М. С. Якушкина
(Санкт-Петербург), З. С. Жиркова
(Якутск)
Педагогический потенциал этнокультурных
традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства
В статье рассмотрена система образования кочевых народов, предполагающая создание регионального образовательного пространства, субъектом которого становятся взрослые и дети и в котором педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов является фактором его развития.
Результаты социологических и психолого-педагогических исследований существующих образовательных практик общего образования (Е. П. Белозерцев, А. В. Мудрик, В. А. Сла-стенин, В. С. Собкин и др.] показывают, что образование не всегда согласуется с подлинными образовательными интересами учащихся, потребностями, национальными особенностями. Преодоление объективных трудностей в сложившейся ситуации происходит путем расширения возможностей отдельно взятой общеобразовательной организации через создание единого регионального образовательного пространства, учитывающего национальные и региональные особенности народа, специфику общинного образования, роль семейного образования (отца и матери]. Это обеспечивает формирование каждым учеником индивидуально-личностного (субъектного] образовательного пространства, отражающего представление своего народа о мироустройстве.
Народы, проживающие на северных землях, создали уникальные культуры оленеводов, рыболовов, морских зверобоев и охотников, приспособленных к определенным природным условиям и свидетельствующих о многовековой специализации и накоплении большого опыта природопользования. На протяжении столетий коренные народы Севера развивали собственное самобытное искусство, воспитывали в себе способность не просто выжить, а полноценно развиваться в суровых, экстремальных климатических условиях. Традиционные северные институты самоуправления - роды и семейно-родовые сообщества - повсеместно соблюдали право
не только на оленьи пастбища и промысловые угодья [1], но и уникальность своих традиций, механизмов их межпоколенческой передачи и устойчивого развития сообществ.
В начале ХХ века кочевые и родовые советы создали систему образования и просвещения. Однако на ее развитии отрицательно сказалось освоение богатств Севера, способствующее нарушению среды обитания, процесса передачи и сохранения уникальных традиций культуры и образования, интенсификации миграционного процесса.
Сегодня назрела необходимость в том, чтобы специфика северной культуры и мироощущения транслировалась во всех сферах жизни, культуры, образования - в производственной и бытовой сферах, в художественном творчестве, в духовной культуре и этнических традициях, в системе основного и дополнительного образования детей и взрослых. Такая ситуация определяет актуальность создания уникальной самобытной системы образования в регионах, сохраняющих специфику северной культуры и мировоззрения.
Нами концептуализирована идея влияния этнокультурных обычаев и традиций кочевых народов на развитие регионального образовательного пространства (на примере республики Саха].
Проанализируем ключевые понятия концепции.
Пространство просвещения и воспитания дошкольника - сеть педагогических событий (случай, действие, обстоятельство, встреча, проч.], попадающих в поле восприятия и деятельности ребенка, которые становятся фак-
тором его личностного развития, поскольку он сопереживал случившемуся, они отразились в его деятельности, его мировоззрении.
Пространство общего образования и социализации школьника - педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (пространство села, иной территории] [2]. При таком понимании структурной единицей пространства становится образовательное учреждение, принимающее участие в его создании (точнее, не само учреждение, а его профессиональные коллективы]. В этом случае основным механизмом создания пространства является взаимодействие данных коллективов (сообществ], объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными принципами и подходами в воспитании с партнерами по образовательной деятельности (семейно-родовыми сообществами].
Индивидуально-личностное пространство подростка и молодого человека как субъекта пространства понимается как личная территория, характеризующаяся границами индивидуального бытия, позволяющая человеку сохранять своеобразие.
Единое региональное образовательное пространство, где ребенок получает основное образование в возрасте до 17 (18] лет характеризуется как целостная открытая система образования, основанная на ценностно-смысловом единстве педагогической действительности, осмыслении вероятностных рисков и кризисных ситуаций, установлении педагогами тенденций развития данной системы; иначе, сеть событий, обусловленных субъектной активностью учащихся, их родителей и педагогов, детерминированная региональными социокультурными особенностями, образом жизнедеятельности, своеобразием жизненного пути человека, его ценностями и мировоззрением.
Вопросы развития культуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, образования, воспитания, просвещения северных народов нельзя рассматривать в отрыве от традиций, созданных самим народом на протяжении столетий. Обычаи и традиции являются своеобразным источником не только истории развития своего народа, его самобытной культуры, но и фактором развития системы образования человека на протяжении всей жизни.
Основная идея формирования регионального образовательного пространства республики Саха состоит в том, чтобы зона ближайшего развития ребенка, в которой он обучается, соответствовала представлениям о мироустройстве кочевых народов, сохранении созданной веками системы непрерывного образования в семейно-родовых общинах средствами народной педагогики, о необходимости социализации ребенка в современном обществе.
Знание и умение пользоваться данными практики и общественной жизни национальных общностей являются необходимым условием понимания его мировоззрения, духа и характера, условием развития личности, не только адаптированной к современному социуму, но и использующей в качестве источника своего развития (саморазвития] национальные этнокультурные традиции. Обычаи и традиции помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края. Они являются источником любви к своему народу, способствующей непрерывному развитию человека средствами образования, просвещения. воспитания.
В опыте кочевых народов по использованию природы и ее богатств многое полезно и приемлемо для применения в практических целях в современных условиях. Эти обычаи, традиции, правила являются предметом, неотъемлемым компонентом, источником развития образования, просвещения, воспитания. Так, человек из поколения в поколение привык выбирать рациональные способы общения с природой, необходимые для поддержания «взаимного доверия». Не случайно на северных землях существуют постоянные места для стойбищ (на высоких холмах, у водоемов с заросшими кустарником берегами, сухие поляны с высокой травой], определены древние дороги, а остальное пространство отведено под пастбища для оленей и жилье диких его обитателей. Огонь и дым - помощники пастухов и оленей в комариный период короткого лета. Однако огонь - это уют семейного очага и признак щедрости души хозяина и его гостеприимства. Он дает радость общения между людьми и уважительного отношения друг к другу. Важно, что огонь -знак существования и продолжения рода. Вот почему существует традиция переноса огня из одного жилища в другое.
Каждый северянин чутко относится к природе. Велика любовь людей к оленям. Заботясь о них, радуясь тому, что земля приготовила оленям корм, человек никогда, например, в тундре не нарвет букет полевых цветов или с цветами и листьями незрелой морошки. Общение ребенка с оленями прививает ему не только любовь к животным, но и уважение к труду пастуха, родной земле, способствует выбору профессий, связанных с оленеводством, появлению желания стать хозяином тундры, развивает чувство прекрасного.
В целях охраны природы и целесообразного использования ее богатств устанавливаются твердые правила жизни людей, их взаимоотношений, выработки норм поведения. Издавна установлен ряд запретов, соблюдение которых обязательно для детей и взрослых. Для того чтобы нарушить их было трудно и даже невозможно, люди сложили поверия, например: разорение птичьих гнезд или выкапывание дождевых червей опасно тем, что это может вызвать дождь; бесцельное постукивание палкой в жилище из шалости детей может внезапно вызвать пургу. Роль запретов (даже если они не имеют никаких научных оснований] всегда была велика в системе воспитания подрастающего поколения. В силу сложившихся традиций они легко запоминались ребенком, становились основой привычек, укоренявшихся в быту на всю жизнь, и являлись признаком воспитанности человека. В силу кочевого образа жизни сложился ряд привычек, позволяющих предупреждать потребительское отношение к природе и ее дарам. Они чрезвычайно просты. Например, на зиму заготавливают жиры, а вот грибы, которые очень любят олени, в пищу почти не используются и не заготавливаются.
Необходимо отметить, что в жизни северных народов велика роль каждого члена семьи. Качества настоящего северянина начинают формироваться у ребенка с детства посредством игры и несложных трудовых обязанностей по дому. Игра - подготовка родителями детей к жизни, стремление показать, как женщины и мужчины совместными усилиями могут построить жизнь. Мальчики и девочки учатся строить и обустраивать свой дом, распределять обязанности между членами семьи. Так, например, у мальчиков основными игровыми занятиями являются охота, выпас оленей, ловля оленей арканами. В игре оленями могут быть опавшие оленьи рога,
ветки кустарника, наконец - друзья. В семи-, восьмилетнем возрасте перед мальчиком ставится цель - выработать умение и навыки управлять передовым оленем, держать повод, обрести каюра. Женщина-хозяйка - хранитель семейного очага, создатель всего доброго и теплого. Она учит молодежь любить жизнь не словами, а примером своего труда. Девочки, играя, подражают женщине-хозяйке, женщине-матери, соблюдают правила поведения женщин. Они делают это неосознанно, наблюдая и повторяя за взрослыми, однако приобретают постепенно навыки приготовления ниток, выделки шкур, шитья и сушки изделий, одежды и обуви.
Система семейного и родового воспитания ребенка направлена на то, чтобы каждый в обыденной жизни постепенно овладел многими жизненными правилами. Суровые условия жизни помогают научиться жить на принципах взаимодоверия, взаимовыручки и поддержки; выработать силу внушения и жизненно необходимые черты характера: терпимость, умение ждать и надеяться на лучший исход событий, если даже это невозможно и бесполезно, вера в победу и торжество справедливости. Сила внушения помогает преодолеть боль утраты близких людей, ощущать присутствие тех, кто был надеждой и опорой в жизни [3]. Эта народная черта очень важна для осознания специфики средств и ресурсов, используемых в образовании и воспитании человека (Л. Лапцуй, П. Явтысый, В. Ледков].
Большинство детей, зная с раннего детства многие правила от своих родителей и родственников, не афишируют их. Такая ситуация требует создания особой системы просвещения, воспитания, образования, которая предусматривает равноценность современных подходов к школьному образованию и освоению правил и принципов народной педагогики.
Отображением предлагаемого концептуального подхода является модель развития регионального образовательного пространства, в основе которой естественные представления народов республики Саха о мироустройстве в виде Древа жизни, поддерживающего, согласно их мировоззрению, Вселенную, олицетворяющего единство всего мира. Древо жизни - это своеобразная модель устройства Вселенной и человека в ней (здесь для каждого существа, предмета или явления есть свое место].
Таблица
Удовлетворенность участников образовательного процесса в республике Саха
(результаты анкетирования)
Участники экспериментального образовательного процесса (число участников) Удовлетворенность деятельностной стороной, % Удовлетворенность организационной стороной, % Удовлетворенность кадрами, % Удовлетворенность административной стороной, % Общая удовлетворенность, %
Учащиеся (241) 83,9 77,9 88 84,9 89
Учителя (78) 93,7 82 91,2 78,6 83,9
Родители (101) 85,6 85,2 94,6 87,9 90,1
В дошкольном возрасте ребенок вводится в мир традиций своего народа. В этот период формируются первичные представления о традициях своего народа, начинается процесс воспитания сына и дочери отцом и матерью. Так, Отец для ребенка является мироустрои-телем, творцом народа, защитником Родины, духовным наставником, главой семьи, руководителем, строителем, кормильцем и добытчиком, охотником. При этом Сын для Отца - дитя природы, мужчина, духовный наследник, продолжатель отцовской линии, будущий отец.
Важная роль отводится общинному воспитанию (в сообществе мужчин).
В школьном возрасте ребенок получает общее образование, что способствует не только собственно обучению, но и социализации личности в современном многонациональном, многослойном обществе. Однако традиционное государственное общее образование осуществляется без отрыва человека от семейно-родовых общностей - это необходимо для защиты личности от негативного воздействия многослойного социума и хеджирования рисков отстранения личности от своих родовых корней. Таким образом, пространство общего образования и социализации включает не только общее подпространство формирования научной картины мира, но и следующие подпространства: физическое, экологическое, языковое, духовно-нравственное, этнографическое, пространство профессиональных проб, индивидуально-
личностное (субъектное) пространство. Последнее, в свою очередь, способствует формированию пространства непрерывного образования человека на протяжении всей жизни.
Индивидуально-личностное (субъектное) пространство кочевого народа представляет собой пространство интеграции подпространств: общинно-родового и семейного воспитания (воспитание и обучение сына (дочери) отцом и матерью); подпространства запретов; подпространства воспитания терпимости, умения ждать и надеяться на лучший исход событий; подпространства привычек, укоренившихся в быту; подпространства взаимного доверия и взаимопомощи; подпространства воспитания любви к природе, животным.
Необходима государственная (административная) поддержка системы образования, инновационной деятельности педагогов, работы педагогов в базовых кочевых школах, социокультурных комплексах, ресурсных центрах, агрошколе, стойбищах; использования в образовательных организациях национально-регионального компонента, метода проектирования.
Реализация предложенной концепции способствует созданию условий развития образовательного пространства региона кочевых народов; предусматривает социализацию ребенка в современном обществе и сохранение непрерывного образования в созданной веками системе народной педагогики в семейно-родовых общинах; является доказательством
того, что педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов является фактором развития регионального образовательного пространства.
Критерии и показатели успешности мероприятий по реализации концепции, а также оценки ее результатов: нормативно-правовой критерий - признание ценностей, норм и правил деятельности субъектов образовательного пространства, инициирование иных ценностей, норм и правил в педагогических сообществах и распределенной образовательной сети (инфраструктуры пространства]; индивидуально-личностный (субъектный] критерий - идентификация участниками образовательной сети себя как субъекта образовательного пространства или куратора сетевых сообществ, активная деятельность их как субъектов пространства (динамика деятельности субъектов]. Также учитывается усложнение связей между участниками образовательной сети, изменение статуса школ (социокультурный комплекс, ресурсный центр, базовая школа, агрошкола и т.д.].
Критерием успешности мероприятий концепции и эффективности социально-педагогического проектирования регионального образовательного пространства являются ин-
новационные способы развития образовательных организаций конкретной территории, формирование новой организационной культуры органов управления образовательной сетью, привлечение в систему управления творчески мыслящих профессионалов, удовлетворенность субъектов образовательного процесса проводимыми мероприятиями (таблица].
Ожидаемыми результатами реализации концепции является создание уникальной системы образования региона кочевых народов, которая предусматривает не только социализацию ребенка в современном обществе, но и сохранение непрерывного образования в созданной веками системе народной педагогики в семейно-родовых общинах. Система предполагает создание регионального образовательного пространства, субъектом которого становятся не только взрослые, но и дети, при этом педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов является фактором его развития. Региональное образовательное пространство создает условия для того, чтобы каждый молодой человек прочно утвердился в жизни и стал проводником данной уникальной системы образования для будущих поколений.
Литература
1. Народы Сибири: Этнографические очерки. - М.-Л., 1956. -С. 543-993.
2. Новикова Л. И., Куракин А. Т., Лийметс Х. И. Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитания. - Таллин, 1981.
3. ЛапцуйЛ. На оленьих тропах. - Свердловск, 1982.
-^-