Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушко Ирина Васильевна, Дубенко Мария Николаевна

В статье акцентируется внимание на компетенциях педагога профессионального образования как руководителя учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся по программам СПО. В качестве примера рассмотрены методологические аспекты педагогического исследования проблемы формирования толерантных отношений в молодежной среде как части воспитательной системы в профессиональном образовании. Проблема толерантности сформулирована ФГОС СПО, входит в перечень общих компетенций и включает в себя способность толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. На формирование толерантности должен быть направлен воспитательный и образовательный процесс профессионального образования. В работе сформулированы актуальность, понятийный и методологический аппарат, научные и методологические основания исследования данной проблемы. Рассмотрены средства и методы воспитания толерантности в молодежной среде. Предложен ряд методик и диагностик оценки уровня толерантности для педагогов и обучающихся. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы формирования толерантных отношений в молодежной среде как части воспитательной системы в профессиональном образовании. Результаты могут найти практическое применение в методике профессионального обучения, быть использованы в организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях профессионального образования. Сделан вывод о том, что решение задачи формирования толерантных отношений в молодежной среде в профессиональном образовательном учреждении возможно при учете социально-педагогических условий формирования толерантной личности в поликультурной среде, использовании разнообразных форм и методов формирования толерантности в воспитательной системе, а также методик оценки уровня данного качества. Формированиетолерантности у подрастающего поколения является важнейшей педагогической задачей, и ее решение целиком и полностью зависит от планомерных и целенаправленных усилий педагогов-практиков системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глушко Ирина Васильевна, Дубенко Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL RESEARCH OF THE PROBLEM OF FORMATION OF TOLERANT RELATIONSHIPS IN THE YOUTH ENVIRONMENT: METHODOLOGY AND PRACTICE

.The article focuses on the competencies of the teacher of vocational education as the head of the educational, professional, project, research activities of students under the programs of vocational education and training. As an example, the methodological aspects of pedagogical research of the problem of the formation of tolerant relations in the youth environment as part of the educational system in vocational education are considered. The problem of tolerance is formulated by the Federal State Educational Standard, is included in the list of general competencies and includes the ability to perceive social, ethnic, confessional and cultural differences with tolerance. The educational and educational process of vocational education should be aimed at the formation of tolerance. The paper formulates the relevance, conceptual and methodological apparatus, scientific and methodological foundations of the study of this problem. The means and methods of tolerance education in the youth environment are considered. A number of methods and diagnostics for assessing the level of tolerance for teachers and students are proposed. The obtained results can be used for further study of the problem of the formation of tolerant relations among young people as part of the educational system in vocational education. The results can find practical application in the methodology of vocational training, used in the organization of educational activities in educational institutions of vocational education. The conclusion is made that the solution of the problem of forming tolerant relations in the youth environment in a professional educational institution is possible under the conditions of taking into account the socio-pedagogical conditions for the formation of a tolerant personality in a multicultural environment, the use of various forms and methods of forming tolerance in the educational system, as well as methods for assessing the level of this quality. The formation of tolerance among the younger generation is the most important pedagogical task, and its solution depends entirely on the systematic and purposeful efforts of teachers-practitioners of the vocational education system.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.031:37.034 DOI 10.26170/2079-8717_2023_01 _08

ББК Ч447.005.21 ГРНТИ 14.33.05 Код ВАК 5.8.2

Глушко Ирина Васильевна,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры «Гуманитарные дисциплины и иностранные языки», Азово-Черноморский инженерный институт, Донской государственный аграрный университет в г. Зернограде; 347740, Россия, г. Зерноград, ул. Кленовая, 17; e-mail: [email protected]

Дубенко Мария Николаевна,

студентка, Азово-Черноморский инженерный институт, Донской государственный аграрный университет в г. Зернограде; 347740, Россия, г. Зерноград, ул. Кленовая, 17; e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методология педагогических исследований; педагогические исследования; толерантность; толерантные отношения; средние профессиональные учебные заведения; педагоги; молодежь

АННОТАЦИЯ. В статье акцентируется внимание на компетенциях педагога профессионального образования как руководителя учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся по программам СПО. В качестве примера рассмотрены методологические аспекты педагогического исследования проблемы формирования толерантных отношений в молодежной среде как части воспитательной системы в профессиональном образовании. Проблема толерантности сформулирована ФГОС СПО, входит в перечень общих компетенций и включает в себя способность толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. На формирование толерантности должен быть направлен воспитательный и образовательный процесс профессионального образования. В работе сформулированы актуальность, понятийный и методологический аппарат, научные и методологические основания исследования данной проблемы. Рассмотрены средства и методы воспитания толерантности в молодежной среде. Предложен ряд методик и диагностик оценки уровня толерантности для педагогов и обучающихся. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы формирования толерантных отношений в молодежной среде как части воспитательной системы в профессиональном образовании. Результаты могут найти практическое применение в методике профессионального обучения, быть использованы в организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях профессионального образования. Сделан вывод о том, что решение задачи формирования толерантных отношений в молодежной среде в профессиональном образовательном учреждении возможно при учете социально-педагогических условий формирования толерантной личности в поликультурной среде, использовании разнообразных форм и методов формирования толерантности в воспитательной системе, а также методик оценки уровня данного качества. Формирование толерантности у подрастающего поколения является важнейшей педагогической задачей, и ее решение целиком и полностью зависит от планомерных и целенаправленных усилий педагогов-практиков системы профессионального образования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Глушко, И. В. Педагогическое исследование проблемы формирования толерантных отношений в молодежной среде: методология и практика / И. В. Глушко, М. Н. Дубенко. -Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2023. - № 1. - С. 65-70. - DOI: 10.26170/2079-8717_2023_01_08.

Glushko Irina Vasilyevna,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Professor of Department of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages, Azovo-Chernomorsky Engineering Institute, Don State Agrarian University in Zernograd, Zernograd, Russia

Dubenko Maria Nikolaevna,

Student, Azovo-Chernomorsky Engineering Institute, Don State Agrarian University in Zernograd, Zernograd, Russia

PEDAGOGICAL RESEARCH OF THE PROBLEM OF FORMATION OF TOLERANT RELATIONSHIPS IN THE YOUTH ENVIRONMENT: METHODOLOGY AND PRACTICE

KEYWORDS: methodology of pedagogical researches; pedagogical research; tolerance; tolerant relations; secondary vocational schools; teachers; the youth

ABSTRACT. The article focuses on the competencies of the teacher of vocational education as the head of the educational, professional, project, research activities of students under the programs of vocational education and training. As an example, the methodological aspects of pedagogical research of the problem of the formation of tolerant relations in the youth environment as part of the educational system in vocational education are considered. The problem of tolerance is formulated by the Federal State Educational Standard,

© Глушко И. В., Дубенко М. Н., 2023

is included in the list of general competencies and includes the ability to perceive social, ethnic, confessional and cultural differences with tolerance. The educational and educational process of vocational education should be aimed at the formation of tolerance. The paper formulates the relevance, conceptual and methodological apparatus, scientific and methodological foundations of the study of this problem. The means and methods of tolerance education in the youth environment are considered. A number of methods and diagnostics for assessing the level of tolerance for teachers and students are proposed. The obtained results can be used for further study of the problem of the formation of tolerant relations among young people as part of the educational system in vocational education. The results can find practical application in the methodology of vocational training, used in the organization of educational activities in educational institutions of vocational education. The conclusion is made that the solution of the problem of forming tolerant relations in the youth environment in a professional educational institution is possible under the conditions of taking into account the socio-pedagogical conditions for the formation of a tolerant personality in a multicultural environment, the use of various forms and methods of forming tolerance in the educational system, as well as methods for assessing the level of this quality. The formation of tolerance among the younger generation is the most important pedagogical task, and its solution depends entirely on the systematic and purposeful efforts of teachers-practitioners of the vocational education system.

FOR CITATION: Glushko, I. V., Dubenko, M. N. (2023). Pedagogical Research of the Problem of Formation of Tolerant Relationships in the Youth Environment: Methodology and Practice. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 65-70. DOI: 10.26i70/2079-8717_2023_01_08.

С

С

1огласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование, а также профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Профессиональное образование имеет своей целью подготовку специалистов к работе в определенной области профессиональной деятельности1.

Педагогическая деятельность в сфере профессионального образования осуществляется педагогами, подготовленными на основании соответствующих ФГОС ВО, построенных на компетентностном подходе. В ряду многочисленных компетенций немаловажными нам представляются компетенции, связанные с исследовательской деятельностью самого педагога, а также педагога как руководителя учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся по программам СПО. Для того чтобы определять содержание учебно-профессиональной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, осуществлять эту деятельность совместно с ними, а также руководить такого рода деятельностью, педагог должен глубоко вникнуть в сущность научного познания и научного исследования.

Раскрытию сущности научного исследования в области образования посвящены работы ряда ученых: Н. В. Бордовской, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского,

Н. И. Загузова, В. В. Краевского, В. М. Полонского, М. Н. Скаткина и др. Так, В. В. Краев-ский рассматривает научное исследование как «систематическое, целенаправленное изучение объектов, в которых используются

средства и методы науки и которое завершается формулированием знаний об изучаемых объектах» [7, с. 157].

Любое исследование, и педагогическое здесь не исключение, должно обладать такими признаками научности, как постановка методологических оснований и отработка понятийного аппарата исследования, выбор методов познания, новизна получаемых результатов и их эмпирическое подтверждение. Для исследования особо важна методология. Методология педагогического исследования -это учение о педагогическом знании, процессе его добывания, учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования [7].

Направления исследовательской деятельности в области образования на сегодняшний день довольно широки, востребованных проблем для изучения много. Для системы профессионального образования наиболее актуальными нам видятся проблемы мыследеятельности современного человека, особенности восприятия им мира. В данном аспекте также востребовано такое направление, как оценка и формирование структуры и содержания системы современного образования, выявление действенных ее структур, форм, тенденций ориентации на развитие общества, а также недостатков, где остро проявляется отставание. Не секрет, что наиболее уязвимым в плане отставания является воспитание как составная часть системы образования. Между тем подготовка профессиональных кадров требует формирования у выпускников не только узкопрофессиональных навыков, но и умений межличностного и межкультурного взаимодействия. Это отражено во ФГОС профессионального обучения2.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_i40i74/ (дата обращения: 24.04.2022).

2 ФГОС 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). URL: https://fg0s.ru/fg0s/fg0s-38-02-01-ekonomika-i-buhgalterskiy-uchet-po-otraslyam-69 (дата обращения: 24.04.2022).

Перспективы современной образовательной системы видятся нам в том, чтобы выпускник, освоивший набор компетенций, был более подготовленным к выполнению профессиональных обязанностей в любой области человеческой деятельности, а для этого он должен овладеть нравственными и ценностными ориентирами, умениями реализовать собственные ресурсы развития.

Способность толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия входит в перечень общих компетенций, на формирование которых должен быть направлен воспитательный и образовательный процесс профессионального образования, что «актуализирует необходимость формирования толерантности студенческой молодежи» [3, с. 149].

В соответствии с проблемой формирования толерантных отношений в молодежной среде как части воспитательной системы в профессиональном образовании методологический аппарат данного педагогического исследования может быть сформулирован и представлен следующим образом.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в системе профессионального образования. Предмет исследования - толерантные отношения и возможности их формирования в молодежной среде. Цель исследования - изучение проблемы формирования толерантных отношений в молодежной среде как части воспитательной системы в профессиональном образовании. Гипотеза настоящего исследования: решение задачи формирования толерантных отношений в молодежной среде в профессиональном образовательном учреждении возможно при условиях: изучения педагогической сущности толерантности; учета социально-педагогических условий формирования толерантной личности в поликультурной среде; использования разнообразных форм и методов формирования толерантности в воспитательной системе, а также методик оценки уровня данного качества. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы возможно решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие, исторический аспект и педагогическую сущность толерантности.

2. Изучить социально-педагогические условия формирования толерантной личности в поликультурной среде.

3. Раскрыть понятие воспитания в истории и контексте современности, изучить систему построения воспитательного процесса, а также формы и методы формирования толерантных отношений в воспитательном процессе.

4. Проанализировать опыт формирова-

ния толерантных отношений в воспитательной системе профессионального образования.

5. Описать образовательное учреждение профессионального образования и изучить нормативную документацию по вопросам воспитания.

6. Провести опытно-педагогическое исследование в образовательном учреждении профессионального образования и описать его результаты.

Методологическими основаниями исследования могут выступать концептуальные положения личностно-деятельного и средового подхода к воспитанию (В. А. Беликов, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков и др.), а также ценностного подхода, в центре которого - задачи формирования у молодежи гуманистических ценностей добра, честности, социальной справедливости, достоинства, взаимоуважения, взаимопомощи, уважения к инакомыслию и др. (В. И. Андреев, И. А. Зимняя, Н. Д. Никан-дров); философские основания проблемы (работы Конфуция, Дж. Локка, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и др.) и их педагогические интерпретации в трудах отечественных авторов А. Г. Асмолова, Е. П. Бондаревой, Р. Р. Валитовой, О. Я. Воробьевой, Б. С. Гершунского, А. Ю. Зенко-вой, Ф. С. Исхаковой, М. В. Климовой, М. А. Маннановой, Б. Риэрдон, М. И. Рожко-ва, Л. М. Семенюк, Р. Р. Тишкова, Л. Г. Федо-ренко и др.

В ходе исследования могут быть использованы следующие методы теоретического характера: изучение и анализ научной, методической, нормативной и инструктивно-методической литературы по теме исследования; метод анализа и синтеза; метод сравнения; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, изучение педагогического опыта по проблеме исследования; экспериментальные: психолого-педагогическая диагностика.

Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы формирования толерантных отношений в молодежной среде как части воспитательной системы в профессиональном образовании. Практическая значимость работы может заключаться в том, что ее результаты могут применяться в методике профессионального обучения, а также в организации воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях профессионального образования.

Приведем краткие результаты (итоги) проведенного исследования согласно сформулированным научно-методическим основаниям.

Истоки толерантности лежат еще в древности, во временах Конфуция, а ее ос-

новы берут начало из евангельских заповедей, далее понятие расширяет свое значение. До наших дней оно дошло в более обширном и глубоком понимании, в различных языках делаются различные акценты, отражающие различие культур, исторического опыта, но определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда. Толерантность - сложный социальный феномен, имеющий целый ряд аспектов - моральный, правовой, идеологический, политический, социокультурный. Педагогическая сущность толерантности состоит в том, что толерантность является частью культуры личности, одним из критериев нравственной воспитанности личности, поэтому основанием толерантности являются ценностные ориентации личности. Толерантность обязательно проявляется в толерантном поведении, представляющем активный диалог культур и менталитетов. Отечественные исследователи А. Г. Асмолов [1], Б. С. Гершунский [5], М. А. Маннанова [8] и др. раскрывают важнейшую роль толерантности в общественной жизни, признавая необходимость создания в отечественной педагогике специальной отрасли - «педагогики толерантности», и называют воспитание толерантности стратегической задачей образования XXI века [11, с. 8]. Педагогическую сущность и структуру толерантности можно представить на основе ценностного подхода. Толерантность включает: 1) нравственные знания о нравственных нормах, таких как терпимость, лояльность, уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; 2) внутреннее отношение к этим нормам, их принятие личностью; 3) толерантное поведение как активный диалог культур и менталитетов. Сущностные характеристики толерантности: социальная компетентность, социальная активность, социальная инициативность и социальная ответственность. Толерантность есть интегральное качество личности, включающее гармоничные отношения с собой, с другими и с социумом [11, с. 11].

Большинство публикаций, освещающих решение проблемы воспитания толерантности в общеобразовательной школе, связано с необходимостью формирования кросс-культурной среды как фактора формирования межнациональной толерантности [12, с. 144]. Учитывая специфику формирования толерантности студенческой молодежи, педагоги-практики утверждают, что для воспитания толерантности здесь наиболее подходят средства и методы соци-

ально-культурной деятельности [12, с. 2426]. Суть состоит в необходимости погружения в те или иные специально сконструированные и спроектированные события.

В процессе формирования такого сложного качества личности, как толерантность, наряду с традиционными методами, целесообразно использовать ивент-технологии (так называемые «событийные технологии»), реализуемые средствами социально-культурной деятельности: проведение тренингов в рамках деятельности клубных объединений; организация семинаров, диспутов и конференций по вопросам толерантности; участие студентов в подготовке и проведении различных праздничных мероприятий, благотворительных акций; популяризация волонтерского движения среди студенческой молодежи; создание групп и каналов, посвященных толерантности, в информационном поле социальных сетей. Изучение педагогического опыта показало, что большинство педагогов-практиков как в общеобразовательных, так и в профессиональных учебных заведениях для формирования культуры толерантности актуальными считают культурологический, деятель-ностный подходы, а также полисубъектный (диалогический) подход в урочной и внеурочной деятельности [4; 6].

Для того чтобы оценить уровень толерантности, можно использовать ряд методик и диагностик. Степень толерантности личности педагога можно оценить, используя опросник Басса-Дарки (в адаптации Л. Г. Почебут) [13]. Диагностическая оценка обучающихся может проводиться с использованием опросника «Добры ли вы?» (Л. Г. Фе-доренко) [13, с. 15]. Поскольку толерантность предполагает умение избегать конфликтов, а также эффективно их разрешать, для диагностики толерантности можно использовать тест «Конфликтная ли вы личность?» (Бетти Э. Риэрдон) [2]. Еще один опросник - «Балл по поведению» (Л. М. Семе-нюк) [11, с. 27]. Человек, который умеет радоваться, менее склонен к конфликтам и демонстрирует более толерантное поведение. Эти способности позволит определить опросник «Умение избегать конфликтов» (Н. Ф. Вишнякова) [3].

Критерии оценки личностных достижений и результатов воспитания обучающихся в системе профессионального образования имеют комплексный характер. В список критериев могут быть включены следующие примерные оценки толерантности: соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; де-

монстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и престарелых граждан [10].

дарно-тематическое планирование воспитательной работы) [10], затем провели опытно-педагогическое исследование в техникуме и описали его результаты. В ходе проводимых воспитательных мероприятий в техникуме мы убедились в эффективности выбранных методик. Результаты исследования дают возможность предположить, что гипотеза, поставленная в данной работе, верна: решение задачи формирования толерантных отношений в молодежной среде в профессиональном образовательном учреждении возможно при условиях: рассмотрения понятия и педагогической сущности толерантности; учета социально-педагогических условий формирования толерантной личности в поликультурной среде; использования разнообразных форм и методов формирования толерантности в воспитательной системе, а также методик оценки уровня данного качества. Формирование толерантности у подрастающего поколения является важнейшей педагогической задачей, и ее решение целиком и полностью зависит от планомерных и целенаправленных усилий педагогов-практиков системы профессионального образования.

Мы изучили нормативную документацию по вопросам воспитания в одном из образовательных учреждений СПО -ГБПОУ РО «Зерноградский техникум агро-технологий» (Программу воспитания на 2021-2025 гг., рабочую программу воспитания по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, кален-

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2000. - 255 с.

2. Бетти, Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру / Э. Риэрдон Бетти. - М. : БОН-фи, 2001. - 31 с.

3. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология : учебное пособие / Н. Ф. Вишнякова. - 2-е изд. - Минск : Университетское, 2002. - 379 с.

4. Воднева, С. Н. Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема / С. Н. Вод-нева / / Вестник Псковского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 93-149.

5. Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно--целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский. - URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id= ii92705853&archive=ii968i5384&start_from=&ucat=& (дата обращения: 10.05.2022). - Текст : электронный.

6. Ильинская, Е. А. Формирование толерантности студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности / Е. А. Ильинская // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 2. - С. 141-145.

7. Краевский, В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краев-ский. - Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2001. - 244 с.

8. Маннанова, М. А. Педагогическая сущность толерантности / М. А. Маннанова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - С. 8-11.

9. Мусаев, С. Ж. Обучение в кросс-культурной среде как фактор формирования межнациональной толерантности / С. Ж. Мусаев, Е. А. Костина // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. - 2022. - Т. 16, № 1. - С. 138-145.

10. Программы воспитания ГБПОУ РО «Зерноградский техникум агротехнологий». - URL: http://nporopl92.ru/index.php/en/vospitatelnaja-rabota.html (дата обращения: 24.04.2022). - Текст : электронный.

11. Семенюк, Л. M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учеб. пособие / Л. М. Семенюк. - M. : Моск. психолого-социальный ин-т ; Флинта, 1998. - 96 с.

12. Соловьев, Г. Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике / Г. Е. Соловьев // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ч. 2. - Ижевск, 2006. - С. 24-26.

13. Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе : методические материалы / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2006. - 128 с.

14. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1998. - URL: https://kmpo.ranepa.ru/obrazovanie/nauchno-metodicheskaya-rabota/metodicheskie-materialy/doc/slovari/doc/Энциклопедия%20профобразования%2oБатышев%2oС.Я.pdf (дата обращения: 24.04.2022). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Asmolov, A. G. (2000). Na puti k tolerantnomu soznaniyu [On the Way to Tolerance]. Moscow, Smysl.

255 p.

2. Betti, E. Rierdon. (2001). Tolerantnost' - doroga k miru [On the way to tolerance]. Moscow, BON-fi. 31s.

3. Vishnyakova, N. F. (2002). Konfliktologiya [Conflictology]. Minsk, Universitetskoe. 379 p.

4. Vodneva, S. N. (2014). Formirovanie tolerantnosti studentov kak pedagogicheskaya problema [Formation of Students' Tolerance as a Pedagogical Problem]. In Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 4, pp. 93-149.

5. Gershunsky, B. S. Tolerantnost' v sisteme tsennostno-tselevykh prioritetov obrazovaniya [Tolerance in the System of VALUE-TARGET PRIORITIES of Education]. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/ rus_readme.php?subaction=showfull&id=ii92705853&archive=ii968i5384&start_from=&ucat=& (mode of access: 10.05.2022).

6. Il'inskaya, E. A. (2020). Formirovanie tolerantnosti studencheskoi molodezhi sredstvami sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti [Formation of Student Youth Tolerance by Means of Social and Cultural Activities]. In Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. No. 2, pp. i4i-i45.

7. Kraevsky, V. V. (200i). Metodologiya pedagogiki [Methodology of Pedagogy]. Cheboksary, Izdatel'stvo Chuvashskogo universiteta. 244 p.

8. Mannanova, M. A. (2008). Pedagogicheskaya sushchnost' tolerantnosti [The Pedagogical Essence of Tolerance]. In Vestnik KGUim. N. A. Nekrasova. Vol. i4, pp. 8-ii.

9. Musayev, S. Zh. (2022). Obuchenie v kross-kul'turnoi srede kak faktor formirovaniya mezhnatsional'noi tolerantnosti [Learning in a cross-cultural environment as a factor in the formation of interethnic tolerance]. In Aktual'nyyeproblemy filologii i metodikiprepodavaniya inostrannykh yazykov. Vol. i6, pp. i38-i45.

10. Programmy vospitaniya GBPOU RO «Zernogradskii tekhnikum agrotekhnologii» [Educational Programs of Zernograd College of Agricultural Technologies]. URL: http://nporopl92.ru/index.php/en/ vospitatelnaja-rabota.html (mode of access: 24.04.2022).

11. Semenyuk, L. M. (i998). Psikhologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrektsii [Psychological Features of Aggressive Behavior of Adolescents and Conditions for Its Correction]. Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, Flinta. 96 p.

12. Solovyev, G. E. (2006). Spetsifika sredovogo, sobytiynogo i situativnogo podkhodov v pedagogike [The specifics of Environmental, Event-Based and Situational Approaches in Pedagogy]. In Sredovoi podkhod k obucheniyu inostrannym yazykam po novym tekhnologiyam. Part 5. Izhevsk, pp. 24-26.

13. Fedorenko, L. G. (2006). Tolerantnost' v obshcheobrazovatel'noi shkole [Tolerance in General Education Schools]. Saint Petersburg, KARO. i28 p.

14. Batyshev, S. Ya. (Ed.). (i998). Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3-kh tomakh [Encyclopedia of Vocational Education, in 3 vols.]. Moscow, APO. URL: https: //kmpo.ranepa.ru/obrazovanie/nauchno-metodicheskaya-rabota /metodicheskie-materialy/doc/slovari /doc/ Entsiklopediya%20profobrazovaniya%20 Batyshev%20S.YA.pdf (mode of access: 24.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.