хотелось бы отметить, что некоторые ученики узнавали для себя новые музыкальные инструменты или же новые признаки загаданных инструментов.
Игра «А+Б». Группа была разделена на команды по несколько человек. Команды выбирали командира и название для своей группы («Крутые Рокеры» и «Банда Звездочек»), а потом загадывали по одному музыкальному инструменту. Затем по жеребьевке «Крутые Рокеры», посовещавшись, громко произнесли 1-й слог загаданных слов (скри...(пка); ро...(яль); ма...(ракасы)). Другой команде на раздумывание давалось три секунды и «Банда Звездочек» сказали окончание слов. Далее это повторялось, но с другой очередностью. За каждый правильный ответ ученик получали фишку. И выиграла та команда, у которой их оказалось больше. В данном случае победила дружба. Следует отметить, что во время данной игры некоторые ученики терялись и задумывали совершенно другие слова, не относящиеся к музыкальным инструментам или музыке. Однако вмешательства со стороны учителя не потребовалось: другие ученики сразу объясняли им ошибку.
Игра «Эхо». Данная игра направлена на развитие музыкального слуха. Для проведения занятия с применением этой игры были заранее подготовлены аудиозаписи со звучанием нот. Далее группа делилась на три команды и им давалась установка: первые должны были повторять звуки очень громко (f), вторые -средне (mf), а третьи - тихо (p). Затем, ученики послушали отрывки подобранных аудиозаписей и повторили их. Вначале это делалось по очереди, а позже включились все. Порядок исполнения постоянно менялся. После третьей смены порядка дети начали путаться, но не прерывали свою деятельность. Им всем понравилось данное упражнение. Таким образом, ребята не только отточили свои знания об оттенках звуков, но и стали внимательнее слушать, как и звуки, так и друг друга.
Игра «Громко и тихо». Целью данной технологии заключается в том, чтобы закрепить умение различать динамические оттенки музыки: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf). Ученикам предложили выбрать цвета, которые будут соответствовать динамическим оттенкам. Очень многие учащиеся выбрали красный -для громкого звука, оранжевый - для не слишком громкого и синий - для тихого. После этого им давалось дважды прослушать заранее подобранную композицию. После того как композиция замолкала, ученики приступали к рисованию того, как она менялась на протяжении данного времени. Как по оттенку звука, так и по изменению лада и темпа. Рисунки получились живописными. Очень многие дети справились с данным упражнением. А те, кому не удалось изобразить динамические оттенки, не стеснялись подходить с вопросами и с просьбами прослушать еще раз.
Для проведения первого контрольного измерения результатов, проведенной работы, практической части исследования использовались те же методики. Они также были проведена в обеих группах. В ходе анализа полученных итогов к высокому уровню развитости музыкальных способностей были отнесены результаты 17% детей из экспериментальной группы и 13% - контрольной. К среднему уровню - 65% детей из экспериментальной группы и 57% - контрольной. Не справились с заданиями 18% детей из экспериментальной группы и 30% детей из контрольной группы. Следовательно, их результаты были отнесены к низкому уровню.
Выводы. Результаты экспериментальной группы показали положительную динамику развития музыкальных способностей: показатель высокого уровня вырос на 6%, средний на 7%, а низкий уровень уменьшился на 13%. Следует отметить, что показатель детей контрольной группы тоже улучшились в меру того, что процесс обучения не останавливался, но изменения не значительные.
По результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что ребята стали не только проявлять устойчивый интерес к музыкальной деятельности, но и последующие занятия сольфеджирования стали даваться им легче. Всё это говорит о том, что творческий подход, а именно игровые технологии являются одним из эффективных методов для развития музыкальных способностей.
Литература:
1. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребенка // Нижний Новгород: Нижнегородский гос. пед. ун-т им. К. Минина. - 2016 [Электронный ресурс] точка доступа https://studfile.net/preview/5850243/
2. Музыкальная психология: учеб.-метод. пособие / В.В. Глазков; под ред. канд. психолог. наук Н.Г. Абрамя; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. - 136 с.
3. Павлова Е.П., Назарова Н.В. Проект «Музыка для всех» в развитии творческого воображения у младших школьников / Глобальный научный потенциал. - Тамбов: Фонд развития науки и культуры. - 2019. -№ 6 (99). - С. 18-20.
4. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: допущено УМО в качестве учеб. пособия для вузов / Э.Б. Абдуллин [и др.]; под ред. Г.М. Цыпина. - Москва: Академия, 2003. - 368 с.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Москва-Ленинград: АПН РСФСР, 1947. - 336 с.
Педагогика
УДК 372.461
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса Местникова Айыына Алексеевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье затрагивается проблема развития устной связной речи младших школьников и значение педагогического потенциала народного фольклора в этом процессе. Целью исследования было обоснование эффективности изучения младшими школьниками малых жанров фольклора для более успешного развития их устной связной речи. Методы исследования включают изучение и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы и других источников информации, проведение опытно-практической работы с включением эмпирических методов исследования. Базой
практической части исследования стало муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутск Республики Саха (Якутия), учащиеся 2 «Б» класс. Достигнутые результаты. В ходе исследования нами отслежена положительная динамика развития устной связной речи у младших школьников, достигнутая путем проведения специальной работы, отмечено влияние и значение изучения малых жанров фольклора в начальной школе.
Ключевые слова: развитие речи, устная связная речь, малые жанры фольклора, пословицы, младший школьник.
Annotation. This article addresses the problem of the development of oral coherent speech of elementary schoolchildren and the importance of the pedagogical potential of folklore in this process. The aim of the study was to substantiate the effectiveness of the study by young schoolchildren of small genres of folklore for the more successful development of their oral coherent speech. Research methods include the study and analysis of psychological, pedagogical, methodological and specialized literature and other sources of information, experimental work with the inclusion of empirical research methods. The basis of the practical part of the study was the municipal educational budgetary institution "Secondary School No. 17" (with in-depth study of individual subjects) in the city of Yakutsk, Sakha (Yakutia), students in grade 2 "B". Achieved results. In the course of the study, we tracked the positive dynamics of the development of oral coherent speech in younger students, achieved through special work, noted the influence and importance of studying small genres of folklore in elementary school.
Keywords: speech development, oral coherent speech, small genres of folklore, proverbs, primary school student.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что после освоения основной образовательной программы выпускники начальной школы овладевают необходимыми навыками, в том числе и «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Известно, что одной из наиболее сложных форм речевой деятельности является устная речевая деятельность. Для нее характерна систематичность, развернутость, последовательность изложения. Связь речевого и умственного развития детей является базой формирования устной связной речи, вместе с тем развития их мышления, восприятия и наблюдательности.
Одной из главных задач образования является воспитание всесторонне развитой личности. Следует отметить, что решением этой задачи видится в совершенствовании значимого инструмента мышления и познания как речь. Развитие речи обучающихся практически во все времена была актуальной, в свете развития современного общества и на сегодня не теряет ее. Грамотное построение устных высказываний со связной речью дают младшим школьникам возможность быть успешным в учебной деятельности по всем обучаемым дисциплинам, в частности ее развитость способствует формированию и развитию полноценного навыка чтения и орфографической грамотности, что является важным на этапе начальной школы.
Вся жизнедеятельность человека тесно связана с речью, поэтому проблема развития связной речи является актуальной. Именно поэтому учителя начальных классов должны приложить немало усилий для ее развития.
Изложение основного материала статьи. Фольклор - важнейшая составная часть сокровищницы народа, воплощение его мудрости, опыта, психологии, ментальности [1, с. 4]. Духовно-нравственное и эстетическое богатство отражено в народной мудрости, то есть в фольклоре, которое передается от старшего поколения к молодому. Труды, обычаи, семейные традиции, доброта, дружба находят отклик у фольклорных произведений. Так, в начальной школе можно использовать потенциал народного фольклора в патриотическом воспитании, развитии речи, делая ее более четкой, выразительной и грамотной. Содержание и особенности малых жанров фольклора рассматривались в работах В.П. Аникина, О.В. Бережнова, Б.Н. Путилова, А.П. Илькова и др. Русские народные песенки, потешки, прибаутки, предназначены для развлечения и развития ребенка. Известно, что пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки относятся к произведениям небольшого объема, их принято называть малыми фольклорными жанрами. Например, для стимулирования мыслительной деятельности ребенка можно использовать загадки. Они также прививают вкус к умственной работе. Вместе с тем, загадка может значительно расширить представления о мире, совершенствовать сообразительность. А также отгадывая загадки, ученики логически рассуждают и делают умозаключения, сопоставляя различные признаки.
В целях развития правильной четкой речи детей и улучшению беглости чтения можно использовать такие малые жанры, как скороговорки и чистоговорки. Их применение в процессе уроков русского языка и литературного чтения способствуют правильному и четкому произношению отдельных звуков и их сочетаний.
Происхождение пословиц - несомненно очень древнее, их непрерывное развитие тесно связано с формированием человеческой речи и общества [1, с. 83]. Пословица несет в себе наставляющий, поучающий смысл, а поговорка характеризует лицо, явление, предмет. По мнению А.П. Евгеньевой, пословица - это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл [3, с. 217]. Использование пословиц ведет к повышению общей культуры речи обучающихся. В них часто встречается порицание лени, превозносится труд, укрепляется вера, справедливость и добро. Они часто призывают уважать книги и знания. Изучение и использование в повседневной жизни пословицы способствуют речи быть точнее, выразительнее и эмоциональнее. Это достигается тем, что в содержании пословиц можно встретить и прочувствовать юмор и иронию, любовь и ненависть, радость и горе. Поэтому необходимо использовать пословицы как на уроках русского языка и литературного чтения, так и на уроках других дисциплин.
Пословицы, являющиеся замечательными художественными достоинствами и придающие нашей речи образность, приходятся одним из самых ярких стилистических средств речи [5, с. 224]. Человек, употребляя пословицу, оживляет свою речь и делает ее более интересной. Как показывают наблюдения, младшие школьники не всегда умеют правильно использовать, или практически не употребляют пословицы в своей речи, несмотря на то, что они сталкиваются с ними, во время уроков.
Грамотная речь играет достаточно весомую роль для всех видов деятельности младших школьников. У некоторых учеников устная речь не имеет логической последовательности. При этом могут присутствовать
грамматические ошибки и отсутствовать выразительность речи. Преодоление этих недостатков становится немаловажной задачей для самого учителя. На самом деле, развитие речи обучающихся достаточно сложный и длительный процесс, который требует систематичности и последовательности.
Содержание пословицы точно и не имеет лишних слов. Форма пословиц тоже оригинальна: свойственная ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица всегда поучительна и показывает конкретные случаи и жизненные моменты. Пословица состоит из небольшого по объему художественного текста и заключает в себе только одну мысль. Выражение этой мысли равно тексту, и нет ни растворения этой мысли в сюжете, ни мыслей, конкурирующих с главной [4]. Одним из критериев владения языком в целом и развитием речи является понимание и осмысление пословиц. Вместе с тем, этот жанр для детей наиболее сложный в понимании, в меру того что пословицы появились, как отражение социальной жизни, а у детей социализация находится на более низком уровне и в меру присутствия в них образности, то есть, отсутствия прямого смысла.
К.Д. Ушинский отмечал, что «...пословицы и поговорки помогают выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка». Так, работа с пословицей развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики [2, с. 58].
Пословица, имея небольшой размер, это законченное художественное произведение. В нем содержится меткое наблюдение, ловко и красиво выраженное, что не может не радовать человека и главное преимущество заключается в том, что легко запоминается. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам».
Если работа над пословицами в начальных классах будет носить систематический характер, то это может повлиять на общее развитие учащихся [6, с. 95]. Например, у младших школьников развиваются навыки сбора народных изречений и группировать по тематикам и направлениям, развиваются умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, осознавать их обобщающий характер. Наряду с этим изучение пословиц имеет важную роль в развитии речи в целом, повышается грамотность, как устной, так и письменной, а также в воспитании эстетического вкуса.
Практическая часть исследования была апробирована в муниципальном образовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» города Якутска. В нем приняли участие младшие школьники 2 класса «Б», в количестве 36 человек.
До начала формулирующего этапа, нами было обследовано состояние уровня развития связной речи второклассников. Для этого нами были подобраны и использованы методики В.П. Глухова и Р.С. Немова. Диагностика по методике В.П. Глухова «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин». Согласно данной методике детям давалась основа наглядного содержания и по ним предлагалась им возможность составить сюжетный рассказ из последовательных фрагментов-эпизодов, соблюдая пространственно-временные и причинно-следственные отношения. А методика Р.С. Немова определяет активный словарный запас. Для этого в течении пяти минут ребенку следует как можно подробнее рассказать о том, что представлено и что происходит на полученной им заранее картинке.
Анализ выполненных заданий выявил, что некоторые дети испытывают трудности при построении высказываний на уровне фразы. Тексты нескольких обучающихся прерывались паузами, различными по продолжительности. Были дети, которые сосредоточились на содержании и не задумывались о выразительности речи. Исследование показало, что большинство ребят еще не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, у некоторых детей наблюдалось нарушение связности повествования.
Стало очевидным, что необходимо провести внеклассные занятия для развития устной связной речи в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента. На формирующем этапе эксперимента разработали и провели внеклассные занятия с учетом психофизиологических особенностей детей второго класса при изучении пословиц с целью развития устной связной речи младших школьников. Занятия содержали задания с использованием пословиц, которые предполагали выполнение их как в устной и в письменной форме. Были поставлены образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи: путем ознакомления и изучения пословиц, пополнить активный словарный запас младших школьников. В ходе работы над пословицами приходилось помогать детям в уточнении значения некоторых из них, в построении фраз, выражающих их точку зрения и в обосновании ее, в развитии связной устной речи, в воспитании интереса к фольклору и устному народному творчеству.
На первых внеклассных занятиях проводились интерактивные беседы о том, насколько младшие школьники знают народные мудрости в поучительной форме, помнят ли они их. Затем им предлагалось выполнить первое задание, которое включало устное объяснение смысла заданных пословиц («Умей дружбой дорожить», «Выручай товарища в беде») и письменное подчеркивание сочетания ЖИ, ЧА, ЩА. Наряду с этим, использовались задания, которые следовало выполнить устно и ответить на вопрос: почему так говорят в предложенной пословице? («Ученье и труд вместе живут»), затем детям было предложено придумать и составить рассказ, используя эту пословицу. И третье задание строилось по тому же принципу устного объяснения, как и в предыдущих заданиях. Но письменная работа заключалась в списывании пословиц («Если взялся за дело - доведи до конца», «Семь раз отмерь - один раз отрежь»), разделяя слова на слоги (чертой) и выделяя буквы (точка над буквой), обозначающие гласные звуки.
На втором внеклассном занятии было проведено два задания. В первом задании обучающимся предлагалось списать пословицы (1. Любишь кататься, люби и саночки возить. 2. Хорошие люди умирают, а их дела живут вечно. 3. Книга поможет в труде, выручит в беде. 4. Не теряйте без пользы и минуты: из минут состоят часы) и устно объяснить их смысл. Затем к двум первым пословицам дети нарисовали сюжет, стараясь передать смысл. Во втором задании младшие школьники написали пословицу («Газета для человека - что окно для дома») по памяти.
Далее на занятиях были обсуждены смыслы пословиц («Не ищи правды в других, коли в тебе её нет», «Вся семья вместе - и душа на месте», «Береги землю родимую, как мать любимую», «Сестра к брату в гости идёт, а он от неё прячется», «Доброе дело без награды не остаётся», «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает», «Труд человека кормит, а лень портит» и др.) и нахождение лишнего, не являющегося пословицей. Затем дети выбрали одну пословицу и составили устный рассказ.
Выводы. В ходе проведения практической части исследования было выявлено, при помощи методик Глухова В.П. и Немова Р.С., в начале работы высокий уровень развития устной связной речи наблюдался у 7% учащихся, средний - у 62% второклассников и низкий уровень развития устной связной речи показали результаты 31% респондентов. Первый контрольный срез в ходе формирующего этапа показал положительную динамику, так результаты 4% показателей второклассников перешли с низкого уровня на средний, тем самым детей с низким уровнем развития устной связной речи стало 27%, а средний уровень показали 66% респондентов.
Предложенные задания по изучению и анализу пословиц позволили младшим школьникам развить словарный запас, грамматически правильно, развернуто, логически и эмоционально оформлять и высказать свое мнение.
Проведенная нами исследовательская работа позволила сделать некоторые выводы о необходимости развития устной связной речи младших школьников, так как это является одним из показателей общего развития, успешной адаптации, социализации и приобщения их к истокам душевного богатства человечества. Следует отметить, что исключительно красивая, эстетическая и правильно звучащая речь способна радовать человеческий слух. Для достижения этого следует много трудиться, практически в течение всей жизни речь человека обогащается и совершенствуется.
Литература:
1. Афанасьев Н.В. Устное народное творчество: учебное пособие / Н.В. Афанасьев. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - 112 с.
2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
3. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
5. Павлова Е.П., Павлова В.А. Роль творческого пересказа в проблеме восприятия художественного произведения младшими школьниками // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2019. - № 4 (77). - С. 223-225.
6. Фролова О.Е. Пословица в языке и речи / О.Е.Фролова // Вестник Пермского университета. - Серия: Филология. - 2008. - № 3. - С. 93-98.
Педагогика
УДК 376.1
кандидат педагогических наук Панина Светлана Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Кудряшова Александра Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ C ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития. Представлены формы организации профориентационной работы на примере коррекционной школы VII вида, как проведение проектов обучающихся, социальное партнерство с учебными заведениями профессионального образования, профессиональные пробы, участие в конкурсах.
Ключевые слова: профориентационная работа, обучающиеся с ограченными возможностями здоровья, коррекционная школа, формы профориентационной работы, социальное партнерство.
Annotation. The article discusses the issues of career guidance for children with disabilities, in particular with mental retardation. The forms of organizing career guidance work are presented on the example of a correctional school of the VII form, such as conducting student projects, social partnerships with vocational education institutions, professional tests, participation in competitions.
Keywords: career guidance work, students with limited health abilities, correctional school, forms of career guidance work, social partnership.
Введение. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2015-2025 гг. сказано, что содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии является одним из основных направлений развития образования. Одной из задач Национального проекта РФ «Образование» на 2019-2024 гг. является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех категорий обучающихся [5]. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79) прописаны особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [7].
Организация профориентационной работы в массовой школе у детей с сохранным интеллектом производится по стандартной схеме. Однако в коррекционных школах VII вида, где обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых наблюдается лёгкая степень нарушения интеллектуальных процессов, вследствие чего обучающие элементарно не могут организовать, спланировать и реализовать свою деятельность. В связи с этим, перед современной образовательной организацией стоит