Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2017. Вып. 47. С. 93-106
Становская Татьяна Алексеевна, препод. кафедры педагогики и методики начального образования педагогического факультета ПСТГУ, учитель основ православной веры
ОЧУ «Ховринская гимназия Лампада
Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1 [email protected]
Педагогическое наследие законоучителей РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА*
В статье рассматриваются основные педагогические идеи российских законоучителей конца XIX — начала XX в., касающиеся прежде всего поиска эффективных путей и способов преподавания основного предмета российской школы — «Закона Божия». На основе анализа документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор обозначает основные особенности складывающейся методики преподавания «Закона Божия» и характеризует ее компоненты: специфику содержания предмета и его составляющие, организационные формы, в первую очередь урок и особенности выстраивания его этапов, а также подготовки к проведению, методы — метод нравственного вывода, вступительные беседы, методы библейского повествования, метод основательного доказательства, а также представляющие наибольший интерес средства обучения и проверки результатов.
Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов исследования опыта преподавания предмета «Закон Божий» в школах дореволюционной России и представляют собой изложение опыта российского образования, который может быть интересен современным педагогам, ведущим курсы основ православного вероучения и культуры.
Православное вероучение и культура были составной частью программы российских школ со времени их основания. Собственно, первые школы и создавались «на утверждение веры» в период Крещения Руси, в это же время появились и первые законоучители — священники, которые преподавали в этих школах. Однако впервые законоучителем официально начинает именоваться священник, который преподает основы православного вероучения, т. е. учитель «Закона Божия», о чем читаем в тексте «Устава гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г.»1. Очевидно, что это было связано с началом оформления в российском образовательном пространстве специального предмета — «Закон Божий» с прописанной программой и планом. С этого же приблизительно времени — середины XIX в. — начинает свое становление как наука методика преподавания курса
* Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900-1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
1 Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи за 1828 г. Т. 3.
Т. А. Становская
«Закона Божия», хотя в целом, как отмечает в своей работе С. Ю. Дивногорцева, «она прошла достаточно длительный путь своего развития — от чтения с детьми Священного Писания до серьезных исследований, учитывавших достижения психолого-педагогической науки и опыт учителей»2.
Основываясь на анализе педагогических работ ведущих законоучителей России конца XIX — начала XX в., рассмотрим основные идеи, сложившиеся по поводу методики преподавания православного вероучения и культуры к этому времени. Анализ начнем с содержания курса, поскольку оно складывалось длительно и в разные периоды было неодинаковым. Окончательно содержание курса «Закон Божий» сформировалось лишь во второй половине XIX в. и по сравнению с предыдущими столетиями включало весьма объемный материал для изучения учащимися начальных школ.
В 1884 г. Правилами о церковноприходских школах в курсе «Закон Божий» были установлены следующие обязательные для изучения отделы (разделы)3: Священная библейская история, катехизис, изучение молитв, учение о богослужении, а в некоторых школах добавлялся еще один раздел — история Церкви.
Разделы, посвященные изучению Священной библейской истории и катехизиса, а также истории Церкви, назывались теоретической частью «Закона Бо-жия», к практической же относилось изучение молитв и учение о богослужении. Обе части законоучения можно было проходить совместно, но ту и другую в последовательном порядке, указанном в программах и объяснительной записке к «Закону Божию»4.
Каждый из указанных разделов включал определенный перечень тем, необходимых для изучения. Особое внимание при изучении Священной истории должно было уделяться учению Нового Завета, «касаясь событий ветхозаветных только в той мере, в какой это необходимо для понимания Нового Завета и при том не ограничиваться сообщением только отрывочных фактов, а указывать, насколько это возможно, на связь их с христианскою верою, с домостроительством нашего спасения»5.
В новозаветной истории изучались земная жизнь Иисуса Христа, повествования о чудесах Спасителя, крестные страдания и славное Воскресение, а также происхождение христианской Церкви, содержание основных праздников и постов, тем самым делалась попытка «предпослать некоторые данные для изучения катехизиса и для объяснения богослужения и, в особенности, литургии, которая совершается в воспоминание Господа Спасителя»6.
2Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89.
3 См.: Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Д. И. Тихомиров, сост. Могилев-на-Днепре: Скоропечатня и литография Ш. Фридланда, 1887. С. 4.
4 См.: Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 89.
5 Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пруга-вин, сост. СПб., 1898. С. 126.
6 Сборник правил и программ для церковноприходских школ... С. 55.
В разделе катехизиса изучались основы православного вероучения: учение о вере, надежде и любви христианской, которые были изъяснены в Символе веры, молитве Господней («Отче наш»), учении о блаженстве (заповедях блаженства) и десяти заповедях. В некоторых одноклассных школах заповеди блаженства не входили в состав катехизиса, а потому они «весьма удобно» могли «быть изучены при прохождении Священной истории Нового Завета», — писал сщмч. Фаддей (Успенский)7.
В разделе, посвященном изучению молитв, учащиеся знакомились и выучивали основные повседневные молитвы и постигали их смысл, таким образом, им прививался навык молитвы. Согласно Правилам к программе преподавания «Закона Божия» в церковноприходских школах, раздел изучения молитв составлял практическую часть законоучения8.
Раздел о богослужении, наряду с отделом изучения молитв, составлял практическую часть законоучения, поскольку все полученные теоретические знания подкреплялись на практике во время присутствия на богослужениях и участия в них. В учение о богослужении входило объяснение различных священнодействий и обрядов, изучение внутреннего и внешнего устройства храма, чинов духовенства и их облачения, особенностей и составных частей утренних и вечерних богослужений и т. д. В двухклассных церковных школах на четвертом году обучения к ним добавлялись еще более полные сведения о богослужении и гове-нии во время Великого и других постов по уставу Церкви, а также разбор общих священнодействий, совершаемых при богослужении.
Отдел, посвященный изучению церковной истории, устанавливался в двухклассных церковных школах на третьем году обучения. Здесь изучали становление Церкви, деяния апостолов, гонения на христиан, Вселенские соборы, разделение Церквей, жития святых, особо почитаемых на Руси и оказавших влияние на развитие истории Русской Церкви и т. д.
Таким образом, каждый из разделов «Закона Божия» преподавался в неразрывной связи с другими. Однако поскольку по каждому разделу вырабатывались методики преподавания, имелась учебно-методическая литература, каждый раздел включал в себя отдельный перечень тем, необходимых для изучения в ходе освоения программы курса «Закон Божий».
Формы обучения. Традиционной формой обучения в дореволюционной школе являлся урок. В методических пособиях законоучителей неоднократно встречается подробное описание уроков «Закона Божия» и, в частности, структуры их построения. Так, Е. Ф. Сосунцов в своих методических разработках предлагал следующую структуру урока «Закона Божия»:
1) повторение пройденного — в ходе данного этапа учащиеся, как правило, должны были отвечать на вопросы законоучителя, помогающие им актуализировать полученные на прошлом (или прошлых) уроках знания;
2) изучение нового материла — на данном этапе происходило изучение нового материала, преподносимого законоучителем (как правило, при помощи эвристического метода, приверженцем которого был Е. Ф. Сосунцов);
7 Фаддей (Успенский), архиеп. Записки по дидактике // Творения. Кн. 2. Тверь, 2003. С. 125.
8 См.: Сборник правил и программ для церковноприходских школ... С. 57.
3) закрепление материала — на данном этапе происходило закрепление изученного на уроке, как правило, либо в форме заучивания (хорового повторения учащимися), либо в виде ответов на вопросы;
4) нравственный вывод — данный этап, по мнению автора, являлся непременным и одним из самых важных в ходе проведения каждого урока. Учащимся следовало самостоятельно (или в случае некоторых затруднений при помощи законоучителя) сделать нравственный вывод, который должен был стать неким итогом проведенного урока и который в дальнейшем помогал применить полученные знания в нравственной жизни учащихся.
Как правило, обязательным при проведении уроков «Закона Божия» было чтение молитв перед началом занятия и после него. Нигде в методических разработках законоучителей об этом аспекте как части урока не говорится, однако положения об учебном процессе в дореволюционных школах разного типа предписывают этот этап. Можно предположить, что данный аспект считался сам собой разумеющимся и просто не был включен законоучителями в описание структуры урока «Закона Божия».
Практическая направленность курса «Закон Божий» предполагала, что его изучение будет происходить в неразрывной связи с участием в практической жизни Церкви. Так, дореволюционный законоучитель Ф. Нозер условно подразделял виды практических форм изучения «Закона Божия» на следующие9:
1) молитва (дома, в школе и в церкви);
2) присутствие на богослужении (литургия, проповедь, объяснение воскресных и праздничных чтений из книг Евангелия и Апостола, различные молитво-словия — молебны, а также присутствие при других священнодействиях и т. д.);
3) участие в таинствах Церкви (исповеди и причащении);
4) почитание святых (чтение житийной литературы, поклонение мощам и иконам святых угодников, паломничества к святым местам, связанным с житием прославленных святых угодников Божьих);
5) церковные песнопения (их прослушивание, участие в церковном пении, подготовка к церковному пению — репетиции церковного хора);
6) церковный год (изучение событий церковных праздников, участие учащихся в организации и подготовке их и т. д.).
По мнению законоучителя, именно благодаря таким формам обучения становится возможным достичь поставленной цели изучения курса «Закон Божий» — «давать твердое, основательное знание христианской веры, воспитывать христианское направление и направлять христианскую жизнь»10.
Следует более подробно остановиться на некоторых из указанных внеурочных форм обучения, например, участии в церковных праздниках. Привнесение данной формы в учебно-воспитательный процесс можно объяснить словами законоучителя Ф. Нозера, который считал необходимым знакомство учащихся с церковным годом и приобщение их к важным событиям и праздникам Церкви, поскольку «церковный год в своей смене священных времен и праздников
9 См.: Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898. С. 84.
10 Там же. С. 4.
есть торжественное воспроизведение и живое напоминание о тайнах нашего спасения»11. Особое значение придавалось «трем главным годовым праздникам»: Рождеству Христову, Пасхе и Троице, а также и другим двунадесятым праздникам и дням памяти особо чтимых святых угодников Божьих.
Другие внеурочные формы обучения были связаны с почитанием святых. Это, например, паломничества — путешествия к святым местам для поклонения святыням. Данная форма внеурочной деятельности в дореволюционной школе была не очень распространена, однако имела место. Наиболее яркий ее пример — описанный С. А. Рачинским школьный поход в Нилову пустынь12.
Методы обучения. Среди них выделим прежде всего метод приложения вероучительных истин к нравственной жизни учащихся (нравственный вывод). Нравственной составляющей в ходе изучения вероучительных дисциплин, в частности «Закона Божия», уделялось большое внимание в трудах Ф. Нозе-ра, сщмч. Фаддея (Успенского), В. Давыденко, Е. Ф. Сосунцова и других законоучителей. Последний отмечал, что, начиная с самых первых уроков, законоучитель должен нравственно воздействовать на учеников, и в качестве основного способа предлагал в конце каждого занятия делать нравственный вывод, который помог бы учащимся применить полученные знания в их собственной жизни13. Весь учебный курс «Закона Божия», по мнению Е. Ф. Со-сунцова, может оказаться прекрасным материалом для нравственных выводов, поскольку «догматические истины находятся в самой тесной связи с истинами нравственными»14.
Основным средством, с помощью которого можно было бы сделать нравственный вывод в конце занятия, сщмч. Фаддей (Успенский) считал частое обращение к опыту ребенка. Обращаясь к нему через истины христианской веры, которые близки сердцу, можно объяснить «жизненное их значение», тем самым подводя к нравственному заключению15. Ф. Нозер отмечал: «чтобы преподавание христианского учения было действительно практично, т. е. плодотворно для жизни», законоучитель должен применять его «к явлениям и потребностям жизни и делать для них понятным, что выведенные нравоучения относятся к собственному их поведению и требуют неуклонного исполнения»16.
Примером использования данного методического приема в ходе изучения «Закона Божия» являются методические разработки законоучителей. Как правило, уроки строились таким образом, чтобы в конце их ученики могли сделать нравственный вывод: в старшем отделении — самостоятельно, в среднем — при помощи законоучителя, в младшем, как правило, нравственный вывод на первых порах законоучитель делал сам, а затем и сами ученики при помощи наводящих вопросов. Так, в конце урока, посвященного ознакомлению с понятием молитвы и самой простой молитвой «Господи, благослови», Е. Ф. Сосунцов пред-
11 Нозер. Указ. соч. С. 158-159.
12 См.: Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1909.
13 См.: Становская. Указ. соч. С. 91.
14 Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по «Закону Божию»: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909. С. 8.
15 Фаддей (Успенский). Указ. соч. С. 22.
16 Нозер. Указ. соч. С. 92.
лагает такой методический прием для учеников младшего отделения: «Перед началом всякого дела мы непременно должны попросить благословения у Бога, потому что все на свете Божие, должны сказать молитву: "Господи, благослови". Никогда не забывайте этого, дети, и Бог будет вам в делах помогать. Вы слышали, что мы обыкновенно говорим "позволь", а в молитве — "благослови"»17. Сщмч. Фаддей (Успенский) в ходе изучения темы «Таинство Святого Причащения» связывает ее с притчей «о блудном сыне» и понятием «о жизни вечной». Он предлагает: «Дети делают вывод из притчи, что говорится в ней о смерти не тела, а души от грехов; самую же жизнь вечную учитель сравнивает с вечным пребыванием с Богом и блаженством от этого пребывания (как хорошо было блудному сыну жить с отцом в его доме). Напоминается также уподобление этого общения со Христом тесной связи ветвей со стволом, приводятся снова слова Иисуса Христа о виноградной лозе и ветвях (см.: Ин. 15)»18.
Самым «благодатным» материалом для извлечения нравственных выводов, по мнению многих законоучителей, было изучение Священной истории, ведь «каждое священно-историческое событие, каждое библейское лицо дает материал для назидания, и это назидание никогда не должно быть опускаемо»19. Законоучитель В. Давыденко указывал на то, что «нет надобности извлекать из каждой истории нравственное учение в форме какого-либо определенного наставления. Довольно иногда сказать одно слово, чтобы произвести глубокое и сильное впечатление на сердце детей. Полезно также заканчивать разговор каким-либо текстом Священного Писания, пением церковной песни, имеющей отношение к объясненной истории, соответствующим местом из катехизиса, указанием на искушение и опыты из собственной жизни детей и т. п.»20.
Вступительные беседы как метод актуализации знаний детей. Вступительные беседы во многих методических пособиях дореволюционных законоучителей являлись необходимым этапом, предваряющим начало изучения курса «Закон Божий». Так, о необходимости вступительных бесед писали В. Давыден-ко и сщмч. Фаддей (Успенский). Последний отмечал, что «прежде чем начать обучение "Закону Божию", нужно знать, какие религиозные понятия имеют дети, и, таким образом, начинать обучение, переходя от известного к неизвестному. Помимо этого, учителю предстоит многое в понятиях детей исправить (например, разные суеверия) и дополнить», чтобы подготовить к дальнейшему изучению предмета21. В противном случае, отмечал В. Давыденко, недостатки знаний, оставленные без проверки и исправлений, «могли бы неблагоприятно отразиться на всех последующих занятиях учащихся, могли бы повести к неправильности и неточности усвоения того, что было сообщаемо им при систематическом обучении»22. Таким образом, вступительные беседы представляли собой этап «диагностического выявления» имеющихся первоначальных знаний
17 Сосунцов. Указ. соч. С. 16.
18 Фаддей (Успенский). Указ. соч. С. 120.
19 Сосунцов. Указ. соч. С. 8.
20 Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913. С. 147.
21 Фаддей (Успенский). Указ. соч. С. 11.
22Давыденко. Указ. соч. С. 129.
о православном вероучении и их корректировки при неправильном понимании основных понятий.
Сщмч. Фаддей (Успенский) предлагал такой вариант проведения вступительной беседы по «Закону Божию» при объяснении первоначальных понятий о молитве и Боге как Творце и Промыслителе: «Учитель имеет в виду прежде всего обнаружить, что знают дети младшего отделения, и с этою целью спрашивает их, что они знают об Иисусе Христе Спасителе. К предмету беседы он подходит, впрочем, постепенно. Желая возбудить в детях христианское самосознание, так как к нему именно живыми нитями должно прикрепляться изучение "Закона Божия" в школе, учитель напоминает сначала детям, что каждый или каждая из них носит особое имя (Петр, Василий, Николай, Мария, Ольга и т. д.)...»23. Затем объяснялось понятие «христиане», которое является производным от имени Иисуса Христа. После этого законоучитель переходил к краткому рассказу об Иисусе Христе как Сыне Божием, сопровождая объяснения вопросами к детям для проверки уровня их знаний. Но одним из самых важных и результативных моментов при проведении таких бесед сщмч. Фаддей (Успенский) считал их неформальный характер, если они в большей степени не будут «походить на учебный урок, но представлять живую беседу»24.
Методы библейского повествования (изложения Священной истории). В дореволюционной практике преподавания «Закона Божия» выделялось несколько методов изложения событий Священной истории: изложение Священной истории словами Библии, свободное повествование в «библейском духе» и повествование Священной истории близко к духу и тексту Священного Писания. Первый метод было трудно применять на практике по следующей причине: «если законоучитель не выработал в себе библейской речи продолжительной практикой, то и рассказ его будет отличаться искусственностью, почему он и не произведет на учеников жизненного впечатления»25. Второй метод тоже оказался несостоятельным, поскольку «пользование свободной речью при рассказе священно-исторических событий может привести к тому, что рассказы могут принять форму обыкновенных мирских разговоров и даже форму сказок»26. Поэтому оптимальным методом, согласно «Объяснительной записке к программе преподавания "Закона Божия" в церковноприходских школах», было определено считать изучение Священной истории, когда «в собственных рассказах наставник должен как можно ближе держаться не только духа, но и самого текста священных повествований», тем самым находя золотую середину между двумя первыми методами27.
При использовании данного метода изъяснения законоучитель не был «стеснен» формой повествования, т. е. не был обязан рассказывать точно словами Библии. Объяснительная записка к программе преподавания «Закона Божия» в церковноприходских школах лишь предлагала законоучителю выработать в себе
23 Фаддей (Успенский). Указ. соч. С. 125.
24 Там же. С. 11.
25Давыденко. Указ. соч. С. 143.
26 Там же. С. 143.
27 Сборник правил и программ для церковноприходских школ... С. 55.
такую речь при повествовании священно-исторических рассказов, которая, будучи свободной собственной речью законоучителя, была бы как можно ближе к библейскому тексту и духу его повествования: «чтобы речь его лилась сама собою, без особых усилий, а тем более без предварительного усвоения на память библейского текста известного повествования; чтобы таким образом рассказ его был действительно живым словом, могущим влиять на детскую душу»28. Такую речь, по замечанию прот. Михаила Благонравова, законоучителю следовало вырабатывать постепенно. Для этого лучшим средством являлось частое чтение Слова Божьего и подготовка к урокам, в рамках которой «перед каждым уроком законоучитель должен прочитывать по священным книгам то, что он предполагает рассказать ученикам»29.
Метод основательного доказательства. Данный метод был предложен законоучителем Ф. Нозером «для пробуждения веры в душе ребенка» на уроках «Закона Божия»30. Основанием использования данного метода автор считал то, что каждый юный христианин должен быть способен «противостоять сомнениям и возражениям, которые поднимаются изнутри и отвне» относительно православной веры и ее душеспасительных истин31. Эти истины должны быть прочно усвоены и запечатлены в сердце и душе учащегося, что возможно только тогда, когда они будут основаны «на источниках веры, Священном Писании и Предании, или на доводах разума», — писал Ф. Нозер32. Он выделил основные свойства метода доказательства:
• основательность, когда доказательства могут считаться таковыми, если они будут неопровержимыми, победоносными и, в некой степени, принудительными;
• плодотворность, когда доказательство побуждает к полному убеждению в преподаваемой истине, склоняет сердце к спасительным чувствованиям, а волю — к соответственной им действительности;
• понятность (доступность), когда доказательство легко понятно, а изложение оснований рассматриваемой истины объяснено на таком уровне, «что не понять его может лишь необычная степень умственной ограниченности»33.
Источниками, используемыми в ходе метода основательного доказательства, могут служить доказательства из Божественного Откровения и доказательства из области естественного познания (так называемые доказательства от разума).
Ф. Нозер дал следующие методические рекомендации для осуществления данного метода:
1) доказывать нужно только то, что нуждается в доказательстве;
28Давыденко. Указ. соч. С. 144.
29 Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911. С. 142.
30 Нозер. Указ. соч. С. 81.
31 Там же.
32 Там же.
33 Там же. С. 82.
2) для главных истин христианской веры детям следует сообщать самые подходящие факты и самые важные тексты Священного Писания, которым предшествует тщательное их объяснение;
3) следует обращать внимание не на количество приведенных для доказательства оснований, а на их «доказательную силу» и «удобопонятность»: «Единственный соответствующий текст из Священного Писания, удобопонятно объясненный, производит на верующих слушателей несравненно больше влияния, чем все возражения и уловки»34.
Общей особенностью рассмотренных методов в ходе изучения «Закона Божия» являлась их направленность на раскрытие православного вероучения в полной мере, стремление донести душеспасительные истины до умов, душ и сердец учащихся, чтобы они не остались лишь багажом теоретических знаний, а были приложены к реальной нравственной и духовной жизни учащихся.
Средства обучения. Наглядным средствам обучения на уроках «Закона Бо-жия» придавалось весьма большое значение, поскольку именно благодаря им изучение христианских истин было более основательным. Сщмч. Фаддей (Успенский) писал по этому поводу, что «было бы неправильно думать, что только предметам внешнего, видимого мира и свойственна наглядность... можно сделать наглядною и религиозную истину, и притом не прибегая непременно к наблюдению над внешней природой»35.
В дореволюционной школе на уроках «Закона Божия» законоучители весьма активно старались задействовать различные наглядные средства обучения. Проведенный анализ позволил нам выявить основные используемые наглядные средства обучения:
1) священно-географические карты — это географические карты с расположением древних городов, характеризующих местность Святой земли и ее всемирно-историческое значение, например, в пособии прот. Аполлония Темно-мерова36;
2) священно-исторические картины — изображения, иллюстрирующие события Священной библейской истории, которые, по замечанию законоучителя В. Давыденко, уже с древности служили «выдающимися пособиями для религиозного образования»37. Применение священно-исторических картин должно было соответствовать определенным требованиям, изложенным, в частности, в «Объяснительной записке к преподаванию "Закона Божия"»38;
3) священные изображения (иконы) и настенные росписи в храмах — их наглядное изучение происходило, как правило, при посещении храма. Иконы в известном смысле служили наглядными «пособиями» для знакомства с образами святых угодников Божиих, а настенные росписи могли содержать изображения событий Священной истории. При знакомстве со священными изображениями
34 Нозер. Указ. соч. С. 84.
35 Фаддей (Успенский). Указ. соч. С. 38—39.
36 Темномеров А., прот. Наставление в «Законе Божием». Молитвы, Священная история, богослужение Православной Церкви, о вере и жизни христианской. Пг., 1917. С. 188.
37Давыденко. Указ. соч. С. 147.
38 Сборник правил и программ для церковноприходских школ... С. 55.
учащиеся могли получить духовный опыт богопочитания через почитание святых икон;
4) богослужебные предметы (или их изображения). Богослужебные предметы и их значение изучались в рамках отдела «Учение о богослужении» и наиболее полно были представлены в пособиях дореволюционных законоучителей, например, в пособии прот. Александра Свирелина39;
5) священные и богослужебные книги, молитвословы использовались законоучителями как одно из средств наглядности при изучении отдельных тем, однако в целом их изучение носило более глубокое духовно-нравственное значение в учебно-воспитательном процессе;
6) храмовая архитектура, внутреннее и внешнее убранство. Посещение храма учащимися имело прежде всего религиозно-духовное значение, одновременно служа наглядным средством для изучения особенностей его устройства.
Наиболее полно и подробно в изученной литературе было описано использование таких наглядных средств, как библейские географические карты и исторические картины, которые иллюстрировали события Священной истории. Законоучителями были описаны рекомендации к использованию наглядных пособий. Так, прот. Михаил Благонравов отмечал, что «лучше преподавать Священную историю без учебников, чем без картин», при этом предостерегая, что применять их надо «с осторожностью», тщательно выбирая изображения, которые истинно соответствуют событиям Священной истории, а также преподносить их ученикам, вызывая у них при созерцании картины чувство почтительного уважения к священному изображению40. Сщмч. Фаддей (Успенский) подчеркивал, что «не следует картины употреблять до рассказа, а пользоваться ими только для большего уяснения и напечатления рассказа», тем самым дополняя рассказ наглядно41.
Проверка и оценка знаний учащихся. Проверка и оценка знаний учащихся в рамках курса «Закон Божий» в дореволюционной школе являлась обязательной частью урока, хотя строго документально не регламентировалась, за исключением итоговых испытаний (экзаменов) по предмету.
Тем не менее текущей проверке знаний учащихся в трудах законоучителей уделяется достаточно внимания. В некоторых методических пособиях можно увидеть рекомендации относительно того, как следует проводить текущую проверку знаний. Так, в рамках изучения отдела Священной истории предлагалось проводить проверку следующим образом: «прочитать то, что дети слышали уже в классе, по Евангелию, изложить письменно слышанное ранее в классе — сначала по подробным, затем более общим вопросам, по данному плану, наконец, без помощи вопросов и плана»42; выполнить чертежи ветхозаветной «скинии и ее принадлежностей и христианского храма», написать ответы на вопросы законоучителя, письменно изложить сведения священно-исторических рассказов,
39 Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897. С. 146.
40 Благонравов. Указ. соч. С. 148.
41 Фаддей (Успенский). Указ. соч. С. 17.
42 Там же. С. 71.
писать рассуждения на известные темы и т. п.43 Аналогичного типа задания относились и к отделу изучения истории Церкви.
Проверка знаний по катехизису, как правило, представляла собой заучивание и воспроизведение основ православной веры. Именно это требование было обозначено в «Объяснительной записке к программе преподавания "Закона Бо-жия"»: «Надобно приучать детей к тому, чтобы они умели в связной форме передавать заученное ими при помощи вопросов и отчетливо знали, какое учение содержится в том или другом члене Символа веры или заповеди Господней»44. Прот. Михаил Благонравов поясняет указанные в «Объяснительной записке» требования так: «Сначала ученики отвечают по вопросам законоучителя, а затем они должны в связной форме передавать учение, содержащееся в том или другом члене Символа веры или заповеди. Ученики должны отвечать своими словами, не заучивая буквально вопросов и ответов, заложенных в катехизисе. Само собою понятно, что текст Символа веры и заповедей Ветхого и Нового Завета, а равно встречающиеся в катехизисе тексты Священного Писания должны быть заучиваемы учениками буквально»45.
В рамках отдела изучения молитв проверкой знаний могли быть такие задания: «выучить ранее объясненную молитву или тропарь»46 или дать объяснение, разъяснить их смысл. Однако, по замечанию прот. Михаила Благонравова, важно помнить основную цель изучения молитв, которая в своей основе предполагает «не усвоение текста молитв с надлежащим разумением смысла их, но приучение учеников к совершению молитвы и утверждение в них молитвенного настроения»47.
Относительно отдела изучения богослужения, и, соответственно, проверки знаний по данному отделу, «Объяснительная записка к программам преподавания "Закона Божия"» предписывала изучение богослужения со стороны смыслового изучения и понимания священнодействий, обрядов, богослужебных предметов, молитв ословий, песнопений и т. д., входящих в состав богослужения: «Надобно, чтобы они (ученики. — Т. С.) понимали язык Церкви, значение церковных священнодействий, вошли сколько возможно для них в качестве мирян и по степени полученного образования в дух их и чувствовали потребность более и более усвоить своему сердцу назидание от храма Божия и всего, что в нем совершается»48. Поэтому некоторые законоучители отмечали, что усвоение знаний по данному отделу должно достигаться «само собою, по мере усвоения учениками других сторон богослужения, и настолько, насколько каждый ученик может усвоить, требовать же от них этого не следует»49. Однако некоторые задания для проверки знаний учащихся по отделу учения о богослужении все же существовали. Например, имелись такие пособия, которые содержали картины
43 Красев А. А. О преподавании Закона Божия в начальной народной школе. Вятка, 1904. С. 103-104.
44 Сборник правил и программ для церковноприходских школ... С. 57.
45 Благонравов. Указ. соч. С. 169.
46 Фаддей (Успенский). Указ. соч. С. 71.
47 Благонравов. Указ. соч. С. 130.
48 Сборник правил и программ для церковноприходских школ... С. 59.
49 Благонравов. Указ. соч. С. 173.
с изображениями внутренней и внешней формы храма, священных сосудов, одежд и других предметов, необходимых для богослужения50. По этим картинам ученики получали теоретические знания, после чего проводилась проверка этих знаний, в которую также могли входить задания, предполагающие изображение (рисование) указанных предметов, формы, внешнего и внутреннего устройства церквей и храмов.
Кроме того, имея в виду статус предмета «Закон Божий», который являлся обязательным наряду с другими предметами, входящими в программу начальных школ, итоговая система оценки знаний учащихся также обязательно присутствовала и была представлена как итоговые и переводные испытания — экзамены, которые были обозначены как «контроль над успешностью преподавания или как основание для выдачи свидетельств об окончании курса»51. В испытания входили «вопросы в пределах установленной программы»52, которую преподаватель должен подготовить перед экзаменом, а прежде «поставить учащимся четвертные отметки в общей годовой ведомости»53. Экзамен по «Закону Божию» относился к устному испытанию, а потому предполагал такой порядок: «Испытуемые в экзаменационных комиссиях спрашиваются сперва своим законоучителем и учителем, если они присутствуют при экзамене», а затем всеми остальными членами комиссии. Оценивание ответа учащегося происходило посредством высчитывания среднего балла, выставленного каждым экзаменатором. При этом использовалась пятибалльная система оценивания54.
Таким образом, нами были рассмотрены особенности складывающейся методики преподавания «Закона Божия», основой которых стали педагогические идеи и труды дореволюционных законоучителей конца XIX — начала XX в. При всех достоинствах рассмотренной методики преподавания предмета, имелись пробелы и недостатки в методических аспектах организации уроков «Закона Божия», которые во многом осознавались, а потому законоучителями все чаще предлагались различные педагогические пути и средства оптимизации учебно-воспитательного процесса. Скорее всего, имеющиеся трудности можно было преодолеть и исправить, но известные события 1917 г. завершили этап развития и становления изучения православного вероучения и культуры в российских школах вплоть до конца XX в. В настоящее время, в связи с возрождением интереса к православной культуре и включением различных аспектов ее изучения в разные типы отечественных школ (государственные общеобразовательные школы, воскресные школы, православные гимназии), можно говорить об актуальности изучения исторического опыта преподавания православной культуры с целью анализа и усовершенствования имеющейся методики ее преподавания.
50 Сидорский И. П. Рассказы из Священной истории. К картинкам для наглядного преподавания Священной истории: в 2 ч. СПб., 1878.
51 Смирнов И. И. Руководствующие указания к правильной постановке учебной части в одноклассных и двухклассных начальных школ согласно Министерским программам и применительно к новым требованиям дидактики. Рига, 1914. С. 52.
52 Там же. С. 15.
53 Там же. С. 52.
54 См.: Сборник правил и программ для церковноприходских школ... С. 15.
Ключевые слова: законоучитель, «Закон Божий», православная культура, педагогическое наследие, исторический опыт, методика преподавания, Священная история, катехизис, молитва, богослужение, формы организации, нравственный вывод, средства
обучения, наглядные средства, проверка знаний.
Список литературы
Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911.
Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89-97.
Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пруга-вин, сост. СПб., 1898.
Красев А. А. О преподавании «Закона Божия» в начальной народной школе. Вятка, 1904.
Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1909.
Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Д. И. Тихомиров, сост. Могилев-на-Днепре, 1887.
Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
Сидорский И. П. Рассказы из Священной истории. К картинкам для наглядного преподавания Священной истории: в 2 ч. СПб., 1878.
Смирнов И. И. Руководствующие указания к правильной постановке учебной части в од-ноклассных и двухклассных начальных школ согласно Министерским программам и применительно к новым требованиям дидактики. Рига, 1914.
Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по «Закону Божию»: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 85-94.
Темномеров А., прот. Наставление в «Законе Божием». Молитвы, Священная история, богослужение Православной Церкви, о вере и жизни христианской. Пг., 1917.
Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. 3.
Фаддей (Успенский), архиеп. Записки по дидактике // Творения. Кн. 2. Тверь, 2003.
St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.
Stanovskaya Tatiana, Lecturer
St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation [email protected]
2017. Vol. 47. P. 93-106
Pedagogical Heritage of Russian Teachers of Religious Education of the Late 19th — Early 20th Century
T. Stanovskaya
This article deals with main pedagogical ideas of Russian teachers of religious education of the late 19th — early 20th century that primarily address the search for effective ways and methods of teaching the main subject of the Russian school, namely religious education (Russ. Закон Божий "God's Law"). The author proceeds following documentary and normative sources and works by teachers of religious education and identifies main features in developing techniques for teaching religious education. The article describes its components: the specificity of the content of the school subject and its parts; organisational forms, in the first hand, the lesson and characteristic features of arranging its stages; the methods, namely the method of moral conclusion, introductory talks, method of biblical narrative, method of conclusive proof; techniques of teaching and checking results that look particularly interesting. The data presented in the article is a summary of research into teaching religious education in pre-revolutionary Russia. The article describes Russian experience in this sphere, which may be of interest to present-day teachers of Orthodox faith and culture.
Keywords: teacher of religious education, religious education, Orthodox culture, pedagogical heritage, historical experience, methods of teaching, lesson, content of school subject, Sacred history, catechism, prayer, liturgy, forms of organisation, moral conclusion, means of training, visual aids, assessment in education.
Divnogorceva S. Ju., "Metodika prepodavanija Stanovskaja T. A., "Istoricheskaja preemst-
pravoslavnoj kul'tury kak novaja oblast' vennost' izuchenij a pravoslavnoj kul'tury v
didakticheskoj nauki", in: Vestnik PSTGU. Rossii", in: Vestnik PSTGU. Ser. IV: Peda-
Ser. IV: Pedagogika. Psihologja, 2(37), 2015, gogika. Psihologja, 3 (34), 2014, 85-94. 89-97.
Faddej (Uspenskij), arhiep., Tvorenija. Kniga 2. Zapiskipo didaktike, Tver', 2003.
References