Научная статья на тему 'Педагогический потенциал коммуникативной деятельности церковных музеев (на примере музея истории православия на земле кузнецкой1)'

Педагогический потенциал коммуникативной деятельности церковных музеев (на примере музея истории православия на земле кузнецкой1) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полякова Е. А.

В статье на примере Музея истории православия на земле Кузнецкой рассматриваются вер-бальная, визуальная и интерактивная составляющая коммуникативной деятельности церковного музея. Автором характеризуются формы коммуникативной деятельности музея, вскрывается их педагогический потенциал и делается вывод о принадлежности церковных музеев к образова-тельным формам культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полякова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал коммуникативной деятельности церковных музеев (на примере музея истории православия на земле кузнецкой1)»

24. Щеглова, Т. К. Татары Алтайского края: формирование и размещение в XVIII-XXI веках // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и исторические конфигурации : матер. Междунар. науч. конф. (25-27 нояб. 2012 г.). - Барнаул, 2012. - С. 246-256.

25. Щеглова, Т. К. Мордва Алтайского края: самосознание и самоидентификация / Т. К. Щеглова, М. А. Овчарова // Народы Евразии: этнос, этническое самосознание, этничность: проблемы формирования и трансформации : [сб. ст. ]. - Новосибирск, 2005. - С. 175-183.

УДК 281. 93:069(571. 17)

Е. А. Полякова

Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКОВНЫХ МУЗЕЕВ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЕ КУЗНЕЦКОЙ1)

В статье на примере Музея истории православия на земле Кузнецкой рассматриваются вербальная, визуальная и интерактивная составляющая коммуникативной деятельности церковного музея. Автором характеризуются формы коммуникативной деятельности музея, вскрывается их педагогический потенциал и делается вывод о принадлежности церковных музеев к образовательным формам культуры.

Ключевые слова: церковный музей, коммуникативная деятельность, педагогический музей, педагогический потенциал, образовательная форма культуры.

E. A. Polyakova Altai State Institute of Culture,

Barnaul, Russia

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF COMMUNICATIVE ACTIVITY OF CHURCH MUSEUMS (ON EXAMPLE OF MUSEUM OF ORTHODOXY ON KUZNETSKY LAND)

The author of the article considers verbal, visual and interactive elements of Church museums communicative activity on example of "Museum of Orthodoxy on Kuznetsky land" working. The author describes forms of museum communicative activity, points out on its pedagogical potential, concludes about belonging of Church museums to educational forms of culture.

Key words: a Church museum, communicative activity, a pedagogical museum, pedagogical potential, педагогический потенциал, educational form of culture.

Музей является образовательной формой культуры. На его становление и развитие в этом статусе повлияли потребности общества в обучении подрастающих поколений посредством передачи накопленного и сохранённого опыта. Значительное влияние на это оказали процессы демократизации, что превратило музей не только в обязательный элемент культурного пространства, но ещё больше усилило его обучающую функцию [1].

Признанию музея образовательной формой культуры способствовали образовательные реформы второй половины XIX в., актуализировавшие создание светских и церковных педагогических музеев. Эти музеи отвечали ожиданиям/экспектациям общества, поскольку обладали ярко выраженным педагогическим потенциалом, позволяющим решать дискуссионные задачи образовательной сферы посредством повышения квалификации педагогов и обеспечения образовательных учреждений необходимым наглядным материалом. Следует отметить, что светские музеи были ориентированы на нужды начального обучения, а церковные - профессионального. Впоследствии опыт работы педагогических музеев был воспринят как образовательными учреждениями (школы, институты повышения квалификации), так и прочими музеями. К началу XXI в. для

всех российских музеев, независимо от их типа, вида и профиля было характерно наличие высокого педагогического потенциала [1].

В современном гуманитарном знании под педагогическим потенциалом понимается «свойство иметь определённые возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе её образования, иначе говоря - образовывать, развивать и осуществлять педагогические функции, заключающиеся в прямом или опосредованном влиянии на процесс образования» [2, с. 18-19].

Педагогический потенциал музея как образовательной формы культуры зависит от реализации им коммуникативной деятельности. Музейная коммуникация, включающая визуальную, вербальную и интерактивную компоненты, отличается динамичностью и эволюционностью, поскольку зависит от социокультурных и социально-политических процессов.

Рассмотрим педагогический потенциал музея как образовательной формы культуры на примере Музея истории православия на земле Кузнецкой. С точки зрения видовой принадлежности музей является церковным. В дореволюционный период церковные музеи относились к категории педагогических и служили средством реформирования духовного образования и инструментом обучения будущих церковно- и священнослужителей. Ликвидация этих музеев в конце второго десятилетия ХХ в. произошла вследствие социально-политических трансформаций в государстве. Потенциал, сформированный в результате документирующей и научно-исследовательской деятельности был использован историческими, художественными и краеведческими музеями в советский и постсоветский периоды. С началом постсоветского периода актуализируются процессы возрождения старых и формирования новых церковных музеев.

Позиционирование современных церковных музеев как образовательной формы культуры исторически обусловлено. Деятельность этих музеев ориентирована на документирование истории церкви ХХ в., сохранение памятников историко-культурного наследия православия, просвещение, воспитание и образование аудитории. В последние годы был заметно усилена образовательная компонента коммуникативной деятельности церковных музеев, специфику которой составляет катехизация. Так, Н. Б. Ершова2 в одной из своих работ отметила, что коммуникация в церковном музее «это проповедь, потому, что экскурсовод - представитель духовной школы, и его личность воспринимается как лицо всей церкви. ...Это катехизация, потому что экскурсия предполагает знакомство с основами вероучения православной церкви. .Это миссионерство, потому что .... экскурсовод сеет семена веры далеко за пределами духовной школы. Он ведёт живой диалог с людьми, которые, возможно, впервые знакомятся с религиозным образом жизни» [3]. Куратор Музея истории Алтайской духовной миссии, благочинный Бийского округа о. Валерий (Замятин) отмечает, что церковный музей должен осуществлять миссионерское служение, а важным аспектом коммуникативной деятельности является содействие приобщению людей к пространству храма музейными средствами [4].

Музей истории православия на земле Кузнецкой был основан по инициативе Епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха и руководителя информационно-просветительного отдела иерея Сергия Веремеева в 2010 г. Специфику его визуальной коммуникации составляет то, что основным объектом показа выступает долгосрочная временная выставка икон из Фонда Андрея Первозванного. В коллекции представлен обширный ряд памятников разных временных периодов. На современном этапе это единственный музей Западной Сибири, демонстрирующий иконописное собрание такого уровня [4]. Структура выставки, состоящая из трёх разделов, подчинена тематическому принципу. Первый тематический комплекс носит условное название «Голубой (небесный) зал» и представляет собой условное изображение храма. Правая сторона комплекса включает пророческий ряд, в котором представлены иконы конца XVII - первой четверти XVIII в. На противоположной стороне расположены наиболее древние памятники из представленных в коллекции - иконы цикла великих праздников первой половины XVI в. На центральной стене зала, символизируя алтарную часть, находится икона «Господь Вседержитель на престоле с избранными святыми» (1834), а в центре зала, символизируя алтарь размещена плащаница «Положение во гроб» (первая половина - середина XIX в.). Завершает храмовый образ экспозиции икона «Страшный суд Божий» (первая половина - середина XIX в.), расположенная напротив «алтарной» части [5].

Второй тематический комплекс посвящён Божьей Матери и представлен её разными иконографическими типами: «Владимирская», «Тихвинская», «Казанская», «Скоропослушница», «Богоматерь на престоле» и пр. [5]. Последний тематических комплекс носит название «Всех святых». Наиболее древними в данном комплексе являются иконы «Господь Вседержитель на престоле с избранными святыми или Седьмица» (середина XVII в.) и «Воскресенье Христово» (последняя четверть XVII в.) [5].

Экспозиция «Патриарший зал», также построена по тематическому принципу и выполняет официальную представительскую функцию. Здесь представлены документальные и фотографические материалы, характеризующие историю становления епархии. Одной из самых интересных коллекций данного комплекса являются награды Русской православной церкви и Кемеровской и Новокузнецкой епархии3 [6].

Педагогический потенциал собрания не может быть реализован без вербальных форм коммуникативной деятельности. В Музее истории православия на земле Кузнецкой, вербальные формы коммуникативной деятельности подчинены в первую очередь образовательно-воспитательным задачам. Так, одна часть экскурсий раскрывает образ и символику православного храма, адаптируя тем самым зрителя к его восприятию в реальных условиях [4, 6, 7]. Другая часть экскурсий объясняет основные сюжеты Ветхого и Нового завета; знакомит с великими, средними и малыми церковными праздниками, рассказывает о подвигах святых. Очень интересны экскурсии воспитательной направленности, посвящённые теме грехов человеческих, покаяния и Страшного Суда, рая и ада. Они взвывают большое эмоциональное переживание и неподдельный интерес аудитории. Каждая экскурсия адаптируется к аудитории с учётом её возрастного, образовательного уровней и религиозных взглядов.

Важен опыт работы музея с представителями других религиозных конфессий. Так, в течение 2011 г. были проведены экскурсии для представителей духовных школ Сибири, католической школы Латраччо (Италия), мусульманской религиозной общины Кемеровской области. По свидетельству директора музея Л. С. Алексеевой, каждая из перечисленных групп проявила уважение, неподдельную заинтересованность и нашла много общего с собственной религиозной традицией [4, 6, 7].

Примером востребованности музейных форм обучения выступает лекторий «Азбука православной веры», проводимый на базе Музея истории православия на земле Кузнецкой. Во всех благочиниях епархии действуют богословские курсы, но как показала практика, значительная часть людей, желающих более подробно познакомиться с православием, испытывает неуверенность в своих силах и боязнь не выдержать заключительные испытания. Все посетители лектория, а это, как правило, люди среднего и пенсионного возраста, отмечают, что «в музей прийти легче» [4]. Камерная, интимная обстановка, благожелательное отношение сотрудников, привычное (светское) окружение на первом этапе способствует духовному раскрепощению участников, они поднимают волнующие их темы. Эта форма работы, носящая ярко-выраженный педагогический аспект, может быть заимствована и другими музеями, но состав аудитории может быть значительно расширен, например, за счёт учителей, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Педагогическая компонента в деятельности кемеровского музея присутствует не только в рамках обозначенного лектория, но и в каждом экскурсионном занятии. Авторские наблюдения за процессом проведения экскурсии для учащихся светских школ свидетельствуют о высоком мастерстве экскурсоводов и уникальной методике и технике проведения экскурсий. В ходе занятия аудитории на доступном уровне, учитывающем её социальный опыт и образовательный уровень, рассказывается об основных сюжетах Нового завета. Участникам экскурсий объясняется не только историческое (событийное), богословское (содержательно-смысловое) значение иконографического типа, но и некоторые особенности композиционного и цветового решения. Фактически им в адаптированном варианте прививаются навыки прочтения православной иконы, которые позволяют дифференцировать изображения святых: мучеников, равноапостольных, святителей, преподобных и др. и определить по цветовой палитре и символической атрибутике суть их духовного подвига. Как отмечают сами сотрудники, музей в данном случае выступает как «наглядное пособие к священному писанию и помогает при помощи иконографических образов объяснять основную идею православного вероучения» [4]. Круг вещественных

памятников такого музея не менее важен, чем изобразительный, поскольку он наглядно демонстрирует аспекты ежедневной церковной жизнедеятельности.

Ещё одной категорией посетителей, характерной для кемеровского музея и непосредственно заинтересованной в музейном образовании, являются студенты светских и духовных профессиональных учебных заведений. Для них на базе музея проводятся видеозанятия, лекции и семинары по истории иконы, палеографии, церковно-славянскому языку. Эти образовательные формы, реализуемые совместными усилиями преподавателей и музейных сотрудников, соответствуют изучаемым циклам искусствоведческих, музееведческих дисциплин. Музейные занятия образовательной направленности проводятся и для слушателей курсов повышения квалификации работников образования [4]. Данный вид деятельности является традиционным для церковных музеев, так как основной причиной их создания явилась необходимость обеспечения наглядности в преподавании церковной археологии и канонической иконографии. Так, ближайшие планы кемеровского музея связаны с разработкой курсов по иконографии и их адаптацией к каждой группе возрастной аудитории, начиная с детей младшего школьного возраста.

Говоря о педагогическом потенциале музейной коммуникации, следует отметить, что она должна быть подчинена главным принципам и методике музейной педагогики, предполагающей обязательность интерактивного, творческого компонента, нацеленного на «добывание» знаний. Это может быть достигнуто посредством использования разных форм практической деятельности: рисование, лепка, аппликация - для детей младшего школьного возраста; листы активности - для детей среднего школьного возраста и творческие задания - для старшеклассников и студентов.

Интерактивная составляющая музейной коммуникации играет важную роль в программах социально-адаптивного, арт-терапевтического и рекреационного характера. Так, постоянными посетителями кемеровского церковного музея являются подопечные социальных центров, домов-инвалидов, ветераны, пенсионеры, чернобыльцы и др. [7]. В епархии сложилась практика организации (раз в месяц) богослужений с сурдопереводом для глухонемых и слабослышащих людей. Это стало предпосылкой проведения экскурсий для этой группы аудитории. На современном этапе в музее подготовлена программа для глухонемых детей и приобретён опыт по обслуживанию инвалидов-колясочников [4].

Рекреационные формы коммуникативной деятельности Музея истории православия на земле Кузнецкой представлены литературно-музыкальными гостиными и праздниками. Только за первые полгода работы (январь-май 2012 г.) было организованно четыре тематических встречи. Темой первой гостиной стала православная бардовская песня, а главным участником - православный композитор и бард, протоиерей Александр Государкин. Следующая встреча состоялась с местным поэтом Борисом Васильевичем Бурмистровым, который прочитал ряд избранных произведений и ответил на вопросы аудитории, преимущественно представленной детьми и молодёжью. Время проведения третьей гостиной пришлось на период Великого поста. Сотрудники музея провели предварительную работу по изучению дореволюционной традиции и установили, что до 1917 г. были распространены «великопостные концерты»4, начало которым положил в 1851 г. в Санкт-Петербурге А. Ф. Львов5. На территории Западной Сибири такие концерты организовывались в ряде городов Томской губернии [8]. Репертуар великопостных концертов был представлен православными богослужебными произведениями, подчинёнными главной теме - посту и страстям по страданиям Христовым.

На великопостный концерт в музей пригласили квартет хора Свято-Троицкого храма. Вниманию посетителей были предложены такие традиционные произведения, как «Пред дверьми храма», «На реках Вавилонских» и др. Специфика исполнения этих произведений в музее заключается в их интерпретации. Так, при исполнении «На реках Вавилонских» в храме гасят свет, прихожане встают на колени и слушают. В музейном пространстве трактовка данного произведения предполагала рассказ о том, когда, где и почему данное произведение исполняется, и объяснение его исторического и богословского контекста. Например, аудитории объясняется смысл фразы «и разбиши младенца об угол.». Не зная контекста, воображение рисует страшные картины, и человек подвержен скорби и состраданию. Если же рассматривать эту фразу как аллегорию, где младенец - образ грехов человеческих, от которых необходимо избавляться как можно раньше, то слушатели испытывают прямо противоположные эмоции. Фактически в рамках таких концертов происходит обучение аудитории на примерах музыкального наследия православия.

Четвёртая гостиная носила фольклорно-этнографический характер. Участники детского этнографического ансамбля «Забава» с. Земногрска Крапивинского района не только исполняли народные песни, показывали популярные народные игры, но и демонстрировали аутентичные реконструкции народных костюмов, исполненные по образцам костюмов сибирских старожилов и переселенцев [4], тем самым транслируя народные традиции.

Идея проведения в пространстве музея мероприятий, посвящённых празднованию великих церковных праздников, связана с популяризацией православной традиции их празднования. Так, сотрудниками музея совместно со студентами кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств был подготовлен праздник «Покров Пресвятой Богородицы», в ходе которого с историко-культурной точки зрения были воссозданы православная и народная традиции празднования [4].

Опыт работы Музея истории православия на земле Кузнецкой свидетельствует, что коммуникативной деятельности церковных музеев, включающей визуальную, вербальную и интерактивную компоненты, свойственен высокий педагогический потенциал. Его базу составляют, во-первых, аутентичные музейные собрания, во-вторых, ориентированность форм и методов работы на различные категории музейной аудитории в контексте просвещения, образования, воспитания, в-третьих, использование рекреационных технологий главным принципом реализации которых является «обучение через развлечение». Следовательно, на современном этапе наблюдается процесс утверждения церковного музея в статусе образовательной формы культуры.

Примечания

1 Статья написана на основании источников музеографического характера отражающих работу музея в 2010-2012 гг. В последующем музейная коммуникация реализовывалась в соответствии с обозначенными в статье направлениями.

2 Хранитель Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии (по данным 2007 г.).

3 С орденами и медалями Русской Православной Церкви можно ознакомиться только в двух музеях страны - в Музее при художественном предприятии «Софрино» (г. Москва) и Музее истории Православия на земле Кузнецкой.

4 Духовные произведения для Великопостных концертов писали такие великие композиторы как Чайковский, Рахманинов и пр.

5 Директор придворной певческой капеллы, автор музыки гимна «Боже, царя храни».

Список литературы

1. Полякова, Е. А. Развитие музея как образовательной формы культуры // Вестник Томского государственного университета. Сер. История. - 2014. - № 6. - С. 129-136.

2. Митрахович, В. А., Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 - С. 18-19 ; Ibid. - [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа : http://cyberleninka. ru/article/n/potentsial-kak-pedagogicheskaya-kategoriya.

3. Ершова, Н. Б. Особенности экскурсоводческой деятельности в церковно-археологическом кабинете при Московской православной духовной академии [Электронный ресурс] // Роль и значение возрожденных культовых памятников в жизни современного общества : сб. науч. ст. науч. -практ. конф., (г. Санкт-Петербург, 5-6 дек. 2007 г.). - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www. isaac. spb. ru/cathedra/num3/ershova.

4. Валерий (Замятин), прот. Миссионерское служение церковного музея [Электронный ресурс] // Бийск православный : сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www. bigpi. biysk. ru/hram/.

5. Алексеева, Л. С. : интервью с заведующей музеем Истории православия на земле Кузнецкой 16 мая 2012 г.; вела Е. А. Полякова // Личный архив Е. А. Поляковой.

6. Православные иконы XVI-XX века [Электронный ресурс] : выставка // Музей истории православия на земле Кузнецкой : офиц. сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://muzey. mitropolit. info/2013/01/13/66.

7. Музей истории православия на земле Кузнецкой [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://muzey. mitropolit. info/.

8. Книга учёта посетителей Музея Истории православия на земле Кузнецкой (г. Кемерово) за 20102012 гг. - Кемерово. - [б. и. ].

9. Великопостные концерты [Электронный ресурс] // Академия православной музыки международ. хоровой фестиваль : сайт. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://new. choirfestival. ru/postconsert/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.