осанки и экспресс анализа мочи студентов-кикбоксеров на этапе предсоревновательной подготовки мезоцикла / Ю.Н. Романов // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: образование, здравоохранение, физическая культура. - 2011. - № 39. - С. 47-50.
7. Varsity athletes have lower 2D : 4D ratios than other university students / N.A. Giffin, R.M. Kennedy, M.E. Jones, C.A. Barber // J. Sports Sci. - 2012. - № 30 (2). - Р. 135-138.
8. Moffit, D.M. The association between athleticism, prenatal testosterone, and finger length / C.B. Moffit, C.B. Swanik // J. Strength Cond. - 2011. - № 25 (4). - Р. 1085-1088.
REFERENCES
1. Baranov, A.A., Kuchma, А.А., & Skoblina, N.A. (2008), Physical development of the Millennium, publishing house “Scientific Center for Children's Health”, Moscow.
2. Gudkov, AB & Shishelova, A.B. (2011), Morphological and functional features of the heart and great vessels in preschool children: monograph, Arkhangelsk.
3. Jordan, F.A. (2011), Monitoring the functional training of young athletes reserve in Sports (steps in-depth training and sports perfection): monograph, publishing house “Soviet Sport”, Moscow.
4. Kvashuk, P.V., Grachev, N.P. & Maslova, I.N. (2011), “Improving the management of the development of youth sport in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 64-68.
5. Mavliyev, F.A., Zotov, F.R. & Samsykin, A.S. (2012), “Features cardiohemodynam-ics young hockey players 10-11 years”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, рр. 81-86.
6. Romanov, Y.N. (2011), “Interrelations of cardiohaemodynamic and morphological indicators at hockey players of 11-12 years were studied”, Herald of the South Ural state University. Series: education, health care, physical culture, No. 39, pp. 47-50.
7. Giffin, N.A. Kennedy R.M., Jones M.E. and Barber C.A. (2012), “Varsity athletes have lower 2D : 4D ratios than other university students”, J. Sports Sci., No. 30 (2), pp. 135138.
8. Moffit, D.M. and Swanik C.B. The association between athleticism, prenatal testosterone, and finger length / C.B. Moffit, C.B. Swanik // J. Strength Cond., No. 25 (4), pp. 10851088.
Контактная информация: fanisaz@gmail.com
Статья поступила в редакцию 31.08.2013.
УДК 796.8-371.8
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРИКЛАДНЫМИ ВИДАМИ ЕДИНОБОРСТВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Александр Геннадьевич Мотепоненко, соискатель,
Уральский государственный университет физической культуры,
(ФГБОУВПО УралГУФК), г. Екатеринбург
Аннотация
На современном этапе развития общества актуализируется проблема воспитания патриотизма в условиях учреждений дополнительного образования. Анализ содержания работ по патриотическому воспитанию в условиях учреждений дополнительного образования показал, что в настоящее время не уделяется должного внимания данному направлению воспитания, а мероприятия по
патриотическому воспитанию не носят устойчивого характера. В статье выявлена направленность педагогического содействия воспитания патриотизма спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях учреждений дополнительного образования. Содействие должно быть направлено на социально значимые компоненты личности, которые являются лабильными и характерными для занимающихся прикладными видами единоборств.
Ключевые слова: педагогическое содействие, воспитание, патриотизм, спортсмены, прикладные единоборства, учреждение дополнительного образования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p109-115
PEDAGOGICAL CONTRIBUTION TO THE PATRIOTIC UPBRINGING OF THE ATHLETES, INVOLVED IN THE APPLIED MARTIAL ARTS AND STUDYING AT THE ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Alexander Gennadevich Moteponenko, the competitor,
Ural State University of Physical Culture, Yekaterinburg
Annotation
At the present stage of development of society, the problem of education of patriotism in the conditions of establishments of additional education is actualized. The analysis of the content of works on patriotic education in the conditions of the additional education institutions has shown that now the due attention to this direction of education is not paid, and the measures on patriotic education have no steady character. The article revealed the orientation of pedagogical assistance in education of the patriotism of the athletes who are engaged in applied types of single combats in the conditions of the additional education institutions. The assistance has to be directed on socially significant components of the personality, which are labile and characteristic for the engaged in the applied single combats.
Keywords: pedagogical assistance, education, patriotism, athletes, applied arts, institutions of the additional education.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества актуализируется проблема воспитания патриотизма в условиях учреждений дополнительного образования. Анализ содержания работ по патриотическому воспитанию в условиях учреждений дополнительного образования показал, что в настоящее время не уделяется должного внимания данному направлению воспитания, а мероприятия по патриотическому воспитанию не носят устойчивого характера. Как отмечается в ряде работ [3, 5, 9] над многими духовными ценностями общества нависла угроза их утраты. Это относится и чувству патриотизма, который является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности. Очевидно, это связано с тем, что созданная союзным государством система воспитания была нарушена, а новая, соответствующая новым экономическим условиям, не создана. В тоже время патриотизм имеет большое значение в социальном, нравственном развитии личности человека. Патриотизм - это одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень её развития и проявляющееся в активной деятельной самореализации на благо Отечества [2, 3, 5, 10]. Одной из важной цели занятий прикладными видами единоборств учащейся молодежи является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование верности Отечеству, готовности к самоотверженному служению обществу, к выполнению обязанностей по защите Отечества, увековечение памяти погибших при защите Отечества [5, 7].
Значение различных единоборств многогранно. Систематические занятия единоборствами оказывают положительное влияние на человека: способствуют повышению работоспособности, развитию умственных способностей, психологической устойчивости в жизненных ситуациях, самосовершенствованию в других областях знаний, воспитанию
уверенности, независимости, стремления оказать помощь в трудных ситуациях другому человеку, воспитывают уважение к старшим, правильное поведение в обществе [9]. Занимаясь прикладными видами единоборств и боевыми искусствами, возникает философский вопрос: согласование нравственности «не убивай» с воинской моралью, связанной с необходимостью воина убивать при выполнении воинского долга. Убийство - это большой грех, крайнее проявление зла. Вместе с тем, непротивление злу в любых его проявлениях - это тоже грех. Уничтожение врага ради спасения отечества, собственной жизни и жизни мирных людей не является грехом и считается одним из основополагающих принципов воинской морали [6, С. 49].
Учреждение дополнительного образования детей - это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Учреждение решает, в том числе, задачи обеспечения духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда и др. Учреждения дополнительного образования включают в том числе: детско-юношеские спортивные школы; специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы [извлечение, 8].
Педагогическое содействие воспитанию патриотизма спортсменов, занимающихся спортивными единоборствами в условиях дополнительного образования - это совместный, согласованный, нравственно обусловленный, целенаправленный процесс взаимодействия тренера-преподавателя и спортсмена к инициативному ратному труду, выполнению прав и обязанностей по защите Отечества, воспитания личности обладающей высоким уровнем патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Суть содействия заключается - не в навязывании мнения других, а совместное создание осознанного выбора и самостоятельного поведения занимающегося. Содействие заключается в том, что идти следует не от внешних воздействий, а от самих субъектов, которые относятся избирательно к этим воздействиям.
Воспитательная составляющая мероприятий по направленности педагогического содействия представлена в программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации [2]. На педагогическом уровне программа даёт возможность конкретизировать научное представление о патриотическом воспитании в целом.
Направленность педагогического содействия воспитанию патриотизма спортсменов в настоящее время требует обобщения имеющегося опыта и проведения специальных исследований.
МЕТОДИКА
Реализация идеи исследования осуществлялась на основе использования методов анализа педагогической литературы, обобщения многолетнего собственного опыта работы, анкетирования, математической статистики. В исследовании приняло участие 89 респондентов из числа юношей и девушек, среди которых были студенты физкультурных и не физкультурных вузов дневного обучения, учащиеся учреждений дополнительного образования в возрасте 15-17 лет. Респонденты были разделены на две подгруппы. В первую подгруппу вошли студенты, курсанты, учащиеся учреждений дополнительного образования, занимающиеся борьбой (греко-римская борьба, самбо, дзюдо) и ударными видами единоборств (армейский рукопашный бой, бокс, кикбоксинг, каратэ) - «единоборцы». В состав второй подгруппы включены студенты, курсанты первых курсов, не занимающиеся спортом - «не спортсмены».
Для изучения компонентов социально значимых ценностей личности занимающихся прикладными видами единоборств был использован метод опроса по специально
разработанной бланковой методике, предложенной А. В. Егановым с соавт. [4]. Каждому респонденту выдавалась анкета с подробной инструкцией по её заполнению. Респондент должен оценить уровень выраженности своих социально значимых ценностей сравнивая себя по отношению к другим спортсменам, друзьям, сверстникам, которые соответствуют в большей мере его личному мнению, поставив соответствующую оценку по 10 балльной шкале. При этом 1, 2, 3, 4 балла означает, что это социально-значимая ценность выражена в наименьшей степени; 5, 6, 7 означает, что выражена в средней степени; 8, 9, 10 - выражена в большей степени.
Представлены критерии оценки ценности. Например, критерием выраженности уровня патриотизма при оценке в 10 баллов означают, что патриотизм проявляется в наивысшей степени. Очевидны любовь к Родине, преданность и стремление служить интересам своего Отечества, вплоть до самопожертвования. Сознательно и добровольно принимать позицию гражданина, в которой приоритет общественного, государственного выступает стимулом индивидуальной свободы. Наличие патриотических идеалов, духовных, нравственных и культурных образцов как регуляторов жизнедеятельности личности, учебной группы, спортивного коллектива выражены в наибольшей степени. Очевиден интерес и позитивное отношение к Вооруженным Силам РФ, системе МВД, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества [4].
Полученные первичные данные оценки подвергались математико-статистической обработке на персональном компьютере по пакету анализа электронных таблиц Microsoft Excel и проводилась их последующая педагогическая интерпретация.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Результаты статистических сравнений компонентов социально-значимых ценностей спортсменов занимающихся прикладными видами единоборств с подгруппой их сверстников не занимающихся спортом представлены в таблице.
Занимающиеся прикладными видами единоборств, достоверно (P<0,01^0,05) имели более высокий уровень по следующим компонентам социально значимых ценностей: патриотизм, готовность к свершению подвига во имя Родины, здоровье, работоспособность в деятельности, физическая подготовленность, переносимость физических нагрузок, наличие интереса к физической культуре и спорту, трудолюбие на занятиях по физической культуре, уверенность в своих силах по жизни, смелость, устойчивость к стрессам и волнениям в жизни. Имеют достоверно более высокие значения по показателям: неприятные жизненные ситуации, дисциплины в быту, в учебном заведении и меньше подвергнуты табакокурению.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В нашей работе [7] были выявлены особенности учащейся молодежи, имеющий высокий уровень патриотизма по сравнению с подгруппой с низким уровнем патриотизма по следующим компонентам социально-значимых ценностей: общественной и политической активности, готовности к свершению подвига и к труду во имя Родины, проявлению интереса к политике, являются достойными гражданами страны и имеют желание служить в Вооруженных Силах РФ, чувства долга и обязательств перед товарищами и преподавателями, уверенности в своих силах по жизни, настойчивости в достижении поставленной цели. Было сделано заключение, что, воспитание патриотизма учащейся молодежи содействуют занятия физической культурой и спортом.
Полученные результаты позволяют заключить, что занятия прикладными видами единоборств оказывают влияние на компоненты социально значимых ценностей личности спортсменов относящихся к патриотическому воспитанию и могут служить своеобразной моделью по направленному воздействию в процессе учебной, тренировочной и соревновательной деятельности в условиях спортивно-образовательной среды учреждений дополнительного образования.
Таблица
Результаты статистических сравнений социально значимых компонентов личности спортсменов относящихся к патриотическому воспитанию занимающихся прикладными видами единоборств с подгруппой их сверстников, не занимающихся _________________________________спортом (X + <т)_________________________________
Компоненты социально-значимых ценностей личности спортсменов Единобор- цы Не спортсмены 1 Р
(п=51) (п=37)
1. Патриотизм 8,43±0,26 6,97±0,35 3,45 <0,01
2. Политическая активность 5,78±0,34 4,78±0,44 1,84 >0,07
3. Готовность к подвигу во имя Родины 7,76±0,31 6,65±0,45 2,13 <0,04
4. Интерес к политике 5,57±0,35 5,69±0,44 -0,23 >0,82
5. Достойный гражданин страны 7,96±0,21 7,65±0,29 0,67 >0,44
6. Желание служить в Вооруж. Силах 6,31±0,44 6,54±0,52 -0,34 >0,74
7. Табакокурение 0,42±0,21 1,59±0,48 -2,66 <0,03
8. Употребление спиртного 1,84±0,29 1,79±0,33 0,11 >0,92
9. Здоровье 8,45±0,19 6,83±0,44 3,74 <0,01
10. Работоспособность в деятельности 8,69±0,17 7,95±0,29 1,96 <0,05
11. Уровень физич. подготовленности 8,57±0,21 7,29±0,20 1,96 <0,05
12. Переносимость физич. нагрузки 8,12±0,23 7,19±0,36 2,38 <0,02
13. Наличие интереса к ФКиС 8,14±0,22 7,25±0,37 2,17 <0,03
14. Трудолюбие на занятиях по ФКиС 8,27±0,17 7,53±0,34 2,13 <0,04
15. Успеваемость в учебе в целом 6,51±0,38 6,21±0,34 0,76 >0,47
16. Готовность к труду во имя Родины 7,34±0,34 6,78±0,39 0,93 >0,40
17. Дисциплина в быту 7,10±0,23 8,08±0,25 -2,58 <0,01
18. Уверенность в жизни 7,98±0,19 6,92±0,37 2,75 <0,01
19. Смелость 8,18±0,21 7,29±0,33 1,96 <0,05
20. Устойчивость к стрессам 8,24±0,19 7,30±0,39 1,96 <0,05
21. Честность 8,1±0,24 7,89±0,23 0,60 >0,55
22. Адаптация среди незнакомых людей 8,49±0,20 7,62±0,28 1,59 >0,15
23. Нуждается в совете друзей, родителей, старших и др. 6,31±0,35 7,18±0,29 -1,69 >0,10
24. Отношение окружающих людей 8,65±0,18 8,06±0,23 2,08 <0,04
25. Неприятные жизненные ситуации 6,16±0,32 5,11±0,39 1,96 <0,05
Примечание:- X средняя величина; ст - стандартное отклонение; 1 - двухвыборочный 1-тест по критерию Стьюдента для независимых выборок; Р - уровень достоверности между группами; < -различия между группами достоверны; > - различия - недостоверны; достоверные изменения выделены жирным шрифтом.
ВЫВОДЫ
1. Выявленные особенности проявления социально значимых и сложившихся в обществе нравственных ценностей личности, относящихся к патриотическому воспитанию, которые являются лабильными и могут подвергаться направленному педагогическому воздействию в процессе занятий прикладными видами единоборств в условиях учреждений дополнительного образования.
2. Обозначено направление педагогического содействия на отдельные компоненты социально значимых ценностей по воспитанию патриотизма спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях учреждений дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Г.В. Патриотическое воспитание молодёжи: подходы, опыт, пути решения / Г.В. Андреева // «Вставай, страна огромная» : материалы науч.-практ. конф. -Воронеж : Издат. бюро «ВАНТИТ», 2001. - С. 11-17.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа :
http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml - Дата обращения 28.08.2013.
3. Дамаданова, Х.Д. Патриотическое воспитание молодежи в условиях социальных перемен / Х. Д. Дамаданова, О. Н. Омаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 63-69.
4. Еганов, А.В. Анкета самооценки патриотизма спортсменов / А. В. Еганов, А.Г. Мотепоненко, Д. В. Ярошенко // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни, как фактор профилактики наркомании : материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.В. Панов ; Сиб. юр. ин-т ФСКН России. - Красноярск, 2013. - С. 319-323.
5. Еганов, А.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи, занимающейся видами единоборств в условиях спортивного вуза / А.В. Еганов, О. А. Сиротин, Л.М. Куликов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 124-129.
6. Маряшин, Ю. Современное каратэ. Функциональная гимнастика / Ю. Маря-шин. - М. : изд-во «ACT», 2004. - 176 с.
7. Мотепоненко, А.Г. Педагогическое сопровождение тренировочного процесса по воспитанию патриотизма спортсменов, занимающихся видами единоборств / А.Г. Мотепоненко, В.А. Еганов // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. - 2013. - № 1 // URL : www.science-education.ru/107-8524. - Дата обращения 28.08.2013.
8. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Режим доступа :
http://www.rg.ru/2012/08/15/minobr-dok.html - Дата обращения 28.08.2013.
9. Русский рукопашный бой / А.А. Туманов, А.В. Еганов, О.В. Князев, Л. А. Неретина, А. В. Туманов, С. С. Сапегин : методич. основы обучения славянскому боевому искусству; Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск : УралLTD, 1999. -368 с.
10. Сапронова, Э. В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи / Э. В. Сапронова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 6668.
REFERENCES
1. Andreeva, G.V. (2001), "Patriotic education of youth: approaches, experience, solutions", "Get up, the country huge": materials conference, publishing house “VANTIT bureau”, Voronezh, pp. 11-17.
2. State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 20112015", available at: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (accessed 28 August 2013).
3. Damadanova, H.D. and Omarov O.N. (2010), "Patriotic education of youth in the conditions of social changes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70, No. 12, pp. 63-69.
4. Eganov, A.V., Moteponenko, A.G. and Yaroshenko D.V. (2013), "The questionnaire of a self-assessment of patriotism of athletes", Optimization of teaching and educational and training process in educational institutions of higher education. Healthy lifestyle, as factor of prevention of drug addiction: materials conferences, Siberian Low instityte, Krasnoyarsk, pp. 319-323.
5. Eganov, A.V., Kulikov, L.M. and Sirotin, O.A. (2012), "Patriotic education of the studying youth which is engaged in types of single combats in the conditions of sports higher education institution", Siberian pedagogical journal, No. 2, pp. 124-129.
6. Maryashin, Yu. (2004), Modern karate. Functional gymnastics, publishing house "ACT", Moscow.
7. Moteponenko, A.G. and Eganov, V.A. (2013), "Pedagogical support of training process of education of patriotism of the athletes who are engaged in types of single combats" / A.G. Moteponenko, Modern problems of science and education. Electronic journal, No. 1, available at: www.science-education.ru/107-8524. (accessed 28 August 2013).
8. About the adoption of Standard provision on educational institution of additional education of children, available at: http://www.rg.ru/2012/08/15/minobr-dok.html (accessed 28 August 2013).
9. Tumanov, A.A., Eganov, A.V., Knyazev, O.V., Neretina, L.A., Tumanov, A.V. and Sapegin S.S. (1999), Russian hand-to-hand fight, publishing house “UralLTD”, Chelyabinsk.
10. Sapronova, E.V. (2007), “Sports and patriotic education of student's youth”, Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 66-68.
Контактная информация: moteponenko@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.08.2013.
УДК 378
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-МЕТОДИСТОВ К ПРОЦЕССУ ОПТИМИЗАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Эвелина Владимировна Мухина, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье рассматривается актуальные вопросы совершенствования процесса прохождения научно-педагогической практики магистрантами вуза физической культуры. Исследуется мнения преподавателей-методистов об организационных и учебно-методических особенностях данного вида практики с целью оптимизации учебно-практической деятельности учащихся магистратуры. Полученные результаты позволили обобщить и систематизировать информацию о планировании, организации практической деятельности студентов; выявить имеющиеся проблемные вопросы в данном процессе и разработать экспериментальную модель прохождения научно-педагогической практики, направленную на совершенствование профессионально-педагогической деятельности будущих магистров физической культуры.
Ключевые слова: научно-педагогическая практика, мнение преподавателей-методистов, оптимизация практической деятельности магистрантов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p115-117
RESEARCH OF THE ATTITUDE OF TEACHERS-METHODISTS TO THE PROCESS OF OPTIMIZATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PRACTICE OF PHYSICAL CULTURE HIGH SCHOOL UNDERGRADUATES
Evelyna Vladimirovna Mukhina, the senior teacher,
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
The article deals with the actual questions of improving the process of scientific and pedagogical practice of physical culture high school undergraduates. Teachers-methodists’ views about organizational and methodological features of this type of practice were studied in order to optimize the teaching and practice activity of physical culture high school undergraduates. The received results allowed generalizing and systematizing information on the planning, the organization of practical activities of students; to reveal the available problem questions in this process and to develop experimental model of passing the scientific and pedagogical practice, directed at improvement of professional and pedagogical activity of the future masters of physical culture.
Keywords: scientific and pedagogical practice, teachers-methodist’s views, optimization of prac-