Научная статья на тему 'Педагогика и глобалистика'

Педагогика и глобалистика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИСТИКА / ПЕДАГОГИКА / НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / GLOBAL STUDIES / PEDAGOGICS / INSTABILITY / MODERN PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерцева Е. В.

В статье обоснована взаимосвязь педагогики с глобалистикой, исследующей происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogics and global studies

In the article interrelation of pedagogics and global studies investigating the origin, manifestation and ways of decision of global problems is substantiated.

Текст научной работы на тему «Педагогика и глобалистика»

3) подсистему упражнений, направленных на формирование творческих умений работы с газетным текстом, способствующих совершенствованию речевых умений и развитию креативности.

Полученные в ходе опытного обучения показатели итогового теста свидетельствуют о сформированности у учащихся лексических навыков чтения и умений а) определять тему прочитанного; б) выделять главную и второстепенную информацию; в) понимать отношение автора к описываемым событиям через анализ лексических единиц с экспрессивным компонентом; г) определять логическую последовательность излагаемых в тексте фактов; д) использовать экспрессивные лексические единицы для экспликации подтекста при детальной проработке содержания прочитанного; е) понимать социокультурную информацию; ж) использовать изученные экспрессивные лексические единицы в устном или письменном высказывании.

1. Виноградов С.И. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2003.

2. Городникова М. Д., Супрун Н.И. Лингвистика текста и обучение чтению в средней школе. М., 1987.

3. Малявин Д.В., Латушкина М.С. Работа с газетой на английском языке в средней школе. 2-е изд., перераб. М., 1988.

4. Писарук Г.В. Обучение учащихся IX класса связанным высказываниям в жанрах публицистики. Мн., 1993.

5. Телень Э.Ф. Газета в современном мире. М., 1991.

6. Янь Чжикэ. Методика работы с текстами газетно-публицистического стиля в китайской аудитории: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.

7. Brett M. How to Read the Financial Pages. L.,

2003.

8. Ramet A. Writing Short Stories and Articles: how to get your work published in newspapers and magazines. 2nd ed. Oxford, 2001.

9. Романовская Н.В. Экспрессивно окрашенный глагол в газетном стиле современного английского языка: автореф. ... канд. филол. наук. М., 1974.

Поступила в редакцию 20.08.2007 г.

Filatova O.V. Methodology of teaching to understand words with an expressive component in the newspaper discourse. A newspaper article has made a tangible contribution to foreign language teaching. Abounding in stylistic devices, the newspaper text has been both a source of new words and a subject for interpretation. By teaching the students to understand words and word combinations with expressive component, we facilitate the in-depth understanding of a newspaper discourse.

Key words: texts of periodical press, newspaper discourse, expressive means expressing author’s thought, teaching methods.

ПЕДАГОГИКА И ГЛОБАЛИСТИКА

Е.В. Белозерцева

В статье обоснована взаимосвязь педагогики с глобалистикой, исследующей происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем.

Ключевые слова: глобалистика, педагогика, неустойчивость, современный человек.

Образ педагогики как науки формировался на протяжении многих столетий и на сегодняшний день представляет собой сложившееся фундаментальное теоретическое и практическое знание о системе становления личности. Однако безупречное знание инструмента совершенствования человека не может быть полным без понимания самого

субъекта, среды, в которой он живет, трудится, учится.

Любая наука вообще и педагогика в частности - не статичная конструкция. Ей свойственно развиваться, совершенствоваться во времени и пространстве. Сегодня смысл педагогики, ее язык, базовые слова постоянно уточняются, обогащаются. Это

обусловлено тем, что педагогика, стремясь «познать человека во всех отношениях», черпает знание о нем в сферах других гуманитарных наук. Так уже традиционным можно считать сотрудничество педагогики с историей, психологией, социологией, философией, этнологией, культурологией. Особую роль в развитии педагогической науки и практики образования сыграло богословие, выступавшее на протяжении многих столетий в качестве духовной основы. Впоследствии сформировались новые отрасли педагогического знания, которые позволяют глубже открыть, понять человека: история педагогики, педагогическая психология, социальная педагогика, философия образования, этнопе-дагогика и ряд других.

Перспективным видится нам сотрудничество педагогики с новым научным направлением - глобалистикой. Что же такое глобалистика?

Глобалистика в современных научных исследованиях выступает как совокупность теоретических (политологических, социологических, культурологических, социально-философских) подходов, формирующихся в соответствии с глобализмом как принципом, который предполагает: структурно-целостный взгляд на систему совокупных взаимосвязей человека, общества и природы; понимание состояния этой системы как кризисного, поскольку в рамках исследовательского поля оказываются все напряженности, конфликты и катастрофы, характеризующие сегодняшнее бытие человечества; разработки проблематики управленческого овладения кризисным развитием.

Предметом исследований глобалистики служат происхождение, проявления, пути решения глобальных проблем, а также мак-росоциоприродные системы и их динамика.

Активно разворачивающиеся современные глобальные процессы породили острую необходимость в осознании происходящего, понимании того глобального контекста, в котором вынужден жить человек. Как отмечает М. Чешков, сегодня происходит обращение к философскому мышлению, которое интегрирует социально-гуманитарные и геодисциплины. Среди последних особую актуальность приобретают геоэкономика, геополитика, для которых характерна глобальная широта охвата, одновременно с этим сохра-

няется приверженность функции места. Своего рода интегральной формой знания для вышеперечисленных научных направлений выступает глобалистика [1].

Таким образом, глобалистика - наука о времени сегодняшнем, о современных явлениях и тенденциях, которые охватили нашу жизнь, изменили привычную среду нашего обитания. А каков переживаемый период истории? Чем он характеризуется?

Основной вехой времени является сдвиг вектора развития с оси «локальное» на «глобальное», это означает, что традиционное представление о мире как о множестве замкнутых пространств сегодня является не актуальным. Возникшая глобальность стремительно преобразовывает мир, делая его взаимообусловленным, взаимозависимым и как следствие неустойчивым, т. к. теперь любое изменение в любом секторе мирового сообщества распространяется по всему миру, влияя на внутренние структуры этого мира.

Философы и политологи, социологи и культурологи, психологи и педагоги, изучающие современность, отмечают острое противоречие нынешнего времени: с одной стороны, тенденция к становлению основных социально-экономических, культурных, политических систем, функционирующих по единым правилам в масштабе всей планеты, с другой, - существует реальная угроза нивелирования культурного своеобразия народов, традиций, унификации жизни по усредненным стандартам.

Так в среде аналитиков политики выражаются опасения относительно тенденций ограничения суверенитета государства в результате формирования и функционирования различных транснациональных корпораций и международных организаций, которые все решительнее подминают под себя власть национальных государств.

Экономисты указывают на процессы развития глобальных финансовых рынков и повышения роли транснациональных корпораций, их усилившегося доминирования над национальными экономиками.

Социологи акцентируют внимание на активизации сближения образа жизни людей в разных странах и регионах в ущерб национальным традициям. Так уже сегодня можно наблюдать проявления общих для всего мира образцов поведения в области досуга и по-

требительских преференций людей разных стран. Подвергаются универсализации стандарты одежды, музыкальные предпочтения, характер развлечений и пр.

Культурологи отмечают тенденцию создания некой общей мировой культуры (цивилизации), однако построенную не на взаи-мосоотнесенности различных культур, а на господстве лишь одной из них (процесс вестернизации).

Однако в центре воздействия глобальных процессов оказались не только и не столько различные институты: экономические, социально-политические, административно-государственные и т.д., а, прежде всего, конкретная личность человека. Что же происходит сегодня с ним? Как он реагирует на глобальные и повседневные перемены? Этот вопрос волнует многих: не только ученых, философов, но и простого обывателя, стремящегося понять, разобраться в собственной жизни.

Ученый Н. Покровский попытался смоделировать образ сегодняшнего человека, для которого характерно: ориентированность на материальное потребление; постоянное сужение поля социального интереса вплоть до полной одномерности, однофункциональ-ности; необычайная пластичность, способность адаптироваться к любым социальным изменениям, спускаясь вниз по лестнице архаизации и примитивизации; виртуализация, т. е. неосознанное вхождение в мир всякого рода «симулякров», искусственных мифологем; снятие любых нравственных вопросов -аномия; преклонение перед любой властью даже в ситуациях относительной свободы выбора альтернатив; культурная нетребовательность и готовность потребить любой культурный эрзац [2].

Известный философ А. Панарин обращает внимание на то, что человек сегодняшнего времени успешно осваивает меновой тип мышления, ничего не дающий даром: «сцену занимает человек, не способный к дарению, готовый давать только то, что заранее оговорено и оплачено. Это новый антропологический тип начисто лишен спонтанности; любую активность и ангажированность, любые социальные роли он предваряет вопросом: а что и сколько я буду за это иметь? Он перестает рожать детей, потому что ему не впол-

не ясны меновые перспективы этих демографических инвестиций... » [3].

Публицист В. Белоцерковский говорит о смещении спектра общественной нравственности: «...Звериный эгоизм, жестокость, безразличие к человеческой жизни широко разлились в обществе, в народе, как никогда раньше, как в блатных лагерях... Столь же широко проросли, разрослись безответственность, лживость гомерическая, цинизм, эпидемия идиотизма» [3, с. 66].

Таким образом, проанализировав современную действительность, противоречивые, нестабильные условия, в которых вынужден жить человек, приходим к выводу, что педагогике необходимо стать современной наукой, наукой, сознающей непосредственное настоящее. Осмысливая время, изучая изменения, происходящие сегодня, выявляя закономерности в их динамике, приходит понимание состояния нынешнего общества, конкретного человека. Это знание нужно и важно, ибо на его основе должны выстраиваться актуальные перспективы для развития образования как практики и педагогики как теории.

Мы согласны с позицией Е.П. Белозерцева, который точно подметил, что «перспективу педагогики как гуманитарного знания следует связывать с развитием истории, философии, культурологи, психологии» -добавим сюда же глобалистики - «и др. научных направлений, с интерпретацией данных гуманитарных наук. Осмыслив и соединив время, место развития человека и его наследие, мы сможем уточнить, обогатить, привести в соответствие смыслы образования, категории, понять кто такой образованный человек. Мы сегодня нуждаемся в педагогике, способной размышлять, опираться на такую философию образования, которая стремилась бы определить методологию изучения развивающегося человека в противоречивом мире» [4].

1. Чешков М. // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2.

2. Покровский Н. // Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста: сб. М.,

2004. С. 65-66.

3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 120.

4. Белозерцев Е.П. // Гуманитарные аспекты социально-экономического развития Липец-

кой области: сб. ст. и выступлений. Елец, 2006. С. 13.

Поступила в редакцию 14.12.2007 г.

Belozertseva E.V. Pedagogics and global studies. In the article interrelation of pedagogics and global studies investigating the origin, manifestation and ways of decision of global problems is substantiated.

Keywords: global studies, pedagogics, instability, modern person.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ

Г.И. Илларионова, Н.И. Никитина

В этой статье раскрыты сущность и структура понятия «профессионально ■-математическая компетентность» инженеров в сфере безопасности технических процессов и производств; обоснована модель формирования этой компетентности будущих инженеров в течение периода обучения в вузе; также рассмотрены принципы, условия и механизмы реализации данной модели.

Ключевые слова: профессионально-математическая компетентность, будущий инженер, безопасность технических процессов и производств.

Деятельность человека в производственной сфере практически всегда связана с наличием риска, опасности для его здоровья и окружающей среды. По данным статистики, в последние годы отмечен рост чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с авариями на промышленных производствах, остается достаточно высокой аварийность на предприятиях химической, нефтеперерабатывающей, химико-фармацевтической и других отраслей промышленности. Основными причинами роста техногенных аварий являются: физический и моральный износ значительной части основных производственных фондов; падение технологической и производственной дисциплины; ошибки персонала; несоответствие применяемых технологий современным требованиям. Проблема предотвращения аварий на опасных производствах является чрезвычайно актуальной и требует скорейшего решения как в научном, так и в профессионально-образовательном плане - в плане подготовки в вузе будущих инженеров по безопасности технологических процессов и производств.

Современный уровень организации и управления производством выдвигает принципиально новые требования к разработке подходов обеспечения безопасности технологических процессов, базирующихся на ис-

пользовании информационных технологий и интеллектуальных средств поддержки и принятия решений по прогнозированию и оценке тяжести последствий аварий, по оперативному управлению аварийными ситуациями, связанными с функционированием опасных промышленных объектов.

В настоящее время используются два основных подхода к решению проблемы создания безопасных промышленных производств: технологический и информационно-управляющий. Технологический подход состоит в разработке экологически безопасных высоконадежных производств с использованием интеллектуальных систем автоматизированного проектирования. На этапе реализации данный подход обеспечивается путем обязательной государственной сертификации производственных объектов и аттестации рабочих мест. Информационно-управляющий подход состоит в разработке высоконадежных средств измерения и автоматизации, во внедрении автоматизированных систем, построенных на принципах искусственного интеллекта. На практике этот подход обеспечивается путем создания интеллектуальных автоматизированных систем: диагностики

неисправностей и прогнозирования аварийных состояний; управления эксплуатационной надежностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.