Научная статья на тему 'Педагогическое воздействие на формирование этноса средствами народной педагогики'

Педагогическое воздействие на формирование этноса средствами народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
505
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ОБРАЗЦЫ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / FORMATION OF THE PERSONALITY / PEDAGOGICAL MEANS / EXAMPLES OF MORAL PERFECTION / EDUCATIONAL INFLUENCE / TATAR FOLK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Набиуллина Василя Ринатовна

В статье рассматриваются возникновение и влияние средств воздействия на формирование этноса в татарской народной педагогике. Прослежены пути воспитания совершенных качеств личности ребенка посредством педагогического воздействия на него через народные праздники, обряды, традиции и обычаи, игры, сказки, мифологические образы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Influence on Ethnos Formation by Means of Folk Pedagogy

The article considers the phenomemon of pedagogical influence on etnic groups formation by example of Tatar folk pedagogy. Pedagogical means of formation of perfect personality traits of the child through public holidays, traditions and customs, games, fairy tales and mythological characters have been studied

Текст научной работы на тему «Педагогическое воздействие на формирование этноса средствами народной педагогики»

В. Р. Набиуллина

(Казань)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОСА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье рассматриваются возникновение и влияние средств воздействия на формирование этноса в татарской народной педагогике. Прослежены пути воспитания совершенных качеств личности ребенка посредством педагогического воздействия на него через народные праздники, обряды, традиции и обычаи, игры, сказки, мифологические образы

В педагогической культуре каждого этноса есть самобытные достижения, призванные реализовывать идею совершенного человека. Отдельные достижения касаются только одной или нескольких сторон личности, иные освещают народный идеал совершенства в целом. Проблема формирования и развития понятия этноса занимала умы многих мыслителей нашей современности. Традиционно в «этнос» включают такое понятие, как «этнопедагогическое пространство семьи». Этнопедагогическое пространство семьи - это системное понимание педагогической действительности, это социально-этнический феномен, который определяет воспитательное пространство как тождественное педагогическому. Понятие «этнопедагогическое пространство татарской семьи» требует специального внимания к его составляющим, взаимному расположению его объектов, взаимодействию субъектов в этом пространстве. Предположение о функционировании педагогического пространства татарского народа впервые было высказано Я. И. Ханбиковым в концепции исторической этнопедагоги-ки, затем З. Т. Шарафутдиновым, однако вопросы этнопедагогики татарской семьи ими рассмотрены не были, да это и не было предметом их научных изысканий. Также вопросами педагогического пространства этноса в народном воспитании занимались Л. Н. Гумилев и Т. С. Леви. Исследования татарской семьи в качестве этнопедагогиче-ского пространства проводились ученым Ю. П. Сокольниковым. Он дал определение понятия этнопедагогического пространст-

ва татарской семьи и основные направления его формирования [10].

Целями же нашего исследования будет изучение средств воздействия на формирование этноса татарской народной педагогики. К ним относят:

- праздники, обряды;

- мифы, былины, сказки;

- игры, загадки, пословицы, песни.

Формирование совершенной личности

требовало на протяжении всего развития человечества отбора и применения средств воспитательного воздействия. Тысячелетний опыт народной педагогики позволял объективно отбирать наиболее эффективные средства воздействия на личность. Упоминание и описание этих средств мы находим в работах К. Д. Ушинского,

Н. К. Крупской, З. Г. Нигматова, Р. К. Уразма-новой, В. Ф. Афанасьева, а также известного татарского ученого-просветителя, талантливого педагога К. Насыри. Наиболее полно представлены татарские народные игры и праздники в работах Я. И. Ханбикова и Я. Д. Коблова, где дается их детальный анализ с точки зрения их исторической значимости и воздействия [3, 14]. Оценка педагогического наследия и значимости татарского фольклора, традиций и обычаев и применение их при воспитании будущих поколений продолжают оставаться одной из важнейших проблем татарской педагогики. В нашем исследовании мы раскроем важность изучения и применения данных средств именно с точки зрения их педагогической и воспитательно-мотивационной значимости. В этом и будет заключаться новизна нашего исследования.

Опираясь на перечисленные выше средства воздействия, мы формируем следующие задачи нашего исследования:

1) установление взаимосвязей между праздниками и различными народными традициями;

2) определение роли игры в личностном формировании и развитии, в художественном, нравственном и физическом воспитании;

3) влияние сказок на закрепление положительных личностных и социальных поведенческих стереотипов подрастающего поколения.

Рассмотрим каждую группу средств в контексте исторического развития татарского народа.

Праздники и обряды - наиболее стереотипные разновидности народных традиций.

Характерной особенностью народных праздников является учет конкретных сторон совершенства, дифференцированный по отдельным качествам совершенного человека. Одно из первых мест у всех народов занимают трудовые традиции, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску.

Следует задаться вопросом: откуда берут начало праздники, где их истоки? Данные истории, археологии, этнографии и других областей знаний дают возможность представить жизнь наших далеких предков и именно здесь увидеть истоки праздников и обрядов. Когда люди жили первобытной средой и добывали себе пищу охотой и рыболовством, каждая успешная охота означала возможность утолить голод, накормить ближних, жить некоторое время, не заботясь о пище. В таких общих трапезах древних людей и следует искать истоки праздников.

Кроме того, каждая успешная охота сама по себе была праздником, сопровождалась определенными действиями, которые должны были дать выход огромному напряжению нервной энергии, связанной с преследованием зверя и радостью по случаю успешной охоты.

Поэтому, ведя речь о возникновении праздников и обрядов, необходимо учиты-

вать комплекс разнообразных факторов: человеческую потребность в переключении эмоционального строя; стремление людей противопоставлять праздники монотонным будням; необходимость периодического отдыха от трудовой деятельности.

В дальнейшем праздники порождались хозяйственными потребностями, поэтому, как установлено в этнографической литературе, народный календарь, по которому расписаны обряды и праздники, - это сельскохозяйственный, или аграрный, земледельческий, календарь. Естественно, что это упрощенная схема возникновения праздничных дней.

Праздники и обряды необходимы людям. Они несут им радость и в то же время как бы аккумулируют в себе духовность и образ жизни, подчеркивая единство личного с жизнью всего этноса. Народное творчество (фольклор) играет интегрирующую роль не только в обрядовой среде, но и во всей сфере духовной культуры.

В народной педагогике праздники являются не только мощным средством воспитательного воздействия, но и комплексными формами организации жизни и деятельности подрастающего поколения.

Первоначальной формой духовной культуры человечества, выражающей мироощущение и мировоззрение людей на определенной стадии развития, наиболее ранней формой понимания человеком мира и себя является мифология.

Многие мифологические образы необычайно выразительны, так как основные черты действующих в них героев извлечены, отражены и усилены до символа, до аллегории. Поэтому фольклор, базирующийся на традиционных канонах - одно из действенных средств народной педагогики.

В фольклоре различных этносов просматривается объединяющее начало, объясняемое общностью ценностных ориентаций и представлений человека о себе и об окружающем мире.

Совершенствование человека в народной педагогике представлялось вполне конкретно и определенно: речь шла и об обеспечении формирования конкретных совершенств - в труде, уме, нравственности, прекрасном.

Образцами нравственного совершенства, идеалами нравственности являются сказочные и былинные богатыри, герои преданий, легенд, мифов и песен. В народном творчестве подчеркивается также беспредельность и физического совершенства. Субъективно эти произведения народного творчества служили средствами развлечения и отдыха, памятниками горя и печали, объективно же были средством воспитания, а само воспитание становилось орудием труда, борьбы за совершенство личности.

Положительным героям былин, легенд, мифов, преданий, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа:

- дерево с густой листвой, скрывающее беглецов от врага;

- река и озеро, направляющие погоню по ложному пути;

- птицы, извещающие об опасности;

- рыбы, ищущие и находящие уроненное в реку кольцо и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке;

- орел, поднимающий героя из подземного царства;

- волк, быстро доставляющий героя в нужное место, - не говоря уже о преданном быстроходном коне и др.

Во всем этом наблюдались гармонические взаимоотношения человека и природы. Эти взаимосвязи не могла обойти стороной народная педагогика, которая, в свою очередь, всегда учила бережному отношению к природе, ибо человек создан не только бездумно потреблять природные блага, но и созидать, облагораживать, создавать что-то новое и полезное в этом тандеме с природой.

Многие народные сказания внушают ребенку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, в этих произведениях страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы и труда, объединенных усилий. Оптимизм является той их особенностью, которая нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогиче-

ских средств благодаря положительному эмоциональному фону.

Игра, быть может, самое лучшее воплощение идеи любви и свободы народной педагогики, ибо в игру никто не вовлечен насильно. Без увлечения, интереса и любви игра не ладится, и можно утверждать, что даже глубина народности любой воспитательной системы определяется местом в ней игры.

Игра - это не только развлечение и интересное времяпрепровождение для детей, многие детские игры имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания.

Особенностью детских игровых прелюдий, песен, рассказов, сказок является их взаимосвязь и гармоническое взаимодействие. Многие ролевые игры, игры-символы основаны на сюжетах народных сказок, мифов и становятся как бы действующими сказками и составляют единое целое с праздниками. Таким образом, народная педагогика по-настоящему представляет себя через детскую и молодежную среду, через фольклорные традиции, являющиеся по сути своей мифологическими.

Блестящими проявлениями народной педагогики назвал К. Д. Ушинский сказки. Восторгаясь ими, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы. Сказки соответствуют наивному восприятию ребенка и безыскусной правде народной поэзии» [12].

Сказки - один из основных жанров устного народного творчества. В них продолжают жить мифические герои, окружающая природа и многообразная жизнь человека: его борьба за счастье, верования, обычаи. В этих народных верованиях немало суеверного и темного, но в большинстве сказок отражены лучшие черты человека: трудолюбие, одаренность, верность, безграничная преданность родине.

Известный русский фольклорист, историк, литературовед А. Н. Афанасьев ценил сказку как выражение высокого нравствен-

ного идеала и благородства народа и считал, что сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою. Воплощение в сказках положительных черт и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение [1].

К великолепным средствам воспитательного влияния относила народные сказки и Н. К. Крупская. Их педагогическая ценность еще и в том, что в них преобладает не национальная, а общечеловеческая идея, и не зря сказал Назым Хикмет: «Сказки сплачивают человечество» [15].

В сказках, особенно исторических, ярко отражены межнациональные связи народов, совместная борьба против иноземных врагов, против эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах, описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочные герои, но освободиться самим сил не хватало.

Возможное и невозможное совмещаются или перекрещиваются в сказке, не входя в противоречие друг с другом. Действие происходит в обстоятельствах, для которых вполне достаточно понятий «умный и глупый», «смелый и трусливый», «злой и добрый».

Увлекательность сюжета, забавность сказок делают их весьма эффектным педагогическим средством. А. С. Макаренко, рассматривая вопрос об особенностях стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула -к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема со-

бытий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания [6].

Особенностью сказок является образность, которая облегчает восприятие их детьми, неспособными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, сближающие его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие. Эти черты раскрываются во многих событиях и личных ситуациях. Так, трудолюбие в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения: за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя; за одну же ночь посеять, вырастить, обработать, напрясть лен, наткать, нашить и одеть народ; посеять, вырастить, убрать, обмолотить пшеницу, испечь хлеб и накормить людей. То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость.

Рассмотренные выше средства влияния являлись мощнейшим средством педагогического воздействия. Родители, умело пользуясь данными уроками, формировали дальнейшую базу нравственного воспитания личности.

В результате проведенного анализа мы можем сделать выводы:

1. Невозможно говорить о гармоничном и всестороннем воспитании личности, если в жизни ребенка не присутствует игра. Он дает необходимый толчок и дух здорового соперничества и соревновательности. Игра формирует силу, ловкость и дает физическое здоровье и умственное развитие.

2. Праздники, обряды, традиции и поверья представляют собой связь с прошлым. Именно через них каждый народ чувствует свою уникальность и национальную идентичность и обретает самосознание. Без прошлого нет будущего. Поэтому невозможно представить развитие того или иного народа без своего «историческо-

го прошлого», без своих национальных корней.

Сказка учит и назидает. Она показывает нам положительные и отрицательные примеры, результаты хороших и плохих поступков. Она выполняет мощнейшую созидательную функцию в формировании личности ребенка, а значит, и всего народа в целом.

3. Интегративную функцию выполняет сказка. Она объединяет человечество, несмотря на различия в географическом положении, вероисповедании, социальном развитии и прочих различных признаках.

Литература

1. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов и Дальнего Востока. - Якутск: Якутск. кн. изд-во, 1979.

2. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - С. 557.

3. Коблов Я. Д. О татарских мусульманских праздниках. -Казань, 1907.

4. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. -М.: Педагогика, 1978.

5. Леви Т. С. Конференция по междисциплинарным проблемам психологии телесности // Вопросы психологии. - 2005. - №2.

- С.132-135.

6. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8-ми томах.

- М.: Педагогика, 1986.

7. Насыри К. Книга о воспитании. - Казань: Татар. кн. изд-во,

8. Нигматов З. Г. Традиции семейного воспитания // Нар. образование. - 1986. - №1. - С.82-84.

9. Соболев А. Детские игры и песни. - Владимир, 1915.

10. Сокольников Ю. П. Стратегия развития педагогических исследований // Мир образования - образование в мире. - 2005. -№2. - С.32-49.

11. Уразманова Р. К. Народные обряды и праздники татар: Историко-этнографическое исследование. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984.

12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. / сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 4.

13. Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. - Казань, Татар. книж. Изд-во, 1989. - С.222.

14. Ханбиков Я. И. История педагогики татарского народа. -Казань: КГПИ, 1975.

15. Хикмет Н. Собака лает - караван идет. Миниатюры. - М.: Наука, 1979. - С.133.

16. Шарафутдинов Д. Р. Традиции, рожденные жизнью. -Казань: Татар. кн. изд-во, 1978.

1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.