ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАНЬКО Н.Н.
В статье рассматривается активизация учебной деятельности как проблема совершенствования технологии общего и профессионального обучения, предлагается путь ее решения на основе проективной дидактической визуализации.
in article activization of educational activity as a problem of perfection of technology of the general and vocational training is considered, the way of its decision on the basis of projective didactic visualisation is offered.
Помог ли ПНП «Образование» росткам новой школы? И да, и нет. Частично да - потому что дал импульс развитию кадров и материального обеспечения многих действительно хороших школ. Частично нет - потому, что часть ресурсов проекта распределялась бюрократизированной администрацией весьма субъективно. Следует согласиться с А.А. Саламатовым, что экспертам было трудно выявить связь между педагогическими достижениями и инновационной деятельностью педагогических коллективов. Но, далее, необходимо заметить, что последовавшая, по его словам, подмена целей конкурса — выявление лучших учителей и школ, но не лучших педагогических достижений была вынужденной. Следует подчеркнуть, что инновационная работа может влиять на педагогические достижения только в том случае, если осваиваются не локальные педагогические эксклюзивы, а новые педагогические технологии, и не отдельными учителями - звездами, а значительной частью педагогического коллектива. Но именно в этом вопросе имеет место тяжелое отставание педагогической науки, и свидетельством тому, на наш взгляд, является столь запоздалое включение в состав ФГОСов второго поколения совершенно необходимых задач освоения проектного метода и формирования универсальных учебных действий.
Вряд ли есть основания отрицать, что аналогичные проблемы сложились и в системе среднего профессионального образования, которое, по мнению доктора О.Н. Олейниковой, разворачивается в сторону многоуровневых многоцелевых колледжей, способных реализовывать программы НПО, СПО, прикладного бакалавриата и непрерывного профессионального образования соответствующих квалификационных уровней. По крайней мере, деятельность некоторых московских колледжей убедительно свидетельствует об этом, но при этом не снимает вопрос о судьбе учреждений НПО, социальную миссию которых - профессионализацию и воспитание - не удастся компенсировать правоохранительными усилиями.
И здесь следует перейти к основному: успех модернизации системы образования, хотим мы в том признаться себе или нет, в огромной степени зависит от своевременности и успешности реформы педагогического профессионального образования. Будущие политики, эффективные менеджеры, депутаты, ученые, а также их родители - все они неизбежно пройдут дошкольный и школьный этапы взросления, этапы общего и профессионального образования. На каждом этапе их судьба будет вручаться в руки педагога, и от того, насколько он окажется профессионально и личностно подготовленным, в итоге будет зависеть судьба страны, причем не в меньшей степени, чем от квалификации работников, обслуживающих добычу и транспортировки нефти и газа. Из этого с необходимостью вытекает опережающий характер реформы профессионально-педагогического образования, который связан с изменением менталитета как учителя, так и учителя учителя. В единый узел необходимо увязать большое число разнородных и нередко противоречивых требований общефедерального, регионального, социального и ресурсного характера. За рамками данных решений необходимо оставить пагубные, идеи превращения педвузов в факультеты классических университетов, так как в таком случае произойдет не усиление педагогической подготовки учителей, а ее ухудшение: педагогические специальности в классических университетах сместятся на второй план, педагогическая подготовка сократится, и статус педагога окончательно рухнет.
Педагогический поиск образовательных ресурсов, на наш взгляд, будет связан с такими актуальными направлениями, как:
- повышение требований к компетентности выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений со стороны рынка труда и работодателей;
- интенсификация педагогического труда, вытекающая не только из требований социального заказа, но и из тенденции повышения требований государственного образовательного надзо-
Профессиональное образование. Столица | № 8 2010 1
ра (ЕГЭ, квалификационная аттестация выпускников вузов и сузов);
- оптимизация образовательной системы, обусловленная конкурентоспособностью учебных заведений, обостренной демографическим спадом и сокращением сети образовательных учреждений;
- активизация учебной деятельности путем высвобождения и инициирования внутренних ресурсов человека адекватными природе человека средствами и способами дидактической проективной технологии.
Обновление технологии обучения в связи с требованиями модернизации образования всегда диктует неизменное условие минимальных затрат времени и различных ресурсов при возрастании результативности - так называемая «интенсификация деятельности», в данной сфере интенсификация педагогической и учебной работы. Однако активизация учебной деятельности не должна быть замаскирована экстенсификацией за счет психологического, физического напряжения («быстрее», «больше» и др.). Технологию современного обучения необходимо проектировать на принципах антропологичности, природосообразности и эффективном использовании ресурсов мышления, характерного для наиболее массового («среднего») типа обучающегося, без предъявления повышенных требований к уровню его способностей.
Научно-обоснованная активизация учебной деятельности обучающихся влечет за собой глубокие системные изменения образовательного процесса: изменение технологии подготовительной и обучающей деятельности педагогов благодаря формированию новых аспектов технолого-педагогической компетентности; изменение качества учебного содержания - учебного материала, насыщение его когнитивными средствами представления знаний; изменение содержания учебной деятельности, связанное с формированием новых компетенций обучающегося - универсальных способов учебных действий с помощью адекватных дидактических когнитивных средств.
Перспективный путь совершенствования дидактики по нашему убеждению - это включение в нее технологии Дидактической проективной визуализации (далее ДПВ), которая позволит усилить механизм преемственности не только по всей «образовательной вертикали» - между ступенями образовательной системы, но и по «горизонтали образования»: между сферами и видами деятельности учебной и трудовой - производственной, и, что особенно важно, позволит максимально сблизить мышление обучающегося со спецификой профессионального мышления.
Основанием для совершенствования механизма преемственности послужит интеграция двух компонентов логического и смыслового в технологии современного обучения, в частности в комплексе универсальных средств и способов действий, реализуемых как в условиях известных решений поставленных задач, так и в условиях деятельности с различным уровнем неопределенности. К универсальным способам в первую очередь следует отнести способы переработки информационных потоков (содержание) в любой сфере деятельности человека, ко второй группе способов относятся способы моделирования действий на разных стадиях освоения объекта (см. рис.1. Однолинейная матрица «Поэтапное освоение объекта»), для чего требуется разработка комплекса универсальных способов учебных действий и базы инструментальных средств, поддерживающих и сопровождающих учебную деятельность, аналогичную производственной, при ее активизации [1, 3, 4]. Изучение учебной деятельности на разных ступенях образования показало, что эффективность способов учебных действий значительно возрастает при поддержке их выполнения визуальными средствами ориентировочного типа, в которых происходит интеграция логического и смыслового компонентов учебного материала [1, 2].
Исследование позволило выявить логику становления феномена визуализации в обучении
- это генетические предшественники феномена ДПВ: повышение степени логической упорядоченности дидактической наглядности, генерализация дидактических единиц, распространение функции эвристик на средства наглядности, самоорганизация учебной деятельности с помощью ориентировочных основ действий, а также формирование целостных образов и символических форм во внутреннем плане деятельности с помощью структурно-логических схем, знаково-символических обозначений, денотантных графов и т.п. Итогом развития данных тенденций является выделение и интеграция логического и смыслового (содержательного) компонентов в дидактических составляющих учебной деятельности: учебный материал, учебный процесс и мышление обучающегося. Совершенствование данных компонентов образовательного процесса происходило на следующих этапах эволюции феномена визуализации: «Дидактическая наглядность» (введение принципа, эпоха Нового времени, 1492-1789гг.), «Визуа-
лизация» (Новейшее время, 1789-1945гг.), «Когнитивная визуализация» (Современная история, 1945-2010 г.г.) и становление этапа «Дидактическая проективная визуализация - ПДВ» (Современная история, 2005-2011 г.г.). Педагогический потенциал феномена ПДВ [4, 5] определяется как выстраивание (организация) во внутреннем плане учебной познавательной деятельности образов изучаемых объектов в процессе учебно-познавательных действий над ними. Реализация базовых когнитивных принципов представления дидактических объектов (структурирование, связывание, свертывание) обеспечивает логико-смысловое моделирование знаний и вынесение образов деятельности с изучаемыми объектами во внешний план. Степень реализации базовых когнитивных принципов проективной визуализации обусловливает, соответственно, степень полноты и качества конструируемых логико-смысловых навигаторов деятельности, и служит индикатором отличия от других средств обучения - опорных сигналов, структурно-логических схем и фреймов.
Рис. 1. Однолинейная матрица «Поэтапное освоение объекта»
Исследуемый феномен ДПВ охватывает широкий класс психолого-педагогических явлений и процессов выполнении учебной и профессиональной деятельности и распространяется на множество таких объектов, как мыслительные процессы, процессы восприятия, запоминания и воспроизведения. Его педагогическая сущность проявляется в том, что в процессе учебной деятельности мозгом и зрительной системой человека осуществляется перекодирование информации направленной при конструировании зрительных образов, в опоре на которые осуществляется абстрагирование свойств объекта, воспроизведение структуры внутренних связей и обобщенных отношений элементов, оперирование свойствами объектов и др.
Дидактическая проективная визуализация начинается с эмоционально-чувственного переживания изображений внешних признаков изучаемого объекта, затем следует определение свойств объекта на основе абстрагирования и установления связей между элементами содержания, после чего происходит построение образно-концептуальных моделей понятия и действий, выявляются функциональные связи в структуре объекта, а завершается цикл визуализации применением ориентировочных средств - навигаторов для непосредственного выполнения конкретных действий с познаваемым объектом, проверки и оценки учебных действий.
Результаты длительной (более 10 лет) апробации феномена дидактической проективной визуализации по всей «вертикали образования» создают реальные основания для проектирования перспективных технологий профессионального образования методами дидактического
дизайна [6, 7, 8].
Библиографический список:
1. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов: Монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 180 с. ISSN 5-87978-364-2.
2. Манько Н.Н., Арсланбекова С.А., Ардуванова Ф.Ф. Проблемы когнитивной визуализации дидактических объектов: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 158 с. ISSN 978-5-87978579-1.
3. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения// Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2009. № 8 (65).
- С. 10-31. ISSN 1994-85-81.
4. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия Алтайского государственного университета - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2009. Вып. 2(62). 230 с. - С. 22-29. ISSN 1561-9443.
5. Манько Н.Н. Моделирующая деятельность в технологиях общего и профессионального образования// Педагогический журнал Башкортостана. - 2006. - № 4 (5). - С. 33-48. ISSN 1817-3292.
6. Манько Н.Н. О роли феномена проективной визуализации в инструментальной дидактике // Функционирование колледжа как единого учебно-научно-производственного комплекса (на примере Колледжа ландшафтного дизайна). Сборник научных материалов 9.В. Ткаченко. М.: ООО «АвтоПринт», 2010.-272 с. С. 208-215.
7. Штейнберг В.Э. Дидактический дизайн в системе обучения // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №9. - С. 38-39.
8. Реформы образования и конкурентоспособность специалиста (материалы Интернет-конференции) // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №8. - С. 3-18.
Ключевые слова: активизация, учебная деятельность, проективная дидактическая визуализация.
Keywords: activization, educational activity, projective didactic visualisation.