К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко
УДК 376 N.A. TYUGAEVA*, M.P. STUROVA**
ББК 74.663 Т98
PEDAGOGICAL LEGACY OF A.S. MAKARENKO AND PROBLEMATIC ISSUES OF PENAL PEDAGOGY
Аннотация: в статье предпринята попытка рассмотреть основополагающие идеи А. С. Макаренко, возможности их реализации и обозначить проблемы пенитенциарной педагогики на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: идеи А. С. Макаренко, педагогическая система, гуманизация условий отбывания наказаний, коллектив обучение кадров, конференция коммуна, вологодскийопыт, исправительно-трудовая педагогика.
НИНА
АЛЕКСЕЕВНА
ТЮГАЕВА*;
МАРГАРИТА
ПАВЛОВНА
СТУРОВА**
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И ПРОБЛЕМЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Annotation', in the article the author considers Makarenko’s fundamental ideas and possibilities of their realization, designates problems of penal pedagogy within modern development of the penal system.
Key words pedagogical system of A.S. Makarenko, humanization of conditions of serving of punishment, collective, personnel training, conference, experience, commune, Vologda experience, correctional labour pedagogy.
Одним из направлений совершенствования уголовно-исполнительной политики являются «поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психологопедагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осуж-денных»1. Для реализации данного положения все более осознается необходимость изучения педагогической системы А. С. Макаренко и практического применения его основополагающих идей и принципов воспитания. Несмотря на то что их механически нельзя переносить на условия организации исправления осужденных, такие основные элементы системы, как формирование среды, педагогического коллектива воспитателей, влияние дисциплины и режима на воспитание личности, роль производительного труда, комплексный подход в применении средств, форм и методов воспитания, находили и находят практическое применение в деятельности лучших, передовых учреждений и воспитателей. Отдельные из них закреплены нормативно в уголовно-исполнительном праве.
В то же время такие основополагающие идеи А. С. Макаренко, как формирование и развитие личности в коллективе, перспективные линии,
* Доктор педагогических наук, профессор, заслуженныйработник высшей школы РФ, профессор кафедры юридической психологии и педагогики (Академия ФСИН России);
** доктор педагогических наук,
профессор кафедры психологии педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВ Д России)
E-mail: [email protected].
педагогика параллельного воздействия, не решаются ни в теории, ни на практике исправления осужденных. Некоторые из них отвергаются вообще как недопустимые в уголовно-исполнительной системе на основании того, что якобы повторить опыт выдающегося педагога нельзя, что в новых социальных условиях его опыт неприменим и т. д. Сторонники такой позиции основное оправдание ищут в том, что теперь другой, чем был у А. С. Макаренко, объект воспитания: у него - голодные, обездоленные дети, которых стоило только накормить, обеспечить более или менее сносные условия существования, - и все педагогические проблемы решались сами собой; сейчас - закоренелые преступники, для которых действенным может быть только один метод - устрашение, принуждение, и чем жестче, тем лучше. В подобных утверждениях, по крайней мере, две неправды. Во-первых, осужденные никогда не представляли и не представляют собой некую безликую однородную массу закоренелых преступников. Возникает серьезная проблема пе-дагогическойдифференциации и классификации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в новых, реформированных исправительных учреждениях. Во-вторых, среди воспитанников А. С. Макаренко были и осужденные за бандитизм, убийство, воровство, и беспризорники, не имеющие судимости, и дети из нормальных семей. И воспитывались они все вместе, в одной педагогической системе. Следовательно, дело не столько в объекте, сколько в субъекте воспитания, в наличии или отсутствии воспитательной системы.
За время работы в трудовой колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского с 1920 по 1935 год А.С. Макаренко создал педагогическую систему исправления правонарушителей. Его оптимистическая педагогика помогла многим стать достойными людьми. Педагогическая система, разработанная им в 30-х годах, не получила распространения в силу ужесточениякарательной политики, грубейших нарушений социалистической законности в уголовной политике и практике учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. По этой и ряду других причин А.С. Макаренко не удалось внедрить свой педагогический опыт в практику исправительно-трудовых учреждений в период работы (1935-1937) начальником трудовой колонии для несовершеннолетних осужденных, затем помощником начальника отдела трудовых колоний несовершеннолетних НКВД Украины.
Педагогический процесс в исправительных учреждениях организуется в рамках исполнения уголовного наказания. Это приводит к строгой регламентации его средств, форм и методов воздействия нормами права, действие которых далеко не во всех возникающих ситуациях находится в полном соответствии с педагогической целесообразностью. У А.С. Макаренко таких рамок не было, вернее, он признавал (и боролся за это!) только одну целесообразность - педагогическую. Время исправления осужденных определяется в уголовно-исполнительной системе сроком уголовного наказания. Разумеется, ничего подобного в его системе не могло быть. Воспитанники колонии, которые поступали учиться на рабфаки, в летнее время на каникулы возвращались и жили вместе со всеми воспитанниками как полноправные ее члены. Не было у А.С. Макаренко охранных сооружений, побег из колонии не считался нарушением режима, если воспитанник возвращался, к нему не применялись меры безопасности в сегодняшнем их понимании, не использовались такие меры наказания, как водворение в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, его не лишали свиданий с родственниками и т. д. В этом не было никакой необходимости, так как педагогика А.С. Макаренко - это педагогика доверия, созидания личности, а не ее разрушения, подавления. Это педагогика сотрудничества воспитателей и воспитуемых, а не противостояния и вражды; педагогика высокой требовательности к личности и сознательной ее дисциплины, а не анархии «уголовной романтики» или дисциплины дубинки, власти сильного.
Закономерно возникает вопрос: А.С. Макаренко устарел или мы до него не доросли? Скорее всего, последнее. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, на что указывается в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, возможно на основе разработанной А.С. Макаренко педагогики.
Идеи советского педагога-новатора до сих пор привлекают внимание прогрессивной педагогической общественности всего мира, доступны для внедрения в воспитательных учреждениях любого типа. Эти идеи нельзя рассматривать с точки зрения узкопринятой специфики или в узком смысле - педагогическом и практическом, их значение несравненно шире: они становятся факторами, способствующими возникновению нового отношения к человеку, жиз-
К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко
К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко
ни, обществу. Благодаря их использованию открываются новые возможности гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышения гарантий соблюдения их прав и законных интересов, что является одной из целей Концепции. Все это реально осуществимо при условии освоения теоретической высоты педагогической системы А.С. Макаренко, ведь она содержит не только общие решения важнейших педагогических проблем, но и конкретные, действенные пути реализации результатов их решения на практике. В его педагогическойконцепции органически связаны разработанные им, говоря современным языком, социальные технологии воспитания (сводный отряд, перспективные линии, первичный коллектив, параллельное действие, общая программа и индивидуальный корректив к ней, метод взрыва и т. д.) и их теоретическое обоснование.
Недостаточно глубокое отношение к идеям А.С. Макаренко отчасти объясняется тем, что художественнаяформа его произведений, воздействующих на читателя главным образом эмоционально, нередко заслоняет его тщательно продуманную теоретическую концепцию. Макаренко -ученый, который принадлежал к числу замечательных педагогов-экспериментаторов, решающих в гуще жизни сложные воспитательные проблемы и не всегда придающих своим открытиям и обобщениям форму в соответствии с требованиями кабинетных ученых. Кроме того, историческая судьба наследия А.С. Макаренко представляет собой интересный пример того, как трудно приживаются новые идеи и как они нуждаются в поддержке и культивировании.
В середине 30-х годов на исправительно-трудовой системе негативно отразились злоупотребления властью, массовые нарушения законности, имевшие место в период культа личности Сталина. В течение длительного периода вся работа по исправлению осужденных регламентировалась ведомственными инструкциями, а не законом, была выведена из-под контроля общественности, гуманные принципы подверглись деформации и забвению.
Прошедшие в 50-60-х годах изменения имели решающее значение для преодоления искривлений в исправительно-трудовойполитике и практике. Однако общая обстановка застоя в стране повлияла на деятельность исправительно-трудовых учреждений, они функционировали неэффективно. Жизнь настоятельно требовала выработки новых подходов к работе с осужденными и соотнесения положения дел в этой области с педагогическим наследием А.С. Макаренко.
Середина 50-х, 60-е и начало 70-х годов -это период активной гуманизации исполнения наказания, педагогизации мер исправления осужденных. Большой вклад внесли ученые и практические работники в процесс восстановления идей выдающегося педагога и внедрения их в практику исправления осужденных, а также обучения системе А. С. Макаренко кадров в учебных заведениях МВД СССР.
Введение в 1957-1958 гг. отрядной системы имело своей целью решать воспитательные задачи на более высоком качественном уровне, акцентировать внимание на организации индивидуальной воспитательной работы. Отрядная система создавала предпосылки для претворения в жизнь отдельных положений педагогической системы А.С. Макаренко. В начале 60-х годов проводится работа по научному осмыслению этой системы: проходят теоретические, научно-практические конференции, дискуссии, обмен мнениями по организации воспитательного процесса в новых условиях. Это активизирует поиск теоретическогообоснования воспитательной работы с осужденными и тем самым поднимает на более высокий уровень педагогическую науку. Существенное влияние на этот процесс оказало издание трудов А.С. Макаренко.
В 1960-1961 учебном году исправительнотрудовая педагогика впервые была включена как научная дисциплина в учебные планы Высшей школы МВД СССР (основана в 1929 г., в 1974 г. преобразована в Академию, с 1998 г. -Академия управления МВД России) и специальных средних учебных заведений МВД союзных республик. В 1966 г. издается первое учебно-методическое пособие для курсантов и слушателей-заочников средних специальных заведений по курсу «Исправительно-трудовая педагогика» под редакцией профессора Бориса Соломоновича Утевского. В 1967 г. опубликовано учебное пособие «Исправительно-трудовая педагогика», одобренное Советом Высшей школы МООП СССР (ответственный редактор -Виктор Федорович Пирожков). В последующие годы актуальные проблемы пенитенциарной педагогики стали включаться в программы курсов по повышению квалификации работников исправительных учреждений, получила развитие практика обучения сотрудников на местах основам педагогических и психологических знаний с привлечением преподавателей и ученых институтов, университетов, учителей общеобразовательных школ при учреждениях.
Официальное признание со стороны ведущих ученых в области педагогики пенитенциарная
педагогика как самостоятельная отрасль получила в 1963 г., когда академик Иван Андреевич Каиров (президент АПН РСФСР) в своей книге «Новая программа КПСС и задачи педагогической науки» предложил расширить систему педагогических наук, включив в нее исправительнотрудовую педагогику (в 90-е годы XX века введен в научный оборот термин «пенитенциарная педагогика»). Одним из основоположниковэтой отрасли педагогическойнауки по праву считается Антон Семенович Макаренко.
В 1978 г. в Рязанской высшей школе МВД СССР была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция «Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы перевоспитания осужденных», посвященная 90-летию со дня его рождения. Ее участники обсудили вопросы применения идей А. С. Макаренко в процессе исправления и перевоспитания осужденных совершенствование социальной и исправительнотрудовой психологии, исправительно-трудовой педагогики; психолого-педагогические проблемы среды, коллектива, малых групп и личности осужденных; повышение эффективности индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Доклады, сообщения и выступления ученых и практических работников были основаны на почти 30-летнем опыте применения некоторыхэле-ментов и форм педагогическойсистемы А.С. Макаренко в практике перевоспитания осужденных и обучения этой системе кадров в учебных заведениях МВД СССР.
Высокая культура, духовное богатство, талант педагога-новатора, писателя снискали А.С. Макаренко всеобщее уважение и непреходящую дань признания всего прогрессивного человечества. И не случайно по решению ЮНЕСКО 1988 г. был объявлен годом А.С. Макаренко. На празднование 100-летнего юбилея со дня его рождения в марте в Москву со всех концов страны съехались его воспитанники, чтобы отметить юбилей своего учителя, друга, отца, дорогого Антона, как они его любовно и ласково называли. Авторам этой статьи посчастливилось быть на многих мероприятиях, посвященных знаменательному событию.
В Рязанской высшей школе МВД СССР в марте 1988 г. также прошла Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Она стала добрым продолжением решения проблем возможности и необходимости применения его педагогической системы в исправлении и перевоспитании осужденных в современных условиях развития демократии, гуманиза-
ции и педагогизации деятельности исправительных учреждений.
Таким образом, как в практике, так и в теории исправления осужденных был накоплен позитивный опыт по использованию педагогических идей А.С. Макаренко. Однако застойные факторы в жизни нашего общества на рубеже 70-80-х годов находили свое проявление в практической деятельности исправительных учреждений. Несмотря на искусственно форсируемый курс по ограничению лишения свободы, колонии хронически испытывали перелимит контингента, нехватку рабочих мест для вовлечения осужденных в трудовой процесс, что существенно осложняло применение в этих условиях воспитательных мер, базирующихся на идеях А.С. Макаренко и принципах пенитенциарной педагогики.
Субъективное видение отдельными руководящими должностными лицами путей повышения эффективности процесса исправительного воздействия, не опирающееся на предшествующую практику и игнорирующее результаты научных исследований, нанесло серьезный ущерб воспитательному процессу Локализация осужденных внутри колонии, оказавшаяся неэффективной экспериментальная перестройка в отрядном звене, работа по зачету рабочих дней (не учитывающая степень общественной активности осужденных) и ряд других новелл привели к тому, что значительное число сотрудников отошли от непосредственного участия в воспитательном процессе, эффективность самодеятельных общественных формирований осужденных стала низкой, коллективы осужденных и сотрудников фактически перестали играть воспитательную роль, усилилось влияние отрицательных групп осужденных, стали возрождаться уголовные традиции.
Ликвидация Политического отдела ГУИД МВД СССР, являвшегося своеобразным методическим центром в области обобщения позитивной практики и организации воспитательного процесса, распространения среди сотрудников психолого-педагогических знаний, организатором регулярных обменов опытом ведения воспитательной работы среди осужденных по различным направлениям, способствовала дальнейшему снижению воспитательного потенциала основных средств исправления осужденных.
В настоящее время в условиях реформирования системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствования их организационно-структурного построе-
К 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко
К 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко
ния актуализируется проблема поиска и внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивиду-
ально-психологической характеристики. Опыт исправления осужденных, накопленный в 20-30-е, 60-70-е годы ХХ века, педагогическое наследие А.С. Макаренко, их творческое осмысление должны сыграть значительную роль в развитии уголовно-исполнительной системы.
1 Концепцияразвития уголовно-исполнительнойсистемы РоссийскойФедерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 14 октября 2010 г. N° 1772-р. Рязань, 2010. С. 8.