С. В. Шик
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ САМОПОНИМАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
В современных концепциях воспитания и обучения, развиваемых в русле личностно-ориентированного, социокультурного, системно-средового (синергетического), возрастного и других подходов, налицо обращение к бытийному контексту всех участников педагогического процесса (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, Л. Н. Лузина, Г. Г. Прозументова, Н. Л. Селиванова, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин, Н. Е.Щуркова и др.). В целом, в педагогической науке создаются предпосылки для реализации субъект-субъектных отношений учитель — ученик в практической деятельности. Но вместе с тем слабо разработано практическое обеспечение педагогического развития процесса самосознания, в частности самопонимания, в подростковом возрасте. Внутренний мир подростка, бытийный пласт его жизни, готовность принимать личные решения как аспект содержания обучения и воспитания оказался менее всего исследованным.
В современной психологической науке изучена сущность самосознания (Л. С. Выготский, Р. Бернс, Л. И. Божович, Т. Л. Миронова, К. Роджерс, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Э. Эриксон и др.) и, в частности, самопонимания (В. В. Знаков [1], В.И.Пузько, И. А. Романова). Б. В. Кайгородовым [2] проведено исследование развития самопонимания в юношеском возрасте. Частично проблема развития самопонимания, самопознания, самоопределения у старших подростков, понимающих подходов в педагогике рассматривается в диссертационных исследованиях Л. Н. Лузиной [3], Т. А. Мерцаловой [6], Т. В. Мажаровой, В. Г. Малаховой [4] и других ученых.
Противоречивый, кризисный характер развития старшего подростка, трудности самопонимания обусловлены культурно-историческими причинами, связанными с несовпадением сроков созревания отдельных сторон организма и личности ребенка (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, И. С. Кон,
А. П. Краковский, Ж. Пиаже, Д. И. Фельдштейн).
Наряду с учетом объективных трудностей, то есть объективных особенностей социальной ситуации развития подростка, необходимо иметь в виду субъективную сторону, через которую преломляется объективная ситуация развития, связанная с внутренним содержанием подросткового возраста. Оно заключается в процессе преодоления противоречия между идеальной и реальной формами, которое возможно через самопонимание как соотнесение реального ребенка и образа «возможного» ребенка. При этом необходимо выстраивать особое образовательное пространство, создавать специальные педагогические условия, в которых происходит становление процесса самопонимания.
На основе результатов исследований К. Н. Поливановой, Г. А. Цукерман, Б. Д. Эль-конина нами раскрыта сущность психологического процесса развития самопонимания старших подростков, определяемая четырьмя факторами: замысливанием, то есть «удержанием» различных замыслов (планируемых действий) относительно своей жизни; конкретизацией замысла, то есть обнаружением предела допустимого для замыслов; разделением замысла и реализации, то есть нахождением своего места в мире,
© С. В. Шик, 2010
созданием картины мира; динамикой образа «идеального взрослого», которая отражает разные виды сотрудничества взрослого и ребенка.
Для разработки диагностической программы был определен практический предмет психолого-педагогического изучения, в котором отражалось бы взаимодействие идеальной и реальной форм. Таким предметом, по нашему мнению, является поведенческий «текст». Динамика развития содержания этапов процесса самопонимания как поведенческого «текста» представляет собой разные степени осмысленности собственного поведения (табл. 1).
Таблица 1. Этапы развития самопонимания как осмысленности собственного поведенческого «текста» у старших подростков
№ этапа Содержание Параметры
Поведенческий «текст» Доминанты бытия Динамика развития образа «идеального взрослого»
Первый этап Отсутствие собственного поведенческого «текста» как поглощенность наличной ситуацией Ориентация на сиюминутные желания, ситуативное поведение (отсутствие доминанты) Отсутствие образа «идеального взрослого»
Второй этап Ориентация на чужой поведенческий «текст» как стремление копировать поведение, свойственное другим людям Накопление полезной (утилитарной) информации, что связано с центра-цией на себе: защитные фантазии и/или рационализации «Идеальный взрослый» как «запрети-тель»
Третий этап Создание («написание») своего поведенческого «текста», то есть нахождение скрытого смысла своего поведения Открытие собственных новых качеств, которые связаны с центрацией на другом: фантазии развития, проявление внимания к другому, отзывчивость «Идеальный взрослый» как личностный ресурс
Четвер- тый этап Наличие своего поведенческого «текста», который проявляется в согласовании процесса самосознания и реальности Возникновение толерантности (терпимости) как определенной собственной позиции, выражающейся в осознании оснований, которые обусловливают уверенность в правильном понимании, и понимание других, которое заключается в умении слышать, видеть и принимать других как данность, оказывать помощь, создавать ценности для других и во имя других Дискредитация образа «идеального взрослого»
В диагностической работе использован проективный метод диагностики, включающий в себя следующие диагностические методические приемы: сочинение «Если бы я мог все», незаконченные предложения и серийные тематические проективные рисунки. Процедура обработки результатов осуществлялась на основе выделенных показателей, раскрывающих содержание каждого этапа [7].
Педагогическое обеспечение процесса становления самопонимания предполагает диагностику этапов и «запуск» теоретически выделенных факторов самопонимания у старших подростков. Иначе говоря, представление этих факторов подросткам как средств для поиска смысла.
Для обоснования педагогических условий, способствующих становлению самопони-
мания у старших подростков в современной школе, нами проанализированы традиционные и альтернативные формы школьного образования.
Объединяющей методологической основой всех концепций и технологий авторских школ как специфического российского феномена явилось обращение, поворот к ребенку, стремление его понять и на этом понимании построить педагогический процесс. Главное внимание уделялось организации педагогического взаимодействия через событийность школьной жизни, получение опыта нормотворческой деятельности, социального поликультурного взаимодействия, диалога с другой исторической культурой («школа возраста» И.Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина; «школа самоопределения» А. Н. Тубельского; школа «Эврика-развитие» Т. Н. Ковалевой; «школа диалога культур» В.С.Библера, С. Ю. Курганова; «школа как воспитательная система»
В. А. Караковского и др.). В альтернативных школьных моделях есть попытки введения специального содержания образования, ориентированного на становление самопонимания подростков.
Вместе с тем и в массовой школе делаются попытки создания условий для становления самопонимания учащихся через обогащение курсов обществоведения этикопсихологической проблематикой в процессе учебной и внеучебной деятельности (учебные пособия П. С. Гуревича, Л. И. Маленковой [5]).
В западной образовательной практике накоплен большой опыт педагогической работы по актуализации процессов понимания и самопонимания у родителей (А. Адлер, Р. Дрейкус, Т. Гордон), что способствует развитию самопонимания ребенка.
В связи с вышесказанным нами были обоснованы педагогические условия, которые соотносятся с принципами личностно-ориентированого воспитания и образования (Т. Е. Конникова, К. Ф. Радина, З. И. Васильева, Л. И. Новикова, Х. Й. Лийметс, А. П. Тряпицына, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).
Первое необходимое педагогическое условие заключается в конструировании и реализации специального учебного курса для «удержания» старшими подростками замыслов относительно себя. Учебный курс «Я и школа» предназначен для актуализации и рефлексии личного опыта школьной жизни, преодоления процесса отчуждения подростка от школы, усиления ориентации на образование. Предметной базой курса являются основы психологии, этики и права. По нашему мнению, такое содержание может быть «опорой», средством, которое позволяет говорить о себе. При этом мы ориентировались на следующие критерии отбора учебного материала:
• значимость школы как средства объективации собственных изменений;
• стабильность атрибутов при одновременном снижении значимости обучения в связи с ситуацией ответственного выбора;
• образ новой школы как позитивное следствие кризиса. Это условие «запускает» замысливание, что соответствует переходу от первого ко второму этапу развития самопонимания.
Второе необходимое педагогическое условие связано с организацией получения опыта нормотворческой деятельности старшими подростками в процессе изучения учебного курса. Эта деятельность связана с обнаружением и преодолением учащимися противоречий при изучении курса «Я и школа», которые задаются, во-первых, характером деятельности учителя, основанной на позиции «разрешающего» взрослого (не ставить оценки, нарушать некоторые нормы на уроке, создавать ситуации незавершенности), во-вторых, представленностью содержания личностных ресурсов ребенка (например, «могу вести себя и так, и так»).
Данное условие разворачивает конкретизацию замысла (нахождение предела гра-
ницы допустимого для замыслов), что соответствует переходу от второго к третьему этапу самопонимания.
Третье необходимое педагогическое условие заключается в использовании внеурочной деятельности для углубления самопонимания старших подростков. Для этой цели был разработан специальный курс — мастерская «Мой жизненный путь», цель которой состоит в создании предпосылок для развития способности видеть перспективу своей будущей жизни. Предметная база мастерской — основы психологии, этики. Полнота самопонимания — картина собственной жизни — задается посредством: символизации, ме-тафоризации жизни; событийности; артикулирования рассогласований замыслов и реализаций (между «могу» и «хочу»); значимости личных усилий; опыта понимания жизненного пути.
Такие занятия создают условия для разделения замысла и реализации: нахождения старшим подростком своего места в мире, создания картины мира, что соответствует переходу от третьего к четвёртому этапу самопонимания.
Четвертое дополнительное педагогическое условие — это организация тренинга для родителей с целью актуализации проблемы понимания и получения опыта понимающего общения. Для опосредованного через родителя развития самопонимания подростков нами был разработан специальный семинар-тренинг «Педагогическое понимание подростка». Такой семинар можно рассматривать как модель работы с родителями в школе, как определенную воспитательную систему, которая способствует установлению действительно равноправных отношений субъектов взаимодействия: учеников, учителей, родителей. Программа тренинга состоит из трех блоков: диагностического, информационного, развивающего. Приобретение опыта понимания и понимающего общения обеспечивается с помощью выработки у родителя терпимости, принятия собственного непонимания, умения выражать свои чувства и желания, способностей видеть различные смыслы и ценности, более эффективно строить общение с ребенком, навыков открытого высказывания. Выделенное условие опосредованно связано со всеми факторами самопонимания.
В целом, анализ школьной практики позволил обосновать педагогические условия, которые задали практический контекст педагогического обеспечения становления самопонимания у старших подростков.
Действенность гипотетически выделенных условий проверялась в процессе реально организованной экспериментально-опытной работы на базе лицея № 1 г. Красноярска. В общей сложности в ней участвовали 126 человек (четыре девятых класса), из них 62 человека — экспериментальная группа (два девятых класса), 64 — контрольная группа (два девятых). Результаты показали, что в экспериментальной группе наметилась устойчивая тенденция к становлению самопонимания (диаграммы). Можно считать, что значительные позитивные изменения в его развитии обусловлены положительным влиянием совокупности указанных педагогических условий.
В ходе экспериментальной работы выявлено, что введение специального учебного курса для «удержания» старшими подростками замыслов относительно себя обеспечивает переход с первого на второй этап развития самопонимания; организация получения опыта нормотворческой деятельности старшими подростками в процессе изучения учебного курса способствует переходу со второго на третий этап развития самопонимания. Использование внеурочной деятельности для углубления самопонимания у старших подростков стимулирует переход с третьего на четвертый этап развития самопонимания; организация семинара-тренинга для родителей с целью актуализации проблемы самопонимания опосредованно влияет на все факторы самопонимания. Эти условия во
взаимосвязи обеспечивают эффективное становление самопонимания у старших подростков.
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
экспериментальная группа н контрольная группа
Диаграмма 1. Становление самопонимания у старших подростков в начале и в конце экспериментально-опытной работы статистические различия достоверны при % = 2,78, р < 0,05; статистические различия отсутствуют при t= 1,22, р > 0,05.
Как видно на диаграмме, в экспериментальной группе наметилась устойчивая тенденция к становлению самопонимания. В контрольной группе существенные изменения отсутствуют.
Анализ результатов теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Педагогическое обеспечение процесса становления самопонимания предполагает «запуск» выделенных факторов: замысливания («удержания» замыслов), конкретизации замысла, разделения замысла и реализации у старших подростков.
2. Рассмотрение самопонимания как поведенческого «текста», задающего различную степень осмысленности старшими подростками своего поведения, позволяет развернуть процессуальность, выделить этапы и параметры его развития.
3. К педагогическим условиям становления самопонимания у старших подростков относятся следующие: введение специального учебного курса для «удержания» старшими подростками замыслов относительно себя; организация получения опыта нормотворческой деятельности старшими подростками в процессе изучении учебного курса; использование внеурочной деятельности для углубления самопонимания у старших подростков; организация семинара-тренинга для родителей с целью актуализации проблемы самопонимания и получения опыта понимающего общения.
Таким образом, представление о становлении самопонимания как выявлении ценностных, смысловых и экзистенциальных связей растущего человека с самим собой и миром обогащает педагогику, создает теоретические предпосылки для полноценного взаимодействия учитель — ученик.
Материалы разработанных курсов, тренинга и результаты по их апробации позволят, на наш взгляд, усовершенствовать образовательную программу подростковой
школы, повысить роль родителей, внести свой вклад в решение проблемы личностной компоненты содержания образования и, в частности, становления самопонимания у старших подростков.
Литература
1. Знаков В. В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. № 1. С. 18-28.
2. Кайгородов Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 311 с.
3. Лузина Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: Дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада. СПб., 1998. 86 с.
4. Малахова В. Г. Педагогический потенциал понимания в гуманитарной образовательной парадигме (теоретический аспект): Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 157 с.
5. Маленкова Л. И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. М., 2000. 230 с.
6. Мерцалова Т. А. Педагогическое обеспечение развития самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М, 1996. 152 с.
7. Шик С. Диагностика этапов развития самопонимания у старших подростков // Педагогическая диагностика. 2008. № 1. С. 7-83.
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.