Научная статья на тему 'Педагогический такт и техника как важные факторы развития образовательного процесса'

Педагогический такт и техника как важные факторы развития образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТ / ТЕХНИКА / УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА / ТАЛАНТ / ФОРМИРОВАНИЕ / TAKT / TECHNIQUE / TEACHER / STUDENT / EDUCATION / SYSTEM / TALENT / ABILITY / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чоршанбиев Зафар Эсанпулатович

В статье показано, что современный учитель обладает педагогическими навыками, умением овладевать педагогическими навыками и техникой в образовательном процессе, умеет вести себя, уметь управлять своими эмоциями, овладевать навыками, речевыми техниками и применять их в учебной деятельности, внеурочной образовательной и воспитательной деятельности. Педагогическая техника является совокупностью таких профессиональных и личностных навыков в профессиональной деятельности учителя, оказывает влияние на педагогическую деятельность учителя, служит основным проводником в организации и управлении учебно-воспитательным процессом. Были проанализированы вопросы педагогико-технических навыков продвинутых и новаторских педагогов, изучения особенностей восприятия голоса при педагогической деятельности, мимических и пантомимических движений.In the article, the pedagogical skills of the modern teacher, the use of pedagogical tactics and techniques in the educational process, the ability to behave, to manage his feelings, to possess enthusiasm, abilities. Speech techniques and ways to apply them in educational activities, in the process of extracurricular education and educational activities, the fact that pedagogical techniques are such a sum of professional and personal to serve as a provider. The issues of pedagogical and technical skills of advanced and innovative teachers, their pedagogical activity, mimic and pantomime movements, study of the characteristics of being able to handle ovozini were analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический такт и техника как важные факторы развития образовательного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ И ТЕХНИКА КАК ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Чоршанбиев З.Э. Email: С[email protected]

Чоршанбиев Зафар Эсанпулатович - доктор философии по педагогическим наукам,

и.о. доцента, кафедра высшей математики, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показано, что современный учитель обладает педагогическими навыками, умением овладевать педагогическими навыками и техникой в образовательном процессе, умеет вести себя, уметь управлять своими эмоциями, овладевать навыками, речевыми техниками и применять их в учебной деятельности, внеурочной образовательной и воспитательной деятельности. Педагогическая техника является совокупностью таких профессиональных и личностных навыков в профессиональной деятельности учителя, оказывает влияние на педагогическую деятельность учителя, служит основным проводником в организации и управлении учебно-воспитательным процессом. Были проанализированы вопросы педагогико-технических навыков продвинутых и новаторских педагогов, изучения особенностей восприятия голоса при педагогической деятельности, мимических и пантомимических движений. Ключевые слова: такт, техника, учитель, студент, образование, обучение, система, талант, формирование.

PEDAGOGICAL TACT AND TECHNIQUE AS IMPORTANT FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL

PROCESS ^orshanbiyev Z.E.

Chorshanbiyev Zafar Esanpulatovich - Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences, acting Associate Professor, DEPARTMENT OF HIGHER MATHEMATICS, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the article, the pedagogical skills of the modern teacher, the use of pedagogical tactics and techniques in the educational process, the ability to behave, to manage his feelings, to possess enthusiasm, abilities. Speech techniques and ways to apply them in educational activities, in the process of extracurricular education and educational activities, the fact that pedagogical techniques are such a sum of professional and personal to serve as a provider. The issues of pedagogical and technical skills of advanced and innovative teachers, their pedagogical activity, mimic and pantomime movements, study of the characteristics of being able to handle ovozini were analyzed.

Keywords: takt, technique, teacher, student, education, education, system, talent, ability, formation.

УДК 337;37 (037)

На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [4, c. 42]. Нынешний период требует создания необходимых условий для вооружения обучающихся, в том числе учащихся в краткосрочной перспективе и с обоснованной информацией, тщательного

освоения ими основ различных дисциплин [5, с. 51]. Педагогическая техника - это комплекс общих педагогических знаний и навыков, необходимых педагогу не только в учебно-воспитательном процессе, но и во всей его профессиональной деятельности. Важными аспектами педагогической техники являются прежде всего профессиональные навыки, определяющие умения учителя, то есть его выразительность и знание на понятном языке, умение выражать свои эмоции, обладать мимическими и пантомимическими способностями, обладать ясными жестами, осмысленным взглядом, стимулирующей или ироничной улыбкой, через бесконечную силу слова влиять на сознание и мышление учащихся, а именно: на данный момент ответ заключается в том, что у него есть психологические знания.

Необходимо организовать все звенья образования таким образом, чтобы он преподавал всестороннее мышление, предоставляя молодым людям глубокие и обоснованные знания [6, с. 67]. Инновационные изменения в образовательном процессе, внедрение в систему каких-либо новшеств осуществляются непосредственно путем обновления и изменения деятельности учителя [7, с. 87-88]. Современное образование имеет богатый опыт поддержания физического, умственного, нравственного, духовного и эмоционального развития личности [2, с. 385].

В настоящее время понятие педагогическая техника изучается в двух группах. Компоненты первой группы связаны с личностными этическими качествами и поведением учителя, проявляются в навыках самоконтроля ( рефлексии) в процессе обучения:

- управлять своим поведением в учебно-воспитательном процессе, (мимика, пантомимика);

- в процессе обучения и воспитания уметь полировать свои эмоции и настроение и не поддаваться различным побочным эффектам;

- обладание совершенными социальными перцептическими способностями (внимание, наблюдательность, фантазия);

- знать и применять технику речи (дыхание, управление голосом, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с навыками

воздействия учителя на личность и коллектив, которые охватывают технологическую сторону процесса обучения:

- дидактические, организационные, конструктивные, коммуникативные способности учителя;

- осуществление контроля за выполнением требований, предъявляемых к нему на основе определенного плана;

- организация творческой деятельности, связанной с обучением и воспитанием в студенческом коллективе;

- процесс педагогического общения со студентами в равновесии

- возможность вести учет.

Педагогический такт - это умение педагога соблюдать этические принципы, правила поведения, подходить к ним правильно при общении со студентами по различным формам деятельности [8, с. 59]. Как отмечалось ранее, в умелой педагогической деятельности особое место занимает педагогический такт -соблюдение преподавателем в общении со студентами в различных формах деятельности существующих моральных принципов, правил поведения, владение навыками индивидуального подхода к обучающимся [9, с. 51].

Всем нам известно, что в процессе обучения учитель является главным фактором [10, с. 181]. Немало важную роль в управлении своими действиями перед объектами воспитания учителя играют особенности, присущие искусству актерства, то есть мимические и пантомимические способности. Если актер готовил один и тот же образ в определенный срок и демонстрировал его на сцене в одном и том же виде несколько раз, то преподаватель в течение всего учебного года, связывая каждую тему с уже упомянутыми темами на каждом уроке, в современных интеграционных методах глубоко

готовился к донесению до сознания учащихся, обязан был учитывать специфическую педагогическую и психологическую обстановку в классном коллективе, индивидуальные особенности каждого ученика и вести педагогическую деятельность. Для того, чтобы выполнить такую огромную ответственность на высоком уровне, от учителя требуется обладать высокой педагогической технической подготовкой.

Со стороны органами управления системой образования ежегодно реализуется ряд работы на достижении высокой эффективности в образовательных учреждениях [11, с. 44]. В настоящее время педагог воспринимает роль педагогической техники в системе педагогического мастерства как несравненную. Потому что он объясняет учителю, как уметь улавливать свои порывы (мимику, пантомимику), управлять своими эмоциями, овладевать страстями, способностями, речевыми приемами и использовать их в учебной деятельности, вне учебы, в процессе учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, педагогическая техника-это совокупность профессиональных и личностных навыков в профессиональной деятельности учителя, которая служит основным проводником в деле воздействия на педагогическую деятельность учителя, организации и управления учебно-воспитательным процессом.

Важный фактор совершенствования образовательного процесса неразрывно связан с высоким уровнем профессиональной компетентности педагогов в системе высшего образования [12, с. 100]. Идеи красивых, грамотных, отзывчивых преподавателей быстро доходят до учеников и дают возможность усвоить учебные материалы, а ученики с нетерпением ждут таких уроков [13, с. 91]. Технические навыки прогрессивных и новаторских педагогов прослеживаются в педагогической деятельности, мимических и пантомимических движениях, особенностях восприятия голоса. Это свидетельствует о том, что учителя прекрасно овладели искусством педагогической техники, четко сформировали в себе ее навыки и умения и умеют применять ее в различных педагогических ситуациях. Ведь овладение знаниями на основе мышления, анализа гарантирует их прочность, тщательность [14, с. 276]. Органы управления системой образования ежегодно реализируют ся на достижении высокой эффективности в образовательных учреждениях [1, с. 178]. Необходимо организовать все звенья образования таким образом, чтобы он преподавал всестороннее мышление, предоставляя молодым людям глубокие и обоснованные знания [3, с. 265]. В педагогике требуется строгий контроль над тем, чтобы учитель был глубоко эмоциональным, изменял свое настроение из-за различных психических ситуаций в личной жизни. Контроль осуществляет сам учитель, положительные результаты этого процесса проявляются в рефлексивных способностях учителя.

Еще одной важной особенностью педагогической техники является духовно-эстетический образ учителя в педагогическом воздействии. Это особенность, которая ярко проявляется у воспитанников. Если учитель морально беден, его речь нерегулярна и в общении низок на вкус, грубоват, не в силах сдержать своих чувств, то не может быть и речи о его воспитании. Поэтому обеспечение позитивности процесса общения в его организации возлагает на педагога большую ответственность [15, с. 15].

Пути овладения секретами педагогической техники формируются в процессе обучения и самостоятельной работы под руководством учителя. В совершенстве овладении и совершенствовании тайны педагогической техники важную роль играет деятельность педагога, направленная на формирование личностных качеств и профессиональных навыков умелого студента с точки зрения постоянного профессионального становления, то есть предъявляемых к нему требований.

Одной из важных особенностей педагогической техники являются профессиональные технические навыки и умения, формирующиеся в процессе непосредственного общения со студентами. При этом навыки и навыки педагогической техники формируются в связи с педагогическим мастерством учителя.

Таким образом, педагогическая тактика является основой профессионально -технического мастерства преподавателя и является формой педагогического воздействия на студентов на основе всех демократических требований, мерой установления диалога на основе гуманистических чувств, формирования у студентов навыков самостоятельного мышления и осознанной дисциплины. В педагогике необходимо, чтобы отношение учителя к студентам определялось в зависимости от их возрастных особенностей и строго соблюдалось это законодательство. Грубость, несправедливость, запугивание, оскорбление, пренебрежение, применение методов наказания, которые противоречат педагогическому престолу в общении со студентами, и использование других грубых слов, которые могут оказать негативное влияние на их личность, могут повредить сердцу студента в целом, или подорвать репутацию учителя. Такие противоречия между учителем и учеником часто возникают в процессе уроков и внеурочных занятий. При этом, в частности, неопытность молодых педагогов. Тактическое мастерство учителя не формируется внезапно, оно совершенствуется в течение многих лет в педагогической деятельности, в изучении опыта учителей, во время уроков, внеклассной деятельности и воспитательных часов в общении со студентами. Обладание педагогическим даром, являющимся основой педагогического мастерства в процессе занятия, очень необходимо учителю.

Список литературы /References

1. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 178.

2. Rakhimov Zokir T. Developing Higher Educational Institutions Health Care Training Proces. Eastern European Scientific Journal, Ausgabe 1-2019. С. 385.

3. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 265.

4. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

5. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

6. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки». Журнал «Вестник науки и образования», 2020. № 6 (84). часть 1. С.67.

7. Рахимов З.Т., Явкочдиева Д.Э. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия. Научно-методический журнал «Наука, техника и образование». Издательство «Проблемы науки», 2020. № 4 (68). С. 87-88.

8. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки» № 3 (42), 2019. С. 59.

9. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 51.

10. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 181.

11. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 44.

12. Rakhimov Zokir Toshtemirovich, Development of professional competence of educator. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, ISSN 2056-5852. Vol. 7. No. 10, 2019. С. 100.

13. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 91.

14. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.

15. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.