ПЕДАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ ЦИФРОВЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Гаевская Е.Г.
Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация. В статье рассматривается развитие системы новых исследовательских практик в области педагогики в контексте концепции цифровых гуманитарных наук. Анализируется внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность классического университета как фактор дальнейшего развития системы высшего образования Российской Федерации. Рассмотрены педагогические подходы повышения эффективности подготовки специалистов в сфере искусства и гуманитарных наук на основе развития среды смешанного обучения. Показано, что образование является формой доступа граждан к открытым электронным ресурсам и представляет собой один из важнейших национальных интересов Российской Федерации в информационной области. Отмечается, что важным условием становления личности в профессиональной сфере является проведение последовательной и сбалансированной государственной политики в информационной, образовательной, научной областях, основой реализации которой должна являться соответствующая новым вызовам и угрозам информационно-образовательная среда.
Ключевые слова: цифровые гуманитарные науки, цифровая педагогика, электронное обучение, смешанное обучение, открытое образование, виртуальная среда обучения, цифровое наследие.
Для цитирования: Гаевская Е. Г. Педагогика как область цифровых гуманитарных наук//Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №2.
Сведения об авторе: Гаевская Елена Георгиевна кандидат педагогических наук доцент Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9, e.gaevskaya@spbu.ru, 8 911 01818101
Статья поступила в редакцию: 29.04. 2019. Принята к печати: 23.06.2019.
Введение
ХХ век прошел под знаком научно-технической революции, результаты которой оказали серьезное влияние на социальную и гуманитарную сферы. Качественные изменения, произошедшие в жизни общества и человека, являются объектом междисциплинарной научной
110
рефлексии. Развивая мысль М. Маклюэна о том, что информационно -коммуникационные технологии представляют собой "своеобразное расширение нервной системы человека" [Маклюэн], перед педагогами стоит задача осмысления многообразных аспектов этого процесса и развития практик, направленных на развитие личности человека информационного общества. Одной из основных характеристик образования общества знания является его открытость, трактуемая в педагогическом, политическом и технологическом аспектах.
С точки зрения педагогики различают методическую, содержательную и институциональную открытость [Галактионова, Казакова; Лаптев, Носкова]. "Методическая открытость образовательного процесса предполагает открытость его планирования, протекания и рефлексии .... Открытость в содержательном компоненте отражается в том, что индивидуальный опыт ученика, его видение мира становятся не просто исходной точкой, а предметом содержания" [Галактионова, Казакова]. Институциональная открытость связана со степенью влияния ученика на организацию учебного процесса и связанной с этой вариативностью форм образовательной и учебной деятельности.
Открытость образования в политическом аспекте трактуется как реализация демократического принципа равноправного доступа к образованию как средству реализации личности, условию общественного прогресса, способу преодоления "цифрового разрыва". При этом отмечается позитивная роль информационно-коммуникационных технологий, позволяющей создавать условия для реализации обучения без границ.
Технологический аспект открытости образования представлен широким спектром концепций электронного обучения, использования виртуальных учебных сред в образовательном процессе.
Методологические аспекты педагогики в контексте цифровых гуманитарных наук
Важными направлениями развития современного гуманитарного знания является расширение использования и изучения информационно-коммуникационных технологий как в качестве научного инструмента, так и в роли социокультурного объекта, нуждающегося в анализе. "В исследованиях выделяются следующие способы создания гуманитарной науки в цифровой среде: (1) непосредственный перенос практик гуманитарных наук в цифровую среду, (2) поддержка и привлечение
ученых-гуманитариев к инициативам в области фундаментальной и прикладной информатики раскрывается через содержание дисциплин "гуманитарные вычисления" и "гуманитарная информатика", (3) формирование системы новых исследовательских практик и технологий. Этот способ в большей или меньшей степени заложен в основу моделей "цифровых гуманитарных наук", "электронных гуманитарных наук", "цифровых исследований в гуманитарных науках", "исследований нового медиа" и понятиях "кибергуманитарной науки", "семантической гуманитарной науки" [Журавлева].
Спектр областей научного знания, в которых реализуются указанные модели, достаточно широк. Среди них автоматизация лингвистического анализа письменных текстов (Р. Баса), проекты, связанные с созданием коллекций цифровых изображений, полученных в результате трехмерной оцифровки объектов культурного наследия, создание цифровых библиотек (Г.Крейн, Д.Колер), использование вычислительного метода для исследования и анализа больших визуальных коллекций, а также современных цифровых медиа (Л. Манович), исследование теоретических вопросов взаимосвязи между развитием современного человечества и информационно-коммуникационными технологиями (М. Кастельс) и др. При этом подчеркивается, что "использование информационных технологий в гуманитарной науке не сводится к превращению их в технологическое приложение гуманитарной науки, а является еще одним способом получения знаний и эпистемической практики гуманитарных наук" [Digital Humanities 2009...].
В то же время отмечается диспропорция развития областей гуманитарного знания, в которых используются информационные методы. Так педагогика была названа "забытым пасынком" цифровых гуманитарных наук (Digital Humanities - DH) [Семпл; Террас]. Одним из первых шагов в направлении улучшения ситуации стало издание книги "Цифровая Гуманитарная Педагогика"' а также определение тематики исследований влияния использования ИКТ технологий в педагогических целях.
Развитие среды смешанного обучения классического
университета на примере курсов по проблеме сохранения культурного и цифрового наследия
Стратегической целью современного этапа признается проведение эмпирических исследований, направленных на развитие широкого спектра форм электронного обучения и создание теоретической базы педагогики информационного общества.
Одной из актуальных сфер развития педагогической мысли в этом контексте представляется осмысление опыта имплементации информационных технологий в практику классического университета. Научная рефлексия опыта работы СПбГУ в области смешанного обучения представлена на примере разработки курсов, связанных с сохранением культурного и цифрового наследия [Гаевская 2012; Гаевская 2018; Digital Humanities 2012]. Теоретической базой разработки электронных УМК и организации учебного процесса в виртуальном и аудиторном пространствах являются концепции Technological Pedagogical Content Knowledge (TPACK) [Kohler] и средового обучения [Гаевская 2012].
Концепция ТРАСК трактует педагогическую деятельность, реализуемую посредством ИКТ, как систему, включающую такие компоненты как основы научного знания (content), методика организации учебной деятельности (pedagogics) и технологии доставки информации (technologies), которые направлены на развитие знания студента (knowledge). Концепция средового обучения направлена на исследование проблемы личностного становления специалиста на основе овладения компетенциями, позволяющими использовать константное и виртуальное пространство для повышения эффективности профессиональной деятельности.
Инвариантная схема разработки среды смешанного обучения курсов "Музейные информационные системы" и "Цифровое культурное наследие" [Гаевская 2012] разработана в соответствии с концепций ТРАСК (схема 1) и включает следующие компоненты: контент, методика обучения, среда реализации.
Схема 1. ТРАСК: взаимодействие компонентов
Контент курсов
Контент представлен корпоративными и открытыми электронными ресурсами. Корпоративные материалы включают учебно-методический комплекс (программы, методические пособия, презентационный материал к лекциям). Открытые ресурсы связаны с проблематикой курсов и характеризуют деятельность музеев по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно Уставу 1СОМ, Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей" [Устав 1СОМ...].
Реализуя деятельность по сбору, изучению, хранению и экспонированию предметов - памятников материального и нематериального наследия человечества и окружающей среды, музеи создают уникальный достоверный контент. Оцифровка материалов музейных коллекций и распространение их в открытом доступе стало одним из ведущих направлений деятельности музеев на рубеже
тысячелетий, что соответствует указанным направлениям деятельности музеев в условиях информатизации общества.
Результатом этой работы стало появление значительного по объему корпуса цифровых копий музейных экспонатов, которые представлены в Интернет в виде государственных и национальных порталов музеев, Интернет представительств музеев, открытых, коммерческих и корпоративных репозиториев мультимедийных файлов, архивов цифровых данных, сайтов проектов в области цифровых гуманитарных наук и т.п.
Данные электронные материалы представляют собой объекты цифрового наследия человечества и изучаются в курсе "Цифровое культурное наследие", трансформируясь в мультимодальный феномен общества знания. С точки зрения педагогики он представляет собой эпистемическую практику гуманитарных наук, в прикладной сфере связанную с развитием методик развития знаний и компетенций в электронном и константном кластерах среды обучения университета.
Методика преподавания курсов
Методики смешанного обучения представляют собой новый этап в развитии одного из самых разработанных направлений в дидактике, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. В трудах, посвященных этой проблеме [5,7,8, 9, 15,16,17,18], подчеркивается, что механистическое перенесение традиционных методик в виртуальную среду не приводит к положительным результатам.
Ученые и практикующие педагоги предлагают различные пути решения этой проблемы, направленные в целом на развитие компетенций, связанных с реализацией профессионала в константном и виртуальном пространствах на основе создания авторской виртуальной среды, реализованной в виде профилей в социальных, образовательных и профессиональных сетях, наукометрических базах данных, порталах научных сообществ и т.п. [Гаевская, Бабина].
Одним из педагогических решений, позволяющих достичь этой цели является подход Inquiry Based Learning (IBL) [Wood], представляющий собой комплекс следующих методов: разработка студентами проектов с последующим обсуждением и оценкой их в сетевом и аудиторном форматах. В преподавании указанных курсов тематической областью студенческих проектов является разработка электронного ресурса музейной проблематики ("виртуальный музей", гид по музею или музейному экспонату, виртуальный тур по городу и т.п.). Теоретические
вопросы изучаются в рамках опросов (эссе и устные ответы), которые оцениваются преподавателем. Таким образом, IBL позволяет активизировать студента в областях, связанных с развитием творческого потенциала будущего специалиста (разработка проекта) и компетенций, направленных на социализацию в академическом сообществе (разработка системы критериев для оценки и аргументов для участия в дискуссии).
Электронная среда реализации курсов
Электронная среда курса является важным инструментом для реализации указанных задач. LMS Black Board, используемая в качестве платформы портала электронного обучения в СПбГУ, в полной мере позволяет достичь поставленные цели.
В то же время, уместно рассмотреть вопрос интерпретации данной LMS не только как среды реализации педагогического процесса, но и как инструмента, позволяющего проводить оценку различных его аспектов: структурирование контента, специфику педагогической коммуникации в виртуальном пространстве, динамику развития знания у субъектов учебной деятельности и т.п.
Актуальность такого подхода определяется мнением ряда исследователей [4,8, 9,15,16,17] о том, что инструменты, которые применяются в "гуманитарных вычислениях", заметно отличаются от инструментов, используемых в "мультимодальной гуманитарной науке" (педагогике в частности), и в большей степени ориентированы на исследования с количественными результатами, а не на обучение инновациям, которые труднее измерить.
Заключение
Производя и используя новые инструменты и методы, цифровые гуманитарные науки создают новые виды обучения и исследований, в то же время изучая их влияние на культурные практики и артефакты информационного общества. В этом смысле большой интерес представляют подходы, изложенные в Хартии о сохранении цифрового наследия [Хартия о сохранении... ].
В документе отражена задача ЮНЕСКО по сохранению, увеличению и распространению знаний, и охране мирового наследия человечества — книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения, а также специфика современного этапа этой работы, связанная с широким использованием информационно-
116
коммуникационных технологий в гуманитарной сфере, что приводит возникновению нового вида наследия — цифровое наследие.
Как феномен информационного общества цифровое наследие имеет специфику, связанную с его зависимостью от технологий, и приводящую к затруднению доступа к нему вследствие их быстрого устаревания. В то же время цифровые ресурсы в значительной степени свободны от традиционных ограничений при их распространении, что налагает особую ответственность на авторов и распространителей информации.
Особую роль в этом контексте приобретает образование как форма доступа к объектам цифрового наследия и как социальный институт, продуцирующий цифровые материалы и в виде нарратива, отражающего педагогические практики в виртуальном пространстве, и в виде текстов образовательных и учебных программ. При этом особую ценность приобретает разработка механизмов совместного использования ресурсов, а также распространение результатов исследований и передового опыта.
Источники
Гаевская Е.Г. (2012). Цифровое культурное наследие: Учебно-методическое пособие. СПб.: Ф-т искусств СПбГУ. 139 с.
Гаевская Е.Г., Бабина О.А. (2018). Междисциплинарные подходы к развитию ресурсов для смешанного обучения. Электронный журнал "Culture and Technologies". Адрес доступа : http://cat.ifmo.ru/ru/2017/v2-i3/112.
Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. (2012). Об отражении понятия "Открытое образование" в педагогической теории и практике. Адрес доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1752.htm
Журавлева Е.Ю. (2011). Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии ISSN: 0042-8744. Адрес доступа: http://naukarus.com/sovremennye-modeli-razvitiya-gumanitarnyh-nauk-v-tsifrovoy-srede
Лаптев В.В., Носкова Т.Н. (2016). Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества. // Педагогика № 10. C.3-13.
Маклюэн, Маршалл. (2011). Понимание Медиа: Внешние расширения человека: монография / М. Маклюэн. 3-е изд. М.: Кучково поле. 462 с
Носкова Т.Н. (2015). Педагогика общества знаний: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 236 с.
Семпл М. (2017). Цифровые гуманитарные науки не столько создают, сколько делятся знаниями // Цифровые гуманитарные науки : хрестоматия / под ред. М. Террас, Д. Найхан, Э. Ванхутта, И. Кижнер. Пер. с англ. Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2017, 352 с. С. 301-305
Современные образовательные технологии : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. 3 изд. Стер.М.: КНОРУС, 2013. 432 с.
Террас М. (2017). Порядок в учебном предмете // Цифровые гуманитарные науки: хрестоматия / под ред. М. Террас, Д. Найхан, Э. Ванхутта, И. Кижнер. Пер. с англ. Красноярск : Сиб. Федер. Ун-т. С. 93-127
Устав ICOM. Электронный ресурс, адрес доступа: http://icom-russia.com/upload/uf/0a2/0a2d7639e64b4ca55e355 c9bf51bdffc.doc
Хартия о сохранении цифрового наследия. Принята 15 октября 2003 г. Адрес доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_heritage_charter.shtml3
Digital Humanities Manifesto 2009. UCLA
(http://dev.cdh.ucla.edu/digitalhumanities/2008/12/15/digital-humanities-manifesto/).
Digital Humanities Pedagogy: Practices, Principles and Politics Brett D. Hirsch (ed), Sheffield University and Open Book Publisher, 2012. E-resource, access: http://books.openedition.org/obp/1605
E. Gaevskaya, O. Babina. Blended Course as a Tool of Corporate and Open Resources Interaction. EVA SPb 2017 Proceedings, Адрес доступа: http://evaspb.ifmo.ru/sites/default/files/doc/EVA_2017_saint_petersburg_proceedings.pdf pp . 33-38
Kohler M. (2012). TPACK Explained. Электронный ресурс, Адрес доступа: http://matt-koehler.com/tpack2/tpack-explained
Siemens G. (2005). Connectivism: Learning as Network-Creation. Электронный ресурс Адрес доступа: http://www.elearnspace.org/Articles/neSiemens G.(2004) Learning Management Systems: The wrong place to start learning. Электронный ресурс, Адрес доступа: http://www.elearnspace.org/Articles/lms.htm
Wood J. (2010). Inquiry-based Learning in the Arts - University of Sheffield A Meta-analytical Study, Адрес доступа:
https://www.sheffield.ac.uk/polopoly_fs/1.122794!/file/IBL_in_Arts-FINAL.pdf
PEDAGOGY AS A FIELD OF DIGITAL HUMANITIES Gaevskaya E. G.
St. Petersburg state University
Abstract. The article discusses the development of new research practices in the field of pedagogy in the context of the concept of digital Humanities. The article analyzes the introduction of information and communication technologies in the educational activities of the classical University as a factor in the further development of the higher education system of the Russian Federation. Pedagogical approaches to increase the effectiveness of training in the field of art and Humanities on the basis of the development of mixed learning environment are considered. It is shown that education is a form of citizens ' access to open electronic resources and is one of the most important national interests of the Russian Federation in the information field. It is noted that an important condition for the formation of personality in the professional sphere is to conduct a consistent and balanced state policy in the information, educational, scientific fields, the basis of which should be
appropriate to the new challenges and threats of information and educational environment.
Keywords: digital humanities, digital pedagogy, e-learning, blended learning, open education, virtual learning environment, digital heritage.
For citation: Gaevskaya E. G. Pedagogy as a field of digital Humanities//Communicology: electronic scientific journal. 2019. Vol. 4. No. 2.
Inf. About the author: Elena G. Gaevskaya. Candidate of pedagogical Sciences associate Professor of the Faculty of arts of St. Petersburg state University, Federal state budgetary educational institution of higher education "St. Petersburg state University" 199034, St. Petersburg, University embankment, 7/9, e.gaevskaya@spbu.ru, 8 911 01818101
Received: 29.04. 2019. Accepted:23.06.2009.
References
Gaevskaya, E. G. (2012). Digital cultural heritage: Educational and methodical manual. SPb.: Faculty of arts St. Petersburg state University. 139 p. (In Rus.).
Gaevskaya, E. G., Babina O. A. (2018). Interdisciplinary approaches to the development of blended learning resources. Electronic journal "Culture and Technologies". Available at : http://cat.ifmo.ru/ru/2017/v2-i3/112. (In Rus.).
Galaktionova T. G., Kazakova E. I. (2012). On the reflection of the concept of "open education" in pedagogical theory and practice. Access address: http://www.emissia.org/offline/2012/1752.htm(In Rus.).
Zhuravleva E. Yu. (2011). Modern models of development of Humanities in the digital environment // Questions of philosophy ISSN: 0042-8744. Access address: http://naukarus.com/sovremennye-modeli-razvitiya-gumanitarnyh-nauk-v-tsifrovoy-srede (In Rus.).
Laptev V. V., Noskova T. N. (2016). Teaching activities in the electronic environment: prospects for a new quality. // Pedagogy № 10. P. 3-13. (In Rus.).
McLuhan, Marshall. (2011). Understanding Media: extension of man: monograph / M. McLuhan. 3-e Izd. M.: Kuchkovo field. (In Rus.).
Noskova T. N. (2015). Pedagogy of knowledge society: Monograph. SPb.: Publishing house RGPU im. A. I. Herzen. 236 p. (In Rus.).
Sample M. (2017). Digital Humanities does not so much create, how you share knowledge // Digital Humanities : a reader / ed. By M. Terras, D. Naihan, E. Vanhoutte, I. Kizhner. Per. With English. Krasnoyarsk: Sib. Fader. UN-t, 2017, 352 pp. 301-305. (In Rus.).
Modern educational technologies: textbook / group of authors ; ed.In. Burgundy. 3 ed. Erased.M.: KNORUS, 2013. 432 p. (In Rus.).
Terrace M. (2017). The procedure in an academic subject // Digital Humanities: a reader / ed. By M. Terras, D. Naihan, E. Vanhoutte, I. Kizhner. Per. With English. Krasnoyarsk : Sib. Fader. UN-T. P. 93-127. (In Rus.).
The statutes of ICOM. Electronic resource, access address: http://icom-russia.com/upload/uf/0a2/0a2d7639e64b4ca55e355c9bf51bdffc.doc (In Rus.).
Digital Humanities Manifesto 2009. UCLA
(http://dev.cdh.ucla.edu/digitalhumanities/2008/12/15/digital-humanities-manifesto/).
Digital Humanities Pedagogy: Practices, Principles and Politics Brett D. Hirsch (ed), Sheffield University and Open Book Publisher, 2012. E-resource, access: http://books.openedition.org/obp/1605
E. Gaevskaya, O. Babina. Blended Course as a Tool of Corporate and Open Resources Interaction. EVA SPb 2017 Proceedings, Адрес доступа: http://evaspb.ifmo.ru/sites/default/files/doc/EVA 2017 saint petersburg proceed ings.pdf pp. 33-38
Kohler M. (2012). TPACK Explained. Электронный ресурс, Адрес доступа: http://matt-koehler.com/tpack2/tpack-explained
Siemens G. (2005). Connectivism: Learning as Network-Creation. Электронный ресурс Адрес доступа:
http://www.elearnspace.org/Articles/neSiemens G.(2004) Learning Management Systems: The wrong place to start learning. Электронный ресурс, Адрес доступа: http://www.elearnspace.org/Articles/lms.htm
Wood J. (2010). Inquiry-based Learning in the Arts - University of Sheffield A Meta-analytical Study, Адрес доступа: https://www.sheffield.ac.uk/polopoly fs/1.122794!/file/IBL in Arts-FINAL.pdf