Педагогический потенциал детского досуга в воспитании Человека Культуры
М. В. Крулехт (Московский гуманитарный университет)
В статье рассматривается проблема модернизации российского образования, показана перспектива ее решения на базе культурологического и целостного подхода к воспитанию и развитию человека; раскрывается педагогический потенциал детского досуга как средства приобщения ребенка к ценностям культуры.
Ключевые слова: педагогический потенциал, культурологический подход, целостное развитие личности, детский досуг, дети дошкольного возраста.
Культура — сокровищница всего созданного людьми, специфическая функция человеческого бытия, поэтому данный феномен изучается философами и культурологами, историками и социологами, экономистами, этнологами и антропологами, психологами и педагогами, филологами и представителями других гуманитарных наук. Как сложное междисциплинарное понятие, оно имеет множество определений и смысловых оттенков, обусловленных аспектами рассмотрения феномена культуры. В современной науке насчитывается уже более 500 дефиниций этого понятия.
В широком смысле культура понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле данное понятие определяется как область духовной жизни людей, включающая предметные результаты их деятельности, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Культуру человека характеризуют знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей. При этом культура существует лишь в той мере, в какой люди воспроизводят ее нормы и ценности в своей деятельности.
Согласно социокультурной концепции образования, рождаясь, ребенок оказывается в определенной, созданной до его рождения культуре. Сущностью детства является процесс взросления ребенка, вхождения его
в социальный мир взрослых (В. В. Абраменкова, Т. И. Бабаева, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Человек не наследует социальный опыт генетически. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации, воспитания и обучения (Н. Ф. Голованова), поэтому целенаправленная социализация должна осуществляться в соответствии с культурой общества. Культура — неиссякаемый источник, важнейшее средство развития и воспитания личности.
В современной культурологической концепции образования (Е. В. Бондаревская, О. С. Газ-ман, И. А. Колесникова, М. В. Корепанова, С. В. Кульневич, В. А. Ситаров, В. А. Сласте-нин, Н. Е. Щуркова и др.) воспитание человека культуры определяется как цель личност-но ориентированного образования. Согласно Е. В. Бондаревской человек культуры — целостная, свободная, гуманная, духовная личность, ориентированная на творчество и созидание во всех сферах жизнедеятельности (учение, труд, быт, организация досуга и общения). В концепции О. С. Газмана о воспитании человека культуры базовый компонент культуры личности определяется как готовность и способность к жизненному самоопределению для достижения гармонии с самим собой и окружающей жизнью. Человек, готовый деятельно присваивать культуру, способен строить свою жизнь, понимая ее высший смысл и непреходящие ценности. «Сущность взрослеющей и развивающейся личности, — указывает Н. Ф. Голованова, — будет определяться тем, как она социализируется в особой культурной суперсистеме — цивилизации» (Голованова, 2005: 29).
Современная цивилизация — эпоха глобальных перемен, которые с невероятной скоростью происходят во всех сферах жизни. В новом типе культуры, когда информационное пространство расширяется до планетарных границ, сложно прогнозировать дальнейшее развитие цивилизации, что означает кардинальную смену типа социокультурного наследования, при котором изменение будет преобладать над сохранением (Ю. М. Лотман). Новый тип наследования требует опережающего развития человека, формирования способности делать выбор, реализовать свой творческий потенциал, поэтому ориентация на воспитание человека культуры предполагает опережающий характер образования, обеспечивающего проектирование и формирование качеств личности, которые понадобятся ей для жизнедеятельности и жизнетворчества в будущем. Эффект воспитания зависит от способности педагога включать ценности культуры в образовательный процесс.
В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, что приводит к изменению системы ценностных ориентаций. Как показано в докторском исследовании О. В. Акуловой, эра информационного общества меняет идеологию системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность — человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром. Одной из важнейших особенностей информационного общества является новая форма установления социальных отношений, суть которых заключается в необходимости людей «думать вместе и действовать сообща», что обеспечивает общее понимание ситуации. В результате возникает единое видение происходящего как основа для общих решений и действий (Акулова, 2004).
Воспитание культурных потребностей неразрывно связано с детством. Так, Р. М. Чуми-чева доказывает, что в период дошкольного детства начинает складываться тонкий и чувствительный внутренний мир ребенка, который представляет собой целостную ценностную модель мира культуры (Чумичева, 2001: 41-44). Исследования С. В. Петериной свиде-
тельствуют, что в дошкольные годы ребенок овладевает культурой поведения (Петери-на, 1986). Согласно Б. А. Титову именно в дошкольный период жизни у человека складывается культура проведения досуга (Титов, 1996).
Культура дошкольника — многозначное, собирательное понятие. Давая ему определение, М. Б. Зацепина приходит к пониманию, что культура дошкольника — это память и духовный мир ребенка, его мораль и поступки, отношения детей друг к другу и к старшему поколению, а также восприятие детьми материальных, духовных, природных и других ценностей и то, как они ими умеют воспользоваться. Автор выделяет внутреннюю и внешнюю культуру дошкольника. Внутренняя культура ребенка раскрывается через понятие «Я сам», а внешняя культура — через такие компоненты, как познавательный, игровой, коммуникативный, досуговый, физический, нравственный, трудовой, экологический и художественно-эстетический, которые образуют структуру основ культуры ребенка-до-школьника, что и позволяет ему развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость (Зацепина, 2005).
Итак, становится очевидным, что современное научное сообщество склоняется к мысли, что дошкольное детство — период «врастания» в культуру. Развитие современного дошкольника происходит в пространстве культуры. Культура дошкольника — интегральное качество личности, которое воспитывается в детстве и способствует потреблению духовных ценностей.
Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Культурная преемственность поколений обеспечивается благодаря воспитанию и образованию, их ориентации на приобщение ребенка к сложившейся системе ценностей.
Современная культурология образования (Е. В. Бондаревская, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.) рассматривает ценности как регулятивные компоненты культуры. Цен-
ности определяют поведение человека в ситуации выбора, принятия жизненного решения. «Для ребенка, — пишет Н. Б. Крылова, — такая деятельность актуальна вдвойне: применяя ценности как основу самоопределения (и постоянно корректируя свою систему ценностных ориентаций), он не только делает необходимый выбор, но и строит одновременно собственный опыт культуры принятия решений и оценивания» (Крылова, 2000: 40).
Механизмы действия ценностей еще непонятны для ребенка. Многие ценности дети первоначально воспринимают на уровне простых аксиом и правил типа «можно — нельзя», «хорошо — плохо», поэтому важнейшая задача образования — не просто дать ребенку набор норм на уровне знаний, а помочь осмыслить (насытить индивидуальными смыслами), принять ценности как важнейшие собственные жизненные регулятивы и научиться использовать их практически. В этом смысле принятие и осмысление системы общечеловеческих ценностей является содержанием образования.
Согласно работам А. В. Хуторского ценностные ориентиры взрослеющего человека, способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения характеризуют его ценностно-смысловую компетентность. Входя в набор ключевых компетенций, ценностно-смысловая компетентность определяет способность человека к самоопределению в любой деятельности, позволяет овладевать социальным опытом и приобретать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Формирование ценностного отношения к окружающему миру — сложный, длительный и противоречивый социокультурный процесс, особую роль в котором играет период дошкольного детства (Р. С. Буре, Л. В. Безрукова, С. А. Козлова, В. Т. Кудрявцев, Е. А. Кудрявцева и др.). Ценностное отношение к окружающему миру как совокупность сложившихся у ребенка представлений и предпочтений, результата отражения и осмысления явлений внешнего мира, эмоционально окра-
шенных личностным принятием их ценности, важности, значимости для личности, определяет характер детского поведения.
В исследовании Л. В. Безруковой убедительно доказывается, что принятие старшими дошкольниками комплекса общечеловеческих ценностей связано с процессом «врастания» ребенка в культуру человечества, должно быть основано на диалоге с ребенком, а также учитывать особенности детской субкультуры, поскольку ценность группового сознания начинает играть большую роль в старшем дошкольном возрасте (Безрукова, 1999).
В современных исследованиях (В. В. Абраменкова, М. В. Осорина, Р. М. Чумичева и др.) детская субкультура рассматривается в широком смысле как все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми, а также в более узком — как смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения в детских сообществах. В. В. Абраменкова связывает содержание детской субкультуры с любимыми играми, фольклором, детским правовым кодексом, особенностями поведения, любимыми видами деятельности и пр. Дальнейшее изучение особенностей детской субкультуры имеет существенное значение в контексте современной концепции дошкольного детства, так как стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры.
Таким образом, современная культурологическая концепция образования определяет модель воспитания человека культуры в системе общечеловеческих ценностей. Целью воспитания при таком подходе является воспитание духовного облика человека культуры как целостной личности; содержание образования базируется на истинных ценностях мировой и национальной культуры; технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие творческой самореализации личности.
Согласно культурологической концепции образования сущность воспитания человека культуры — в его становлении субъектом. Только овладевая системой деятельностей, задаваемых обществом в процессе воспитания, ребенок развивается как личность, формируется как преобразователь самого себя
(Д. И. Фельдштейн). Не рождаясь личностью, человек развивается как личность именно в ходе освоения деятельностей, выходя за пределы задаваемой деятельности. Подчеркивая эту мысль, Н. Е. Щуркова указывает: «Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект, когда осознается личностный, субъективный смысл культуры и ее значение для жизни в обществе» (Щуркова, 1997: 21).
В современной дошкольной педагогике доказана возможность целостного развития ребенка как субъекта разнообразных видов детской деятельности (Крулехт, 2011). В плане дальнейшего исследования данной проблемы особый интерес представляет содержательный досуг дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Досуг — сложное социальное явление, своеобразный вид деятельности, где интегрируются отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. При этом сущностной характеристикой досуга является творчество. Однако в дошкольной педагогике, практике работы дошкольных учреждений досуг традиционно рассматривался весьма узко — с позиции развлечения ребенка взрослыми. Неоднократно высказывались и сомнения в существовании феномена детского досуга применительно к ребенку дошкольного возраста.
Исследования последних лет убедительно опровергли данную позицию. В диссертациях (Созинова, 2004; Данг Лан Фыонг, 2007) показано, что освоение дошкольниками позиции субъекта детской досуговой деятельности позволяет ребенку успешно овладевать культурой проведения досуга, способствует формированию духовной культуры, приобщению детей к национальной культуре. Содержательная досуговая деятельность удовлетворяет детские потребности в общении с взрослыми и сверстниками, игре как основном виде досуга дошкольника. Позиция субъекта обеспечивает умение ребенка наполнять свободное время содержательной деятельностью как средством развития своего потенциала, что и дает возможность дошкольнику войти в культуру через детское творчество.
Диссертационное исследование А. А. Кру-лехта подтвердило предположение, что в целях приобщения к экономической культуре, формирования основ разумного потребления материальных ресурсов в условиях дошкольного учреждения целесообразна организация детской мини-мастерской для конструирования из «бросового» материала как центра досуга мальчиков (Крулехт, 2009). Модульная организация развивающей среды для экспериментирования, творческого конструирования, утилизации отходов позволяет ребенку занять позицию субъекта деятельности — рачительного хозяина детской мини-мастерской, которая становится любимым местом активного отдыха мальчиков в свободное время. Данная исследовательская работа доказывает, что субъектная позиция дошкольника в значимой для него деятельности творческого характера позволяет накапливать и корректировать социальный опыт ребенка, воспитывая личностные качества гуманистической направленности, необходимые человеку для жизни в современном мире.
Возможность использования разнообразных видов детского досуга как интегративного феномена в системе дошкольного образования в русле концепции целостного развития дошкольника как субъекта деятельности представляет особый научный интерес для дальнейшей работы. В этом плане интересна выполненная под нашим руководством выпускная квалификационная работа Т. Г. Пищиц «Культурно-досуговая деятельность как средство приобщения старших дошкольников к искусству балета» (2012).
Констатирующий этап исследования позволил выявить педагогический потенциал искусства балета как средства культурно-досуговой деятельности старших дошкольников. Анализ его результатов подтвердил, что у детей пяти-шести лет стихийно начинает формироваться интерес к балету, однако отдельные представления и интерес к этому виду искусства дети приобретают в семье. Детские представления об этом виде искусства носят отрывочный и бессистемный характер, что связано с отсутствием систематической работы педагогов детского сада, в практике
которых знакомство с балетом не осуществляется.
Полученные результаты позволяют утверждать, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать балет. Искусство балета соответствует их возрастным особенностям, дети с интересом смотрят спектакли, доступные восприятию (детские балеты, либретто которых основано на сказках). Интерес к просмотру фрагментов из балетного спектакля проявила основная масса детей. Игнорируя балет как доступный детям этого возраста вид искусства, взрослые тем самым обедняют детский досуг. Названные обстоятельства определили цель и содержание формирующего эксперимента, где студенткой была разработана и апробирована оригинальная образовательная программа «Дошколята в мире искусства балета».
Образование должно не просто транслировать нормы и ценности культуры, а обогащать социальный опыт ребенка, позволяя успешно решать задачи активного взаимодействия с окружающим миром. Человек, готовый деятельно присваивать культуру, способен строить свою жизнь, понимая ее высший смысл и непреходящие ценности. Важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность, освоение в ней позиции субъекта.
Приведенные рассуждения подводят к мысли, что образовательный процесс детского сада должен быть наполнен посильными и интересными для ребенка видами деятельности, ориентированными на приобщение к современному миру, ценностям общечеловеческой культуры. Огромным педагогическим потенциалом для этого обладают разные виды культурно-досуговой деятельности, что требует дальнейшей научной работы в данном направлении. В силу возрастных особенностей ребенок-дошкольник не способен к созданию материальных благ, полной самостоятельности в организации своего досуга или истинно творческой деятельности, создающей мировые шедевры, но ценность разных видов детской деятельности для его личности очевидна. Становление его субъектом этих видов деятельности позволит ему выразить себя в деятельности,
самоутвердиться, приобрести массу новых и ярких впечатлений, стать готовым к разнообразным ситуациям реальной жизни за пределами образовательной среды детского сада.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова, О. В. (2004) Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.
Безрукова, Л. В. (1999) Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург.
Голованова, Н. Ф. (2005) Общая педагогика. СПб. : Речь.
Данг Лан Фыонг (2007) Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб.
Зацепина, М. Б. (2005) Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности : автореф. дис. . д-ра пед. наук. М.
Крулехт, М. В. (2011) Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing.
Крулехт, А. А. (2009) Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет : автореф. дис. . канд. пед. наук. Елец.
Крылова, Н. Б. (2000) Культурология образования. М. : Народное образование.
Петерина, С. В. (1986) Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение.
Созинова, М. В. (2004) Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников : автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб.
Титов, Б. А. (1996) Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб. : СПбГАК.
Чумичева, Р. М. (2001) Ценности и правила как способы передачи духовного опыта поколений в период детства // Теория и практика образования в контексте отечественной культуры : тезисы докладов и сообщений VIII международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и дети» 18-20 апреля 2001 г. СПб. : Изд-во СПбГТУ. С. 41-44.
Щуркова, Н. Е. (1997) Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М. : ОЦ «Пед. поиск».
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF CHILDREN’S LEISURE IN THE UPBRINGING OF THE PERSON OF CULTURE M. V. Krulekht (Moscow University for the Humanities)
The article considers the problem of modernization of Russian education; it shows a prospect for its solution on the basis of culturological and holistic approach to person’s upbringing and development. The author reveals the pedagogical potential of the children’s leisure as a means of exposure of the child to cultural values.
Keywords: pedagogical potential, the culturological approach, the integral development of the person, children’s leisure, children of preschool age.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Akulova, O. V. (2004) Kontseptsiia sistemnykh izmenenii shkol’nogo protsessa obucheniia v uslovi-iakh perekhoda k informatsionnomu obshchestvu : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb.
Bezrukova, L. V. (1999) Formirovanie tsennos-tnogo otnosheniia k okruzhaiushchemu miru u star-shikh doshkol’nikov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg.
Golovanova, N. F. (2005) Obshchaia pedagogika. SPb. : Rech’.
Dang Lan Fyong (2007) Vzaimodeistvie detskogo sada i sem’i v organizatsii dosuga detei starshego doshkol’nogo vozrasta : avtoref. dis. . kand. ped. nauk. SPb.
Zatsepina, M. B. (2005) Formirovanie osnov kul’-tury rebenka sredstvami kul’turno-dosugovoi deia-tel’nosti : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M.
Krulekht, M. V. (2011) Problema tselostnogo razvitiia rebenka-doshkol’nika kak sub»ekta detskoi deiatel’nosti. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing.
Krulekht, A. A. (2009) Konstruirovanie iz «bro-sovogo» materiala kak sredstvo vospitaniia osnov kul’tury potrebleniia u mal’chikov 5-6 let : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Elets.
Krylova, N. B. (2000) Kul’turologiia obrazovani-ia. M. : Narodnoe obrazovanie.
Peterina, S. V. (1986) Vospitanie kul’tury pove-deniia u detei doshkol’nogo vozrasta. M. : Prosve-shchenie.
Sozinova, M. V. (2004) Dosugovaia deiatel’nost’ kak sredstvo razvitiia tvorcheskogo potentsiala starshikh doshkol’nikov : avtoref. dis. . kand. ped. nauk. SPb.
Titov, B. A. (1996) Sotsializatsiia detei, podrost-kov i iunoshestva v sfere dosuga. SPb. : SPbGAK.
Chumicheva, R. M. (2001) Tsennosti i pravila kak sposoby peredachi dukhovnogo opyta pokolenii v period detstva // Teoriia i praktika obrazovaniia v kontekste otechestvennoi kul’tury : tezisy dokla-dov i soobshchenii VIII mezhdunarodnoi konfer-entsii «Rebenok v sovremennom mire. Otechestvo i deti» 18-20 aprelia 2001 g. SPb. : Izd-vo SPbGTU. S. 41-44.
Shchurkova, N. E. (1997) Vospitanie: novyi vzgli-ad s pozitsii kul’tury. M. : OTs «Ped. poisk».
Научная жизнь
22 октября 2012 г. в конференц-зале Московского гуманитарного университета председатель Попечительского совета Бунинской премии, ректор университета, профессор И. М. Ильинский и председатель жюри конкурса — народный артист России С. И. Бэлза вручили премии новым лауреатам.
VIII конкурс на соискание Бунинской премии, который в этом году проводился по номинации «Поэзия», привлек, как и в прошлые годы, интерес писателей, литературных журналов, издательств. В Оргкомитет поступило 138 публикаций оригинальных произведений. На торжественной церемонии, которая, как всегда, проходила в день рождения И. А. Бунина 22 октября, были названы лауреаты Бунинской премии 2012 г. Ими стали В. Д. Алейников, М. А. Амелин, М. О. Ватутина, М. В. Кудимова. Жюри приняло решение присудить также две малых Бунинских премии. В этой номинации лауреатами стали В. Н. Попов и Н. А. Сучкова. В номинации «Открытие года» диплом был вручен Ю. А. Мамочевой. Специальной премии Попечительского совета удостоен А. К. Кожедуб (Бунинская премия «За подвижнический труд на благо русской литературы и укрепление культурных связей России и Белоруссии»).