Грайфер Ирина Александровна
старший преподаватель Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова E-mail: [email protected]
В статье на примере избранных сочинений для камерно-инструментальных составов смешанного (неканонического) типа показаны на уровне определений проблемы сочетания струнных и духовых инструментов с фортепиано. Дан обзор основных сочинений, написанных для различных ансамблей смешанного типа, включая сочинения для скрипки, флейты и фортепиано; скрипки, трубы и фортепиано; кларнета, виолончели и фортепиано и других инструментов. Представленный в статье репертуар входит в программу дисциплины «Камерный ансамбль» и был апробирован в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова в классах камерного ансамбля на кафедре «Ансамбль». Ключевые слова: ансамбль, трио, квартет, духовые инструменты, струнные инструменты, фортепиано, педагогический репертуар
«Камерный ансамбль» является одной из самых важных дисциплин в модуле блока подготовки концертного исполнителя в учебном плане ФГОС ВО — 53.05.01
Педагогический репертуар для камерно-инструментальных составов смешанного типа
«Искусство концертного исполнительства» (специалитет) по специализациям «фортепиано», «концертные струнные инструменты» и «концертные духовые и ударные инструменты». В специализацию «концертные духовые и ударные инструменты» дисциплина «камерный ансамбль» была введена в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Ива-нова относительно недавно, что и вызвало интерес к репертуару смешанных составов.
Программа дисциплины органично связана с другими специальными дисциплинами: «Специальный инструмент», «Фортепианный ансамбль», «Концертмейстерский класс», «Квартетный класс», «Духовой ансамбль». Она дополняет и обогащает исполнительский опыт студентов и требует применения всего комплекса знаний, умений и навыков, полученных в курсах вышеназванных музыкальных дисциплин. При этом «камерные жанры по своей природе благодарны для эксперимента, нахождения тонких деталей; они податливы, мобильны; в них легче, чем в жанрах монументальных "высветить" индивидуальные, специфические тембровые свойства каждого инструмента, найти новые приемы звукоизвлечения» [3, 346].
Одной из актуальных задач современного музыкального образования стало расширение камерно-инструментального репертуара, предназначенного для ансамблей смешанного (нетрадиционного) типа. Цель насто-
ящей статьи — представить сочинения разных стилей и разных жанров, апробированные в классах камерного ансамбля в ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Ива-нова.
Трио для флейты, скрипки и фортепиано
Цезарь Кюи. «Пять маленьких» дуэтов для флейты скрипки и фортепиано. Сочинение 1897 года, оно посвящено великим князьям Михаилу и Ольге. Как профессор фортификации и автор выдающихся трудов по этому предмету, Кюи был приглашен для чтения лекций наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также великим князьям. Михаил и Ольга на тот момент музицировали на нескольких инструментах. Для этого домашнего музицирования и были сочинены «Пять маленьких дуэтов» (по примеру старинных сонат, где бас-continuo практически не рассматривается как солирующий инструмент). Трио представляет собой разнохарактерные пьесы:
1. Подшучивание.
2. Колыбельная.
3. Скерцино.
4. Ноктюрн.
5. Вальс.
В одном регистре два высоких голоса очень гармонично слушаются в этом произведении благодаря использованию различных тембров: духового (флейтового) и струнного (скрипичного). Четкая артикуляция флейты в сочетании с певучим legato скрипки
13
современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ
создают гармоничный звуковой баланс. Определенную сложность при первичном изучении подобного репертуара вызывает единовременное взятие звука в начале фразы при специфичности взятия атаки разных инструментов.
Для этого же состава написаны три трио Б. Мартину, чешского композитора, не раз обращавшегося в своем творчестве к элементам барочного стиля. В таком необарочном стиле написаны «Прогулки» для скрипки, флейты и клавесина (фортепиано) и «Мадригал-соната». «Мадригал-соната» Б. Мартину для фортепиано, 14 флейты и скрипки создавалась в Америке в непростое военное время (1942). Соната двухчастна, и завершена ли она — не ясно. История создания этого сочинения такова: летом 1942
года композитор жил несколько месяцев в загородном американском предместье «Cape Cod», получив творческое задание написать несколько сочинений по случаю празднования 20-й годовщины Американской лиги композиторов. Незадолго до отъезда в предместье Мартину побывал на концерте французского флейтиста Жоржа Лорана, работающего в Бостонском симфоническом оркестре. Композитор был настолько вдохновлен мастерством и виртуозностью игры Лорана, что решил написать произведение для флейты. Однако первоначальная мысль создать Сонату для флейты и фортепиано преобразовалась в идею создания Трио-сонаты с участием флейты, фортепиано и скрипки. Так появилась «Мадригал-соната» в двух частях. Сонату для флейты и фортепиа-
но, посвященную Жоржу Лорану, Мартину напишет уже позже, через три года.
Сам композитор впоследствии признавался, что источником вдохновения послужило пение птиц в предместье «Cape Cod». Именно это отразилось в «Мадригал-сонате», где звуки флейты и скрипки как раз имитируют пение птиц.
Другое трио представляет из себя гораздо более «классическое» сочинение — это четы-рехчастная Соната для флейты, скрипки и фортепиано, которая была написана в 1938-м году. Существует версия, что сочинение создавалось по заказу участников «Marcel Moyse Trio» (скрипка, флейта, фортепиано), это же трио исполнило Сонату на волнах «Радио-Париж» в год ее создания.
Возможные варианты репертуара для данного состава:
Автор Произведение Сложность (от 1 до 3)
Бони М. Три пьесы для флейты, скрипки и фортепиано I
Ибер Ж. Две интерлюдии для флейты, скрипки и фортепиано I
Кюи Ц. Пять маленьких дуэтов для флейты, скрипки и фортепиано I
Мартину Б. «Мадригал-соната» для флейты, скрипки и фортепиано II
Мартину Б. Соната для флейты, скрипки и фортепиано II
Мартину Б. «Прогулки» для флейты, скрипки и клавесина (фортепиано) I
Трио для кларнета, скрипки и фортепиано
Безусловно, список произведений для данного состава возглавят два сочинения: «История солдата» Игоря Стравинского, сюита, которую композитор сделал на основе своей одноименной оперы-балета, переложив ее в 1919 году для скрипки, кларнета и фортепиано, а также трио Арама Хачатуряна (1932), юношеское сочинение, написанное им в студенческие годы. В этом ярком, с явными фольклор-
ными чертами сочинении кларнет часто имитирует звучание дудука (национального армянского инструмента), что требует от исполнителя определенного слухового опыта как в области звукоизвлечения, так и в части интерпретации метроритма.
Дариус Мийо. Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано ор. 157Ь (1936). Это технически несложное, но очень яркое произведение, исполняется на государственных экзаменах в музыкальных училищах. Сочетание
барочной элегантности с элементами джаза — один из излюбленных приемов — отразилось в этом произведении наиболее полно. Четырехчастное произведение выстроено следующим образом: Увертюра, Дивертисмент, Jeu (Игра), Интродукция и Финал. Интересна третья часть, которая написана для дуэта скрипки и кларнета. Jeu — это бурный народный танец, основанный на непрерывно пульсирующем ритме. Мелодическая линия кларнета в среднем регистре оттеняется рельефной
линией «простонародного бренчанья» на скрипке.
Для данного состава также написаны: Трио Галины Устволь-ской (1949) и весьма непростые, но от этого еще более интересные «Контрасты» Белы Барто-ка — сочинение 1938 года, основанное на румынских и венгерских танцевальных мелодиях.
Трио для кларнета, альта и фортепиано1
Трио Es-dur, KV498 «Kegelstatt-Трио» В. А. Моцарта, написанное для кларнета, альта и фортепиано (Моцарт был первым композитором, использовавшим такой инструментальный состав), было
завершено, соответственно дате на рукописи, 5 августа 1786 года. Обстоятельства, при которых появилось «Kegelstatt-Трио», доподлинно не известны, однако его, возможно, назвали «кегельным», потому что именно в тот период Моцарт был страстно увлечен освоением трюков игры в кегли. А в начале трио при желании можно представить раскручивание руки перед броском мяча.
Макс Брух. 8 пьес для кларнета, альта (виолончели) и фортепиано ор. 83. На создание данного произведения композитора подтолкнуло знакомство Трио а-то11 Й. Брамса для кларнета, виолончели и фортепиано
ор. 114. Однако вместо виолончели Брух выбрал альт, возможно, благодаря родственным связям этого инструмента скрипке, для которой он написал свои лучшие произведения. Почти все пьесы (за исключением одной) созданы в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, легкость музыкального языка. При этом Брух гармонично выстраивает взаимодействие трех инструментов: ни в одной из пьес не создается впечатления нарушенного звукового баланса, неравноценности партий.
Брух М. Восемь пьес ор. 83 для фортепиано, кларнета и альта (виолончели) II
Моцарт В. А. Трио для фортепиано, кларнета (скрипки) и альта Es-dur II
Рейнеке К. Трио для кларнета, альта и фортепиано ор. 264 III
Франсэ Ж. Трио для кларнета, альта и фортепиано III
Холлендер А. Шесть характеристических пьес для кларнета, альта и фортепиано II
Шуман Р. «Сказочные повествования» для кларнета, альта и фортепиано II
15
Трио для кларнета, виолончели и фортепиано
В творчестве Людвига ван Бетховена мы встречаемся сразу с двумя сочинениями для данного состава. Первое — Трио Людвига ван Бетховена Б^ш для кларнета, виолончели и фортепиано, соч. 11 (так называемое Первое кларнетовое Трио), которое было создано в течение 1797-1798 гг. в Вене и посвящено знаменитому в то время кларнетисту Йозефу Бёру, с которым Бетховен не раз выступал в концертах как пианист. Трио было написано специально по заказу Бёра в качестве репертуарного произведения для концертов будущего сезона. Более того, Йозеф Бёр пожелал, чтобы в произведение была включена тема с вариациями
«Pria ch'io l'impegno». Второе сочинение — Трио Es-dur для кларнета, виолончели и фортепиано ор. 38 — это авторское переложение более раннего камерного сочинения — Септета для скрипки, альта, виолончели, кларнета, валторны, фагота и контрабаса. Первоначальную версию Бетховен обозначил опусом 20, а новому Трио присвоил опус 38. Те же шесть частей, как и в Септете, та же тональность, тот же менуэт и Andante с вариациями на тему песни рейнского лодочника «Ach Schiffer, lieber Schiffer», тот же мрачно вступающий финал — все осталось на своих местах, за исключением состава.
Имя выдающегося австрийского дирижера и композитора Александра фон Цемлинско-
го в музыкальном мире звучит не часто. А в классе камерного ансамбля и квартета можно услышать один-два из четырех написанных автором струнных квартетов, виолончельную Сонату, но чаще всего — Трио d-moll для кларнета, виолончели и фортепиано, ор. 3, которое, в сущности, и сделало имя его автора известным. Трио написано в 1896 году, есть скупые сведения о том, что учитель Цемлинского, великий Йоганнес Брамс, прослушал это сочинение и дал ему лестный отзыв. Имеется два варианта состава — со скрипкой и кларнетом (оригинал — с кларнетом). По настоянию известного издателя Зимрока Цемлинский приложил к трио скрипичную партию, поскольку сочинение для стандартного трио-состава,
современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ
ш
конечно, раскупалось бы луч- не просто скопировал партию струнного инструмента. Полу-ше. Композитор подошел к по- кларнета, а заново написал ее в чились два разных произведе-ставленной задаче серьезно и соответствии с возможностями ния на одни и те же темы.
Бетховен Л. Трио В-ёиг для кларнета (скрипки), виолончели и фортепиано ор. 11 III
Брамс И. Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели ор. 114 III
Цемлинский А. Трио для кларнета, виолончели и фортепиано III
Юон П. Трио для кларнета, виолончели и фортепиано или скрипки, альта и фортепиано ор. 18 № 3 II
В заключение статьи приведем дополнительный список репертуара для камерно-инструментальных составов смешанного типа:
16
Трио для флейты, виолончели и фортепиано
Вебер К. Трио для флейты, виолончели (фагота) и фортепиано III
Гайдн Й. Трио для флейты, виолончели и фортепиано II
Мартину Б. Трио для флейты, виолончели и фортепиано III
Черни К. Концертная фантазия для флейты, виолончели и фортепиано II
Трио, квартеты для различных составов
Бетховен Л. Трио G-dur для фортепиано, флейты и фагота III
Гепферт К. Трио для кларнета, фагота и фортепиано ор. 75 II
Глинка М. Патетическое трио для кларнета, фагота и фортепиано II
Жиноват А. «Треснувшее зеркало» Трио для скрипки, валторны и фортепиано III
Онеггер А. Рапсодия для фортепиано, двух флейт и кларнета III
Сен-Санс К. Каприччио на датские и русские темы для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано II
Тамберг Э. «Прелюдия и метаморфоза» для скрипки, валторны и фортепиано II
Хиндемит П. Трио для фортепиано, альта и саксофона III
Эйшен М. Трио для фортепиано, скрипки и саксофона II
Примечания 1 Как ни странно, но это не самый редкий состав, хотя альт часто заменяется на кларнет и наоборот.
Литература 1. Жохова А. А. Камерный ансамбль: программа для форте-
пиано и оркестрового факультетов музыкальных вузов. 2-е изд., доп. СПб., 2006. 48 с.
2. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / ред.-сост. К. Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. 166 с.
3. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка // Музыка
XX века: очерки в 2 частях, Ч. 2. Кн. 3. М.: Музыка, 1980.
4. Description by Jeremy Grim-shaw [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. allmusic.com/composition/ suite-for-violin-clarinet-piano-op-157b-mc0002366276 (дата обращения: 15.10.2017).