // Аргументы и факты, 2009, № 37 С 6
10. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. - 2015. - № 6 (40). С. 23-28.
11. Пастухова Л. С. Социально-проектная деятельность как фактор создания открытого воспитательного пространства // Педагогика . 2019 . № 3 . С. 69-78.
12. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система . (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998, № 1. С. 132-143. 13 . Горизонты синергетики: Структуры, хаос, режимы с обострением . / Под ред . Г. Г. Малинецкого . - М. : ЛЕНАНД, 2019-464 с. - (Синергетика: от прошлого к будущему, № 89).
14. Малинецкий Г. Г. Скучный урок // Сверхновая реальность, 2019, № 9 . С . 1-5.
15. Проектирование будущего . Проблемы цифровой реальности . (7-8 февраля 2019 г . , г. Москва). / Под ред . Г. Г . Малинецкого . - М . : ИПМ им . М . В . Келдыша, 2019. - 300 с.
Сведения об авторах
Пастухова Лариса Сергеевна - кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования. Тел. +7 909 946 40 52. E-mail: larisa-sinls@mail.ru
Малинецкий Георгий Геннадьевич - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом Института прикладной математики им. М. В. Келдыша Российской академии наук. Тел. +7 903 627 34 16. Email: gmalin@keldysh.ru
Dream pedagogics
Pastukhova Larisa Sergeevna - PhD in Political sciences, Associate Professor, Senior research scientist of the Institute for strategy of education development of the Russian Academy of education. E-mail: larisa-sinls@ mail.ru
Malinetskii George Gennadievich - Grand PhD in physical and mathematical sciences, Professor, Head of the Department of the Keldysh Institute of Applied Mathematics. E-mail: gmalin@keldysh.ru
A number of urgent problems of education and upbringing are considered from the theory standpoint humanitarian technological revolution. Transition from industrial to post-industrial development phase, from the world of cars to the world of society sets a number of new pedagogical problems. Expansion of educational system, the formation of an open educational system takes place in the course of project work in an age-diverse team in the process of social and scientific-technical creation, aimed at solving specific problems of the village, city, Russia. Herewith, a fundamental role is played by the formation of their own images of the future by the students, concrete efforts to make your dreams come true. It is shown how these approaches were embodied during the implementation of the Russian project «My country -my Russia» and forming around it a community of experts, innovative teachers, motivated youth and their parents, focused on their personal, subjective participation.
Key words: humanitarian technological revolution, project work, expansion of educational system, open educational system, image of the future, dream pedagogics, self-organization, project «My country - my Russia», reflection, installation of a strategic entity.
References
1. Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo . Opyt sotsial'nogo prognozirovaniya [The coming of post-industrial society. Social forecasting experience . ]. Moscow: Publ . Academia, 2004. 788 p .
2. Ivanov V. V., Malinetskii G. G. Rossiya: XXI vek. Strategiya proryva. Tekhnologii. Obrazovanie. Nauka . [Russia: XXI century . Breakthrough strategy . Technologies . Education. Science], Moscow: Publ . LENAND, 2017. 304 p .
3. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema. [Pedagogical poem], Moscow: Publ . Detgiz, 1955. 552 p .
4. Kontury tsifrovoi real'nosti: Gumanitarno-tekhnologicheskaya revolyutsiya i vybor budushchego [Digital reality outline: Humanitarian and technological revolution and choice of the future]. In Ivanov V . V . , Malinetsky G. G. , Sirenko S. N . (eds. ). Moscow: Publ . LENAND, 2018. 344 p.
5. Sotsiogumanitarnye tsentry razvitiya. [Socio-humanitarian development centers]. In Lepskiy V. E. , Raikov A. N. (eds. ). Moscow: Publ . Kogito-Tsentr, 2011.416 p.
6. Levin Ya.N. Pedagogicheskaya poema prodolzhaetsya [Pedagogic poem continues] Ekaterinburg: Publ Poligrafist, 2008 418 p
7. Kharari Yu.N. 21 urok dlya XXI veka [Lessons for the 21st Century]. Moscow: Publ Sindbad, 2019 416 p
8. Lotman Yu.M. O prirode iskusstva [On the art nature], Almamater: Tartu. 1996. № 214. pp . 2-3.
9. Kapitsa S. P. Rossiyu prevrashchayut v stranu durakov [Russia becomes the dumbland], Argumenty i fakty . 2009. № 37 . p . 6 .
10. Ivanova S. V. Obrazovatel'noe prostranstvo i obrazovatel'naya sreda: v poiskakh otlichii [Educational system and educational environment: searching for differences], Tsennosti i smysly [Values and sense], 2015. № 6 (40). pp. 23-28.
11. Pastukhova L. S. Sotsial'no-proektnaya deyatel'nost' kak faktor sozdaniya otkrytogo vospitatel'nogo prostranstva [Social project activities as a factor to create open educational environment], Pedagogika [Pedagogics]. 2019 . № 3 . pp 69-78
12. Novikova L. I., Sokolovskii M. V. «Vospitatel'noe prostranstvo» kak otkrytaya sistema. (Pedagogika i sinergetika) [«Educational environment» as open system. (Pedagogics and synergy)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences today], 1998. № 1 . pp . 132-143.
13 Gorizonty sinergetiki: Struktury, khaos, rezhimy s obostreniem [Synergy prospects: Structures, chaos, blow-up regime ] In G G Malinetskii (eds ) Moscow: Publ . LENAND, 2019. 464 p .
14. Malinetskii G. G. Skuchnyi urok [The borrowing lesson], Sverkhnovaya real'nost' [The new reality]. 2019 . № 9 . pp . 1-5.
15. Proektirovanie budushchego. Problemy tsifrovoi real'nosti. [Future projecting. Digital reality problems. ] (7-8 fevralya 2019 g. , g. Moskva). In G. G. Malinetskii (eds ) Moscow: Publ IPM im M V Keldysha, 2019 300 p