УДК 37.012
С.М. ЗЛЕПКО, д-р техн. наук, проф., зав. каф., ВНТУ, Винница,
С.В. ТЫМЧИК, канд. техн. наук, доц., ВНТУ, Винница,
Л.Г. КОВАЛЬ, канд. техн. наук, доц., ВНТУ, Винница,
С.В. КОСТИШИН, канд. техн. наук, асс., ВНТУ, Винница,
К.С. ПОСТЕМСКАЯ, асп., ВНТУ, Винница.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК КРИТЕРИЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА
В статье рассмотрена формализация педагогического процесса на основе взаимодействия преподавателя и студента. Разработана оптимизированная модель структурно-функциональной организации педагогического процесса и модель эффективной обучающей деятельности в рамках высшего учебного заведения с учетом психологической совместимости. Ил.: 1. Библиогр.: 9 назв.
Ключевые слова: педагогический процесс, структурно-функциональная
организация, модель эффективной обучающей деятельности, высшее учебное заведение.
Постановка проблемы. Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента для развития их личностей пока не стал предметом глубокого психологического анализа. Однако передовая педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, т.е. превращает его во взаимодействие, диалог как источников личностного роста обоих участников процесса. Именно так во все времена строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги.
Если педагогический процесс - это, прежде всего, взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия педагога на студента становится он сам, как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и профессиональных качествах.
Анализ литературы. Педагогические задачи имеют комплексный характер по самой своей природе. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики преподавания конкретных наук, поэтому предполагают своеобразный синтез знаний из различных областей. Этот синтез и должен осуществить педагог при разработке конкретных программ подготовки специалистов высокого уровня и позже, когда он анализирует степень их готовности к усвоению знаний, стимулирует и активизирует их учебную деятельность,
© С.М. Злепко, С.В. Тымчик, Л.Г. Коваль, С.В. Костришин, К.С. Костремская,
2014
проводит диагностику того, что усвоено [1].
Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции выявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной деятельности. Исследовательская работа обогащает внутренний мир педагога, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более детальному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез [1 - 3].
Известно, что индивидуальное здоровье студентов в значительной мере определяется уровнем педагогических способностей профессорско-преподавательского состава вуза, в структуре которых выделяют четыре основных компоненты: гностическую, конструктивную, организаторскую и коммуникационную. Понятно, что каждая из названных компонент влияет на учебный процесс и восприятие материала студентом, но с точки зрения непосредственного воздействия его на здоровье, и, прежде всего, на его психологическую составляющую, наиболее весомой является коммуникативная компонента [4 - 6].
Анализ школьных и студенческих факторов риска показал, что большинство проблем, связанных со здоровьем студентов, возникают и решаются в процессе ежедневной практической работы преподавателей и связано с их профессиональной деятельностью [7].
В 2010 г. стартовали наиболее масштабные инициативы -Программа создания единого цифрового пространства в Европе и Инновационный союз в рамках стратегии ЕС "Европа 2020". В обоих проектах особое внимание уделяется роли электронного здравоохранения [8]. Одним из главных партнеров реализации данных проектов является компания Ше1, активно помогающая компаниям-партнерам разрабатывать медицинское оборудование и информационные системы, которые обеспечивают более высокое качество работы, доступность информации и снижение расходов. Это позволяет медикопрофилактическим учреждениям собирать, хранить и обмениваться информацией, делая ее более мобильной и защищенной [8]. Естественно, можно надеяться, что электронное здравоохранение получит свою проекцию и на студенческое здоровье, поэтому любые, на наш взгляд, попытки структуризации взаимоотношений преподавателей и студентов
с последующим синтезом соответствующих моделей, будут способствовать повышению его качества.
Цель статьи - очертить пределы формализации педагогического процесса как взаимодействия преподавателя и студента путем разработки структурно-функциональной организации педагогического процесса и модели эффективной обучающей деятельности в рамках высшего учебного заведения.
Формализация педагогического процесса. На рис. показана классическая (в редакции авторов) структурно-функциональная организация педагогического процесса, представленного личностями преподавателя и студента, объединенными в единую виртуальную личность непосредственно процессом педагогического общения -основой образовательного процесса и его составляющими, обеспечивающими продуктивное сотрудничество и партнерство сторон, а также стимуляцию процесса педагогического общения.
В свою очередь, каждая из упомянутых личностей, участников процесса, представлена теми характеристиками, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на образовательный процесс. Действительно, чтобы мы не рассматривали: личность
преподавателя, его необходимые умения и действия и, особенно, стиль руководства, везде допустимо возникновение ситуации, при которой не обеспечивается 100 % наличие или отсутствие необходимых качеств. При этом следует учесть, что преподаватель и студент один и тот же параметр могут оценивать по-разному, более того, разные студенты по-своему формируют личную оценку в зависимости от сложившейся ситуации.
Например, либеральный или попустительский стиль руководства одними студентами может оцениваться как доброжелательный стиль, другими - как ни к чему не обязывающий, третьими - как проявление неуважения и т. д. Аналогично, что касается авторитарного стиля -студенты будут "за" и "против", но самое грустное в том, что каждая оценка будет представлять собой субъективное суждение о том или ином преподавателе.
К сожалению, сегодняшний студент очень часто расценивает обычную требовательность как проявление авторитарного стиля, диалог с ним - как плохое знание материала и попытку компенсировать его знанием студентов, содействие адаптации и интеграции личности студента в учебно-воспитательный процесс - как вмешательство в его личную жизнь.
Личность студента
Рис. Структурно-фунциональная организация педагогического процесса (начало)
Рис. Структурно-фунциональная организация педагогического процесса
(продолжение)
Факторы, стимулирующие процесс ПО:
1. Заинтересованность (односторонняя и двусторонняя).
2. Ценностные ориентации - единство целей взглядов, позиций людей относительно значимых для них объектов.
3. Ориентировка в личности партнера + положительная обратная связь.
4. Недистанционный характер общения.
5. Персонификация процесса обучения, внесение элементов личностного порядка.
Невербальные:
1. Все движения тела, интонации, характеристики голоса.
2. Тактильное воздействие.
3. Мимка, взгляд, походка, поза, движеие мышц лица.
4. Голос.
Куммуникативная сторона передача информации 7 % - вербальные средства. 38 % - звуковые средства. 55 % - невербальные (несловесные).
Идентификация - уподобление себя другому человеку.
Эмпатия - эмоциональный отклик на проблемы другого человека (без реальной помощи). Рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (зеркальное отражение).
Интерактивная сторона Заключается в организации взаимодействия между обучающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и идеями.
Перцептивная сторона Восприятие друг друга и установление взаимопонимания.
О-
Общение - социальный процесс взаимодействия, коммуникации, восприятия. Педагогическое общение это система приемов, навыков и умений взаимодействия педагога и студента, содержанием которого является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия на студента, а также трансляция личности педагога студенту.
Спосбы объединения индивидуальных усилий
Сотрудничество
Кооперация, действие, разделенное на двоих.
Схема продуктивной ситуации сотрудничества преподавателя и студента В.Я. Ляудис
1.1. Действие, разделенное между преподавателем и студентом.
1.2. Имитируемое действие студента (по образцу).
1.3. Имитируемое действие студента (без образца).
1.4. Согласованное действие студента с преподавателем.
1.5. Саморегулируемое действие студента.
1.6. Самоорганизующее действие студента (начало творчества).
1.7. Самопобуждаемое действие студента (творчество).
Партнерство Контакт, взаимодействие 2-х и более обучающихся между собой людей._______
Необходимо правильно организовывать:
1. Пространственное расположение учащихся в группе (рядная, круговая, полукругом).
2. Объем группы (12 чел. -практика).
Рис. Структурно-фунциональная организация педагогического процесса
(окончание)
Характерно, что это продолжается только до сессии, поскольку как только она начинается, все преподаватели становятся чуть ли не идеальными, самыми лучшими и умными и обладающими всеми необходимыми позитивными качествами.
Безусловно, в том, что происходит, имеет место и значительная вина преподавателей, особенно на первых курсах обучения, когда преподаватель, считая студента своим партнером по педагогическому процессу (что вполне логично), не понимает или делает вид и требует от студента всего того, что ему не дала школа, и чему данный преподаватель должен был его научить. Поэтому, говоря о партнерстве преподавателя и студентов, с сожалением приходиться констатировать, что такие факты весьма и весьма редки, хотя они как раз и могут служить серьезной основой общения, как социального процесса взаимодействия, коммуникации и восприятия. Еще более сложная ситуация с сотрудничеством, когда речь идет о достижении совместных целей путем кооперации, совершения согласованных действий обеими сторонами. И в этом случае, на наш взгляд, сложно назвать продуктивной схему сотрудничества (рис.), которая в представленном виде более похожа на прямую зависимость студента от преподавателя [2]. Классическим сотрудничеством, как правило, является такое, когда обе стороны имеют равные права и возможности, но, в силу определенных обстоятельств, вклад каждой из них на разных этапах сотрудничества будет различным. Первым пунктом в приведенной схеме, на наш взгляд, должен быть тезис о том, что сотрудничество сторон равноправно и равноуважаемо, но может быть, что вполне логично, временно функционально разделено.
Все "самостоятельные" действия студента (см. рис.) без поддержки, подсказки, руководства и уважения со стороны преподавателя обречены на неудачу, что, кстати, имеет место в очень большом числе ВУЗов.
В этом плане факторы, стимулирующие процесс образования, представлены существенно более конкретно и реально отображают процесс взаимодействия преподавателя и студентов.
Представленная на рисунке схема обязательно должна быть дополнена стремлением обеих сторон к достижению и обеспечению психологической совместимости, которая является одной из ключевых составляющих процесса общения. В зависимости от уровня этой совместимости существенно зависит и эффективность образования. Наиболее ярким примером в этом случае может быть "поющий" ректор -М.М. Поплавский, у которого, судя по всему, психологическая совместимость есть со всеми.
Рассматриваемая схема, к сожалению, не содержит и элемента, оценивающего качественную и количественную стороны учебного
процесса, и тем более, его интегрированную оценку самими студентами и преподавателями.
Тем не менее, если структурно-функциональную организацию педагогического процесса, представленную на рис., дополнить теми элементами и компонентами, о которых шла речь, то можно говорить о некоторой базовой модели триады "студент - образовательный процесс -преподаватель". Статистика говорит о том, что всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы: преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа); 2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5); и 3) с одновременной выраженностью педагогической и исследовательской направленности (немного более трети) [3, 9].
Выводы. Профессионализм преподавателя ВУЗа в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы со студентами, невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер. Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, и, как всякое творчество, она тесно связана с его личностью.
Список литературы: 1. Буланова-ТопорковаМ.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с. 2. Вдовюк В.И. Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах / В.И. Вдовюк, С.М. Фильков. -М.: МГИМО, 2004. - 67 с. 3. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 448 с. 4. СентизоваМ.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук; 13.00.01 / М.И. Сентизова. - Якутск, 2008. - 20 с. 5.МитинаЛ.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения / Л.М. Митина // Вестник образования России. - 2005. - № 7. - С. 45-58. 6. ИвановВ.Г. Создание центров нормализации функционального состояния - безопасность жизнедеятельности и труда / В.Г. Иванов, С.В. Иванов, В.И. Клименко // Системи управління, навігації та зв’язку. -2010. - Вип. 4 (16). - С. 216-218. 7. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе [Электронный ресурс] / Л.В. Костенко // Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/47746. - Дата обращения:
14.03.2014. 8. Ме1 и информационные технологии в медицине [Электронный ресурс] / Іпієї PR._R.CIS // ЮТЕЬ: Пресс-центр Ше1. - Режим доступа: http://newsroom.inte1.com/community/ ги_ги/Ь1о^2012/03/19. - Дата обращения: 14.03.2014. 9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Академия, 2005. - 400 с.
Bibliography (transliterated): 1. Bulanova-ToporkovaM.V. Pedagogika i psikhologia vysshej shkoly / M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2002. - 544 s. 2. Vdovyuk V.I. Osnovy pedagogiki vysshej shkoly v strukturno-logicheskix sxemax / V.I. Vdovyuk, S.M. Filkov. -M.: MGIMO, 2004. - 67 s. 3. Sharipov F.V. Pedagogika i psixologiya vysshej shkoly / F.V. Sharipov. - M.: Logos, 2012. - 448 s. 4. Sentizova M.I. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki budushhix uchitelej k zdoroviesberegayushhej deyatelnosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk; 13.00.01 /M.I. Sentizova. - Yakutsk, 2008. - 20 s. 5. MitinaL.M. Professionalnoe razvitie i zdorove pedagoga: problemy i puti resheniya / L.M. Mitina // Vestnik obrazovaniya Rossii. -2005. - № 7. - S. 45-58. 6. Ivanov V.G. Sozdanie centrov normalizacii funkcionalnogo sostoyaniya - bezopasnost zhiznedeyatelnosti i truda / V.G. Ivanov, S.V. Ivanov, V.I. Klimenko // Systemy upravlinnia, navihatsii ta zviazku. - 2010. - Vyp. 4 (16). - S. 216-218. 7. Kostenko L. V. Zdorovesberegayushhie texnologii v shkole [Elektronnyj resurs] / L. V. Kostenko // Otkrytyj klass: setevye obrazovatelnye soobshhestva. - Rezhim dostupa:
http://www.openclass.ru/node/47746. - Data obrashheniya: 14.03.2014. 8. Intel i informacionnye texnologii v medicine [Elektronnyj resurs] / Intel PR_RCIS // INTEL: Press-centr Intel. - Rezhim dostupa: http://newsroom.intel.com/community/ru_ru/blog/2012/03/19. - Data obrashheniya:
14.03.2014. 9. Smirnov S.D. Pedagogika i psixologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatelnosti k lichnosti / S.D. Smirnov. - 2-e izd., pererab i dop. - M.: Akademiya, 2005. - 400 s.
Поступила (received) 05.04.2014 Статью представил д-р техн. наук, проф. ВНТУ Павлов С.В.
Zlepko Serhiy, professor, Dr.Tech.Sci., Professor Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-122, e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-8849-4188.
Tymchyk Serhiy, Cand.Tech.Sci.
Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123, e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2977-1602
Koval Leonid, Cand.Tech.Sci.
Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123, e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-9887-2605
Kostishyn Serhiy, Cand.Tech.Sci.
Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123, e-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4701-8721
Postemska Ksenia, graduate student Vinnytsia national technical university Khmelnytske shose 95, Vinnytsia, Ukraine, 21021 tel. (0432) 598-123