В. Р. Набиуллина
(Казань)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОСА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье рассматриваются возникновение и влияние средств воздействия на формирование этноса в татарской народной педагогике. Прослежены пути воспитания совершенных качеств личности ребенка посредством педагогического воздействия на него через народные праздники, обряды, традиции и обычаи, игры, сказки, мифологические образы
В педагогической культуре каждого этноса есть самобытные достижения, призванные реализовывать идею совершенного человека. Отдельные достижения касаются только одной или нескольких сторон личности, иные освещают народный идеал совершенства в целом. Проблема формирования и развития понятия этноса занимала умы многих мыслителей нашей современности. Традиционно в «этнос» включают такое понятие, как «этнопедагогическое пространство семьи». Этнопедагогическое пространство семьи - это системное понимание педагогической действительности, это социально-этнический феномен, который определяет воспитательное пространство как тождественное педагогическому. Понятие «этнопедагогическое пространство татарской семьи» требует специального внимания к его составляющим, взаимному расположению его объектов, взаимодействию субъектов в этом пространстве. Предположение о функционировании педагогического пространства татарского народа впервые было высказано Я. И. Ханбиковым в концепции исторической этнопедагоги-ки, затем З. Т. Шарафутдиновым, однако вопросы этнопедагогики татарской семьи ими рассмотрены не были, да это и не было предметом их научных изысканий. Также вопросами педагогического пространства этноса в народном воспитании занимались Л. Н. Гумилев и Т. С. Леви. Исследования татарской семьи в качестве этнопедагогиче-ского пространства проводились ученым Ю. П. Сокольниковым. Он дал определение понятия этнопедагогического пространст-
ва татарской семьи и основные направления его формирования [10].
Целями же нашего исследования будет изучение средств воздействия на формирование этноса татарской народной педагогики. К ним относят:
- праздники, обряды;
- мифы, былины, сказки;
- игры, загадки, пословицы, песни.
Формирование совершенной личности
требовало на протяжении всего развития человечества отбора и применения средств воспитательного воздействия. Тысячелетний опыт народной педагогики позволял объективно отбирать наиболее эффективные средства воздействия на личность. Упоминание и описание этих средств мы находим в работах К. Д. Ушинского,
Н. К. Крупской, З. Г. Нигматова, Р. К. Уразма-новой, В. Ф. Афанасьева, а также известного татарского ученого-просветителя, талантливого педагога К. Насыри. Наиболее полно представлены татарские народные игры и праздники в работах Я. И. Ханбикова и Я. Д. Коблова, где дается их детальный анализ с точки зрения их исторической значимости и воздействия [3, 14]. Оценка педагогического наследия и значимости татарского фольклора, традиций и обычаев и применение их при воспитании будущих поколений продолжают оставаться одной из важнейших проблем татарской педагогики. В нашем исследовании мы раскроем важность изучения и применения данных средств именно с точки зрения их педагогической и воспитательно-мотивационной значимости. В этом и будет заключаться новизна нашего исследования.
Опираясь на перечисленные выше средства воздействия, мы формируем следующие задачи нашего исследования:
1) установление взаимосвязей между праздниками и различными народными традициями;
2) определение роли игры в личностном формировании и развитии, в художественном, нравственном и физическом воспитании;
3) влияние сказок на закрепление положительных личностных и социальных поведенческих стереотипов подрастающего поколения.
Рассмотрим каждую группу средств в контексте исторического развития татарского народа.
Праздники и обряды - наиболее стереотипные разновидности народных традиций.
Характерной особенностью народных праздников является учет конкретных сторон совершенства, дифференцированный по отдельным качествам совершенного человека. Одно из первых мест у всех народов занимают трудовые традиции, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску.
Следует задаться вопросом: откуда берут начало праздники, где их истоки? Данные истории, археологии, этнографии и других областей знаний дают возможность представить жизнь наших далеких предков и именно здесь увидеть истоки праздников и обрядов. Когда люди жили первобытной средой и добывали себе пищу охотой и рыболовством, каждая успешная охота означала возможность утолить голод, накормить ближних, жить некоторое время, не заботясь о пище. В таких общих трапезах древних людей и следует искать истоки праздников.
Кроме того, каждая успешная охота сама по себе была праздником, сопровождалась определенными действиями, которые должны были дать выход огромному напряжению нервной энергии, связанной с преследованием зверя и радостью по случаю успешной охоты.
Поэтому, ведя речь о возникновении праздников и обрядов, необходимо учиты-
вать комплекс разнообразных факторов: человеческую потребность в переключении эмоционального строя; стремление людей противопоставлять праздники монотонным будням; необходимость периодического отдыха от трудовой деятельности.
В дальнейшем праздники порождались хозяйственными потребностями, поэтому, как установлено в этнографической литературе, народный календарь, по которому расписаны обряды и праздники, - это сельскохозяйственный, или аграрный, земледельческий, календарь. Естественно, что это упрощенная схема возникновения праздничных дней.
Праздники и обряды необходимы людям. Они несут им радость и в то же время как бы аккумулируют в себе духовность и образ жизни, подчеркивая единство личного с жизнью всего этноса. Народное творчество (фольклор) играет интегрирующую роль не только в обрядовой среде, но и во всей сфере духовной культуры.
В народной педагогике праздники являются не только мощным средством воспитательного воздействия, но и комплексными формами организации жизни и деятельности подрастающего поколения.
Первоначальной формой духовной культуры человечества, выражающей мироощущение и мировоззрение людей на определенной стадии развития, наиболее ранней формой понимания человеком мира и себя является мифология.
Многие мифологические образы необычайно выразительны, так как основные черты действующих в них героев извлечены, отражены и усилены до символа, до аллегории. Поэтому фольклор, базирующийся на традиционных канонах - одно из действенных средств народной педагогики.
В фольклоре различных этносов просматривается объединяющее начало, объясняемое общностью ценностных ориентаций и представлений человека о себе и об окружающем мире.
Совершенствование человека в народной педагогике представлялось вполне конкретно и определенно: речь шла и об обеспечении формирования конкретных совершенств - в труде, уме, нравственности, прекрасном.
Образцами нравственного совершенства, идеалами нравственности являются сказочные и былинные богатыри, герои преданий, легенд, мифов и песен. В народном творчестве подчеркивается также беспредельность и физического совершенства. Субъективно эти произведения народного творчества служили средствами развлечения и отдыха, памятниками горя и печали, объективно же были средством воспитания, а само воспитание становилось орудием труда, борьбы за совершенство личности.
Положительным героям былин, легенд, мифов, преданий, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа:
- дерево с густой листвой, скрывающее беглецов от врага;
- река и озеро, направляющие погоню по ложному пути;
- птицы, извещающие об опасности;
- рыбы, ищущие и находящие уроненное в реку кольцо и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке;
- орел, поднимающий героя из подземного царства;
- волк, быстро доставляющий героя в нужное место, - не говоря уже о преданном быстроходном коне и др.
Во всем этом наблюдались гармонические взаимоотношения человека и природы. Эти взаимосвязи не могла обойти стороной народная педагогика, которая, в свою очередь, всегда учила бережному отношению к природе, ибо человек создан не только бездумно потреблять природные блага, но и созидать, облагораживать, создавать что-то новое и полезное в этом тандеме с природой.
Многие народные сказания внушают ребенку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, в этих произведениях страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы и труда, объединенных усилий. Оптимизм является той их особенностью, которая нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогиче-
ских средств благодаря положительному эмоциональному фону.
Игра, быть может, самое лучшее воплощение идеи любви и свободы народной педагогики, ибо в игру никто не вовлечен насильно. Без увлечения, интереса и любви игра не ладится, и можно утверждать, что даже глубина народности любой воспитательной системы определяется местом в ней игры.
Игра - это не только развлечение и интересное времяпрепровождение для детей, многие детские игры имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания.
Особенностью детских игровых прелюдий, песен, рассказов, сказок является их взаимосвязь и гармоническое взаимодействие. Многие ролевые игры, игры-символы основаны на сюжетах народных сказок, мифов и становятся как бы действующими сказками и составляют единое целое с праздниками. Таким образом, народная педагогика по-настоящему представляет себя через детскую и молодежную среду, через фольклорные традиции, являющиеся по сути своей мифологическими.
Блестящими проявлениями народной педагогики назвал К. Д. Ушинский сказки. Восторгаясь ими, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы. Сказки соответствуют наивному восприятию ребенка и безыскусной правде народной поэзии» [12].
Сказки - один из основных жанров устного народного творчества. В них продолжают жить мифические герои, окружающая природа и многообразная жизнь человека: его борьба за счастье, верования, обычаи. В этих народных верованиях немало суеверного и темного, но в большинстве сказок отражены лучшие черты человека: трудолюбие, одаренность, верность, безграничная преданность родине.
Известный русский фольклорист, историк, литературовед А. Н. Афанасьев ценил сказку как выражение высокого нравствен-
ного идеала и благородства народа и считал, что сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою. Воплощение в сказках положительных черт и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение [1].
К великолепным средствам воспитательного влияния относила народные сказки и Н. К. Крупская. Их педагогическая ценность еще и в том, что в них преобладает не национальная, а общечеловеческая идея, и не зря сказал Назым Хикмет: «Сказки сплачивают человечество» [15].
В сказках, особенно исторических, ярко отражены межнациональные связи народов, совместная борьба против иноземных врагов, против эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах, описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочные герои, но освободиться самим сил не хватало.
Возможное и невозможное совмещаются или перекрещиваются в сказке, не входя в противоречие друг с другом. Действие происходит в обстоятельствах, для которых вполне достаточно понятий «умный и глупый», «смелый и трусливый», «злой и добрый».
Увлекательность сюжета, забавность сказок делают их весьма эффектным педагогическим средством. А. С. Макаренко, рассматривая вопрос об особенностях стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула -к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема со-
бытий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания [6].
Особенностью сказок является образность, которая облегчает восприятие их детьми, неспособными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, сближающие его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие. Эти черты раскрываются во многих событиях и личных ситуациях. Так, трудолюбие в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения: за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя; за одну же ночь посеять, вырастить, обработать, напрясть лен, наткать, нашить и одеть народ; посеять, вырастить, убрать, обмолотить пшеницу, испечь хлеб и накормить людей. То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость.
Рассмотренные выше средства влияния являлись мощнейшим средством педагогического воздействия. Родители, умело пользуясь данными уроками, формировали дальнейшую базу нравственного воспитания личности.
В результате проведенного анализа мы можем сделать выводы:
1. Невозможно говорить о гармоничном и всестороннем воспитании личности, если в жизни ребенка не присутствует игра. Он дает необходимый толчок и дух здорового соперничества и соревновательности. Игра формирует силу, ловкость и дает физическое здоровье и умственное развитие.
2. Праздники, обряды, традиции и поверья представляют собой связь с прошлым. Именно через них каждый народ чувствует свою уникальность и национальную идентичность и обретает самосознание. Без прошлого нет будущего. Поэтому невозможно представить развитие того или иного народа без своего «историческо-
го прошлого», без своих национальных корней.
Сказка учит и назидает. Она показывает нам положительные и отрицательные примеры, результаты хороших и плохих поступков. Она выполняет мощнейшую созидательную функцию в формировании личности ребенка, а значит, и всего народа в целом.
3. Интегративную функцию выполняет сказка. Она объединяет человечество, несмотря на различия в географическом положении, вероисповедании, социальном развитии и прочих различных признаках.
Литература
1. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов и Дальнего Востока. - Якутск: Якутск. кн. изд-во, 1979.
2. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - С. 557.
3. Коблов Я. Д. О татарских мусульманских праздниках. -Казань, 1907.
4. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти томах. -М.: Педагогика, 1978.
5. Леви Т. С. Конференция по междисциплинарным проблемам психологии телесности // Вопросы психологии. - 2005. - №2.
- С.132-135.
6. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8-ми томах.
- М.: Педагогика, 1986.
7. Насыри К. Книга о воспитании. - Казань: Татар. кн. изд-во,
8. Нигматов З. Г. Традиции семейного воспитания // Нар. образование. - 1986. - №1. - С.82-84.
9. Соболев А. Детские игры и песни. - Владимир, 1915.
10. Сокольников Ю. П. Стратегия развития педагогических исследований // Мир образования - образование в мире. - 2005. -№2. - С.32-49.
11. Уразманова Р. К. Народные обряды и праздники татар: Историко-этнографическое исследование. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984.
12. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. / сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 4.
13. Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. - Казань, Татар. книж. Изд-во, 1989. - С.222.
14. Ханбиков Я. И. История педагогики татарского народа. -Казань: КГПИ, 1975.
15. Хикмет Н. Собака лает - караван идет. Миниатюры. - М.: Наука, 1979. - С.133.
16. Шарафутдинов Д. Р. Традиции, рожденные жизнью. -Казань: Татар. кн. изд-во, 1978.
1992.