УДК 37.013
ББК Ч31 ГСНТИ 14.07.01 КОД ВАК 13.00.01
Попов Л.Н.
Екатеринбург, Россия
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ: НЕРАВНОВЕСИЕ РАВНОВЕСНОГО
Аннотация. В современной педагогике важно равноправное взаимодействие и общение педагога и ученика при руководящей роли педагога. Статья посвящена исследованию речи как главного инструмента общения педагога и ученика, где голос, интонация, смысл слиты воедино.
Ключевые слова: речь, интонация, коннотация, личность, кон-нотативно-смысловое содержание.
Popov L.N.
Ekaterinburg, Russia
PEDAGOGICAL INTERACTION:
DISBALANCE OF BALANCED
Abstract. In modern Pedagogy interaction and communication of a teacher and child is based on equality although the teacher has guiding role. The article is devoted to the study of speech, which is a chief instrument of communication of teacher and pupil, in which voice, intonation, meaning are merged.
Key words: speech, intonation, connotation, personality, connota-tive-meaningful content.
Современная педагогика ставит своей целью всестороннее и гармоничное развитие личности (ребенка и взрослого) в процессе образования, т.е. приобщения человека к культуре. Ключевым звеном образовательного процесса является педагогическое взаимоотношение: равноправное взаимодействие и общение педагога и воспитанника, ученика (субъектов) при руководящей роли педагога.
Главное средство педагогического общения и взаимодействия - устная речь. Внешняя форма устной речи - это ее звуковая оболочка, создаваемая средствами голоса; внутренняя, смысловая форма - это тон, или интонация речи.
По определению Л.А. Закса, интонация - это «целостное динамическое духовно-душевно-телесное напряжение ценност-
ного отношения человека к действительности, активно выражаемое им в различном знаковом материале» [Закс 1990: 55].
Важнейшие черты этого целостного напряжения: смысловая наполненность; особая «энергетичность»; континуальность («протяженность», «соединенность») и одновременно дискретность («разделенность»); живая изменяемость; направленность на объекты и реализуемость.
Интонация тесно «спаяна» с ритмом, прежде всего с ритмом человеческого дыхания, и поэтому реализуется главным образом через речь.
Гармония человека «с самим собой» может трактоваться как равновесие душевного, духовного и телесного составляющих человека, но такое равновесие может быть статичным, неживым. «Равновесие - состояние покоя» [Ожегов 1990: 637].
Природа интонации как явления духовно-семиотического определяет неизбежность «приращения» ее исходного содержания за счет дополнительных, или коннотативных, значений, органично вносимых в живую интонацию интонирующими субъектами (авторами, исполнителями, слушателями). По М.М. Бахтину, это «звуковые и семантические элементы слова (и других знаков)» [Бахтин 1979: 387].
Термин «коннотация» (от лат. соппо1о - «имею дополнительное значение») в речи обозначает возникающий в процессе исполнения и слушания компонент внутренней речевой формы (интонации) - уникальный целостный смысл речевого произведения (текста), который дополняет и изменяет первоначальное авторское содержание и придает речи особый, личностный оттенок. В более широком, включающем авторский, первоначальный смысл, аспекте под термином «коннотация» понимается уникальный целостный смысл речевого произведения во всех его аспектах и «переливах», причем в связи с тем, что этот смысл создает и «обеспечивает».
На основании духовно-душевно-телесного единства личности в структуре интонации и коннотации выделяются пять компонентов: эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и целостно-образный.
Интонация как единое целое включает в себя два типа информации, идущей из глубины веков: о себе (личностный) и о группе, которой принадлежит личность (надиндивидуальный, общественный). Но так или иначе, общественная составляющая интонации всегда коннотируется посредством личностной ак-
туализации другим интонирующим субъектом - изменяет даже реально звучащий текст. В каждом конкретном случае интонация выражается в языке как системе знаков. В семиологии коннотация - это «остаток» [Эко 1998: 286]. В данном случае имеется в виду некое «свободное место» в знаковой системе, некоторая незаконченность ее, незавершенность, которая должна быть восполнена личностным смыслом, некоторой дополненностью, «довеском». Этот «довесок» определяет собой речевой поступок (действие), в котором проявляются ценности, идеи, интересы и т.д. личности, отражающие ее взаимодействие с окружающим миром, т.е. гармонию или дисгармонию, а конечном счете определенное неравновесие.
Общественное, надиндивидуальное (значение) и его личностная часть (авторский смысл) проявляют себя в личностной форме - в форме исполнительского смысла, то есть смысл - это форма бытия значения. Интонация включает в себя как значение, так и различные смыслы, а смысл всегда богаче значений, так как на нем свертывается контекст всего произведения (текста). Данный конкретный новый исполнительский или слушательский смысл, дополняющий, варьирующий, по-новому индивидуализирующий смысл авторский, есть коннотация. Таким образом, коннотация трактуется через смысл: как субъективированное (переживаемое) в речевом процессе (исполнении, восприятии) значение (значения), модифицируемое, обогащаемое именно за счет личностного начала - индивидуальности и личного опыта того, кто переживает и интонирует. Как автор «присваивает» интонации своей эпохи, так исполнитель (слушатель) «присваивает» интонации автора, вживается в них, делает их личностными, «своими». Здесь личностное начало важнее «ус-редненности» языка, а авторское творчество важнее самой системы, оно уникально и удивительно в своей неповторимости.
По отношению к речи в целом можно говорить о том, что ее коннотативно-смысловое содержание так же объективно и неизбежно, как ее интерпретация исполнителем, как ее личностное переживание и понимание слушателем.
Однако не следует забывать о том, что надиндивидуаль-ный аспект интонации является тем «традиционным», тем фундаментом, на который опирается коммуникативность, понятность языка/речи - устной и письменной.
В последнее время некоторая часть педагогической общественности начинает вновь ставить вопрос о голосовой, ритори-
ческой подготовленности педагога как о профессионально значимом качестве личности.
Владение речевым голосом необходимо представителю любой публичной профессии, и постановка голоса педагога представляется важным этапом его профессионального роста.
Профессия педагога предъявляет к голосу ее представителя те же требования, что и любая другая, однако педагогический голос должен обладать одной внутренней особенностью -он должен быть воспитывающим.
Голос как инструмент высказывания является выразителем внешней, звуковой формы педагогической речи, а внутренней ее формой выступает интонация. Работая над внешней формой, т.е. над умением выразить в звуках смысл педагогического высказывания, педагог непременно должен обращать внимание и на внутреннюю форму: на собственные мысли, чувства, стиль и т.д., т.е. формировать и развивать свое профессиональное «Я».
Собственно постановка голоса осуществляется достаточно традиционно и включает в себя четыре компонента: работу над речевым дыханием, высокой позицией говорения, свободной гортанью и точной дикцией . Результатом этой работы должны стать умения пользоваться грудо-брюшным дыханием, высоким мягким нёбом, раскрытой и опущенной гортанью и точными, четкими губами и языком (дикция).
Создание внутренней формы - интонации и коннотации -включает в себя работу над пятью ее компонентами: эмоциональным, рациональным, стилевым, образно-ассоциативным и целостно-образным. В результате этого формируются умения определять эмоцию высказывания, рационализировать ее, выбирать стиль, привлекать образы и ассоциации и, наконец, создавать целостный речевой образ.
Речевой педагогический образ аналогичен художественному образу, т.к. художественная, эстетическая составляющая является непременным условием педагогического мастерства (ср. актерское мастерство). Однако педагогический голос актуализирует, в первую очередь, воспитывающую функцию искусства, а затем все другие в процессе именно педагогического высказывания.
Интонирование процесса педагогического высказывания объективно привносит личностный смысл в педагогическую речь, поэтому процесс собственно постановки голоса управля-
ется с опорой на личностный, неповторимый, но воспитывающий смысл педагогической речи.
Таким образом, педагог в процессе речевой деятельности обязательно, сознательно или неосознанно, привносит личностные смыслы в любой произносимый им текст. Сознательное и творческое отношение педагога как ведущего субъекта образовательного процесса к устному тексту (создание, произнесение и восприятие), а также к любому педагогическому объекту, - это его интонирование и коннотирование, это личностный смысл, живущий в актуальном педагогическом интонировании - единстве внутренней и внешней формы речевой педагогической деятельности. Именно личностный смысл - коннотация - обеспечивает живое, «неравновесное равновесие» - гармонию человека «с самим собой и с окружающим миром», гармоничные взаимоотношения педагога и воспитанника, ученика и соответственно их развитие.
ЛИТЕРАТУРА
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. 424 с.
Закс Л. А. Художественное сознание. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 212 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. - Русский язык, 1990. 921 с.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - С-Пб.: Петрополис, 1998. 432 с.
© Попов Л.Н., 2009