112
Высшее образование в России • № 4, 2011
Е.В. ЛЕОНОВА, доцент Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Педагогическое мастерство и личность преподавателя
В статье рассматривается проблема профессионально важных личностных качеств и психолого-педагогической компетентности преподавателя высшего технического учебного заведения. Показана роль личности преподавателя в условиях информатизации образования. Представлена программа повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей технического вуза.
Ключевые слова: высшее образование, преподаватель вуза, психолого-педагогическая компетентность, новые образовательные технологии.
Подавляющее большинство преподава- средованной передачи (в виде текстов, ди-телей технических вузов, как известно, не аграмм, через СМИ); оно формируется,
имеют профессионального педагогического образования. Как правило, они не изучали психолого-педагогические дисциплины и в период своего обучения в вузе. Результаты проведённых нами исследований [1] свидетельствуют, что недостаточный уровень педагогического мастерства и не-сформированность коммуникативной компетентности у наших преподавателей являются одной из основных причин дезадаптации и низкой успеваемости студентов младшихкурсов. Учебная деятельность перестаёт восприниматься ими как важная составляющая часть их жизни, приносящая радость познания, творческую самореализацию и духовное обогащение.
В контексте модернизации высшего профессионального образования и принятия идеологии компетентностного подхода наметилась тенденция к решению проблемы педагогической компетентности преподавателей. Минобразованием РФ в 2001 г. были утверждены требования к подготовке преподавателей высшей школы из числа лиц, имеющих высшее непедагогическое образование. В ряде вузов были разработаны соответствующие образовательные программы [2]. Вместе с тем проблема ещё далека от решения.
Мы рассмотрим её с позиций концепции личностного знания (М. Полани). Определяющим свойством личностного (неявного) знания считается невозможность его опо-
транслируется и усваивается исключительно посредством личных контактов и оказывает непосредственное влияние на когнитивные и практические навыки профессионала, на его способность к воображению и научному творчеству. М. Полани подчеркивает необходимость включения субъективного фактора (оценки, мотивы, ценностные установки) в познавательный процесс и невозможность отделения науки от окружающего её культурно-исторического и социального опыта: «Результат, получаемый с помощью механического применения строгих правил, без личностной вовлеченности кого-либо, не может ничего и ни для кого означать. Процедура, которой следует ученый в своем исследовании, является, конечно, методической, однако его методы - это лишь максимы некоторого искусства, которое он применяет в соответствии со своим собственным оригинальным подходом к проблемам, им выбранным» [3, с. 317].
Стремительное развитие информационных технологий привело к тому, что если раньше главным носителем знаний являлся учитель, то в настоящее время учащийся может получить необходимую информацию из множества источников, не выходя из дома. По каждой дисциплине разработаны учебно-методические комплексы, любая книга может быть скопирована и оцифрована, так что студенты, как
Социология образования
113
правило, не испытывают недостатка в методических материалах. Поэтому современный преподаватель должен представать перед студентами в первую очередь как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и транслирующий их в аудитории. Своим отношением к содержанию преподаваемого материала, методикой преподавания, требовательностью, стилем общения со студентами преподаватель закладывает основы мировоззрения своих учеников. Преподаватель для студентов является профессиональным образцом и своим отношением к делу закладывает не только образовательный фундамент будущих специалистов, но и их отношение к профессиональной деятельности.
Результаты проведённого нами в 2009 г. анкетного опроса студентов 1-4-х курсов ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» (1048 чел.) показали, что, отмечая положительные качества преподавателей, студенты на первое место ставят "понимание студентов", "уважение", "доброту", "отзывчивость". В сумме эти характеристики набрали около 65% ответов. На втором месте стоит "педагогическое" и "ораторское" мастерство - в сумме около 23%, на третьем месте - "знание своего предмета" (10%).
Представители профессорско-преподавательского состава ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» (122 чел.) более широко осветили спектр положительных характеристик современного преподавателя. Так же как и студенты, преподаватели поставили на первое место мотивационно-личностные качества, такие как вежливость, выдержанность, высокий культурный уровень, готовность объяснять материал, дисциплинированность, доброжелательность, доступность, желание работать, желание преподавать, желание развиваться, желание чему-то научить, заинтересованность, интеллигентность, коммуникабельность, любовь к студенту, моральные качества, мотивация, неравнодушие, обаяние, открытость в общении, объективность, ответ-
ственность, отзывчивость, пунктуальность, самообладание, систематическая подготовка к занятиям, способность обучаться, справедливость, строгость, творческое отношение к работе, терпение, «терпимость к дуракам», толерантность, требовательность, трудолюбие, уважительное отношение к коллегам и студентам, честность, чувство юмора (характеристики представлены в алфавитном порядке). На втором месте по частоте упоминания - характеристики, относящиеся к когнитивной сфере: квалификация, компетентность, знания, ум, профессионализм, актуализация материала, креативность, мудрость, научная деятельность, новаторство, «уклон в практику». На третьем месте по частоте упоминания находятся характеристики, относящиеся к педагогическому и ораторскому мастерству, такие как умение объяснять, воспитывать личным примером, хорошая дикция, методическая грамотность, использование компьютерных методов и информационных технологий, педагогический талант, умение мотивировать, системность и последовательность.
Представляют интерес также ответы преподавателей, касающиеся методов преподавания и повышения мотивации студентов к учебной деятельности. Большинство преподавателей (66,4%) на первое место ставят умение связывать материал лекции или семинарского занятия с современными проблемами науки и практики. На второе место - четкое, внятное, интересное изложение материала (53,3%), на третье - уважительное отношение к каждому студенту (50%). Среди вариантов ответа, предложенных преподавателями, - увязка получаемых студентом знаний с будущей профессией; убеждение в необходимости выполнения заданий; приведение нагляд-ныхпримеров и связывание с другими дисциплинами, использование активных методов обучения, ТСО и обучающих программ; привлечение студентов к научно-исследовательской работе.
Как отмечается в ФГОС ВПО, необхо-
114
Высшее образование в России • № 4, 2011
димо «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» [4]. Анализ результатов ответов преподавателей на вопрос: «Какие активные методы обучения Вы используете? » -показал, что проблемное обучение используют 40% преподавателей, интерактивное обучение - 30%, программированное обучение - 19%. Выяснилось, что активные методы обучения используют в основном преподаватели со стажем до 10 лет. Многие преподаватели не владеют современны-
ми педагогическими технологиями, у большинства с годами сформировался стереотип преподавания, следовать которому проще, чем что-то менять в своей методике ведения занятий, используя достижения современной педагогической и психологической науки. Примечательно, что во время проведения анкетного опроса отдельные преподаватели даже выражали недовольство по поводу наличия в анкете вопроса: «Откуда я знаю, что такое активные методы обучения?» Вместе с тем нельзя не отметить, что подавляющее число респондентов высказали готовность к повышению своей психолого-педагогической компетентности (от 67% до 85% в зависимости от стажа работы и факультета).
С учётом результатов социологическо-
Таблица 1
Тематический план повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса»
№ Тема Часы
1. Образовательный процесс в вузе в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки. Основные современные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе 4
2. Психология личности. Движущие силы, условия и механизмы развития личности. Психологические особенности студенческого возраста. Биологические и социально-психологические основы индивидуализации образовательного процесса 8
3. Психолого-педагогические проблемы подготовки студентов в техническом вузе. Проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Условия и методы их решения 8
4. Задачи преподавателя по формированию мотивации к глубокому изучению дисциплин. Стимулирование образовательной деятельности. Движущие силы, условия и механизмы формирования высокой мотивации к учебной и профессиональной деятельности 4
5. Психологическая теория учебной деятельности. Основные характеристики методов обучения. Современные психолого-педагогические технологии подготовки студентов в вузе. Активные методы обучения 4
6. Психологическая структура компетенций. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в соответствии с ФГОС ВПО 4
7. Психологические аспекты использования ТСО в образовательном процессе. Психология презентаций 8
8. Преподаватель и студент как субъекты образовательного процесса. Основные компетенции преподавателя вуза. Коммуникативная компетентность как профессионально важное качество преподавателя вуза 8
9. Эмоциональная саморегуляция. Профилактика эмоционального выгорания преподавателя (тренинг) 12
10. Овладение способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонация, паузы); организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, вокальная выразительность) 4
11. Креативность как профессионально значимое качество личности выпускника вуза. Методы развития креативности в образовательном процессе 4
12. Круглый стол: актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в условиях модернизации высшего образования 4
Всего: 72
Социология образования
115
го исследования в Обнинском ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» были разработаны программы повышения психолого-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава «Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в вузе» и «Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки» \ Продолжительность обучения - 72 час., очная форма обучения. Реализация программ предусматривает широкое использование активных методов обучения, технических средств обучения, психологически грамотно составленных презентаций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных учебных ситуаций, психологического тренинга эмоциональной саморегуляции и профилактики эмоционального выгорания. В 2009/2010 учебном году по данной программе повысили свою квалификацию более 60 преподавателей, включая деканов всех факультетов «МИФИ» {табл. 1).
Студенты как младших, так и старших курсов видят в преподавателе наставника, ждут от него эмоциональной поддержки, понимания, помощи. Если с первого дня обучения в вузе не поддерживать энтузиазм студентов, их изначальный интерес к преподаваемым дисциплинам в контексте будущей профессиональной деятельности, то не следует удивляться резкому снижению у них учебной мотивации в дальней-
шем. По-видимому, при приеме преподавателя на работу и тем более при продлении контракта, наряду с результатами научной деятельности следует учитывать его личностные характеристики и психолого-педагогическую компетентность, поскольку от личности преподавателя, его профессиональной педагогической компетентности напрямую зависит качество подготовки выпускников вуза.
Литература
1. Леонова Е.В. Развитие профессионально
важных качеств личности молодого специалиста в области атомной энергетики в период адаптации к обучению в вузе // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: Материалы IV Национальной научно-практической конференции. М., 2007. С. 392-394.
2. Медведев В., Татур Ю. Подготовка препо-
давателя высшей школы: компетентност-ный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.
3. Полани М. Личностное знание: На пути к
посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.
4. Сайт Министерства образования и науки
РФ. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
5. Леонова Е.В. Психолого-педагогические
проблемы подготовки кадров нового поколения в национальном исследовательском университете // Наука и образование. 2011. № 1.
LEONOVA E. HIGHER SCHOOL TEACHER: PERSONALITY AND PEDAGOGICAL SKILLS
The article considers the problem of psychological and pedagogical competence of a Technical University teacher. The importance of teacher's personality and pedagogical skills in modern age ofinformatization ofeducation is shown. The program of the course for teaching staff "Psychological and pedagogical support of the educational process in Technical University" is presented.
Keywords: higher education, higher school teacher, psychological and pedagogical competence, new educational technologies.
1 Программы были разработаны на кафедре психологии (Авторы В.И. Седин, В.В. Белехов, Е.В. Леонова, Н.С. Литвиненко, А.В. Хавыло).