СТОШШШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В.М. Панфилова, доцент кафедры управления системой образования Мордовского межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки кадров МГУ им. Н.П. Огарева,
М.А. Панфилов, зав. кафедрой гражданско-правовыгх дисциплин Саранского кооперативного института МУПК, доцент
По мнению аторов, использование принципов перевода содержания на знаково-символический язык позволит студентам оптимально продвигаться по пути формирования «оперативных схем мышления» (в нашем случае схем-конспектов). В статье предлагается ввести в содержание обучения метод содержательного обобщения формируемых знаний и способов действия, чтобы схемы-конспекты впоследствии могли строить сами студенты. Именно при такой деятельности происходят качественные изменения в мышлении, а научный метод становится особым предметом усвоения и орудием интеллектуальной деятельности.
The use of the principles for content translation into the sign-symbolic language will allow the student to optimally advance on the way of forming «the efficient schemes of thinking» (in our case scheme-conspectus). Since the content of teaching involves both the method of a contentions generalization of the knowledge to be acquired by students and modes of mental activities, the scheme-conspectus will eventually be built by students themselves. It is this activity that provides a qualitative surge in thinking. Thus, the scientific method becomes both a particular object of knowledge acquisition and an instrument of intellectual activity.
Среди основных проблем модернизации российского образования особого внимания заслуживает проблема педагогического моделирования образовательной деятельности как универсального метода научного познания. Под педагогической моделью мы пониамем искусственно созданный образец в виде логико-семиотической модели (специальные знаково-символические формы как средство отражения в более простом виде структуры многофакторного явления), непосредственное изучение которой дает новые знания об объекте-оригинале. Такого рода моделирование (процесс построения, изучения и применения моделей) в педагогическом отношении представляет особый интерес, поскольку воссоздает комплекс моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы; определяет принципиально иную логику отбора и структурирования содержания; позволяет рассматривать изучаемое явление во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими. Как правило, это — логически последовательная система элементов: цели образования, его содержание, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным про-
цессом (подбор критериев эффективности технологии, видов и способов контроля, оценивания и отчетности), построение учебных планов и программ.
В процессе создания моделей происходит не только усвоение готовой суммы необходимых профессиональных знаний и умений, но и освоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач. При этом актуализируется творческая деятельность и преподавателя, и обучаемого: работа с символическими структурами требует от преподавателя принципиально иной педагогической деятельности, студент же структурирует предметный материал в определенной логике, вносит в него порядок и свой смысл. В предлагаемом далее описании процесса педагогического моделирования целостно отражены его главные параметры, обеспечивающие успех обучения, что позволяет увидеть резервы повышения эффективности последнего.
Прежде чем приступить к педагогическому моделированию, необходимо представить его как набор одних и тех же процедур-этапов. Это позволит логично соотнести друг с другом элементы учебной деятельности в их функциональ-
© В.М. Панфилова, М.А. Панфилов, 2004
№ 1, 2004
ной взаимосвязи. Предлагаются следующие этапы моделирования.
Первый этап — синтезирование учебного материала в информационно емкие блоки. Он заключается в последовательном развертывании материала как системы с опорой на внутреннюю логику предмета и задачи подготовки студентов к профессиональной деятельности.
На этом этапе выделяются следующие параметры структурирования учеб-
ного содержания (системообразующие факторы):
1) общий бюджет учебного времени (определяется учебной программой);
2) группировка учебного материала в блок-модули: все содержание учебной дисциплины разбивается на блок-модули; в результате отбора и структурирования содержания объемный курс представляют ограниченнное число блоков (рис. 1).
СЭ" а1
3-12
■*ху
■є»
Резерв времени
Учебные часы
Р и с. 1. Группировка учебного материала в блок-модули: аи; «12; аху; — модульные единицы (х— порядковый номер блок-модуля; у— порядковый номер модульной единицы); а.. — принципиально новый блок учебного материала (методологические знания) — предметно-специфический учебный материал по знаково-символической деятельности обучающегося; |\/| графический символ — лабораторно-практическая (самостоятельная) работа
Каждый блок-модуль:
— представляет собой логически завершенный узел учебного материала, наполненный конкретным содержанием в соответствии с целями профессиональной подготовки, решаемыми задачами и используемыми методами (что и определяет структуру учебного предмета и содержание дидактического комплекса);
— образован из модульных единиц — разделов, содержащих определенный объем учебного материала, последовательность изучения которых отвечает постепенному развитию содержания и отражает структуру учебной дисциплины;
— содержит принципиально новый блок учебного предметно-специфического материала по знаково-символической деятельности обучающегося; сформированные в результате этого методологические знания в дальнейшем выступают ориентиром, на основе которых обучаемые дифференцированно осуществляют отбор и освоение содержания обучения;
3) резерв времени (образуется за счет знаково-символического уплотнения учебной информации). Это самостоятельный элемент, который предусмотрен
в каждом блок-модуле: планируется в виде свободного использования (перемещения) во временных рамках блока.
Содержание блок-модуля может меняться и дополняться путем введения новых модульных единиц.
Второй этап — перевод информации на знаково-символический язык. Важным условием знаково-символического моделирования учебной информации является осуществление процесса построения дедуктивной формы в виде схемы-конспекта. Моделирование здесь выступает как этап деятельности, который характеризует изменение состояния и улучшение функционирования системы. Предлагается применить особые формализованные средства, соединяющие в себе предметный образ и глубинный смысл, используя следующие специфические аспекты:
а) многоуровневую модель систематизации учебной информации;
б) знаково-символический язык;
в) логико-семиотическую модель.
Многоуровневая модель систематизации учебной информации. Для обеспечения максимального продвижения студен-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
тов по множеству определяемых терминов с некоторой долей условности определены три уровня систематизации учебной информации. Каждый уровень имеет свою структуру и логику построения.
П е р в ы й у р о в е н ь. Выделение ключевых понятий (о чем говорится?). На основе выявления общего для всех понятий данного типа проводится классификация: разделение и последующее объединение по определенному основанию.
В т о р о й у р о в е н ь. Выделение сущностных признаков изучаемого понятия (что говорится?). Указывается сущностный признак, по которому изучаемое понятие отличается от других понятий того же рода. Это позволяет установить взаимосвязь данного понятия с понятиями следующего уровня.
Т р е т и й у р о в е н ь. Определение сопоставимых признаков изучаемых понятий. Устанавливаются основные различия между понятиями, делается вывод, вытекающий из сравнения.
Такое членение знаний позволяет установить общее и особенное, отвлечься от несущественных признаков, выявить сущностные признаки в изучаемых понятиях, объединить общее, определяющее (сравнение — абстрагирование — синтез). Одновременно происходит процесс обучения студентов «культуре определения понятия». Так, отвечая на вопрос «Что говорится об изучаемых объектах?», обучаемый составляет словесный алгоритм поиска ответа:
— содержание учебной информации делится на логические части;
— в каждой части выделяются логический субъект (о чем говорится?) и логический предикат (что говорится о субъекте?).
Знаково-символический язык. Для операционализации учебной информации и моделирования процесса усвоения теоретических понятий с опорой на дедуктивные схемы содержательного обобщения нами сконструирован знаковосимволический язык: система параметров, способы и образцы проектирования моделей как процесса пошагового содержательного обобщения, как экспликатив-ная форма дедуктивного структурирования учебного содержания. Основное предназначение данного символическо-
го средства — дать через каждое частное проявление целостный образ изучаемого явления (процесса).
Знаково-символический язык содержит криптограммы, графические морфемы, специальные шрифты, характеризуется количественной ограниченностью (не более 10) и унифицированностью знаков, актуализацией смысловых элементов, использованием ассоциативности и стереотипов, а также несет определенную текстовую нагрузку и используется в различных модификациях:
1) графический символ геометрические фигурыг (ось симметрии — проводится на странице условно, относительно нее строится схема-конспект; прямоугольник — каждая схема-конспект начинается с прямоугольника — «вершины», в которую вносится определение искомого понятия);
2) графический символ шрифт (полужирный шрифт, курсив и обыгчныгй шрифт — используются для содержательного наполнения системы прямоугольников: соответственно вершины, начала второго и третьего уровней, внутриуровневых);
3) графический символ линия (линия со стрелкой — указывает на начало второго и третьего уровней; просто линия — на ассоциативную связь понятий внутри уровня; пунктирная линия — на взаимосвязь изучаемого понятия с понятиями данного уровня; узорная линия — обрамление вершины, начала второго и третьего уровней: соответственно одиночное, двойное и тройное).
Логико-семиотическая модель. От того, как будет организован процесс усвоения учебной информации, зависит и его развивающий эффект. Последний связан с переходом студентов к новому способу ориентировки в предмете усвоения и соответственно к новой организации своей деятельности (новые формы деятельности как механизм усвоения знаний и умений).
Изучение каждого блока учебной информации начинается с построения логико-семиотической модели — схемы-конспекта (требует специального описания дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности дей-
№ 1, 2004
ствий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплекса). Вокруг схемы-конспекта формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодей-
ствию преподавателя и обучающихся. Пример схемы-конспекта, которую можно использовать при изучении студента-ми-юристами понятия «Государственный контроль, осуществляемый антимонопольными органами», приведен на рис. 2.
Государственный контроль, осуществляемый антимонопольными органами
_1_
Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации, ликвидации коммерческих организаций и их объединений
создания, слияния, присоединения объединений коммерческих организаций
слияния и присоединения коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ
ликвидации и разделения государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 %
при создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тыс. МРОТ
при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тыс. МРОТ
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций
если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 тыс. МРОТ
если одним из лиц является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %
если приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта
если суммарная балансовая стоимость их активов _______________превышает 50 тыс. МРОТ_____________________
в случае участия физического лица в исполнительных органах, советах директоров, суммарная балансовая стоимость активов которы превышает 50 тыс. МРОТ, или хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 3 5% по одной и той же товарной группе (группам) товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса
Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов
федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов
Р и с. 2. Схема-конспект формирования понятия «Государственный контроль, осуществляемый
антимонопольными органами»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках предложенной модели перевод содержания на знаково-символический язык позволяет студентам оптимально продвигаться по пути формирования «оперативных схем мышления». Поскольку в содержание обучения вводится и сам метод содержательного обобщения формируемых знаний и способов действия, то такие схемы-конспекты впоследствии в процессе изучения программного материала строятся студентами самостоятельно. Процесс символического опосредования учебного материала задает дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса, продолжается в различных формах на практических занятиях и далее при самостоятельной работе с текстом, что и определяет дидактическую основу модели. Именно при такой деятельности происходит качественный сдвиг в мышлении: научный метод становится особым предметом усвоения и орудием интеллектуальной деятельности, а также характеризует собой переход к совершенно новому способу организации мыслительной деятельности. Такая целенаправленная переработка знаний способствует решению сложных дидактических задач, и в частности, формирования целостных понятий, терминологии, системы контроля, оценки и коррекции, а также логиза-ции сложных явлений и процессов.
Выступая универсальным методом научного познания, педагогическое моделирование позволяет составить по аналогии схематическую модель любого изучаемого понятия как процесса пошагового содержательного обобщения и формирования динамических структур мышления (экспликативная форма дедуктивного структурирования учебного содержания). В свою очередь, опыт знаково-символического моделирования обеспечивает переход к новому способу ориентировки в предмете усвоения, поскольку учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания построенного особым образом метода научно-теоретического познания. Полученная модель остается открытой для поиска, систематизации и включения в
нее новых знаний, точек соприкосновения с другими теориями. При этом происходит междисциплинарное обогащение, которое позволяет связывать необходимый для изучения учебный материал из различных источников.
При составлении схем-конспектов наиболее отчетливо проявляются их обучающая и развивающая функции. Готовая (завершенная) схема-конспект может успешно применяться в различных видах учебной работы и контроля знаний; приобретение устойчивых навыков работы по свертыванию-развертыванию учебной информации и установлению новых связей обеспечивает глубокую проработку изучаемого теоретического материала, создает необходимые предпосылки для индивидуализации обучения и повышения его результативности (в силу дидактической операциональности и четкой ориентированности на развитие целостных представлений об изучаемых объектах и процессах).
Реализация данного подхода в практике обучения связана с осознанием преподавателями тех новых элементов, которые должны появиться в учебно-воспитательном процессе. Это — методы преподавания как приемы и способы педагогического воздействия в интересах профессиональной подготовки студента, педагогическая деятельность как деятельность, побуждающая обучаемого к собственной активности.
Третий этап — аналитико-интер-претационная работа с применением знаково-символических моделей. Важную предпосылку реализации знаковосимволического моделирования составляет комментированное чтение схем-конспектов (как обобщенная способность оперирования знаково-символическими средствами).
Комментированное чтение схем-конспектов позволяет:
— варьировать в широких пределах набор предлагаемых студентам вопросов (от описания изучаемого учебного материала в общем виде до мельчайшей детализации; при этом преподаватель имеет возможность сделать акцент на любой части описания изучаемого явления и
№ 1, 2004
выяснить все интересующие его вопросы);
— анализировать информацию, проводить сравнение понятий, методов;
— давать связанное изложение материала; многократно возвращаться к узловым вопросам, не прибегая к простому повторению;
— обрабатывать осмысленно учебный материал, актуализировать познавательную деятельность студентов.
Считаем, что использование в учебном процессе вуза педагогического моделирования в роли учебного средства и способа систематизации и содержательного обобщения знаний (посредством знаково-символического уплотнения учебной информации и организации проблемно-поисковой среды обучения) даст возможность осуществить инновационный подход к реализации новых форм и содержания образовательного процесса, а также поднять на качественно иной уровень подготовку специалистов.
Следует отметить, что при наличии широкого доступа к информационным ресурсам педагог, проектируя и констру-
ируя дидактический комплекс учебной дисциплины на основе знаково-символического моделирования, через информационную составляющую процесса обучения сможет применять целостную технологию обучения как вариант управления качеством профессиональной подготовки обучающихся. При проектировании такого дидактического комплекса предусматривается возможность его использования как в локальных компьютерных сетях вуза, так и при дистанционной форме обучения (успешная самостоятельная и продуктивная работа студентов с большим объемом учебной информации, автономность учения, осознание своих способностей и потребностей в учении, творчество в учебной деятельности).
Введение учебного модуля «Проектирование и моделирование в образовательных системах» в программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей вуза позволит решить в некоторой степени актуальную педагогическую проблему формирования профессиональных качеств современного преподавателя.
Поступила 06.11.03.
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Садовников, докторант Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевъева, доцент кафедры теории и методики обучения математике Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского
Автором раскрываются методологические проблемы фундаментализации современного вузовского образования. Рассматриваются соотношение фундаментального и технологического знания, взаимосвязь фундаментализации и профессионально-педагогической направленности обучения будущих учителей в педагогическом вузе.
Methodological problems of fundamentalization of modem university education are discussed. The balance of fundamental and technological knowledge, interrelation of fundamentalization and a professional — pedagogical orientation in training of future teachers in pedagogical high school are considered.
Раскрывая понятие фундаментализа- сооружений», а также в переносном зна-
ции образования, оттолкнемся от значе- чении «база, опора, основа» (фундамент
ний слов «фундамент» и «образование», знаний, научный фундамент). Второе
представленных в словаре С.И. Ожего- трактуется либо как «получение система-
ва. Первое означает «основание, служа- тизированных знаний и навыков, обуче-
щее опорой для стен здания, для машин, ние, просвещение», либо как «совокуп-
© Н.В. Садовников, 2004