Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение развития толерантного сознания студента'

Педагогическое сопровождение развития толерантного сознания студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИЗНАКИ / ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна

В статье раскрываются основные аспекты педагогического сопровождения развития толерантного сознания молодежи. Анализируются основные сферы, определяющие специфические признаки педагогического сопровождения, и факторы педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение развития толерантного сознания студента»

6

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТА

© гою Абдуразакова Д.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются основные аспекты педагогического сопровождения развития толерантного сознания молодежи. Анализируются основные сферы, определяющие специфические признаки педагогического сопровождения, и факторы педагогического сопровождения.

The author of the article describes the main aspects of pedagogical support for the development of young people’s tolerance of. She analyzes the main spheres which determine the specific characteristics of the pedagogical support and the pedagogical support factors.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сознание, признаки, виды педагогического сопровождения.

Keywords: pedagogical support, psycho-pedagogical consciousness, signs, types of the pedagogical support.

В принятой Правительством РФ Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве важнейшей цели определяется создание адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

По мнению И. В. Протасовой, педагогическое сопровождение следует определить как «принятие, снабжение, предоставление, ограждение, охранение (чего-либо), а также совокупность средств, методов и мероприятий, направленных на что-либо» [5].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что

термин «педагогическое сопровождение» пока не получил достаточно точного и адекватного определения в современной педагогической науке, но ее смысл не может быть сведен только к процессу обучения, реализации образовательных задач учителем, преподавателем колледжа, вуза или руководителем любого из подразделений учреждения дополнительного образования.

Учитывая многообразие подходов к педагогическому руководству в системе образования, необходимо определить, каким образом сопрягаются понятия «педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическое

Психолого-педагогические науки • • •

сопровождение». Следует отметить, что в плане широкого концептуального подхода термин «педагогическое сопровождение» является более емким, включающим в себя и психологическую составляющую, так как невозможно представить себе высокопрофессионального педагога без психологической подготовки. В этом случае термин «психолого-

педагогическое сопровождение» может означать профессиональную деятельность педагога, обладающего подготовкой в области психологии по сопровождению активности детей и подростков, компетенция которого распространяется также на область практической психологии.

Многолетнее наблюдение за работой учителей общеобразовательных школ, воспитателей детских садов, преподавателей колледжей и вузов, а также руководителей кружков, студий и других коллективов позволяет вычленить как общие, так и специфические признаки «педагогического сопровождения», которое определяется как высокопрофессиональная педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование и всестороннюю поддержку личности ученика. При этом признаками педагогического сопровождения выступают:

- непрерывность, характеризующая постоянность педагогического внимания, направленного на учащихся, а также последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и учеников, дающее позитивный результат;

- целостность, предполагающая распространение деятельности педагога, служащей действенным и зримым примером, на все сферы жизнедеятельности учащихся, выявление, сбор воедино и укрепление лучших качеств;

- гуманистическая направленность,

предполагающая личностно-

ориентированный характер внимания педагога к жизнедеятельности учени-

7

ков на всех этапах, реализуемая с позиций индивидуального подхода.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы указывает, что есть две сферы, определяющие специфические признаки педагогического сопровождения в условиях деятельности образовательных и культурных учреждений:

- возрастные особенности личности, предполагающие особый педагогический подход по отношению к возрастной группе, формированию отношения к обществу, личностных ориентаций и установок [4];

- сфера творческой реализации мировоззренческих установок, распространяемая в первую очередь на организацию определенных условий, при которых вырабатывается способность естественного, радостного существования деятельности, развитие психофизического аппарата, той необходимой «разминки» всех чувств, которая обеспечит развитие способностей к вниманию, сравнению, анализу и возможность осознанного применения своих способностей.

Содержание педагогического сопровождения складывается в соответствии с непосредственной и опосредованной группами целей, которые ориентированы на создание условий для формирования культурного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность учащихся, их способности к позитивной социализации. При этом опосредованная группа целей предполагает формирование, поддержание, стимулирование культуры личности в целом, а также важной ее составляющей - толерантного сознания, что предполагает ориентированность на длительную целенаправленную педагогическую работу.

Отметим, что организацию педагогического сопровождения мы рассматриваем как совокупность ряда внешних (финансовые, личностные, материальные, социальные и т.д.); внутренних (личностная ориентиро-

8

Известия ДГПУ, №1, 2010

ванность, гуманистическая направленность, эвристичность и т.д. образовательной среды) и носящих признаки внешних и внутренних (культуроформирующая среда; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность ребенка; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления и т.д.) факторов.

В рамках данного исследования целесообразно обратиться к той части педагогического сопровождения, которая сосредоточивает свои усилия на защите прав личности обучающегося, обеспечении его психологической и физической безопасности, педагогической поддержки и содействия ребенку в проблемных ситуациях. При этом педагогическое сопровождение проявляется в целом ряде видов, каждый из которых несет в себе как развивающие, так и образовательные, творческие и профессиональные (или предпрофессиональные) потенции.

В зависимости от возрастной группы, а также от той или иной сферы творческой реализации мировоззренческих установок, каждый из видов педагогического сопровождения отличается собственными признаками, неповторимым сочетанием потенциальных возможностей. Педагогическое сопровождение на этапе дошкольного детства в наибольшей степени обращается к развивающим педагогическим методикам и технологиям, охватывающим физическую, психическую, коммуникативную, интеллектуальную и другие сферы, в то время как предпрофессиональное и профессиональное направления пока в силу возрастных особенностей данной группы не проявляются в своем обычном виде.

В редких случаях ранней профессиональной ориентации - профессиональные музыкальные, художественные, танцевальные и спортивные школы - уже в возрасте четырехпяти лет начинается достаточно на-

пряженная профессиональная подготовка, но этот случай является скорее исключением, чем правилом, и действует только в сфере профессионального образования.

В работе со школьниками среди других направлений важную роль на всех этапах будет играть образовательное направление, так как именно образование является базовой целью и результатом школьной жизни ребенка. Вместе с тем на данном этапе развития большое значение имеет также область дополнительного образования, создающая свои специфические условия для проявления возможностей педагогического сопровождения.

Область дополнительного образования предоставляет специфические возможности для развития студента, в частности, художественнотворческое направление, которое существенно расширяет спектр возможностей воздействия искусства на подрастающее поколение, способствуя введению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. При этом закономерности, действующие в среде студенческих сообществ, в пространстве вузовского образования складываются как на основе предыдущего развития студентов, так и на основе специфических особенностей самой среды высшего учебного заведения.

Наряду с основными формами и содержанием учебных дисциплин, значительную роль здесь играют культурные, спортивные и другие досуговые мероприятия, в процессе проведения которых создается особая среда, отличающая данное учебное заведение, где студенту предоставляется возможность проявить свои способности в неформальной творческой обстановке.

Таким образом, на основе системного анализа многочисленных проявлений педагогического сопровождения мы можем выделить те его виды, которые могут способствовать

Психолого-педагогические науки

9

• • •

формированию толерантного сознания учащихся (таб.).

Таблица

Виды педагогического сопровождения по формированию толерантного сознания

Дошколь- но- разви- вающий Включает в себя передовые методики и педагогические технологии, способствующие гармоничному всестороннему развитию ребенка, «разминке» всех его чувств и способности к открытому, доброжелательному общению

Школьно- образова- тельный Группируется вокруг образовательных методике опорой на взаимодействие и взаимопроникновение различных учебных дисциплин, ведущую роль непреходящих гуманистических ценностей, нашедших свое отражение в достижениях науки

Студийно- творческий Предоставляет возможность творческого развития, взаимодействия в полинациональном коллективе в процессе создания художественнотворческого продукта

Профессионал ь-но- вузовский Активизирует и конкретизирует процесс социализации личности в условиях многонационального региона, включая все направления образовательной и культурно-творческой работы студента

Для непрерывного педагогического сопровождения, способствующего становлению и развитию толерантного сознания студента в полиэтнической среде образовательного учреждения, необходимо создание соответствующих условий, одним из условий которых выступает обеспечение высококвалифицированными педагогическими кадрами. При этом подготовка специалиста, способного к организации педагогического сопровождения, является одной из задач педагогического вуза, представляющей особое значение для данного исследования.

Для решения задач педагогического сопровождения, процесса развития толерантного сознания студентов необходимо, помимо общепедагогических, психологических, культурологических и творческих знаний, умений, навыков, сформировать способность к целенаправленному формированию социально мобильной и

ответственной личности, социальных навыков и коммуникативных учений, что следует рассматривать как признак наличия толерантного сознания.

Кроме того, важна готовность к оказанию медико-психолого-

педагогичес-кой помощи в зависимости от испытываемых сложностей, а также к осуществлению квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей личности.

Важнейшим качеством педагога, содействующим осуществлению педагогического сопровождения процесса развития толерантности, выступает способность к созданию культурной толерантной среды, которая не ограничена только вузовским образовательным пространством, а должна распространяться и на дополнительное образование, досуг и семейное воспитание. В последнее время наблюдается снижение возможностей образования, семьи в реализации функции психологической поддержки личности; формирования у нее толерантности, способности к осознанному выбору, в частности телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий, сопротивлению негативным влияниям социума и т.д.

Важное значение приобретает учет образовательных запросов различных категорий: одаренные, принадлежащие к группе риска (неполные и проблемные семьи, инвалиды и дети с ограниченными возможностями), что актуализирует проблему широкого использования в системе педагогического сопровождения программ развития социальных навыков, готовности к личностному самоопределению и саморазвитию.

В этой связи необходимо широко использовать в педагогическом процессе такие методы работы с ценностно-смысловыми ориентациями студентов как:

- тренинги личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности и т.д.;

10

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

- способы развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.

Важным направлением педагогической поддержки выступает создание и поддержка молодежных объединений, где целесообразно использовать методы работы в малых группах и коллективах, формирования лидерских свойств и качеств и т.д.

Важнейшим качеством педагога дополнительного образования, учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение учащихся, является его профессиональная способность создавать культурнообразовательную среду на принципах толерантности. Данная среда не может быть ограничена только школьным пространством, а должна распространяться и на область дополнительного образования, досуга и семейного воспитания.

Примечания

1. Белбин Р. М. Роли в команде и самооценка предпочитаемых вами ролей // Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации. Жуковский : МЦДО ЛИНК, 1997. 2. Кабкова Е. П. Художественное обобщение на уроках искусства в школе. М. : ИХО РАО, 2004. С. 143-146. 3. Леванова Е. А. Игра в тренинге. СПб. : Питер, 2006. 4. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре / под ред. В. С. Собкина. М. : Центр социологии образования РАО, 2003. С. 12-37. 5. Протасова И.

B. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях гимназии. Кострома, 2001. 6. Ушаков К., Дерзкова Н. Эффективность предполагает адекватность // Директор школы. 1995. № 2. 7. Харьков Ю. А., Филатов А. И. Направления психологопедагогического сопровождения в условиях модернизации образования // Методические рекомендации для специалистов службы практической психологии в системе образования / ред.-сост.

C. Г. Косарецкий. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/47835.

Статья поступила в редакцию 18.02.2010 г.

УАК 33(07)

СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В ШКОЛАХ ДАГЕСТАНА

© гою Длижанова Х.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется проблема профильной экономической подготовки, важной составляющей которой выступает формирование умений по исследованию рынка и анализу информации, через организацию маркетинговых исследований сегментов рынка товаров и услуг, подготовку рекомендаций для производителей и потребителей по результатам обобщения информации о состоянии рынка и т.д.

The author of the article analyzes the problem of the specialized economic training, the important part of which is the development of the skills in the marketing research and the information analysis, by means of organization of the marketing research of segments of goods and services market, working out the recommendations for producers and consumers, according the results of the information generalization on the business state, etc.

Ключевые слова: педагогическая система, системный поход, системный анализ, экономическое образование, профильная подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.