УДК 376.5
Панова Оксана Брониславовна
кандидат педагогических наук, доцент Вологодский институт права и экономики ФСИН России
xenia-vipe. @ mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАННИКА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
В статье обоснована сущность педагогического сопровождения становления правовой позиции несовершеннолетних осужденных. Представлен подход, в соответствии с которым методы правового воспитания личности должны соответствовать уровню ее правовой социализации.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, правовая позиция, правовое воспитание, правовая социализация, интеллектуальные способности.
Исследование проблемы отношения несовершеннолетних осужденных к пра-. вовым нормам, проводимое нами с 2000 года по настоящее время в восьми воспитательных колониях (Алексинской ВК, Архангельской ВК, Атлянской ВК, Брянской ВК, Вологодской ВК, Каннской ВК, др.) не выявило откровенно негативных тенденций: подавляющее число опрошенных воспитанников исправительных учреждений убеждены, что правовые институты необходимы и «без них были бы хаос и неразбериха». Вместе с тем, высокий уровень рецидивной преступности среди данной категории молодежи указывает на определенную умозрительность вывода об их лояльности к законам.
Что же является основным препятствием между принятием многими воспитанниками пенитенциарных учреждений юридических норм как неизбежных реалий и нежеланием следовать им в повседневной жизни? На наш взгляд, ответ на этот вопрос заключен в недостаточной соотнесенности и разграничении значимых правовых параметров личности в целеполагании воспитательного процесса в исправительных учреждениях. Направленный преимущественно на достижение правопослушания, он не предусматривает в должном объеме согласованности этой цели с остальными характеристиками, подлежащими, по нашему мнению, интегрированию в рамках единого личностного образования. Потребность в оптимизации функционирования юридически значимых личностных параметров как элементов единого целого актуализирует использование педагогических подходов, ориентирующих на приоритетность развития индивидуальности человека с опорой на его понимание собственной сущности, целей и смысла жизни, на решение
проблемы становления личностной позиции в разных сферах жизненного пространства. При таком подходе целью правового воспитания несовершеннолетних осужденных является формирование правовой позиции личности. Использование достижений науки в области формирования правовых качеств личности в контексте реальной личности несовершеннолетнего осужденного позволяет нам охарактеризовать правовую позицию воспитанника исправительного учреждения как устойчивую систему ценностных отношений к правовым явлениям, определяющую стратегию юридически значимого поведения в соответствии с уровнем правовой социальности.
Данное понимание ориентирует на рассмотрение правовой позиции как интегративного личностного образования, нацеленного на успешное функционирование и развитие в динамично меняющемся правовом пространстве на основе ценностных ориентаций, субъективного восприятия смысла права, юридических знаний, оценочных отношений к правовой действительности. Правовая позиция личности, основываясь на гармонизации своего поведения с личными и общественными интересами, выраженными юридическими нормами, ориентирует человека на выход за пределы простого подчинения требованиям закона, она предусматривает выбор варианта решения жизненной проблемы с правовым контекстом.
Определить свою личностную позицию в любой, даже самой обычной ситуации, порой бывает проблематично. Тем более, эта задача усложняется, когда речь идет о самоопределении в сфере правовых отношений. Воспитанники исправительных учреждений нередко оказываются в обстоятельствах поиска путей решения жизнен-
© Панова О.Б., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
47
но важных проблем. Имея ограниченный социальный опыт, они нуждаются в поддержке, своеобразном сопровождении со стороны более компетентных людей.
Разработке рассматриваемой проблемы посвящены научные труды Е.А. Александровой, Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, О.С. Газмана, Ж.А. Захаровой, Ф.И. Кевли, Н.Н. Михайловой, С.Д. Полякова, М.И. Рожкова, др., в которых сопровождение рассматривается как системная технология оказания помощи человеку, а предметом является процесс совместного определения перспектив, целей поддерживаемого, поиска возможностей и путей преодоления проблем [2; 3; 5]. Исходя из достижений отечественной науки, педагогическое сопровождение несовершеннолетнего осужденного в контексте становления правовой позиции может быть представлено как процесс, показателем динамики которого является возникновение у воспитанника способности к самопомощи в юридически значимых ситуациях.
Педагогическое сопровождение выступает как вспомогательный процесс по отношению к процессу развития личности несовершеннолетнего; его основное предназначение состоит в «запуске» и поддержании функционирования механизмов становления правовой позиции воспитанника исправительного учреждения. В качестве таких механизмов рассматриваются: постижение правовой реальности, эмоциональное реагирование на юридически значимые факты и явления, правовая рефлексия, самопрезентация в юридически значимых обстоятельствах, преодоление кризиса правовой позиции.
Не вызывает сомнения, что постижение ребенком правовой реальности как процесс накопления социально-правового опыта возможно лишь при соответствующей поддержке педагога. Именно он призван помочь воспитаннику в постепенном накапливании знаний о том, как соотносить жизненные явления и события с категориями «необходимое», «справедливое», «должное» через уяснение сущности юридических прав и обязанностей, понимание смысла правовой информированности. Имея четкое представление об особенностях мотивации подростков и специфике интеллектуальных способностей несовершеннолетних осужденных, педагог обладает достаточным потенциалом для соотнесения предлагаемого для усвоения детьми информационного
материала с уровнем их умственных возможностей и познавательных интересов.
Существенной для становления правовой позиции является реакция воспитанника исправительного учреждения на юридически значимые поступки, отражающая эмоциональные переживания по поводу ситуаций с правовым контекстом, проявляющаяся в форме чувств и эмоциональных состояний. Это могут быть чувство вины, стыда, отчаяния, гнева, раскаяния, удовлетворения от позитивного отношения к себе со стороны окружающих, чувство собственного достоинства, радости, сочувствии, сострадании и т.п. Стимулирование эмоциональной ответчивости заключается в помощи воспитаннику при выборе смысложизненных правовых ориентиров посредством включения его в решение задач, предусматривающих представление оценочных суждений. В этой связи актуализируется обращение к таким формам воспитательной работы, как читательская (зрительская) конференция, дискуссия, диспут и др.
Содержание правовой рефлексии составляет соотнесение образа права с ценностно-смысловым ядром «Я-концепции» воспитанника. С целью выявления склонности к рефлексии несовершеннолетних осужденных нами была использована методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова. В соответствии с процедурой ее проведения, испытуемым, было предложено дать ответы на двадцать семь утверждений опросника, среди которых были следующие: «Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется с кем-нибудь обсудить», «Совершив какой-нибудь промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем», «Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами неудач», «У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения от меня ожидают окружающие», «Редко бывает так, что я жалею о сказанном» и др.
В результате обработки данных нами были получены следующие результаты: высокий уровень рефлексивности из ста двадцати воспитанников Вологодской воспитательной колонии, продемонстрировали 9% воспитанников исправительного учреждения, средний - 40,5%, низкий -50,5%. В целом, удельный вес воспитанников, обладающих высоким и средним уровнями, составил 49,5%. Таким образом, одной из особен-
ностей, которую следует учитывать в работе с несовершеннолетними осужденными, является существенное доминирование численности обладателей низкого уровня рефлексивности.
В процессе педагогического сопровождения рефлексивной деятельности воспитанников сотрудник исправительного учреждения призван «разбудить» в своих подопечных чутье на правильное и неправильное поведение, прикоснуться к сокровенному тайнику души ребенка, с тем, чтобы тот выразил одобрение или осуждение своих поступков. Средством активизации рефлексивной деятельности выступает мотивационная зараженность, базирующаяся на смыслосодержащем информационном материале, открытости его представления, благоприятной психологической атмосфере, доверии и искренности. Такое понимание проблемы не является для нас сугубо умозрительным; оно пришло в процессе педагогического взаимодействия с воспитанниками Вологодской ВК в ходе реализации программы правовой социализации несовершеннолетних осужденных «Человек в правовом поле» [4].
С целью стимулирования активности детей нами использовались рефлексивные задачи, содержащие юридически значимые ситуации. Практика показала, что особый интерес представляют те из них, которые не прямо, а опосредованно обращены к сознанию воспитанника при побуждении его к осмыслению правильности своего собственного выбора. Опосредованность проявляется в том, что несовершеннолетнему предлагается спроектировать модель своего юридически значимого поступка на фоне обстоятельств, касающихся другого, сходного с ним, человека. Сходство может проявляться в возрасте, среде общения, субкультуре, др.
Эмоциональное реагирование и тесно связанная с ним правовая рефлексия в момент трансформации в пространство бытия призваны реализоваться в правовой самопрезентации воспитанника, которая как особый феномен, при взаимодействии человека с правовой реальностью представляет собой сущность индивидуальности, выраженную в стремлении человека к достижению своей подлинности посредством соизмерения своих действий, переживаний, мыслей с социально-правовыми нормами. Формой правовой самопрезентации выступает правовой поступок, в котором происходит событие, отражающее целостность индивидуальности человека, соответ-
ствие социально-правовым основаниям, базирование на правовой рефлексии.
Правовая самопрезентация отражает выбор средств совершения правовых поступков, деятельностное выражение правовой позиции; выстраивание правовой жизнедеятельности, определение границ реализации правовой позиции, чувство удовлетворения от совершения правовых поступков. Показателем ее результативности становится совершение правовых поступков, получение «обратной связи» в виде одобрения и поддержки, самопроекты для последующих юридически значимых ситуаций.
Постигая правовую реальность, воспитанник наряду с приобретением социально значимой юридической информацией получает массу поводов для правового нигилизма. Ведь существует множество «истин», которые провозглашаются одними, и с той же целеустремленностью отбрасываются и вытесняются другими, поэтому вновь и вновь перед несовершеннолетним возникает проблема, как «выявить в этом столкновении истин то, что есть не старое или новое, а пребывающее» [1]. Он испытывает дезориентацию в правовом пространстве, недостаток способности соответствовать требованиям и условиям окружающей правовой реальности, отсутствие защищенности в правовом пространстве.
Опыт, полученный при переживании и преодолении кризиса, оказывает существенное влияние на развитие правовой позиции воспитанника исправительного учреждения и ее переход на более высокий уровень, поскольку ставит несовершеннолетнего перед необходимостью решать новые задачи, связанные с самоопределением в правовом поле, в ходе решения которых происходит обогащение индивидуального социальноправового опыта несовершеннолетнего. Таким образом, преодоление кризиса правовой позиции происходит на фоне актуализации потребности в определении (выборе) стратегии поведения во вновь возникших жизненных обстоятельствах с юридическим контекстом.
На этапе преодоления кризиса познавательного плана информативная среда исправительного учреждения должна быть максимально адаптирована к интеллектуальным способностям воспитанника, что обусловливает использование персонифицированного образовательного маршрута, ориентированного на индивидуальный смысловой контекст. В процессе его освоения
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
49
у несовершеннолетнего актуализируется ощущение сопричастности к правовой реальности как проявление активного постижения правового поля и своего места в нем. Он стремится к осознанию категорий «быть» и «уметь» как феноменов практической ориентации в правовом пространстве.
Показателями поступательного продвижения правовой позиции выступает осознание значимости самообразования как внутреннего механизма взаимодействия с правовой действительностью, выработка индивидуальных познавательных стратегий; формирование стратегий мыслительной деятельности, позволяющих решать доступными способами разнообразные по характеру и содержанию проблемы с правовым контекстом, умение видеть отдаленные последствия принимаемых юридически значимых решений.
В ходе преодоления кризиса правовой позиции актуализируется значимость целенаправленного формирования у воспитанников рефлексивных способностей, обеспечение их поступательного изменения от эмоционального к рациональному уровню. В целом же развитие правовой рефлексивности идет по направлению упрочения представлений о самоценности воспитанника как субъекта правовых отношений.
В нашем исследовании процесс становления правовой позиции определяется рамками обусловленности жизненных ситуаций воспитанника исправительного учреждения юридическим контекстом и может быть представлен как смена функционирования определенных компонентов, завершающегося кризисом, преодоление которого обеспечивает достижение более высокого уровня правовой позиции. Направленность становления юридически значимой позиции может быть различной (как позитивной, так и негативной), что делает значимым обеспечение специ-
ального педагогического сопровождения. Продвижение правовой позиции воспитанника к более высокому уровню связывается с актуализацией новой, более сложной, ситуации, требующей ориентации в правовом пространстве, усложнением содержания социально-правовых ролей и увеличением их количества, вытеснением эмоциональных переживаний рациональным подходом, переходом от ситуативной - к правомерной поведенческой стратегии, а от нее - к правовой активности. Представленная модель становления правовой позиции воспитанника указывает на особую роль педагогической составляющей в его содержании. В первую очередь, она состоит в выявлении степени понимания юридической информации несовершеннолетними осужденными и учете интеллектуальных особенностей детей в процессе постижения правовой реальности, в исследовании способностей к рефлексии и их развитии, формировании мотивации к совершению правовых поступков.
Библиографический список
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - С. 46.
2. ЗахароваЖ.А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. - Кострома: Авантитул, 2009. - 265 с.
3. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. - Вологда: Легия, 2009. - 225 с.
4. Панова О.Б. Человек в правовом поле: методика правового воспитания несовершеннолетних осужденных. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. - 322 с.
5. Рожков М.И. Концепция экзистенциональ-ной педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru.