РАЗДЕЛ XII ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИЙ
(Кафедра педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета)
В. А. Ситаров, В. В. Ковров, Л. Е. Сикорская ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ XXI в.
В рамках III Международной конференции «Высшее образование для XXI века», проходившей 18-21 октября 2006 г. в Московском гуманитарном университете, работала секция «Педагогика и образование в XXI веке».
На конференции с докладом «Профессионализм преподавателя как средство формирования конкурентноспособного специалиста» выступил доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета В. А. Беловолов; проблемы, связанные с процессом формирования гуманистической направленности личности студента в процессе прохождения педагогической практики были подняты кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета Л. Е. Сикорской; рассмотрению актуальных проблем профессиональной подготовки учителя к работе в национальной школе в поликуртурном регионе было посвящено выступление доктора педагогических наук, профессора, декана факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета С. П. Беловоловой; с докладом «Технологические аспекты управления самостоятельной работой студентов» выступила кандидат педагогических наук, доцент О. М. Гостюхина (Международный независимый эколого-по-литологический университет); этические аспекты профессиональной деятельности преподавателя высшей школы были рассмотрены в докладе кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики обучения математике Московского педагогического государственного университета
О. В. Слесаревой; особенности преподавания курса «Нормативно-правовое обеспечение образования» в системе подготовки педагога-психолога» были рассмотрены в докладе кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета О. А. Косиновой; позиции педагога в решении конфликтов рассматривались в докладе доктора философских наук, профессора кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета А. Б. Белинской; теоретическим и прикладным аспектам организации непрерывного образования студентов в высшем учебном заведении было посвящено выступление ведущего научного сотрудника Московской академии им. И. М. Сеченова, кандидата фармацевтических наук В. А. Белогуровой.
Вопросам, связанным с процессом модернизации российской системы образования и обеспечением качества образования, был посвящен доклад доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета Э. В. Онищенко «Болонская декларация и стандарты 180 9001-2000: диалогXXIвека».
Исходя из того, что понятие «качество образования» сегодня рассматривается не только как основа развития системы образования отдельно взятого государства, но как общеевропейского пространства высшего образования в целом, ответственность за его обеспечение делегируется каждому отдельному вузу и его руководству, повышая их потребность в создании единого набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества; комплексной системы проверки обеспечения качества в контексте аттестации и аккредитации; аккредитованной системы оценки обеспечения качества образования.
В связи с этим перспективное развитие каждого высшего учебного заведения должно быть связано, с одной стороны, с сохранением фундаментальности классической профессиональной подготовки, а с другой - с обеспечением большей мобильности в реагировании на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства в их многообразном взаимодействии.
В докладе кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета В. В. Коврова на тему «Обеспечение качества образования в вузе в условиях Болонского процесса» отмечалось, что под качеством подготовки специалистов с высшим образованием (качество высшего образования в узком смысле) понимается сбалансированное соответствие подготовки специалистов (как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, нормам, стандартам. Само же понятие «качество подготовки специалистов» сегодня рассматривается как обозначение системного понимания образовательного процесса в вузе, на оптимальность которого влияют: качество основных образовательных программ (ООП) и их содержание; качество потенциала преподавательских кадров; качество потенциала абитуриентов; качество образовательных технологий; качество ресурсного обеспечения (информационного, учебно-методического, материально-технического); качество управления образовательным процессом; качество систем оценки (мониторинга качества) подготовки специалистов.
С большой заинтересованностью прошло обсуждение доклада «Реализация компетентностного подхода при профессиональной подготовке в системе высшего образования России» кандидата медицинских наук, доцента, помощника проректора по учебной работе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова М. А. Мещеряковой. В докладе отмечалось, что поскольку к ключевым компетентностям специалиста можно отнести его автономное рефлексивное действие, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критическое мышление, решение практических задач, то определяющими показателями качественной подготовки студентов в высшем учебном заведении являются их обобщенные и прикладные предметные умения, профессиональные навыки. Сама сущность компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов заключается в акцентировании внимания на результате образования, при этом в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность специалиста действовать в различных проблемных ситуациях в профессиональной сфере.
В продолжение доклада М. А. Мещеряковой доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета В. А. Ситаров отметил, что к
ключевым (базовым) компетенциям, которыми должен владеть взрослеющий человек (поколение молодежи в целом), следует отнести ценностносмысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.
В связи с этим наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения, являются:
• социальные - способность брать на себя ответственность, анализировать сложные ситуации, участвовать в принятии решений, аргументировать решения, регулировать конфликты;
• межкультурные - понимание культурных различий, уважение друг к другу, способность понимать людей других культур;
• компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;
• компетенции, связанные с владением новыми технологиями и критическим отношением к информации;
• способность учиться всю жизнь.
Обозначенное свидетельствует, что личность студента будет являться ответственным и инициативным субъектом своей жизнедеятельности, т. е. будет использовать оптимальный вариант своего развития в «культуре образовательного пространства вуза» и в культуре своего личностного роста (развития).
Вопросамучебно-методического сопровождения студента гуманитарного вуза в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин был посвящен доклад доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета М. В. Крулехт.
В выступлении отмечалось, что учебно-методическое сопровождение образовательного процесса в вузе ориентировано на оптимизацию освоения актуального для студента образовательного опыта, представляющего собой:
- наличие образовательной компетентности (информированности студента о себе, своих образовательных, а в перспективе и профессиональных потребностях и возможностях; информированности студента о возможностях образования, образовательной системы, образовательной деятельности, образовательного процесса) и личностных смыслов и отношений к самому образованию, образовательной деятельности и образовательному процессу;
- развитость умений решать актуальные образовательные задачи (уметь вычленить, оценить значимость и решить актуальные для разных этапов обучения задачи; уметь самоопределиться в предлагаемых образовательных условиях и максимально субъектно их использовать в процессе развития и образования);
- сформированность умений проектировать индивидуально-личностный образовательный маршрут, которые складываются из умений студента конструировать иерархически соподчиненную цепочку образовательных задач, умений выстраивать линию своего образования, устанавливать связи между перспективными, стратегическими, тактическими и оперативными целями своего образования.
В докладе доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета
Л. В. Романюк «Подготовка специалистов высшей квалификации в многоуровневой системе обучения: состояние, проблемы, перспективы» отмечалось, что вступление России в Болонский процесс актуализирует ряд проблем, связанных с развитием науки и подготовки научных кадров, а также фиксируемой изолированностью российского образования и отчасти научных исследований от стратегических направлений мирового образовательного и научного процесса. В качестве актуальных практико-ориентирован-ных задач сегодня выдвигается задача обеспечения культурной идентичности российской науки и ее позиционирование в общем контексте научных исследований «науки мира».
В рамках III Международной конференции «Высшее образование для XXI века» в Московском гуманитарном университете 21 октября 2006 г. состоялась IX научная сессия аспирантов и докторантов МосГУ С результатами научных исследований выступили аспиранты кафедры педагогики и психологии высшей школы.
С результатами диссертационного исследования на тему «Подготовка специалиста по художественному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в контексте комплексного подхода» участников конференции ознакомила И. В. Собянина (научный руководитель - профессор Л. В. Рома-нюк). Проблема досуговой деятельности как средства организации педагогической работы с детьми дошкольного и начального возраста была рассмотрена Л. Г. Гузик (научный руководитель - профессор Л. В. Онищенко).
Литература
1. Сериков, В. В. Модернизация образования: взгляд с позиции личностно
- развивающей модели / В. В. Сериков // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 27 - 33.
2. Шутова, И. П. Проблемы модернизации и обеспечения качества образования в Ишимском государственном педагогическом институте им. П. П. Ершова / И. П. Шутова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 85 -91.
3. Ситаров, В. А. Современная педагогика: иллюзии и реалии / В. А. Ситаров, Э.В. Онищенко // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 152-156.