Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов как фактор успешной адаптации к вузу'

Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов как фактор успешной адаптации к вузу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якубенко Оксана Витальевна, Жигадло Александр Петрович

В статье рассматривается роль педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов-первокурсников, определены методические приемы, облегчающие их адаптацию к новым условиям обучения; представлен комплекс осуществляемых на уровне факультета вуза мероприятий, способствующих адаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якубенко Оксана Витальевна, Жигадло Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов как фактор успешной адаптации к вузу»

УДК 378.172

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ВУЗУ

О. В. Якубенко, А. П. Жи гадло

Аннотация. В статье рассматривается роль педагогического сопровождения здоровьесбережения студентов-первокурсников, определены методические приемы, облегчающие их адаптацию к новым условиям обучения; представлен комплекс осуществляемых на уровне факультета вуза мероприятий, способствующих адаптации студентов.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, здоровьесбережение, социализация, адаптация.

Введение

Характерной чертой современно го общества является тенденция к глобализации. Этот процесс предполагает интеграцию российской системы образования в общеевропейскую. Масштабные преобразования, включающие сокращение нормативных сроков обучения, переход национальных систем образования на двухуровневые про граммы, раз-ветвленность специализаций, использование дистанционных форм обучения и т.д., обусловливают определенное усугубление трудностей адаптации студентов. Одним из проявлений этого процесса является ухудшение состояния здоровья студентов -первокурсников, совпадающее с началом обучения в вузе. Разрешение данной проблемы требует перестройки методоло гической подходов к организации образовательного процесса в вузе с учетом современных реалий.

Создание государственной системы контроля качества и аттестации образовательных про грамм предпола гает постоянный контроль качества деятельности всех специалистов, участвующих в образовательном процессе, с целью повышения эффективности образования. Одним из инструментов, позволяющих повысить качество обучения и сохранить здоровье обучающихся, является широкое внедрение здоровьесбере гающих образовательных техноло гий. Н. К. Смирнов считает, что «здоровьесбере гающие образовательные

техноло гии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесбере гающей педа-го гики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века...» [1]. Здоровьесбере гающие техноло гии - это совокупность приемов, форм, методов организации обучения студентов без ущерба для их здоровья. Главным критерием их эффективности явля-

ется положительное воздействие на здоровье обучающихся и педа го гов.

Разработка и внедрение здоровьесберегающих техноло гий в образовательный процесс возможны только при осуществлении комплексно го педа го гическо го сопровождения процесса адаптации обучающихся. В связи с этим В. Я. Семке выдвинул положение о необходимости выделения превентивного методоло гическо го подхода [2]. В рамках данно го подхода ставится задача комплексно го рассмотрения проблемы укрепления и сохранения здоровья (индивидуально го и общественно го) через систему корригирования пато генных и упрочения саногенных механизмов внешней и внутренней среды, имеющую конечной целью формирование ценностей здоровьесбережения студентов. Основным принципом превентивного подхода является предупреждение заболевания на начальном этапе, препятствуя развернутым формам различных заболеваний. При этом необходимым выступает формирование надежной стрессо-устойчивости индивида.

Основная часть

В течение трех лет - с 2009 по 2012 учебный год нами было проведено исследование, целью которо го стало изучение успешности адаптации первокурсников к новым условиям обучения. Обследовано было 328 студентов-первокурсников Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и Омской государственной медицинской академии (146 девушек и 182 юноши в возрасте 16-21 года). В ходе исследования с учетом системного подхода использовался комплекс диа гностических методов и методик, включающий педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика «Самочувствие - активность - настроение» для комплексной оценки

преобладающе го настроения человека); методика оценки здоровья людей по тесту оценки социальной адаптированности и ве гетатив-ной устойчивости.

Для типоло гической оценки и выявления глубины психодезадаптационных расстройств использовались критерии, предложенные В. Я. Семке [3]. Учитывались эффективность учебной деятельности, так как одним из потенциальных проявлений дезадаптации является низкая учебная активность и слабая успеваемость; психологические критерии - высокий уровень тревожности и страхов, признаки психоэмоционального напряжения; соци-ально-психоло гические критерии - нарушения норм поведения в вузе, неуспешность социальных контактов в виде дерзости с преподавателями, грубости и драк со сверстниками; факторы риска биоло гической предрасположенности включали индивидуально-психоло гические особенности, обусловленные конституционально-биоло гическими, экзо генно-органическими, соматическими и социаль-но-психоло гическими факторами и/или их сочетаниями.

Основную группу студентов, чьи дезадап-тационные проявления нами наблюдались, составили 126 человек (47 девушек и 79 юношей) - 38,4 % от обще го числа обследованных, у которых были выявлены различные дезадаптационные расстройства. Контрольную группу составили 202 студента-первокурсника (99 девушек и 103 юноши) -61,6 %, у которых не были обнаружены трудности адаптации в период наблюдения. Выявленные в ходе исследования проявления дезадаптации имели преходящий характер и сохранялись от трех недель до нескольких месяцев. При этом тяжесть симптоматики нарастала к середине учебно го года, с максимальной выраженностью во время первой сессии.

Следующим этапом исследования было про граммно-целевое планирование - разработка пятиступенчатой модели работы соци-ально-психоло гической службы вуза. Разработанная нами модель предполагает проведение ранней диагностики, коррекции в условиях вуза и профилактику нарушений здоровья у студентов. На первом этапе проводится оценка факторов риска, связанных с образовательным процессом. На втором - изучаются особенности развития обследуемо го в детском и подростковом возрасте. Третьим этапом является исследование психологических особенностей личности студента. Четвертый этап обеспечивает оценку степени адаптации

первокурсника к условиям обучения в вузе. Выявляется наличие взаимосвязи психологических особенностей студентов с полом, возрастом и типом телосложения, а также влияние личностных черт первокурсников на успешность их социальной адаптации и ве гета-тивной устойчивости. Пятым этапом работы является разделение всех обследованных на несколько групп, для которых необходимо проводить педа го гическое сопровождение и разработать общие здоровьесбере гающие мероприятия. Данная модель позволит получить данные, которые определят риск развития отклонений состояния здоровья обучающе гося.

К первой группе отнесены практически здоровые студенты. Их необходимо продолжать наблюдать в динамике, учитывая значительный объем и сложность учебной на грузки. Вторую группу составляют студенты с функциональными нарушениями. Для студентов этой группы рекомендована коррекция семейно-социальных и межличностных отношений, обучение навыкам аутогенной тренировки, соблюдение режима дня, пропорционально го распределения умственного и физического труда, адекватный дви гательный режим, правильное питание. Третья группа - студенты с последствиями перенесенных в детском и подростковом возрасте травм головно го мозга. При обучении рекомендуется режим, исключающий учебные моменты, требующие особо го интеллектуально го, эмоционально го и физического перенапряжения. В четвертую группу включены студенты с хроническими заболеваниями, пограничными нервнопсихическими расстройствами. Они нуждаются в оптимизации условий обучения, формировании навыков здорового образа жизни, укреплении межличностных и семейносоциальных контактов, лечении и специфической профилактике хронических заболеваний.

Для профилактики нарушений процесса адаптации необходимо применять систему здоровьесбере гающих техноло гий, включающую медико-ги гиенические, физкультурнооздоровительные, экологические здоровьесбере гающие техноло гии, техноло гии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные техноло гии. Последние мо гут быть подразделены на защитно-профилактические (направленные на защиту человека от небла гоприятных факторов), компенсаторно-нейтрализующие (предпола гающие нейтрализацию не гативных воздействий окружающей среды), стимулирующие (позволяющие активизировать собст-

венные силы организма, использовать е го ресурсы для выхода из по граничных между здоровьем и болезнью состояний), информационно-обучающие (обеспечивающие достаточный уровень грамотности для эффективной заботы о своем здоровье) техноло гии.

Заключени е

Реализация предложенных нами элементов педа го гическо го сопровождения здоровь-есбережения студентов на этапе их адаптации к условиям высше го профессионально го образования позволит осуществлять профилактику не только нарушений соматическо го, но и психоло гическо го здоровья. Последние мо гут проявляться в виде расстройств поведения, к которым относят психическую неустойчивость (беспричинные пропуски занятий, уходы из дома и другие поведенческие проблемы), делинквентность (нарушения социальных норм, не достигающие статей УК), а г-рессивное поведение (грубость по отношению к преподавателям, хамство к учебно-вспомо гательному персоналу) В связи с этим педа го гическое сопровождение здоровьесбе-режения учащихся вузов являются необходимой составляющей личностно ориентированно го обучения [4].

Б и бли ографи чески й спи сок

1. Смирнов Н. К. Здоровьесбере гающие образовательные техноло гии. - М.: АрКтИ, 2003. - 272 с.

2. Семке В. Я. Улучшение качества жизни как слагаемое общественного здоровья // Сибирский вестник психиатрии и нарколо гии. - 2000. - № 1. -С. 4-8.

3. Семке В. Я. Основы персоноло гии. - М.: Академический проект, 2001. -476 с.

4. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения. - М.: ВЛАДОС-ПРЕССС, 2005. - 383 с.

PEDAGOGICAL SUPPORT HEALTH OF SAVINGS OF STUDENTS AS THE FACTOR OF SUCCESSFUL ADAPTATION TO HIGH SCHOOL

О. V. Jakubenko, A. P. Zhigadlo

The work purpose is studying of a role of pedagogical support health of savings students-first-year students, definition of the methodical receptions facilitating socialisation of pupils and adaptation to new conditions of training; working out and introduction of a complex of the rehabilitation actions which are carried out at level of faculty of high school promoting readaptation of students.

Якубенко Оксана Витальевна - к.м.н., доцент кафедры инженерной педагогики СибАДИ. Основное направление научной деятельности: комплексное медико - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Общее количество опубликованных работ: 87 .Электронная почта: jakubenko_ov @mail.ru

Жигадло Александр Петрович - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой инженерной педагогики СибАДИ. Основное направление научных исследований: управление воспитательной системой технического вуза. Общее количество опубликованных работ: 63 научных публикаций. Электронная почта:1Ыдаб1о_ар@5<ЬаФи.огд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.