ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №1(23)
УДК 37:784.4(=943.21)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА
© З.С.Зарипова
В статье прослеживается процесс формирования песенного наследия татарского народа как основы национальной музыкально-педагогической культуры от истоков до формирования в разветвленную жанровую систему. Обобщая собственный педагогический опыт, автор формулирует ряд форм и методов вокальной работы на основе изучения татарских народных песен с целью формирования высокоразвитой этнопедагогической культуры будущих педагогов-музыкантов в соответствии с современной парадигмой отечественной педагогики.
Ключевые слова: вокальная подготовка, постановка голоса, народное пение, песенное творчество, фольклор, этнопедагогика, татарские народные песни, песенные жанры.
Современная парадигма отечественного музыкально-педагогического образования предусматривает необходимость передачи духовного опыта поколений, сконцентрированного в народном музыкальном искусстве, и развитие на этой основе личности каждого студента. Однако все еще приходится констатировать недостаточный уровень знаний будущими педагогами-музыкан-тами фольклорных традиций, обычаев, истории родного края. Это препятствует их готовности к полноценной творческой работе в новых условиях, требующих владения высокоразвитой этно-педагогической культурой.
Музыкальное искусство изначально развивалось в наиболее доступной и популярной форме, которой является традиционное песенное творчество. Соединяя в себе музыку и слово, накапливая в процессе многовекового развития богатый эстетический, воспитательный и образовательный потенциал, оно сформировалось в объемную и ценную часть мирового художественного наследия. На протяжении многих столетий, когда еще не существовало специальных учебных заведений, не было разработанной музыкально-педагогической системы, функции музыкального образования выполняло традиционное народное музыкальное творчество, основой которого являлись песни. Поэтому закономерно, что в число основных профессиональных компетенций, которыми должен владеть универсальный педагог-музыкант, входит всесторонняя вокальная подготовка. Это предполагает приобретение им историко-теоретических знаний о вокально-педагогической и исполнительской культуре прошлого и изучение высокохудожественных образцов народного песенного творчества. Только при решении этой задачи возможно формирование в системе музыкально-педагогического образования специалистов, умеющих сохра-
нять и преумножать лучшие традиции музыкального искусства, способных противостоять напору низкопробной культуры.
Системы воспитания и образования на основе фольклорных традиций апробированы теорией и практикой музыкальной педагогики многих стран. На значимость родной музыкальной речи указывал венгерский композитор и педагог З.Кодай. К.Орф, создавая систему начального музыкального воспитания в Австрии, опирался на фольклорные традиции, считая их основой развития и сохранения основ культуры нации, защиты культурной среды обитания.
На огромный потенциал традиционной вокальной культуры, ее воспитательную роль в формировании личности указывали выдающиеся отечественные педагоги К.Ушинский, В.Сухо-млинский, В.Шацкая и др. Так, В.Сухомлинский подчеркивал: "Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слова родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния" [1: 164].
Отечественная педагогика музыкального образования в лице Б.В.Асафьева, О.А.Апракси-ной, Ю.Б.Алиева, Э.Б. Абдуллина, Л.Г.Арчажни-ковой, Д.Б.Кабалевского, В.Шацкой, Б.Яворско-го и др. заложила основу массового музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе на основе широкого привлечения традиций народной музыки.
Современная высшая школа придает особое значение сохранению и трансляции народнопесенных традиций в специальном и общем музыкальном образовании (В.Белобородова, Н.Вет-лугина, Е.Гембицкая, В.Емельянов, Е.Малинина, К.Никольская-Береговская, Т.Овчинникова,
Д.Огороднов, Г.Стулова и др.).
Бесценный художественный и нравственноэстетический потенциал содержит песенное наследие татарского народа. Это подтверждают исследования музыковедов, фольклористов, этному-зыкологов и педагогов Л.Ахметовой, Р.Исхако-вой-Вамбы, М.Нигмедзянова, Н.Нургаяновой,
З.Сайдашевой, Ф.Салитовой и др. Они раскрывают возможности традиционной музыки в воспитании и образовании. Как пишет Ф.Ш.Салитова: "На всем протяжении развития татарской музыки в основных формах ее проявления неразрывно взаимодействовали художественно-творческие и педагогические функции" [2: 144]. Тем не менее песенное творчество татарского народа, все еще недостаточно исследованное в контексте педагогической значимости, требует своего дальнейшего изучения с целью полноценного применения в современном музыкальном образовании.
В процессе исторического формирования татарского этноса складывался самобытный комплекс национальных вокально-педагогических и исполнительских традиций, которые активно включались в систему воспитания и образования. Музыка, преимущественно вокальная, помогала определять нравственные и эстетические идеалы, служила сплочению народа.
Великий татарский поэт Г.Тукай написал следующие вдохновенные строки: "Народные песни - это самое дорогое и ценное наследие наших предков ... Булгарские города с их оригинальной архитектурой и булгарские деревни исчезли без следа, разрушились, будто их не было. А наше драгоценное наследие - народные песни
- и пушки не разбили, и стрелы не пронзили. Пережив многие беды и напасти, они . живы и здравствуют, они всегда будут звучать. Народные песни дороже жемчугов и рубинов - и потому их надо беречь, знать. Надо помнить о том, что народные песни - никогда не тускнеющее, чистое и прозрачное зеркало народной души. Это особенное волшебное зеркало. Потому что, какую бы народную песню мы не взяли, при тонком исследовании и изучении она, без сомнения, раскроет перед нами душу народа, расскажет о его чаяниях, поведает думы и мысли" [3: 139].
Система художественной деятельности предков татар приобретала общезначимые черты еще в эпоху первых тюркских государственных объединений в У1-УШ вв. н.э., когда в рамках язычества и тотемистических представлений складывались религиозные обряды, ритуалы и обычаи, в которых значительные функции выполняли песни, определяя нравственно-эстетический компонент мировосприятия участников этих действ. Византийский историк Феофилакт Симокатта отмечал: "Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воз-
дух и воду, поют гимны земле" [4: 34]. Примечательно, что в пантеон божеств и духов древних тюрков входил и дух песни - Джир Каган. К настоящему времени выявлено много общетюркских музыкальных терминов, давших название песенным жанрам, являются квй, елау, зйту, тавыш, тамак, щыр и др. [5: 9].
Главным видом художественного творчества тюрков выступал эпос, в котором взаимодействовали поэтическое слово и пение. "В эпических произведениях концентрировались основные идеологические доктрины государственной значимости и нравственно-эстетические представления народа", - писал выдающийся историк Л.Н.Гумилев [6:346]. Эпос выполнял в древнетюркском обществе воспитательные, образовательные, а также идеологические, коммуникативные и эстетические функции. Отголоски музыкального творчества наиболее ранних периодов зарождения татарского этноса прослеживаются в образцах архаических жанров традиционного татарского песенного фольклора - обрядовых и приуроченных напевах.
Элементы древнейших музыкальных традиций эффективно помогают изначальному усвоению исконных национальных музыкальных традиций. Они несут в себе основные "мотивы-формулы" национальной музыкальной речи, дающие возможность воспитания на их основе первоначальных музыкальных навыков в соответствии с традициями народной педагогики.
С начала Х века эволюция системы культуры булгар (при сохранении значительного компонента более ранних языческих верований и ритуалов) приняла более последовательный и глубокий характер в связи с утверждением религиозных устоев ислама, определившим дальнейшее формирование соответствующих нравственных устоев и художественных традиций. Арабские и европейские путешественники средневековья (Ибн-Фадлан, Ибн-Руста, Рубруквис, ал-Гарнати, Плано Карпини) оставили убедительные сведения о пении предков татар на праздниках, во время религиозных обрядовых и погребальных церемоний, в военных походах.
Так, ритуальные языческие песнопения булгар зафиксировал в начале Х века Ахмед ибн Фадлан - секретарь посольства багдадского халифа аль-Муктадира, прибывшего в Булгарию в 922 году для совершения церемонии принятия ислама правителем и народом страны [7: 69]. Наиболее ранние тексты песен булгар содержатся в словаре тюркских языков Махмуда Кашгари.
Самый значительный из сохранившихся памятников булгарской литературы - поэма Кул Гали "Сказание о Йусуфе", созданная в первой поло-
ПЕДАГОГИКА
вине XIII века, не только оказала глубокое воздействие на духовную культуру татарского народа, но послужила созданию цикла народных напевов, одноименных названию поэмы. Сама поэма исполнялась нараспев, и предположительно автором первоначального варианта напева о Юсуфе и Зулейхе был сам автор этого произведения [2: 72].
В ХШ-Х1У веках, в эпоху Золотой Орды, наивысшего расцвета достиг фундаментальный жанр татарского эпоса - дастан. Складывались дастаны героические, исторические и любовнолирические. Непреходящим достоянием татарского народа стали великие дастаны "Туляк и Сусылу" и "Идегей".
В XVI веке, когда приоритет в социальноэкономическом и культурном развитии татарского народа заняло Казанское ханство, песенное творчество татарского народа сложилось в единую и разветвленную жанровую систему, куда вошли наиболее значимые виды вокального творчества. К ним относятся баиты, мунаджаты, книжные, протяжные и короткие напевы. Это наследие в своих основных чертах стало основным нравственно-эстетическим, тематическим, стилевым основанием современной музыкальной культуры татарского народа.
Из жанров, обладающих значительным педагогическим содержанием, выделяются баиты (бэет) - лирико-эпические песни-сказы, исполняющиеся нараспев, в основу которых главным образом положены реально происшедшие события. Распространяли баиты их создатели и исполнители, которых называли баитче (бзетче), в число которых входили педагоги-наставники учебных заведений и их ученики. Тексты баитов входили в книги, учебные пособия, а мелодии передавались изустно. Они широко применялись в учебной практике. Особенно популярным являлся нравоучительный баит "Сак Сок", призывавший к почитанию родителей.
Баиты приобретали большое сюжетное разнообразие и благодаря этому выполняли в педагогике познавательные функции - знакомили учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира. Складывались исторические, легендарные, сказочные, нравоучительные, семейно-бытовые баиты. Главной целью их создания и исполнения было обучение этическим нормам, воспитание нравственной и эстетической культуры. Одним из учебных пособий того времени являлся цикл из сорока баитов "Нахджел фара-дис" ("Путь в рай") поэта Махмуда Булгари.
Основное содержание традиционного песенного наследия татарского народа сосредоточено в протяжных напевах (озын койлзр). Они отра-
жают специфику видения татарским народом окружающего мира.
Будучи непосредственно связанными в своей работе в вузе с подготовкой учителей музыки для общеобразовательных школ, мы стремимся пропагандировать музыкальное наследие татар и в период учебного процесса, и при курировании педагогической и творческой деятельности своих выпускников.
В работе со студентами в классе сольного пения мы ставим следующие задачи: привить интерес к татарской вокальной музыке, ознакомить с вокально-педагогическими традициями татарского народа, расширить знания в вопросах художественной интерпретации народных песен. Их практическое решение подкрепляется историко-теоретическими сведениями. Подробно
рассматриваются содержание и характер исполнения эпических, культовых, трудовых, игровых и семейно-обрядовых напевов. Обращается внимание на их педагогическое содержание.
Таким образом, традиционное песенное творчество татарского народа содержит большие возможности для профессионального и личностного становления будущих педагогов-музыкан-тов, которые призваны сохранять, приумножать и обеспечивать претворение этого бесценного наследия в современном воспитательно-образовательном процессе.
1. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании.
- М.: Просвещение, 1973. - 164 с.
2. Салитова Ф.Ш. Музыкально-педагогические традиции татарского народа. - Казань: Татар. гос. гуманитарно-педагогич. ун-т, 2008. - 188 с.
3. Тукай Г. Избран. - М: Сов. Россия, 1975. - 176 с.
4. Феофилакт Симокатта. История. - М.: АН СССР, 1957. - 224 с.
5. Сагеева Г.Х. Традиционная терминология татарской музыкальной культуры: семантическая реконструкция: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Казань: Казанская гос. консерватория, 2007. - 22 с.
6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М.: Тов-во Клышников и Комаров, 1993. - 526 с.
7. Из глубины столетий / сост. Б.Л.Хамидуллин -Казань: Татар. кн. изд-во, 2004 г. - 271 с.
8. Сайдашева З.Н. Песенная культура татар Волго-Камья: Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. - Казань: Матбугат йорты, 2002. - 166 с.
9. Нургаянова Н.Х. Использование татарских народных напевов в процессе вокальной подготовки будущего учителя музыки // Формы и методы воспитательной работы в вузе. - Казань: КГПУ, 2001. - С.113-114.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF TRADITIONAL TATAR FOLK SONGS
Z.S.Zaripova
The author of the article presents the process of formation of the Tatar folk song heritage as a basis for the national musical pedagogical culture. She investigates this heritage from its origins to the formation of the branched genre system. Generalizing her own pedagogical experience, the author presents a number of forms and methods of vocal work on the basis of studying of the Tatar national songs with the aim of formation of advanced ethnic pedagogical culture of the future teachers-musicians according to the modern pedagogical paradigm in our country.
Key words: vocal preparation, voice training, national singing, song creativity, folklore, ethnical pedagogics, Tatar national songs, song genres.
Зарипова Зульфия Салаватовна - старший преподаватель кафедры вокальной подготовки Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: zaripowa.z@yandex.ru
Поступила в редакцию 06.09.2010